Научная статья на тему 'Реализации высшего профессионального образования в условиях глобализации'

Реализации высшего профессионального образования в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL PEDAGOGIC TRAINING / GLOBALIZATION / COMPETENCE APPROACH / PROBLEM-SOLVING APPROACH / SOCIAL AND CULTURAL APPROACH / PROBLEM-MODULE TECHNOLOGY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина И.В., Тарасюк Н.А., Поздняков А.В.

Статья посвящена рассмотрению специфики организации профессионального образования в условиях глобализации. Авторы статьи представляют наиболее значимые подходы, обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки педагогических кадров в поликультурном взаимодействии. К числу наиболее приоритетных подходов относят: компетентностный, проблемно-деятельностный, социокультурный и другие. В качестве значимой технологии, обеспечивающей реализацию профессионального педагогического образования, предлагается проблемно-модульная технология. Предлагаемая технология базируется на алгоритме, включающем в себя следующие шаги: проблематизация; актуализация профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения учебной работы; формирование и развитие опыта по реализации типичных видов деятельности будущего специалиста; планирование целей, содержания, педагогических условий, самостоятельное создание проектов реализации авторских вариантов выполнения типичных видов деятельности магистранта, их презентацию; оценку качества исследовательской и учебной деятельности, а также самооценку. Интеграция всех указанных подходов и проблемно-модульной технологии позволяет осуществить подготовку современного выпускника высшей школы в условиях глобализации на высоком международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина И.В., Тарасюк Н.А., Поздняков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Higher Professional Education in the Conditions of Globalization

The article deals with the problem of professional pedagogic training in the conditions of globalization. The authors offer the main approaches which provide the effectiveness of this process in the multicultural interaction. The main approaches include: competence-based, problem-solving, social, cultural and others. The problem-module technology includes the following stages: the setting of the problem, actualization of the knowledge and skills, getting the actual experience in the typical kinds of the activities, planning of the aims, contents, conditions of the educational process, creating the projects, presentation of the projects, estimation of the quality of the projects (including self-estimation). The integration of all the approaches and the represented technology provides a high level of the professional pedagogic training in the conditions of globalization.

Текст научной работы на тему «Реализации высшего профессионального образования в условиях глобализации»

196

УДК 378.147 ББК 74.489

РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

| И.В. Ильина, Н.А. Тарасюк, А.В. Поздняков

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению специфики организации профессионального образования в условиях глобализации. Авторы статьи представляют наиболее значимые подходы, обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки педагогических кадров в поликультурном взаимодействии. К числу наиболее приоритетных подходов относят: компетентностный, проблемно-деятельностный, социокультурный и другие. В качестве значимой технологии, обеспечивающей реализацию профессионального педагогического образования, предлагается проблемно-модульная технология. Предлагаемая технология базируется на алгоритме, включающем в себя следующие шаги: проблемати-зация; актуализация профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения учебной работы; формирование и развитие опыта по реализации типичных видов деятельности будущего специалиста; планирование целей, содержания, педагогических условий, самостоятельное создание проектов реализации авторских вариантов выполнения типичных видов деятельности магистранта, их презентацию; оценку качества исследовательской и учебной деятельности, а также самооценку. Интеграция всех указанных подходов и проблемно-модульной технологии позволяет осуществить подготовку современного выпускника высшей школы в условиях глобализации на высоком международном уровне.

Ключевые слова: высшее профессиональное педагогическое образование; глобализация, компетентностный подход, проблемно-деятельностный подход, социокультурный подход, проблемно-модульная технология.

IMPLEMENTATION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

I I.V. Ilina, N.A. Tarasyuk, A.V. Pozdnyakov

Abstract. The article deals with the problem of professional pedagogic training in the conditions of globalization. The authors offer the main ap-

proaches which provide the effectiveness of this process in the multicultural interaction. The main approaches include: competence-based, problem-solving, social, cultural and others. The problem-module technology includes the following stages: the setting of the problem, actualization of the knowledge and skills, getting the actual experience in the typical kinds of the activities, planning of the aims, contents, conditions of the educational process, creating the projects, presentation of the projects, estimation of the quality of the projects (including self-estimation). The integration of all the approaches and the represented technology provides a high level of the professional pedagogic training in the conditions of globalization.

Keywords: professional pedagogic training, globalization, competence approach, problem-solving approach, social and cultural approach, problemmodule technology.

Реализация ФГОС ВО требует

подготовки компетентностных высококвалифицированных кадров, способных быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях современного образовательного пространства, готовых адекватно отвечать на вызовы XXI века в условиях глобализации. Национальная доктрина российского образования определяет ведущие цели обучения и воспитания будущего гражданина России и пути достижения этих целей на основе использования инновационных подходов и технологий.

Цель данной статьи заключается в освещении приоритетных подходов и технологий, обеспечивающих эффективность профессионального педагогического образования в условиях глобализации.

На современном этапе развития российского образования в условиях взаимодействия представителей профессионального сообщества различных стран и культур представляется необходимой разработка номенклатуры подходов, определяющих эффективность функционирования профессио-

нального педагогического образования, отвечающего потребностям общества.

Учитывая компетентностную парадигму современного профессионального образования в целом и педагогического образования в частности, представляется целесообразным избрать в качестве ведущего компе-тентностный подход, обеспечивающий высокий уровень сформирован-ности общекультурных и профессиональных компетенций. В этой связи значимой является позиция Е.В. Бондаревской, которая утверждает, что компетентностный подход в современном профессиональном образовании превращается в общественное явление, претендующее на роль концептуальной основы [1, а 87].

Компетентностный подход становится теоретико-методологической основой модернизации отечественного образования, что предполагает комплексное владение наиболее значимыми общекультурными и профессиональными компетенциями. Структура компетенций является базовой для конструирования методов организации образовательного процесса.

197

ВЕК

198

Реализация компетентностной парадигмы современного профессионального образования тесно связана с проблемно-деятельностным подходом, в процессе осуществления которого происходит поэтапная постановка перед студентами проблем в узко специализированной сфере не только с целью приобретения опыта профессиональной деятельности, но и развития необходимых личностных и профессионально значимых качеств.

Реализация проблемно-деятель-ностного подхода проходит в ходе профессиональной деятельности, направленных на решение типичных профессиональных задач, на мотивацию к саморазвитию, на удовлетворение познавательных потребностей студентов.

Проблемность является основной характеристикой указанного подхода. Студенты решают различные профессиональные проблемы с помощью системы профессиональных средств. Обучающиеся погружаются в проблемные ситуации, решение которых требует овладения средствами профессиональной деятельности в специально созданной образовательной среде. Наибольшая эффективность проблемно-дея-тельностного подхода в обучении достигается в результате активной, самостоятельной, сознательной, творческой профессиональной деятельности.

Во время деятельности осуществляется процесс формирования личности, так как «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется [2, а 120].

В условиях глобализации особую значимость приобретает социокультурный поход, позволяющий будуще-

му специалисту эффективно осуществлять профессиональное взаимодействие с представителями Востока и Запада. Представитель современного профессионального сообщества России должен уметь осуществлять профессиональное поликультурное взаимодействие на основе сравнительно-сопоставительного анализа типологических характеристик различных профессиональных культур. Сегодня является актуальным развитие у будущих специалистов умения достойно представить свою страну и свои достижения в профессиональной сфере в условиях поликультурного сотрудничества.

Социокультурный подход направлен на овладение социокультурными знаниями, умениями, навыками и социокультурным опытом в условиях поликультурного взаимодействия. Результатом реализации социокультурного подхода является социокультурная компетенция [3, а 20].

Для эффективной реализации приоритетных целей профессионального образования в условиях глобализации особую актуальность приобретает концепция И.И. Халеевой, основанная на обязательном учете в ходе современного профессионального педагогического образования основных категорий, положенных в основу отличия культур Востока и Запада. В своей структурированной общности они образуют специфический профиль отдельно взятой культуры и называются структурными признаками. К таким признакам относятся следующие: национальный характер, базисная личность; восприятие окружающего мира; переживание времени; ценностные ориентации; образцы поведения; обычаи, нормы, роли; социальные отно-

шения. Указанные категории должны стать базой содержания профессионального педагогического образования в условиях взаимодействия различных языков и культур.

Модернизация системы профессионального образования в современной России выдвигает на первый план проблему подготовки нового поколения кадров, способных на основе интеграции в мировое профессиональное сообщество сохранять традиции своей страны, свои национальные интересы, ценности с целью улучшения качества жизни россиян. В этой связи возрастает роль аксиологического подхода, который обладает огромным потенциалом при реализации воспитательных задач в профессиональном образовании. Аксиологический подход является методологической основой реализации ценностной парадигмы образования, направленной на овладение системой национальных и мировых ценностей, определяющих правильное ценностно-смысловое отношение будущего профессионала к своей деятельности.

Осуществление взаимодействия представителей профессиональных сообществ различных стран требует усиления роли аксиологического подхода как одного из приоритетных в процессе подготовки профессиональных кадров в России. В процессе профессионального образования необходимо осуществлять передачу не только профессиональных ценностей, но и общечеловеческих ценностей, которые будут являться основой осуществления профессионального взаимодействия в условиях глобализации.

В процессе профессионального педагогического образования должна реализовываться следующая последовательность передачи профессио-

нальной педагогической культуры: знать — уметь — творить — хотеть. Содержание всех указанных составляющих профессиональной педагогической культуры основывается на ценностной доминанте. Среди наиболее значимых профессиональных ценностей в условиях глобализации целесообразно выделить следующие: профессиональный долг, патриотизм, ответственность, честность, служение людям, творчество, мастерство, креативность, субъектность, эмпатия и др.

В условиях глобализации особое место приобретает роль профессиональной культурообразующей среды. В этой связи представляется актуальным средовой подход [3, с. 49]. Данный подход позволяет расширить границы интересов современного профессионального образования, включая в нее окружающую действительность в качестве источника, движущей силы развития личности будущего профессионала.

В условиях глобализации увеличивается степень сложности профессиональных задач, что требует введения новых образовательных технологий. Наиболее адекватной в современных условиях является интегративно-модульная технология формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Данная технология базируется на алгоритме, включающем в себя следующие шаги: проб-лематизация; актуализация профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения учебной работы; формирование и развитие опыта по реализации типичных видов деятельности будущего специалиста; планирование целей, содержания, педагогических технологий и условий, самостоятель-

200

ное создание проектов реализации авторских вариантов выполнения типичных видов деятельности магистранта, их презентацию; оценку качества исследовательской и учебной деятельности, а также самооценку [5].

Предлагаемая в данном исследовании технология является проблемно-модульной. Основными ее характеристиками являются «сжатие» и «модульность». Данные характеристика направлены на обеспечение мобильности, проблемности, продуктивности и творческой направленности образовательного процесса.

Проблемно-модульная технология применятся сегодня в высших учебных заведениях России, Германии, Англии, США Основой указанной технологии являются проблемные задания, которые выполняются в процессе овладения образовательными модулями. Под модулем понимается формирование самостоятельной планируемой единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенной цели [6, с. 17].

Применение образовательных модулей имеет ряд преимуществ:

1) модуль разбивается на простейшие элементы, что значительно облегчает образовательной процесс;

2) модуль представляет собой автономные порции учебного материала, которые могут гибко интегрироваться в зависимости от специфики решаемых задач;

3) модуль может модифицироваться в зависимости от успешности продвижении обучающегося в образовательном процессе;

4) модуль может расширяться и дополняться в зависимости от специфики конкретной образовательной деятельности;

5) модуль строится на проблемных задач, решение которых способствует активизации мышления.

Проблемно-модульная технология включает в себя следующие основные компоненты:

1) принятие преподавателем и обучающимся комплексной, сложной цели обучения, решение которой требует активизации педагогической рефлексии;

2) активное изучение обучающимися содержания модуля в процессе на основе применения активных методов и форм обучения;

3) гибкий контроль и оценка учебных достижений и прогресса в изучении модуля не только преподавателем, но и самим обучающимся;

4) консультирование обучающихся друг другом (взаимообучение) и преподавателем с целью ликвидации информационных пробелов, необходимых для решения проблемной профессиональной задачи;

5) самостоятельное проведение обучающимися исследовательской деятельности в рамках решения проблемной профессиональной задачи (индивидуально или в малых группах);

6) оцениваем, самооценивание, взаимооценивание и оценивание преподавателем результатов работы по освоению модуля в процессе выполнения проблемных заданий;

7) проведение рефлексивно-корректировочной деятельности с целью совершенствования полученных результатов.

Таким образом, интеграция всех указанных подходов и проблемно-модульной технологии позволяет осуществить качественную подготовку современного выпускника высшей школы на международном уровне.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 8.

И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентиро-ванное образование: опыт разработки парадигмы [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РПГУ, 2004. - 186 с. 1.

2. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.

3. Сысоев, П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях поликуль- 2. турного образования [Текст] / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2004.

- № 4. - С. 14-20.

4. Белозерцев, Е.П. Культурно-образователь- 3. ная среда как философско-педагогический феномен [Текст] / Е.П. Белозерцев, И.Б. Стояновская // Материалы Междунар. 4. науч.-практ. конфер. «Средовой подход в образовании», 9-11 января 2003 г. Ч. II. -

Н. Новгород: НФ УРАО, 2003. - С. 48-52.

5. Ильина, И.В. Проектирование теоретической модели организации самостоятельной работы будущих переводчиков [Текст] / И.В. Ильина // Ученые записки. Электрон- 5. ный научный журнал Курского государственного университета. - № 4 (24). - 2012. Часть 1 [Электронный ресурс]. - URL: 6. http://scientific-notes.ru/pdf/021-024pdf (дата обращения: 16.04.2016). 7.

6. Гольдшмидт, Б. Модульное обучение в высшей школе [Текст] / Б. Гольдшмидт,

М. Гольшмидт // Высшее образование. - 8. 1972. - № 2. - С. 15-32.

7. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Ю.С. Мануйлов. - М., 1998.

Халеева, И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи [Текст] / И.И. Халеева. - М.: Высшая школа, 1989. - 238 с.

REFERENCES

Belozertsev E.P., Kulturno-obrazovatelnaya sreda kak filosofsko-pedagogicheskiy fenomen, Proceedings of the International Conference Jannvary 9-11 2003 g., Nignii Novgorod, 2003, pp. 48-52. (in Russian) Bondarevskaya E.V., Lichnostno-orien-tirovannoe obrazovanie: opyt razrabotki paradigmy, Rostov-na-Donu, 2004, 186 p. (in Russian)

Goldshmidt B., Goldshmidt M., Modulnoe obuchenie v vyshei shkole, Vysshee obrazovanie, 1972, No. 2, pp. 15-32. (in Russian) Ilina I.V, Proektirovanie teoreticheskoi modeli organizatsii samostoyatelnoi raboty budush-chikh perevodchikov, Uchenye zapiski, Elek-tronnyi nachnyi zhurnal Kurskogo gosudarst-vennogo universiteta, No. 4 (24), 2012, Part. 1, available at: http://scientfic-notes.ru/pdf/021-024.pdf (accessed: 16.04.2016) (in Russian) Khaleeva I.I., Osnovy teorii obuchen: a po-ninaniyu inoidzichnoy rechi, Moscow, Vis-shia Skola, 1989, 238 p. (in Russian) Leontev A.A., Psikhologiya obshcheniya, Moscow, Smysl, 1997, 365 p. (in Russian) Manuylov Yu. S., Sredovoipodkhod v vospi-tanii, Extended abstract of ScD dissertation (Pedagogy), Moscow, 1998. (in Russian) 201 Sysoev P. V., Kulturnoe samoopredelenie obuchayushchikhsya v usloviyakh polikul-turnogo obrazovaniya, Inostrannye yazyki v shkole, 2004, No. 4, pp. 14-20. (in Russian)

Ильина Ирина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, кафедра непрерывного профессионального образования, Курский государственный университет, fprkursk@ yandex.ru Ilyinа I.V., ScD in Pedagogy, Professor, Chairperson, Department of Continuing Professional

Education, Kursk State University, fprkursk@ yandex.ru Тарасюк Наталья Александровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра преподавания иностранных языков, Курский государственный университет, n_a_tarasuk@mail.ru Tarasyuk N.A., ScD in Pedagogy, Professor, Department of Teaching Foreign Languages, Kursk State

University, n_a_tarasuk@mail.ru Поздняков Алексей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии

образования и социальной педагогики, fprkursk@ yandex.ru Pozdnyakov A.V., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Education Psychology and Social Pedagogy, fprkursk@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.