Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНГОЛЬСКОЙ НАРОДНО-РЕВОЛЮЦИОННОЙ ПАРТИИ ПОСЛЕ ОТСТАВКИ Ю. ЦЕДЕНБАЛА (1985-1990 гг.)'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНГОЛЬСКОЙ НАРОДНО-РЕВОЛЮЦИОННОЙ ПАРТИИ ПОСЛЕ ОТСТАВКИ Ю. ЦЕДЕНБАЛА (1985-1990 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
444
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПАРТИЯ (МНРП) / Ю. ЦЕДЕНБАЛ / ПЕРЕСТРОЙКА / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ МОНГОЛИИ (ДПМ) / ВЕЛИКИЙ НАРОДНЫЙ ХУРАЛ (ВНХ) / ВЫБОРЫ / РАСПАД / МОНГОЛИЯ / MONGOLIAN PEOPLE'S REVOLUTIONARY PARTY / YU. TSEDENBAL / REORGANIZATION / DEMOCRATIC PARTY OF MONGOLIA / GREAT NATIONAL KHURAL / ELECTIONS / DISINTEGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ганжуров Андрей Владимирович

В статье рассматриваются формирование новой политической системы в Монголии и первые свободные демократические выборы после отставки Ю. Цеденбала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with formation of a new political system in Mongolia and with the first free democratic elections after resignation of Yu. Tsedenbal.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНГОЛЬСКОЙ НАРОДНО-РЕВОЛЮЦИОННОЙ ПАРТИИ ПОСЛЕ ОТСТАВКИ Ю. ЦЕДЕНБАЛА (1985-1990 гг.)»

Андрей ГАНЖУРОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНГОЛЬСКОЙ НАРОДНОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПАРТИИ ПОСЛЕ ОТСТАВКИ Ю. ЦЕДЕНБАЛА (1985-1990 гг.)

В статье рассматриваются формирование новой политической системы в Монголии и первые свободные демократические выборы после отставки Ю. Цеденбала.

The article deals with formation of a new political system in Mongolia and with the first free democratic elections after resignation of Yu. Tsedenbal.

Ключевые слова:

Монгольская народно-революционная партия (МНРП), Ю. Цеденбал, перестройка, Демократическая партия Монголии (ДПМ), Великий Народный Хурал (ВНХ), выборы, распад, Монголия; Mongolian People’s Revolutionary Party, Yu. Tsedenbal, reorganization, Democratic Party of Mongolia, Great National Khural, elections, disintegration, Mongolia.

ГАНЖУРОВ

Андрей

Владимирович — аспирант

Института монголоведения, буддоло-гии и тибетологии СО РАН andgan@mail.ru

События в Монгольской Народной Республике во второй половине 90-х гг. XX в. фактически явились калькой горбачевской перестройки. Они привели к возникновению на политической карте мира нового демократического государства — Монголии.

Предшественницей Монгольской народно-революционной партии (МНРП) была Монгольская народная партия (МНП), созданная 25 июня 1920 г. накануне революционных событий в стране в результате политической деятельности подпольных кружков и организаций национально-патриотической направленности. Представители МНП не без оснований рассчитывали на поддержку Советской России, которая была крайне заинтересована в усилении своего влияния в Монголии. РКП(б) и Коминтерн способствовали установлению связей между МНП и советскими партийными организациями. Таким образом, дальнейшая деятельность МНП-МНРП была обусловлена непосредственной опекой РКП(б)-КПСС и переходом к эталонной для монголов советской социалистической модели общественного развития. Политические и общественные институты, представительные органы власти жестко контролировались правящей МНРП.

К середине 1980-х гг. проявились явные признаки застойных явлений в монгольском обществе. В стране падал жизненный уровень населения, назревало недовольство отсутствием реальных демократических свобод, вмешательством партийных органов во все сферы жизнедеятельности страны и государства1. Все это вместе взятое свидетельствовало о необходимости проведения в МНР радикальных политических и экономических реформ.

Ухудшение дел в стране некоторые политические деятели закономерно начали связывать с ослаблением авторитета и власти лидера МНРП и руководителя страны Ю. Цеденбала. Представители монгольского руководства стали открыто выражать недовольство супругой Цеденбала А.И. Филатовой, которая грубо вмешивалась в решение кадровых и государственных вопросов. В августе 1984 г. прошел внеочередной VIII пленум ЦК МНРП, освободивший Ю. Цеденбала от всех должностей и избравший Ж. Батмунха генеральным секретарем ЦК МНРП. Кадровый состав руководства в период руководства Ж. Батмунха был значительно обновлен. По

1 Яскина Г.С. Монголия: смена модели развития. М., 1994, с. 23.

мнению монгольских историков1, новое руководство отличалось более ответственным подходом к работе, способностью искренне осознавать и понимать собственные ошибки. Нацеленность на решение экономических проблем стала приоритетной в партийно-политической работе.

Курс на перестройку, объявленный в СССР после апрельского Пленума 1985 г., был взят на вооружение МНРП. В мае

1986 г. состоялся XIX съезд партии, на котором были намечены задачи по интенсификации экономики. На съезде было впервые заявлено о необходимости проведения широкомасштабной экономической рыночной реформы страны, об отказе от тупикового пути постепенного введения незначительных корректировок в централизованную и плановую экономику. МНРП осознавала необходимость политических преобразований и выступила инициатором политических перемен. Прозвучали первые сомнения в правильности выбора социалистического пути развития, «минуя стадию капитализма». В

1987 г. на XIII съезде Совета монгольских профсоюзов генеральный секретарь ЦК МНРП Ж. Батмунх официально объявил, что страна взяла курс на перестройку. В этот период целью МНРП, под несомненным влиянием горбачевского лозунга о «социализме с человеческим лицом», было превращение социализма в более гуманную, демократическую модель с эффективной и развитой экономической системой.

Необходимо отметить, что приход к власти новой генерации руководителей сопровождался социально-экономическим кризисом, предопределившим в дальнейшем крах социалистической системы хозяйствования. Отказ от централизованного планирования не только не привел к экономическим успехам, но и в какой-то степени завел страну в тупиковое состояние. Вскоре стало ясно, что, вопреки настроениям большинства членов партии, решения XIX съезда МНРП не были претворены в практическую плоскость. Политическая номенклатура, рассуждая об обновлении социализма, демократизации и гласности, выборности хозяйственных руководителей, ограничилась лишь

обещаниями. Ожидаемых быстрых преобразований в стране не произошло.

В то же время новые веяния все более настраивали монгольский социум на критическое отношение к происходящим событиям. Критике подвергались низкий уровень демократии, государственная цензура, вмешательство партии во все вопросы политического, экономического и культурного строительства. Критический настрой масс затронул негативный исторический опыт страны: репрессии монгольских граждан по политическим и религиозным мотивам 1930-х гг., культ личности, факты притеснений монгольских ученых и политических деятелей.

Во второй половине 1980-х гг. необходимость реальных демократических перемен в Монголии ясно осознавалась частью руководства страны, представителями передовой общественной мысли, обывателями. В 1988 г. состоялся V пленум ЦК МНРП, которому предшествовала большая подготовительная работа. Были созданы несколько рабочих групп, которые разработали предложения по вопросу обновления монгольского общества и МНРП. На пленуме было заявлено, что «перестройка является неотложной задачей в политической, экономической и интеллектуальной отраслях»2. Но некоторая часть консервативно настроенных руководителей была не склонна ускорять осуществление этого положения. Неудовлетворенность работой правительства вызвала эмоциональный взрыв молодой интеллигенции, в массах чувствовалась общая напряженность, нервозность и недовольство. Распространялись листовки, содержавшие упреки в адрес властей. Члены одного из первых политических клубов «Орчлон» («Вселенная») выступили с критикой в адрес действующей власти. С ними солидаризовались и группы «Шинэ Уе», «Ертонц», «Клуб молодых экономистов». Студенты Педагогического института организовали собственный печатный орган, подпольно издавая газету «Цагийн толь». Но первые оппозиционные МНРП группы не имели единой программы и организационно-правовой базы, у них не оформилась объединяющая идея.

В Монгольском государственном университете нынешний директор Института

1 Дэлгэрма Б. Демократические преобразова- 2 Лиштованный Е.И. От Великой империи к

ния в Монголии на рубеже XX и XXI вв. : дисс. ... демократии: очерки политической истории Мон-к.и.н. - Улан-Удэ, 2007, с. 77-79. голии. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2007, с. 48-86.

исторических исследований при МонГУ, а тогда молодой перспективный ученый Ж. Болдбаатар прочитал лекцию, посвятив ее рассмотрению основ социал-демократического движения1, в которой провел параллели с современным состоянием монгольского общества. Лекция вызвала ажиотаж среди студентов и преподавателей. Обществоведы активно публиковали статьи, книги, определяющие пути достижения демократии. В конце ноября 1989 г. состоялось II Совещание молодой творческой интеллигенции. Принятое на нем заявление о готовности создания новой политической силы, которая смогла бы противостоять МНРП, стало катализатором протестных настроений среди населения в аймаках и сомонах Монголии. Первый не санкционированный властями митинг состоялся 7 декабря

1989 г. на центральной площади г. Xовда Xовд-аймака, на котором были выдвинуты жесткие требования к руководству ЦК МНРП. Главными лозунгами стали: курс на демократизацию страны, обновление партии, жесткая борьба с недостойными общественными явлениями. Почти одновременно с этими событиями заявил о своем создании Монгольский демократический союз (МДС), который провел несколько масштабных массовых митингов в Улан-Баторе. Требования демонстрантов носили явный антикоммунистический характер. Речь шла об отставке политбюро МНРП и созыве чрезвычайного съезда партии. МДС потребовал от высшего монгольского руководства принять закон о партиях, закон о печати, твердо соблюдать права граждан. Союз настаивал на обновлении системы выборов депутатов в Великий Народный Xурал (ВНX), на ликвидации системы специального снабжения для партийных и государственных руководителей. В числе требований были: перестройка экономических основ государства; реабилитация репрессированных по политическим мотивам граждан; признание со стороны МНРП принудительного характера массового кооперирования аратов, вины за последствия антирелигиозной политики 1930-х гг.

В Монголии начался бурный процесс регистрации и становления политических партий. В январе-феврале 1990 г. были со-

1 Элбэрэлт Д. Ардчилсан хувьсгалын 20 жилийн ойн баяр // Унэн, 2009, 10 декабря.

зданы Движение социалистической демократии, Новый прогрессивный союз, Союз солидарности. 18 февраля 1990 г. на первом съезде Демократического союза была образована Монгольская демократическая партия. В марте того же года были созданы Монгольская социал-демократическая партия, Партия национального прогресса, Партия зеленых Монголии, Партия свободного труда Монголии. Новые партии выступали за формирование свободных рыночных отношений и изменение политического и государственного устройства страны. Деятельность этих политических сил не выходила за пределы правового поля, носила мирный характер.

4 марта 1990 г. нараставшее недовольство медленным ходом реформ вылилось в массовый 90-тысячный митинг, организованный Демократическим союзом на центральной площади Улан-Батора перед Домом правительства. Но его требования, обращенные к руководству МНРП, не были удовлетворены. В ответ на это 10 членов Главного координационного совета МДС объявили голодовку. 7 марта руководство МНРП, проявив взвешенный подход, предпочло путь переговоров с представителями демонстрантов. По итогам встречи генеральный секретарь ЦК МНРП, председатель Президиума ВНХ Ж. Батмунх объявил по национальному телевидению и радио об уходе в отставку ЦК МНРП в полном составе. Как генеральный секретарь, Ж. Батмунх полностью исключил силовой метод разрешения назревшего противостояния. В марте

1990 г. состоялся VIII пленум ЦК МНРП, на котором члены политбюро подали в отставку. 21 марта генеральным секретарем ЦК был избран партийный работник Гомбожавин Очирбат. Кроме того, МНРП предложила отменить ст. 82 Конституции МНР, определявшую МНРП как управляющую и направляющую силу государства и общества. В мае 1990 г. на сессии ВНХ было закреплено решение МНРП об исключении ст. 82 из текста Конституции. На сессии ВНХ был принят закон о политических партиях и решение о проведении досрочных выборов в ВНХ и местные органы власти.

Таким образом был создан прецедент законодательного оформления многопартийной системы. Кроме того, на сессии Хурала было решено создать постоянно действующий Малый Государственный

Хурал (МГХ) и институт Президента страны. Эти события в Монголии принято считать свершившейся демократической революцией, которая открыла путь к созданию новых рыночных отношений, либерализации внешней торговли, рождению предпринимательских начал.

Политическую значимость этих событий отметила и зарубежная пресса. New York Times сравнила текущую политическую ситуацию с 1984 г. — годом снятия с руководящих постов лидера страны Ю. Цеденбала. Газета подчеркнула, что Монголия стремится к укреплению связей с США, Японией и странами Западной Европы, пытаясь «ослабить свою зависимость от Советского Союза»1. Другие СМИ обращали внимание на сравнительно молодой возраст избранных членов политбюро и их ориентированность на проведение реформ. Одним из кардинальных шагов обновления МНРП и ее отказа от советского влияния стало решение пленума ЦК об исключении из рядов МНРП Ю. Цеденбала, которого заочно обвинили в том, что за период его руководства страной многие члены партии подверглись преследованиям и гонениям2. ЦК МНРП принял решение начать работу по реабилитации невинно осужденных и пострадавших в годы политических репрессий 1930— 1950-х гг Идя навстречу устремлениям демократической оппозиции, на первом заседании обновленного политбюро было принято решение о прекращении государственных дотаций, переходе на самофинансирование МНРП и сокращении огромного бюрократического аппарата, в частности аппарата ЦК партии. Политбюро дало разрешение на издание новой независимой газеты, которая бы освещала мнение оппозиционных сил.

В августе 1990 г. состоялись свободные демократические выборы на многопартийной основе, в результате чего были избраны депутаты ВНХ. Первый в истории Монголии президент Пунсалмаагийн Очирбат (делегат от МНРП) был избран не на всенародных выборах, а на сессии ВНХ.

По результатам выборов МГХ МНРП набрала 61,7% голосов избирателей,

1 Kristof N. D. Mongolia Ousts Leaders and Ends Communists’ Monopoly on Power // The New York Times, 1990, March, 15.

2 Mongolia Makes Leadership Changes; Reformer

Selected as General Secretary of Communist Party // The Washington Post, 1990, March, 15.

МДП — 24,3%, Монгольская социал-демократическая партия (МСДП) — 5%, Монгольская партия национального прогресса (МПНП) — 5,9%, Партия зеленых — 1,2%, Партия свободного труда — 1,3%3. Таким образом, МНРП получила право на самостоятельное формирование правительства. Но, вопреки ожиданиям, МНРП пошла на создание правительства, в котором также были представлены лидеры других партий. Это свидетельствовало о том, что МНРП реально предпринимала меры, нацеленные на обновление правительства и поддержку новых политических партий. П. Очирбат возглавил созданную сессией специальную комиссию по разработке концепции и проекта новой конституции.

Итак, распад социалистического лагеря повлиял на политическую и социальноэкономическую ситуацию в Монголии. За короткий срок в стране сформировалась активная некоммунистическая оппозиция, деятельность которой оказала решающее влияние на состояние политического климата в Монголии. Монгольский народ принял демократические перемены бурного 1990 г С этого периода главным постулатом для каждого монгола стала новая, непривычная на первых порах ценность — демократия, состоялись честные выборы и политический диалог. Под влиянием общественно-политических перемен, усилившейся деятельности новых партий демократического толка МНРП, разрабатывая основные направления самообновления, объективно создавала условия для развития политического плюрализма. МНРП отошла от своих фундаментальных основ, пересмотрела ряд программных положений, признав плюрализм политической системы и форм собственности. В партии сменилось руководство.

Демократическая революция 1990 г. выдвинула на политическую арену одного из неординарных политиков — лидера Демократического союза С. Зоригта и тем самым открыла новую историческую полосу в развитии страны.

Таким образом, 1985—1990 гг., — период после Ю. Цеденбала — стал революционным, способствовавшим созданию нового, демократического государства — современной Монголии.

3 Barkhmann (Hrsg) Udo B. Монгол Онгол Улсын ШинжилтийнУеийнУлс Торийн Намуудын Уурэг. — Улаанбаатар хот, 2006, с. 163—165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.