Complementary education in the condition of modernization of education in the Russian Federation
Разработка для товаропроизводителей Сибири технологий и рекомендаций по использованию биодобавок (гуматов, циолитов и др.) для стимулирования роста сельскохозяйственных растений.
1. Об образовании в Российской Федерации : фед. закон от 29.12.12 № 273-Ф3.
Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 г. №2136-р.
Брагин Н. И., Большакова Ю. Ю. Эффективность производства сельскохозяйственной продукции предприятий различной организационно-правовой формы в Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. — Кемерово : ИОО КГСХИ, 2014. — № 5. — 382 с.
УДК/UDC 378.09
Л. А. Ткаченко L. Tkachenko
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
ACTIVITY OF INSTITUTE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS
В статье рассматриваются особенности организации работы Института дополнительного образования Университета культуры и искусств, а также преимущества системы дополнительного профессионального образования, позволяющие специалистам социально-культурной сферы повысить конкурентоспособность на рынке труда.
The article considers the features of the work of vocational institute in the university of culture and arts. Advantages of the system of vocational professional education allowing experts of the social and cultural sphere to increase competitiveness in labor market are considered.
Ключевые слова: специалисты творческих профессий, обучение в течение жизни, практико-ориентированный подход, профессиональная компетентность, преподаватели творческих специальностей.
Keywords: experts of creative professions, long life learning, practical and professional approach, professional competence, teachers of creative specialties.
На современном этапе экономического и общественного развития одной из наиболее важных глобальных проблем следует считать непрерывность образования. Потребность в постоянной актуализации полученных в результате образования знаний, необходимость решения
в процессе трудовой деятельности усложняющихся социальных и профессиональных задач явились причиной возникновения различных форм послевузовского образования, и в частности такого социально института, как повышение квалификации и переподготовка кадров.
Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) был создан в 1998 г. как факультет повышения квалификации и переподготовки кадров (ФПК и ПК) с целью развития дополнительного профессионального образования работников сферы культуры, искусства и образования Западно-Сибирского региона.
Основной целью деятельности ИДПО Кем-ГУКИ является осуществление дополнительного профессионального образования, направленного на непрерывное профессиональное развитие специалистов социально-культурной сферы Западно-Сибирского региона. Специалисты в области культуры и искусства, как никто другой, занимаются «обучением в течение жизни». Примером могут служить педагоги художественного образования, в котором сложилась трехступенчатая система:
1-я ступень — детские художественные школы (ДХШ) или отделения в детских школах искусств (ДШИ) (обучаются дети 10-12 лет, обучение длится 4-5 лет);
2-я ступень — ссузы — художественные училища (возраст обучающихся 15-17 лет, обучение длится 4,5-5 лет);
3-я ступень — вузы — высшие художественные учебные заведения (обучение с 17 лет, длится 6 лет), образование только очное.
Если человек получает высшее художественное образование и становится художником, то он в течение всей жизни занимается самообразованием. Если же он становится преподавателем и работает в учебных учреждениях 1, 2, 3-й ступени художественного образования, то он призван своевременно повышать свою квалификацию. Это относится к специалистам творческих профессий: музыкантам, хореографам, специалистам в области театра, дизайнерам, художникам декоративно-прикладного искусства. Данная категория специалистов составляет подавляющее большинство слушателей ИДПО КемГУКИ.
Дополнительное профессиональное образование включает переподготовку (свыше 250 час.) и стажировку в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций.
ИДПО проводит работу по выявлению востребованных и приоритетных направлений дополнительного профессионального образования; удовлетворяет потребности специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих областях науки, передовом отечественном и зарубежном опыте. Одним из приоритетных направлений деятельности ИДПО является создание пакета образовательных программ повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с государственными образовательными стандартами и лицензией вуза на право ведения образовательной деятельности; определение содержания образовательных программ и технологий обучения.
В настоящее время особое значение приобретает способность человека быстро адаптироваться к условиям современной действительности, быстро меняющимся обстоятельствам и потребностям рынка, формирующегося в сфере социально-культурных услуг В условиях становления новых, рыночных отношений изменились требования к подготовке кадров, к качеству получаемого образования. Возникновение нового социально-экономического пространства предполагает формирование иного контекста профессиональной художественной деятельности,
а следовательно, инновационного качества подготовки специалистов.
В стране постепенно происходит изменение отношения к образованию, признается истинная его ценность как важнейшего ресурса экономического развития страны. Профессиональные кадры являются главной производительной силой всех отраслей, а в области культуры и творческих специальностей процесс обучения тесно связан с уровнем таланта, наличием харизмы, динамикой личностного развития преподавателя-художника (музыканта, хореографа и др.).
В настоящее время прохождение курсов повышения квалификации и профессиональная переподготовка — очень распространенные способы повышения собственной конкурентоспособности специалистов, имеющие целый ряд преимуществ по сравнению с другими способами получения знаний. Потребность в данных образовательных услугах формируется как у самих работников, так и их работодателей. Нередко обучение на курсах повышения квалификации и профессиональная переподготовка — непременное требование руководителей, которые заботятся о компетентности и информированности работника по актуальным вопросам социально-культурной сферы, о развитии тех или иных навыков, качеств. Но значительно чаще можно столкнуться с противоположным отношением работодателей к образовательным потребностям их сотрудников. Отмечая необходимость совершенствования профессиональной переподготовки кадров, руководители организаций не создают для этого необходимых условий. Здесь мы сталкиваемся с некоторыми проблемами.
Известно, что при проведении комплексной оценки деятельности различных учебных заведений и других учреждений культуры, при прохождении процедур лицензирования и аккредитации одним из критериев успешного функционирования учреждения является своевременное повышение квалификации. Это стимулирует поиск путей взаимодействия руководителя с учреждениями дополнительного профессионального образования. Каждый работник получает возможность повысить квалификацию. При подготовке к лицензированию и аккредитации выявляются сотрудники, не имеющие документа об образовании по специальности или специализации, в которой они приняты на работу, — такая категория работников получает возможность пройти
Complementary education in the condition of modernization of education in the Russian Federation
профессиональную переподготовку. Профессиональная переподготовка — это часто единственная возможность перейти в смежную профессию. Повышение квалификации работников может осуществляться по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц [1], то есть заинтересованный в обучении работник может (или обязан) сам оплатить обучение.
Еще совсем недавно большое количество людей стремились получить диплом о втором высшем образовании. «В последнее время ситуация изменилась: многие хотели бы пройти программы опережающего обучения, и особым спросом стали пользоваться профессиональная переподготовка и повышение квалификации. По данным РИА «НОВОСТИ», среди профессий, по которым хотели бы пройти переподготовку наши сограждане, лидируют такие, как бухгалтер, управленцы разного профиля, менеджер по кадрам и экономист» [2, с. 123]. Образовательные программы большинства перечисленных специальностей могут быть реализованы в ИДПО КемГУКИ. Что касается творческих специальностей, в этом направлении также ведется большая работа (этот аспект будет рассмотрен далее).
Каковы преимущества дополнительного профессионального образования перед вторым высшим образованием?
Во-первых, высшее/второе высшее образование не носит выраженного практико-ориентированного характера. Лекции и семинары — основные формы проведения занятий. Учебная информация усваивается не в полном объеме. Программы же профессиональной переподготовки предполагают широкое применение практических занятий, тренингов, игр, выполнение проектов (группы «Менеджмент туризма», «Менеджмент связей с общественностью, рекламы и имиджа», «Кадровый менеджмент» и т. д.). В процессе обучения слушатель знакомится с конкретными методиками и технологиями, представляющими реальную ценность в осуществлении его профессиональной деятельности. Все практические задания нацелены на решение актуальных профессиональных задач («Методика преподавания сольного пения», «Методика преподавания эстрадного пения», «Преподаватель по классу гитары»).
Во-вторых, получение второго высшего образования требует слишком больших времен-
ных затрат, и потому курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации более приемлемы, так как занятия могут организовываться в вечернее время и в выходные дни. Это удобно и для студентов дневной и заочной форм обучения, которые получают первое высшее образование и имеют возможность параллельно обучаться в ИДПО. Подобная практика существует уже 10 лет. Студенты КемГУКИ и других вузов г. Кемерово (КемГУ, КемГТУ) одновременно получают дипломы о высшем образовании и о профессиональной переподготовке в ИДПО КемГУКИ.
В-третьих, полученные знания в ИДПО можно сразу применить на практике («Графический дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»). Для работающих людей часто это более ценно. Посещая курсы, слушатели получают профессиональную информацию и навыки, необходимые им в повседневной работе.
Кроме того, курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации хороши еще и тем, что для обучения по заявленной узкопрофессиональной тематике собирается группа людей, имеющих опыт работы или заинтересованных в особом виде деятельности. Соответственно, с ними можно обсудить актуальные вопросы, наладить профессиональные связи.
После прохождения дополнительного образования специалист получает диплом о профессиональной переподготовке, который свидетельствует о том, что его обладатель владеет двумя специальностями — первой, полученной после обучения в техникуме или вузе, и второй — после профессиональной переподготовки. Вторая специальность становится равноправной с первой (законодательно) и дает право заниматься соответствующим видом деятельности.
Обратимся к востребованным в последнее время (5 и более лет) образовательным программам ИДПО «Методика преподавания академического пения», «Методика преподавания эстрадного пения», «Преподаватель по классу гитары». В Кемеровском музыкальном училище и Кемеровском государственном университете культуры и искусств, а также в других музыкальных учебных заведениях Западно-Сибирского региона существуют отделения и кафедры дирижирования, хорового дирижирования, дирижирования академическим хором. Одной из изучаемых дисциплин на вышеперечисленных специальностях яв-
ляется «Вокальное исполнительство» (например, в объеме 72 часов на 3-м и 4-м курсах). В настоящее время методика преподавания сольного пения (академического и эстрадного) приобретает особую актуальность, так как в начальном, среднем и высшем музыкальном образовании сольное исполнительство становится востребованным: дети, учащиеся, студенты хотят обучаться пению соло, а не в хоре. А в группах «Преподаватель по классу гитары» обучаются слушатели, которые уже прошли обучение на отделениях и кафедрах оркестра и ансамбля (народного) по классу домры и балалайки, а востребованным является обучение на гитаре. Перечисленные программы требуют углубленного освоения (более 500 часов).
Итак, рассмотрев различные направления и тенденции работы ИДПО КемГУКИ, можно определить круг наиболее важных задач развития структурного подразделения:
1. Исходя из запросов слушателей, которыми, в основном, являются работники социально-культурной сферы, преподаватели и студенчество, мы стремимся предложить разнообразные программы обучения, обеспечить возможность выбора. Так как среди слушателей ИДПО преобладают преподаватели, остановимся подробнее на рассмотрении программ, адресованных данной категории обучающихся. Для преподавателей различных ступеней (начального, среднего, высшего) предлагаются разнообразные образовательные программы, различающиеся в количественном отношении (объемом от 16 до 500 часов и выше), так и качественном (структурой и содержанием). Они будут ориентированы на так называемое «предметное» повышение квалификации и должны состоять из модулей, содержащих вопросы преподавания основных дисциплин.
2. Особенностью подготовки преподавателей творческих специальностей является то, что они не имеют специального педагогического образования. Исходя из этого, особую значимость приобретает задача оказания им помощи в овладении современными приемами образовательной деятельности. Решению данной задачи способствует предлагаемая ИДПО программа «Современные педагогические технологии».
3. Наряду с курсами, ориентированными на «предметное» повышение квалификации, следует организовать курсы по тематическим
направлениям. Постоянно меняющаяся социокультурная ситуация, динамика развития молодежной среды, трансформация ценностных приоритетов современной молодежи диктуют необходимость повышения квалификации педагогов по программе «Социокультурные проблемы образования». Программа может ориентировать на внедрение инновационных подходов к организационно-воспитательной работе с молодежью.
4. Многие работники социально-культурной сферы, преподаватели в процессе своего карьерного роста начинают занимать различные управленческие должности, хотя не имеют менеджерской подготовки, что сказывается на качестве их деятельности. В ИДПО уже несколько лет обучаются слушатели по программам «Менеджмент социально-культурной сферы», «Кадровый менеджмент».
5. Целенаправленная работа по формированию информационной компетенции преподавателей создает возможности для внедрения в образовательную деятельность, в том числе по повышению квалификации, дистанционных технологий (Бкуре). Как известно, их использование является одним из важнейших условий развития непрерывного образования, и современная система повышения квалификации невозможна без их широкого применения. В настоящее время необходимо разрабатывать новые соответствующие программы и электронные учебно-методические комплексы, которые позволят значительно расширить возможности применения в дополнительном образовании дистанционных технологий.
От того, как организовано повышение квалификации и переподготовка кадров, каков уровень образовательных программ, широта применяемых технологий во многом зависит результативность процесса совершенствования профессиональной компетентности работников социально-культурной сферы,
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп.) : ст. 264, п. 23. - URL: base.ganant.nu/10900200/.
2. Кадры высшей школы инновационной России: вызовы и решения : сб. мат-лов Всерос. конф. (Москва, 10-11 ноября 2009 г.) / под ред. В. Л. Панкова. - М.: МИРЭА, 2010. - 128 с.
3. Виноградов В. Н. Проектная культура преподавателя современного университета // Инновационные процессы в образовании: проблемы и практика проектирования: межвуз. сб. науч. ст. и проектных работ по мат-лам курсов повышения квалификации «Проектная культура преподавателя современного университета». — Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2009. — 232 с.