Научная статья на тему 'Социально-воспитательная среда как фактор социально-педагогического обеспечения прав детей'

Социально-воспитательная среда как фактор социально-педагогического обеспечения прав детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
380
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN'S RIGHTS / СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРАВА ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL-UPBRINGING MEDIUM / SOCIAL-PEDAGOGIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрочко Жанна Васильевна

В статье рассматриваются пути создания позитивной социально-воспитательной среды, технология социально-педагогического обеспечения прав детей на деятельностно-профессиональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-upbringing medium as children's rights social-pedagogic providing factor

Positive social-pedagogic medium creation ways, children's rights social-pedagogic providing technology on activity-professional level are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Социально-воспитательная среда как фактор социально-педагогического обеспечения прав детей»

правление, индивид должен иметь внутренний компас, а чтобы он работал, снаружи должны быть магнитные поля, позволяющие отличать север от юга, правду от неправды, желательную линию поведения от нежелательной, а также оттенки, находящиеся между этими крайностями» [3]. Вот почему так важно в семье своевременно заложить фундамент для духовно-нравственного развития личности, задать правильные ориентиры.

Библиографический список

1. Батурин Ю.М. Право и политика в компьютерном круге. - М.: Наука, 1987 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mx.esc.ru/~assur/ ocr/crmg/crmg.htm1 (дата обращения 28.08.2011).

2. Безопасность детей в Интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.microsoft.com/ щфгоІесІ/йтіІуШаиІІтфх (дата обращения 12.08.2011).

3. Дарендорф Р После 1989. Размышления о революции в Европе. - М.: Ad Маї^пет, 1998. - 271с.

УДК 37.018

Петрочко Жанна Васильевна

доктор педагогических наук, доцент Институт проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины, г. Киев, Украина

petrochko@ukr.net

СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ

В статье рассматриваются пути создания позитивной социально-воспитательной среды, технология социально-педагогического обеспечения прав детей на деятельностно-профессиональном уровне.

Ключевые слова: социально-воспитательная среда, права детей, социально-педагогическая деятельность.

За последнее десятилетие в организации и осуществлении социальной работы в Украине произошли заметные позитивные изменения: разработаны и внедрены инновационные содержательные технологии социальной профилактики, социальной реабилитации, социального сопровождения, социальной адаптации детей и молодежи, подготовки их к самостоятельной жизни; возрождена социально-педагогическая работа в сообществах; обновлены подходы к работе с волонтерами, детьми-лидерами по реализации их права на участие в жизни общества и принятии решений и т. п. В то же время нерешенными проблемами остается: разновектор-ность подходов к пониманию социально-педагогической деятельности; недостаточный уровень межведомственного взаимодействия; нехватка ресурсов, и в частности кадровых, для успешного осуществления соответствующей деятельности; недостаточность и неприоритетность социальнопрофилактической работы среди семей с детьми с целью предотвращения негативных явлений, в том числе факта изъятия ребенка из семейного окружения. Соответственно проблема социальнопедагогического обеспечения прав детей приобретает в Украине особое значение.

Семантико-смысловой анализ понятий, прежде всего с позиций правоведения (П.М. Рабинович, А.Д. Святоцкий, Е.Б. Червякова, В.С. Заяц,

О.В. Марцеляк, А.И. Наливайко и другие), позволяет утверждать, что конструкт «обеспечение прав»» объединяет три элемента (направления) государственной деятельности по осуществлению прав и свобод человека: содействие реализации прав и свобод (формирование общечеловеческих гарантий); охрана прав и свобод человека (преимущественно профилактические мероприятия); защита прав и свобод человека (восстановление нарушенного правомерного состояния, привлечения нарушителей к ответственности).

Учитывая указанное, социально-педагогическое обеспечение прав детей целесообразно рассматривать в широком и узком значениях. В широком значении - это система скоординированных взаимодействий социальных институтов, разноуровневое функционирование которой создает благоприятные условия для удовлетворения потребностей ребенка, реализации им гарантированных государством возможностей воспользоваться всеми социально-экономическими, культурными и другими благами в своих интересах и интересах общества. В социально-педагогичес-

© Петрочко Ж.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

107

ком смысле взаимодействие - это высокий уровень связи социальных субъектов, характерными признаками которого являются взаимовлияние и видоизменения на основе действий различных институтов путем взаимного информирования, взаимопомощи, взаимного обучения и т.п.

Социально-педагогическое обеспечение прав детей в узком значении - разновидность социально-педагогической деятельности, направленной на реализацию, охрану и защиту прав детей, которая осуществляется командой специалистов социальной сферы на основе субъект-субъект-ного взаимодействия с ребенком и его семьей. В таком контексте социально-педагогическое обеспечение прав детей предполагает овладение специалистами социальной сферы технологиями обеспечения прав детей, центрирование на сильных сторонах подрастающей личности, ее семьи, ресурсах других институтов, сообщества для повышения уровня жизни ребенка, преодоления сложных жизненных обстоятельств. Поле деятельности социального педагога по социально-педагогическому обеспечению прав детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, на деятельностно-профессиональном уровне обозначает его ключевые функции: посредничество между индивидом / группой и средой, а также представление и отстаивание интересов ребенка и членов его семьи, или представительство.

Основными субъектами социально-педагогического обеспечения прав детей, и особенно тех, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, являются представители различных институтов социальной сферы: социальные педагоги, психологи, учителя, медицинские работники, специалисты центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, служб по делам детей, управлений по делам семьи, молодежи и спорта, органов внутренних дел, представители неправительственных организаций, другие специалисты, а также члены семьи ребенка, представители его ближайшего окружения, инициативные члены сообщества. Мобилизатором усилий команды специалистов социальной сферы, в условиях их единой позиции, может выступать социальный педагог, реализуя таким образом роль «менеджера социальных взаимодействий». Его задача: способствовать формированию у субъектов социально-педагогического обеспечения прав детей правовой культуры, умений и навыков принимать адекватные потребностям и интересам

ребенка решения с позиции педагогической целесообразности; максимально использовать ресурсы сообщества, в котором осуществляется жизнедеятельность ребенка, его семьи. Поэтому определенным фактором, детерминантом успешного социально-педагогического обеспечения прав детей является создание благоприятной социально-воспитательной среды.

Эту среду можно классифицировать по многим признакам: по виду сообщества, по способу воздействия на форму сознания, по возрасту, по эмоциональным отношениям, по социальной направленности, по степени контактов [6]. Разносторонняя характеристика проблем социальной среды прослеживается в трудах Т.Г. Дементьева [3], А.И. Капской [6], А.В. Мудрика [4], А.В. Семеновой [5] и др. Анализ научных наработок позволяет определить социально-воспитательную среду как тип социальной среды или совокупность условий жизнедеятельности личности, которые целенаправленно воздействуют на ее сознание и поведение с целью формирования определенных качеств, убеждений, духовно-ценностных ориентаций и потребностей.

Результат создания благоприятной социальновоспитательной среды для успешного социально-педагогического обеспечения прав детей состоит в следующем: происходит интеграция усилий субъектов социально-воспитательной деятельности; расширяется диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность; специально моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности, проявляется неповторимость индивидуальности ребенка, создаются условия гуманизации межличностных отношений и т.д.

Цель социально-воспитательной среды должна отвечать ряду требований: ориентироваться на развитие личности, запросы ближайшего социального окружения и ожидания человека; быть диагностической и т. д. Она может быть сформулировала следующим образом: планомерная и упорядоченная помощь ребенку в развитии его внутреннего потенциала; вдохновение к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации в деятельности, общении, познании, в результате чего совершенствуются его потребности, личностный смысл жизни.

Основным способом воздействия такой среды на ребенка является консолидация сил, заинтересованных в его социальном становлении.

108

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

Социально-воспитательная среда охватывает институты, которые непосредственно или косвенно выполняют те или иные социальные функции, при этом их отдельные функции в такой среде могут меняться. Можно утверждать, что в рамках социально-воспитательной среды действуют механизмы социального взаимодействия, единства и преемственности воспитательного воздействия. «Создание воспитательной среды предполагает организацию совместных дел, взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность совместно преодолевать трудности, доминирование творческого подхода в организации жизнедеятельности ребенка и позитивного к нему отношения» [1, с. 60]. Характер деятельности ребенка в такой среде определяется его активностью, самостоятельностью, инициативностью и самодеятельностью.

Инновационные научные ориентиры целесообразной организации процесса социального воспитания сформулировал академик И.Д. Бех [2, с. 10-22]. Разделяя научную позицию ученого, на основе определенных автором психомаяков и ключей воспитательного успеха целесообразно сформулировать ориентиры для функционирования социально-воспитательной среды, где успешно осуществляется социально-педагогическое обеспечение прав ребенка, а именно:

- ценности ребенка относительно прав другого человека и своих собственных подчиняются закону сообщения, при котором каждая общественно значимая ценность воспитывается в контексте развития другой (например, милосердия, моральной решимости, смирения, терпимости и проч.);

- субъектами различных форм и методов социально-педагогической работы являются воспитанники с различным статусом в коллективе, поскольку свои права, обязанности, привилегии дети связывают с собственным положением в системе межличностного взаимодействия;

- моменты зарождения у ребенка чувства превосходства вовремя фиксируются и связываются с благотворительными действиями подрастающей личности;

- воспитание нравственного мужества как готовность личности решительно действовать в сложных жизненных ситуациях, отстаивая собственную позицию, предшествует формированию морально-правовых качеств ребенка;

- ребенок осознает себя приобретением для других людей или объединений для укрепления его связи с социальным окружением;

- профессионально-технологическая и ценностно-личностная позиции сочетаются в деятельности социального педагога: замечая даже весьма иллюзорные преимущества, сильные стороны ребенка, наставник не теряет эмоционально теплого отношения к нему;

- в социально-педагогической работе используется комплекс приемов убеждения, к которым присоединяются воспитательные действия, основанные на механизме самосознания ребенка;

- чувство отчаяния ребенка, оказавшегося в сложных жизненных обстоятельствах, не остается без внимания, поскольку он может трансформироваться в утрату уверенности в себе;

- ребенок не должен требовать удовлетворения всех его потребностей; в формировании разумного отношения к собственным потребностям важно трансформировать ситуацию потребности в эмоциональную плоскость, приобщив ребенка к миру переживаний взрослого, который стремится ему помочь;

- удовлетворение потребности ребенка связывается с определенным общественно значимым способом поведения;

- процесс усвоения подрастающими личностями различных умений и навыков в социальновоспитательном среде выстраивается как сотрудничество детей с взрослыми, в ходе которого взрослый показывает образец правового поведения, действий по защите своих прав, поддерживает ребенка в сложной жизненной ситуации, создает условия для его успеха и радуется этому;

- вся система отношений в социально-воспитательном среде ориентируется на возникновение у ребенка чувства достоинства и собственной ценности, удовлетворение потребности в любви и признании другими;

- дети активно включаются в решение собственных проблем и в жизни группы, общества в целом.

Таким образом, создание позитивной социально-воспитательной среды мобилизует все воспитательные ресурсы, усиливает и совершенствует социализирующее влияние на ребенка, а общая технология социально-педагогического обеспечения прав детей на деятельностно-профессиональном уровне позволяет упорядочить этот процесс, уменьшить его объективные трудности, гарантирует динамику развития личности.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

109

Библиографический список

1. Алєксєєнко Т.Ф. Соціально-педагогічна підтримка дітей групи ризику // Соціальна педагогіка : теорія і практика. - 2005. - N° 1 - С. 56-60.

2. Бех І.Д. Психомаяки у виховному процесі // Соціальний педагог. - 2008. - № 5 (17) - С. 10-22.

3. Дементьев Т.Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях: Дис. ... канд. социол. наук. -

М., 2000. - 191 с.

4. МудрикА.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2006. - 304 с.

5. Семенова А.В., Гурін Р.С., Осипова Т.Ю. Основи педагогіки і психології. - Київ: Знання, 2006. - 219 с.

6. Соціальна педагогіка / за ред. А.Й. Капсь-кої. - Київ: Центр навч. л-ри, 2006. - 468 с. - С. 167186.

УДК 373

Тихомирова Евгения Ивановна

доктор педагогических наук, профессор Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

Кадырова Сания Харисовна

кандидат педагогических наук Кротовская общеобразовательная школа, Самарская область

doktorevg@rambler.ru

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена современным социально-педагогическим проблемам самореализации подростков в сельской школе, приведены данные экспериментального исследования, осуществляемого в рамках созданной на базе сельской школы экспериментальной площадки.

Ключевые слова: воспитывающая среда, сельская школа, самореализация.

В современной сельской школе как целенаправленной, комплексной, интегративной системе обеспечивается продуктивная самореализация подростков при соблюдении целого ряда условий. Одно из них -создание специальной воспитывающей среды школы как условия и средства успешной самореализации подростков.

Воспитывающая среда современной сельской школы создает условия интенсивного развития подростков в процессе самореализации [1]. Основой этого процесса выступает социально-ориентированная деятельность, как фактор самореализации личности подростков (Т.К. Ахаян, В.М. Басова, С.Х. Кадырова, Е.В. Титова, Т.Н. Титова, Е.И. Тихомирова, Д.И. Фельдштейн).

Самореализация как основа личностного развития человека рассматривается философами, социологами, педагогами, психологами, культурологами. В частности, в философских школах: Платон, Аристотель, К. Александрийский, Марк Порцио Канто Старший, Т. Кампанелла, Т. Мор, М. Монтень, Витторино да Фельтре, Г. Веронезе, немецких школах Р. Агриколы, Я. Вимфелинга, французских школах Г. Бюде, П. Рамуса и др.

Цель современного образования в период его модернизации определяется как развитие личности, способной к самореализации (Е.В. Бондарев-ская. С.В. Кульневич, Е.Н. Шиянов). Вопросы самореализации как условия саморазвития личности рассматривались в трудах отечественных психологов, изучавших понятие и процесс саморазвития личности (Л.С. Выготский, В.И. Слободчи-ков, Г.А. Цукерман, Д.И. Фельдштейн Д.Б. Элько-нин и др.), понимая его как способность творить новые формы бытия, открывать собственное «Я» (И.С. Кон).

Анализ современных педагогических исследований, практика отечественного гуманистического образования свидетельствует о том, что интерес к проблеме самореализации возрастает (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, С.В. Кульневич, Е.Н. Шиянов. М.И. Шилова и др.).

Результаты проведенного нами исследования на базе МОУ Кротовская СОШ «Образовательный центр» Самарской области показали, что существуют, наряду с достижениями, социально-педагогические проблемы самореализации подростков в воспитывающей среде современной сельской школы, которые можно условно разделить на следующие:

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Тихомирова Е.И., Кадырова С.Х., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.