Научная статья на тему 'Добровольчество как технология социально-педагогического сопровождения маломобильной молодежи'

Добровольчество как технология социально-педагогического сопровождения маломобильной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОМОБИЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ МОЛОДЕЖИ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МАЛОМОБИЛЬНАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Веричева Ольга Николаевна, Смирнов Максим Анатольевич

В статье раскрыто содержание добровольчества как технологии социально-педагогического сопровождения маломобильной молодежи. Определены актуальность, основные понятия, сущность социально-педагогического сопровождения указанной категории молодежи. Обоснована вариативная модель организации добровольческой деятельности студентов, имеющих инвалидность в условиях социального партнерства Костромского государственного университета и Костромского отделения Всероссийского общества инвалидов. Определены принципы, подходы, условия добровольческой деятельности маломобильной молодежи. Раскрыты направления реализации модели организации добровольческой деятельности студентов, имеющих инвалидность в условиях социального партнерства университета и отделения ВОИ. Спроектирован возможный социальный эффект реализации добровольчества. Охарактеризован опыт социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи в Костромской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Веричева Ольга Николаевна, Смирнов Максим Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteering as a technology of social and pedagogic support of young disabled people

The article reveals the content of volunteering as a technology of social and pedagogic support for young disabled people. It defines topicality, basic concepts, the essence of the socio-pedagogic support of this category of youth. The variable model of the organisation of volunteering activities of students with disabilities under the conditions of social partnership of Kostroma State University and Kostroma branch of the All-Russia Society of the Disabled (hereinafter the ASD) is justified The principles (voluntary, recognition, openness, activity), approaches (targeted, holistic, system-organisational, professional-oriented), conditions (logistical, regulatory and regulatory, socio-cultural, temporary and territorial, informational) volunteering youth. The directions of the implementation of the model of organising volunteer activities of students with disabilities under the conditions of social partnership of Kostroma State University and the Kostroma branch of the ASD are defined and disclosed. help; experience of social interaction), social and cultural medium of Kostroma State University (development of a culture of volunteering and mentoring, tolerance, organisation of free time of young people). The experience of social and pedagogic support of low-mobile categories of children and youth in the Kostroma Region is characterised.

Текст научной работы на тему «Добровольчество как технология социально-педагогического сопровождения маломобильной молодежи»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 316.35

Веричева Ольга Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет

Смирнов Максим Анатольевич

кандидат исторических наук Костромская областная организация Всероссийского общества инвалидов overicheva@yandex.ru, max.smirnov276@gmail.com

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

МАЛОМОБИЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ

Статья подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-06-00022

В статье раскрыто содержание добровольчества как технологии социально-педагогического сопровождения маломобильной молодежи. Определены актуальность, основные понятия, сущность социально-педагогического сопровождения указанной категории молодежи. Обоснована вариативная модель организации добровольческой деятельности студентов, имеющих инвалидность в условиях социального партнерства Костромского государственного университета и Костромского отделения Всероссийского общества инвалидов. Определены принципы, подходы, условия добровольческой деятельности маломобильной молодежи. Раскрыты направления реализации модели организации добровольческой деятельности студентов, имеющих инвалидность в условиях социального партнерства университета и отделения ВОИ. Спроектирован возможный социальный эффект реализации добровольчества. Охарактеризован опыт социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи в Костромской области.

Ключевые слова: маломобильные категории молодежи, модель организации добровольческой деятельности, маломобильная молодежь, социальное партнерство.

В рамках социального партнерства Костромского государственного университета, созданного в нем центра комплексного сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов, и Костромского отделения Всероссийского общества инвалидов происходит взаимодействие по реализации ряда социальных проектов: «Доброволец Всероссийского интегрированного КВН»; «Социокультурная реабилитация инвалидов молодого возраста в Костромском отделении ВОИ»; «Доступная среда для инвалидов глазами студентов»; «Доступные выборы для инвалидов Костромской области» и др.

Новым опытом активной социализации студентов, имеющих инвалидность, является их участие в добровольческой деятельности не в качестве объекта помощи, а в роли субъекта и организатора волонтерской деятельности для граждан пожилого возраста, своих сверстников, воспитывающихся без родителей и проживающих в домах-интернатах, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Студент, имеющий инвалидность, как участник добровольческого движения приобретает новые личностные качества: активность, ответственность, толерантность, умения и навыки оказания помощи нуждающемуся человеку. Весь этот потенциал молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, позволяет ему более успешно стартовать в своей жизни, профессионально самореализоваться, добиться успехов в построении карьеры и личной жизни.

Инновационная модель включения студентов с инвалидностью в добровольческую деятельность интегрирует их в жизненное пространство Костромского региона (рис. 1).

Реализация модели организации добровольческой деятельности студентов, имеющих инвалидность в условиях социального партнерства КГУ и Костромского отделения ВОИ предполагает более подробное рассмотрение ее направлений: нормативно-регулирующего, инструментально-методического, информационного, обучающего, мотивационно-стимулирующего.

Охарактеризуем нормативно-регулирующее направление. Здесь происходит заключение договоров и соглашений между социальными партнерами о добровольческой деятельности, а также составляется локальная документация (приказы, положения и др.).

Следующим направлением добровольческой деятельности студентов с ОВЗ и инвалидов является инструментально-методическое, которое включает: разработку проектов и программ, методических пособий, алгоритмов, инструкций, методических рекомендаций, обучающих памяток и др.

Информационное направление предполагает тиражирование опыта добровольческой деятельности, распространение буклетов среди студентов, имеющих инвалидность, взаимодействие со СМИ.

К направлению добровольческой деятельности студентов с инвалидностью можно отнести обучающее: работа в паре с преподавателем или более опытным добровольцем, участие в собраниях, се-

296

Вестник КГУ 2018

© Веричева О.Н., Смирнов М.А., 2018

Рис. 1. Модель организации добровольческой деятельности студентов, имеющих инвалидность в условиях социального партнерства Костромского государственного университета и Костромского отделения Всероссийского общества инвалидов

минарах, конференциях, форумах для обмена опытом добровольческой деятельности, изучение информационных и методических материалов.

Мотивационно-симулирующее направление добровольческой деятельности студентов с инвалидностью включает: оказание добровольческой помощи нуждающимся, получение профессиональных знаний, умений и опыта, расширение круга общения, возможность повышения стипендии благодаря результатам добровольческой деятельности (получение грамот, благодарственных писем и др.).

С целью пропаганды совместной деятельности маломобильной молодежи и их сверстников, не имеющих ограничений, осенью 2016 года было подписано Соглашение между Костромским государственным университетом и Костромской областной организацией ВОИ. Согласно этому документу Костромская областная организация ВОИ и центр комплексного сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов КГУ совместно участвуют в реализации региональных программ «Социальная поддержка граждан на 2014-2020 гг.», а также

«Доступная среда», занимаются поиском рабочих мест для выпускников КГУ (членов организации), в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации и абилитации выпускника, имеющего инвалидность.

Другим не менее важным направлением совместной работы является деятельность волонтёрских объединений центра комплексного сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов КГУ и Костромской областной организации ВОИ, а также их совместное участие в различных ежегодных региональных, межрегиональных и общероссийских социокультурных мероприятиях Всероссийского общества инвалидов. К ним можно отнести: региональный фестиваль творчества инвалидов «Мой Волжский край», игры открытой Лиги КВН региональных организаций ВОИ Центрального федерального округа России и др.

Можно отметить несколько успешных результатов взаимодействия и социального партнёрства КГУ и Костромской областной организации ВОИ, способствующих развитию добровольчества для

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

297

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

формирования активной жизненной позиции маломобильной молодёжи.

В рамках региональных целевых программ «Социальная поддержка граждан на 2014-2020 гг.» и «Доступная среда» в Костромской области принято несколько Постановлений местной администрации по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и оплате их труда. В результате, на сегодняшний день непосредственно сами работодатели обращаются в областную организацию ВОИ за помощью с целью трудоустроить к себе инвалидов с разными формами заболеваний. В настоящее время, в большинстве случаев, идет спрос на людей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих среднее профессиональное и высшее образование в сфере информационных технологий. Их трудоустройство осуществляется с учётом имеющихся индивидуальных программ реабилитации и абилитации, пожеланий самих граждан в выборе профессиональной деятельности и потребности экономики региона (и областного центра) в квалифицированных кадрах.

Совместно с центром комплексного сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов КГУ и Костромским машиностроительным техникумом представители областной организации ВОИ участвовали также в региональном и общероссийском этапе чемпионата профессионального мастерства инвалидов «Абилимпикс». Его призёрами стали две представительницы региональной организации ВОИ (в том числе одна из которых, Т. Смирнова, является выпускницей Института педагогики и психологии Костромского государственного университета, при котором действует и сам центр). Необходимо отметить, что в компетенции «Социальная работа», продемонстрировали высокий уровень профессионализма Д. Марков, Р. Азизов.

Добровольцы общественной организации и Костромского государственного университета участвовали также и в проведении форумов, круглых столов, выставок и др. форм, где были созданы условия для реализации их активной жизненной позиции. Эффективной формой совместной работы можно назвать ежегодную региональную ярмарку вакансий для молодых инвалидов, которую организовывали представители КГУ, Костромской областной организации ВОИ и машиностроительного техникума. Во всех проведённых образовательных и иных социально значимых формах социально-педагогического сопровождения маломобильной молодежи волонтёрскую помощь оказывали добровольческие объединения центра комплексного сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов Костромского государственного университета.

Волонтёрская помощь студентов центра в течение последних нескольких лет стала неотъемлемой частью и социокультурной реабилитации

инвалидов, являющихся членами Костромской областной организации ВОИ. Более того, в ходе данного процесса на практике начала осуществляться подготовка специалистов для работы с творчески одарёнными инвалидами г. Костромы, в частности и Костромской области в целом. Студенты Института педагогики и психологии (центра) КГУ, приходя в местные организации ВОИ и их клубы по интересам (например, в КГТКМИ «Элениум») начинают принимать активное участие в подготовке различных творческих мероприятий (музыкально-поэтических композиций, интегрированных игр КВН и т.д.). Зачастую, они становятся непосредственными участниками готовящихся мероприятий и остаются в структурных подразделениях организации на долгие годы. Ряд студентов-волонтеров центра комплексного сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов, имея сами ограничения здоровья, играют в интегрированной команде КВН «Сделано в Костроме». С ней они посетили гг. Санкт-Петербург, Тихвин (Ленинградская область) и др. Студенты центра оказывают волонтёрскую помощь при организации и проведении игр открытой Лиги КВН региональных организаций ВОИ Центрального федерального округа России, проведённых в Костромской области в 2016 и 2017 гг. Студентка Института педагогики и психологии и член волонтерского отряда центра комплексного сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов В. Стучкова, стала сначала сценаристом, а потом непосредственным участником клуба «Элениум». Вместе с другими представителями данного творческого объединения и областного правления ВОИ в начале декабря 2017 г. Валерия приняла участие в III Международном симпозиуме «Социально-культурная реабилитация инвалидов» (г. Москва). На нём она выступила с докладом «Об опыте совместной работы волонтёрских объединений института педагогики и психологии КГУ со структурными подразделениями Костромской областной организации ВОИ». В январе-феврале 2018 г. В. Стучкова, как студентка Института педагогики и психологии Костромского государственного университета (направление подготовки «Социальная работа»), успешно проходила производственную практику в КГТКМИ «Элениум».

Одним из последних наиболее значимых результатов социального партнерства КГУ и Костромской областной организацией ВОИ явилось участие их представителей (добровольцев и общественных наблюдателей) на выборах Президента РФ (18 марта 2018 г.). Добровольцы оказывали индивидуальную помощь избирателям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Таких людей с инвалидностью добровольцы сопровождали до избирательных участков (до крылец зданий) и обратно (до парковочных мест и остановок общественного транспорта). Подобная практика, по

298

Вестник КГУ 2018

нашим сведениям, осуществляется только в нескольких регионах РФ. Общественные наблюдатели (представители Костромской областной организации ВОИ) в это же самое время фиксировали правильность проведения голосования на избирательных участках и их доступность для людей с инвалидностью, проживающих на территории нашего региона.

Таким образом, инновационная практика организации добровольчества среди студентов и маломобильной молодежи, имеющей инвалидность для Костромского региона (в т.ч. и при помощи организации совместной деятельности местных волонтерских объединений с региональными структурными подразделениями ВОИ) является одной из технологий их социально-педагогического сопровождения и формирования у них активной жизненной позиции.

Библиографический список

1. Басов Н.Ф., Веричева О.Н. Социально-педагогическое сопровождение маломобильных категорий детей и молодежи. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 2. -С. 184-188.

2. Веричева О.Н. Классификация технологий социальной работы с молодежью // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - № 5. - С. 165-166.

3. Веричева О.Н. Особенности и принципы формирования развивающего реабилитационно-

го пространства для социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6 (125). - C. 112-117.

4. Веричева О.Н. Программно-методическое обеспечение социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи // Научный альманах - 2017. - № 8-1 (34). -С. 86-89.

References

1. Basov N.F., Vericheva O.N. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie malomobil'nyh kategorij detej i molodezhi. // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. - № 2. - S. 184188.

2. Vericheva O.N. Klassifikaciya tekhnologij social'noj raboty s molodezh'yu // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2013. - T. 19. - № 5. - S. 165-166.

3. Vericheva O.N. Osobennosti i principy formirovaniya razvivayushchego reabilitacionnogo prostranstva dlya social'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya malomobil'nyh kategorij detej i molodezhi // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. -2017. - № 6 (125). - C. 112-117.

4. Vericheva O.N. Programmno-metodicheskoe obespechenie social'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya malomobil'nyh kategorij detej i molodezhi// Nauchnyj al'manah - 2017. - № 8-1 (34). -S. 86-89.

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.