Научная статья на тему 'Влияние занятий физической культурой и спортом на морфофункциональные показатели студенток'

Влияние занятий физической культурой и спортом на морфофункциональные показатели студенток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
714
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
студентки / физкультурно-спортивная деятельность / антропометрия / функциональные показатели кардиореспираторной системы / физическая работоспособность / аэробная производительность / girl students / physical education and sports / Morphometry / functional parameters of cardio-respiratory system / Physical working capacity / aerobic productivity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рубанович В. Б., Жомин К. М.

Изучено влияние разных видов физкультурной и спортивной деятельности в условиях ВУЗа на морфофункциональные показатели здоровья студенток 1-4 курсов. Установлено, что занятия в основной медицинской группе в объеме 4 часа в неделю не оказывает положительного влияния. Оздоровительные занятия ритмической гимнастикой в том же объеме ведут к некоторому снижению резервного жира, а учебно-тренировочные нагрузки при занятиях волейболом, кроме этого оказывают влияние на повышение адаптивных возможностей кардиореспираторной системы и физической работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рубанович В. Б., Жомин К. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS TRAINING ON MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL PARAMETERS IN GIRL STUDENTS Effects of different kinds of physical exercise and sports at university on morphological and functional parameters of the 1st 4th -year girl students was studied. No beneficial effects of exercises in the basic medical group (4 hours per week) were noted. Rhythmic gymnastics (the same amount of time) resulted in a certain decrease of fat reserves, while volleyball training, in addition to that, led to increased adaptability of the cardio-respiratory system and improved physical working capacity.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий физической культурой и спортом на морфофункциональные показатели студенток»

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТУДЕНТОК

В.Б. Рубанович1, К.М. Жомин Новосибирский гос. педагогический университет

Изучено влияние разных видов физкультурной и спортивной деятельности в условиях ВУЗа на морфофункциональные показатели здоровья студенток 1-4 курсов. Установлено, что занятия в основной медицинской группе в объеме 4 часа в неделю не оказывает положительного влияния. Оздоровительные занятия ритмической гимнастикой в том же объеме ведут к некоторому снижению резервного жира, а учебно-тренировочные нагрузки при занятиях волейболом, кроме этого оказывают влияние на повышение адаптивных возможностей кардиореспи-раторной системы и физической работоспособности.

Ключевые слова: студентки, физкультурно-спортивная деятельность, антропометрия, функциональные показатели кардиореспираторной системы, физическая работоспособность, аэробная производительность.

Effects of different kinds of physical exercise and sports at university on morphological and functional parameters of the 1st - 4th -year girl students was studied. No beneficial effects of exercises in the basic medical group (4 hours per week) were noted. Rhythmic gymnastics (the same amount of time) resulted in a certain decrease of fat reserves, while volleyball training, in addition to that, led to increased adaptability of the cardio-respiratory system and improved physical working capacity.

Keywords: girl students, physical education and sports, morphometry, functional parameters of cardio-respiratory system, physical working capacity, aerobic productivity.

Известно, что физическая культура и спорт рассматриваются как одни из основных средств сохранения здоровья, адаптации человека к различным видам деятельности, всестороннего развития и творческого долголетия. На физическую культуру и спорт возлагается важная социальная задача - удовлетворить потребность в физическом развитии [1].

Одна из основных задач физического воспитания в вузе - укрепление здоровья студентов, повышение их работоспособности [9]. Вместе с тем, организация физического воспитания студентов не отвечает требованиям сегодняшнего дня, далеко не всегда занятия физическими упражнениями оказываются эффективными и несут полноценный оздоровительный эффект [7]. Так, например, согласно литературным данным, занятия физкультурой по программам средних и высших учебных заведений зачастую оказываются малоэффективными или вовсе не эффективными [8]. В связи с этим проблема эффективности физкультурно-спортивной деятельности юношей и девушек в условиях ВУЗа является актуальной.

1 Рубанович В.Б.: E-mail: rubanovich08@mail.ru

-48 -

Целью нашей работы явилось изучение влияния занятий физкультурой и спортом в условиях ВУЗа на морфофункциональные показатели студенток.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели было проведено трехлетнее наблюдение за 3 группами девушек (63 чел.), занимающихся физической культурой по программе ВУЗа в основной медицинской группе (ОМГ), ритмической гимнастикой (РГ) и волейболом (В/Б). Объем учебно-тренировочных нагрузок в группах РГ и ОМГ составлял по 4 часа в неделю, в группе В/Б - 6 часов.

Изучали антропометрические показатели - массу и длину тела (МТ и ДТ), окружность грудной клетки (ОКГ), компоненты телосложения, силу сжатия мышц кистей рук и разгибателей мышц спины. Рассчитывали индекс Кетле (ИК)

[3], процентное содержание резервного жира в организме (% жира), кистевой и становой индексы (КИ и СИ). Для оценки системы внешнего дыхания определяли жизненную емкость легких (ЖЕЛ), максимальную скорость потока воздуха на вдохе и выдохе (МСПВ вд/выд), рассчитывали жизненный индекс (ЖИ). Исследовали частоту сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД) в состоянии относительного покоя, в условиях выполнения стандартной степэрго-метрической нагрузки и в период восстановления (3 мин). Определяли показатели физической работоспособности (ФР) по тесту PWC170 и максимальную аэробную производительность (МПК) [5]. Оценивали скорость восстановительного процесса с учетом мощности нагрузки по индексу восстановления (ИВ) [6].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ -ф-

Анализ основных антропометрических показателей в динамике наблюдений выявил некоторые различия между обследуемыми группами. Так, если у студенток ОМГ МТ возросла на 2,9 кг, то у девушек, занимающихся РГ и В/Б, она практически не изменилась.

При этом показатели длины тела в обследованных группах остались на прежнем уровне. Вместе с тем, масса - ростовой индекс Кетле (ИК) в группах волейбола и ритмической гимнастики в динамике наблюдений фактически не изменился, а в ОМГ наблюдалось его увеличение на 1,1 кг/м2 (табл. 1). В то же время, процентное содержание жира в ОМГ увеличилось на 1,9%, а в группах В/Б и РГ этот показатель несколько уменьшился (на 0,9%) и стал достоверно ниже по сравнению с ОМГ (Р<0,05). Что касается мезоморфного компонента телосложения, то величины этого показателя у студенток обследованных групп за период наблюдения практически не изменились.

В результате изучения абсолютных показателей кистевой и становой мышечной силы было установлено, что на первом этапе волейболистки существенно превосходили девушек как ОМГ, так и РГ (табл. 2). В то же время по кистевой силе студентки РГ опережали ОМГ, а по становой - уступали им, хотя и не существенно.

В динамике наблюдений различия между группами еще более возросли. Так у В/Б наблюдалось увеличение изученных показателей кистевой и становой силы

-49-

Таблица 1

Показатели физического развития и компонентов телосложения у студенток с различной двигательной активностью (М±т)

Группы по ДА Этап исследо- вания ИК, кг/м2 %жира Эндоморфия, баллы Мезомор-фия, баллы Эктоморфия, баллы

ОМГ Первый 19,9±0,3 24,4±0,3 4,1±0,1 3,5±0,2 3,0±0,2

РГ 20,6±0,6 25,1±0,6 4,5±0,2« 3,2±0,2 2,7±0,2

В/Б 19,9±0,4 23,1±0,6# 3,7±0,2*# 3,4±0,3 3,3±0,3

ОМГ Второй 21,1±0,3 26,3±0,5 4,5±0,1 3,4±0,3 2,5±0,2

РГ 20,5±0,4 24,2±0,4« 4,1±0,2» 3,1±0,2 2,9±0,2

В/Б 20,0±0,4 22,2±0,6*# 3,6±0,2*# 3,5±0,3 3,4±0,4*

Примечание: * - достоверные отличия между основной группой и волейболом;

• - между основной группой и ритмической гимнастикой;

# - между волейболом и ритмической гимнастикой.

(на 4,3 и 10,4 кг, соответственно), а в ОМГ, напротив, - их уменьшение (на 5 и 12,1 кг, соответственно). У студенток РГ величины изученных показателей практически не изменились. Аналогичная ситуация наблюдалась при изучении относительных показателей мышечной силы.

При изучении показателей внешнего дыхания на первом этапе оказалось, что волейболистки существенно превосходили девушек ОМГ по величине ЖЕЛ (табл. 3).

В динамике наблюдений было отмечено увеличение всех изученных показателей у девушек, занимающихся В/Б, тогда как у студенток ОМГ величины ЖЕЛ,

Таблица 2

Показатели мышечной силы студенток с различной двигательной активностью (М±т)

Группы по ДА Этап исследования Кистевая сила П+Л, кг Кистевой индекс, у.е. Становая сила, кг Становой индекс, у.е.

ОМГ Первый 48,4±1,3 0,91±0,03 83,6±2,4 1,58±0,04

РГ 51,2±1,4 0,92±0,02 79,9±2,7 1,42±0,03«

В/Б 55,8±1,4*# 1,01±0,04*# 92±3,3*# 1,67±0,08*#

ОМГ Второй 43,4±1,2 0,78±0,01 71,5±2,2 1,28±0,03

РГ 51,5+1,2« 0,93±0,01« 80,3±2,4« 1,44±0,03«

В/Б 60,1±1,6*# 1,09±0,03*# 102,4±2,5*# 1,86±0,07*#

Примечание: условные обозначения те же, что в таблице 1

-50 -

Таблица3

Показатели внешнего дыхания студенток с различной двигательной активностью (М±т)

Группы по ДА Этап исследования ЖЕЛ, л ЖИ, мл/кг МСПВ вд, л/с МСПВ выд, л/с

ОМГ Первый 2,95±0,06 55,9±1,2 3,89±0,10 4,20±0,11

РГ 3,19±0,08« 57,3±1,8 3,80±0,12 4,13±0,10

В/Б 3,31±0,10* 59,8±1,5 4,09±0,15 4,25±0,14

ОМГ Второй 2,76±0,05 49,8±1,0 3,69±0,09 3,96±0,08

РГ 3,20±0,05« 58,0±1,5« 3,90±0,06« 4,29±0,04«

В/Б 3,44±0,08*# 62,2±1,5* 4,41±0,09*# 4,42±0,05*#

Примечание: условные обозначения те же, что в таблице 1

ЖИ, МСПВ на вдохе и выдохе значительно уменьшились, а в группе РГ практически не изменились. В связи с этим на втором этапе исследования различия между обследуемыми группами стали достоверны по величинам изученных показателей внешнего дыхания.

Изучение показателей системы кровообращения в условиях относительного покоя выявило в динамике наблюдений снижение частоты сердечных сокращений и уменьшение хроноинотропного показателя у волейболисток и в меньшей степени у девушек РГ, тогда как в ОМГ данные показатели возросли. В связи с этим на втором этапе исследования наименее экономичным функционированием в условиях относительного покоя отличались студентки ОМГ. За 3 года обучения в ВУЗе у девушек лишь при занятиях В/Б существенно уменьшились величины вегетативного индекса Кердо в состоянии относительного покоя, что указывало на усиление ваготонических и ослабление симпатических влияний на сердечный ритм (Р<0,05).

Адаптивная реакция организма на стандартную степ-эргометрическую нагрузку у волейболисток в динамике наблюдений стала более экономичнее и эффективнее (табл. 4), о чем свидетельствовало уменьшение хронотропной реакции сердца (на 7,2%) и ДП (на 10,0%). В то же время в группе РГ данные показатели уменьшились лишь на 1,3 и 2,8%, соответственно, а у девушек ОМГ за период наблюдений показатели ЧСС нагрузки стали больше по сравнению с первым обследованием на 8,9%, а ДП - на 14,4%. Таким образом, на втором этапе исследования величины ЧСС нагрузки и ДП у В/Б стали существенно меньше по сравнению не только с ОМГ, но и с РГ. При этом волейболистки характеризовались более высокими показателями индекса восстановления.

При исследовании физической работоспособности и аэробной производительности было установлено, что на первом этапе некоторым превосходством отличались девушки ОМГ (табл. 5). Однако в динамике наблюдений у них отмечалось

-51 -

Таблица 4

Показатели сердечнососудистой системы к стандартной физической нагрузке у девушек с различной двигательной активностью (М±т)

Группы по ДА Этап исследования ЧСС нагр., уд/мин ДП нагр., у. Е ИВ, у.е.

ОМГ Первый 160,7±2,0 249,4±5,8 8,4±0,2

РГ 173,6±3,7^ 270,9±8,3^ 8,1±0,4

В/Б 169,1±3,9 261,1±7,4 8,7±0,5

ОМГ Второй 175,0±2,2 285,4±6,2 8,2±0,3

РГ 171,4±3,0 263,3±6,5^ 8,2±0,3

В/Б 156,9±2,5*# 235,0±5,0*# 9,6±0,4*#

Примечание: условные обозначения те же, что в таблице 1

значительное снижение показателей ФР170/кг (на 1,4 кгм/мин/кг) и МПК/кг (на 6,7 мл/мин/кг), тогда как у волейболисток наблюдалось их увеличение (на 1,2 кгм/мин/кг и 3,3 мл/мин/кг., соответственно) и они стали существенно превосходить по величинам изученных показателей девушек ОМГ и РГ (Р<0,05). В то же время в группе студенток, занимающихся РГ, положительных сдвигов не наблюдалось, что свидетельствует об отсутствии эффекта занятий данным видом физкультурно-спортивной деятельности в объеме 4 часа в нед. на развитие функциональных возможностей кислородно-транспортной системы организма.

Таблица 5

Динамика показателей физической работоспособности и аэробной производительности студенток с различной двигательной активностью (М±т)

Группы по ДА Этап исследования ФР 170/кг кгм/мин/кг МПК/кг мл/мин/кг

ОМГ Первый 11,0±0,3 38,3±0,8

РГ 9,7±0,6 35,0±1,8

В/Б 10,1±0,4 34,1±2,1

ОМГ Второй 9,6±0,2 31,6±0,8

РГ 10,0±0,4 35,0±0,9^

В/Б 11,3±0,3*# 37,4±0,8*#

Примечание: условные обозначения те же, что в таблице 1

-52 -

ВЫВОДЫ

1. Занятия с разной организованной двигательной активностью в условиях ВУЗа неодинаково эффективны при решении проблемы оздоровления студенческой молодежи.

2. У студенток, занимающихся физической культурой по программе основной медицинской группы, в процессе обучения наблюдается существенное ухудшение всех изученных морфофункциональных показателей здоровья.

3. Физкультурно-оздоровительная деятельность в группе ритмической гимнастики по 4 часа в неделю не несет положительного эффекта, что, видимо, связано с недостаточным объемом тренировочной нагрузки.

4. Занятия волейболом в объеме 6 часов в неделю оказывают положительное влияние на снижение содержания резервного жира, развитие мышечной силы, повышение резервных возможностей кардиореспираторной системы и показателей аэробной производительности студенток.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеевец, В.У. Физическое воспитание и гармоническое развитие личности [Текст] / В.У. Агеевец // Роль физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов и подготовки их к профессиональной деятельности: Сборник научных статей. - Ташкент, 1980. С. 29-38.

2. Апанасенко, Г.Л. Физическое развитие детей и подростков [Текст]: монография / Г.Л. Апанасенко. - Киев: Здоровье, 1985. - 79 с.

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина [Текст]: учеб. для студ. вузов / В.И. Дубровский. - Москва.: Гуманит. изд. центр. ВЛАСОВ, 1998. - 480с.

4. Ендропов, О.В. Валеологические аспекты двигательной активности человека [Текст]: монография / О.В. Ендропов. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 1996. - 230 с.

5. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине [Текст]: учебно-методическое пособие /В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 207 с.

6. Рубанович, В.Б. Валеологические принципы организации физической культуры[Текст]: учебное пособие / В.Б. Рубанович. - Новосибирск: Изд. НИП-КиПРО, 1997. - 165 с.

7. Рубанович, В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой [Текст]: учебное пособие / В.Б. Рубанович. - 2-е изд. доп. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. - 262 с.

8. Руднева, Т.В. Влияние занятий по физическому воспитанию на функциональное состояние организма студенток медиков [Текст] / Т.В. Руднева // Медицинские проблемы физической культуры и спорта. Двигательная активность и физическая работоспособность студентов: Тезисы докладов Всероссийская научно-практическая конференция. - Москва-Конаково, 1988. - С.41.

9. Шкляров С.В. Лекционный курс по физической культуре [Текст]: учебное пособие / С.В. Шкляров, В.Б. Рубанович, Ю.И. Капля, Т.И. Колосова, Е.И. Кони-болотская, Н.К. Федорова, Н.Б. Халухаев, К.М. Жомин. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. - 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.