Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования нравственной воспитанности старшеклассников в образовательной срене школы'

Педагогические условия формирования нравственной воспитанности старшеклассников в образовательной срене школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / MORAL GOOD BREEDING / MORAL VALUES / SENIORS / AXIOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучерова Анастасия Алексеевна

В данной статье проводится анализ теоретических основ формирования нравственной воспитанности у старшеклассников, рассматриваются педагогические условиями формирования нравственной воспитанности старшеклассников в образовательной среде школы в рамках аксиологического подхода, анализируются нравственные ценности различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IPedagogical conditions of formation of moral good breeding of seniors in the educational environment of school

In this article the analysis of theoretical bases of formation of moral good breeding at seniors is carried out, are considered pedagogical by conditions of formation of moral good breeding of seniors in the educational environment of school within axiological approach, moral values of various level are analyzed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования нравственной воспитанности старшеклассников в образовательной срене школы»

тавшихся без попечения родителей : учеб.-метод. пособие. - СПб.: СПб АППО, 2016. - 66 с.

2. Землянская Е. В. Обучение в сотрудничестве // Учитель. - 2002. - № 3. - С. 35-37.

3. Косабуцкая С.А. Уровни компетентностей как проявление успешности социальной адаптации выпускников образовательных организаций // Проблема востребованности российского педагогического опыта в свете ФГОС: материалы науч.-практ. гимназ. конф. педагогов России и Ближнего зарубежья, Санкт-Петербург, 5-6 ноября 2015 г. / сост. Г.А. Багрова ; под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Н.М. Свириной. - СПб. : Изд-во Политехи. Ун-та, 2016. С. 182-185.

4. Новикова A.A. Социальная компетентность: критерии и методики определения // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -

№ 1-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=17693 (дата обращения: 19.11.2017).

5. Огородова Л.Н. Содержание и структура социальных компетентностей подростков-школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2015. - № 2. - С. 197-198.

6. Пушкарёва Т.Г., Трифонова Ю.А. Содержание, структура социальной компетентности и её диагностика // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - № 11 [Электронный ресурс]. - URL: http://human.snauka.ru/2012/11/1903 (дата обращения 04.06.2014).

7. Самсонова Т. И. Социальная компетентность подростков: условия и технологии формирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. - 2008. - Вып. 2. - С. 192-198.

/PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF MORAL GOOD BREEDING OF SENIORS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL

Kucherova Anastasya Alekseevna, Postgraduate student, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoietovykh, Vladimir

in this article the analysis of theoretical bases of formation of moral good breeding at seniors is carried out, are considered pedagogical by conditions of formation of moral good breeding of seniors in the educational environment of school within axioiogicai approach, moral values of various level are analyzed.

Keywords: moral good breeding; moral values; seniors; axioiogicai approach.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШЕКЛА ССНИКОВВ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ СРЕДЕШКОЛЫ

В данной статье проводится анализ теоретических основ формирования нравственной воспитанности у старшеклассников, рассматриваются педагогические условиями формирования нравственной воспитанности старшеклассников в образовательной среде школы в рамках аксиологического подхода, анализируются нравственные ценности различного уровня. Ключевые слова: нравственная воспитанность; нравственные ценности; старшеклассники; аксиологический подход.

УДК 37.01 ВАК РФ 13.00.02

5 Кучерова A.A., 2017

КУЧЕРОВА Анастасия Алексеевна, аспирант, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир asla_t@mail.ru

Широкомасштабная перестройка современного общества, выявление новых способов возрождения отечественной системы образования актуализируют проблему формирования нравственной воспитанности старшеклассников.

Нравственная воспитанность старшеклассника характеризуется овладением им нетолько некоторыми социально одобряемыми нравственными качествами, но и присвоением всего комплекса нравственных ценностей, с их этическим содержанием и духовной направленностью. Такой комплекс нравственных ценностей, свойств души, правил взаимодействия с социумом являет собой целостную интег-ративную характеристику личности субъекта, поэтому, когда идет речь о формировании нравственной воспитанности как генеральной характеристике морального облика школьника,то подразумевается, что он обладает всеми позитивными проявлениями нравственных качеств: нравственным отношением к окружающим его людям, культурным объектам, природе, окружающей среде [11].

В современной педагогике вопросы нравственной воспитанности как главного результата процесса нравственного воспитания наиболее полно раскрываются в трудах таких ученых, философов, педагогов, как A.C. Арсе-ньев, H.A. Бердяев, Б.С. Братусь, С.П. Винокурова, Т.И. Власова, А.К. Зиннуров, Б.Т. Лихачев,

A.C. Макаренко, К.Д. Ушинский, B.C. Соловьев, И.А. Соловцова, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щур-кова и др.

Так, Б.Т. Лихачев считал, что основополагающей базой категории "нравственная воспитанность" является "... понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий" [7].

Нравственная воспитанность, по мнению

B.C. Соловьева, начинает формироваться одновременно с чувством стыда, а продолжается - с чувством сострадания, кроме того он зависит от благочестия [10, с. 283].

А.К. Зиннуров рассматривает содержательную характеристику понятия "нравственная воспитанность" как интегративное качество личности ученика, включающее в себя нравственное осознание и осмысление, нравственное поведение, нравственные чувства, нравственно направленную волю, нравственно ценностную ориентацию личности [2].

Суммируя все дефиниции понятия "нравственная воспитанность", которое исследовали вышеозначенные ученые, мы определяем его как главный результат процесса нравственного воспитания, деятельностное проявление нравственности как объективного внутреннего свойства индивидуума, характеризующееся присвоенными знаниями о нравственных ценностях, субъектным отношением к таким ценностям, деятельностиыми способами выражения своей нравственной позиции.

На сегодняшний день проблемы формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи наиболее полно разработаны в научной литературе применительно к детскому, подростковому и юношескому возрасту, в то время как процесс формирования этой интегральной характеристики у детей переходного периода между подростковым и юношеским возрастом (учащиеся 10-11 классов примерного возраста 16-18 лет) базируется на школьных методиках либо подросткового, либо юношеского возраста, не соответствуя современным требованиям в отсутствии обоснованной научно-методической базы.

Процесс формирования нравственной воспитанности старшеклассников является неде-

лимой частью процесса воспитания духовно-нравственной культуры. М.В. Захарченко, моделируя методологические основы формирования нравственной воспитанности на основе духовно-нравственной культуры, ссылается на следующие ее составляющие: 1) теоретические предпосылки создания структуры образовательной среды, проектируемой на основе взглядов академика B.C. Леднева; 2) комплексный подход к отбору содержания образовательной среды; 3) региональный опыт преподавания гуманитарных дисциплин духовно-нравственного направления; 4) внедрение и дальнейшее распространение полученного опыта формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи для широкого общественного обсуждения и последующего участия в нем [1,с. 40].

Период обучения в старших классах школы формирует прочную базу для нравственного становления будущего выпускника, основа которой была заложена еще в детском и начале подросткового возраста. Формирование нравственной воспитанности в конце подросткового и начале юношеского возраста опирается на трансформацию ранее присвоенных нравственных свойств личности и ее поведенческих установок, которые создадут условия будущим выпускникам школы для разрешения жизненно важных проблем, осуществления будущей студенческой или профессиональной деятельности, реализации себя в качестве активного, самостоятельного и ответственного гражданина на основе сформированных нравственных ценностей.

В молодежной школьной среде существуют различные позитивные ценностные установки, которые могут послужить началом для процесса формирования нравственной воспитанности:

- переходный период является периодом наиболее интенсивного становления нравственных чувств, формирования и упрочения характера, что особенно актуально при организации процесса формирования нравственной воспитанности [3];

- отличительной чертой нравственного становления в переходном периоде является расширение осознанных мотивов поведения, усиление таких личностных характеристик, как целеустремленность, самодостаточность, независимость, энергичность;

- в переходный период наблюдается усиление интереса к общесоциальным и нравственным проблемам, таким как смысл жизни, чувство долга, любви, верности и пр.;

ЪС

LU

s ъс u

UJ

<

d UJ

*

68

- характерной чертой мышления старшеклассников становится стремление к рефлексии и самооценке;

- старшеклассники владеют способностью к абстрагированию мышления;

- сложность мыслительных операций существенно влияет на другие стороны жизнедеятельности, в том числе и духовно-нравственную.

Так как нравственная воспитанность предполагает овладение школьником нравственными ценностями различного уровня, взаимодействие старшеклассника с социумом на основе морали, духовности, нравственности, то это направляет нас к использованию положений аксиологического подхода при выявлении педагогических условий нравственной воспитанности молодых людей.

Педагогическими условиями процесса формирования нравственной воспитанности старшеклассников в образовательной среде школы являются:

- на уровне целеполагания - в обосновании модели старшеклассника, обладающего нравственной воспитанностью, социальной ответственностью, интеллектом и активностью, позволяющими ему эффективно решать учебные и личностные задачи;

- на уровне теоретического обоснования -в реализации аксиологического подхода к организации, осуществлению и анализу результатов процесса формирования нравственной воспитанности;

- на уровне содержания образования - в разработке поэтапной реализации социально-нравственной и профессиональной перспективы будущих выпускников школы, в проектировании социально-образовательной траектории для старшеклассников на основе их нравственных и образовательных потребностей, будущих профессиональных интересов, внеучебных увлечений и жизненного опыта;

-на уровне технологического обеспечения процесса формирования нравственной воспитанности - в использовании инновационных технологий нравственного воспитания, адекватных интеллектуальному и социальному уровню развития старшеклассников;

- на уровне деятельности педагогов - в гуманистической позиции педагога, готового на основе использования инновационных технологий процесса формирования нравственной воспитанности способствовать направленности старшеклассников на самореализацию, самоутверждение;

- на уровне управления образовательным процессом - в объединении всех субъектов

процесса формирования нравственной воспитанности, вовлечении в образовательный процесс школы представителей различных заинтересованных организаций.

Аксиологический подход (Л.В. Капустина [4], A.B. Кирьякова [6],Т.В.Любова [8], A.A. Полякова [9], А.И. Стеценко [11] и др.) предполагает, что процесс формирования нравственной воспитанности старшекласников будет осуществляться в соответствии со следующей иерархией нравственных ценностей:

- нравственные ценности высшего порядка, остающиеся на протяжении жизни всего человечества неизменными и связанные с первоосновами человеческого бытия - Бог, человек, истина, жизнь;

- абсолютные ценности, остающиеся на протяжении жизни всего человечества неизменными и связанные с первоосновами человеческого бытия, такие как истина, добро, жизнь, любовь и пр.;

- общечеловеческие ценности - жизнь, труд, познание, красота, добро, семья, общество, культура, отечество;

- национальные ценности, зависящие от национальной культуры и менталитета той или иной нации, такие как семья, дети, труд, традиции;

- региональные ценности, выражающие специфику региональной национальной культуры, такие как народный костюм, фольклор, национальная кухня и пр.;

- специфические ценности образовательного учреждения - традиции, школьное братство, учебные достижения и пр.;

- личностные ценности - знания о нравственных ценностях, их присвоение и деятельное воплощение в процессе собственной жизнедеятельности;

- ценности, обусловленные получением будущей специальности ("ценности-цели" и "инструментальные ценности") [5].

Нравственные ценности, присвоенные старшеклассником, содержательно формируют его субъектную позицию, учебные и вне-учебные потребности, правила поведения, взаимодействия в социуме, гарантируют устойчивость личности, прозрачность, предсказуемость поведения с другими людьми. Данный подход дает возможность осмыслить учебную аксиологию, значительно углубляя образовательную подготовку школьников, ее философские и методологические аспекты.

Примечания:

1. Актуальность опоры нравственного воспитания студентов на духовные ценности: сравнительная педагогика // Педагогика. - 2009. - №8 - С. 46-49.

2. Зиннуров A.K. Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин : дис... к-та пед. наук / А.К. Зиннуров. - Йошкар-Ола, 2006, - 214 с.

3. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / B.C. Ильин. - М.: Педагогика, 1984.- 144 с.

4. Капустина Л.В. Аксиологический подход к формированию толерантности в деловом профессиональном общении при подготовке : дис... к-та пед. наук / Л.В. Капустина. - Самара, 2006. - 235 с.

5. Кирьякова A.B. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования.// Вестник ОГУ. - 1999. № 1. URL: http://vestnik.osu.ru/ 1999_1/1.pdf (дата обращения: 15.04.2017).

6. Кирьякова A.B. Взаимосвязь аксиологии и инно-ватики в университетском образовании // Высшее образование в России. - 2007. - № 12. - С. 59-64.

7. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания : учебное пособие для студентов вузов. - М.: Прометей, 1995.

- 282 с.

8. Любова Т.В. Реализация аксиологического подхода в процессе развития межкультурной компетенции студентов вуза: на примере изучения иностранного языка : дис... к-та пед. наук/Т.В. Любова. - Казань, 2009. - 202 с.

9. Полякова A.A. Развитие аксиологического потенциала личности в контексте диалога культур.

- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 209 с. Ю.Соловьев B.C. Чтение о Богочеловечестве / соч. в 2-х т. т.2. - М.: Правда, 1989.-735 с. П.Стеценко А.И. Черты нравственной парадигмы в университете // Вестник ВГУ, Серия: История. Политология. Социология. - 2008. - № 3.

ADOLESCENT AGGRESSION: DIAGNOSIS, CORRECTION AND PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT Kushka Mark Grigor'evich, Postrgarduate student, Moscow State Pedagogical University, Moscow

Currently, the problem of aggression and manifestations of hostile behavior in adolescents is relevant, as evidenced by the significant amount of research in various fields of science and practice and, in the opinion of the author of this study, due to a combination of socio-psychoiogicai and pedagogical problems. The positive dynamics of the destructive tendencies that characterized modern teenage environment, necessitates the development of the most adequate from the point of view of its causes, and effective methods of correction of aggressive behavior of teenagers, in this article the author has conducted a brief analysis of the interpretation of the concept of "aggression" stating the nature of its occurrence and manifestations of adolescents from the point of view instinctively approaches and theories of social learning. The obtained results of the theoretical analysis allowed to solve the problem of aggressive behavior among adolescents, thereby justifying the methods of its diagnosis and the main directions of correction.

Keywords: adolescents; aggression; aggressive behavior; correction of aggressive behavior; methods and ways of correction of aggressive behavior.

ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Проблема агрессивности и проявления враждебности в поведении у подростков особенно актуальна, что подтверждается значительным количеством исследований в различных областях науки и практики и, по мнению автора данного исследования, обусловлено совокупностью социально-психолого-педагогических проблем. Положительная динамика деструктивных тенденций, которыми характеризуется современная подростковая среда, обуславливает необходимость разработки наиболее адекватных, с точки зрения причин её возникновения и эффективных методов коррекции агрессивного поведения подростков. В представленной статье автор осуществил краткий анализ трактования понятия "агрессия" обосновав природу её возникновения и проявления подростками, с точки зрения инстинктивистских подходов и теории социального научения. Полученные результаты теоретического анализа позволили раскрыть проблему возникновения агрессивного поведения подростков, тем самым обосновывая методы его диагностики и основные направления коррекции.

Ключевые слова: подростки; агрессия; агрессивное поведение; коррекция агрессивного поведения; методы и способы коррекции агрессивного поведения.

Неоднозначен подход к объяснению природы агрессии, что определяет и многообразие предлагаемых путей преодоления агрес-

УДК 37.02 ВАК РФ 13.00.01

© Кушка М.Г., 2017

КУШКА Марк Григорьевич,

аспирант, кафедра педагогики, Московский педагогический государственный университет, институт "ВШО", Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.