Научная статья на тему 'Деятельность региональных отделений Всероссийского театрального общества по развитию театрального искусства Российской провинции в условиях общественного застоя'

Деятельность региональных отделений Всероссийского театрального общества по развитию театрального искусства Российской провинции в условиях общественного застоя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗАСТОЯ / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА / РЕПЕРТУАР / ТЕАТРАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / АКТЕРЫ / ШЕФСКАЯ ПОМОЩЬ / УРАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Заельская С.А.

В представленной статье исследуется активность одной из авторитетнейших общественных организаций в сфере культуры Всероссийского театрального общества в территориальных рамках Урала. В хронологических рамках эпохи общественного застоя выявлены основные направления деятельности региональных отделений указанных организаций по развитию профессионального и самодеятельного театрального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность региональных отделений Всероссийского театрального общества по развитию театрального искусства Российской провинции в условиях общественного застоя»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 792.03(470.56)

С.А.Заельская,

канд. ист. наук, доцент Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ВСЕРОССИЙСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В

УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗАСТОЯ

Аннотация

В представленной статье исследуется активность одной из авторитетнейших общественных организаций в сфере культуры - Всероссийского театрального общества в территориальных рамках Урала. В хронологических рамках эпохи общественного застоя выявлены основные направления деятельности региональных отделений указанных организаций по развитию профессионального и самодеятельного театрального искусства.

Ключевые слова

Эпоха общественного застоя, театральное искусство, региональные отделения Всероссийского театрального общества, репертуар, театральные коллективы, актеры, шефская помощь, Урал

Всероссийское театральное общество представляло собой добровольную общественную творческую организацию, объединяющую театральных деятелей РСФСР, ставившее перед собой цель всестороннего развития театрального дела. В исследуемый период общественного застоя, театральное искусство превратилось в средство не только эстетического, но и, прежде всего, идеологического воздействия на трудящихся с целью формирования нового советского человека, живущего идеалами коммунизма. Актуальным представляется изучение своеобразной уральской «художественной культуры, являющейся частью российской культуры» [4, с. 145] через призму деятельности творческих союзов. Вся деятельность общества осуществлялась силами театральной общественности, объединяемой по территориальному признаку в местные отделения.

В представленной статье на материалах Урала изучена деятельность региональных отделений Всероссийского театрального общества по следующим основным направлениям: оказание практической творческой помощи театрам, повышение художественного мастерства деятелей театра; проведение семинаров, дискуссий, конференций по вопросам творческой жизни советского театра, организация творческих смотров и конкурсов; помощь народным театральным коллективам и культурное обслуживание сельского населения. Следует отметить, что исследуемые организации Урала имели профессиональный вес и солидный авторитет в театральной сфере. Свердловское отделение Всероссийского театрального общества в 1979 г. насчитывало 614 человек и являлось самым крупным в РСФСР после Ленинградского [1, л. 4], а Челябинское отделение в 1982 г. фиксировало в своем составе 354 члена и по численности входило в первую десятку страны. В 1983 г. Пермское отделение общества объединяло 418 членов [10, л. 3].

В исследуемый исторический период изучаемые общественные организации продолжали оказывать практическую помощь театрам Урала. Так, в 1964 г. отделение Всероссийского театрального общества в Башкирской автономной республике предоставляло консультационные и иконографические материалы по подготовке нового репертуара для Башкирского академического театра драмы - «Власть тьмы», для Республиканского русского театра драмы - «Угрюм-река», «Трактирщица», для Сибайского целинного театра - «Тартюф» [12, л. 18].

Отделение Всероссийского театрального общества Пермской области оказывало помощь театрам в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

различных формах: выезд консультантов общества в театры, где читалась каждая пьеса, намеченная к включению в план, проводились беседы с коллективом, руководством театров, в горкомах партии о репертуаре, участие в работе Художественных советов. Затем репертуар утверждался театром, идеологическим отделом горкома, выносился на суд областного репертуарного совещания в обком КПССС или в управление культуры [8, л. 3].

По инициативе Челябинского отделения Всероссийского театрального общества в 1966-1968 гг. систематически просматривались и обсуждались критиками и театраловедами Москвы, Ленинграда, Свердловска спектакли в коллективах Челябинских театров. Так, в Челябинском театре оперы и балета десять спектаклей обсудили специалисты из Москвы кандидат искусствоведения Н. О. Эльяш, музыковед Т. Н. Леонтьевская, Т. И. Карышева, Е. Я. Григорьева. В Челябинском театре драмы имени С.М. Цвиллинга пятнадцать спектаклей подверглись критике со стороны знатоков театрального дела из столицы В. И. Демина, А. В. Кеспера, Ю. Смирнова, Ю. А. Зубкова, О. В. Пановой, Л. И. Земцовой, Е. Г. Балатовой, Л. В. Владимирской [7, л. 4].

Одним из главных направлений в деятельности Всероссийского театрального общества являлось участие в формировании репертуарной политики театров. В изучаемый период афиши театров включали в себя пьесы революционной и патриотической тематики: «Русские люди», «Любовь Яровая» и др. Современная пьеса лидировала в репертуаре изучаемого периода. Русская и зарубежная классика были представлены пьесами «Варвары», «Васса Железнова», «Свои люди - сочтемся», «Недоросль», «Наташа Ростова».

Театры Челябинской области постоянно обращались к драматургии А. Н. Островского, А. П. Чехова, М. Горького и других классиков [6, л. 66]. Благодаря деятельности изучаемой организации в репертуаре Свердловских театров была представлена широкая жанровая палитра и использовались средства современного театра. Были показаны спектакли: «Протокол одного заседания», «Мои надежды», «День почти счастливый», «Доктор Назаров», «Вина», «Где-то на Урале». Патриотические чувства воспитывали произведения «Оптимистическая трагедия», «В бурю», «Разгром», «Сказание об Анне», «С чего начинается Родина» [3, л. 8]. Нравственным исканиям современников были посвящены произведения, поставленные в изучаемый период на сценах театров Урала. К ним относились «Последний срок», «Тревога», «Письма к другу», «Драма из-за лирики». Борьба за мир и интернациональную солидарность нашла свое отражение в спектакле «Интервью в Буэнос-Айресе», который прошел во всех драматических театрах региона [3, л. 10].

Всероссийское театральное общество занималось вопросами профессиональной учебы актеров, режиссеров, художников, бутафоров. К этой работе, например, в Челябинской области привлекались как местные силы (Орлов, Кулешов, Панферов), так и специалистов со стороны (Кулиш, Маркова, Рыжова и др.). Стало традицией проведение периодических областных семинаров с участием творческой молодежи. При региональном отделении общества работали секции критиков, в том числе секция музыковедов, созданная в 1981 году. Наибольшую активность проявляли Затевахина, Федорова, Синецкая, Губницкая. Творчество актеров анализировалось столичными критиками [6, л. 67].

Важнейшим направлением работы Всероссийского театрального общества стала организация семинаров по теории и практике театрального искусства, дискуссий, конференций по вопросам творческой жизни советского театра, создание творческих лабораторий, курсов, организация творческих смотров и конкурсов. Пермское отделение Всероссийского театрального общества в 1964 - 1965 гг. провело два традиционных весенних смотра XII и XIII Пермскую «Театральную весну». Примечательно, что «Театральная весна» 1964 г. раскрывала тему «Образ современника на сцене театра», а в 1965 г. подобное мероприятие было посвящено подготовке театральных коллективов к 50-летию Октябрьской революции [8, л. 10].

Для укрепления связей со зрителями и пропаганды театрального искусства деятели всех театров Челябинской области участвовали в многочисленных встречах, беседах, выступлениях в клубах, школах, на предприятиях. Подобных мероприятий в течение 1966 - 1968 гг. было организовано: 25 - театром оперы и балета, 28 - драматическим театром им. С. Цвиллинга, 58 - театром юного зрителя, 15 - театром кукол, 73 -Магнитогорским драматическим театром, 31 - Златоустовским театром. Особенно интересные и запоминающиеся встречи прошли в связи с Международным днем театра [7, л. 6].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Свердловское отделение Всероссийского театрального общества в 1977 г. организовало лекции и встречи по пропаганде театрального искусства. Так, театраловед Л. Немченко прочитала лекции: для учащихся школы № 130 в рамках лектория «Слово о театре» «На заре русского театра», «Театр эпохи царя Алексея Михайловича и Петра I»; в институте усовершенствования учителей - «Проблемы развития современного театра»; для преподавателей эстетики Государственного профессионально-технического училища - «Театр как вид искусства». В рамках лектория для студентов Государственного университета Л. Немченко озвучила два доклада «Секреты театрального искусства» и «Драматург приходит в театр» [2, л. 29-30].

Пермским отделением Всероссийского театрального общества в сентябре 1981 г. был проведен смотр спектаклей театра юного зрителя, который завершился конференцией «Художественный уровень театра». В марте - апреле 1982 г. изучаемое отделение совместно с управлением культуры, обкомом ВЛКСМ провели XXXIV областную «Театральную весну», в которой проняло участие шесть театров [10, л. 7]. В марте 1981 г. Пермский театр оперы и балета провел неделю музыки для детей и юношества, а так же лекции, беседы, творческие встречи. В репертуаре недели присутствовали такие произведения как «Евгений Онегин», «Орфей и Эвридика», «Хрустальный башмачок», «Князь Игорь», «Мальчиш Кибальчиш» [10, л. 15]. В Свердловской области традиционными стали смотры творческой молодежи и недели «Театр и дети». Появилась новая форма творческой работы - конкурс «На лучшую роль года», который был организован в театрах Свердловска [3, л. 40].

Ряд работ творческих коллективов Урала были отмечены на Всероссийских фестивалях и смотрах. Спектакль Ирбитского театра «Тревога» (режиссер Е. Вялков) был показан в Ленинграде и награжден дипломом Всероссийского фестиваля национальной драматургии. Спектакль «Нежданные гости» Театра юного зрителя в постановке Г. Кочержинского (исполнитель главной роли В. Сизов) получил диплом фестиваля Польской драматургии. ПРоизведение театра юного зрителя «Наташа Ростова» было показано в Туле на Всероссийском толстовском фестивале. Дипломами фестиваля были награждены режиссер Юрий Котов, исполнительница заглавной роли Ия Шаблакова, артисты Владимир Нестеров и Марина Гапченко. По итогам этого же мероприятия за спектакль Свердловского драматического театра «Плоды просвещения» дипломы были вручены режиссеру, заслуженному деятелю искусств Александру Соколову, народной артистке РСФСР Вере Шатровой, заслуженной артистке РСФСР Галине Умпелевой и Григорию Гецову [3, л. 9-10].

Существенную помощь народным театрам, художественной самодеятельности оказывали региональные отделения Всероссийского театрального общества. Режиссеры и артисты профессиональных театров систематически выезжали в народные театры, участвовали в приеме спектаклей, помогали в их подготовке, проводили разборы спектаклей, занятия по сценической речи, мастерству актера, гриму, сценическому действию. К примеру, на базе Оренбургского областного драматического театра были созданы и работали лаборатории режиссеров и художников народных театров [5, с. 74].

В помощь художественной самодеятельности села, работающим агитбригадам, концертным бригадам и сельским народным театрам по инициативе Всероссийского театрального общества были проведены крупные мероприятия. Так, коллектив Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури в 1964 г. в Янаульском районе Башкирской АССР осуществил десятидневный семинар руководителей самодеятельных коллективов. Ставились танцевальные номера, проходили занятия по гриму и актерскому мастерству в драматических кружках Чекмагушевского, Бижбулякского, Хайбуллинского, Баймакского, Учалинского районов [12, л. 18]. Пермское отделение Союза театральных деятелей только в течение 1975 г. провело пять консультаций для театральной самодеятельности колхоза «Россия» [9, л. 21]. В Пермской области в 1980 и 1981 гг. были организованы фестивали искусств в Верещагинском, Сивинском, Ординском, Кудымкарском сельских районах. В программу вышеназванных мероприятий входили концертная и просветительская деятельность изучаемого творческого союза области [10, л. 16]

Вместе с тем, Пермское отделение Всероссийского театрального общества осуществляло пропаганду сельской самодеятельности по телевидению. Телевизионная передача «В мире сказки», которую вела заведующая литературной частью театра кукол Т. Шерстневская, в сезоне 1981 - 1982 гг. была посвящена

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

самодеятельным кукольным коллективам, в том числе сельским. В сезоне 1982 - 1983 гг. был создан цикл передач «Телевизионный театр народного творчества» о драматических самодеятельных коллективах города и села, который разработала и вела консультант Всероссийского театрального общества С. Ляпустина [10, л. 18].

Театры Пермской области провели встречи на селе. Театр юного зрителя осуществил встречи в Кунгурском, Березовском, Суксунском, Очерском, Ильинском и ряде других районов области. Театр кукол продолжил работу в сельских филиалах Кукуштане и Лобаново, оказал помощь в проведении фольклорного праздника Суксунского района. Ведущие артисты Коми-Пермяцкого театра в составе агитпоезда провели встречи с жителями Косинского района. Чайковский театр вел работу в селах Кунгурского района [11, л. 10]. В начале 1980 г. в Челябинской области действовало 20 филиалов театров. Все коллективы были закреплены и оказывали серьезную шефскую помощь ряду сельских районов области [6, л. 67].

Таким образом, региональные отделения Всероссийского театрального общества вели существенную работу по распространению и развитию советского театрального искусства, осуществляли практическую творческую помощь театрам. Исследуемые организации в условиях общественного застоя способствовали повышению идейно-политического уровня и художественного мастерства деятелей театра, вели существенную работу по укреплению связей театральных коллективов со зрителями. Важнейшим направлением в деятельности региональных отделений Всероссийского театрального общества являлось оказание практической и творческой помощи коллективам народных театров и театральной самодеятельности, а так же культурное обслуживание сельского населения региона. Список использованной литературы:

1. Государственный архив Свердловской области (далее - ГАСО). Ф. Р-1919. Оп. 1. Д. 210.

2. ГАСО. Ф. Р-1919. Оп. 1. Д. 377.

3. ГАСО. Ф. Р-1919. Оп. 1. Д. 397.

4. Дубцова Е.К. Проблемы исследования художественной культуры Оренбуржья // Приволжский научный вестник. 2013. № 8-1 (24). С. 142 - 145.

5. Заельская С.А. Осуществление культурного обслуживания сельского населения профессиональными театрами Урала в 1960-е - 1980-е годы // Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2015. № 6. С. 73-75.

6. Объединенный государственный архив Челябинской области (далее - ОГАЧО). Ф. П-288. Оп. 195. Д. 268.

7. ОГАЧО. Ф. Р-1655. Оп. 1. Д. 122.

8. Пермский государственный архив новейшей истории (далее - ПГАНИ). Ф. 105. Оп. 354. Д. 603.

9. ПГАНИ. Ф. 8187. Оп. 1. Д. 544.

10.ПГАНИ. Ф. 8187. Оп. 1. Д. 548.

11.ПГАНИ. Ф. 8187. Оп. 1. Д. 553

12.Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. Ф. Р-1910. Оп. 2. Д. 330.

© Заельская С.А., 2016

УДК 9.929.52

Р.И. Кантимирова,

к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории и философских дисциплин,

Стерлитамакский филиал БашГУ, Л.Р. Залилова, студентка 3 курса исторического факультета, Стерлитамакский филиал БашГУ, г. Стерлитамак

КЛАВДИЯ СЕРЕБРЯКОВА - ЛЕТЧИЦА ЗНАМЕНИТОГО ПОЛКА

Аннотация

В статье авторы рассмотрели вехи жизни летчицы 46-го Гвардейского Таманского полка, уроженки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.