Научная статья на тему 'Дифференциация моделей образовательных услуг в системе высшего образования (на примере лингвистических программ)'

Дифференциация моделей образовательных услуг в системе высшего образования (на примере лингвистических программ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛИ / АНАЛИЗ / EDUCATION / MODELS / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Унжакова Елена Петровна

Проведена дифференциация моделей образовательных услуг в системе высшего образования. Проанализированы факторы, влияющие на прогнозируемые модели образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATION OF EDUCATIONAL SERVICES MODEL IN HIGHER EDUCATION SYSTEM (BY THE EXAMPLE OF LINGUISTIC PROGRAMS)

Models of education services in the system of higher education are differentiated. Factors impacting prediction models for education services are analyzed.

Текст научной работы на тему «Дифференциация моделей образовательных услуг в системе высшего образования (на примере лингвистических программ)»

степени психологически адаптированы к существующим условиям, принимают их такими, какие они есть, и готовы и дальше в этих условиях существовать (хотя на субъективном уровне могут это отрицать).

По результатам исследования было установлено, что на декларативном уровне выявляются достаточно четкие тенденции, указывающие на особенности протекания социальной адаптации в разных возрастных группах. Существуют как общие, так и специфические для всех исследуемых групп характеристики. В частности, было установлено, что:

— существуют различные типы людей, по-разному адаптирующихся к среде, неодинаково выстраивающих свою жизнь и прибегающих к разным стратегиям преодоления жизненных трудностей;

— социально-психологические черты людей всех возрастных групп могут варьировать от высокой степени сохранности личности и мотивов поведения до искажения и даже разрушения личности;

— внутренним источником адаптации являются противоречия между условиями жизне-

деятельности, адаптационным потенциалом и адаптивными потребностями, выраженными на индивидуально-личностном уровне.

Исследование показало, что функционирование и развитие личности протекают в условиях адаптации у всех возрастных групп на различных уровнях: от высокого до низкого. Уровень самодостаточности личности в современных условиях является показателем ее психологической, профессиональной и социальной стабильности и мобильности, определяет успех адаптации, является одним из условий совершенствования социальных отношений в нашей стране.

Примечания

1 Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. 1994. № 4. С. 13-25; Заславская Т.И. Социальный механизм трансформации российского общества // Социологический журнал. 1995. № 3. С. 36-41; Корель Л.В. Социальная адаптация населения Сибири к рынку: критерии и факторы. Новосибирск, 1993.

2 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

Е.П. УНЖАКОВА

соискатель Иркутского государственного лингвистического университета

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере лингвистических программ)

Образование является одним из сложных элементов социально-экономической системы. Несмотря на наличие единых стандартов образования на различных уровнях в системе образования, совокупность получаемых образовательных услуг в течение жизни одного индивида принципиально отличается от другого. На формирование спроса на образовательные услуги влияет не только выбор индивида, но и предпочтения родителей на ранних этапах его жизни. Часть родителей отказывается от услуг детских дошкольных учреждений. Некоторые родители настаивают на продолжении обучения в старших классах, хотя подросток хотел бы поступить в учреждение среднего профессионального образования. На прогнозируемые модели образовательных услуг оказывает влияние и государство. Особенно

сильно его влияние проявляется во введении уровней бакалавриата и магистратуры.

На уровне высшего учебного заведения совокупность образовательных услуг на весь период обучения фиксируется в учебном плане. В результате модель услуг вуза в рамках одной специальности является стандартной. Индивидуализация услуг отсутствует. Однако происходящие изменения во внешней среде не позволят вузам и далее использовать единую модель услуг.

Понятие «модель» имеет широкое значение: образец (эталон, стандарт); изделие, с которого снимается форма; любой образ в виде изображения, описания, схемы, плана1.

Под моделью образования понимается эталон результата в виде знаний и навыков на одном или нескольких уровнях образования,

© Е.П. Унжакова, 2006

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

учитывающий последовательность образовательных услуг для индивида, результат, сформированный на предыдущем уровне образования, и способности к обучению.

Без создания дифференцированных моделей образовательных услуг вузам невозможно выполнять такую специфическую функцию, как поддержка базового и среднего образования. С одной стороны, сегодня в вуз приходят подготовленные абитуриенты из профильных классов, абитуриенты, получавшие дополнительные языковые образовательные услуги, и способные к изучению языков обучающиеся. С другой — растет число выпускников средних школ, которые имеют более низкий уровень языковой подготовки (школы сельской местности) или меняют профиль образования при поступлении в вуз, а также бывших военнослужащих. В 2004/05 учебном году по результатам начального тестирования по иностранному языку (факультет английского языка ИГЛУ) при среднем балле 58 обнаружена группа студентов (9,6%) с количеством набранных баллов 16. Более 12% набрали более 90 баллов.

Результаты тестирования должны быть определяющими при предоставлении студенту модели обучения.

При разработке моделей образовательных услуг необходимо учитывать растущее разнообразие базовых результатов. Введение бакалавриата можно рассматривать не только как негативный фактор (сокращение общего объема образовательных услуг при уменьшении срока обучения до четырех лет), но и как возможность для повышения устойчивой работы вуза. Использование дифференцированных моделей в зависимости от уровня базовых результатов сделает образование при ожидаемой неблагоприятной демографической ситуации более массовым и позволит ввести общее высшее образование для тех студентов, которые не могут освоить образовательную лингвистическую программу; рассматривают обучение языкам как дополнительный инструмент конкурентоспособности на рынке труда, а не как основную специальность; не могут продолжать обучение по семейным обстоятельствам (снижение уровня дохода, болезнь, рождение ребенка и т.п.). Дифференциация степеней образования приводит к следующим моделям образовательных услуг: бакалавр

(общее или профессиональное)-специалист (профессиональное); бакалавр (общее или

профессиональное)-магистр (профессиональное); специалист (профессиональное)-ма-гистр (профессиональное). Дифференциация базовых знаний и навыков, способностей к обучению требует таких моделей услуг, как массовые и элитные.

Структура образовательных услуг должна быть такова, чтобы изменение выбранного уровня результата приводило к минимальным затратам времени и средств на дополнительные образовательные услуги, если между уровнями образования возникает перерыв или появляется возможность смены модели (например, в зависимости от способности к обучению или изменения профессиональной направленности). Основное противоречие в создании этой группы моделей связано с тем, что законодательно высшее образование в РФ является профессиональным.

Это не единственные признаки, на которые необходимо ориентироваться при разработке моделей. При непрофильном бакалавриате реализация моделей бакалавр-специалист сомнительна, так же как и специалист-магистр, но высока вероятность сочетания бакалавр-магистр. С этой точки зрения количество моделей увеличится на две единицы: бакалавр (массовая модель, общий результат)-магистр (массовая модель, профессиональный результат); бакалавр (массовая модель, общий результат)-магистр (элитная модель, профессиональный результат). Необходимость дополнительных образовательных услуг на уровнях «бакалавр», «специалист», «магистр» объясняется разными причинами. В первых двух случаях — низкий уровень подготовки, в третьем — отсутствие преемственности в программах обучения: например, специалист (медицинское образование)-магистр (экономическое) потребует дополнительных услуг в отличие от специалист (экономическое)-ма-гистр (экономическое).

Введение разнообразных моделей в систему образования обусловлено спецификой образовательных услуг. При их оказании в роли объекта выступает обучаемый со своими особенностями и возможностями. В результате объект оказывается активным субъектом модели образовательных услуг и его деятельность из субъект-объектной становится субъект-субъектной. Подготовка студентов к занятию и уровень их знаний могут в значительной мере определить результат занятия. Качество может определяться не качеством

ИзвестияИГЭА. 2006. № 2 (47)

процесса оказания услуги, а потребителем, а иногда и группой потребителей, когда коллективность является необходимой основой производственного процесса: игровые и ролевые формы имеют большое значение при обучении языку, менеджменту, праву.

Влияние «прочего потребителя» на процесс приводит к необходимости несколько модифицировать модель П. Эйглие и Е. Лангеарда, известную в маркетинге как «обслуживание в действии». Такие факторы модели, как материальная среда, к которой можно отнести материально-техническое оснащение вуза, и контактный персонал (профессорско-преподавательский состав), остаются базисными.

К основным моделям образовательных услуг для студентов, поступающих на лингвистические образовательные программы, можно отнести следующие. При продолжении изучения базового языка:

1. «0 + X». Выявление студентов с повышенным базовым результатом. Изучение второго языка с первого курса. Варианты: создание условий для получения степени специалиста за четыре года обучения; изучение третьего и четвертого языков с третьего курса при пятилетнем образовании (элитная модель).

2. «1 + Х4». Традиционные лингвистические образовательные программы для студентов, продолжающих изучать базовый язык; включение услуг по изучению второго иностранного языка со второго курса. Получение степени специалиста.

3. «1 + Х3». При переходе на четырехлетнее образование вторая специализация не связана с изучением второго иностранного языка. Получение второй специализации возможно на условиях очно-заочного (заочного) обучения.

4. «1 + У». Упрощенные лингвистические образовательные программы для студентов, испытывающих трудности с освоением иностранного языка. Получение степени специалиста при сохранении пятилетнего образования и получении второй неязыковой специализации (получение второй специализации возможно на условиях очно-заочного обучения) или бакалавра без дополнительной специализации.

5. «1 = 0 + У3». Отказ от услуг по лингвистическим образовательным программам и

переход к модели общего гуманитарного образования с получением степени бакалавра.

6. «1 = 0 + У4». Отказ от услуг по лингвистическим образовательным программам и переход к иным программам, требующим повышенного уровня результата по иностранным языкам (регионоведение, международные экономические отношения, мировая экономика и пр.).

При изучении небазового языка:

7. «1 + X». Выявление обучающихся с высокими способностями к обучению языкам. Изучение второго языка с третьего курса. Создание условий для получения степени специалиста за пять лет обучения.

8. «1 + X4». Традиционные лингвистические образовательные программы для студентов. Получение степени специалиста при сохранении пятилетнего образования.

9. «1 + X3 = 0 + У3». При переходе на четырехлетнее образование достижение профессионального результата невозможно. Получение степени бакалавра.

10. «1 = 0 + У4». Отказ от услуг по лингвистическим образовательным программам и переход к иным программам, требующим повышенного уровня результата по иностранным языкам (регионоведение, международные экономические отношения, мировая экономика и пр.).

Примечание:

X — получение образования в области лингвистики;

У — получение иной специальности;

0 — выявление высокого уровня способностей и знаний, тестирование в начале первого года обучения;

1 — год обучения, тестирование в конце первого года обучения;

1 = — после первого года обучения студент принимает решение об изменении образовательной программы;

0 + 5(4); 1 + 4(3) — число лет обучения для получения определенного уровня результата соответствующей модели образовательных услуг.

Примечание

1 Энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохорова. М., 2003. С. 817; Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М., 1994. С. 234-235.

Известия ИГЭА. 2006. № 2 (47)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.