Научная статья на тему 'Диалог культур как основа реализации цивилизационного подхода в иноязычном профессиональном образовании медиков'

Диалог культур как основа реализации цивилизационного подхода в иноязычном профессиональном образовании медиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ СФЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибова Н.С., Тарасюк Н.А.

Реализация ФГОС ВО нового поколения требует подготовки компетентных высококвалифицированных кадров, способных гибко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях современного образовательного пространства. Реализация цивилизационного подхода на основе диалога культур является приоритетным направлением в профессиональной подготовке современных медиков в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалог культур как основа реализации цивилизационного подхода в иноязычном профессиональном образовании медиков»

УДК 378.14 - 054.68:61

ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

В ИНОЯЗЫЧНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЕДИКОВ

© 2018 Н. С. Грибова, Н. А. Тарасюк

1 канд. пед. наук, доцент e-mail: natik_48@mail. ru

Курский государственный медицинский университет,

2докт. пед. наук, профессор e-mail: N_A_TARASUK.@,maiL ru

Курский государственный университет,

Реализация ФГОС ВО нового поколения требует подготовки компетентных высококвалифицированных кадров, способных гибко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях современного образовательного пространства. Реализация цивилизационного подхода на основе диалога культур является приоритетным направлением в профессиональной подготовке современных медиков в условиях глобализации.

Ключевые слова: специалист сферы медицинского обслуживания, профессиональное образование, цивилизационный подход, диалог культур.

В соответствии с требованиями современных федеральных государственных стандартов в области здравоохранения современный медик должен уметь обеспечить оказание медицинской помощи в таких видах деятельности, как медицинская, организационно-управленческая и научно-исследовательская. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи: предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических противоэпидемических мероприятий, проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных групп, диагностика заболеваний, диагностика неотложных состояний, оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи и помощи в чрезвычайных ситуациях, а также осуществлять научно-исследовательскую деятельность на основе анализа современных исследований в области медицины [Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, специальность 31.05.01 «Лечебное дело»].

Решение указанных задач представляется актуальным во всех странах, поэтому подготовка специалиста для данной сферы должна осуществляться на высоком профессиональном уровне с учетом международных требований, отражающих общее и специфическое в реализации задач системы здравоохранения в различных странах. В связи с этим представляется значимым выбор адекватных подходов к профессиональной подготовке современных медиков в условиях глобализации.

Учитывая тот факт, что тенденция глобализации находит свое выражение в профессиональном медицинском образовании сегодня и в системах подготовки кадров различных стран, представляется целесообразным избрать в качестве приоритетного цивилизационный подход.

Цивилизационный подход направлен на овладение поликультурными знаниями, умениями, навыками и опытом поликультурного общения в условиях взаимодействия представителей различных цивилизаций с целью решения профессиональных задач. Реализация цивилизационного подхода позволяет формировать у будущего врача правильное восприятие, понимание и интериоризацию наиболее значимых ценностей мирового профессионального медицинского сообщества, что представляется важным в процессе осуществления деятельности как на местном, так и на международном уровне.

В процессе реализации цивилизационного подхода в ходе профессиональной подготовки медиков представляется значимым философская концепция Н.Я. Данилевского, в соответствии с которой выделяются различные виды цивилизаций на основе учета четырех основных элементов: политического, религиозного, общественно-экономического, культурного [Данилевский 2003]. Положения данной концепции представляются актуальными сегодня и должны учитываться при подготовке кадров из различных стран.

В Курском государственном медицинском университете накоплен богатый опыт в сфере профессиональной подготовки кадров для таких стран, как Ливия, Бразилия, Шри-Ланка, Индия, Нигерия, Афганистан, на основе применения цивилизационного подхода. Многообразие представленных стран и культур требует организации процесса профессионального образования будущих медиков на основе осуществления межкультурного диалогового общения с учетом национальной специфики представителей указанных стран. В связи с этим определение общего и специфического в системе подготовки медицинских кадров является приоритетным направлением в осуществлении образовательного процесса. Цель профессионального образования студентов зарубежных стран предполагает не только овладение необходимым профессиональным опытом, но и моделями межкультурного общения, позволяющими будущим специалистам-медикам осуществлять эффективное взаимодействие с представителями медицинского сообщества различных стран мира. В процессе осуществления профессиональной подготовки медицинских кадров на основе цивилизационного подхода особое место уделяется развитию интеллектуального и духовного потенциала будущего врача на основе вовлечения его в межкультурное профессиональное взаимодействие с представителями медицинского сообщества.

Цивилизационный подход позволяет овладеть специфическими проявлениями отдельных культур (западных и восточных). Овладение медицинскими профессиональными знаниями, навыками, умениями и опытом должно осуществляться с учетом следующих национальных особенностей представителей различных культур: национальный характер; восприятие окружающего мира; ценностные ориентации; образцы поведения; обычаи, нормы, роли; социальные отношения [Халеева 2001: 6569]. Цивилизационный подход направлен на формирование цивилизационного сознания будущего врача, обеспечивающего комплексное восприятие глобального мира с учетом единичного и общего у представителей различных стран. Формирование цивилизационного сознания возможно лишь в процессе изучения и проникновения в особенности культуры различных стран в ходе профессиональной подготовки. Указанные структурные признаки представителей западных и восточных культур должны быть включены в содержание профессионального иноязычного образования будущих врачей с целью формирования цивилизационных ориентиров, на которых должно быть основано выполнение ведущих видов профессиональной деятельности современного врача. В процессе профессиональной подготовки будущего врача должен реализовываться диалог культур, который на основе цивилизационного подхода позволяет сформировать у будущих специалистов-медиков ценностные отношения

через овладение профессиональными, личностными, общечеловеческими ценностями на основе проведения сравнительно-сопоставительного анализа наиболее значимых ценностей родной, иностранной и мировой культур в процессе решения задач в сфере профессионального медицинского образования в условиях глобализации [Пассов 2006].

Основными аспектами реализации диалога культур в профессиональной подготовке медиков на основе применения цивилизационного подхода выступают следующие:

1) реализация ценностной направленности образовательного процесса в ходе аудиторной учебной деятельности, самостоятельной работы, научно-исследовательской деятельности и производственной практики; 2) целостное развитие личности будущих специалистов-медиков (формирование профессиональных качеств, личностных качеств, нравственных и духовных основ) в процессе реализации профессионального медицинского образования; 3) овладение различными иностранными языками и их культурным наследием с целью формирования необходимого ценностно-смыслового отношения к наиболее значимым проблемам медицинской профессиональной деятельности; 4) сохранение исторической памяти народа своей страны и народов мира с целью достижения взаимопонимания между представителями различных стран в условиях взаимодействия языков и культур в медицинской сфере.

Реализация диалога культур на основе цивилизационного подхода способствует формированию у будущих медиков адекватного отношения к ценностным картинам мира, к медицинской деятельности в целом и к медицинскому образованию в частности, к субъектам сферы медицинской деятельности в различных странах мира; к многообразию стратегий, тактик, способов и средств, обеспечения поликультурного общения в условиях глобализации.

Процесс профессионального медицинского образования должен быть направлен на овладение системой национальных и мировых ценностей в ходе получения опыта профессиональной медицинской деятельности, результатом которой является не только приобретение профессионального опыта, но и изменение ценностно-смыслового отношения обучающихся к реализации приоритетных профессиональных задач в медицинском образовании.

Будущий медик должен уметь осуществлять сравнительно-сопоставительный анализ систем ценностей в отечественной и зарубежных культурах через их отбор и адекватное представление коллегам в сфере медицинского сообщества.

В процессе профессиональной подготовки медиков на основе цивилизационного подхода имеет место реализация следующих принципов: принцип ценностной ориентации; принцип профессионально-медицинской направленности; принцип культурной рефлексии; принцип профессионально ориентированного медицинского общения.

Технология реализации диалога культур на основе цивилизационного подхода предполагает формирование адекватного ценностно-смыслового отношения к глобальным медицинским проблемам через проведение сравнительно-сопоставительного анализа систем ценностей в различных культурах и овладение знаниями, умениями, опытом, творческими способами профессиональной медицинской деятельности.

Данная технология включает в себя следующие этапы: мотивационный, информационный, аналитический, этап актуализации, продуктивный, творческий и оценочный.

Мотивационный этап нацелен на создание мотивации к созданию ценностной базы и предполагает погружение студентов в поликультурную среду, позволяющую

получить первое представление о системах национальных и мировых ценностей как в профессиональном плане, так и в личностном.

Информационный этап ориентирован на снятие трудностей в процессе проведения более детального знакомства с системами национальных и мировых ценностей и представлений в родной, иностранной и мировой культурах на основе использования профессионально направленных материалов сферы медицинского обслуживания или через осуществление непосредственного профессионального общения с представителями различных стран в медицинской сфере.

Аналитический этап предполагает анализ глобальных медицинских проблем, отраженных в представленных типичных предметах обсуждения; обучающимся дается установка на анализ конкретных проблем медицинской направленности с целью установления общего и отличительного в ценностях, нормах и правилах поведения представителей различных культур.

Этап актуализации предусматривает вовлечение студентов в конкретную проблемную ситуацию медицинской направленности в различных культурах, в процессе решения которой обучающиеся вынуждены выражать свое ценностно-смысловое отношение к рассматриваемой медицинской проблеме и предлагать возможные способы их решения в различных культурах.

Продуктивный этап предполагает дальнейшее обогащение ценностно-смысловой сферы личности студентов-медиков посредством проведения глубокого социокультурного анализа предложенной профессионально направленной медицинской ситуации и предложения собственных аналогичных ситуаций, демонстрирующих общее и отличительное в ценностях, нормах и правилах поведения у представителей родной и иностранной культур и их соотнесение.

Творческий этап направлен на закрепление адекватного ценностно-смыслового отношения к профессиональной составляющей в медицинской сфере и предусматривает вовлечение студентов-медиков в различные виды деятельности с целью нахождения наиболее оптимального способа решения медицинской проблемы в конкретно заданной ситуации.

Оценочно-корректировочный этап включает в себя проведение оценочной и корректировочной деятельности, направленной на определение адекватности предложенных студентами способов решения медицинской проблемы.

Основными педагогическими условиями формирования профессиональной готовности будущих медиков к реализации ценностных отношений в профильном обучении являются следующие:

1) погружение в иноязычную образовательную среду в сфере медицинского обслуживания, что является первостепенным условием реализации цивилизационного подхода;

2) вовлечение студентов в проектную деятельность не только с отечественными, но и с зарубежными партнерами в медицинской сфере;

3) использование телекоммуникационных технологий, демонстрирующих принятые модели вербального и невербального поведения врачей восточной и западной культур;

4) использование специальной системы заданий, отражающей основные этапы цивилизационного подхода;

5) комплексная реализация аудиторной работы, самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности.

Реализация диалога культур на основе цивилизационного подхода является комплексной многоаспектной проблемой, которая требует своего постоянного решения на различных этапах профессиональной подготовки, поэтому представляется

целесообразным применение данного подхода не только в системе высшего образования, но и в системе повышения квалификации и переподготовки медицинских кадров.

Библиографический список

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М.: Известия, 2003. 607 с.

Пассов Е.И. Сорок лет спустя, или Сто и одна методическая идея. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. 244 с.

Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования. М.: Еврошкола, 2003. 406 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 года. № 95).

Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М.: МГЛУ, 2001. 210 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.