Научная статья на тему 'Осуществление гастрольной деятельности профессиональными театрами Урала в условиях общественного застоя'

Осуществление гастрольной деятельности профессиональными театрами Урала в условиях общественного застоя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
595
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАСТОЙ / СОВЕТСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТЕАТРАЛЬНЫЕ ГАСТРОЛИ / ТЕАТРАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / РЕПЕРТУАР / УРАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Заельская С.А.

В статье исследуется процесс реализации гастрольной деятельности театральными коллективами Урала в условиях позднего советского периода. Изучена обширная география гастрольной активности провинциальных театров. Определена региональная специфика подготовки гастролей профессиональных театров, выявлены проблемы организационного плана при осуществлении изучаемой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Заельская С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осуществление гастрольной деятельности профессиональными театрами Урала в условиях общественного застоя»

международный научный журнал «инновационная наука» УДК 792

№9/2015

ISSN 2410-6070

С.А.Заельская,

канд. ист. наук, доцент Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация Е-mail: sv_a_z@mail.ru

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГАСТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ТЕАТРАМИ

УРАЛА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗАСТОЯ

Аннотация

В статье исследуется процесс реализации гастрольной деятельности театральными коллективами Урала в условиях позднего советского периода. Изучена обширная география гастрольной активности провинциальных театров. Определена региональная специфика подготовки гастролей профессиональных театров, выявлены проблемы организационного плана при осуществлении изучаемой деятельности

Ключевые слова

общественный застой, советское театральное искусство, театральные гастроли, театральные коллективы,

репертуар, Урал

Советское театральное искусство в эпоху общественного застоя накопило немало как творческих достижений, так и определенных проблем, связанных с жесткой централизацией театрального дела и господством командно-административной системы. В планировании и осуществлении своей деятельности театральные коллективы были вынуждены следовать требованиям государственных и партийных органов власти, считавших искусство идеологическим средством для достижения цели построения "развитого социализма". Организация гастролей в эпоху общественного застоя представляла собой сложную бюрократическую систему, которая должна была обеспечить контроль за театральным коллективом со стороны власти, ввиду того, что гастроли были признаны действенной формой обмена достижениями театрального искусства между союзными, автономными республиками, краями, областями СССР. Вместе с тем, они должны были способствовать процессу взаимовлияния и взаимообогащения национальных социалистических культур, показу лучших произведений советских авторов, раскрывающих борьбу советского народа за коммунизм, произведений русской, национальной, мировой классики и прогрессивной зарубежной драматургии [5, с. 73].

Гастрольная деятельность театров регулировалась принципами, заложенными на партийных съездах, в частности в изучаемый период на XXIII съезде партии, на котором была сформулирована задача по «всестороннему улучшению культурного обслуживания сельского населения путем увеличения количества театров, массовых библиотек и др.» [10, с. 169].

Гастрольные турне профессиональных театров партийными и советскими органами рассматривались как "творческие отчеты перед трудящимися" советской страны. Не случайно репертуар театров, так тщательно выверенный вышестоящими инстанциями, был составлен в духе и в угоду господствующей идеологии. Анализирую гастрольные маршруты на основе солидных архивных материалов, следует констатировать, что основными направлениями являлись зарубежные поездки (крайне редкие для провинциальных театров в изучаемый период), гастроли в братские республики СССР, турне по городам РСФСР. Особым направлением, которому власти придавали решающее значение, было обслуживание сельского зрителя.

Преобладающей гастрольной формой профессиональных театров Урала являлись творческие поездки по городам и селам своего и соседних регионов. Так, гастроли Русского республиканского драматического театра Башкирской АССР 1964 г. проходили в городах Кумертау, Мелеуз, Ишимбай, жителям которых были показаны пьесы «Участковый из Чудинова», «Женитьба Белугина», «Петровка, 38».

132

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

Всего театром было дано 35 спектаклей, обслужено 14339 человек [14, д. 244, л. 2, 5]. Челябинский театр оперы и балета им. М. И. Глинки в 1965 г. гастролировал в Магнитогорске, Оренбурге, Златоусте. На 115 спектаклях данных коллективом театра побывало 68,4 тыс. зрителей [6, д. 178, л. 34]. В 1965 г. Целинный театр Башкирской АССР провел летние гастроли в городах и селах республики, в Челябинской и Оренбургской областях [13, д. 328, л. 5]. Пермский театр юного зрителя в 1965 г. выезжал на гастроли по области, обслужив города Лысьву, Губаху, Гремячинск. В 1966 г. театр гастролировал в Ульяновске, где провел 75 спектаклей [3, д. 14, л. 2]. Во второй половине 1960-х - начале 1970-х гг. театр юного зрителя Перми выезжал на гастроли в Ульяновск, Оренбург, Киев, Полтаву, Николаев, Чернигов. За хорошую работу по обслуживанию зрителей театр был награжден почетными грамотами обкома КПСС и облисполкома, обкома ВЛКСМ [3, д. 63, л. 1] . Летние гастроли 1969 г. Челябинского государственного драматического театра им. С. М. Цвиллинга прошли в Уфе и Нижнем Тагиле. Итогом гастролей стало 129 спектаклей, данных за два месяца, которые посетило около 60 тыс. зрителей. За успешно проведенные гастроли театр был награжден почетными грамотами Президиума Верховного Совета Башкирии, горкомов, райкомов КПСС, горисполкомов, райисполкомов, комсомола [7, д. 54, л. 1-2].

Челябинский театр юного зрителя во время гастролей 1979 г. в Ижевске дал 51 спектакль, обслужил 25 тыс. юных зрителей Удмуртии. В сентябре 1979 г. 75 спектаклей театр провел в Уфе, обслужив 55 тыс. зрителей Башкирии. Высокая оценка продемонстрированных спектаклей давалась критиками на страницах газет «Советская Башкирия», «Кызыл Тан», «Вечерняя Уфа», «Удмуртская правда» [8, д. 203, л. 53]. В 1980-е годы Березниковский драматический театр гастролировал в Воркуте, Северодвинске, Рыбинске, Саратове, Сургуте, Нижневартовске, в Казахской СССР, Коми, Удмуртии, Мордовской АССР, Свердловской, Ивановской, Омской областях [9, д. 2162, л. 13].

Особо волнительными и тщательно продуманными по содержанию являлись гастроли в столичные города, где актеры провинциальных театров имели возможность продемонстрировать свое мастерства перед требовательным столичным зрителем и маститыми театральными критикам. В феврале 1966 г. Башкирский академический театр драмы имени М. Гафури выступал на сцене Кремлевского театра. Башкирские артисты успешно выдержали испытание [13, д. 327, л. 58]. Второй этап летней работы Оренбургского областного драматического театра в 1965 г. заключался в показе спектаклей «Офицер флота», «Отелло», «Петр I», «Жаркое лето в Берлине» в Кремлевском театре Москвы. С 8 июля по 10 августа 1966 г. Оренбургский областной драматический театр гастролировал в Ленинграде. В общей сложности было показано 10 спектаклей: «Офицер флота» А. Крона, «Я отвечаю за все» Ю. Германа, «Волчья тропа» А. Афиногенова, «Перт I» А. Толстого, «Жаркое лето в Берлине» Д. Кьюсака, «Парусиновый портфель» М. Зощенко, «Дурочка» Лопе-де-Вега, «Отелло» В. Шекспира, «В день свадьбы»

В. Розова, «Физики и лирики» С. Волчек. Из десяти названий первые восемь либо давно, или вовсе не шли в Ленинградский театрах [1, д. 547, л. 120].

Пермский драматический театр впервые совершил гастрольное турне в Москву в 1971 году. Успех сопутствовал спектаклям «Царь Федор Иоаннович» по трагедии А. К. Толстого (режиссер И. Т. Бобылев), «Рабочая хроника» Б. А. Черенева (режиссер Г. Г. Чодришвили), «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Большое волнение» И. М. Дворецкого (режиссер Е. И. Лифсон), «Нашествие» Л. М. Леонова (режиссер А. Новиков), получившим высокую оценку московских критиков [9, д. 1308, л. 21]. Два года подряд на гастроли в столицу ездил Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского. Центральная пресса высоко оценила профессионализм труппы, в составе которой выступали народная артистка СССР К. К. Кудряшева, заслуженные артисты РСФСР В. Я. Богданов, Л. В. Асауляк [2, д. 808, л. 8].

Свердловский государственный драматический театр в 1977 г. побывал на гастролях в Москве, Ленинграде, Киеве, Риге, Вильнюсе, Алма-Ате, Горьком, Волгограде, Хабаровске, Владивостоке и др. [12, д. 313, л. 2]. В 1978 году Академический театр драмы имени М. Гафури Башкирской АССР гастролировал в Алма-Ате, Фрунзе, Ташкенте, в 1979 г. - в Москве, в 1980 - в Ленинграде [13, д. 542, л. 3].

В процессе осуществления гастрольной деятельности, творческие коллективы Урала искали новые формы и способы показа своего репертуара. Помимо ставших уже традиционными творческих встреч со зрителем, применялись и новые альтернативные формы проявления изучаемой деятельности. Так, театры

133

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

Оренбургской области в 1980 г. успешно ввели в практику своей деятельности театральных обменные гастроли и творческие отчеты в пределах области. Театры Оренбурга выезжали в Орск, а Орский драматический театр отчитывался перед трудящимися областного центра [11, д. 65, л. 25].

В процессе осуществления гастрольной деятельности театральные коллективы Урала сталкивались с различного рода проблемами. К примеру, гастроли Оренбургского драматического театра 1965 г. в Москве были убыточным по причине того, что Кремлевский театр не оплатил всех расходов, связанных с поездкой в столицу [1, д. 504, л. 2]. Летние гастроли 1972 г. Челябинских театров прошли трудно из-за слабой их организации. Отсутствовала определенная договоренность с телевидением. Неудачными оказались и гастроли Челябинского театра оперы и балета, которые принесли театру большие убытки [4, с. 30].

Таким образом, период общественного застоя являлся для провинциальных театров Урала успешным в плане осуществления гастрольной активности. Театральные коллективы Урала вели целенаправленную работу по пропаганде лучших произведений советского и зарубежного искусства в различных регионах, в том числе и отдаленных районах страны. Важной составляющей гастрольной политики театров Урала было осуществление показа своего репертуара трудящимся в различных населенных пунктах страны и творческие поездки по собственной территории. Вместе с тем гастроли являлись формой обмена профессиональным опытом, возможностью для актеров продемонстрировать свое мастерство как перед требовательным столичным зрителем и критиками, так и перед тружениками села. Тем не менее, несмотря на проблемы, преимущественно организационного плана, театры Урала вели активную работу по пропаганде лучших произведений советского театрального искусства.

Список использованной литературы:

1. Государственный архив Оренбургской области. Ф. Р-2568. Оп. 1.

2. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. Р-927. Оп. 1.

3. ГАПК. Ф. Р-1680. Оп. 1.

4. Заельская С.А. Гастрольная деятельность театральных коллективов Урала на селе в 1960-е - 1980-е гг. // Символ науки. 2015. № 7. С. 28 - 30.

5. Заельская С. А. Осуществление культурного обслуживания сельского населения профессиональными театрами Урала в 1960-е - 1980-е годы // Альманах современной науки и образования. 2015. № 6. С. 73 - 75.

6. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. П-288. Оп. 161.

7. ОГАЧО. Ф. Р-1360. Оп. 4.

8. ОГАЧО. Ф. Р-1605. Оп. 1.

9. Пермский государственный архив новейшей истории. Ф. 105. Оп. 354.

10. Троякова Ю. К. Репертуар и гастрольная деятельность театрального коллектива Хакассии в 1965 - 1980е гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 9 (23): в 2-х ч. Ч. I. С. 168 - 172.

11. Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Ф. 371. Оп. 65.

12. Центр документации общественных объединений Свердловской области. Ф. 4. Оп. 97.

13. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан. Ф. 122. Оп. 187.

14. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. Ф. Р -1910. Оп. 2.

© С.А. Заельская, 2015

134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.