Научная статья на тему 'Детерминанты и условия развития конкурентоспособности специалистов в процессе профессиональной подготовки'

Детерминанты и условия развития конкурентоспособности специалистов в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETENCE ABILITY OF SPECIALISTS / PROFESSIONALISM / MECHANISMS OF COMPETENCE ABILITY DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF COMPETENCE ABILITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазова Снежана Александровна

Обоснована роль конкурентоспособности в становлении профессионализма специалистов; представлены результаты исследований, направленных на выявление доминирующих факторов развития конкурентоспособности специалистов в процессе профессионализации; охарактеризованы психологические и педагогические механизмы и психолого-педагогические условия развития конкурентоспособности специалистов в процессе профессиональной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants and conditions for competition development in professional education

There is considered the competition ability in educating the specialists. One can read about the research results in exposing the domineering factors of competence ability when professionalizing. The psychological and pedagogical mechanisms and conditions of competence ability development in the process of professional education are regarded

Текст научной работы на тему «Детерминанты и условия развития конкурентоспособности специалистов в процессе профессиональной подготовки»

С.А. ХАЗОВА (Майкоп)

детерминанты и условия развития конкурентоспособности специалистов в процессе профессиональной подготовки

Обоснована роль конкурентоспособности в становлении профессионализма специалистов; представлены результаты исследований, направленных на выявление доминирующих факторов развития конкурентоспособности специалистов в процессе профессионализации; охарактеризованы психологические и педагогические механизмы и психологопедагогические условия развития конкурентоспособности специалистов в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: конкурентоспособность специалистов, профессионализм, механизмы развития конкурентоспособности, психолого-педагогические условия развития конкурентоспособности.

Благополучие и процветание общества в определяющей степени зависят от профессионализма самых разных специалистов, поскольку эффективность их труда обеспечивает прогрессивное развитие профессиональной сферы (содержания, средств деятельности, трудовых операций и т.д.), повышение качества результатов деятельности и т.д. Профессионал - это специалист, характеризующийся высокими показателями профессионализма деятельности и личности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, постоянно осуществляющий саморазвитие и самосовершенствование, стремящийся к личностным и профессиональным достижениям социально-позитивного характера [1].

Ясно, что профессионалом можно стать только в процессе профессиональной деятельности, с обретением профессионального опыта. Чтобы этот опыт сформировался, изначально необходимо найти работу, наиболее соответствующую стремлениям и способностям, и оставаться в своей профессиональной сфере (в наиболее широком смысле), строя горизонталь-

ную либо вертикальную карьеру, расширяя сферу своей деятельности и т.п. Можно сказать, что повышение профессионализма пропорционально опыту профессиональной деятельности; чтобы накопить профессиональный опыт, специалист должен быть востребован на рынке труда.

Востребованность специалиста - наличие спроса на его труд - наиболее яркое внешнее проявление конкурентоспособности работника, ее зримый результат. Таким образом, важнейшим условием, обеспечивающим возможность становления профессионализма специалистов, является их конкурентоспособность. Именно конкурентоспособность как интегративное личностное качество обеспечивает личности более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на профессиональные услуги.

Конкурентоспособность специалиста - это его способность соответствовать требованиям рынка труда, т.е. работодателя, а также целям организации [2; 3; 4 и др.]. Качества, обусловливающие эту способность (социально и профессионально значимые личностные качества, профессиональные знания и умения, способности, установки и ценностные ориентации и т.д.), позволяют специалисту претендовать на определенное рабочее место (должность, вакансию), участвовать и побеждать (за счет конкурентных преимуществ) в конкурентной борьбе [3; 4; 6 и др.] и в дальнейшем обеспечивают его стабильную востребованность на рынке труда.

Современные представления об уровнях профессионализма и стадиях профессионализации позволяют говорить о конкурентоспособности не только состоявшихся, более или менее опытных специалистов, но и выпускников вузов (молодых специалистов), абитуриентов и т.д. Понятно, что к специалистам на разных стадиях профессионального становления со стороны работодателей предъявляются различные требования. Так, от выпускника вуза не ждут безошибочной работы, неких профессиональных открытий и т.п. и в случае, когда характеристики молодого специалиста не противоречат ожиданиям рабо-

© Хазова С.А., 2009

тодателя, субъект труда может быть вполне конкурентоспособным среди себе подобных. Если предлагаемые условия соответствуют его притязаниям, то, получив работу, выпускник получит и возможность для дальнейшей эффективной профессионализации.

Развитие конкурентоспособности обеспечивается как внутренними (мотивацией, установками, способностями личности и т.д.), так и внешними явлениями и процессами (психолого-педагогическими условиями, социально - экономическими обстоятельствами и др.). Оно осуществляется в течение всего процесса профессионализации, но детерминируется в разные периоды различными факторами. Для выявления данных факторов мы проанализировали психологическую литературу, в которой описывается содержание уровней профессионализма и стадий профессионализации (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова и др.); данные психолого-педагогических и социологических исследований, посвященных определению содержания конкурентоспособности специалистов на основе требований, ожиданий и предпочтений работодателей (С.Я. Батышев, В.М. Бехтерев, Г.В. Лаврентьев и Н.Б. Лаврентьева, М.Н. Плату-нов, Дж. Равен, П. Романов, М.Н. Скат-кин, П.А. Сорокун, Д.В. Чернилевский и др.), а также содержание анкет и опросных листов, в которых отражены критерии отбора персонала, используемые сегодня кадровыми агентствами и работодателями; профессиональный путь высокопрофессиональных специалистов различных областей человеческой деятельности, для чего использовали материалы, содержащиеся в акмеологической литературе (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Г.И. Хозяинов и др.), а также содержание наших бесед с признанными профессионалами, с их друзьями, знакомыми, коллегами; провели опрос ряда молодых специалистов, окончивших вузы 1 - 3 года назад, с целью выявления спектра личностно-профессиональных качеств, обеспечивших им возможность успешного трудоустройства.

Сопоставив результаты указанных исследований, мы определили психологические и педагогические механизмы, детерминирующие развитие конкурентоспособности специалистов на разных стадиях профессионализации. (заметим, что

под механизмами мы, опираясь на мнение А.М. Столяренко, понимаем основные причины, движущие силы развития личности, действующие между причиной и следствием (например, между педагогическим воздействием и формированием желаемого качества личности). Причем в качестве причины могут выступать как определенные внутренние процессы и явления (в том числе личностные свойства), так и внешние воздействия педагогического или более широкого социального характера [5].)

При переходе со стадии оптации на стадию профессионального образования (ситуация выбора профессионального учебного заведения и поступления в вуз) механизмами, обеспечивающими превращение абитуриента в конкурентоспособного студента, являются общая осведомленность о содержании будущей профессиональной деятельности и интерес к ней, реализованный в свободном осознанном выборе этой профессии (что создаст мотивационную основу эффективного освоения образовательных программ).

На стадии профессионального образования развитие личности студента происходит под воздействием различных психолого-педагогических условий, в первую очередь - через посредство педагогов. Основным внутренним механизмом становления конкурентоспособности в этот период является соответствие адекватных представлений студентов о содержании будущей профессиональной деятельности их осознанным жизненным интересам и целям.

При переходе на стадию профессиональной адаптации механизмами превращения конкурентоспособного выпускника в конкурентоспособного молодого специалиста являются способность к самопрезен-тации и определенность целей молодого человека (внутренние механизмы). Повышению уровня конкурентоспособности могут способствовать такие внешние факторы, как конкурентоспособность вуза, точнее, его имидж, а также социальная востребованность специалистов данного профиля. (Причем если в регионе проживания субъекта они не востребованы, то возникает необходимость в следующем внутреннем механизме - социальной мобильности личности.)

На следующих стадиях профессионализации развитие конкурентоспособности

специалиста детерминируется, прежде всего, удовлетворенностью профессией, профессиональным трудом (его целями, содержанием, процессом), стремлением к профессиональному самосовершенствованию, построению горизонтальной и/или вертикальной карьеры, повышению своего профессионального и социального статуса и социально-профессиональной мобильностью личности.

Профессиональные основы развития конкурентоспособности специалистов закладываются в период профессиональной подготовки, поэтому особенно важным представляется определение психологопедагогических условий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса.

Рассмотрим вектор движения личности «школьник - студент - выпускник вуза -молодой специалист». Школьнику, чтобы стать конкурентоспособным студентом, а в дальнейшем - хорошим специалистом, необходимо, помимо теоретической подготовки, иметь адекватные представления о различных профессиях и уметь выбрать ту из них, которая в наибольшей степени соответствует его интересам и способностям. Это обусловливает необходимость оптимизации процесса профессиональной ориентации школьников, что предполагает организацию контекстно-профессионального просвещения, диагностику профессиональной пригодности и популяризацию профессии среди учащихся.

в период профессиональной подготовки в вузе необходимо целенаправленное создание условий для развития конкурентоспособности студентов - будущих специалистов, которые обобщенно могут быть сформулированы следующим образом:

- побуждение студентов к самопознанию, обеспечение становления индивидуальной определенности учащихся в ценностях и целях;

- обеспечение осмысления и инте-риоризации студентами системы гуманистических социально-профессиональных ценностей и создание возможностей для их эффективной экстериоризации;

- помощь студентам в приобретении разнообразного профессионального опыта, полноценном освоении содержания будущей профессиональной деятельности;

- предоставление студентам возможностей для знакомства с лучшими пред-

ставителями профессии, с ценностномотивационными и операциональными особенностями их труда, а также обеспечение принятия студентами высоких социальных и профессиональных стандартов при выполнении самостоятельной работы (учебной, учебно-практической, практической).

Для того чтобы по окончании учебного заведения выпускник успешно перешел на стадию профессиональной адаптации, в вузе должны быть созданы условия, обеспечивающие успешное трудоустройство молодого специалиста. К таким условиям, на наш взгляд, относятся следующие:

- просвещение студентов в области современных и потенциальных характеристик и состояния рынка труда, а также требований общества и работодателей к специалистам конкретной профессиональной сферы;

- организация специальных тренингов самопрезентации и трудоустройства для студентов выпускных курсов, целенаправленное обучение их эффективной коммуникации на рынке труда;

- обеспечение прочных связей вуза с потенциальными работодателями.

В качестве перспективной задачи высшей школы нам видится определение конкретного содержания взаимосвязанных процессов педагогического и психологического сопровождения образовательной деятельности студентов, направленных на развитие конкурентоспособности будущих специалистов.

литература

1. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга: КГПУ, 2000 (2001).

2. Носкова А. Управление конкурентоспособностью на рынке труда [Электронный ресурс]. URL: http://jobsmarket.ru/index.php.

3. Скоробогатова М. Как мы понимаем конкурентоспособность на рынке труда [Электронный ресурс]. URL: http://globsitc.narod.ru/kon-ferenc/tezisi/s2t3.htm.

4. Славова Л.Д. Конкурентоспособность молодого специалиста в современных реалиях [Электронный ресурс]. URL: http://rusnauka. com/9/EISN_2007/Economics/21465/doc.htm.

5. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

6. Тараканова Е.В. Формирование конкурентоспособности специалиста на этапе профессиональной подготовки: практикум по

социально-психологическому тренингу / под ред. Б.Д. Парыгина. СПб., 2000.

Determinants and conditions for competition development in professional education

There is considered the competition ability in educating the specialists. One can read about the research results in exposing the domineering factors of competence ability when professionalizing. The psychological and pedagogical mechanisms and conditions of competence ability development in the process of professional education are regarded.

Key words: competence ability of specialists, professionalism, mechanisms of competence ability development, psychological and pedagogical conditions of competence ability development.

м.в. репина

(Краснодар)

формирование социокультурной готовности студентов-переводчиков к преодолению барьеров иноязычного общения

Рассматривается социокультурная готовность к преодолению барьеров иноязычного общения. Описаны основные этапы ее формирования в подготовке будущих переводчиков.

Ключевые слова: социокультурная готовность, будущие переводчики.

Переводческая деятельность является особым видом речевой деятельности, направленным на решение задач межъязыковой коммуникации. вместе с тем, профессиональную коммуникацию переводчика можно рассматривать не только как межъязыковое, но и как межкультурное взаимодействие. «в процессе перевода сталкиваются различные культуры, системы ценностей, разные личности, разные склады мышления, разные литературы, разные эпохи, разные уровни развития, разные традиции и установки» [1: 34].

Социокультурные барьеры могут быть обусловлены различными факторами: особенностями национального менталитета; недостатком знаний о международном этикете; различием в фоновых знаниях, вербальном и невербальном поведении в зависимости от национально-культурных традиций. Кроме того, они также могут возникнуть, когда переводчик не обладает способностью применить социокультурную информацию на практике.

По мнению М.М. Филипповой [2], трудности языковой и социокультурной адаптации могут зависеть от особенностей этнического сознания. Это связано с тем, что каждый субъект деятельности как носитель определенного менталитета взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами и традициями, принятыми в его собственной стране. Для преодоления социокультурных барьеров в процессе профессиональной подготовки студентов-переводчиков необходимо формирование готовности к преодолению барьеров иноязычного общения и, в частности, социокультурной готовности.

Готовность к преодолению барьеров иноязычного общения можно определить как интегративное качество личности, включающее в себя психологическую, лингвистическую и социокультурную готовность и позволяющее переводчику адекватно воспринимать трудности, контролировать свои чувства, поведение и быстро находить конструктивные пути выхода из ситуации иноязычного барьера. Необходимо отметить, что все составляющие готовности к преодолению барьеров иноязычного общения (психологическая, лингвистическая и социокультурная) тесно взаимосвязаны между собой и уровень сформированности одного компонента неизбежно влияет на уровень сформирован-ности другого.

однако социокультурная готовность является наиболее важной для окончательного формирования готовности к преодолению барьеров иноязычного общения. Уже само название компонента, которое состоит из двух слов - «социальный» и «культурный», говорит о его значимости для иноязычного общения. На наш взгляд, окончательное формирование психологического и лингвистического компонентов готовности

© Репина М.В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.