Научная статья на тему 'Детская общественная организация как оптимальная площадка реализации права ребенка на участие в жизни общества'

Детская общественная организация как оптимальная площадка реализации права ребенка на участие в жизни общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
757
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN'S SOCIAL ORGANIZATIONS / CHILDREN'S RIGHTS / CHILDREN'S PARTICIPATION IN SOCIETY LIFE / CHILDREN'S PARTICIPATION ASSESSMENT CRITERIA / ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРАВА ДЕТЕЙ / УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрочко Жанна Васильевна

В статье обосновывается значимость участия детей в жизни общества, анализируются результаты социологического исследования реализации права участия в Украине, рассматривается деятельность детских общественных объединений, предлагаются критерии оценки участия детей в жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children's social organization as optimal area of realization of child's right on participation in society life

Significance of children's participation in society life is grounded in the article, results of sociological research of realization of the participation right in Ukraine are analyzed, children's social unities activity is examined, children's participation assessment criteria are proposed.

Текст научной работы на тему «Детская общественная организация как оптимальная площадка реализации права ребенка на участие в жизни общества»

СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА

УДК 329.78

Петрочко Жанна Васильевна

доктор педагогических наук, доцент Институт проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины, г. Киев, Украина

petrochko@ukr.net

ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОПТИМАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА РЕБЕНКА НА УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

В статье обосновывается значимость участия детей в жизни общества, анализируются результаты социологического исследования реализации права участия в Украине, рассматривается деятельность детских общественных объединений, предлагаются критерии оценки участия детей в жизни общества.

Ключевые слова: детские общественные организации, права детей, участие детей в жизни общества, критерии оценки участия детей.

В период построения в разных странах мира демократических систем, утверждения ценностей прав человека, и ребенка в частности, все большую актуальность приобретает проблема обеспечения прав юных граждан на участие в жизни общества. Участие детей в жизни общества - это добровольные, совместные с ровесниками и взрослыми действия лиц до 18 лет согласно их социальной зрелости, результатом которых становятся: овладение демократическими нормами, правилами и процедурами, культурой диалога; умение оказывать содействие улучшению общественной жизни; навыки совместного принятия решений; формирование гражданской ответственности и т.п.

Положение о том, что взрослые должны учитывать мнение и взгляды детей, если принимаются любые решения в интересах детей, впервые появилось в Конвенции ООН о правах ребенка. Согласно указанному международному документу, участие является моральным и юридическим правом для всех детей, оно сознательное и не может быть принудительным. Положение Конвенции стали основанием для развития участия детей в разных странах мира, так как очертили стратегическую цель - развивать у подрастающего поколения чувство собственного достоинства, поскольку лишь оно в демократической культуре превращает каждого гражданина в активного участника событий, происходящих в стране.

Ныне относительно детей «ставится цель не просто расширения их участия, а оптимизация возможностей для содержательного участия» [5, с. 4]. Оптимизация участия детей - одна из ключевых задач усовершенствования законодательства Украины. В нашем государстве данный вопрос отображен в Конституции Украины, законах Украины «Об охране детства», «О социальной работе с семьями, детьми и молодежью» и «О молодежных и детских общественных организациях». Особое внимание обеспечению участия детей в жизни общества отводит-

ся в Законе Украины «Об общегосударственной программе «Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка» на период до 2016 года». Там, в частности, отмечается, что целью Украины является обеспечение реализации права детей высказывать свое мнение и воспитание навыков принятия социально мотивированных решений, которые влияют на их жизнь.

Национальным планом определена стратегическая цель - обеспечить право детей высказывать свое мнение и участвовать в принятии решений по вопросам, которые их касаются, на всех уровнях: государственном, локальном, на уровне группы, в т.ч. общеобразовательного учебного заведения, детского объединения, семьи и т.п. Такое участие учит детей как толерантных и демократически мыслящих граждан брать на себя все больше ответственности за дела семьи, школы, сообщества, государства в целом.

Привлечение детей согласно возрасту к решению собственных проблем в разных социальных институтах дает возможность формировать у них потребность в участии комплексно и разносторонне. В частности, как справедливо отмечает украинская исследовательница О.В. Безпалько, участие детей и молодежи в жизни сообщества дает немало преимуществ как детям, так и самому сообществу.

Дети и молодежь получают новые знания и умение относительно общественных процессов, четко понимают процедуру принятия и внедрение решений, раскрывают свой лидерский потенциал, находят новые пути для самореализации, расширяют сеть социальных контактов. Вместе с тем, в результате участия в сообществе увеличивается количество волонтеров, возникают молодежные инициативы, развивается партнерство подрастающего поколения с взрослыми [1, с. 116]; появляются молодые лидеры, растет к ним доверие.

Родители и члены сообщества развивают уважение к взглядам, мнению ребенка, его правам, повы-

214

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Петрочко Ж.В., 2012

шая таким образом статус ребенка, значение его голоса; дети признаются «социальными акторами», которые осуществляют положительный взнос в сообщество; дети изменяют отношение взрослых [2, с. 26-27].

Участие в процессах принятия решений, подчеркивает А.Н. Нестеренко [3, с. 153], - один из современных подходов к организации работы с детьми, поскольку взрослые не только имеют возможность услышать желание и мысли детей, а и построить систему партнерского взаимодействия, организовать общую деятельность, и, соответственно, - получить высокие результаты. При этом «наилучшими элементами процесса общего принятия решений во всех возможных вариантах партнерства -«ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок», «ребенок - учреждение, организация», - отмечает Г.М. Лактионова [4, с. 192], - являются переговоры, дискуссия, компромисс.

Право участия важное и желаемое право для современных детей Украины. Об этом свидетельствуют результаты проведенного лабораторией детских объединений Института проблем воспитания НАПН Украины опроса «Права ребенка» (июнь-июль 2008 г.). В частности, 28,9% детей считает, что право свободно высказывать свое мнение, иметь собственные взгляды и убеждения чаще всего нарушается в Украине. Каждый пятый опрошенный ребенок (20,4%) в своей жизни хочет улучшить возможность свободно высказывать свою точку зрения.

Дети признают, что их мнение не всегда принимают во внимание родители, одноклассники, друзья по объединению, учителя. Так, меньше половины опрошенных (40,1%) указали, что «родители всегда или почти всегда учитывают их точку зрения». Относительно одноклассников, друзей, учителей, то эти показатели еще меньше: соответственно 22,2%, 19%, 14,1%. Но особого внимания заслуживают показатели, которые отображают варианты ответа детей вопрос «Учитывают ли твою точку зрения?». Ответ - «редко» или «никогда, или почти никогда».

Благоприятные условия для реализации права детей на участие в жизни общества создают детские общественные организации, поскольку они могут и должны разрабатывать специальные проекты для консолидации внимания сообщества к проблемам детей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, а также непосредственно привлекать их к соответствующей деятельности. В таких объединениях дети приобретают опыт зашиты своих прав и прав других. В этом плане участие в детских общественных объединениях можно рассматривать как средство утверждения активной гражданской позиции подрастающей личности.

На реализацию права детей на участие в жизни общества влияют: относительная независимость детских общественных объединений, добровольный характер действий согласно индивидуальным качествам и потребностям членов объединений, возможность участия в социально значимой деятельности, творческий подход к делу.

Нужно отметить, что с каждым годом количество всеукраинских молодежных и детских общественных организаций возрастает. По данным Министерства юстиции Украины, согласно Закону Украины «О молодежных и детских общественных организациях», на 01.01.2009 г. зарегистрировано 20 всеукраинских детских общественных организаций; территориальными органами юстиции -751 местная детская общественная организация. Лишь за 2008 г. Министерством зарегистрировано 5 новых всеукраинских, территориальными органами юстиции - 20 местных детских общественных организаций. Тем не менее, как предусмотрено частью четвертой статьи 14 Закона Украины «Об объединении граждан», легализация общественной организации осуществляется не только Министерством юстиции Украины, местными органами государственной исполнительной власти, но и исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов, что усложняет их общегосударственный учет, статистику.

35

30

25

20

15

10

5

0

33,1

Редко

□ Родители

□ Одноклассники

□ Друзья по общественному объединению

□ Учителя

Никогда или почти никогда

Рис. 1. Распределение ответов детей на вопрос «Учитывают ли твою точку зрения ?», позиции «редко» и «никогда или почти никогда», %

Впрочем, даже в условиях детской общественной организации право ребенка на участие может обеспечиваться не в полной мере: 13,7% детей указали, что не могут в своем объединении свободно высказать собственное мнение; 28,8% опрошенных сказали, что им тяжело ответить на этот вопрос (опрос «Права ребенка», 2008 г.).

Чтобы обеспечение права участия стало приоритетом для детского общественного объединения, нужно:

- растолковать и детям, и взрослым значение основных принципов обеспечения прав детей, заложенных в основе Конвенции ООН о правах ребенка;

- определить и максимизировать сильные стороны участия (опыт участия; активность и положительная направленность лидеров детской группы; дружеские отношения с ровесниками; активность местной общины; авторитет взрослого, компетентного в вопросе участия детей и др.);

- использовать данные эмпирических исследований (анкетирование, отклики, анализ документов и т.п.) относительно преимуществ участия, опыта внедрения других социальных проектов на партнерских началах с детьми.

Одним из путей активизации участия детей-чле-нов общественных объединений в жизни общества является реализация социальных проектов, направленных на преодоление отрицательных общественных явлений, повышение патриотичного и гражданского сознания подрастающего поколения, на содействие выполнению приоритетных государственных задач и т.п.

Особого внимания заслуживают проекты детских общественных организаций, направленные на детей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. В таких проектах акцент ставится на укреплении отношений между детьми и взрослым, привлечении детей этой уязвимой группы к интересной и содержательной деятельности. Примером может быть проект Всеукраинского детского союза «Экологическая варта» «Оздоровительная учебная программа «Дети солнца». Цель программы - оздоровление, экологическое обучение детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, привлечение их к коммуникативной и творческой деятельности, формирование активной жизненной позиции, повышение уровня социальной компетентности по вопросам охраны окружающей среды. В рамках проекта дети привлекались к содержательной экологической исследовательской работе, природоохранным акциям, учебным экологическим экскурсиям и т.п.

Незаурядный опыт имеет всеукраинская детская общественная организация «Ассоциация гайдов Украины». На протяжении последних лет организация реализовала такие проекты: «Я имею право на здоровье», в процессе осуществления которого разра-

ботана и внедрена информационно-профилактическая программа репродуктивного здоровья и предупреждения ранней беременности; «Международное женское лидерство в зеркале настоящего»; «Девичье лидерство по-украински»; «Международный лагерь «Улыбка» и т.п. Все указанные проекты направлены на защиту прав девушек и молодых женщин, развитие в них активной гражданской позиции, лидерских качеств, популяризацию здорового образа жизни.

Но особого внимания заслуживает программа «Девушки - за ценность семьи», которая реализовалась организацией в 2009 г. Цель программы -формирование у молодежи ответственного отношения к воспитанию детей, развитию у девушек умений создавать для ребенка благоприятное семейное окружение.

Воспитание национально сознательных, интеллектуально, духовно и физически развитых юных граждан Украины на традициях украинского казачества, основах христианской морали - основная цель деятельности Украинского детско-юношеского общества «Сечь». На протяжении многих лет организация реализует детскую казацкую программу «Рыцарское воспитание», к которой каждый год привлекается свыше 800 детей, в т.ч. и тех, кто оказались в сложных жизненных обстоятельствах. В пределах программы организовываются тематические лагеря, собрания, конкурсы, семинары, другие торжества.

Не менее ценный опыт имеет всеукраинское детское общественное объединение «Козаченьки», цель которого - патриотичное воспитание подрастающего поколения посредством изучения культуры, популяризации украинского языка и традиций. В последние годы «Козаченьки» взяли на себя обязательства подготовки и проведения всеукраинских слетов детских общественных организаций. Джембори «Дети Украины» - так называются проекты, которые реализовывались детской общественной организацией в 2008-2009 гг.

Нельзя не отметить значительную работу относительно обеспечения прав детей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, всеукраинс-ких общественных организаций «Альпийский рух» и «Федерация «Айки Те Гатана Рю» Украины». Патриотичной, спортивной и оздоровительно-туристической деятельностью они охватывают значительный круг детей, привлекая их к разным интересным и содержательным воспитательным мероприятиям.

Перечень активно действующих общественных объединений, которые реализуют свои программы силами детей или для детей, продолжают: СПОК (проект «Организация летней школы подготовки волонтеров к участию в социальных программах»), Пласт -Национальная Скаутская Организация Украины (проект «Вперед и вверх»), Федерация детских организаций Украины (проект «Котигорошко»), Всеук-раинское детское патриотичное объединение «Бу-

216

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

дущее Украины» (проект «Соколята Украины») и др.

Важно, чтобы участие находилось в центре внимания детского общественного объединения в течение продолжительного периода, «чтобы не превратиться на одноразовую акцию без стратегии достижения ее стойкости в будущем....» [4, с. 223]. Поэтому нужно осознавать критерии оценки социальных проектов организации по реализации права детей на участие в жизни общества, а именно: цель участия; среда, уровень и глубина участия; влияние участия; значимость участия на уровне сообщества; готовность детей к участию и другие.

Одним из важным критериев участия являются цели (цель) участия (развитие способности к партнерству со взрослыми; поощрение к сотрудничеству с ровесниками; создание условий для выражения собственного мнения при решении актуальных вопросов сообщества; повышение компетентности в вопросах участия; развитие самоуважения и навыков выполнять разные социальные роли; формирование умений определять проблемы детства и т.п.). Вместе с тем ключевая цель участия - воспитание уважения к правам всех людей и детей в частности.

Второй критерий - среда (семья, ровесники, школа/организация, сообщество, СМИ, государство - законодательный процесс, подготовка программ, участие в мониторинге обеспечения прав детей), уровни («ступеньки» за Р. Хартом) участия (ограниченный, определенный, по приглашению, по согласию, по собственной инициативе, партнерское взаимодействие со взрослыми), а также его «глубина» (наблюдение, выслушивание, оценка информации, разработка, принятие решений, выполнение).

Третий критерий - влияние участия на жизнь ребенка. Ключевым моментом является необходимость обращения внимания на влияние проектов с участием детей на ежедневную жизнь каждого конкретного ребенка. Нередко социальные проекты, программы имеют бесспорное значение с позиции их целей, но не имеют никакого влияния на семью ребенка, его ровесников, школу.

Четвертый критерий - значимость участия на уровне сообщества - предусматривает такие показатели: признание и ценность участия детей на уровне сообщества; партнерство с СМИ; предоставление помещений и материальных ресурсов для участия; создание безопасных и благоприятных условий для участия; поддержка проектов участия детей, распространение лучшего опыта; презентация результатов проекта, капитализация опыта участия.

Пятый критерий - готовность конкретного ребенка к участию. Показателями готовности детей к участию являются:

- осознание ребенком собственной субъектно-сти в процессе социализации;

- осведомленность о сферах, «ступеньках», формы, риски и препятствия участия и доступ к соот-

ветствующей информации о предмете участия;

- стойкость социально значимых мотивов и сфор-мированность моральных ценностей, в т.ч. восприятие ценностей другого человека;

- опыт участия, в т.ч. принятие самостоятельных решений - сбор, анализ, применение информации, планирование и выполнение действий, в т.ч. в сотрудничестве со взрослыми;

- психологические особенности личности - вера в себя, принятие роли, саморегуляция, умение рисковать, распознавать проблемы, умение общаться, надежность, «социальное сочувствие» и др.

Кроме указанных измерений, нужно принимать во внимание и количественные показатели-параметры - продолжительность участия, разнообразие ролей, количество детских инициатив, количество общих действий с взрослыми и др.

Таким образом, участие детей в жизни общества - многогранное социальное явление, которое нужно рассматривать: как форму творческого сотрудничества детей и взрослых; как способ проявления организаторских и исполнительских способностей в разных видах деятельности, в т.ч. общении; как метод формирования общественного мнения; как способ формирования управленческих навыков и самое главное, - как средство гармонического развития юной личности. И чтобы удачно пользоваться указанными формами, способами, методами и средствами взаимодействия с детьми, нужно активнее привлекать детей разных категорий к обсуждению важных вопросов в сфере детства, реализации социально значимых проектов через, прежде всего, поддержку и развитие детского общественного движения, так как именно детские общественные объединения являются оптимальными площадками реализации фундаментального права подрастающей личности на участие в жизни общества.

Библиографический список

1. Безпалько О.В. Организация социально-педагогической работы с детьми и молодежью в территориальном сообществе: теоретико-методические основы: Монография. - Киев: Научн. мир, 2006. - 363 с.

2. Пособие для тренеров: В 5-ти частях. Ч. 1: Права человека, права ребенка. - Киев: Версо-04, 2006. - 51 с.

3. Проблемы привлечения молодежи к процессу принятия решений на местном и региональном уровнях: материалы Международной научно-практической конференции. Киев, 15-16 декабря 2005 г. / ред. кол.: И.Д. Бех (гл. ред.) и др. - Тернополь: Термограф, 2006. - 392 с.

4. Права ребенка: современный опыт и инновации: Сб. информ. и метод. материалов / авт.-сост.: Г. Лактионова, О. Калибаба, Т. Цюман и др. - Киев: Лыбедь, 2005. - 256 с.

5. Положение детей в мире. 2003 г. - ЮНИСЕФ, 2002. - 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.