Научная статья на тему 'Динамические способности и стратегическая архитектура компании'

Динамические способности и стратегическая архитектура компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2017
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПАНИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / РЕСУРСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА / ДЕЛОВЫЕ СЕТИ / МЕЖФИРМЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / DYNAMIC CAPABILITIES / COMPETENCIES / A COMPANY / A COMPETITIVE ADVANTAGE / THE RESOURCE-BASED CONCEPT / STRATEGIC ARCHITECTURE / BUSINESS NETWORK / INTERCOMPANY RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неретина Евгения Алексеевна

В статье обосновывается необходимость формирования и развития современными компаниями динамических способностей и выстраивания своей стратегической архитектуры в целях создания конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамические способности и стратегическая архитектура компании»

УДК 005.72

Е. А. Неретина

ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА КОМПАНИИ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования и развития современными компаниями динамических способностей и выстраивания своей стратегической архитектуры в целях создания конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: динамические способности, компетенции, компания, конкурентные преимущества, ресурсная концепция, стратегическая архитектура, деловые сети, межфирменное взаимодействие.

Abstract. The article substantiates the necessity of formation and development of dynamic capabilities and strategic architecture by modern companies in order to create competitive advantages.

Key words: dynamic capabilities, competencies, a company, a competitive advantage, the resource-based concept, strategic architecture, business network, intercompany relationship.

Все более усиливающееся давление на организации со стороны факторов внешней среды побуждает руководителей искать новые способы преобразований: реформирование, реорганизация, модернизация, реструктуризация и др. Они позволяют компании либо приспособиться к изменяющимся условиям, либо повысить конкурентоспособность, либо открыть для себя новые перспективы.

Опыт успешных зарубежных и отечественных компаний свидетельствует о том, что организационное устройство, характерное для многих фирм в ХХ в., не соответствует требованиям гибкости и адаптивности в условиях нарастающей неопределенности и изменчивости внешней среды. В связи с быстрыми и глубокими изменениями организационные структуры, функциональные системы, производственные механизмы и корпоративная культура таких компаний скорее препятствуют, чем способствуют развитию бизнеса.

Усиление значимости фактора времени, скорости организационных преобразований диктуют необходимость поиска и наращивания компаниями динамических способностей. Под способностью принято понимать потенциал ресурсов в осуществлении определенной задачи или деятельности. Следовательно, ресурсы представляют собой источник способностей компании, которые в свою очередь служат основой создания конкурентного преимущества.

Каждая компания обладает определенными способностями, отличными от других компаний. Присущая организациям неоднородность может быть достаточно устойчивой ввиду обладания ими не обычными, а уникальными ресурсами, которые являются источниками экономических рент. Эта идея является центральной в ресурсной концепции стратегического управления фирмой, получившей признание в 90-х гг. прошлого столетия [1-3].

В рамках данной концепции предпочтение отдается поиску не рикардианских, а шумпетеровских рент (предпринимательских, инновационных). Их получение базируется на принципиально новых знаниях, навыках и технологических способностях.

Современная трактовка ресурсной концепции нашла отражение в концепции динамических способностей фирмы и синонимичной ей, по мнению ряда зарубежных ученых (Д. Тиса, Г. Пизано, Э. Шуена и др.), концепции интеллектуального потенциала фирмы. В ней удачно синтезированы основные положения новой институциональной экономической теории, социологии, теории сетей, согласно которым в качестве источников конкурентных преимуществ компании рассматриваются ее способности эффективно взаимодействовать и интегрироваться с окружающей бизнес-средой, ее инфраструктурой и информационным полем. Согласно концепции динамических способностей, конкурентные преимущества появляются в результате интеграции в компании процессов взаимодействия на индивидуальном (ценности, нормы, привычки, установки, традиции), организационном (корпоративная культура, система ценностей) и межорганизационном (интересы, целевые установки, предполагаемые выгоды, ожидания) уровнях. Полученные на основе интеграции конкурентные преимущества являются основой генерирования «отношенческих» рент.

Способность к изменениям - это главное в концепции динамических способностей. Следовательно, динамические способности организации можно охарактеризовать как ее потенциальные способности обновляться в соответствии с изменениями во внешней среде. Они позволяют объединять, создавать и реконфигурировать внешние и внутренние компетенции компании.

У компаний, использующих концепцию динамических способностей, по-другому выстраивается алгоритм конкурентного поведения. Прежде всего корпоративная стратегия таких фирм базируется на бизнес-процессах, а не на товарах и рынках. Именно трансформация ключевых процессов в стратегические способности, обеспечивающие создание ключевых компетенций и ключевых продуктов, служит основой успеха компании на рынке. Безусловно, для формирования таких способностей она должна делать стратегические инвестиции в человеческие ресурсы, в поддерживающую инфраструктуру и современные информационные технологии. Это позволит связать воедино и размыть границы традиционно сложившихся структурных подразделений и функций управления.

Каждая компания, выстраивая свою гипотетическую структуру, иерархию ресурсов и способностей, должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей целевых рынков. Соответственно, ей необходимо умело себя позиционировать, обращая внимание потребителей на те ценности (выгоды), которые способна обеспечивать им в сравнении с конкурентами.

У организации от рождения должна быть хотя бы одна отличительная способность - врожденная способность. Тем не менее основная часть ее способностей - это приобретенные способности. Их количество и качество зависят от множества факторов, важнейшими из которых являются стратегическая архитектура компании, инновационный потенциал, размеры и структура активов (особенно стратегических), репутация в деловом мире.

В настоящее время стратегическая архитектура организации, т.е. ее внутренние и внешние отношения, имеют решающее значение для возникновения конкурентного преимущества. Стратегическая архитектура позволяет идентифицировать способности компании, возможности их конфигурации в различных областях деятельности как внутри самой фирмы, так и за ее пределами. Она обеспечивает логику действий для осуществления продуктовой и

рыночной диверсификации. Стратегическая архитектура также важна с точки зрения распределения топ-менеджментом компании всех видов стратегически значимых ресурсов. Именно последовательность и особенности механизмов распределения ресурсов, формирование структур управления и адекватной им инфраструктуры делают жизнеспособной компанию и создают управленческую культуру, стиль управления, способные своевременно проводить организационные изменения в соответствии с разработанным перспективным видением. Благодаря этим особенностям стратегическая архитектура не может быть легко скопирована конкурентами.

Стратегическая архитектура также является важным инструментом налаживания эффективных коммуникаций во внешней среде бизнеса. В настоящее время интегрирование и координация различных видов бизнеса позволяют выстраивать новые структуры бизнеса, ориентированные на создание конкурентных преимуществ за счет взаимовыгодного сотрудничества в деловых сетях. Сеть делового сотрудничества компании должна состоять из основного ее бизнеса, играющего центральную роль в сети, а также других видов бизнеса, которые переводятся к другим участникам и являются базовыми для них (рис. 1). Взаимодействия между ними формируют систему кол-лаборативных связей.

Рис. 1. Сетевое взаимодействие субъектов бизнеса

Межфирменное сетевое взаимодействие позволяет его участникам создавать более высокую ценность для потребителей, добавленную стоимость для производителей, разделять и снижать риски неопределенности на рынках и в процессе заключения сделок. Кроме того, оно создает предпосылки для лучшего решения проблем ресурсного обеспечения и эффективного инвестирования за счет более тесного как формального, так и неформального взаимодействия участников деловой сети.

Гибкая специализация, осуществляемая на основе эффективного использования наиболее ценных ресурсов и динамических способностей каждо-

го участника сети, обеспечивает преимущества, связанные с концентрацией усилий на базовых видах деятельности.

Сети делового сотрудничества обычно концентрируются вокруг основного бизнеса, чья роль является основополагающей в сети. При этом отношения в деловой сети могут быть вертикальными, прямыми или обратными по отношению к направлению создания потребительской ценности и добавленной стоимости или горизонтальными, которые складываются между видами бизнеса на одной стадии технологической цепочки.

Взаимоотношения между субъектами деловой сети могут носить мягкий и жесткий характер. К категории мягких взаимоотношений относятся неформальные связи и отношения, основывающиеся на краткосрочных договорных отношениях. Жесткие отношения более формализованы и, как правило, имеют долгосрочный характер. Они базируются на совместном использовании информационных, человеческих, финансовых, инновацион-ных и других ресурсов, технологий, инфраструктуры. Этот тип отношений может также предусматривать разделение властных полномочий и ответственности, долевое участие в капитале и другие способы взаимодействия.

Длительное тесное межфирменное взаимодействие может привести к формированию стратегических альянсов, партнерств, а также к слиянию и поглощению организаций. В реальной практике чаще всего участники деловых сетей стараются сохранить свою независимость.

Основными проблемами в обеспечении эффективного функционирования деловых сетей являются:

- интеграция и координирование;

- географическая отдаленность участников.

В связи с этим успех межфирменного взаимодействия будет в значительной мере зависеть от того, насколько основной бизнес справляется с интеграцией собственных активов и функций с активами и функциями своих партнеров. Это в свою очередь зависит от уровня организации информационных потоков между участниками сети. Современные информационные технологии и Интернет позволяют повышать потенциал информационных связей и обеспечивать эффективное взаимодействие в любых сетевых структурах бизнеса.

Таким образом, динамические способности компании обеспечивают предпосылки для новой конфигурации ресурсов, направленной на создание ключевых компетенций и ключевых продуктов компании, способных обеспечить ее конкурентные преимущества. Они также служат основой формирования уникальной стратегической архитектуры компании.

Список литературы

1. Вернерфельт, Б. Ресурсная трактовка фирмы / Б. Вернерфельт // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2006. - Вып. 1. - С. 103-118. - (Сер. 8, Менеджмент).

2. Грант, Р. М. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии / Р. М. Грант // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2003. - Вып. 3. - С. 43-75. - (Сер. 8, Менеджмент).

3. Зотт, К. Динамические способности и внутриотраслевые различия результатов деятельности фирм / К. Зотт // Российский журнал менеджмента. - 2008. - Т. 6, № 1. - С. 89-130.

Неретина Евгения Алексеевна доктор экономических наук, профессор заведующая кафедрой маркетинга, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева (г. Саранск)

E-mail: ch.marketing@econom.mrsu.ru

УДК 005.72 Неретина, Е. А.

Динамические способности и стратегическая архитектура компании / Е. А. Неретина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 1 (17). - С. 111-115.

Neretina Evgeniya Alekseevna Doctor of economic sciences, professor, head of sub-department of marketing, Mordovia State University named after N. P. Ogaryov (Saransk)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.