Научная статья на тему 'Деятельность городской думы Иваново-Вознесенска по обеспечению защиты населения от пожаров в конце ХІХ - начале ХХ в'

Деятельность городской думы Иваново-Вознесенска по обеспечению защиты населения от пожаров в конце ХІХ - начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ ДУМА / CITY COUNCIL / ПРОЕКТЫ ПОСТАНОВЛЕНИЙ / ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРЫ / OBLIGATORY RULES ABOUT PRECAUTIONARY MEASURES AND ACTIONS IN FIRE CASES / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА О МЕРАХ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ И ДЕЙСТВИЯХ В ПОЖАРНЫХ СЛУЧАЯХ / ПОЖАРНЫЕ КАРАУЛЫ / PROJECTS OF RESOLUTIONS / FIRE PREVENTION / FIRE GUARD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новичкова Наталия Юрьевна

В конце XIX начале ХХ в. в России пожары наносили серьезный ущерб российским городам и являлись настоящим бедствием для их жителей. Ответственность за принятие противопожарных мер государство возложило на органы городского общественного управления. В данной статье оценивается деятельность органов местного самоуправления Иваново-Вознесенска по обеспечению защиты населения от пожаров в конце XIX -начале ХХ в. Рассматриваются основные причины возникновения и распространения пожаров в городе, подробно излагается содержание принятых постановлений в области обеспечения пожарной безопасности. Установлено, что большинство городских дум, особенно в провинциальных городах, не знало, как приступить к этой работе, и нередко вносило в текст постановлений путаницу и неопределенность, что затрудняло их исполнение. Отмечается, что к разработке этих обязательных постановлений в подавляющем большинстве случаев не привлекались специалисты сферы пожарного дела. В результате постановления носили случайный характер и подвергались корректировке, как правило, уже после того, как пожары наносили значительный урон не только отдельным гражданам, но и городскому хозяйству в целом. Сделан вывод о том, что в конце ХІХ начале ХХ в. городские думы проявляли непрофессиональный подход к обеспечению пожарной безопасности в провинциальных городах. В пожарном законодательстве не содержалось четких требований к составлению такого рода документов, в связи с чем не было единого подхода к решению вопросов, связанных с обеспечением пожарной безопасности, что отрицательно сказывалось на качестве жизни горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of City Council of Ivanovo-Voznesensk to Provide Protection of Population from Fires at the end of the XIX - the beginning of the XX century

At the end of the XIX the beginning of the XX century in Russia fires caused serious damage to Russian cities and were real disaster for their inhabitants. The state conferred responsibility for fire prevention on bodies of the municipal public government. In this article activities of local governments of Ivanovo-Voznesensk to provide protection of the population from fires at the end of the XIX the beginning of the XX century are estimated. The main reasons of emergence and spreding of fires in the city are considered, the contents of the adopted resolutions in the field of ensuring fire safety are in detail presented. It is established that the majority of City Councils, especially in country towns, didn't know how to begin this work, and quite often confusion and uncertainty were brought into the text of resolutions which complicated their execution. It is noted that experts in most cases weren't involved into development of these obligatory resolutions in the field of fire business. As a result the resolutions had casual character and were corrected, as a rule, after fires caused a considerable loss not only to certain citizens, but also municipal economy in whole. The conclusion is made that at the end of the XIX the beginning of the XX century City Councils showed a nonprofessional approach to provide fire safety in country towns. In the fire legislation there were no exact requirements to draw up such documents that is why there was no unified approach to solve problems concerning providing fire safety that influenced negeatively the quantity of citizen’s life.

Текст научной работы на тему «Деятельность городской думы Иваново-Вознесенска по обеспечению защиты населения от пожаров в конце ХІХ - начале ХХ в»

УДК 614.84

Н. Ю. Новичкова

Деятельность Городской думы Иваново-Вознесенска по обеспечению защиты населения от пожаров в конце Х1Х - начале ХХ в.

В конце Х1Х - начале ХХ в. в России пожары наносили серьезный ущерб российским городам и являлись настоящим бедствием для их жителей. Ответственность за принятие противопожарных мер государство возложило на органы городского общественного управления. В данной статье оценивается деятельность органов местного самоуправления Иваново-Вознесенска по обеспечению защиты населения от пожаров в конце XIX -начале ХХ в. Рассматриваются основные причины возникновения и распространения пожаров в городе, подробно излагается содержание принятых постановлений в области обеспечения пожарной безопасности. Установлено, что большинство городских дум, особенно в провинциальных городах, не знало, как приступить к этой работе, и нередко вносило в текст постановлений путаницу и неопределенность, что затрудняло их исполнение. Отмечается, что к разработке этих обязательных постановлений в подавляющем большинстве случаев не привлекались специалисты сферы пожарного дела. В результате постановления носили случайный характер и подвергались корректировке, как правило, уже после того, как пожары наносили значительный урон не только отдельным гражданам, но и городскому хозяйству в целом. Сделан вывод о том, что в конце Х1Х - начале ХХ в. городские думы проявляли непрофессиональный подход к обеспечению пожарной безопасности в провинциальных городах. В пожарном законодательстве не содержалось четких требований к составлению такого рода документов, в связи с чем не было единого подхода к решению вопросов, связанных с обеспечением пожарной безопасности, что отрицательно сказывалось на качестве жизни горожан.

Ключевые слова: Городская дума, проекты постановлений, противопожарные меры, обязательные правила о мерах предосторожности и действиях в пожарных случаях, пожарные караулы.

N. Ju. Novichkova

Activity of City Council of Ivanovo-Voznesensk to Provide Protection of Population from Fires at the end of the XIX - the beginning of the XX century

At the end of the XIX - the beginning of the XX century in Russia fires caused serious damage to Russian cities and were real disaster for their inhabitants. The state conferred responsibility for fire prevention on bodies of the municipal public government. In this article activities of local governments of Ivanovo-Voznesensk to provide protection of the population from fires at the end of the XIX - the beginning of the XX century are estimated. The main reasons of emergence and spreding of fires in the city are considered, the contents of the adopted resolutions in the field of ensuring fire safety are in detail presented. It is established that the majority of City Councils, especially in country towns, didn't know how to begin this work, and quite often confusion and uncertainty were brought into the text of resolutions which complicated their execution. It is noted that experts in most cases weren't involved into development of these obligatory resolutions in the field of fire business. As a result the resolutions had casual character and were corrected, as a rule, after fires caused a considerable loss not only to certain citizens, but also municipal economy in whole. The conclusion is made that at the end of the XIX - the beginning of the XX century City Councils showed a nonprofessional approach to provide fire safety in country towns. In the fire legislation there were no exact requirements to draw up such documents that is why there was no unified approach to solve problems concerning providing fire safety that influenced negeatively the quantity of citizen's life.

Keywords: the City Council, projects of resolutions, fire prevention, obligatory rules about precautionary measures and actions in fire cases, fire guard.

Практически все российские провинциальные города в конце Х1Х в. представляли собой селения, застроенные в большинстве своем деревянными домами, а неосторожное обращение с огнем, по данным статистики, продолжало оставаться основной причиной возникновения пожаров. Не был исключением в этом отношении и Иваново-Вознесенск. В 1874 г. в Иваново-

Вознесенске сгорело 27 домов на сумму 55.857 р., в 1875 г. - 49 домов на сумму 57.000 р.

Пожары происходили как в самом городе, так и в его рабочих пригородах - на Ямах, во Фрянь-кове, Боголюбовской слободе, Глинищеве и др. Огонь не щадил и пригородных деревень, иногда последствия пожаров здесь были опустошительными. Летом 1900 г. от шалости детей, оставленных дома без присмотра, сгорели 24 дома, амба-

© Новичкова Н. Ю., 2014

Деятельность Городской думы Иваново-Вознесенска

по обеспечению защиты населения от пожаров в конце Х1Х- начале ХХ в.

ры с зерном и сараи с сеном в пригородной деревне Беляницы.

Следующим летом 1911 г. в Иваново-Вознесенске были уничтожены огнем городские деревянные торговые ряды, которые стояли на Вознесенской площади, расположенной в самом центре города. Городская управа потерпела немалые убытки, так как лавки в рядах сдавались частным торговцам, что приносило значительные средства в городской бюджет. От огня страдали самые различные строения: горели жилые дома, магазины, ремесленные мастерские, а также бани, которые даже в городе часто топились по-черному.

Необходимость защиты населения от пожаров была настолько очевидной, что вопросы пожарной безопасности одними из первых стали рассматриваться на заседаниях городских дум после реформы 1870 г. Заниматься решением этих вопросов заставляло не только «Городовое положение», но и прямая заинтересованность всех горожан в защите своего имущества - от городского головы до простого обывателя.

В августе 1872 г. городская дума Иваново-Вознесенска на одном из своих первых заседаний постановила, что местная управа должна вплотную заняться устройством пожарной части, а также составлением для жителей города обязательных правил о действиях в случае возгорания [1, л. 10]. В сентябре того же года гласные думы обсуждали вопрос о постройке домов и определили, что промежуток между ними должен быть не менее 8 саженей, так как теснота увеличивала опасность распространения огня. Для борьбы с пожарами было решено построить новые колодцы, причем «...они должны иметь приличный фасад, а не безобразный» [1, л. 12].

В 1873 г. дума Иваново-Вознесенска обсудила представленные управой материалы по вопросам пожарной безопасности. Ограниченность доходов не позволяла городу иметь хорошо оснащенный пожарный обоз, и было решено учредить в городе обывательскую, то есть общественную пожарную команду. Такое решение дума приняла с учетом того, что многие фабриканты «Русского Манчестера» издавна имели на своих предприятиях пожарные инструменты.

Тогда же был утвержден проект обязательных правил о мерах предосторожности и действиях в пожарных случаях для жителей Иваново-Вознесенска. Согласно этим правилам, город разделялся на семь участков. На всех участках учреждались из состава самих граждан ночные

караулы и избирались сроком на 3 года пожарные распорядители, которые являлись на место пожара и организовывали его тушение. В случае необходимости они могли требовать содействия от полиции. Эти должностные лица должны были иметь специальные значки на фуражках. Вместе с городским головой они проводили смотры пожарных инструментов (до трех раз в год -обычные и один раз в год - генеральную их ревизию).

Правила обязывали обывателей города при первых признаках пожара извещать о нем участкового распорядителя или его помощников и являться на пожар с указанными в расписании инструментами. За неявку на пожар в первый и второй раз взыскивался штраф в размере от 25 копеек до 5 р. В третий раз виновный подвергался судебному преследованию [2, л. 28].

К сожалению, эти правила не дали ожидаемых результатов. Неудачными были и попытки экономить средства в деле борьбы с огнем за счет привлечения населения. Опыт использования обывателей-непрофессионалов для тушения пожаров показал, что пожары по-прежнему приносили большие убытки. Сложившееся положение заставило иваново-вознесенского полицмейстера составить целый список предложений, которые были представлены городскому голове [3, л. 114].

Прежде всего, он указал четыре основных причины возникновения и распространения пожаров в городе:

1) во-первых, отсутствие в городе хорошо организованной пожарной команды и скверное состояние пожарных принадлежностей;

2) во-вторых, тушение пожара обывателями. Для справки здесь также указывалось, что фабриканты являлись на пожар, когда он уже разгорелся, но только с пожарными трубами, без бочек. Из-за бочек с водой между обывателями даже возникали драки, на что уходило драгоценное время;

3) в-третьих, рабочие, которые прибывали с фабрикантами на пожар, умели только пользоваться пожарными трубами и не принимали участия в разборе зданий. Полицейские пытались привлечь для этого толпу, но люди разбегались;

4) в-четвертых, в городе было недостаточно пожарных прудов, из которых можно было бы брать воду, существовавшие же водоемы были сильно запущены [3, л. 115].

48

Н. Ю. Новичкова

По мнению полицмейстера, городским властям необходимо было предпринять для организации тушения пожаров следующие меры:

1. Создать в городе пожарную команду при городском общественном самоуправлении и пожарное депо с пожарными инструментами.

2. Расчистить съезды к имевшимся пожарным прудам.

3. Возобновить пруды на улицах Новой, Голя-ве, площади Разгуляй и среди торговых лавок.

4. Сделать два удобных съезда к реке Уводи у Соковского моста и у Покровской горы.

5. Для своевременного обнаружения пожаров нанимать на весь год сторожей для дежурства на колокольнях, они должны быть людьми благонадежными, а не пьяницами [3, л. 116].

Все эти рекомендации имели сугубо практический характер и были учтены при составлении новых правил о мерах предосторожности и действиях в пожарных случаях. Они были утверждены Иваново-Вознесенской думой 27 марта 1878 г. Правила содержали 28 пунктов, в которых подробно излагалось, как должны действовать разные группы населения в случае возникновения пожара.

Немного позже, в августе 1878 г., дума приняла отдельное постановление о ночных караулах, которые учреждались летом с 9 вечера до 6 утра, а в остальное время от заката до рассвета. Для содержания караулов город делился на участки от десяти и более домов в каждом. На каждом участке полагался один караульный, который следил не только за тем, нет ли где дыма и огня, но и за порядком на улицах. Подозрительных людей он обязан был задерживать и отправлять в полицию. Во время исполнения обязанностей караульный носил значок с номером участка. Этот знак выдавался в городской управе. Люди моложе 17 и старше 60 лет, а также лица, не имевшие паспорта или состоявшие под судом, в караулы не допускались [2, л. 125].

Очевидно, что оба постановления, принятые в 1878 г., представляют собой значительно улучшенный вариант правил 1873 г. Почему же последние были составлены так, что потребовалось вносить в них серьезные коррективы?

Объяснение этому может быть только одно -лица, их составлявшие, оказались некомпетентными в вопросах пожарной безопасности. Закон, обязавший городские думы принимать подобные постановления, не предусматривал участия в этой работе специально подготовленных лиц, поэтому каждая дума принимала решения исходя из своего понимания этого вопроса. При этом следует отметить, что по закону в разработке других правил были обязаны участвовать специалисты.

Так, проекты постановлений по санитарной части составлялись при участии представителя местного врачебного управления, а проекты по устройству и содержанию пристаней, набережных, переправ и перевозов - при участии местного чиновника Министерства путей сообщения. К сожалению, городской брандмейстер никогда не привлекался к разработке постановлений о мерах пожарной безопасности, хотя именно его рекомендации могли бы обеспечить наиболее грамотный подход к подготовке такого рода документов.

В заключение необходимо отметить, что организация противопожарных мер в Иваново-Вознесенске, как и в других городах, затруднялась тем, что в Российской империи не было такого учреждения, которое объединяло бы и направляло противопожарную деятельность. Не было и закона, регулировавшего эту деятельность и указывавшего, какие именно противопожарные меры обязательно должны быть приняты органами местного самоуправления. В результате, не было единого подхода к решению вопросов, связанных с обеспечением пожарной безопасности, что отрицательно сказывалось на качестве жизни горожан.

Библиографический список

1. ГАВО. Ф. 14. Оп. 3. Д. 2758.

2. ГАИО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 101.

3. ГАИО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 105.

ЫЫ^гаАсИезЩ $р1$ок

1. вЛУО. Б. 14. Ор. 3. Б. 2758.

2. вЛ1О. Б. 2. Ор. 1. Б. 101.

3. вЛ1О. Б. 2. Ор. 1. Б. 105.

Деятельность Городской думы Иваново-Вознесенска

по обеспечению защиты населения от пожаров в конце Х1Х- начале ХХв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.