Научная статья на тему 'Динамическая оценка гармоничности физического развития детей, начавших обучаться в школе в разном возрасте'

Динамическая оценка гармоничности физического развития детей, начавших обучаться в школе в разном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
313
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ДИНАМИКА МАССОРОСТОВЫХ ПАРАМЕТРОВ / PHYSICAL DEVELOPMENT / DYNAMICS OF BODY MASS HEIGHT INDICES / SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Теппер Елена Александровна, Таранушенко Татьяна Евгеньевна

Представлены данные о динамике антропометрических показателей у детей в течение 10 лет обучения в зависимости от возраста начала обучения в школе. Установлены особенности показателей физического развития и оптимальная динамика массоростовых параметров у школьников, начавших обучение с 7 лет. При поступлении в школу с 6и 8-летнего возраста отмечены изменения в массоростовых показателях и увеличение доли детей с отклонениями в антропометрических параметрах на всех этапах наблюдения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMIC EVALUATION OF HARMONICITY OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DIFFERENT SCHOOL STARTING AGES

The data on the dynamics of anthropometric indices in children during 10 years of their learning, in dependence on the school starting age, are presented. The main features of the parameters of the physical development and optimal dynamics of body mass height indices in children who started school at age of 7 years have been established. In children with school starting age as 6 and 8 years changes in body mass height indices and an increase in the proportion of children with deviations in anthropometric parameters have been noticed at all stages of observation

Текст научной работы на тему «Динамическая оценка гармоничности физического развития детей, начавших обучаться в школе в разном возрасте»

© Е. А. ТЕППЕР, т. Е. ТАРАНУШЕНКО, 2012 УДК 613.955:572.51

Е. А. Теппер, Т. Е. Таранушенко

динамическая оценка гармоничности физического развития детей, начавших обучаться в школе в разном возрасте

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецого, 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1

Представлены данные о динамике антропометрических показателей у детей в течение 10 лет обучения в зависимости от возраста начала обучения в школе. Установлены особенности показателей физического развития и оптимальная динамика массоростовых параметров у школьников, начавших обучение с 7 лет. При поступлении в школу с 6- и 8-летнего возраста отмечены изменения в массоростовых показателях и увеличение доли детей с отклонениями в антропометрических параметрах на всех этапах наблюдения.

Ключевые слова: физическое развитие, школьники, динамика массоростовых параметров

E. A.Tepper, T. E.Taranushenko

DYNAMIC EVALUATION OF HARMONICITY OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DIFFERENT SCHOOL STARTING AGES

Federal State Budget-Financed Education Institution of Higher professional education "Krasnoyarsk State Medical University named after professor V.F. Voyno-Yasenetsky", Ministry of Public Health and Social Development, 1, Partizana Zheleznyaka str., Krasnoyarsk, 660022

The data on the dynamics of anthropometric indices in children during 10 years of their learning, in dependence on the school starting age, are presented. The main features of the parameters of the physical development and optimal dynamics of body mass height indices in children who started school at age of 7 years have been established. In children with school starting age as 6 and 8 years changes in body mass height indices and an increase in the proportion of children with deviations in anthropometric parameters have been noticed at all stages of observation

Key words: physical development, school children, dynamics of body mass height indices

изическое развитие ребенка является ди-

■ / 1намическим процессом изменений морфологических и функциональных признаков растущего организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды. Умение врача правильно оценивать показатели физического развития способствует своевременному выявлению отклонений и проведению оздоровительных мероприятий.

Оптимальным способом оценки физического развития считается сопоставление фактических данных со значениями центильных таблиц, предложенных И. М. Воронцовым. Наряду с этим широко используют шкалу Стюарта, в которой предусмотрено выделение границ 3, 10, 25, 50, 75, 90-го центилей распределения. При этом за норму принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, в интервалах 25-50-75-го центиля. Для скринирующих обследований предложено относить к вариантам нормы характеристики, свойственные 80% популяции и находящиеся в интервале от 25-го до 75-го центиля. К группам внимания (пограничные состояния) можно отнести детей, входящих в диапазон 3-10-го центилей и 90-97-го центилей, а в группу, требующую дополнительного обследования, детей со значениями признака за пределами 3-го и 97-го центилей.

Для корреспонденции: Теппер Елена Александровна, канд. мед. наук, доц. каф. поликлинической терапии, семейной медицины и здорового образа жизни, e-mail: eltepper@mail.ru

Для более полной характеристики и сопоставления отдельных антропометрических показателей используют интегральный подход с оценкой гармоничности физического развития. Заключение о гармоничности развития ребенка дается по результатам выполненных измерений и соответствия их центиль-ным коридорам в таблицах или с учетом сигмальных отклонений (при этом 1 центильный коридор соответствует 1 сигмальному отклонению): гармоничный и соответствующий возрасту, если все антропометрические показатели находятся в пределах 25-75-го центиля" гармоничный с опережением возраста, если полученные результаты соответствуют 90-97-му центилю; гармоничный с отставанием от возрастных нормативов - если данные обследуемого ребенка находятся в пределах 3-10-го центиля.

Для суждения о гармоничности развития с учетом сигмальных отклонений оценивается взаиморасположение точек, соответствующих величине сигмальных отклонений по каждому признаку. Если все показатели укладываются в интервал одной сигмы, развитие считается гармоничным. оптимальное соотношение этих двух показателей обеспечивает совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма [3, 4]. С разными соотношениями длины и массы тела связана разная скорость возрастного созревания. на протяжении всего периода роста и развития детей школьного возраста между длиной и массой тела обнаруживается прямая тесная связь [1].

гармоничность физического развития детей в зависимости от пола и возраста поступления в школу

за весь период обучения

Физическое развитие

Этап обследования, группы низкое среднее высокое

I гармоничное II дисгармоничное III гармоничное IV дисгармоничное V гармоничное VI дисгармоничное Р

1. До поступления в школу:

Девочки

1.1 С 6 лет (п = 79) 2 (2,53) 4 (5,06) 56 (70,87) 1 (1,26) 13 (16,46) 3 (3,80) Рддп = 0 Рш,у = 0

1.2 С 7 лет (п = 157) 2 (1,27) 1 (0,64) 146 (93,0) 1 (0,64) 6 (3,82) 2 (1,27) Рддп = 0 Рш,у = 0

1.3 С 8 лет (п = 19) 3 (15,79) 1 (5,26) 13 (68,42) 1 (5,26) 1 (5,26) - Адп = 0,003 Рш,у = 0

Мальчики

1.1.1 С 6 лет (п = 56) - 5 (8,93) 37 (66,07) 3 (5,36) 11 (19,64) - Рш,у = 0

1.2.1 С 7 лет (п = 117) 2 (1,71) 1 (0,85) 104 (88,89) 3 (2,56) 5 (4,27) 2 (1,71) Р:дп = 0 Рш,у = 0

1.3.1 С 8 лет (п = 9) 2 (22,22) - 5 (55,56) 1 (11,11) 1 (11,11) -

2. По окончании 1 -го класса:

Девочки

2.1

С 6 лет (п = 68) 11 (16,18) 1 (1,47) 45 (66,17) 1 (1,47) - 10 (14,7) Р:дп = 0

2.2 С 7 лет (п = 148) 3 (2,01) 2 (1,34) 140 (94,59) - 3 (2,01) - Р:дп = 0 Рш,у = 0

2.3 5 (23,8) 1 (4,76) 12 (57,14) 1 (4,76) - 3 (14,28)

С 8 лет (п = 21)

р1121 = 0,009 Р№2,2 = 0,95 А,3;2,3 = 0,76 р1121 = 0,46 АД« = 0,96 А,3;2,3 = 0,51 р1121 = 0,66 А«1 =0,92 Р1,3;2,3 = 0,68 Р1121 = 0,54 РТО = 0,99 РТО = 0,51 Р1121 = 0,001 Р1,2;2,2 = 0,56 Р№2,3 = 0,96 Р1121 = 0,42 Л2-22 = 0,504 Р1,3;2,3 = 0,28

Мальчики

2.1.1 С 6 лет (п = 56) - 9 (16,07) 34 (60,71) 8 (14,28) 1 (1,78) 4 (7,14) Рш,у = 0

2.2.1 С 7 лет (п = 105) 2 (1,91) - 96 (91,43) - 7 (6,67) - Р:дп = 0 Рш.у = 0

2.3.1 С 8 лет (п = 10) 2 (20) 1 (10) 5 (50) - 2 (20) -

3. После окончания начальной школы:

Девочки

3.1 С 6 лет (п = 50) 11 (21,56) 2 (3,92) 34 (66,67) 1 (1,96) 2 (3,92) 1 (1,96) Р:дп = 0 Рш.у = 0

3.2 С 7 лет (п = 98) 2 (2,04) - 90 (91,8) - 5 (5,1) 1 (1,02) Р:дп = 0 Рш.у = 0

3.3 С 8 лет (п = 21) 4 (19,04) 1 (4,76) 13 (61,9) - 3 (14,28) - Рддп = 0,012 Рш,у = 0

Мальчики

3.1.1 С 6 лет (п = 51) 11 (21,56) 2 (3,92) 34 (66,67) 1 (1,96) 2 (3,92) 1 (1,96) Р:дп = 0 Рш.у = 0

3.2.1 С 7 лет (п = 104) 3 (2,88) 1 (0,96) 95 (91,34) 1 (0,96) 4 (3,85) - Р:дп = 0 Рш.у = 0

3.3.1 С 8 лет (п = 11) 1 (9,09) - 6 (54,54) 1 (9,09) 2 (18,19) 1 (9,09)

Продолжение

4. Завершение школьного обучения:

Девочки

4.1 С 6 лет (п = 38) 3 (7,89) _ 26 (68,42) 3 (7,89) _ 6 (15,8) Рим = 0

4.2 С 7 лет (п = 94) _ 1 (1,06) 86 (91,5) 2 (2,13) 5 (5,32) _ Рш,у = 0

4.3 С 8 лет (п = 21) 3 (14,29) 1 (4,76) 14 (66,67) 2 (9,52) 1 (4,76) - Р 1,Ш Рш,У = 0 = 0

Мальчики

4.1.1 С 6 лет (п = 37) 8 (21,62) - 25 (67,57) 2 (5,40) - 2 (5,40) Р 1,Ш = 0

4.2.1 С 7 лет (п = 104) 4(3,85) 1 (0,96) 88 (84,61) 5 (4,81) 6 (5,8) Р:,ш Рш,у = 0 = 0

4.3.1 С 8 лет (п = 9) 3 (15,79) - 4 (44,44) - - 2 (22,22)

Примечание. В скобках - проценты.

В случае, если разброс признаков превышает одну сигму, развитие считается дисгармоничным. И наконец, если один признак отличается от другого более чем на 2а, такое развитие расценивается как резко дисгармоничное [1, 2, 4].

Следовательно, в группу риска относят детей: а) с высокой или низкой длиной или массой тела (7-й или 2-й интервал шкалы); б) дисгармоничное физическое развитие при оценке массы тела по длине тела (3-й и 6-й интервалы номограммы); в) если один из параметров (масса или длина тела) при последующих наблюдениях переходит через 1 центильный интервал.

Вопрос о тактике медицинского наблюдения решается индивидуально. Эти дети должны быть под дополнительным наблюдением педиатра с целью выяснения причины выявленных отклонений.

В связи с изложенным целью настоящей работы является оценка гармоничности физического развития в динамике за весь период обучения путем сопоставления показателей массы тела и роста у детей, начавших обучаться в школе в разном возрасте.

Обследование школьников проводилось в типовых школах разных районов Красноярска. Школьный процесс (обучение в первую смену, суточная и суммарная недельная нагрузка, продолжительность урока, продолжительность перемен, число учебных дней в неделю) во всех школах был организован одинаково и не имел существенных различий и по условиям обучения (световой, тепловой и воздушный режимы, подбор мебели соответственно росту). Было обследовано 437 детей. Все дети были разделены на группы: 1-ю группу составили школьники, начавшие обучение в возрасте 6 лет (п = 135), 2-ю группу - в возрасте 7 лет (п = 274), 3-ю - в возрасте 8 лет (п = 28). Возрастные группы формировались следующим образом: детей в возрасте от 5 лет 6 мес до 6 лет 5 мес 29 дней отнесли к 6-летним; от 6 лет 6 мес до 7 лет 5 мес 29 дней - к 7-летним и от 7 лет 6 мес до 8 лет 5 мес 29 дней - к 8-летним.

обследование учащихся проводилось в конце учебного года (апрель-май) и в соответствии с приказами о профилактических осмотрах в декретированных группах детского населения, но дети первого года обучения осматривались 2 раза (осень и весна).

В работе выделены основные этапы наблюдения: 1) до поступления в школу; 2) после окончания первого года обучения; 3) после окончания начальной школы; 4) завершение школьного обучения. Изучение физического развития выполнялось в соответствии с унифицированной методикой [4]. В число исследуемых соматометрических признаков включены: масса тела, длина тела, окружность головы, окружность груди. Индивидуальная оценка физического развития выполнялась по таблицам "Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет" [5]. Сопоставление средних антропометрических данных проводилось по центильным таблицам с учетом возрастных групп [4].

Статистическая обработка проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistika 6.0 и Biostatistika. Достоверность полученных различий в сравниваемых группах определялась с помощью критерия Стьюдента. Сравнение качественных признаков проводилось с помощью вычисления %2 [6].

Результаты представлены в таблице.

При оценке гармоничности физического развития по соотношению длины и массы тела на 1-м этапе обследования (при поступлении в школу) во всех возрастных группах преобладали дети со средним гармоничным физическим развитием, при этом наибольший процент гармонично развитых детей был выявлен среди девочек и мальчиков, начавших обучение с 7-летнего возраста - 93 и 88,9 соответственно. Гармоничные варианты с опережением и отставанием возраста распределились следующим образом: дети с низким гармоничным физическим развитием несколько преобладали в группе школьников, обучающихся с 8-летнего возраста, а дети с высоким гармоничным развитием превалировали

в группе 6-летних первоклассников, что, по-видимому, предопределило их более раннее поступление в школу. Дисгармоничные варианты со всеми особенностями ростовых процессов (опережение, среднее, отставание) регистрировались во всех обследуемых группах с примерно одинаковой частотой.

На 2-м этапе наблюдения (по окончании 1-го класса) во всех группах обследованных детей наибольший процент составили школьники со средним гармоничным физическим развитием. При этом наибольшая доля детей с указанным вариантом наблюдалась у девочек и мальчиков, начавших обучение с 7 лет, - 94,6 и 91,4% соответственно; самый низкий процент детей со средним гармоничным развитием наблюдался у школьников, обучающихся с 8 лет. Не отмечено различий в группах детей с гармоничным развитием и низкими, а также средними значениями длины тела, но у школьников, начавших обучение с 6 лет, при высоких показателях роста снижался процент гармоничных вариантов физического развития (р < 0,001) за счет 3-кратного увеличения доли детей с высоким дисгармоничным развитием. Важно, что эти отклонения были обусловлены преимущественно дефицитом массы тела.

На 3-м этапе наблюдения (окончание начальной школы) вновь был выявлен наибольший процент детей со средним гармоничным физическим развитием во всех обследуемых группах и установлена высокая доля детей с данным вариантом физического развития у школьников, обучавшихся с 7 лет. В группах 6-и 8-летних учащихся среди рассматриваемых вариантов с опережением и отставанием в росте преобладали дети с гармоничным развитием. По сравнению со вторым этапом наблюдения не было значимых различий в распределении детей с разными вариантами гармоничности развития как среди мальчиков, так и среди девочек.

На 4-м этапе наблюдения (к окончанию школы) во всех группах превалировали дети со средним гармоничным физическим развитием при более высокой доли данного варианта у школьников, обучавшихся с 7 лет. Следует отметить высокий процент мальчиков с низким гармоничным развитием

по сравнению с предыдущими этапами наблюдения. Среди отклонений в рассматриваемых вариантах у школьников обоих полов, начавших обучение с 6 и 8 лет, несколько чаще регистрировались высокие дисгармоничные показатели физического развития - 15,8 и 22,2%.

Полученные данные согласуются с данными ранее проведенных исследований, которые выявили уменьшение числа школьников с гармоничным физическим развитием в процессе обучения, что указывало на неблагоприятные тенденции в формировании их здоровья [7].

По нашим данным, отклонения в гармоничности физического развития регистрируются на всех этапах обучения, но более существенные изменения отмечены после окончания 1-го класса в группе учащихся, которые начали обучение с 6- и 8-летнего возраста. Данные изменения сохранялись до окончания школьного образования.

Таким образом, школьники, начавшие обучение с 6- и 8-летнего возраста, требуют более пристального внимания и проведения дополнительных обследований на первом и втором этапах школьного обучения для определения причин дисгармоничности развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: Руководство для врачей. - М.: Династия, 2004.

2. БогомоловаЕ. С., КузмичевЮ. Г., Чекалова С. А. // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 2007. - С. 474-478.

3. Волкова Л. Ю., Копытько М. В., Конь И. Я. // Гиг. и сан. - 2004. - № 4. - С. 42-46.

4. Воронцов И. М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки. - Л., 1986.

5. Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет: Метод. указания: МЗ СССР. - М., 1990.

6. Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ Statistika. - М., 2002.

7. ЯмпольскаяЮ. А. // Педиатрия. - 2005. - № 6. - С. 73-77.

Поступила 28.02.12

Сведения об авторах:

Таранушенко Татьяна Евгеньевна, д-р мед. наук, проф., зав. каф. педиатрии КГМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.