Научная статья на тему 'Диалектика ценностей в контексте корпоративной культуры'

Диалектика ценностей в контексте корпоративной культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
610
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Левицкая П. В.

Данная статья посвящена проблеме взаимного влияния ценностей в контексте корпоративной культуры. Автор проводит анализ базовых понятий, раскрывающих суть данной проблемы. В статье систематизированы основные уровни и модели взаимодействия различных типов ценностей в процессе формирования корпоративной культуры. Автор рассматривает широко распространенные типы конфликтов ценностей и сопровождающие их кризисы в контексте корпоративной культуры. В заключение статьи даются рекомендации по формированию корпоративной культуры на основе консолидации корпоративных ценностей и профессиональной этики с учетом личностных ценностных ориентации сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dialectic of values in the corporate culture context

This article is dedicated to the problem of interference of values in the corporate culture context. The author analyses the basic concepts which exposes the core of this problem. The article systematized the main levels and models of interaction different types of values during the process of building-up the corporate culture. The author examines widespread types of value conflicts and following crisis in the corporate culture context. At the end of the article the author gives recommendations how to build-up the corporate culture on the base of consolidation the corporate values and professional ethics with paying attention to the personal value of the employees.

Текст научной работы на тему «Диалектика ценностей в контексте корпоративной культуры»

кая, духовно-культурная и др. Соответственно можно говорить об экономических трудовых ассоциациях (производственных); социальных трудовых ассоциациях (в сфере социального обслуживания, образования, здравоохранения и т.п.); политических трудовых ассоциациях (партии, движения); духовных трудовых ассоциациях (творческие союзы, редакции и т.п.) Не смотря на имеющиеся различия в зависимости от сферы общественной жизни, все эти ассоциации объединяет труд, который вообще создал все социальное и сейчас является непременным условием существования любого типа общества. Труд лежит в основе человеческой деятельности, которая также универсальна, как и он сам.

Возможна дифференциация трудовых ассоциаций по видам деятельности, что в принципе совпадает с основными сферами общества. Разновидностями деятельности выступает материальная и духовная, познание и самопознание, общение, мышление и др.

Можно классифицировать трудовые ассоциации по отраслям экономики (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, строительство, связь и др.); по видам социальной сферы, подразделениям духовно-культурной жизни и т.д.

Трудовые ассоциации относятся к федеральному (региональному) и местному (муниципальному) уровням управления и подчинения.

Существуют трудовые ассоциации, ориентированные на внутренний и внешний рынки потребления, с участием национального и международного (интернационального) капитала.

Трудовые ассоциации могут объединять одно-, родные или разнородные предприятия в рамках отдельной страны или группы стран.

В этом случае они принимают форму корпораций, концернов, консорциумов, в зависимости от целей и задач подобных союзов.

Таковы на наш взгляд, возможные подходы к анализу понятия «трудовая ассоциация», ее эволюции и типологизации.

Библиографический список

1. Краткий психологический словарь /Сост. A.A. Карпенко, под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985. — 384 с.

2. Современный словарь иностранных слов.- СПб: Дуэт, 1994. - 752 с.

3. Философский энциклопедический словарь: гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Кавалев, В.Г. Панов. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.

4. Филатов В.А. К вопросу о трудовой ассоциации в современном обществе. Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири («СИБРЕСУРС» - 12-2006): Доклады (материалы) 12-й Международной научно-практической конференции. Тюмень, 2-4 октября 2006 г. /Отв. ред. В.Н. Масленников. Томск: САН ВШ; Изд-во «В-Спектр», 2006. 189-192 с,

ФИЛАТОВ Василий Афанасьевич, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социологии, социальной работы и политологии.

Статья поступила в редакцию 18.09.06. © Филитов В. А.

УДК 174 334 784 П. В. ЛЕВИЦКАЯ

Омский государственный технический университет

ДИАЛЕКТИКА ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ

КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ_

Данная статья посвящена проблеме взаимного влияния ценностей в контексте корпоративной культуры. Автор проводит анализ базовых понятий, раскрывающих суть данной проблемы. В статье систематизированы основные уровни и модели взаимодействия различных типов ценностей в процессе формирования корпоративной культуры. Автор рассматривает широко распространенные типы конфликтов ценностей и сопровождающие их кризисы в контексте корпоративной культуры.

В заключение статьи даются рекомендации по формированию корпоративной культуры на основе консолидации корпоративных ценностей и профессиональной этики с учетом личностных ценностных ориентаций сотрудников.

Одна из основных черт современных рыночных отношений — высокая скорость межкорпоративной миграции трудовых ресурсов. Этот процесс не позволяет глубоко развить нравственные и професси-! ональные качества специалиста. Не столь очевидное | следствие этого процесса — размывание ценностных ориентаций специалиста.

Важная роль в становлении специалистов принадлежит мотивационной составляющей — включе-

ние в структуру ценностных ориентаций таких нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать формированию высокого профессионализма, прогрессивных этических ценностных ориентаций, отвечающих потребностям социальной практики,

Важный канал трансляции традиционных представлений и формирования ценностных ориентаций в рамках организации через корпоративную культу-

ру. В связи с этим актуализировалась потребность в стабилизации культуры взаимодействия внутри организации, опирающейся на систему' ценностей. Детерминированная макросоциальпыми и экономическими процессами, корпоративная культура превратились в важнейший самостоятельный фактор, влияющий как на значимость нематериальных активов компании, так и на становление нового поколения специалистов.

Повышение уровня корпоративной культуры современной организации, формирование в ней целесообразных ценностных ориентаций, установок, норм является важным условием ее эффективного функционирования. Опыт развитых демократических государств показывает, что корпоративная культура, обеспечивающая эффективность и управляемость организационной системы, должна включать стабильность, профессиональную компетентность, гибкость и открытость системы, идею социальной ответственности и полезности, стремление к анализу и учету корпоративных факторов и последствий принимаемых решений.

Следует отметить, что процесс целенаправленного формирования корпоративной культуры охватывает сегодня все большее число российских организаций [8, с. 17].

Корпоративная культура иридАет сотрудникам организационную идентичность, определяет внут-ригрупповое представление о компании, является важным источником стабильности и преемственности в организации, стимулирует самосознание и высокую ответственность работника [12, с. 39].

Важно отметить, что изначально термин «корпоративный» возник от латинского «сбгрога1ю» — объединение, сообщество. Существуют разные подходы к раскрытию содержания данного термина в зависимости от научной отрасли.

В экономической теории корпорация определяется как «широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая деловую собственность, юридический статус и сосредоточение власти п руках верхнего эшелона профессиональных управляющих» (1,с. 393].

В политологии под корпорацией понимается «наличие в политической сфере устойчивых образований, постоянно участвующих в борьбе за власть или ее удержание» [9, с. 504].

В рамках социологического подхода термин «корпорация» представлен в двух значениях: 1) группа лиц, объединяющихся на основе профессиональных, коммерческих, сословных интересов; 2) элемент социальной структуры [10, с. 154-146].

Анализ определений позволяет выделить общие черты: форма организации, наличие иерархизиро-ванной структуры, общие интересы и цели, управленческие функции. Корпорация выступает как обособленная группа, целостная и самодостаточная, как субъект деятельности, обладающий собственностью и правами, как система взаимодействий и связей, базирующихся на властных отношениях и общих интересах.

Корпоративную организацию можно определить как особую систему связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности.

Таким образом, корпорация, являясь социальным типом организации, представляет собой обособленные группы людей, формирующие свои ценности и нормы управления на социально-иерархических принципах, а также противопоставляющие себя дру-

гим социальным общностям на основе своих корпоративных интересов.

Корпоративность можно определить как форму, задающую способ взаимодействия внутри группы, на основе единой системы ценностей и норм, формирующую эксклюзивный статус группы как для внутренних, так и для внешних аудиторий. Причем содержание взаимодействий и взаимоотношений отдельного человека и группы, внешней среды опосредуется спецификой функционирования самой организации.

Под корпоративной культурой следует понимать систему материальных и духовных ценностей, взаимодействующих между собой и отражающих индивидуальность корпорации, ее восприятие себя и других в социальной среде, а также проявляющуюся в поведении и взаимодействии других членов [14],

На сегодняшний день существует два основных подхода к понятию «корпоративная культура»: прагматический и феноменологический. Прагматический подход может быть охарактеризован как рациональный, инторналистский (формирование культуры в соответствии со структурой и традициями), направляющий и рассматривающий культуру как проводника изменений. Напротив, феноменологический подход рассматривает корпоративную культуру как надрациональный феномен, сопротивляющийся изменениям, оказывающий влияние па эффек тивность деятельности опосредованно, через влияние на процесс восприятия и интерпретации ситуации [15, с. 48).

В данной работе целесообразным считается первый подход, в котором корпоративная культура рассматривается как одна из подсистем, выполняющая функции адаптации в организации и идентификации ее сотрудников, т.е. «совокупность поведений, символов, ритуалов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятию» [5, с. .55-05].

Основываясь на данном подходе, можно определив корпоративную культуру как совокупность ценностей и норм, регламентирующих поведение сотрудника в соответствии с целями и потребностями организации.

'Сущность корпоративной культуры определяет система значимых представлений и ценностей, воздействующих на членов организации и получающих выражение' в их поведении и действиях. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через символы, ритуалы, модели поведения.

Принято считать, что именно ценности являю тся ядром, определяющим корпоративную культуру в целом. Благодаря своей ценностной основе каждый сотрудник внутри организации в рамках общей системы ценностей занимает индивидуальную ценностную позицию. Ценностные позиции изменяются в процессе межличностного взаимодействия и обмена ценностями. [3] Ценности определяют и стили поведения, и стили общения с коллегами и клиентами, уровень мотивированности, активность и многое другое. В связи с этим рассматриваемая проблематика предполагает анализ категории «ценность,» в качестве первого шага в исследовании корпоративных ценностей.

Систематизация теоретико-методологических подходов к содержанию категории «ценность», позволяет выделить два основных подхода:

1. Понимание ценности как объективного свойства вещей, заложенного в их собственной природе.

2. Ограничение сферы ценностей общественным сознанием. Появление критерия оценки обнаружи-

вает ценность, то есть критерий оценки выполняет служебную роль и является продуктом общественного развития [14].

Таким образом, необходимо рассматривать «ценность» исходя из ее социальной природы как «значимость объектов окружающего мира для человека, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой деятельности, потребностей и интересов, социальных отношений» [13]. Понятие ценности связано с субъектом деятельности, что обуславливает возникновение такого явления, как конфликт общественных ценностей и личности. Определение ценности только как свойства объекта сужает понимание проблемы ценностей как таковой. Значимость самой проблемы ценностей выявляется ситуацией общественного выбора, она неразрывно связана с теорией деятельности и общественных отношений.

Ценности, разделяемые и декларируемые наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся образцом для подражания сотрудников различных подразделений и уровней управления, формирует единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивает эффективность достижения целей организации.

Каждая организация должна осуществлять свою деятельность в соответствии с теми ценностями, которые имеют существенное значение для ее сотрудников. Для более полного понимания и разделения корпоративных ценностей сотрудниками организации важно не только учитывать общественные идеалы и национальные особенности, но и обеспечить различное их проявление в рамках организации [ 11, с. 47].

Корпоративные ценности в рамках корпоративной культуры могут выступать в качестве действенного инструмента, обеспечивающего настрой персонала на высокую производительность и высокое качество в работе [6, с. 18].

Таким образом, корпоративные ценности в деятельности специалиста выступают как критерии оценки совокупности основных стандартов и норм, которые оказались достаточно эффективными в процессе хозяйственной деятельности организации, а потому передаются новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам в деятельности организации.

Корпоративные ценности как элемент корпоративной культуры обеспечивают функционирование компании как социальной системы, влияют на процесс интеграции, адаптации и идентификации, определяют поведенческие императивы. Степень включения человека в организацию, успешность или неуспешность процесса его адаптации к организационному окружению во многом зависят от того, насколько человек усвоил и принял нормы и ценности организации. Человек может принять все нормы и ценности организации, может принять часть из них, может не принять их совсем [7].

В зависимости от характера принятых норм и ценностей может быть выделено четыре типа адаптации личности в организации:

— отрицание (нормы и ценности не принимаются);

— конформизм (все нормы и ценности принимаются);

— мимикрия (соблюдаются только необязательные нормы и ценности, маскирующие неприятие основных норм и ценностей);

— адаптивный индивидуализм (соблюдаются только обязательные нормы и ценности) [14].

Базой для того или иного типа адаптации выступают ценности — корпоративные, личные, профессиональные. В настоящее время можно выделить основные типы конфликтов ценностей в контексте корпоративной культуры: 1) противоречивость личностных ценностных ориентаций руководителей, выступающих основателями корпоративных ценностей в организации; 2) конфликт профессиональных ценностей как составной части личных ценностных ориентацией специалиста с корпоративными ценностями; 3) конфликт корпоративных ценностей с ценностями социального ожидания.

Первый обозначенный конфликт связан с тем, что ценности организации закладываются ее основателем и, как правило, являются отражением его личностных ценностных ориентаций. Далее в процессе деятельности созданные руководителем корпоративные ценности на основе личных ценностных ориентаций взаимодействуют с другими системами ценностей:

1) личные ценности руководителя и ценности сотрудников;

2) личные ценности руководителя и методы достижения целей организации;

3) личные ценности руководителя и ценности социального ожидания, т.е. соотношение внедренной системы ценностей на предприятии с декларируемыми ддя различных целевых аудиторий (потребители, акционеры, конкуренты, партнеры и т.д.). При этом на каждом уровне взаимодействия происходит конфликт ценностей и от того, насколько руководитель готов формировать идеологическую обстановку в коллективе, основанную как на ценностях и потребностях персонала, так и на ценностях целевой аудитории, зависит частота появления кризов в компании и эффективность деятельности в целом.

Второй актуальной проблемой в процессе функционирования корпоративной культуры является конфликт корпоративных ценностей и профессиональных, а также их взаимодействия с внешними элементами, порождающими внутренний конфликт специалиста.

Система профессиональных ценностей специалиста формируется на основе представления о самой профессии и в процессе деятельности становится частью личностных ценностных ориентаций специалиста. Объективной основой для формирования профессиональных ценностей выступают «Стандарты требований к специалисту», квалификационная характеристика. Вторичной основой профессиональных ценностей выступают этические, моральные и правовые кодексы, в которых отражаются социальные ожидания общества отданной профессии.

Таким образом, ценности в профессиональной деятельности специалиста целесообразно рассматривать как критерии значимости стандартов, норм и образцов поведения для личности, формирующуюся, во-первых, на основе общественных требований к профессии в соответствии с принципами социальной ответственностей полезности, во-вторых, на основе личностного восприятия специалистом критериев профессионализма и, в-третьих, с учетом мнения той или иной профессиональной группы.

Конфликт корпоративных, личных и профессиональных ценностей специалиста в современной общественной практике является острой проблемой, влияющей на эффективность деятельности, как специалиста, так и организации в целом.

Данный конфликт так же проявляется на трех уровнях:

1. Столкновение личных и профессиональных ценностей специалиста. Конфликт личных и профессиональных ценностей выводит на проблему определения профессионализма современного специалиста: достижение цели, используя инструментарий, основанный на этических ценностях. Таким образом, у настоящего профессионала все уровни системы ценностей деятельности должны быть подчинены общественным ожиданиям. Умение различать профессиональные ценности, как элементы, значимые для общества, и личные ценности, направленные на достижение личных целей, - это необходимое условие качественной работы современного специалиста.

2. Столкновение личностных ценностных ориентации и корпоративных ценностей. В большинстве случаев декларируемые в организации ценности не связаны с личностными ценностными ориентаци-ями работников, а в условиях отсутствия практики ревизии своих ценностей, данная ситуация приводит к непоследовательному поведению, повышенной внушаемости и разрушению системы ценностей специалиста [7]. Совокупность ценностей, которым следует работник, составляет его ценностную основу, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность. В организациях, где серьезно думают о гармонии ценностей сотрудника и ценностей организации, вопросам сочетания этих двух систем должно уделяться серьезное внимание. Необходимым условием принятия ценности является практическая включенность сотрудника в деятельность организации, направленную на реализацию этой ценности [11, с.24].

3. Столкновение профессиональных и корпоративных ценностей. Конфликт ценностей обусловлен преломлением чеТко не осознанных профессиональных ценностей специалиста под влиянием более устойчивых ценностных систем.

Если говорить о столкновении профессиональных и корпоративных ценностей, то здесь необходимо учитывать природу возникновения последних, их многоаспектность: от стиля руководства до корпоративной идеологии. При этом базисной категорией для формирования корпоративных ценностей в современных организациях выступают, как это не парадоксально, личные ценностные ориентации руководства.

То есть наиболее сильными факторами при формировании корпоративных ценностей являются личные интересы основателя или руководителя компании и задачи, стоящие перед ней на данном этапе ее развития. Остальными элементами системы являются ценности, вытекающие из специфики деятельности предприятия, и ценности, декларируемые для удовлетворения общественного мнения.

Таким образом, специфика в построении корпоративных стандартов проявляется в ориентации на власть и руководство, без учета профессиональных ценностей сотрудников и социальных ожиданий.

Сегодня можно выстроить три основные модели взаимодействия профессиональных и корпоративных ценностей в современной организации:

1. Процесс поглощения профессиональных ценностей корпоративными, что влечет изменение ценностной позиции специалиста внутри организации.

2. Процесс отторжения корпоративных ценностей и, как следствие, отсутствие идентификации сотрудника с организацией.

3. Процесс изменения корпоративных ценностей под воздействием профессиональных ценностей лидера (как формального, так и неформального) при поддержке г руппы, обеспечивающей обоснованную позицию.

Процесс трансформации корпоративных ценностей в личностные ценностные ориентации специалиста встречается крайне редко и затруднен отсутствием практики вовлечения сотрудника в деятельность организации, направленной на реализацию ее ценностей.

Важная задача корпоративной культуры состоит в применении механизмов взаимодействия профессиональных, личных и корпоративных ценностей на основе вариативности механизмов конгруэнтности через амортизацию конфликта ценностей современного специалиста.

По мнению специалистов, в России сегодня очень мало организаций, которые серьезно подходят к вопросу формирования корпоративной культуры на основе корпоративных ценностей, с учетом личных и профессиональных ценностей персонала. Разрыв между осознанными и неосознанными факторами сформировавшейся культуры различных организаций в России достигает 60% [4].

Современная же ситуация диктует необходимость изменений, так как существующая на многих предприятиях корпоративная культура, основанная на монополистических принципах, не способствует их развитию и достижению целей, мешает гибко реагировать на изменение среды. Отличительными чертами таких предприятий до сих пор остаются ориентация культуры на отношения, а не на результат, и наличие нескольких противоположных друг другу субкультур.

Стоит отметить, что компании такого типа подвержены частым внутренним кризисам, так как корпоративная культура и кризисы в компании тесно взаимосвязаны.

Можно выделить следующие причины возникновения внутренних кризисов в компании: отсутствие понимания и поддержки проводимых преобразований со с тороны сотрудников; приоритет личных интересов и целей руководства и их продвижение; коммуникационные сложности в общении и взаимодействии с отдельными сотрудниками, группами и подразделениями; проблемы с организацией командной работы и рабочих групп, обеспечением их эффективности, отсутствие условий для творческой самореализации, профессионального роста |2].

Таким образом, экономия на корпоративной культуре, игнорирование конфликтов на ценностном уровне может вести к несоизмеримым потерям из-за неясного, несформированного и неуправляемого в соответствии с целями, миссией и задачами имиджа организации, негативного психологического климата, недостатка во взаимном уважении, доверии между специалистами и руководством. Внутренняя разобщенность может привести в конечном итоге к уходу компании с рынка или замене неэффективного руководства прогрессивным.

Для того, чтобы добиться полной идентификации сотрудников с организацией, необходимо проводить целый комплекс последовательных мер — от разработки четкой системы мотивации персонала до включения каждого сотрудника в деятельность таким образом, чтобы он мог видеть ее конечный продукт (цель).

Особенно острым становится вопрос о необходимости формирования корпоративных ценностей с учетом профессиональной этики отрасли.

Таким образом, современный подход в управлении предприятиями должен базироваться на подходе, в основе которого лежит консолидация корпоративных ценностей и профессиональной этики. Такой подход позволит достичь больших целей в связи с большей вовлеченностью специалистов в процесс работы организации и, соответственно, снижения межкорпоративной миграции.

Понимание роли и значения ценностей в рамках корпоративной культуры для успеха в реализации не столько краткосрочных, сколько долгосрочных, стратегических целей и умение формировать Желаемую культуру, основанную на профессиональной этике и с учетом личностных ценностных ориента-ций сотрудников организации, является важнейшей современной задачей.

Библиографический список

1. Большой энциклопедический словарь.- М.,1999.

2. Зузак. Корпоративная культура как источник кризиса в компании.// http:www.crisisnavigator.org.

3. Гришани Д.М. Организация и управление,- М.,1992.

4. Каган М.С. Философская теория ценности,- СПб., 1997.

5. Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики.//Вестник Московского университета. 1997, №5.

6. Магура М. Формирование организационной культуры // Управление персоналом.-2002, Nal.

7. Михельсон-Ткач В.Л., Скляр E.H. Процесс согласования ценностей: проблема и оценка.//Менеджмент в России и за рубежом .-2002.-№1.

8. Подобедова A.C. Корпоративная культура //Компания." 2006, № 4.

9. Политическая энциклопедия,- М.1998.Т.1.

10. Социологический энциклопедический словарь под ред. Осипова Г.В,-М.,1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Спивак В.А.Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001.

12. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры//Управление персоналом.-2000,-№11.

13. Философия.-3-е изд.М.,2003.

14. Шедий М.В.Социальная значимость ценностных ориентации государственных служащих нового поколения // Сб. Стратегия развития региона: социально-экономические и политико-иравовые инновации. Орел, 2000.

15. Щербина C.B. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Со-циологические исследования, 1997, №7.

ЛЕВИЦКАЯ Полина Викторовна, аспирант кафедры «Философия и социальные коммуникации».

Статья поступила в редакцию 21.09.06. © Левицкая П. В.

УДК »9.8 Я. В. СЕКРЕТОВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

ЭЛИТАРНЫЕ КЛУБЫ СИБИРИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Элитарные клубы представляют собой интеллектуально-креативные центры культурного пространства региона. Их значение определяется той специфической ролью, которые они играют как в отношении элиты, так и всего общества. Наряду с тенденцией дифференциации клубов элиты происходит их разноуровневая интеграция. Для эффективного развития элитарных клубов важно знание технологии их организации и деятельности.

Говоря о современном состоянии исследований по данной теме, следует признать, что в научной литературе проблемы, связанные с деятельностью элитарных клубов, пока освещены недостаточно. Опорными в данной области являются работы В.В. Туева «Феномен английского клуба», «Технология создания инициативного клуба», докторская диссертация «Феномен клуба: историко-педагогический анализ», а также монографии С.С. Комиссаренко «Клуб как социально-культурное явление (исторические аспекты развития)» и «Культурные традиции русского общества» [1]. Несомненный интерес представляет также кандидатская диссертация Е.В. Выгузовой, в которой элитарный клуб представлен как форма организации культурного пространства России конца XVII - начала XX вв. [2].

В 60-е - 90-е гг: XX в. и в начале XXI в. исследования по истории, теории, методике и организации ра-

боты клуба осуществляли В .А. Разумный, Ю. А. Стрельцов, В.Е. Триодин, Д.М. Генкин, A.B. Каменец, В.Н. Га-гин, Е.И. Смирнова, Г.И. Фролова, A.A. Новикова [3]. Однако они рассматривали клубы, их развитие до XX века, при этом особо не выделяли элитарные клубы. Современное состояние элитарных клубов по-прежнему остается вне поля исследований. В то же время систематически и активно ведутся научные поиски и эксперименты в отношении досуговых объединений детей, подростков, молодежи, пенсионеров, в последнее время — лиц с ограниченными возможностями. Может, с позиций социально-культурной деятельности не нужна элита и, соответственно, не представляют интереса ее досутовые увлечения и клубы? Безусловно, нет. В этом убеждает, в первую очередь, исторический опыт.

Благотворительные и просветительные аспекты деятельности элитарных досуговых объединений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.