Гапоненко В. Ф., Палишкина О. В.
12. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
12.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИКТИВНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Палишкина О. В., специалист-ревизор ОДИ УЭБиПК ГУ МВД России по Ставропольскому краю, адъюнкт заочной формы обучения Академии управления МВД России.
Гапоненко В. Ф., профессор кафедры ОФЭ и ТО Академия управления МВД России, д.э.н., профессор
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы негативного влияния деятельности фиктивных коммерческих организаций на экономическую безопасность государства, указаны признаки фиктивных юридических лиц, способы уклонений от уплаты налогов с использованием таких предприятий, анализируются предпринимаемые государством меры по борьбе с «фирмами-однодневками», в целях противодействия налоговым и иным экономическим правонарушениям.
Ключевые слова: фиктивные коммерческие
организации, уклонение от уплаты налогов, «фирмы-однодневки», налоговые правонарушения.
ACTIVITY OF THE FICTITIOUS COMMERCIAL ORGANIZATIONS AS THREAT OF ECONOMIC SAFETY OF THE STATE
Palishkina O. V., specialist auditor of ODI UEBIPK GU Ministry of Internal Affairs of Russia across Stavropol Krai, graduated in a military academy of correspondence form of education Academies of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Gaponenko V. F., the professor of OFE chair and THAT Academies of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, д.э.н., professor.
Annotation: in article questions of negative influence of activity of the fictitious commercial organizations on economic safety of the state are considered, signs of fictitious legal entities, ways of evasion from payment of taxes with use of such enterprises are specified, measures undertaken by the state for fight against «short-lived firms», with a view of counteraction to tax and other economic offenses are analyzed.
Keywords: the fictitious commercial organizations, evasion from payment of taxes, «short-lived firms», tax offenses.
Уклонение от уплаты налогов в России в настоящее время представляет собой массовое явление. Применение различных противозаконных схем уклонения от уплаты налогов с использованием фиктивных коммерческих организаций негативно отражается на объемах бюджетных поступлений и имеет ряд других социально негативных последствий.
Общественная опасность создания и использования фиктивных коммерческих организаций заключается в
причинении вреда финансовым интересам
государства, интересам различных участников экономической деятельности и гражданам, в
нарушении порядка создания и регистрации
коммерческих организаций, получении незаконным образом налоговых выгод, в возможности
осуществления различного рода запрещенной
экономической деятельности под прикрытием
коммерческих организаций, таким образом,
нарушаются общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наиболее распространенным является обозначение таких предприятий как «фирмы-однодневки». И, несмотря на то, что законодательно термин «фирма-однодневка» никоим образом не закреплен ни в одном нормативном документе, однако, он используется не только в рабочем лексиконе сотрудников налоговых и правоохранительных органов, но и на государственном уровне, например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. и в Концепции развития гражданского законодательства РФ.
По сложившейся практике, под «фирмой-однодневкой» в общем смысле понимается зарегистрированное юридическое лицо, которое фактически не занимается осуществлением той деятельности, ради которой оно создано. Фиктивное предприятие не обладает фактической самостоятельностью, создается без цели ведения предпринимательской деятельности, а для искусственного включения в цепочку хозяйственных связей и достижения противоправных целей.
Количество «фирм-однодневок» в отечественном гражданском обороте в настоящее время исчисляется сотнями тысяч. Ежегодно в России регистрируется около 5 млн. юридических лиц, из которых две трети -фиктивные коммерческие организации. К целям, которые преследуют их создатели, прежде всего, относится уклонение от уплаты налогов, получение кредитов, которые в дальнейшем не возвращаются, легализация незаконно полученных доходов, прикрытие таких преступлений, как контрабанда, организация занятия проституцией и т.п. Кроме того, фиктивные компании используются при рейдерских захватах, а также являются одним из элементов коррупции, так как создаются не только с целью уклонения от уплаты налогов, но и для «откатов» чиновничеству.
К характерным признакам фиктивных коммерческих организаций можно отнести:
- отсутствие офисных, складских и торговых помещений, используемых в хозяйственной деятельности организации;
- отсутствие в штате организации сотрудников, за исключением директора и главного бухгалтера;
- отсутствие справочной информации об организации в открытых источниках информации (Интернет, справочные печатные издания и т. д).
- регистрация организации на подставных лиц (по похищенным либо утраченным паспортам, по паспортам деклассированных лиц);
- организация регистрируется на лицо, которое после регистрации к ее деятельности не имеет никакого отношения.
- руководителем организации является подставное лицо, обязанности которого сведены к подписанию бухгалтерских и налоговых документов, при этом фактически юридическое лицо используется в качестве «транзитной» организации в схеме обналичивания денежных средств.
- «нулевая» отчетность, в которой отражаются минимальные доходы, не соответствующие движению денежных средств по расчетному счету организации;
- отчетность, в которой расходы практически равны доходам, при этом отсутствует первичная документация, подтверждающая произведенные расходы.
- получение крупных денежных сумм от большого количества организаций-контрагентов;
- отсутствие арендных и коммунальных платежей вследствие отсутствия офисных, складских и торговых помещений, используемых в хозяйственной деятельности организации.
Использование в хозяйственной деятельности фиктивных коммерческих организаций или, так называемых «фирм-однодневок», является в настоящее время самым распространенным способом получения необоснованной налоговой выгоды. С этой целью используется несколько путей, к наиболее распространенному из которых можно отнести использование фиктивных коммерческих организаций с целью отражения в бухгалтерском и налоговом учете несуществующих расходов и вычетов по косвенным налогам, прежде всего НДС, без соответствующего движения товара (работ, услуг). При этом создается видимость реальной сделки, заключенной в соответствии с законодательством - оформление договоров, контрактов, первичных бухгалтерских документов, хотя никакие товары не отгружались, никакие работы не производились, услуги не оказывались. Налогоплательщик, заключая мнимые договора с фиктивными контрагентами, существенно завышает свою затратную часть, что влечет за собой занижение налоговой базы по налогу на прибыль. Так как, в большинстве своем данные сделки отражаются в бухгалтерском и налоговом учете операций, подлежащих обложению НДС, суммы указанного по фиктивным документам и перечисленного налога принимаются к вычету, а денежные средства впоследствии обналичиваются и выплачиваются сотрудникам фирмы в «конвертах», что влечет за собой помимо неуплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, уклонение от уплаты НДФЛ и обязательных платежей во внебюджетные фонды, прежде всего в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщик может получить отказ в возмещении НДС, если налоговые органы установят, что его контрагентом было фиктивное юридическое лицо.
В Постановлении Пленума ВАС РФ «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» указано: если между налогоплательщиком и фирмой-однодневкой имел место сговор или налогоплательщик не проявил должной осмотрительности и осторожности при выборе
контрагентов, к нему могут быть применены
1
негативные налоговые последствия .
Минфин РФ также считает, что налогоплательщики должны проявлять разумную заботливость и осторожность при выборе контрагентов, требуя от них предоставления копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выписки из ЕГРЮЛ, доверенности, подтверждающей полномочие представителя подписывать документы от лица контрагента, и другие доказательства благонадежности контрагента2.
Имеющиеся в настоящее время возможности в виде интернет-ресурсов помогают оперативно проверить представленные контрагентом сведения о юридическом адресе, ОГРН, ИНН, КПП, наличии у него судебных дел и исполнительных производств, по которым он выступал в качестве ответчика и должника, а также установить, нет ли в числе его руководства лиц, разыскиваемых МВД по подозрению в совершении преступлений (в том числе экономических). В этих целях используются официальные сайты ФНС России, ВАС РФ, МВД России, ФМС России.
Но данная ситуация не может быть признана нормальной, поскольку именно государство должно обеспечить защиту интересов добросовестных участников правоотношений, стабильность и определенность гражданского оборота3.
Меры, предпринимаемые на государственном уровне по борьбе с таким явлением как фиктивные коммерческие организации или «фирмы-однодневки», до вступления в силу положений Федерального закона № 60-ФЗ от 07.04.2010, были обозначены статьей 173 Уголовного Кодекса РФ, которая регламентировала ответственность за лжепредпринимательство, то есть создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Однако, на практике данная статья почти не применялась и в 2010 году на волне «послабления для бизнеса» и либерализации уголовного законодательства была отменена, в связи с неопределенностью ее формулировки, и тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами соответствующих преступлений и предусмотрены другими статьями Уголовного кодекса.
По статистическим данным ЦСИ ГИАЦ МВД России4:
за 2007 год было выявлено 92 лица, совершивших преступления по статье 173 УК РФ, привлечено к ответственности лишь 35; в 2008 году выявлено лиц -38, привлечено к ответственности 33; в 2009 году выявлено лиц - 71, привлечено к ответственности 67; за 1 полугодие 2010 года выявлено 32 лица, привлечено к ответственности 29.
1 Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
2 Письмо Министерства финансов РФ от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177.
3 Яценко Т., Аверина О. Однодневки FOREVER. «ЭЖ-Юрист».- 2010, № 22.
4 Сводный отчет по России о лицах, совершивших преступления в
сфере экономики (данные ЦСИ ГИАЦ МВД России).
Гапоненко В. Ф., Палишкина О. В.
Таким образом, приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что в масштабах страны факты привлечения виновных лиц к уголовной ответственности за лжепредпринимательство в 2007-2010 года мизерны, учредители фиктивных юридических лиц оставались практически безнаказанными, ведь экономические и налоговые составы преступлений, как правило, позволяют привлечь к уголовной ответственности только руководителей (директора, заместителя, главного бухгалтера, бухгалтера юрлица), то есть лиц, выполняющих исполнительно-распорядительные
функции.
Однако, о необходимости введения уголовной ответственности за деятельность, связанную с созданием и использованием «фирм-однодневок» неоднократно заявлялось на самых высоких уровнях, в том числе Президентом РФ.
С усиленными мерами по борьбе с так называемыми «фирмами-однодневками» связана и необходимость введения уголовной ответственности для юридических лиц, в интересах которых совершаются преступления. Ввести такую ответственность для юридических лиц предложил Председатель Следственного комитета РФ А. Бастрыкин: «Особую озабоченность в последние годы вызывает стремительный рост преступлений, совершаемых в интересах или с использованием юридических лиц. Этот вид преступности - реальная угроза экономической безопасности государства. Проект закона, разработанного в Следственном комитете, причастность юрлица к преступлению определяет как совершение преступления в интересах юрлица либо использование юрлица в целях
совершения, сокрытия преступления или последствий преступления. Введение уголовной ответственности поможет бороться с так называемыми фирмами-однодневками. Установление факта создания
фиктивного юрлица позволит признать его сделки недействительными»5.
По мнению П. Крашенинникова, так называемые фирмы-однодневки, являются чаще всего инструментом хищения бюджетных средств, а также инструментом рейдерских захватов. «Поэтому пресечение их деятельности с использованием
уголовного законодательства является важнейшей задачей правоохранительных органов»6.
Федеральным законом от 07.12.2011 № 419-ФЗ глава о преступлениях в сфере экономической деятельности УК РФ была дополнена двумя статьями,
посвященными незаконному образованию (созданию, реорганизации) юридического лица и незаконному использованию документов для этого, а также приняты поправки в УПК РФ, относящие уголовные дела по данным составам к подследственности органов внутренних дел7.
Статья 173.1 устанавливает наказание за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц.
Статья 173.2 вводит уголовную ответственность за предоставление документа, удостоверяющего
5 Бастрыкин А. Удар в юрлицо. // «Российская газета». http://www.it2b.ru/blog/eterror/784.html.
6 http://www.er-duma.ru/press/49140
7 Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
личность, или выдачу доверенности, если эти действия совершены для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом.
По мнению специалистов юридической фирмы «Гольцблат БЛП», принятые изменения направлены на совершенствование законодательства в области противодействия экономическим преступлениям, поскольку многие такие преступления, в частности уклонение от уплаты налогов, совершаются путем создания видимости деятельности фирм-однодневок8.
0. Пономаревой, отмечается, что с помощью новых
статей Уголовного кодекса будут карать тех, кто помог создать фирму-однодневку, при этом необходимо понимать, что однодневка всего лишь инструмент для совершения преступлений другими лицами -уклонение от уплаты налогов, легализация доходов, нажитых преступным путем, мошенничество и прочее. Однако, с точки зрения О. Пономаревой, существуют более эффективные инструменты борьбы с фирмами-однодневками. Ключевым является
совершенствование методов расследования
экономических преступлений с целью выявления конечных выгодоприобретателей от деятельности фирм-однодневок и привлечения именно их к ответственности9.
По статистическим данным ЦСИ ГИАЦ МВД России10:
За период с января по апрель 2012 года подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации выявлено всего преступлений по статье 173.1. - 3, по статье 173.2 - 1 преступление, что говорит о неудовлетворительной деятельности правоохранительных органов по пресечению данных преступлений.
В заключение можно сказать, что уклонение от уплаты налогов с помощью фиктивных коммерческих организаций, а также вовлечение таких юридических лиц в систему наличных и безналичных расчетов препятствует плановому поступлению налогов в бюджет и формированию его доходной части, вследствие чего представляет серьезную угрозу экономическим интересам Российской Федерации в связи со своей распространенностью и масштабами наносимого ущерба. В связи с чем, важнейшей задачей правоохранительных органов является пресечение деятельности фиктивных юридических лиц с использованием уголовного законодательства.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
8 СПС «КонсультантПлюс»
9 Пономарева О. Однодневки вне закона. // «Российская газета». http://www.rg.ru/2011/12/20/firmi.html.
10 Сводный отчет по России о лицах, совершивших преступления в сфере экономики (данные ЦСИ ГИАЦ МВД России).
5. «Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации» (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) « Вестник ВАС РФ», № 11, ноябрь, 2009.
6. Федеральный закон от 07.04.2010 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
8. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
9. Постановление Пленума ВС РФ от 27.12.2007 № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».
10. Письмо Министерства финансов РФ от 10.04.2009 № 03-0207/1-177.
11. Письмо Федеральной налоговой службы от 11.02.2010 № 37-07/84.
12. Письмо ФНС России от 25.05.2011 № СА-4-9/8250 «О доказывании необоснованной налоговой выгоды».
13. Сводный отчет по России о лицах, совершивших преступления в сфере экономики (данные ЦСИ ГИАЦ МВД России).
14. Бастрыкин А. Удар в юрлицо. // «Российская газета». http://www.it2b.ru/blog/eterror/784.html.
15. Пономарева О. Однодневки вне закона. // «Российская газета». http://www.rg.ru/2011/12/20/firmi.html.
16. Раднаев В.С. Фиктивные юридические лица как инструмент доказывания // www.russianlaw.com/publications/id/67.
17. Шередеко Е.В., Симин В.Н. Уклонение от уплаты налогов: причины, способы и средства пресечения. // «Финансовое право».- 2009, №1.
18. Яценко Т., Аверина О. Однодневки FOREVER. «ЭЖ-Юрист».- 2010, № 22.
19. Гапоненко А.В., к.п н. О системе подготовки кадров высшей квалификации в российском государственном социальном университете. // Бизнес в законе №1, 2011.
20. http://www.er-duma.ru/press/49140.
21. СПС «КонсультантПлюс».
Reference list:
1. Civil code of the Russian Federation.
2. Criminal code of the Russian Federation.
3. Tax Code of the Russian Federation.
4. The order of the Government of the Russian Federation from
17.11.2008 № of 1662-R «About the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020», "Collection of the legislation of the Russian Federation", 24.11.2008, № 47, Art. 5489.
5. «The concept of development of the civil legislation of the Russian Federation» (it is approved by the Council decision at the President of the Russian Federation on codification and improvement of the civil legislation from 07.10.2009) «the Messenger YOU the Russian Federation», № 11, November, 2009.
6. The federal law from 07.04.2010 № 60-FZ «About modification of separate acts of the Russian Federation».
7. The federal law from December 7, 2011 of № 419-FZ «About modification of the Criminal code of the Russian Federation and article 151 of the Code of criminal procedure of the Russian Federation».
8. The resolution of Plenum YOU the Russian Federation from
12.10.2006 № 53 «About an assessment arbitration courts of validity of receiving by the taxpayer of tax benefit».
9. The resolution of Plenum of VS Russian Federation from
27.12.2007 № 51 «About jurisprudence on cases of fraud, assignment and waste».
10. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation from
10.04.2009 № 03-02-07/1-177.
11. Letter of Federal tax service from 11.02.2010 № 3-7-07/84.
12. The letter of FNS of Russia from 25.05.2011 № SA - 4-9/8250 «About a dokazyvaniye of unreasonable tax benefit».
13. The summary report on Russia on the persons who have
committed crimes in the sphere of economy (data of TsSI
GIATs Ministry of Internal Affairs of Russia).
14. Bastrykin A. Blow in the legal person.//«The Russian
newspaper». http://www.it2b.ru/blog/eterror/784.html.
15. Ponomareva O. A something ephemeral beyond the law.//«The Russian newspaper». http://www.rg.ru/2011/12/20/firmi.html.
16. Radnayev V. S. Fictitious legal entities as dokazyvaniye
tool//www.russianlaw.com/publications/id/67.
17. Sheredeko E.V., Simin V. N. Evasion from payment of taxes: reasons, ways and means of suppression.//«The financial right».-2009, No. 1.
18. Yatsenko T., Averin O. FOREVER something ephemeral. "EZH Yurist".-2010, № 22.
19. http://www.er-duma.ru/press/49140.
20. Union of Right Forces "ConsultantPlus".
РЕЦЕНЗИЯ
Статья Палишкиной О. В. посвящена исследованию деятельности фиктивных коммерческих организаций как угрозы экономической безопасности государства.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку уклонение от уплаты налогов в России в настоящее время представляет собой массовое явление. Применение различных противозаконных схем уклонения от уплаты налогов с использованием фиктивных коммерческих организаций негативно отражается на объемах бюджетных поступлений и имеет ряд других социально негативных последствий.
При этом автор правомочно отмечает, что общественная опасность создания и использования фиктивных коммерческих организаций заключается в причинении вреда финансовым интересам государства, интересам различных участников экономической деятельности и гражданам, в нарушении порядка создания и регистрации
коммерческих организаций, получении незаконным образом налоговых выгод, в возможности осуществления различного рода запрещенной экономической деятельности под прикрытием коммерческих
организаций, таким образом, нарушаются общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Автором проведена серьезная работа по анализу фиктивных коммерческих организаций, которые используются с целью уклонения от уплаты налогов при осуществлении операций с недвижимостью и обязательным страхованием инвестиционных рисков, а также организациями, занимающимися производством алкогольной и
спиртосодержащей продукции.
Автор совершенно справедливо отмечает, что при помощи фиктивных коммерческих организаций производится также обналичивание денежных средств с использованием различных схем и способов. Наиболее распространенным способом прикрытия обналичивания через «фирмы-однодневки» является обналичивание с заключением фиктивных договоров на отгрузку товаров, выполнение работ, оказание услуг. При этом создается видимость реальной сделки, заключенной в соответствии с законодательством - оформление договоров, контрактов, первичных бухгалтерских документов, накладных, актов приема-сдачи выполненных работ и услуг, счетов-фактур, хотя никакие товары не отгружались, никакие работы не производились, услуги не оказывались.
Таким образом, справедливо отмечает автор, что с помощью фиктивных коммерческих организаций уклоняются от уплаты налогов недобросовестные налогоплательщики, а также страдают добросовестные участники экономических правоотношений, которых обманули с помощью «фирм-однодневок» или насчитали налоги по результатам проверки за сделки с фирмой, которую признали однодневкой. В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщик может получить отказ в возмещении НДС, если налоговые органы установят, что его контрагентом было фиктивное юридическое лицо.
Научная статья Палишкиной О. В. «Деятельность фиктивных коммерческих организаций как угроза экономической безопасности государства» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Полагаю, что рецензируемая статья заслуживает публикации в научном издании, включенном в перечень ВАК.
доктор экономических наук, профессор
В. Ф. Гапоненко