Научная статья на тему 'Динамика морфофункциональных показателей студенток с разной двигательной активностью процессе обучения в ВУЗе'

Динамика морфофункциональных показателей студенток с разной двигательной активностью процессе обучения в ВУЗе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
279
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / STUDENTS / IMPROVING PHYSICAL CULTURE / SPORTS ACTIVITY / PHYSICAL DEVELOPMENT / FUNCTIONAL CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жомин Константин Михайлович, Рубанович Виктор Борисович, Айзман Роман Иделевич

Изучены изменения показателей физического развития и кардиореспираторной системы студенток в зависимости от вида и режима физкультурно-спортивной деятельности в процессе обучения в ВУЗе. Установлено, что занятия в спортивных секциях волейбола, баскетбола и легкой атлетики по 6-8 час в неделю ведут к улучшению физического развития и повышению адаптивных возможностей кардиореспираторной системы. Занятия в основной медицинской группе и ритмической гимнастикой в объеме по 4 часа в неделю не оказывают положительного влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жомин Константин Михайлович, Рубанович Виктор Борисович, Айзман Роман Иделевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamic of Morphofunctional Parameters of Students with Different Motor Activity During Education at the High School

The changes of parameters of physical development and cardiorespiratory system of students depending on type and regime of physical and sports activity during education at high school has been studied. It has been found that training loadings in sports sections of volleyball, basketball, and field athletics for 6-8 hours per week resulted in improvement of physical development and increase of adaptive reserves of cardiorespiratory system. Employment in the basic medical group and rhythmic gymnastics in volume for 4 hours per week does not render positive influence.

Текст научной работы на тему «Динамика морфофункциональных показателей студенток с разной двигательной активностью процессе обучения в ВУЗе»

УДК 61-796 ББК 541

Жомин Константин Михайлович

доцент

кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирский государственный педагогический университет

г. Новосибирск Рубанович Виктор Борисович доктор медицинских наук, профессор

кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирский государственный педагогический университет

г. Новосибирск Айзман Роман Иделевич доктор биологических наук, профессор

кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирский государственный педагогический университет

г. Новосибирск Zhomin Konstantin Michajlovich Docent

Dept. of Anatomy, Physiology & Safety of Life.

Novosibirsk State Pedagogical University.

Novosibirsk Rubanovich Victor Borisovich Doctor of medical sciences,

Professor

Dept. of Anatomy, Physiology & Safety of Life.

Novosibirsk State Pedagogical University.

Novosibirsk Aizman Roman Idelevich Doctor of biological sciences,

Professor

Dept. of Anatomy, Physiology & Safety of Life.

Novosibirsk State Pedagogical University.

Novosibirsk rubanovich08@mail.ru Динамика морфофункциональных показателей студенток с разной двигательной активностью в процессе обучения в ВУЗе Dynamic of Morphofunctional Parameters of Students with Different Motor Activity During Education at the High School

Изучены изменения показателей физического развития и кардиореспира-торной системы студенток в зависимости от вида и режима физкультурноспортивной деятельности в процессе обучения в ВУЗе. Установлено, что занятия в спортивных секциях волейбола, баскетбола и легкой атлетики по 6-8 час в неделю ведут к улучшению физического развития и повышению адаптивных возможностей кардиореспираторной системы. Занятия в основной медицинской группе и ритмической гимнастикой в объеме по 4 часа в неделю не оказывают положительного влияния.

The changes of parameters of physical development and cardiorespiratory system of students depending on type and regime of physical and sports activity during education at high school has been studied. It has been found that training loadings in sports sections of volleyball, basketball, and field athletics for 6-8 hours per week resulted in improvement of physical development and increase of adaptive reserves of cardiorespiratory system. Employment in the basic medical group and rhythmic gymnastics in volume for 4 hours per week does not render positive influence.

Ключевые слова: студентки, оздоровительная физкультурная деятельность, занятия спортом, физическое развитие, функциональное состояние.

Key words: students, improving physical culture, sports activity, physical development, functional condition.

Проблема сохранения здоровья студенческой молодежи, организации оздоровительных мероприятий в условиях ВУЗа является сегодня одной из важных [2]. Известно, что физическая культура и спорт рассматривается как одно из основных средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека [1, 5]. Вместе с тем, далеко не всегда занятия физическими упражнениями оказываются эффективными и несут полноценный оздоровительный эффект [4, 5]. Кроме того, по мнению специалистов, в организации физического воспитания студентов имеются существенные недостатки - не обеспечивается процесс непрерывного физического воспитания в течение всего учебного года, планомерный рост показателей физической подготовленности каждого студента с учетом его индивидуальных особенностей. Все это снижает интерес студентов к занятиям физической культурой и эффективность физического воспитания [8]. В связи с этим в современных условиях, когда уровень здоровья студенческой молодежи становится все ниже, важен поиск путей совершенствования физического воспитания и оценка эффективности различных видов физкультурной и спортивной деятельности студентов в условиях ВУЗа.

Целью работы явилось изучение динамики морфофункциональных показателей студенток с разной двигательной активностью в процессе обучения в ВУЗе.

Методы исследования

Проведено многолетнее наблюдение за пятью группами студенток 1-1У курсов Новосибирского государственного педагогического университета. Было обследовано 118 девушек 17-22 лет, занимающихся физической культурой по программе основной медицинской группы ВУЗа (ОМГ) - 27 чел., ритмической гимнастикой (РГ)- 26 чел., в спортивных секциях - волейболом (В/Б) - 19 чел., баскетболом (Б/Б)- 19 чел. и легкой атлетикой (ЛА) - 27 чел. Объем нагрузок у студенток ОМГ и РГ составил 4 часа, у В/Б - 6 часов, а у занимающихся Б/Б и ЛА - 8 часов в неделю. Обследования проводились в сентябре 2005 г. (первый этап) и 2008 г. (второй этап). Все девушки исследовались в период фолликули-новой фазы менструального цикла.

Определяли основные антропометрические показхатели: длину и массу тела (ДТ, МТ), обхват грудной клетки (ОГК), кистевую и становую мышечную силу (КС, СС). Рассчитывали массо-ростовой индекс Кетле (ИК), кистевой и становой индексы (КИ и СИ). Содержание резервного жира в организме определяли методом калиперметрии, компоненты телосложения оценивали по методике Хит-Картера [7]. Исследование системы внешнего дыхания включало определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ), максимальной скорости потока воздуха на вдохе (МСПВ вд) и выдохе (МСПВ выд), проводение пробы с задержкой дыхания на субмаксимальном вдохе (проба Штанге) и на максимальном выдохе (проба Генча-Сообразе). Рассчитывали жизненный индекс (ЖИ), определяли процент ЖЕЛ от ее должной величины (%ДЖЕЛ).

Показатели сердечно-сосудистой системы (ЧСС и АД) исследовали в состоянии относительного покоя и в условиях выполнения стандартной физической нагрузки мощностью 6 и 10 кГм/мин на 1 кг массы тела. Определяли показатели физической работоспособности (ФР) по тесту PWC170 и максимальную

аэробную производительность (МПК) [3]. Для оценки экономичности и эффективности деятельности сердечно-сосудистой системы рассчитывали индекс Робинсона (двойное произведение) и коэффициент расходования резервов миокарда (КРРМ) [8]. Математическую обработку полученных данных осуществляли с использованием методов статистического анализа. Различия между группами оценивались по ^критерию Стьюдента (для динамических наблюдений в пределах одной группы) и по критерию Вилкоксона-Манна-Уитни для независимых выборок и считались достоверными при р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследования не выявили различий в динамике длины тела студенток обследованных групп. Что касается массы тела, то у девушек, занимающихся в ОМГ и ЛА, МТ за период наблюдений увеличилась на 2,9 и 2,1 кг, а в других группах она фактически не изменялась. В связи с этим у девушек, занимающихся волейболом, баскетболом и ритмической гимнастикой, величины индекса Кетле (ИК) в динамике наблюдений фактически не изменялись, тогда как в ОМГ и у легкоатлеток наблюдалось их увеличение (на 1,2 и 0,7 кг/м2, соответственно) (табл. 1). При этом процентное содержание резервного жира у занимающихся ЛА, Б/Б, В/Б и РГ несколько уменьшилось (на 1,7; 3,0; 0,9 и 0,9%), тогда как в ОМГ увеличилось на 1,9 % и стало существенно выше по сравнению с другими группами, а занимающиеся РГ по величине этого показателя в динамике наблюдений также стали превосходить девушек-спортсменок (р<0,05).

Исследования выявили значительное влияние спортивной деятельности на компоненты телосложения. Так, выраженность эндоморфии у студенток ОМГ за период наблюдений несколько возросла, в то время как у ЛА, Б/Б и В/Б

- значительно уменьшилась, а в группе РГ данный показатель остался без изменений. В связи с этим студентки ОМГ к 4 курсу стали существенно превосходить девушек-спортсменок по выраженности эндоморфного компонента (р<0,05). Согласно полученным данным в группах В/Б, Б/Б и ЛА наблюдалась

повышение мезоморфного компонента телосложения, тогда как у студенток, не занимающихся спортом, величина этого показателя несколько уменьшилась, в связи с чем выраженность мезоморфного компонента телосложения у Б/Б и ЛА на втором этапе исследования стала достоверно выше по сравнению со студентками группы РГ.

Таблица 1

Показатели физического развития студенток с разной двигательной ак-

тивностью (М±т)

Группы по ДА Этап исследования Показатели

ИК, кг/м2 %жира Эктомор- фия Мезомор- фия Эндомор- фия

Баллы

ОМГ Первый 19,9±0,3 24,4±0,3 3,0±0,2 3,5±0,2 4,1±0,1

РГ 20,6±0,6 25,1±0,6 2,7±0,3 3,2±0,2 4,5±0,2

В/Б 19,9±0,5 23,1±0,8 3,3±0,2° 3,4±0,2 3,7±0,1#°

Б/Б 21,6±1,1 25,8±1,0 2,5±0,3 3,4±0,3 4,5±0,3

ЛА 19,6±0,3 22,7±0,3 3,3±0,2° 3,2±0,2 3,6±0,1#°

ОМГ Второй 21,1±0,5 26,3±0,5 2,5±0,2 3,4±0,3 4,5±0,1

РГ 20,5±0,4 24,2±0,4* 2,9±0,2 3,1±0,2 4,1±0,2

В/Б 20,0±0,5 22,2±0,8*#А 3,4±0,3 3,5±0,3 3,6±0,1*#

Б/Б 21,2±0,4 22,8±0,4*#А 2,9±0,2* 3,8±0,2# 3,8±0,1*

ЛА 20,3±0,2 21,0±0,3*# 3,0±0,1* 3,6±0,1# 3,4±0,1*#

Примечание: достоверные различия средних величин: * - по отношению к ОМГ; ° - по отношению к Б/Б; # - по отношению к РГ; л - по отношению к ЛА при Р<0,05.

По данным исследовании показателей внешнего дыхания (табл. 2) на первом этапе отмечены существенно меньшие величины ЖЕЛ в ОМГ по сравнению с другими группами, а у студенток РГ - по сравнению с Б/Б и ЛА (р<0,05).

Анализ результатов ЖИ выявил значительное превосходство легкоатлеток на первом этапе исследования над студентками других групп. В динамике выявлено увеличение изученных величин ЖЕЛ и ЖИ у девушек, занимающихся в спортивных секциях, тогда как у студенток РГ величины изученных показателей остались на прежнем уровне, а в ОМГ даже несколько уменьшились (на 6,6 и 10,9%, соответственно). В связи с этим на 2 этапе исследования девушки ОМГ стали существенно уступать студенткам других групп по величинам ЖЕЛ и ЖИ, а волейболистки, баскетболистки и легкоатлетки - значительно превосходить девушек РГ по показателю ЖЕЛ (р<0,05). При оценке ЖЕЛ относительно должных величин оказалось, что на 1 этапе исследования лишь у легкоатлеток величина этого показателя была выше ДЖЕЛ, а к 4 курсу ЖЕЛ стал превышать ДЖЕЛ во всех спортивных группах.

В динамике исследования показатели МСПВ на вдохе и выдохе у студенток ОМГ снизились на 5,2 и 5,7%, тогда как у девушек, занимающихся РГ и в спортивных секциях, наблюдалось их повышение на 3,2 - 15,5%. Более высокий прирост показателей МСПВ был выявлен в группах ЛА и Б/Б, а меньше всего - в РГ.

Под влиянием учебно-тренировочного процесса в группах В/Б, Б/Б и ЛА обнаружен прирост максимальной продолжительности задержки дыхания на субмаксимальном вдохе и максимальном выдохе на 11,6 - 23,3%, тогда как в группе РГ позитивных сдвигов не наблюдалось, а в ОМГ выявлено снижение изучаемых величин на 5,1 и 11,4%, соответственно. В связи с этим ко второму этапу исследования различия в группах стали достоверными.

Таблица 2

Показатели системы внешнего дыхания у студенток с различной двигательной активностью (М±т)

Показа- тели Этап исследования Группы по двигательной активности

ОМГ РГ В/Б Б/Б ЛА

ЖЕЛ, мл Первый 2953±62 3195±85* 3304±99* 3513±80*# 3441±81*#

Второй 2759±51 3204±52* 3440±78*# 3725±108*# 3733±53*#

ЖИ, мл/кг Первый 55,9±1,3А 57,3±1,8А 59,7±1,5А 57,3±1,9А 64,3±1,3

Второй 49,8±1,0 58,0±1,5*а 62,2±1,5*а 60,5±1,4*а 67,4±0,9*

МСПВ вд, л/с Первый 3,89±0,10 3,80±0,12 4,09±0,15 4,12±0,18 4,30±0,09*#

Второй 3,69±0,09 3,90±0,06* 4,41±0,09*# 4,76±0,14**# 4,78±0,03**#

МСПВ выд, л/с Первый 4,20±0,11 4,13±0,10 4,25±0,14 4,43±0,17 4,39±0,08#

Второй 3,96±0,08 4,29±0,04* 4,42±0,05*# 4,77±0,14*^# 4,53±0,03*^#

% от ДЖЕЛ Первый 90,5±1,5 94,9±2,1 96,5±2,3*а 96,4±1,8*а 102,7±1,3*#

Второй 84,0±1,3 95,9±1,4* 100,4±1,7*а# 102,0±2,4*а# 110,1±1,3*#

Проба Штан- ге,сек Первый 57,5±1,7 58,2±2,8 59,2±3,3 55,2±3,3 60,5±1,9

Второй 54,6±1,2 58,6±0,7* 66,1±3,5*а# 66,0±3,2*а# 74,6±2,1*#

Проба Генче- Сооб- разе, сек Первый 31,0±1,3 28,0±1,3 28,6±1,5 26,7±2,6 31,6±2,4

Второй 27,5±0,8 28,4±0,5 32,4±1,5*а# 32,9±1,1*а# 38,0±2,0*#

Примечание: достоверные различия средних величин: * - по отношению к ОМГ; ° - по отношению к Б/Б; # - по отношению к РГ; л - по отношению к ЛА при Р<0,05.

По результатам исследования показателей системы кровообращения в состоянии относительного покоя оказалось, что на 1 этапе обследования ЧСС у легкоатлеток была достоверно реже, чем у студенток групп В/Б, РГ и ОМГ (табл. 3), а величины ДП были значительно меньше у ЛА и Б/Б по сравнению со студентками РГ (р<0,05). На втором этапе обследования наименее экономичным функционированием в условиях относительного покоя отличались девуш-

ки ОМГ и РГ, о чем свидетельствовали более высокие величины ЧСС и ДП у них по сравнению со студентками спортивных групп.

При изучении сердечно-сосудистой системы в условиях стандартной степ-эргометрической нагрузки установлено, что в динамике наблюдений реакция на нагрузку у спортсменок стала экономичнее по сравнению со студентками ОМГ и РГ. Это подтверждалось уменьшением в группах ЛА, Б/Б и В/Б хро-нотропной реакции сердца на 7,2 - 12,2% и ДП на 10 - 14,9%. В то время в группе РГ результаты фактически не изменялись, а в ОМГ обнаружено увеличение ЧСС и ДП на 8,9 и 14,4%, соответственно.

Более рациональная деятельность аппарата кровообращения при выполнении физической нагрузки у спортсменок по сравнению с контрольной группой и РГ подтверждается и меньшей величиной показателя КРРМ. Так, величины этого показателя в динамике исследования у легкоатлеток, баскетболисток и волейболисток уменьшились на 16,9; 11,8 и 9,5%, причем, различия между группами возросли и стали существенными (р<0,05).

Таблица 3

Показатели адаптации сердечно-сосудистой системы к стандартной физической

нагрузке у студенток с различной двигательной активностью (М±т)

Показа- тели Этап исследования Группы по двигательной активности

ОМГ РГ В/Б Б/Б ЛА

ЧСС, уд/мин Первый 85,2±2,2 93,9±3,3* 88,3±3,4А 81,8±2,6# 78,1±3,0*#

Второй 92,8±2,7 91,3±2,5 83,2±1,4*#а 69,6±2,3*#^а 64,1±1,3*#

ДП, усл.ед. Первый 99,8±3,0 108,7±4,2 102,0±4,5А 97,1±3,6# 89,9±4,1#

Второй 107,7±3,8 104,9±3,5 94,9±2,4*а 80,6±3,0* 73,7±1,8*

ЧСС нагр, уд/мин Первый 160,7±2,0А# 173,6±3,7А 169,1±3,9А 160,3±3,2А 144,0±1,8

Второй 175±2,2АО* 171,4±3,0 156,9±2,5# 140,7±3,0^# 130,6±1,2°*#

ДП нагр, Первый 249,4±5,8А# 270,9±8,3А 261,1±7,4А 253,5±9,2А 220,6±5,0

Второй 285,4±6,2 263,3±6,5* 235,0±5,0*#а 225,0±6,1*а# 187,7±2,4*#

усл.ед.

КРРМ Первый 9,4±0,2 9,7±0,4 9,4±0,3 8,3±0,4*^# 8,3±0,2*^#

Второй 10,3±0,3 9,7±0,3 8,5±0,2*# 7,3±0,2*^# 6,9±0,2*^#

Примечание: достоверные различия средних величин: * - по отношению к ОМГ; ° - по отношению к Б/Б; # - по отношению к РГ; л - по отношению к ЛА при Р<0,05.

Результаты исследования показателей относительной физической работоспособности и аэробной производительности свидетельствуют о том, что уже на первом этапе исследования студентки группы ЛА достоверно превосходили девушек других групп по изученным величинам (табл. 4).

Таблица 4

Показатели физической работоспособности и аэробной производительности у студенток с различной двигательной активностью (М±т)

Группы по ДА Этап иссле- дования Показатели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФР170/кг, кГм/мин/кг МПК/кг, мл/мин/кг

ОМГ Первый 11,0±0,3Л 38,3±0,8Л°

РГ 9,7±0,6Л 35,0±1,8Л

В/Б 10,1±0,4Л 34,1±2,1Л

Б/Б 11,0±0,4Л 34,9±1,2Л

ЛА 13,2±0,3 42,3±0,8

ОМГ Второй 9,6±0,2Л°^ 31,6±0,8Л°^#

РГ 10,0±0,4 35,0±0,9

В/Б 11,3±0,3# 37,4±0,8#

Б/Б 13,7±0,3^# 42,2±0,7^#

ЛА 16,5±0,3°^# 49,2±1,1°^#

Примечание: достоверные различия средних величин: * - по отношению к ОМГ; ° - по отношению к Б/Б; # - по отношению к РГ; л - по отношению к ЛА при Р<0,05.

Анализируя показатели физической работоспособности и аэробной производительности студенток обследуемых групп в динамике, мы выявили увеличение PWC 170/кг на 12,3 - 25,2%, а МПК/кг на 9,5 - 20,8% у студенток, занимающихся легкой атлетикой, баскетболом и волейболом, тогда как в группе РГ они остались на прежнем уровне, а в ОМГ даже уменьшились на 12,6% и 17,4%, соответственно. Так, спортсменки стали значительно превосходить студенток ОМГ и группы РГ (р<0,05). Между группами девушек, занимающихся в спортивных секциях, различия по изученным величинам стали достоверными (табл. 4).

Таким образом, различные виды организованной двигательной активности в условиях ВУЗа не одинаково эффективны для оздоровления студенческой молодежи. У студенток основной медицинской группы в процессе обучения в ВУЗе наблюдается увеличение содержания резервного жира и снижение резервных возможностей кардиореспираторного аппарата, а занятия в группе ритмической гимнастики практически не оказывают положительного влияния на организм занимающихся. В то же время учебно-тренировочные нагрузки в спортивных секциях ведут к оптимизации компонентов телосложения и содействуют повышению адаптивных возможностей дыхательной и сердечнососудистой систем, показателей физической работоспособности и аэробной производительности.

Библиографический список

1. Белкина, Н.В. Физическая культура как составляющая здоровьесберегающего образования в вузе [Текст] / Н.В. Белкина // Физическая культура и спорт в современном обществе: Материалы Всероссийской научной конференции. - Хабаровск: ДВГАФК, 2003. С. 17-20.

2. Жомин, К.М. Морфофункциональные показатели здоровья студентов [Текст] / К.М. Жомин, А.А. Кужугет, В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман // Вопросы интегральной физиологии: выпуск 3. Сборник научных работ. - Красноярск: КрасГМУ, 2010. - С. 35-41.

3. Карпман, В. Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов [Текст]: учебно-методическое пособие /В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерков-ский, И.А. Гудков. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с..

4. Логинов, С.И. Физическая активность: методы оценки и коррекции [Текст]: монография / С.И. Логинов. - Сургут. гос. ун-т. - Сургут: СурГУ, 2005.

- 342 с.

5. Рубанович, В.Б. Основные принципы организации физической культуры [Текст]: монография / В.Б. Рубанович. - Новосибирск: НГПУ, 1997. - 282 с.

6. Рысс, А.А. Оздоровительный эффект организации занятий по физическому воспитанию студентов функциональной направленности [Текст] / А.А Рысс, В.Г. Беспалова, В.П. Чумакова, С.И. Хлопунова, Н.П. Любецкий // Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студенческой молодежи медицинских вузов. - Барнаул, 1989. - С. 52-53.

7. Хит, Б.Х Современные методы соматотипирования / Б.Х. Хит, Дж. Картер // Вопросы антропологии. - 1969. Вып. 33. - С. 19.

8. Чурин, В.Д. О хроноинотропном резерве миокарда [Текст] / В.Д. Чурин // Физиология человека. - 1978. - Т.4.- №3. - С.394-402.

Bibliography

1. Belkina, N.V. Physical culture as a component of healthsaving education in high school [Тех^ / N.V.Belkina //Physical culture and sport in modern society: Materials of All-Russian scientific conference - Khabarovsk: DVGAFK, 2003. P. 17-20.

2. Zhomin, K.M. Morphofunctional parameters of student’s health. [Тех^ / K.M. Zhomin, A.A.Kuzhuget, V.B.Rubanovich, R.I.Aizman // Questions of integral physiology: number 3. Book of scientific papers. - Krasnoyarsk: KrasSMU, 2010. -P. 35-41.

3. Karpman, V L. Investigation of physical working capacity in sportsmen [Тех^ /: textbook / V.L.Karpman, Z.B.Belocerkovskij, I.A.Gudkov - M.: Physical culture and sport, 1988. - 208 p.

4. Loginov, S.I. Physical activity: methods of estimation and correction [Тех^ /: monography / S.I.Loginov - Surgut State University. - Surgut: SurSU, 2005. - 342 p.

5. Rubanovich, V.B. Main principles of physical culture organization [Тех^ / monography / V.B.Rubanovich - Novosibirsk: NSPU, 1997. - 282 p.

6. Riss, A.A. Health effect of organization of lessons on physical education of students towards functional direction [Тех^ / A.A.Riss, V.G.Bespalova, V.P.Chumakova, S.I.Khlopunova, N.P.Lyubetskij // Role of physical culture and sport in formation of healthy life style of students youth in medical high schools. -Barnaul, 1989. - P.52-53.

7. Hit, B.H. Modern methods of somatotyping / B.H.Hit, Dg.Karter // Questions of anthropology. - 1969. Vol. 33. - P.19.

8. Churin, V.D. On chronoinotrophic myocard reserve [Тех^ / V.D.Churin // Human Physiology. - 1978. - V.4. - N.3. - P.394-402.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.