Научная статья на тему 'Динамика пространства в прозе Сигизмунда Кржижановского (на материале повести «Воспоминания о будущем»)'

Динамика пространства в прозе Сигизмунда Кржижановского (на материале повести «Воспоминания о будущем») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
287
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕФОРМАЦИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / ВЫРАЖЕНИЯ / НОВООБРАЗОВАНИЯ / DYNAMICS / SPATIAL RELATIONS / DEFORMATION / LINGUISTIC MEANS OF EXPRESSION / NEW WORDS FORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Караева Лилия Николаевна

Цель данной статьи определить, какие виды деформации пространства встречаются в тексте повести С. Кржижановского «Воспоминания о будущем», а также выявить языковые средства выражения, передающие динамику топоса. Актуальность темы определяется необходимостью описания категории пространства с точки зрения динамики пространственных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of the space in Sigizmund Krzhizhanovsky's prose (based on the novel material "Reminiscence about future")

The purpose of this article is to determine what types of space deformations are detected in the text of the story S.Krzhizhanovsky "Reminiscence about future", and to linguistic means of expression that convey the space dynamics. Relevance of the topic is determined by the need to describe the category of space in terms of the dynamics of spatial relations.

Текст научной работы на тему «Динамика пространства в прозе Сигизмунда Кржижановского (на материале повести «Воспоминания о будущем»)»

3. Ван Дейк Т.А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. - М.: Прогресс, 1988. - С. 153-211.

4. Виноградова Т.Ю. Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект. - Казань, 2004. - С. 63-67.

5. Карпицкий Н.Н. Виртуальность и темпораль-ность // Известия Томского политехнического университета. - 2003. - Т. 306. - № 4.- С. 132-136.

6. КрасныхВ.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций. - М., 2001. - С. 200-201.

7. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. - Волгоград: ВГПУ, «Перемена», 2009.

8. Иванов Л.Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура русской речи. - М.: Азбуковник, 2000 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.faq-www.ru/lingv.htm.

9. Ильин М.В. Слова и смыслы: опыт описания политических понятий. - М., 1997. - С. 14.

10. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. -М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.

11. Миронова Н.Н. Оценочный дискурс: проблемы семантического анализа. - М.: Изд-во РАН. -Т. 56. - №4. - С. 53-59.

12. Серио П. Анализ дискурса во французской школе: дискурс и интердискурс // Семиотика: антология. - М.: Академический проект, 2001. -С. 549-562.

13. Слышкин Г.Г. Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. / под ред. В.И. Карасика, Г.Г. Слышкина. - Волгоград: Перемена, 2000. - С. 38-45.

14. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поли-кодовость, интертекстуальность, интердискурсив-ность: учеб. пособие. - М.: Книжный дом «Либро-ком», 2009. - С. 73.

УДК 811.161.1+81 '42

Караева Лилия Николаевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

lilusha22@mail.ru

ДИНАМИКА ПРОСТРАНСТВА В ПРОЗЕ СИГИЗМУНДА КРЖИЖАНОВСКОГО (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ «ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ»)

Цель данной статьи - определить, какие виды деформации пространства встречаются в тексте повести С. Кржижановского «Воспоминания о будущем», а также выявить языковые средства выражения, передающие динамику топоса. Актуальность темы определяется необходимостью описания категории пространства с точки зрения динамики пространственных отношений.

Ключевые слова: динамика, пространственные отношения, деформация, языковые средства выражения, новообразования.

Идея перемещения в пространстве и во времени не раз становилась основой сюжетов литературных произведений. Повесть С. Кржижановского «Воспоминания о будущем», где рассказано о строительстве главным героем Максимилианом Штерером так называемого «вре-мяреза», по замыслу, предвосхитила созданную на несколько лет позже М.А. Булгаковым пьесу «Иван Васильевич», в которой утверждается та же мысль о создании машины времени. Герой Кржижановского выступает как исследователь проблемы space-time и видит свою цель в следующем: «Вся моя задача сводилась, в сущности, к тому, чтобы пройти по дефису, отделяющему еще time от space, по этому мосту, брошенному над бездной из тысячелетий в тысячелетия» [1, с. 408]. В своей статье мы рассмотрим, какие типы пространства открывает перед читателем текст повести «Воспоминания о будущем», определим способы его деформации, выявим наиболее яркие языковые средства, передающие динамику топо-са в произведении, укажем закономерности изменения пространственных отношений.

Движение - суть поставленной нами проблемы, а также основной принцип работы штереровского

времяреза - перемещение объекта (человека) из эпох в эпохи, с места на место. Формула движения, разработанная главным героем, проста: при изменении переменной «время» меняется переменная «пространство», и наоборот. Обоснование своих гипотез Штерер находит в философских трудах: «Так, по поводу гипотезы о многоосности времени он реминисцирует Лейбница: создатель монадологии, отвечая на вопрос, как при непрерывности материи, заполняющей все пространство, при занятости всех мест возможна перемена мест, то есть движение-- утверждал: единственное движение, возможное внутри такого сплошного мира, - это вращение сфер вокруг своих осей» [1, с. 357]. Опыты над часовыми стрелками в доме отца стали началом пути героя по осуществлению идеи строительства машины времени: «Штерер-младший, производя свой первый опыт, заставил часовые стрелки поменяться осями: минутную на часовую -часовую на минутную. И он мог убедиться. Что даже такая простая перестановка нарушает ход психических механизмов» [1, с. 340].

Итак, динамика - основополагающее свойство повести С. Кржижановского «Воспоминания о бу-

60

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ N° 3, 2012

© Караева Л.Н., 2012

дущем», сюжет которой развивается благодарю движению героя во времени и пространстве, при этом время выступает частью пространства, оно изменяется одновременно с местом пребывания: «Время... подобно лучу, убегающему от своего источника, есть уход от самого себя, чистая безмест-ность, минус из минуса.» [1, с. 352]. Время становится «двигателем» пространства: «Сегодня мне исполнилось двадцать два. Я медлю и медитирую, а тем временем время в борьбе за тему времени выигрывает темп» [1, с. 352]. Темпоральное ускорение происходит: 1) внутри сознания главного героя, его внутреннем пространстве, что выражается в движении мыслей Штерера. Это темпоральное ускорение отражается в использовании в пределах одного предложения слов с семантикой противопоставления как пространственной оппозиции «внешний - внутренний» («Остановившаяся было мысль Штерера, зацепившись за знаки слова, опять пришла в движение» [1, с. 378]); 2) в мире окружающей природы, быстрой смене времени суток, на что указывают хрононимы, которые обозначают время суток в повести («Вечер перешел в ночь» [1, с. 338]); 3) с объектами внешнего мира, примером чему может служить движение поезда, что на языковом уровне отражается в употреблении автором лексики с семантикой быстроты («Они [пассажиры] были похожи на людей, мимо которых пронеслись освещенные окна экспресса, канувшего из тьмы в тьму» [1, с. 391]). Эти резкие переходы из одного пространственного поля в другое объясняются временным ускорением, которое оказывает влияние на соотносительную категорию топоса, наделяя художественное пространство текста свойством динамичности.

В пространстве авторского текста объекты могут не только двигаться с высокой скоростью, но и замедлять свое движение («Движение было медленным, солнце желтым диском перекатывалось от запада к востоку, знакомая обочина дней тянулась от Futurum к РейесШш» [1, с. 417]), а иногда и вовсе останавливаться («.Солнце, взлетевшее было, точно под ударом упругой ракеты, из-за крыш, внезапно метнулось назад. и все, точно натолкнувшись на какую-то стену, там, за горизонтом, остановилось и обездвижилось; лента секунд. застопорилась на каком-то миге, какой-то дробной доли секунды - и ни в будущее, ни в прошлое» [1, с. 413]). Лексика с семантикой ускорения («метнулось»), замедления («было медленным», «перекатывалось», «тянулось») и остановки («остановилось», «обездвижилось») определяет динамические характеристики пространства, а сложная метафора «лента секунд застопорилась на каком-то миге, какой-то дробной доли секунды» создает эффект резкого торможения времени в пространстве и абсолютного отсутствия движения.

С. Кржижановский материализует время, изображая его сквозь призму пространства. Время часто сравнивается с явлениями и предметами реального мира: «.Можно перейти время, как переходят улицу, - можно проскочить меж потока секунд, как проскакивают меж мчащихся колес, не попав ни под одну.» [1, с. 359]. Выражение временных явлений через пространственные номинации позволяет не только наглядно представить эту абстрактную философскую категорию, но и раскрыть ее как динамическую модель жизни, развертывающуюся в пространстве и во времени: «.Прошедшее и будущее превращались лишь в два тротуара одной улицы, проходящим по которой предоставляется идти и по будущей и по прошедшей стороне - кому как удобнее» [1, с. 388].

Рассмотрим, какие виды деформации пространства встречаются в тексте повести «Воспоминания о будущем». Замедление и ускорение времени вызывает сжатие и расширение пространства. Закономерно то, что при ускорении времени происходит сжатие пространства («Он тянул учителя за гири, ощупывал ему его круглое белое лицо, пробирался пытливыми пальчиками внутрь его жесткого и колючего мозга» [1, с. 341]; «Сначала крыши станций опадали круто, потом двугрань их угла стала раздаваться, меняя острый угол на тупой; вместо прямых разбегов шоссе, пересекающих путь, - витиеватые извивы ныряющего под шлагбаум проселка: Россия» [1, с. 376]); а при замедлении времени происходит расширение пространства («Дом, в котором жила семья Штереров, примыкал к горничным плантам, уходящим зелеными квадратами к далекому изгибу Волги» [1, с. 338]). Художественным выражением первого вида деформации является употребление лексики со значением ограничения в пространстве («Под кроватью пансионера Максимилиана Штерера. давно уже завелась импровизированная физико-химическая лаборатория» [1, с. 343]), лексики со значением физиологического или психического состояния человека («Только двое не принимали участия ни в обсуждении, ни в подслушивании: “Макс Ште-рер, огораживающийся книгами и мыслями, и Ихиль Тапчан.”» [1, с. 344], «Пространство, прорываемое мускулами, казалось ему тугим и трудным» [1, с. 396]), специальных слов, называющих определенные объекты тюремного мира («Последующие два с половиной года жизни изобретателя обведены колючей проволокой концентрационного лагеря» [1, с. 370], «В течение долгих месяцев Штерер так и не научился различать друг от друга людей, занимавших нары справа, слева и перед ним.» [1, с. 370]). К языковым средствам, выражающим расширение пространственных координат, следует отнести следующие: указания на место действия («Чахлая Яуза, прятавшаяся подо льдом, невдалеке от обиталища Штерера порва-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2012

61

ла берега и в течение недели-другой пробовала вспомнить, какой она была в те уплывшие века.» [1, с. 364]), детальные описания интерьера («Штерер отыскал в одном из переулков, пересекающих окраинную Хапиловку, достаточно изолированную и тихую квартиру. Это был деревянный, в три крохотных оконца мезонин, две низких комнаты, лестница во двор. В наружной комнате - койка и груда книг... Внутренняя комната, куда никто не допускался, должна была служить обиталищем машине» [1, с. 363]).

Однако, помимо сужения и расширения, следует назвать и другие виды деформации пространства, среди которых удлинение и укорачивание то-поса. Примером удлинения может служить следующий контекст: «Шеренга взгорбий у Кремлевской стены медленно длиннилась» [1, с. 394]. Второй тип деформации доказывают такие строки: «Погруженный в выравнивание дестабилизирующейся машины, я не сразу заметил, что заоконное пространство укорачивается» [1, с. 416]. Лексическим обозначением данных видов изменения пространства являются слова (чаще всего глаголы и прилагательные) со значением протяженности пространства или предметов в пространстве. При этом герой часто воспринимает пространственные локусы и предметы в четких геометрических формах: «Длинный дом. У подъезда рядом с обнаженной спиралью звонка - выпуклый квадрат, заклеенный бумагой» [1, с. 377]; «И в фразах, круглых, как нули, поверенный объяснил, что события Октября. лишают Штерера прав на отказанную ему сумму.» [1, с. 377].

В то же время движимое пространство вокруг главного героя способно разрастаться до космических, неземных, бесконечных размеров («Даже в области грубой пространственной техники мы уже близки к тому, чтобы достигнуть скорости вращения Земли, - стоит удвоить ведущую силу пропеллера, и можно пытаться настигнуть ускользающее за горизонт Солнце» [1, с. 418]; «Окно моей комнаты было открыто.: оно должно было превратиться для меня в окно вагона, мчащегося из эпох в эпохи» [1, с. 410]); либо достигать, по выражению В. Топорова, «минус-пространства», или пустоты («Ихя робко спросил: Вы никогда не гуляете?/ Мне нет никакого дела до пространства, - отрезал Штерер.» [1, с. 346]).

Повесть «Воспоминания о будущем» отражает и нетрадиционные виды деформации: так, порой автор делит пространство, разрезая его на фрагменты («Германский рейхсвер расставлял свои батальоны, отрезая спящие под снегом озими Украины от Москвы» [1, с. 376]; «.Солнце тотчас замедлило свой лет; теперь оно было похоже на теннисный шар, который восток и запад, разыгрывая свои геймы, перешвыривает через мой брандмауэр, как через сетку» [1, с. 412]); иногда границы

между двумя пространствами размываются («Однажды, вызванный вместе с двумя другими к доске, когда на ее отчерченной мелом трети не хватило места для геометрических знаков, решавших чертеж, - Штерер, обозлившись, вдруг снял губкой длинную черту равенства и несколькими ударами мелом дал решение задачи» [1, с. 343]).

Деформация пространства (сужение-расширение, удлинение-укорачивание, бесконечное-пустое) на сюжетном уровне объясняется не только переходами главного героя через возрастные границы и через связанные с этим события жизни (учеба в пансионе, служба в армии, плен), но и сменой внутреннего состояния Штерера (сон, отчаяние достроить машину времени). Отсутствие деформации наступает в момент концентрации героя над строительством времяреза: «Поглощенный работой, Штерер из-за своей единственной вещи, медленно ввеществлявшейся в бытие, не видел иных вещей, жил мимо фактов, скапливавшихся вокруг его трех окон» [1, с. 366]. Изменения в пространстве не сказываются на фигуре главного героя, он остается статичным наедине со своими мыслями, движение и трансформация касаются лишь природы и предметов внешнего мира, что на языковом уровне выражается глаголами со значением однократного действия, а также словоформами с пространственными предлогами: «Между тем заря, подымавшаяся красной опарой где-то там, за каменными грудами домов, переплеснула через кровли, перекрашивая воздух исчерна накрасно. Штерер не покидал своей неподвижности. За решеткой бульвара прогромыхала пустая колымажка, объезжающая мусорные ящики. Меж деревьев заскребла о землю метла. Протащились мимо, глухо колоколя друг о друга, молочные бидоны. Где-то вдалеке заскрежетал на выгибе рельса трамвайный вагон» [1, с. 398]. Особенность языкового стиля автора повести «Воспоминания о будущем» при решении проблемы динамики пространства проявляется в употреблении новообразований, обозначающих пространственные понятия или свойства пространства: безместность, длиннилась, длиннящийся.

Для пространства повести характерна направленность вперед, что доказывается большим количеством сочетаний наречия места с лексемами, имеющими временное значение: «вперед и вперед в грядущее», «дальше и дальше в будущее». Усилительный повтор подчеркивает линейное движение пространства. Временные понятия передаются через метафоры, имеющие в своем составе компонент с пространственным динамическим содержанием: ветер секунд, лента секунд, песок секунд, серая лента дней. В основе построения данных метафор лежит сходство временных понятий - секунд, дней - с явлениями и предметами окружающего мира на основании таких признаков, как быстрота («ветер секунд»), сыпучесть («песок се-

62

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2012

кунд»), протяженность («лента секунд») и характеристика изменения времени («серая лента дней»).

Если попытаться выделить доминанту, определяя ее как «компонент произведения, который приводит в движение и определяет отношения всех прочих компонентов» [2, с. 411], то можно прийти к выводу, что ведущей категорией в данном тексте выступает время. С. Кржижановский прямо высказывает свою позицию относительно пространства, и, возможно, этим объясняется неустойчивость пространственной системы повести, которая смещается то в сферу внутреннего мира, то внешней действительности, а порой и вовсе в поле временных координат: «Вообще к пространству и его содержаниям Штерер относился как неспециалист, равнодушно и сбивчиво, путая просторное с тесным, никогда не мог запомнить, высок или низок потолок в его жилье, и неизменно ошибался в счете этажей» [1, с. 370]. Сюжетообразующая идея движения сквозь пространство лежит в основе называния автором традиционной ученой мысли -машины времени - с помощью таких новообразований, как «времярез», «времякол», «времяруб». В их основе содержится постоянный компонент -«время» - и переменный - чистые корни от глаголов «резать, колоть, рубить». Данные инновации выполняют номинативную функцию, обозначая изобретение главного героя.

Однако все виды деформации в повести объясняются теорией, разработанной Максимилианом Штерером, которая утверждает следующее: «Может быть, именно война, расчертившая землю фронтами, заставила его [Штерера] открыть факт как бы некоей вражды, противонаправленности

времени и пространства» [1, с. 371].

Итак, мы пришли к выводу, что пространство повести «Воспоминания о будущем» динамично и подвергается различным деформациям. Мы выделили такие пространственные изменения, как сужение и расширение, удлинение и укорачивание, развертывание пространства до космических вселенских размеров и сворачивание до ограниченного отдельным предметом, объектом и его внутренним содержанием. Статичную позицию занимает сам повествователь, чью функцию в тексте выполняет биограф Иосиф Стынский, рассказывающий о Максимилиане Штерере как изобретателе время-реза. Для выражения изменения пространственных отношений в произведении используются различные лексические, грамматические, а также художественные средства: лексика со значением ограничения в пространстве, указания на место действия, детальные описания интерьера, предложнопадежные формы с локальным значением, сложные метафоры. Особенностью языка писателя являются многочисленные новообразования, обозначающие пространственные понятия или свойства пространства.

Библиографический список

1. Кржижановский С. Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. Клуб убийц букв. Возвращение Мюнхаузена. Материалы к биографии Горгиса Катафалки. Воспоминания о будущем. Чем люди мертвы. - СПб.: Symposium, 2001. - 701 с.

2. Мукаржовский Я. Литературный язык и поэтический язык // Пражский лингвистический кружок. Сборник статей. - М., 1967.

УДК 8138 : 82 - 053.2 / (81' 38)

Кондратьева Мария Александровна

Московский педагогический государственный университет

kondratjeva.marija@mail.ru

ЭМОТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СРАВНИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ (на материале немецкоязычного публицистического дискурса)

В статье прослеживается частотность употребления сравнительных конструкций, входящих в состав функционально-семантического поля компаративности, как функциональных синонимов, а также предпринята попытка определить, какие из них обладают наибольшим эмотивным потенциалом.

Ключевые слова: эмотивность, эмотивные синтаксемы, эмотивный потенциал, сравнительные конструкции, функционально-семантическое поле.

Разноуровневые языковые средства, обладающие общим семантическим признаком, объединяются и образуют функционально-семантическое поле.

По определению А.В. Бондарко, «функционально-семантическое поле - это двухстороннее (содержательно-формальное) единство, формируемое грамматическими (морфологическими и синтаксическими) средствами данного языка вместе с взаи-

модействующими с ними лексическими, лексикограмматическими и словообразовательными элементами, относящимися к той же семантической зоне» [2, с. 40].

ФСП компаративности также является двусторонним единством. Оно обладает планом выражения и планом содержания, а также имеет центр (ядро) и периферию. Для того чтобы определить, единицы каких уровней составляют ядро и пери-

© Кондратьева М.А., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.