Научная статья на тему 'Деятельность системы сертификации работ по охране труда в организации (Ссот) за период с 2003 по 2006 годы'

Деятельность системы сертификации работ по охране труда в организации (Ссот) за период с 2003 по 2006 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность системы сертификации работ по охране труда в организации (Ссот) за период с 2003 по 2006 годы»

Новиков Н.Н.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ (ССОТ) ЗА ПЕРИОД С 2003 ПО 2006 ГОДЫ

Состояние условий и охраны труда находится в тесной взаимосвязи с состоянием экономики страны. Повышение благосостояния людей, как правило, сопровождается улучшением состояния условий и охраны труда.

По данным Европейского агентства охраны и гигиены труда, «помимо человеческих страданий эти несчастные случаи оказывают серьезное негативное влияние на экономическую деятельность: теряется 150 миллионов рабочих дней, а страховые выплаты компаний и предприятий достигают 20 млрд евро.

Аналитические данные об условиях труда свидетельствуют, о том, что за последнее время численность работающих, занятых на работах с неблагоприятным их состоянием систематически растёт. По данным статистики каждый третий работник в стране трудится в условиях не соответствующих гигиеническим нормативам. И это притом, что общая численность работников производственных подразделений практически не увеличивается. Следовательно, прирост данного показателя происходит за счёт работников, занятых на вспомогательных работах или видах экономической деятельности, обеспечивающих процессы производства (транспортировка, погрузка-разгрузка, сопровождение, хранение (охрана) и т.д.). Однако, как известно, статистика лишь приводит цифры, но не вскрывает их истинных причин. Такое положение дел в сфере организации профилактической работы и проведения мер предупредительного характера не может не беспокоить специалистов, призванных осуществлять контроль состояния условий труда. Вот почему специалистам, занятым вопросами организации работ по охране труда, контролем за состоянием условий труда, центрам санэпиднадзора и медицины труда необходимо обратить на эти проблемы первостепенное внимание. На наш взгляд, пора прекратить вести разговоры и констатировать уже свершившиеся факты. Ибо сохранение здоровья человека в процессе труда должно быть главным в профилактической работе. Только «снятие» или устранение вредных и опасных факторов позволит повысить действенность мер профилактического характера. А для того, чтобы этого добиться - надо знать своих «визави» в лицо, т.е. знать те факторы, которые отрицательно воздействуют на организм работников в процессе труда и почему в реальной ситуации им не создаётся «заслон». Одним из возможных рычагов воздействия на эту ситуацию является, безусловно, аттестация рабочих мест.

Аттестация предусматривает:

выявление на рабочих местах вредных факторов и причин их возникновения;

оценка технического и организационного уровня рабочего места на его соответствие строительным, санитарным нормам и правилам;

исследование санитарно-гигиенических факторов производственной сферы, сложности и напряжённости трудового процесса.

количественная оценка условий труда на рабочем месте;

разработка и составление перечня мер по улучшению условий труда;

определение права работников на пенсию по спискам №1 и №2;

установление за счёт средств предприятия доплат, льгот и компенсации за работу в неблагоприятных

условиях.

Экономический эффект от аттестации рабочих мест непосредственно на предприятии (организации) отражается на материальных затратах.

Их можно разделить на три группы:

Затраты на улучшение условий труда и поддержание их в соответствии со стандартами безопасности, санитарно - гигиеническими и эргономическими нормами.

Затраты на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях.

Затраты на возмещение ущерба здоровья работников (пособия, выплаты пенсии и др. в связи временной

и постоянной, полной и частичной утратой трудоспособности).

Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 126 от 26 апреля 2004 г. ФГУ ВЦОТ определен Центральным органом сертификации, а научно-методическим центром - НИИ охраны труда ФНПР, г. Иваново, держатель Реестра ССОТ - ФГУ ВЦОТ, г. Москва.

Общее количество органов по сертификации (ОС) и испытательных лабораторий (ИЛ), аккредитованных в ССОТ ( на 10.10.2005)

Аккредитованные организации Общее количество Организации, аккредитованные в 2004 г. Организации, аккредитованные в 2005 г.

ОС 250 78 40

ИЛ 308 94 68

В настоящее время в ССОТ созданы 12 центров по подготовке экспертов по сертификации.

По данным подготовленным экспертам представлены в таблице.

СВЕДЕНИЯ о подготовленных экспертах по сертификации работ по охране труда в организациях (ЭС) и

кандидатах в эксперты (КЭС)

Наименование центров по подготовке экспертов 2000-2003 2004 2005

ЭС КЭС ЭС КЭС ЭС

«НИИОТ в г. Иваново» 2413 661 18 276 80

ФГУ ВЦОТ РОСЗДРАВА - - - 63 11

АНО «Дальневосточный региональный центр охраны труда» (Приморский край) 47 46

АНО Тюменской области «НИИ охраны труда» (ТНФ «АНСИ-Эксперт») 11

ГУ «Московский городской центр условий и охраны труда» 52 1

«НИИОТ в г. Екатеринбурге» 175 (дек 2002-03) 84 33 (2 п/г) 144 6 (1 п/г)

НОУ ДПО «Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства» (г. Санкт-Петербург) 32 (1 полугодие) 26 31

ГУ «Областной учебно-методический, исследовательский центр охраны труда и социального партнерства» (г. Нижний Новгород). 16 32

Республиканский научно-методический центр охраны и безопасности труда Министерства труда и занятости Республики Татарстан Сведений нет

і

НОУ ДПО «Образовательный центр ЦНИИМФ» (г. Санкт-Петербург). - -

ГОУ «Государственный центральный институт повышения квалификации» (ГОУ «ГЦИПК») Калужская обл., г. Обнинск 12

ООО «Центр охраны труда «СВЯЗЬ» Сведений нет

ВСЕГО: 2620 897 52 604 97

ИТОГО: ЭС 2769, КЭС 1501

В 2004 году аттестация рабочих мест по условиям труда в организациях проводилась на более чем 2,5

млн. рабочих мест.

В 2004-2005 году выдано 1200 сертификатов безопасности.

Наибольшее число выданных сертификатов приходится на Приволжский и Сибирский федеральные округа.

ЦО ССОТ разработаны и разосланы в организации:

Временный порядок оплаты работ по сертификации работ по охране труда в организациях.

Положение об инспекционном контроле в системе сертификации работ по охране труда.

Методические рекомендации по проведению инспекционного контроля.

С апреля 2005 года Центральный орган ССОТ провидит инспекционный контроль за деятельностью орга-

нов и испытательных лабораторий Инспекционный контроль Инспекционный контроль проведен:

Местонахождение Кол-во ОС Кол-во ИЛ

Москва 3 5

Свердловская обл. 10 11

Самарская обл. 7 4

Саратовская обл. 4 5

Челябинская обл. 4 5

Брянская обл. 1 1

Тюменская обл. 1 3

Оренбургская обл. 4 8

Новосибирская обл. 1 0

Омская обл. 2 2

Ярославская обл. 1 1

Астраханская обл. 4 5

Республика Марий Эл 1 1

Республика Мордовия 3 2

Башкортостан 3 2

Краснодарский край 1 1

Ставропольский край 1 2

Республика Карелия 2 3

Республика Коми 2 3

Нижегородская обл. 6 4

Пермская обл. 1 1

Республика Удмуртия 0 2

Иркутская обл. 1 2

Томская обл. 2 2

Ямало-Ненецкий АО 0 1

ИТОГО: 65 76

По результатам инспекционного контроля отмечены следующие недостатки:

Работа по аттестации рабочих мест по условиям труда и оформление результатов проводится без учета отраслевых требований.

Не проводится расчет доплат за работу во вредных условиях труда.

Не указывается периодичность медосмотров.

Неверно проводится оценка микроклимата на открытой территории.

В протоколах измерений и картах аттестации применяются нормы отмененного СанПиН 2.2.4.542-96.

Не указывается периодичность медосмотров.

В рекомендации по применению труда женщин и подростков не делается ссылка на нормативный документ.

Номер и код рабочего места присваиваются не в соответствии с требованиями Постановления Минтруда России от 14.03. 1997 г. №12.

Приводится не полный перечень вредных факторов, имеющихся на оцениваемых рабочих местах.

Время воздействия производственных факторов проставляются в %.

В протоколах по травмобезопасности не указываются разделы, не указываются пункты требований нормативной документации, по которым проводится оценка (делается запись «Том 1, стр. 401, п. 75). Выводы по оценке травмобезопасности оформлены не в соответствии с требованиями МУ ОТ РМ 02- 99.

В журнале учёта выдачи средств измерений записи делаются не регулярно.

При проведении инспекционного контроля были рассмотрены:

Программа проведения сертификации работ по охране труда в организациях (утверждена руководителем органа по сертификации 17.01. 2005 г.)

Процедура проведения сертификации работ по охране труда (утверждена руководителем органа по сертификации 09.02. 2005 г.).

Перечень законодательных и нормативных актов по охране труда, на основе которых Орган по сертификации проводит работу по сертификации работ по охране труда в организациях.

Проведена выездная проверка организации - держателя сертификата безопасности - Газопромысловое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управление ООО «Оренбурггазпром» (сертификат безопасности № РОСС.Яи ОТ 003264). Была проведена выборочно проверка работы службы охраны труда по обучению работников по вопросам охраны труда, обеспечению работников СИЗ, организации проведения медицинских осмотров работающих. В ходе проверки были сделаны замечания по качеству написания ряда инструкций по охране труда для работников (не соответствуют требованиям постановления Минтруда России от 17.12. 2002 г. №80). В личных карточках учета

выдачи СИЗ не заполняется графа сведений о сертификате соответствия.

Проведена выездная проверка организации - держателя сертификата безопасности - ЗАО «Хлебопродукт-1» (сертификат безопасности № РОСС.Яи ОТ 000282). Проведена выборочно проверка работы службы охраны труда, обучения работников по вопросам охраны труда, обеспечение работников СИЗ, организация проведения медицинских осмотров работающих.

По результатам инспекционного контроля отмечается в лучшую сторону лаборатории ОАО «Российские железные дороги» (Самара, Саратов) по своей оснащенности и количеству подготовленных специалистов, некоторые лаборатории имеют несколько комплектов оборудования необходимого для аттестации рабочих мест.

Сегодня существуют нормативные акты, которые позволяют целенаправленно проводить оценку состояния рабочих мест и точно знать истинные гигиенические критерии, характеризующие их соответствие или несоответствие допустимым нормативам. К сожалению, количественные и качественные показатели проведения аттестации рабочих мест не соответствуют современным требованиям. Почему происходит такое положение? Однозначного ответа на это вопрос быть не может. Но давайте вместе разберёмся в этой ситуации.

Вот уже более восьми лет действует Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённое постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12, ряд федеральных органов исполнительной власти и некоторые корпорации приняли свои аналогичные положения. Так, например, Госстроем России введено Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве (СП 12-133-2000), в котором учтены особенности организации рабочих мест строительных и других категорий работников, а также специфические требования к аттестации таких рабочих мест..

Данные документы определили проведение работ по трём направлениям - гигиеническая оценка условий труда, оценка травмобезопасности рабочих мест, оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Действует новое Руководство 2.2.200 6-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Это как раз те нормативные акты, на основе которых сформированы минимально необходимые требования, позволяющие обеспечить здоровые и безопасные условия труда работников на каждом рабочем месте.

К сожалению, есть примеры другого подхода. В частности, с выходом в 2001году, подготовленных НИИАТ методических рекомендаций «Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта» отдельные автотранспортные организации прекратили проведение аттестации рабочих мест водителей по факторам шума и вибрации, ссылаясь на п.4 названных рекомендаций, в котором дано указание: «Измерение уровней шума и вибрации не проводить до выхода государственных стандартов или методических указаний по проведению измерений и гигиенической оценки шума и вибрации на рабочих местах водителей». Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей в этом случае не соответствует реальному их состоянию, что является грубым нарушением действующих нормативных актов.

Федеральный закон от 17 июля 1999г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»

(статья 14) и Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 212) определили ответственность работодателя за результаты аттестации рабочих мест и принятие соответствующих мер по приведению их в соответствие с действующими требованиями. Однако, в силу объективных и субъективных причин, эти законодательно установленные положения рядом должностных лиц не выполняются.

Имеются многочисленные факты некачественного или недобросовестного отношения к оценке показателей истинного положения дел с условиями труда в организациях различных отраслей экономики, организациях малого и среднего бизнеса.

Сегодня активный переход и усиление мер профилактического характера должны занять главенствующее положение в общем комплексе работ в области охраны труда.

Для того, чтобы исключить возможность пренебрежительного отношения к жизни и здоровью сотрудников

предлагается предпринять ряд мер воздействия.

Первая - правовой нигилизм не должен иметь место там, где речь идёт о жизни и здоровье работников. Его проявление в такой форме свидетельствует о попустительстве со стороны органов и организа-

ций, призванных осуществлять контроль и надзор за соблюдением требований Трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.

Вторая - необходимо ужесточить требования со стороны надзорных органов к руководителям (работодателям), которые игнорируют требования о приведении рабочих мест в соответствие с действующими «Гигиеническими критериями...».

Третья - организациям экономически неспособным обеспечить приведение рабочих мест за счёт своих средств предоставить возможность использовать средства Фонда социального страхования, но с последующим их возмещением Фонду. Для реализации этого предложения, очевидно, потребуется выработка механизма такого кредитования в рамках ежегодно формируемых предложений по использованию средств ФСС на меры предупредительного характера.

Четвертая - требуется повысить правовой статус нового разработанного Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест (Утвердить на уровне правительства).

Пятая - ввести экономические меры воздействия на злостных нарушителей данных требований (т.е. работодателей длительно не занимающихся улучшением обстановки на рабочих местах или допустивших рост численности работников на работах с неблагоприятными условиями труда). Средства, поступившие от таких мер экономического воздействия, направлять в региональные отделения ФСС и использовать для оздоровления работников (улучшения условий труда).

Шестая - ввести «институт» экспертов по условиям труда, в первую очередь, в регионах с преобладающим числом травмоопасных видов экономической деятельности (угледобывающая, горная, металлургическая, нефтехимическая и химическая и т.д.).

Седьмая - законодательно закрепить требование о недопустимости к работе лиц на работы с явными признаками наличия опасных или вредных производственных факторов без приборов индивидуального оповещения (извещателей), способных сигнализировать о превышениях предельно допустимых концентраций (уровней).

Восьмая - предусмотреть меры административной и уголовной ответственности для должностных лиц, самовольно использующих в технологических или иных производственных и других процессах материалы, вещества или изделия, не имеющие разрешения соответствующих органов на их применение (реализацию) в Российской Федерации.

Девятая - для более полного отражения истинного положения дел внести изменения в форму статистической отчётности по условиям труда (форма 1-т), а также о расширении круга организаций её предоставляющих и получающих с целью более углубленного анализа динамики.

Десятая - сегодня уже существует сотни организаций, которые профессионально и грамотно проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда, но вместе с ними

есть и такие, которые решили «делать деньги» на аттестации рабочих мест. С ними предстоит серьёзно разбираться.

Повышение благосостояния работников и обеспечение процветания организаций должны составлять двуединую цель хозяйственной деятельности. Это- истина, о которой иногда забывают, когда речь заходит о совершенствовании производственной среды. В настоящее время на смену традиционному подходу, рассматривающему улучшение условий и охраны труда на рабочих местах как дополнительные затраты, приходит новый подход, при котором здоровье, безопасность и благосостояние работников становятся неотъемлемыми элементами экономической стабильности и организационного развития.

Мы прекрасно понимаем, что не всё и не всем понравиться из того, что нами предлагается к рассмотрению. Проблемы, которые мы поднимаем, существуют и их нельзя не замечать. Пусть это будет первым небольшим вкладом, позволившим высказать предложения для их всеобщего обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.