Научная статья на тему 'Диагностический аппарат оценивания информационно-профессиональной компетентности будущих специалистов'

Диагностический аппарат оценивания информационно-профессиональной компетентности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИЙ / УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Наталья Николаевна

В статье рассматривается практический аппарат для постановки педагогического эксперимента по формированию информационно-профессиональной компетентности будущих специалистов, который включает критерии, показатели, уровни сформированности того или иного качества, методы диагностики и оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинникова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностический аппарат оценивания информационно-профессиональной компетентности будущих специалистов»

ленность жизни), восприятия жизни как наполненной интересом и эмоциональным смыслом, удовлетворенность своей жизнью.

Первый уровень может быть реализован для различных специальностей, предполагающих начальное изучение информационных технологий. Второй и третий - ввиду их профессиональной ориентации могут быть взяты за основу проектирования образовательного процесса, но с трансформацией их в сферу применения профессиональных знаний той или иной специальности.

Библиографический список

1. Алексеев, Н. А. Профильное обучение в контексте личностно-ориентированного образования. [Текст] / Н. А. Алексеев. - Тюмень: Изд-во ЗАО «Легион-Групп», 2005.

2. Гериіунский, Б. С. Философия образования. [Текст] / Б, С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: [Текст] Учеб. пособие: / Э. Ф. Зеер. - М.: Издательство: МПСИ, 2003.

4. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003

5. Профориентологпя. Теория и практика [Текст] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. - М.: Издательство: Академический проект «Деловая Книга»

2004

6. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития: [Текст] / Учеб.посо-бие для студ.сред.пед.учеб.заведений: / В. Г. Маралов. - М.:Издательский центр «Академия», 2004

УДК 378.6

Н. Н. Овчинникова

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АППАРАТ ОЦЕНИВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Теоретическое изучение и осмысление проблемы формирования информационно-профессиональной компетентности позволило нам выдвинуть ряд предположений. Основной целью нашего исследования было, во-первых, построение системы формирования информационно-профессиональной компе-

тентности будущих инженеров и, во-вторых, определение комплекса педагогических условий, при которых данная система будет более эффективно функционировать.

Педагогический эксперимент, организованный для определения результативности реализации разработанной нами системы подготовки и условий ее эффективного функционирования, проходил в естественных условиях образовательного процесса Южно-Уральского государственного университета с

2005 по 2007 гг. В эксперименте приняли участие 125 студентов автотракторного факультета, обучающихся по специальности 190205 - «Подъемнотранспортные, строительные, дорожные машины и оборудование».

Постановка педагогического эксперимента требует разработки его практического аппарата, который включает, как минимум, критерии, показатели, уровни сформированности того или иного качества, методы диагностики и оценивания. Такое наполнение определяется, прежде всего, необходимостью обеспечения таких основных свойств эксперимента, как однозначность, надежность, валидность, воспроизводимость.

Рассмотрим каждый из указанных компонентов практического аппарата.

В справочной литературе критерием называют показатель, признак, на основе которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки [1, с. 144].

Опираясь на данное определение, учитывая характер формируемой компетентности и ее содержательное наполнение, мы в качестве основного признака подготовленности будущих инженеров к информационно-профессиональной деятельности принимаем их продвижение на более высокий уровень информационно-профессиональной компетентности, который определяется исходя из трех основных критериев:

-знания будущего специалиста, необходимые для осуществления информационно-профессиональной деятельности;

- умения будущего специалиста, необходимые для осуществления информационно-профессиональной деятельности;

- профессионально важные качества будущего специалиста, необходимые для осуществления информационно-профессиональной деятельности.

Каждый из указанных критериев может проявляться на том или ином уровне качества, который представляет собой относительную его характеристику, основанную на сравнении значений показателей качества оцениваемого объекта с базовыми значениями (лучшими, идеальными и т. д.) соответствующих показателей [2, с. 21].

Рассмотрим каждый из указанных критериев в содержательном, методическом и характеристическом аспектах.

Критерий «знания будущего специалиста, необходимые для осуществления информационно-профессиональной-деятельности»

В содержательном плане данный критерий предполагает оценку приобретения студентами следующих видов знаний:

- терминологии информационно-профессиональной деятельности;

- технических и программных средств реализации информационных процессов;

- основ и методов защиты информации;

- механических, технологических, конструкторских, эксплуатационных и экономических параметров проектов;

-принципов работы, технические характеристики, конструктивные особенности используемых технических средств;

- основных требований, предъявляемых к технической документации;

- основ трудового законодательства и гражданского права;

- правил и нормы охраны труда и техники безопасности и др.

Методическая сторона оценивания степени проявления данного критерия

предполагает использования следующих методов: опрос (устный и письменный), беседа, тестирование, диктант.

Характеристика проявления критерия «знания будущего специалиста, необходимые для осуществления информационно-профессиональной деятельности» отражена нами в виде критериально-уровневой шкалы (табл. 1).

Таблица I

Характеристика уровней для определения степени проявления критерия «знания будущего специалиста, необходимые для осуществления информационнопрофессиональной деятельности»

Уровень Характеристика

Низкий Студент не имеет систематических знаний о информационно-профессиональной деятельности, допускает методологические и фактические ошибки, приводящие к смешению понятий, не владеет терминологией, неверно оформляет результаты.

Средний Студент владеет ключевыми знаниями для осуществления информационно-профессиональной деятельности, ориентируется в процессе ее осуществления, имеет представления об источниках получения недостающей информации

Высокий Студент обладает глубокими знаниями о информационно-профессиональной деятельности (владеет терминологией, знает закономерности, принципы, правила, компоненты и их особенности и т. д.), знает пути и средства повышения эффективности деятельности, быстро ориентируется в новой информации

Критерий «умения будущего специалиста, необходимые для осуществления информационно-профессиональной деятельности»

В содержательном плане данный критерий предполагает оценку приобретения студентами следующих видов умений:

- собирать, передавать, накапливать и обрабатывать информацию;

- использовать базы данных, локальные и глобальные сети ЭВМ, средства защиты информации;

- формулировать цели и задачи проектов;

- проводить комплексный технико-экономический анализ, осуществлять экспертизу технической документации;

- использовать передовой опыт отечественной и зарубежной науки и техники;

- взаимодействовать в коллективе и т. д.

Оценивание сформированности указанных умений осуществлялось нами с применением следующих методов: наблюдение, экспертиза, взаимооценка, самооценка.

Характеристика проявления критерия «умения будущего специалиста, необходимые для осуществления информационно-профессиональной деятельности» отражена нами в виде критериально-уровневой шкалы (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика уровней для определения степени проявления критерия «умения

будущего специалиста, необходимые для осуществления научно-технического

исследования»

Уровень Характеристика

Низкий Студент не владеет методами научно-технического исследования, не может систематизировать и актуализировать необходимую информацию, допускает грубые ошибки при реализации информационно-технических проектов, неверно интерпретирует результаты

Средний Студент владеет отдельными основными умениями в области научнотехнического исследования, что не позволяет ему самостоятельно выполнить весь цикл решения информационно-технической задачи, предпочитает действовать в строго установленных рамках без ориентации на творческий подход, студент умеет безошибочно пользоваться техническими средствами при реализации информационно-технического проекта, допускает методологические ошибки в осуществлении или интерпретации результатов, но может их самостоятельно устранить при указании на них другими лицами (преподавателем или более успешным студентом)

Высокий Студент может самостоятельно осуществить полный цикл научно-технического исследования, грамотно спланировать работу, предложить и реализовать нестандартный подход к решению информационно-технической задачи, оперативно получить и обработать необходимую информацию, провести защиту информационно-технического проекта, безошибочно интерпретировать результаты работы

Критерий «профессионально важные качества будущего специалиста, необходимые для осуществления информационно-профессиональной деятельности»

Основными качествами личности будущего инженера, необходимыми для осуществления информационно-профессиональной деятельности являются:

- активность,

- самостоятельность,

- ориентация на творчество.

Выбор именно этих качеств обусловлен 1) внутренними особенностями информационно-профессиональной деятельности; 2) требованиями к личности инженера; 3) спецификой учебно-воспитательного процесса технического вуза, обеспечивающей возможности формирования данных качеств; 4) наличием исследовательского аппарата по оцениванию их сформирован-ности в условиях педагогического эксперимента.

Основными методами оценивания сформированности профессионально важных качеств личности будущего специалиста, необходимых для осуществления информационно-профессиональной деятельности, явились методы беседы, экспертных оценок, анкетирования, анализа участия в организации и осуществлении исследовательской деятельности.

Характеристика распределений данных качеств личности по уровням их сформированности представлена в (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика уровней для определения степени проявления критерия

«профессионально важные качества будущего специалиста, необходимые для осуществления информационно-профессиональной деятельности»

Уровень Критерии

Низкий Низкий уровень сформированности всех качеств личности (качества практически не проявляются в процессе информационно-профессиональной деятельности)

Средний Эпизодическое проявление одного или нескольких качеств б зависимости от вида и содержания информационно-технической задачи

Высокий Систематическое, стабильное проявление всех качеств

Итак, мы рассмотрели качественные характеристики критериев информационно-профессиональной компетентности. Представим теперь аппарат для количественного оценивания степени их проявления.

В качестве основных уровней информационно-профессиональной компетентности нами приняты репродуктивный, репродуктивно-творческий и творческий уровни.

Обобщенная характеристика данных уровней приведена нами в (табл. 4).

Таблица 4

Обобщенная характеристика уровней сформированное™ информационно-профессиональной компетентности будущих инженеров

Наименование Характеристика

Репродуктивный уровень Ориентация на репродуктивную деятельность при выполнении заданий, слабое знание студентом ключевых положений и процедур реализации информационно-профессиональной деятельности, отсутствие самостоятельности в работе над задачей, ориентация на алгоритм, стремление выполнить задание по образцу, придерживаясь сформированного стереотипа деятельности; необходимые качества личности практически не сформированы

Репродуктив- но-творческий уровень Фрагментарная и несистематическая ориентация на творчество в информационно-профессиональной деятельности, умение самостоятельно выполнять отдельные операции, эпизодическое стремление использовать творческий потенциал при выполнении задания; качества личности сформированы недостаточно

Творческий уровень Творческий подход к информационно-профессиональной деятельности, понимание ее сущности и специфики, устойчивый интерес к осуществлению, сформнрованность ключевых умений и навыков, умение самостоятельно информационно-технические задачи, постоянное стремление использовать творческий потенциал при выполнении работы, проявлять творческую активность; качества личности достаточно сформированы

Количественная оценка информационно-профессиональной компетентности осуществлялась нами усреднением оценок по выделенным критериям (знания, умения и профессионально важные качества будущего специалиста):

- высокий уровень проявления каждого критерия оценивался в 3 балла;

- средний уровень проявления - в 2 балла;

- низкий уровень - в 1 балл.

Формула усреднения оценок:

и

где и - оценка информационно-профессиональной компетентности будущего специалиста;

Кг - оценка по критерию «знания будущего специалиста, необходимые для осуществления информационно-профессиональной деятельности»;

К2 - оценка по критерию «умения будущего специалиста, необходимые для осуществления информационно-профессиональной деятельности»;

К3 -оценкапо критерию «профессионально важные качества будущего специалиста, необходимые для осуществления информационно-профессиональной деятельности».

К^К^Кз

3

Дальнейшие действия связаны с определением степени сформированное™ самой информационно-профессиональной компетентности. В соответствии с полученным значением II, студенту присваивается общий уровень сформированности информационно-профессиональной компетентности у будущих инженеров (табл. 5).

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристика уровней сформированности информационно-профессиональной компетентности у будущих инженеров

Наименование уровня Значения, к ритериев Значение и

К1 К2 КЗ

низкий низкий низкий

Репродуктивный средний низкий низкий и <1,33

низкий средний низкий

низкий низкий средний

низкий средний средний

средний низкий средний

средний средний низкий

средний средний средний

низкий вктсотсий

высокий низкий низкий

низкий высокий низкий

низкий высокий высокий

Репродуктивно- высокий низкий высокий

высокий высокий низкий 1,33 <и<2,67

творческии .. :нп$ёнП .высокий средний

низкий средний высокий

средний низкий высокий

средний высокий низкий

высокий средний низкий

высокий низкий средний

высокий средний средний

средний высокий средний

средний средний высокий

высокий высокий средний

Творческий высокий средний высокий и > 2,67

средний высокий высокий

высокий высокий высокий

Объективность получаемых в ходе педагогического эксперимента данных обеспечивается не только адекватностью методов исследования, но и привлечением компетентных специалистов, способных оценить степень подготовленности студентов к информационно-профессиональной деятельности. В ходе проводимого нами эксперимента была сформирована экспертная группа, которая включала преподавателей математических дисциплин Южно-Уральского государственного университета, специалистов, занимающихся проблемами в области профессиональной педагогики и психологии, руководителя производственной практики.

В качестве примера приведем данные, полученные на констатирующем этапе эксперимента в группе ЭГ-4, где реализовывалась разработанная нами система подготовки на фоне всего комплекса педагогических условий (табл. 6).

Таблица 6

Результаты нулевого среза в группе ЭГ-4

Список студентов Критерии оценивания Уровень исследовател ьской компетентности

К2 К3

Максим А, низкий низкий низкий репродуктивный

Юрий Б. низкий низкий средний репродуктивный

Сергей Б. низкий низкий низкий репродуктивный

Ильгиз В. низкий низкий средний репродуктивный

Александр В. средний средний высокий репродуктивно-творческий

Руслан Г. низкий низкий низкий репродуктивный

Дмитрий Г. низкий низкий средний репродуктивный

Дмитрий Г. средний низкий низкий репродуктивный

Александр Д. низкий низкий средний репродуктивный

Данис Ж. низкий средний низкий репродуктивный

Андрей 3. низкий низкий низкий репродуктивный

Вячеслав 3. низкий средний низкий репродуктивный

Дмитрий 3. низкий низкий средний репродуктивный

Михаил К. низкий низкий средний репродуктивный

Владимир Л. низкий низкий низкий репродуктивный

Дмитрий Л. средний средний средний репродуктивно-творческий

Виталий Л. низкий низкий низкий репродуктивный

Антон Л. низкий низкий средний репродуктивный

Александр М. низкий низкий средний репродуктивный

Сергей П. низкий низкий средний репродуктивный

Денис Р. средний средний средний репродуктивно-творческий

Дмитрий Р. низкий низкий средний репродуктивный

Алексей С. средний средний высокий репродуктивно-творческий

Алексей У. средний низкий низкий репродуктивный

Михаил Т. низкий средний низкий репродуктивный

Олег Т. низкий низкий средний репродуктивный

Таким образом, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента данные показали низкую подготовленность студентов к информационнопрофессиональной деятельности, не позволяющей им качественно решать информационно-технические задачи, что подтверждает необходимость совершенствования данного вида подготовки в условиях педагогического эксперимента с привлечением разработанной нами системы и обеспечением педагогических условий ее эффективного функционирования.

Резюме

Критериями сформированности информационно-профессиональной компетентности будущих инженеров являются знания, умения и профессионально важные качества будущего специалиста, необходимые для решения информационно-технических задач. Каждый критерий оценивается исходя

из трех уровней (низкого, среднего и высокого), в соответствии с которыми определяется общий уровень информационно-профессиональной компетентности: репродуктивный, репродуктивно-творческий или творческий. Переход участника эксперимента на более высокий уровень информационно-профессиональной компетентности является основным показателем эффективности построенной нами системы подготовки и достаточности выделенных условий.

Библиографический список

1. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: [Текст] / Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

2. Чернова, Ю. К., Щипанов, В. В. Качество. Культура. Образование: Терминологический словарь [Текст] / Ю. К. Чернова, В. В. Щипанов - Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.