Научная статья на тему 'Деятельность Минтранса в области автомобильного и городского пассажирского транспорта'

Деятельность Минтранса в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумейко О.Б.

Итоги 2012 г. свидетельствуют, что работа автомобильного и городского пассажирского транспорта стабилизировалась, планомерно решаются актуальные задачи, совершенствуется законодательство и повышается эффективность предоставления услуг. Министерством транспорта РФ подготовлены нормативные правовые акты, направленные на повышение эффективности и безопасности пассажирских перевозок, на обеспечение экономических условий для стабильной работы перевозчиков, совершенствование организации перевозок в регулярном межрегиональном сообщении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность Минтранса в области автомобильного и городского пассажирского транспорта»

Деятельность Минтранса в области автомобильного и городского пассажирского транспорта

о. Б. Шумейко, Итоги 2012 г. свидетельствуют, что работа автомобильного и городка начальник отдела ского пассажирского транспорта стабилизировалась, планомерно Ж пассажирского транспорта решаются актуальные задачи, совершенствуется законодательство \ / Департамента и повышается эффективность предоставления услуг. Министерству государственной политики вом транспорта РФ подготовлены нормативные правовые акты, в области автомобильного направленные на повышение эффективности и безопасности паси городского пассажирского сажирских перевозок, на обеспечение экономических условий для транспортаМинтранса стабильной работы перевозчиков, совершенствование организации России перевозок в регулярном межрегиональном сообщении.

4 | «Транспорт Российской Федерации»

В 2012 г. объем перевозок грузов автомобильным транспортом по сравнению с 2011 г. увеличился на 3,4 % и составил 5,8 млрд тонн. Автомобилисты перевезли 55 % от общего объёма всех видов грузов {рис. 1).

В международных перевозках соотношение долей импортных и экспортных объёмов перевозок на российском рынке практически не изменилось и составило, соответственно, 74 и 26 %. Международные пассажирские перевозки осуществляются более чем в 30 стран, перевозится около 11 млн пассажиров в год. Развиваются регулярные международные пассажирские перевозки.

За прошлый год были подготовлены межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении с Финляндией, Иорданией, Абхазией, Южной Осетией, Швейцарией. Совершенствование международной договорной базы позволяет не допускать дискриминационных действий в отношении российских автоперевозчиков.

В начале 2012 г. был обеспечен запланированный обмен 1,3 млн иностранных разрешений. В течение года были достигнуты договорённости и дополнительно получено свыше 156 тысяч разрешений по 19 странам, включая дефицитные категории разрешений Германии, Греции, Нидерландов, Италии, Польши {рис. 2).

Эта работа приобрела особую актуальность в условиях обострения конкуренции, вызванной открытием границ в рамках Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном.

В 2012 г. изменен Регламент согласования Минтрансом России регулярных

международных автобусных маршрутов. Полномочия по рассмотрению документов об открытии {или изменении) маршрутов, выдаче документов заявителям, ведению реестра маршрутов переданы федеральному бюджетному учреждению «Агентство автомобильного транспорта» {ФБУ «Росавтотранс»).

По состоянию на начало 2013 г. в реестре состояло 494 маршрута между Российской Федерацией и 19 иностранными государствами. Наибольшее количество маршрутов согласовано в Украину {107 маршрутов), Казахстан {104), Китай {82), Германию {34), Беларусь {34) и Молдову {31 маршрут). Реестр регулярных международных автобусных маршрутов регулярно обновляется и публикуется на официальных сайтах Минтранса России и ФБУ «Росавтотранс».

С 25 апреля 2012 г. перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов {ДОПОГ).

В целях реализации положений ДОПОГ Минтранс России подготовил ряд регламентирующих нормативных правовых актов:

• по порядку выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы;

• порядку утверждения курсов такой подготовки;

• порядку проведения экзамена на выдачу свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

№4(47) 2013

Нормативы весовых параметров были увеличены по общей массе для пятиосных автотранспортных средств до 40 т, а для трехосных полуприцепов установлены осевые нагрузки в 7,5 т.

Автомобильный транспорт стабильно обеспечивает почти 60 % объёма пассажирских перевозок в стране {рис. 3).

Несмотря на то, что законодательство Российской Федерации относит вопросы организации транспортного обслуживания населения на территории регионов к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, Минтранс России предпринимает усилия по поддержке этого отраслевого направления.

С этой целью в 2012 г. по поручению В. В. Путина была реализована федеральная программа софинансирования мероприятий субъектов Российской Федерации по закупке экологически чистого городского пассажирского транспорта.

В настоящее время износ парка пассажирского транспорта достиг критического значения. Около 40 % автобусного парка находится за пределами нормативного срока службы, а около 30 % эксплуатируемых автобусов необходимо срочно списать из-за невозможности обеспечить безопасность перевозки пассажиров и высокого уровня токсичности выбросов в атмосферу. Более 75 % трамвайного и 67% троллейбусного парков эксплуатируются свыше 10 лет. В связи с малой рентабельностью электрического городского транспорта и ограниченными возможностями повышения социальных тарифов на проезд его обновление без государственной поддержки невозможно. Из-за невозможности планового обновления транспортные средства продолжают стареть.

Данная мера государственной финансовой поддержки крайне актуальна как для регионов, так и для транспортных предприятий и производителей техники.

В соответствии с Правилами предоставления и распределения в 2012 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2012 г. №981, Минтранс России согласно поступившим от регионов заявкам предоставил 35 субъектам Российской Федерации субсидии в общем объеме 3,4 млрд рублей на закупку 619 автобусов, ра-

№4(47) 2013

ботающих на газомоторном топливе, 327 троллейбусов и 177 трамваев, произведенных на территории государств - участников Единого экономического пространства.

На продление подобной программы в настоящее время финансовые средства в федеральном бюджете пока не предусмотрены. Однако Минтранс России подготовил предложения по выделению соответствующих средств в 2014-2016 гг., которые рассматриваются в рамках бюджетного процесса.

Эбъамы перевозок грузов 2012—2013 гг. млрд т

Для обеспечения необходимых экономических условий стабильной работы перевозчиков по поручению В. В. Путина Минтранс России распоряжением от 18 апреля 2013 г. № НА-37 ввел в действие методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования.

Распределение объема перевозок

грузов по выдам транспорта в 2012 г в Российской Федерации

V А

* Автокоднгьн ый траи-епорт

гсд

гоиюл

0 Дру-ис виды транспорта Рис. 1. Показатели перевозок грузов автомобильным транспортом в 2012 г.

• рмсннскнЕ перевозчнкл

3 иностранные перевозчини Рис. 2. Международные перевозки грузов автомобильным транспортом в 2012 г.

Рис. 3. Перевозки пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в 2012 г.

«Транспорт Российской Федерации» | 5

Рис. 4. Оснащение транспортных средств цифровыми тахографами

Методические рекомендации разработаны совместно с заинтересованными транспортными организациями и при участии органов власти субъектов Российской Федерации, опробованы на 49 автотранспортных предприятиях и трёх системах городского электротранспорта одного субъекта Российской Федерации, а также в 19 городских округах, поселениях и муниципальных районах других субъектов Российской Федерации.

Отличительная особенность Методических рекомендаций заключается в том, что в документе разработан механизм определения экономически обоснованной стоимости 1 км пробега транспортного средства на маршруте. Также методика учитывает удельные нормы расходов по статьям себестоимости, разработанные вместо существовавших ранее норм затрат, применяемых в нерыночной экономике.

Пока у Минтранса России отсутствуют полномочия, чтобы утвердить методику в виде требований, но работа в данном направлении ведётся.

На фоне сформированной в большинстве субъектов региональной нормативной правовой базы по вну-трисубъектным перевозкам законодательством не урегулированы вопросы, связанные с организацией перевозок в регулярном межрегиональном сообщении.

В этих целях Минтранс разработал и внёс в Государственную Думу законопроект «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам и о внесении изменений в отдельные законода-

тельные акты Российской Федерации». В ноябре 2012 г. законопроект принят Государственной Думой в первом чтении, в настоящее время идет его доработка.

Также в 2012 г. Минтрансом России подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта». Впервые регулирование вопросов, связанных с функционированием и развитием метрополитенов и других видов внеуличного транспорта, предполагается установить на уровне федерального закона.

В 2012 г. проводилась активная работа по нормативно-правовому обеспечению контроля за соблюдением водителями режимов труда и отдыха.

Российская Федерация с 1978 г. является участницей Европейского соглашения, касающегося международных автомобильных перевозок {ЕСТР), и полностью соблюдает его требования. Это относится как к режимам труда и отдыха водителей, так и к конструкции контрольных устройств {рис. 4).

В 2012 г. в целях реализации обязательств, связанных с ЕСТР, было издано семь приказов Минтранса России:

• определены требования к сервисным центрам, осуществляющим установку и обслуживание тахографов, к программам подготовки персонала;

• утвержден порядок выдачи карт, используемых в цифровых тахографах;

• определен порядок ведения реестров выданных карт и допущенных сервисных центров;

• определен порядок утверждения типа контрольного устройства, реги-

страционных листков и карт, используемых в цифровых контрольных устройствах;

• доработан приказ Минтранса России об утверждении порядка допуска сервисных центров к деятельности по установке тахографов.

Для снижения нагрузки на автоперевозчиков Минтранс России совместно с Минтрудом России предусмотрел компенсацию расходов на оснащение тахографами за счёт взносов в Фонд социального страхования. В соответствии приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 580Н расходы на приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, тахографов подлежат частичному финансовому обеспечению за счёт сумм страховых взносов (в размере до 20 % сумм, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году).

В настоящее время на территории России создается сеть сервисных центров по техническому обслуживанию тахографов, перечень которых размещен на сайте ФБУ «Росавтотранс».

В 2012 г. при Минтрансе России под председательством заместителя министра Н. А. Асаула начала работать межведомственная аттестационная комиссия по аттестации экспертов-техников, осуществляющую независимую техническую экспертизу транспортных средств, попавших в ДТП в рамках ОСАГО. В прошлом году было рассмотрено 482 заявления и аттестовано более 214 экспертов.

Для повышения эффективности и безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортные средства подлежат оснащению средствами навигации. По данным Ространснадзора, в 2012 г. аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС оснащено 120 тысяч автобусов и 13,6 тысяч грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы, полностью оснащён транспорт свыше 1000 пассажирских предприятий-перевозчиков в 52 регионах. Согласно действующим нормативным правовым актам, подлежат оснащению еще около 150 тысяч автобусов и 22 тысячи транспортных средств, перевозящих опасные грузы. q

6 I «Транспорт Российской Федерации»

№4(47) 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.