Научная статья на тему 'Деятельность общественных объединений Омской области по социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (1991-2000 гг. )'

Деятельность общественных объединений Омской области по социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (1991-2000 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
228
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / SOCIAL ORGANIZATIONS / SOCIAL HELP / CHILDREN WITH DISABILITY / OMSK REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Анна Вадимовна

В статье анализируются формы и методы работы общественных организаций для детей с инвалидностью в Омской области в период 1991-2000 гг. В первой части представлены причины и статистика возникновения и развития организаций «нового типа», представлены примеры деятельности разных общественных организаций. В конце статьи даны выводы и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Молчанова Анна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social organizations for the children with disability in Omsk region (1991-2000)

The article analyses forms and methods of work of these organizations in the period of 1991-2000. The author considers the reasons and statistics of establishment and development of a new type of social organizations, presents examples of different social organization's activity. There are conclusions and recommendations at the end of article.

Текст научной работы на тему «Деятельность общественных объединений Омской области по социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (1991-2000 гг. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

// Русский вестник. — 1863. — Т.47.

5. Дитятин И. Устройство и управление городов России [Текст]. Т. 1. - СПб., 1875.

6. Рындзюнский П.Г. Ремесло и мелкотоварное производство [Текст] : сб. ст. под ред. М.К. Рожковой. — М., 1959.

7. Министерство торговли и промышленности. Отдел торговли. Ремесленники и ремесленное управление в России [Текст]. — Петроград, 1916.

8. Труды комиссии, учрежденной для пересмотра Уставов фабричного и ремесленного [Текст] /4.1, СПб., 1863.

9. Уставы о промышленности фабричной и ремесленной (Т. XI, 4.2.) по изданию 1857 года, продолжениям 1863, 1864 и 1868 г. ; сост. П.И. Махин. — М., 1869., ст. 91, 92.

10. Ядров А.И. О сохранении цехового управления [Текст]. - СПб., 1897.

11. Всероссийский торгово-промышленный съезд / Миропольский В.И. О ремесленных заведениях [Текст]. — Нижний Новгород, 1896.

12. Несколько слов о московских цехах. Речь Ординарного профессора Киттары [Текст]. — 1860.

ПЕРОВА Мария Викторовна, аспирантка кафедры истории.

Дата поступления статьи в редакцию: 20.10.2008 г.

© Перова М.В.

уДК 364.442 (571.13) д. в. МОЛЧАНОВА

Омский государственный технический университет

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (1991-2000 гг.)

В статье анализируются формы и методы работы общественных организаций для детей с инвалидностью в Омской области в период 1991-2000 гг. В первой части представлены причины и статистика возникновения и развития организаций «нового типа», представлены примеры деятельности разных общественных организаций. В конце статьи даны выводы и рекомендации.

Ключевые слова: общественные объединения, социальная помощь, дети с ограниченными возможностями здоровья, Омская область.

В истории современной России период с 1991 по 2000 гг. был отмечен серьёзными социально-экономическими и политическими проблемами и преобразованиями, которые не могли не отразиться на качестве жизни населения страны. Однако были категории, которые в большей степени подверглись социальной дезадаптации, а одними из самых незащищенных стали дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдался на протяжении всего исследуемого периода. По данным Омского областного комитета статистики, численность детей-инвалидов (тыс. человек), в 1990 г. составляла 3,242, в 1994 — 8.1 И, в 1995 — 9,454, в 1996 — 10,558, в 1998 — 11,214 [1]. Однако следует иметь в виду, что в органах государственной статистики производился учёт только тех детей, которые получают социальные пенсии. Причём в это число не входили дети и подростки на полном государственном обеспечении, т.е. проживающие в

домах-интернатах для глубоко умственно отсталых детей, в домах-интернатах для детей с физическими недостатками, в домах ребёнка и школах-интернатах для детей с умственными и физическими недостатками.

Кроме того, статистика в области детской инвалидности, по мнению исследователей Баранова А.А., Каргаманова В.И. [2], не была в 90-е годы развитой отраслью, поскольку свойственное этому времени бурное и хаотичное изменение законодательства не способствовало выработке единой системы учёта таких детей. Разные ведомства отражали разные цифры. Быстрый рост количества таких детей начиная с 1991 года был связан также и с расширением перечня медицинских показаний, при которых ребёнок признавался инвалидом [3]. В 1999 году в соответствии с международными нормами возраст, в котором предоставляется статус ребёнка-инвалида, был продлён с 16 до 18 лет. Наконец, статистика увеличения числа детей с ОВЗ отражала общую тенденцию к ухуд-

шению здоровья населения. В числе предпосылок распространения детской инвалидности:

1. увеличение уровня заболеваемости будущих родителей, (особенно матерей);

2. неблагоприятные условия труда женщин;

3. рост детского травматизма;

4. ухудшение экологической обстановки [4].

К началу исследуемого периода в решении возникавших проблем по социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья принимали активное участие общественные объединения. Например, в Омской области функционировали такие общественные объединения, работающие по проблемам людей с инвалидностью, как Всероссийское общество слепых (далее ВОС), Всероссийское общество глухих (далее ВОГ), Всероссийское общество инвалидов (далее ВОИ), Российский детский фонд (далее РДФ), Красный Крест (далее КК). Эти организации осуществляли свою деятельность при активной поддержке государства, и их создание инициировалось государством.

Начиная с 1991 года, стали распространяться новые организационные формы работы с детьми с ОВЗ. Их методы использовали родители детей, а также психологи, педагоги, дефектологи и другие специалисты, работающие с проблемными детьми. Возникновение и развитие этих общественных инициатив было обусловлено рядом обстоятельств:

— резкое падение уровня жизни населения, поставившее на первый план проблему выживания;

— государство оказалось не в состоянии финансировать и регулировать социальную сферу вообще и в частности сферу социальной защиты людей с ограниченными возможностями здоровья;

— категории населения, нуждающиеся в особой помощи, увидели в общественных объединениях способ решения своих проблем;

— перестройка, а в дальнейшем и реформы начала 90-х годов заложили юридическую основу для возникновения независимых от государства общественных объединений;

— появление экономической базы для существования некоммерческих организаций (далее НКО) в связи с развитием частного предпринимательства;

— готовый кадровый потенциал — ещё в 70- е годы сотни людей пытались реализовать новаторские педагогические, исследовательские и социальные программы в рамках существовавшей системы, но не нашли поддержки;

— поддержка как финансовая, так и организационная со стороны зарубежных стран [5].

К примеру, только в Омской области в 1991 году было зарегистрировано 74 общественных объединения, из них: 10 фондов и 2 организации, помогающие детям, 2 организации людей с ограниченными возможностями здоровья. В 1992 году их количество возросло. Так, Управлением юстиции было зарегистрировано 165 общественных объединений, из них 10 организаций для людей с ограниченными возможностями здоровья [6]. 1993 год был отмечен опять же возрастанием количества объединений, около 30, которые несли на себе социальную нагрузку.

Следует отметить, что нормативно-правовая база деятельности общественных инициатив была представлена принятым в 1990 году Законом СССР «Об общественных объединениях». Однако, по свидетельству В.Н. Панасенкова, дальнейший толчок в их развитии дал Закон РФ «Об общественных объединениях» 1995 года. Новый закон не только расширил права и обязанности общественных объединений,

но и упростил их создание, уменьшив число необходимых для регистрации учредителей — физических лиц с 10 до 3 человек. В результате этого на 07.02.97 года Областным управлением юстиции зарегистрировано 1051 общественное объединение, в том числе с момента принятия нового закона — 468 [7]. Наибольшее количество общественных объединений было зафиксировано в 1999 году: общественных организаций — 1942, общественных движений — 87, общественных учреждений — 13, союзов — 4, фондов — 142. На 1 января 2000 было зарегистрировано 2214 общественных объединений [6]. Большинство из них находилось в городе Омске.

Общественные объединения могли осуществлять свою деятельность и без образования юридического лица, т.е. без регистрации, что не противоречило закону. Как правило, создавались небольшие группы для реабилитационных занятий, которые должны были максимально развить образовательные способности «особых» детей, улучшить их физическое состояние, дать необходимые социальные навыки. Эти группы впоследствии старались получить правовой статус общественной организации. Статус позволял действовать не по должностным инструкциям «сверху», а в соответствии с нуждами конкретной группы детей, имеющих схожие проблемы в развитии [8].

У общественников сразу же выделился комплекс проблем, таких как отсутствие помещений (существовали на базе Домов творчества, учебных заведений, кооперировались с другими НКО); нехватка оборудования, оргтехники; недостаток добровольцев (многие организации имели в своем активе всего несколько человек). Таким образом, из общего числа зарегистрированных общественных объединений реально работали только две трети.

Основными источниками финансирования являлись пожертвования частных лиц, помощь коммерческих структур, членские взносы. К 1999 году увеличилось число объединений, финансируемых за счет грантов как международных фондов, так и местных администраций. В областном бюджете Омской области постоянно присутствовала статья расходов, предусматривающая финансирование более 10 общественных организаций (инвалидов, ветеранов, пенсионеров) [8]. Очень небольшая часть объединений занималась предпринимательской деятельностью.

В период с 1991 по 2000 годы по проблемам детей с ОВЗ в Омской области работало около 15 общественных объединений, созданных начиная с 1991 года. К ним добавились те организации, которые уже существовали до 1991 года, — это областные и районные отделения ВОС, ВОГ, ВОИ, Общества Красного Креста и Областное отделение Российского детского фонда, т.е. всего около 40 общественных объединений.

Все общественные объединения Омской области, так или иначе оказывавшие помощь детям с ОВЗ, концентрировались вокруг Общественной палаты Омской области, которую возглавляла З.В. Тикунова. Эта общественная организация начала свою деятельность в 1994 году. 1995 год был отмечен включением в сеть Межрегионального общественного фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» (МОФ СЦПОИ). Это расширило возможности для эффективной работы с общественниками. Например, начиная с 1996 года проводились ярмарки НКО — регулярные съезды участников НКО, представляющих свои организации и/или социально значимые проекты для членов государственных, муниципальных органов, предпринимателей, с целью получения средств на решение социальных проблем общества [9].

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

В рамках ярмарки социальных проектов 1999 года Городская общественная детская организация «Радуга» под руководством Татьяны Осиповой осуществила проект «От игры к здоровью». В ходе выполнения проекта было проведено обучение добровольцев оказанию помощи больным детям в организации их свободного времени через игровую деятельность. Это повлияло на изменение эмоционального состояния детей, способствовало снятию стресса и созданию положительных психологических условий для успешного лечения. Была достигнута главная цель: развитие детской инициативы по оказанию помощи больным ровесникам, подкрепление их личного желания добровольно и бескорыстно заботиться о слабых. В составе участников проекта были студенты и школьники, специалисты, работающие с детьми (врачи, педагоги, воспитатели, психологи) — всего более 100 человек. Каждая группа провела игровые и шоу-программы, творческие конкурсы, часы занимательных игр. Для творческих семинаров-практикумов были подготовлены методические рекомендации. Информация о добровольческой деятельности «Радуги» прозвучала в выпусках омского радио и телеканалов «Агава», «АКМЭ», «Антенна-7» [10].

В качестве примера профилактической и обучающей работы следует выделить деятельность организации инвалидов с астмой и аллергодерматозом «Феникс» под руководством Н. Г. Николаевой. В том же 1999 году общественники реализовали проект «У молодого инвалида есть своё завтра». Были разработаны и проведены семинары по проблемам понимания инвалидности, формирование отношения к инвалидам как к части общества. В семинарах участвовали представители областного и окружных отделений ВОИ, инвалиды-казаки, Центр детей-инвалидов «Соломинка», КТОС Городка водников, студенты-добровольцы. Пресс-релиз о проведенных семинарах был опубликован в газетах «Воскресенье», «Время», «Вечерний Омск». Было подготовлено и издано методическое пособие «Понимание инвалидности», которое применяется в работе с педагогами и родителями [10].

Общественные объединения ВОС, ВОГ, Красный Крест, Российский детский фонд на территории Омской области продолжали работать в исследуемый период. Методы их работы несколько отличались от деятельности вновь созданных организаций. Так, в задачу Омского областного отделения РДФ входило аккумулирование средств и направление их на конкретные нужды. Кроме того, они проводили в жизнь те программы, которые были инициированы Центральным правлением фонда.

Омское областное отделение РДФ в 1991 году в связи с тяжёлой социально-экономической ситуацией сообщало, что одной из важнейших задач социальной политики в области детства является поддержка малообеспеченных семей, детей-инвалидов или детей, страдающих тяжелыми заболеваниями. Помощь им нужна в форме оказания бесплатных услуг, выдачи натуральных благ, способных каким-либо образом положительно влиять на условия их жизни, здоровье, учебу. С этой целью областное отделение приобрело пасеку [11].

Омское областное правление ВОГ составляло сводные годовые статистические отчёты, в которых учитывались и дети с нарушениями слуха. В этих же отчётах содержались сведения о физкультурно-оздоровительной работе, общеобразовательной работе среди этих детей. Например, из отчёта за 1991 год следует: в Омской области действуют два школьных учреждения, три школы-интерната. Дошкольные

учреждения посещают 90 детей, в школе-интернате обучается 488 детей. При пяти общеобразовательных школах открыты классы для глухих, в которых обучается 38 детей [12]. Всем классам созданы надлежащие условия, установлено соответствующее оборудование. Обучение ведётся по программе Э.И. Леонгард. В 1992 году из-за отсутствия средств материальной помощи не выделялись слуховые аппараты и путёвки за счёт средств ВОГ. На 100 тысяч рублей, полученных от фонда социальной защиты населения, закуплено 118 слуховых аппаратов для бесплатной передачи воспитанникам детских садов и учащимся школ-интернатов [13] .

Областное правление ВОС строило свою работу по аналогии с областным правлением ВОГ.

В арсенал средств помощи детям с инвалидностью Омского областного комитета общества Красного Креста входило:

— проведение денежно-вещевых лотерей, для сбора средств на строительство Центра реабилитации детей с инвалидностью;

— инициирование работы «отрядов и бригад доброты». Например, в педагогическом училище отряд из 30 человек обслуживал 125 детей- инвалидов. Оказывалась помощь детям в учёбе, проводилась коррекция умственного развития, обучение навыкам рисунка;

— ежегодное оздоровление детей с инвалидностью в загородной зоне;

— организация и проведение новогодних праздников [14]. Социально-экономические проблемы страны не позволяли оказывать материальную помощь в том же объёме, что и в предыдущие годы. Как следует из доклада, прочитанного в 1992 году на III Пленуме председателем Областного комитета Красного Креста В.А. Шириковым, в результате приобретенной самостоятельности ощущались многие трудности в работе, начиная от финансового положения до материальнотехнического обеспечения. Докладчик В.А. Шириков отмечал, что при полной свободе действий не везде работа шла успешно, а в ряде районов председатели не сумели организовать деятельность; сложили с себя полномочия Одесский, Русско-Полянский, Знаменский, Горьковский, Новоомский и Калачинский. Практически не работали председатели в Кормилов-ском, Крутинском, Любинском, Оконешниковском и Черлакском районах» [15]. Примерно такая же ситуация складывалась и в областных отделениях ВОГ и ВОС.

Тем не менее Омская область зарекомендовала себя как территория, активно работающая в деле социальной помощи и поддержки детей с ОВЗ. Организации, созданные в период 1991 — 2000 гг., отличали направленность по проблемам, охват узкого круга детей с ОВЗ, самодеятельный характер работы, активность их членов, приоритет проектной деятельности в решении социальных проблем. Проекты и программы, реализуемые общественными организациями, эффективны и нетрадиционны, но их было явно недостаточно для большого города, а тем более для области. Объединения, созданные до 1991 г., сохраняли традиционную структуру и методы работы — брали шефство и оказывали посильную помощь детям с нарушениями зрения и слуха, находящимся в домах-интернатах, вели учёт таких учреждений и детей. Обе группы объединений привлекали внимание государства, органов местного самоуправления, широкой общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для более эффективного осуществления деятельности общественных объединений по оказанию

социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, на наш взгляд, необходимо:

— всем общественникам нужна продуманная схема работы: финансовый план, план работы, отчёты, программа подведения итогов деятельности и опубликования результатов;

— для того чтобы проблемы и специфика деятельности общественников стали ясны и понятны для всего общества, необходимы позитивная публицистика, развитие «социальной журналистики» — специалистов, разбирающихся во всех юридических, экономических и морально-нравственных тонкостях деятельности НКО;

— налаживание эффективного сотрудничества между организациями «старого» и «нового» типов, из расчёта обмена знаниями и опытом;

— требуется создание общественных объединений или обществ самопомощи в сельской местности, с привнесением туда всех инноваций как технического, так и социального характера.

Библиографический список

1. Омский областной статистический ежегодник. № 1.-Омск, 2001. — С. 157.

2. Баранов А.А., Каргаманов В.И. Проблемы детской инвалидности /А.А. Баранов, В.И. Каргаманов // Здравоохранение в РФ. — 1995. — № 3. — С. 27.

3. Приказ Минздрава Российской Федерации «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» № 117 от 4 июля 1991 г.

4. Грибанова Л. На скамейке запасных /Л. Грибанова // Информационно-аналитический бюллетень Агентства социальной информации. — 2002. — № 27(57). — С. 1.

5. Пшеницына О.В. Общественные организации как субъект социальной работы : дис. ... канд. социол. наук /О.В. Пшеницына. — Екатеринбург, 2000. — С. 101.

6. Тикунова З.В. Третий сектор Омска: становление и развитие /З.В. Тикунова // Общественные инициативы. Информационно-аналитический бюллетень. — Омск, 2000. — № 1. — С. 6, 7.

7. ЦДНИОО. Ф. 9672. Оп. 1. Д. 67. Л. 1.

8. Киселёва А. Связанные одной целью /А. Киселёва // Информационно-аналитический бюллетень Агентства социальной информации. — 2002. — № 27(57).-С. 5, 6

9. Омские ярмарки и форумы НКО 1996-2005. Хроника. — Омск, 2005. — С. 3. 10.НКО в лицах // Общественные инициативы. — 2000. — № 1. — С. 36, 37.

11. ЦДНИОО. Ф. 9625. Оп. 1. Д. 27. Л. 3, 5.

12. ЦДНИОО. Ф. 9574. Оп. 1. Д.1085. Л.7.

13. ЦДНИОО. Ф. 9574. Оп. 1. Д. 1093. Л. 4.

14. ЦДНИОО. Ф. 9650. Оп. 1. Д. 299. Л. 11.

15. ЦДНИОО. Ф. 9650. Оп. 1.Д. 302. Л. 16.

МОЛЧАНОВА Анна Вадимовна, ассистент кафедры социологии, социальной работы и политологии, соискатель кафедры отечественной истории Омского государственного технического университета.

Дата поступления статьи в редакцию: 19.09.2008 г.

© Молчанова А.В.

уДК 947 (571); 94 (47) Т. А. КУЗНЕЦОВА

Омский государственный педагогический университет

АВТОРСКИЙ КОРПУС «СИБИРСКИХ»

СТАТЕЙ ЖУРНАЛОВ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX вв.

В статье выявлена биографическая связь авторов статей с восточным регионом империи, а также их профессиональная принадлежность и мотивы написания научных работ в журнал Географического общества.

Ключевые слова: периодические издания, научные публикации, Русское географическое общество, Сибирский регион.

Важным звеном для исследования «образа» Сибири на страницах периодических изданий является изучение авторского корпуса публикаций о регионе. На наш взгляд, содержание «образа» региона, транслировавшегося периодической печатью и становившегося достоянием образованной публики, во многом зависело от профессиональной принадлежности авторов, степени их информированности, характера биографической связи с регионом. Особенно это

актуально для окраинных и малоосвоенных регионов Российской империи, представления о которых у жителей европейской части страны складывались, в первую очередь, благодаря общественно-политическим и отраслевым периодическим изданиям. Задача данной статьи — выявить и охарактеризовать авторский корпус публикаций о Сибири в столичных изданиях Русского географического общества (далее РГО).

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.