Научная статья на тему 'Диагностика социальной компетентности обучающихся в педагогической деятельности'

Диагностика социальной компетентности обучающихся в педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
899
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / SOCIAL COMPETENCE / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косабуцкая Светлана Анатольевна, Барышников Евгений Николаевич

В статье, на основе анализа различных подходов к сущности понятия "социальная компетентность", обосновано авторское определение социальной компетентности как готовности и способности человека к выявлению и решению социальных проблем в процессе своей жизнедеятельности, выделены основные виды социальной компетентности: компетентность здорового образа жизни, социально-правовая компетентность, учебная компетентность, социально-экономическая компетентность, культурно-досуговая компетентность, коммуникативная компетентность, компетентность жизненного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of social competence of training in pedagogical activity

In the article, based on the analysis of various approaches to the essence of the concept of "social competence", the author's definition of social competence as a person's readiness and ability to identify and solve social problems in the process of his life activity is grounded, the main types of social competence are identified: the competence of a healthy lifestyle, social and legal competence, educational competence, socio-economic competence, cultural and recreational competence, communicative competence, competence life self-determination.

Текст научной работы на тему «Диагностика социальной компетентности обучающихся в педагогической деятельности»

ной работы студентов с позиций компетентност-ного подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психоло-

гия. Педагогика. - 2013. - Т. 13. - № 3-1. - С.118-121.

DIA GNOSTICS OF SOCIAL COMPETENCE OF TRAINING IN PEDA GOGICAL A CTIVITY

Kosobucka Svetlana Anatolievna, PhD ofPedagogicalsciences, Associate Professor, Department ofSocio-Pedagogical Education

Baryshnikov Evgeny Nikolaevich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Saint-Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, Saint Petersburg

in the article, based on the analysis of various approaches to the essence of the concept of "social competence ", the author's definition of social competence as a person's readiness and ability to identify and solve social problems in the process of his life activity is grounded, the main types of social competence are identified: the competence of a healthy lifestyle, social and legal competence, educational competence, socio-economic competence, cultural and recreational competence, communicative competence, competence life self-determination.

Keywords: social competence; social adaptation; social problem.

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье, на основе анализа различных подходов к сущности понятия "социальная компетентность" обосновано авторское определение социальной компетентности как готовности и способности человека к выявлению и решению социальных проблем в процессе своей жизнедеятельности, выделены основные виды социальной компетентности: компетентность здорового образа жизни, социально-правовая компетентность, учебная компетентность, социально-экономическая компетентность, культурно-досуговая компетентность, коммуникативная компетентность, компетентность жизненного самоопределения.

Ключевые слова: социальная компетентность; социальная адаптация; социальная проблема.

УДК 37.061 ВАК РФ 13.00.05

© Косабуцкая С.А., 2017 © Барышников E.H., 2017

Современное общество заинтересовано в разностороннем развитии людей, успешно социализирующихся, обладающих высоким уровнем социальной компетентности. Между тем анализ современной социологической, психолого-педагогической литературы свидетельствует о недостаточной подготовленности учащихся к взаимодействию с изменяющейся социальной средой, об их неуверенности в собственных силах и низком уровне компетентности в решении возникающих перед ними социальных проблем

Социально-культурная ситуация в России внесла в систему образования существенные изменения. Реализация Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС) предполагает переход от освоения обучающимися знаний, умений, навыков (зна-ниевый подход) к развитию компетентности как готовности к выявлению и решению проблем (компетентностный подход). В социально-педагогической деятельности переход от знаниевого к компетентностному подходу предполагает переход от социальной адаптации учащихся (освоение и соблюдение норм и правил поведения в социуме) к развитию их социальной компетентности (готовность к выявлению и решению социальных проблем).

В психолого-педагогической науке нет единого общепринятого определения социальной компетентности, поэтому возникает необходимость уточнения содержания данного понятия. Т. И. Самсо-нова рассматривает социальную компетентность как "интегратив-ное личностное образование, включающее знания, умения, навыки

КОСАБУЦКАЯ Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Социально-педагогического образования s ve tadinalS>mail. г и

БАРЫШНИКОВ Евгений Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент

Санкт-Пе тербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Пе тербург

и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социальной среде и эффективно взаимодействовать с социальным окружением" [7, с.192].Л.Н. Огородова выделяет в социальной компетентности как интегра-тивном личностном качестве "единство когнитивного, эмоционально-волевого и деятель-ностного компонентов, определяющих социальную адаптацию личности" [5, с. 25]. А.А Новикова в качестве показателей социальной компетентности выделяет "способность индивида эффективно и адекватно разрешать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается в социальной среде ; эффективность индивида в повседневном взаимодействии со своим окружением; умение достигать поставленных социальных целей в специфических условиях с использованием соответствующих средств; способность пользоваться ресурсами социального окружения и личностными ресурсами с целью достижения хороших результатов; способность эффективно участвовать в сложных межличностных взаимодействиях, понимая и используя других лю-дей"[4, С.14].

Т.Г. Пушкарёва, Ю.А. Трифонова выделяют три компонента структуры социальной компетентности: целеполагание (компонент, отражающий мотив деятельности и способность личности самостоятельно организовать деятельность: "анализировать, оценивать риски, принимать решения"); "ориентация на Другого" (компонент, связанный со способностью личности вступать в "эффективные межличностные и социальные отношения, с учётом интересов, целей, потребностей собственных и Другого, не противоречащих нормам, ценностям общества, в котором находишься"); социальная мобильность и активность человека (компонент, связанный со способностью оценить и готовностью использовать личностный ресурс в социальном контексте) [6 с.46].

Е.В. Землянская обосновала необходимость при определении содержания социальной компетентности учитывать следующие положения: "социальная компетентность предполагает взаимодействие человека в социуме; содержание социальной компетентности включает знание средств и способов взаимодействия; социальная компетентность имеет компонентный состав; социальная компетентность обладает возрастной динамикой и возрастной спецификой"[2, с.36 ]

На основе существующих подходов к понятию "социальная компетентность" в рамках на-

шего исследования социальная компетентность рассматривается как готовность и способность человека к выявлению и решению социальных проблем в процессе своей жизнедеятельности. Данное определение не противоречит существующим подходам к понятиям "компетентность" и "социальная компетентность", но выделяет особую сущностную характеристику: решение социальных проблем. Это позволяет структурировать и выделить виды социальной компетентности на основе различных видов социальных проблем. Опыт подобной классификации в психолого-педагогической науке не обнаружен. Каждый вид социальной компетентности строится на определенной группе социальных проблем и может рассматриваться как компонент единой социальной компетентности. В качестве видов-компонентов социальной компетентности были выделены следующие: здорового образа жизни, социально-правовая,учебная, социально-экономическая, культурно-досуговая, коммуникативная, жизненного самоопределения. Каждый вид компетентности имеет определенное содержание и уровни ее овладения. Каждый уровень имеет определенное количество баллов, которые в совокупности показывают успешность или не успешность ее овладения.

На основе выявленных видов социальной компетентности с 2015 по 2017 годы кафедрой социально-педагогического образования СПБАППО было проведено исследование, направленное на определение успешности развития социальной компетентности учащихся 15-17 лет в образовательных организациях Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 286 выпускников образовательных организаций Санкт-Петербурга. Проанализируем основные результаты исследования, которые представлены в работах авторов [1,3].

Компетентность здорового образа жизни предполагаетуспешное осуществление здоро-вьесберегающей деятельности: овладение правилами личной гигиены (100%), забота о собственном здоровье (85%), внутренняя культура здоровья (56%), основы безопасности жизнедеятельности (51%). Как результат: отсутствие каких-либо зависимостей, психоэмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям, вредным привычкам, зависимостям, занятия физкультурой и спортом и т.д. Данная компетентность формируется через традиционные для образовательныхучреждений спортивные секции и кружки ОДОД, программы по формированию здорового образа жизни профилактике употребления ПАВ.

Социально-правовая компетентность - это совокупность способностей и личностно-во-левых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами (85%). Данная компетентность включает в себя: отсутствие преступлений и правонарушений, социально-правовую защищенность, умение применять правовыезнания и взаимодействовать с организациями на практике. Данная компетентность представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, умения, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения учащихся, но и освоение способов, и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей. Данная компетентность формируется в процессе правовой подготовки учащихся в программах профилактики правонарушений несовершеннолетних и отклонений в поведении, программах дополнительного образования, посвященных правовому просвещению, противодействию коррупции, профориентации на правовыезнания и т.д.

Учебная компетентность предполагает успешное осуществление образовательной деятельности - совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идёт о самообучении. Как показал анализ результатов практически все учащиеся имеют высокие показатели по мотивации к образованию (82%), и уровню владения учебными навыками и знаниями (78%). При этом общих программ по формированию данной компетенции в образовательных учреждениях нет.

Социально-экономическая компетентно-стьпредполагаетуспешное осуществление экономической деятельности, совокупность способностей к экономической деятельность, образующей материальной среды функционирования субъекта-объекта. Только 10-15 % учащихся имеют постоянный доход, т.е. работают или подрабатывают в летнее или свободное от учебы время. Умеют планировать свой бюджет только 3% учащихся.

Культурно-досуговая компетентность предполагает успешное проведение досуга, совокупность способностей выбора путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность. Важные составляющие данной компетенции:

умение самостоятельно организовать свой досуг в социально-культурной среде СПб (64%), наличие положительного хобби, интересов, увлечений (72%). Формируется данная компетентность в программах, связанных с историей Санкт-Петербурга, кружках и секциях дополнительного образования по интересам учащихся различной направленности.

Коммуникативная компетентность предполагает совокупность способностей к владению методами, приемами взаимодействия с окружающими, способность ориентироваться в различных ситуациях общения устным и письменным общением на разных языках, в том числе через Internet, как готовность к взаимодействию и сотрудничеству с другими членами общества, группой. По данной компетентности учащиеся имеют высокие показатели (80-90 %) - культура речи, отсутствие конфликтности в общении. Однако несколько ниже, у учащихся - показатели, связанные с умением устанавливать взаимодействие с разными людьми и поддерживать длительные дружеские отношения (72 %). Данная компетентность формируется за счет программ дополнительного образования, таких как информатика, программы, связанные с театральной деятельностью и развитием коммуникативных навыков. Также компетентность формируется через психологические тренинги, игровые программы и т.д.

Компетентность жизненного самоопределения - совокупность способностей активизации жизненной позиции, умение самостоятельно принимать решения при возникновении трудностей и т.д. Анализируя данные по этой компетентности, можно констатировать, что учащиеся имеют высокие (85-90 %) показатели: наличие активной жизненной позиции; наличие реалистических и четких планов на будущее; умение самостоятельно принимать решения при возникновении трудностей. Несколько ниже показатели при умении находить необходимую информацию и использовать ее (65%). Для формирования данной компетентности в основном используются про-фориентационные и проектные программы.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что разработанная нами структура социальной компетентности может быть успешно использована для диагностики и целенаправленного развития социальной компетентности учащихся.

Примечания:

1. Барышников E.H., Браун Т.П., Косабуцкая С.А.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, ос-

тавшихся без попечения родителей : учеб.-метод. пособие. - СПб.: СПб АППО, 2016. - 66 с.

2. Землянская Е. В. Обучение в сотрудничестве // Учитель. - 2002. - № 3. - С. 35-37.

3. Косабуцкая С.А. Уровни компетентностей как проявление успешности социальной адаптации выпускников образовательных организаций // Проблема востребованности российского педагогического опыта в свете ФГОС: материалы науч.-практ. гимназ. конф. педагогов России и Ближнего зарубежья, Санкт-Петербург, 5-6 ноября 2015 г. / сост. Г.А. Багрова ; под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Н.М. Свириной. - СПб. : Изд-во Политехи. Ун-та, 2016. С. 182-185.

4. Новикова A.A. Социальная компетентность: критерии и методики определения // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -

№ 1-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=17693 (дата обращения: 19.11.2017).

5. Огородова Л.Н. Содержание и структура социальных компетентностей подростков-школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2015. - № 2. - С. 197-198.

6. Пушкарёва Т.Г., Трифонова Ю.А. Содержание, структура социальной компетентности и её диагностика // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - № 11 [Электронный ресурс]. - URL: http://human.snauka.ru/2012/11/1903 (дата обращения 04.06.2014).

7. Самсонова Т. И. Социальная компетентность подростков: условия и технологии формирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. - 2008. - Вып. 2. - С. 192-198.

/PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF MORAL GOOD BREEDING OF SENIORS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL

Kucherova Anastasya Alekseevna, Postgraduate student, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovykh, Vladimir

In this article the analysis of theoretical bases of formation of moral good breeding at seniors is carried out, are considered pedagogical by conditions of formation of moral good breeding of seniors in the educational environment of school within axiological approach, moral values of various level are analyzed.

Keywords: moral good breeding; moral values; seniors; axiological approach.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШЕКЛА ССНИКОВВ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ СРЕДЕШКОЛЫ

В данной статье проводится анализ теоретических основ формирования нравственной воспитанности у старшеклассников, рассматриваются педагогические условиями формирования нравственной воспитанности старшеклассников в образовательной среде школы в рамках аксиологического подхода, анализируются нравственные ценности различного уровня. Ключевые слова: нравственная воспитанность; нравственные ценности; старшеклассники; аксиологический подход.

УДК 37.01 ВАК РФ 13.00.02

5 Кучерова A.A., 2017

КУЧЕРОВА Анастасия Алексеевна, аспирант, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир asla_t@mail.ru

Широкомасштабная перестройка современного общества, выявление новых способов возрождения отечественной системы образования актуализируют проблему формирования нравственной воспитанности старшеклассников.

Нравственная воспитанность старшеклассника характеризуется овладением им нетолько некоторыми социально одобряемыми нравственными качествами, но и присвоением всего комплекса нравственных ценностей, с их этическим содержанием и духовной направленностью. Такой комплекс нравственных ценностей, свойств души, правил взаимодействия с социумом являет собой целостную интег-ративную характеристику личности субъекта, поэтому, когда идет речь о формировании нравственной воспитанности как генеральной характеристике морального облика школьника,то подразумевается, что он обладает всеми позитивными проявлениями нравственных качеств: нравственным отношением к окружающим его людям, культурным объектам, природе, окружающей среде [11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.