Научная статья на тему 'Дерадикализация заключенных в тюрьмах стран скандинавии1'

Дерадикализация заключенных в тюрьмах стран скандинавии1 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1227
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ СИСТЕМЫ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / ПРОГРАММЫ ДЕРАДИКАЛИЗАЦИИ ЗАКЛЮЧЕННЫХ / PENITENTIARY SYSTEMS / COUNTERACTION TO EXTREMISM / PROGRAMS FOR THE DE-RADICALIZATION OF PRISONERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яворский Максим Александрович

Введение: в современных условиях особую актуальность приобретают разработка и внедрение программных мероприятий, направленных на противодействие распространению радикальных идеологий среди осужденных к лишению свободы. Многие методологические, организационные и правовые аспекты противодействия экстремизации мест лишения свободы в России и за рубежом остаются малоизученными и требуют углубленного рассмотрения. Статья посвящена анализу особенностей пенитенциарной профилактики насильственных форм экстремизма и радикализации заключенных на основе систематизации практического опыта стран Скандинавии. Материалы и методы: впервые проведен анализ мер по дерадикализации заключенных в Скандинавских странах на основе использования комплекса научных методов: анализа и сравнения в качестве основных, а также системно-структурного и конкретно-социологического методов в контексте изучения состояния общественных отношений и эффективности правоприменительной деятельности в сфере дерадикализации заключенных. Результаты исследования: на примере стран Скандинавии (Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии и Исландии) автор раскрыл содержание работы с заключенными, исповедующими радикальные взгляды, лицами, осужденными за преступления экстремистского характера, а также рассмотрел вопросы пенитенциарной профилактики насильственных форм экстремизма и радикализации заключенных. Анализ дерадикализационных стратегий стран Скандинавии свидетельствует о том, что комплексные общегосударственные, национальные программы дерадикализации заключенных в этих странах отсутствуют. Несмотря на положительную практику воздействия на заключенных, принимаемые правительствами указанных стран меры не носят всеобъемлющего характера и направлены на работу с некоторыми группами заключенных или отдельными лицами. Обсуждение и заключения: на основе проведенного анализа автор приходит к выводу о возможности использования положительного опыта данных стран в разработке и принятии дерадикализационных мер применительно к отечественной уголовно-исполнительной системе. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и научно-образовательной деятельности при рассмотрении концептуальных вопросов противодействия экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яворский Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DERADICALIZATION OF PRISONERS IN THE PRISONS OF NORDIC COUNTRIES

Introduction: in modern conditions, the development and implementation of measures aimed at counteracting the spread of radical ideologies among prisoners acquire special urgency. Many methodological, organizational and legal aspects of countering the extremism of places of deprivation of liberty both in Russia and abroad remain poorly understood and require further study. The present paper is devoted to the analysis of the peculiarities of penitentiary prevention of violent extremism and radicalization of prisoners on the basis of studying the practical experience of the Scandinavian countries. Materials and Methods: analysis and comparison as the main methods, system and sociological methods in the context of studying the state of public relations and the effectiveness of law enforcement activities in the sphere of the de-radicalization of prisoners. 1Автор придерживается мнения, что термины «Скандинавия» и «Скандинавские страны» следует рассматривать в совокупности в рамках одного понятия, объединяющего в себе историко-культурную, географическую область, расположившуюся на севере Европы. К странам Скандинавии относятся объединенные языком, историей, культурой, религией, экономикой и образом жизни Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия и Исландия. Results: the author on the example of the Scandinavian countries (Sweden, Denmark, Norway, Finland and Iceland) revealed the content and peculiarities of working with prisoners professing radical views, prisoners of extremism, penitentiary prevention of violent extremism and radicalization of prisoners. An analysis of the Scandinavian countries' de-radicalization strategies suggests that there are no comprehensive national, national programs for the deradicalization of prisoners in these countries. Despite the positive practice of influencing prisoners, the measures taken by the governments of these countries are not comprehensive, aimed at working with individual groups of prisoners or individual prisoners. Discussion and Conclusions: on the basis of the analysis the author comes to the conclusion that it is possible to use the positive experience of these countries in the development and adoption of measures for de-radicalization with regard to domestic penitentiary institutions. The main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and educational activities when considering the conceptual issues of countering extremism.

Текст научной работы на тему «Дерадикализация заключенных в тюрьмах стран скандинавии1»

УДК 343.85

М.А. Яворский

ДЕРАДИКАЛИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ТЮРЬМАХ СТРАН СКАНДИНАВИИ1

DERADICALIZATION OF PRISONERS IN THE PRISONS OF NORDIC COUNTRIES

Введение: в современных условиях особую актуальность приобретают разработка и внедрение программных мероприятий, направленных на противодействие распространению радикальных идеологий среди осужденных к лишению свободы. Многие методологические, организационные и правовые аспекты противодействия экстремизации мест лишения свободы в России и за рубежом остаются малоизученными и требуют углубленного рассмотрения. Статья посвящена анализу особенностей пенитенциарной профилактики насильственных форм экстремизма и радикализации заключенных на основе систематизации практического опыта стран Скандинавии.

Материалы и методы: впервые проведен анализ мер по дерадикализации заключенных в Скандинавских странах на основе использования комплекса научных методов: анализа и сравнения в качестве основных, а также системно-структурного и конкретно-социологического методов в контексте изучения состояния общественных отношений и эффективности правоприменительной деятельности в сфере дерадикализации заключенных.

Результаты исследования: на примере стран Скандинавии (Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии и Исландии) автор раскрыл содержание работы с заключенными, исповедующими радикальные взгляды, лицами, осужденными за преступления экстремистского характера, а также рассмотрел вопросы пенитенциарной профилактики насильственных форм экстремизма и радикализации заключенных. Анализ дерадикализационных стратегий стран Скандинавии свидетельствует о том, что комплексные общегосударственные, национальные программы дерадикализации заключенных в этих странах отсутствуют. Несмотря на положительную практику воздействия на заключенных, принимаемые правительствами указанных стран меры не носят всеобъемлющего характера и направлены на работу с некоторыми группами заключенных или отдельными лицами.

Обсуждение и заключения: на основе проведенного анализа автор приходит к выводу о возможности использования положительного опыта данных стран в разработке и принятии дерадикализаци-онных мер применительно к отечественной уголовно-исполнительной системе. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и научно-образовательной деятельности при рассмотрении концептуальных вопросов противодействия экстремизму.

Ключевые слова: пенитенциарные системы, противодействие экстремизму, программы дерадикализации заключенных.

Для цитирования: Яворский М.А. Дерадикализация заключенных в тюрьмах Скандинавских стран // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. Т. 7. № 3 (29). С. 43 - 50.

Introduction: in modern conditions, the development and implementation of measures aimed at counteracting the spread of radical ideologies among prisoners acquire special urgency. Many methodological, organizational and legal aspects of countering the extremism of places of deprivation of liberty both in Russia and abroad remain poorly understood and require further study. The present paper is devoted to the analysis of the peculiarities of penitentiary prevention of violent extremism and radicalization of prisoners on the basis of studying the practical experience of the Scandinavian countries.

Materials and Methods: analysis and comparison as the main methods, system and sociological methods in the context of studying the state of public relations and the effectiveness of law enforcement activities in the sphere of the de-radicalization of prisoners.

'Автор придерживается мнения, что термины «Скандинавия» и «Скандинавские страны» следует рассматривать в совокупности в рамках одного понятия, объединяющего в себе историко-культурную, географическую область, расположившуюся на севере Европы. К странам Скандинавии относятся объединенные языком, историей, культурой, религией, экономикой и образом жизни Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия и Исландия.

Results: the author on the example of the Scandinavian countries (Sweden, Denmark, Norway, Finland and Iceland) revealed the content and peculiarities of working with prisoners professing radical views, prisoners of extremism, penitentiary prevention of violent extremism and radicalization of prisoners. An analysis of the Scandinavian countries' de-radicalization strategies suggests that there are no comprehensive national, national programs for the deradicalization of prisoners in these countries. Despite the positive practice of influencing prisoners, the measures taken by the governments of these countries are not comprehensive, aimed at working with individual groups of prisoners or individual prisoners.

Discussion and Conclusions: on the basis of the analysis the author comes to the conclusion that it is possible to use the positive experience of these countries in the development and adoption of measures for de-radicalization with regard to domestic penitentiary institutions. The main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and educational activities when considering the conceptual issues of countering extremism.

Key words: penitentiary systems, counteraction to extremism, programs for the de-radicalization ofprisoners.

For citation: Yavorskii M.A. Deradicalization of Prisoners in the Prisons of Nordic Countries // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2017. V. 7, № 3. P. 43 - 50.

Введение

В настоящее время мировое сообщество крайне озабочено ростом проявлений насильственного экстремизма и его крайней формы - терроризма. В связи с этим уделяется большое внимание вопросам противодействия распространению радикальных идеологий и их профилактике в пенитенциарной сфере [1, 2]. Несмотря на то, что сегодня в научной среде указанная проблематика получила широкое распространение [3, 4, 5, 6, 7], исследований, посвященных изучению процессов радикализации и дерадикализации тюремного населения в пенитенциарных учреждениях Скандинавских стран, явно недостаточно.

Европейские страны, в том числе государства одного из самых благополучных в сфере безопасности граждан историко-географических регионов мира - Скандинавии, в последние годы активно разрабатывают и внедряют пакеты мер по «дера-дикализации» заключенных - той части общества, которая наиболее подвержена влиянию экстремистских идей. Учитывая определенную общность истории развития и органическую связь между собой, единство государственно-правовых корней, системы права и законодательства Скандинавских стран, представляется целесообразным рассмотреть меры по дерадикализации тюремного населения, реализуемые в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии и Исландии. Кроме всего прочего, эти страны объединяют схожие характеристики пенитенциарных систем: устройство и ведомственная принадлежность тюрем, численность (за исключением Исландии) и состав заключенных, общие подходы к пенитенциарному воздействию на них и т.д.

Обзор пенитенциарной практики в Скандинавских странах

Швеция. Исполнение наказаний в виде лишения свободы в Швеции находится в компетенции Службы тюрем и пробации (Swedish Prison and Probation Service - SPPS) под управлением Мини-

стерства юстиции. Общее количество заключенных, содержащихся в 79 пенитенциарных учреждениях страны (включая лиц, содержащихся под стражей), по данным 2016 г.1 составляло 5245 чел.

Места лишения свободы в зависимости от уровня режима распределены на три класса тюремных заведений: первого, второго, и самые свободные -третьего класса. Это позволяет оградить обычных преступников от осужденных экстремистов. Кроме того, большинство заключенных содержатся в одиночных жилых камерах, что также снижает риск распространения экстремистской идеологии.

В местах лишения свободы Швеции выделяют два основных направления работы по выявлению лиц, склонных к радикализму. Первое связано с теми, кто изначально, еще до попадания в тюрьму, являлся носителем радикальных идей. Второе - работа с заключенными, которые находятся в зоне риска, могут попасть под влияние исламистов. Ключевым аспектом в деятельности по установлению потенциально опасных заключенных является сбор информации обо всех осужденных, вновь поступивших в тюремные учреждения (анализ уголовного прошлого, судебных приговоров, обмен информацией с другими правоохранительными органами и др.). Помимо установления степени радикализации заключенных широко используются специальные воспитательные программы. В основу программы дерадикализации положена так называемая «система динамической безопасности», заключающаяся в постоянном и непрерывном наблюдении персоналом тюрем за поведением «кли-ентов»-заключенных. Неотъемлемой составляющей такой работы является тщательный контроль за любыми контактами заключенных с внешним миром: письмами, телефонными переговорами, встречами с посетителями и т.д.

Персонал тюрем страны проходит обучение на предмет распознавания признаков возможной радикализации заключенных.

В августе 2015 г. правительство Швеции опубликовало отчет о мерах по противодействию проявлениям насильственного экстремизма и разработке превентивных инициатив и методов борьбы с ними [8]. Отчет содержит рекомендации, направленные на предотвращение экстремизма в учреждениях шведской Службы тюрем и пробации. В качестве основных методов работы в этой сфере следует выделить: активизацию разведывательной деятельности в тюрьмах страны; содержание заключенных относительно небольшими группами; сознательную стратегию размещения заключенных и сотрудников [9], которые ежедневно с ними работают.

Кроме того, в процесс дерадикализации в Швеции вовлечены общественные организации. Так, по инициативе неправительственного фонда по работе с молодежью Fryshuset действует Центр информации по деструктивным субкультурам (Centre for Information on Destructive Subcultures (CIDES)), целью которого является разработка и распространение эффективных подходов по борьбе с формированием деструктивных субкультур, включая экстремистские группы и преступные группировки. Центр активно сотрудничает с представителями Национального совета здравоохранения, полицией, учебными заведениями Швеции и пенитенциарными учреждениями [10].

Дания. Департамент тюрем и пробации Королевства (Department of Prison and Probation in Denmark) находится под юрисдикцией Министерства юстиции. В подчинении Департамента находится 57 исправительных учреждений, общее количество заключенных в которых, по данным 2016 г., составляло чуть более 3400 чел.

В январе 2009 г. правительством Дании был принят план «Общее и безопасное будущее. План действий по предотвращению экстремистских взглядов и радикализации молодежи» (A common and safe future. Action plan to prevent extremist views and radicalization among young people) [11]. План имеет две основные цели: своевременное выявление конкретных угроз, связанных с экстремизмом; поддержание и дальнейшее развитие демократического общества. В Плане обозначены семь основных направлений, среди которых есть проведение дерадикализационных мероприятий в пенитенциарных учреждениях. Ключевые положения Плана отражают компромисс между потребностями тюремных учреждений в безопасности, контроле над заключенными и пониманием необходимости в ресоциализации тюремного населения, сочетают принципы привлечения большего количества тю-

ремных имамов с «усиленным надзором за религиозными услугами в тюрьмах» [12].

В мае 2011 г. пенитенциарное ведомство запустило проект по дерадикализации в тюрьмах. Программа под условным названием «Обратная дорога» (Deradicalisation - Back in track) направлена на дерадикализацию заключенных, которые приняли ультраправые, крайне левые или религиозно мотивированные экстремистские идеологии [13]. В рамках проекта в 2012 г. Министерство по социальным вопросам и интеграции Дании осуществляет сотрудничество с пенитенциарной службой в разработке и тестировании «института наставничества». Схема наставничества специально ориентирована на заключенных и лиц, содержащихся под стражей, которые обвиняются или уже осуждены за преступления на почве ненависти, мотивированные этнической принадлежностью, политическим убеждением и т.д. [14].

Кроме того, в сотрудничестве с Датской службой безопасности и разведки (Politiets Efterretningstjeneste) проводится специализированное обучение персонала тюрем [15]. В 2013 г. спецслужба выпустила руководство для сотрудников тюрем с рекомендациями по выявлению экстремистов среди заключенных.

В 2015 г. Копенгагенская целевая группа по антирадикализации (Copenhagen Anti-Radicalization Task Force) представила план действий, в котором подчеркивается важность более тесного диалога с религиозными общинами, предлагается укрепить «демократическое образование» молодежи. Планом также предусмотрено развитие сотрудничества в борьбе с экстремизмом с полицейскими подразделениями и тюрьмами [16].

Норвегия. В Королевстве Норвегия государственным органом, ответственным за исполнение наказаний, в том числе связанных с лишением свободы, является Норвежская исправительная служба (Norwegian Correctional Service), управляемая Министерством юстиции и общественной безопасности Норвегии. В 2016 г. общее количество заключенных в норвежских тюрьмах составляло примерно 3900 чел.

В тюрьмах Королевства общими мерами по предотвращению радикализации являются:

обеспечение доступа религиозных организаций к заключенным в строгом соответствии с норвежскими законами, положениями и руководящими указаниями пенитенциарного ведомства в сочетании с уважением и соблюдением прав и свобод заключенных;

'Здесь и далее статистика по странам представлена по данным «World Prison Brief (WPB)» онлайн-базы данных, обеспечивающей свободный доступ к информации о тюремных системах по всему миру. URL: http://www. prisonstudies.org/country (дата обращения: 21.02.2017).

обмен оперативно значимой информацией между норвежской исправительной службой, полицией, органами прокуратуры и спецслужбами;

применение гибкой (прогрессивной) системы распределения заключенных, ис-ходя из степени их персонального риска.

Кроме того, Норвежской исправительной службой разработана информационно-методическая система, объединяющая в себе учебно-методиче-скиие материалы, информацию и накопленные знания о насильственном экстремизме в целом, в том числе о процессах радикализации заключенных. Система, например, позволяет вовремя выявлять нежелательные связи между отдельными лицами и группами заключенных в тюрьмах.

8 декабря 2011 г. правительством Норвегии был утвержден программный документ - План действий по предотвращению радикализации и насильственного экстремизма (Action Plan Against Radicalisation and Violent Extremism), предусматривающий директивы для норвежских исправительных учреждений [17].

Несмотря на явные различия в организации просветительской работы религиозных объединений в датских и норвежских пенитенциарных учреждениях, число священнослужителей (евангелических лютеранских капелланов и имамов), работающих в тюрьмах, значительно выросло за последние десятилетия. И в Дании, и в Норвегии, где сегодня остро осознают проблему радикализации ислама, программы реабилитации заключенных основаны на широком использовании потенциала института тюремного пастырского служения (капелланства). Так, тюремные капелланы считаются неотъемлемой частью Норвежской церкви (рукоположены ею). Однако деятельность священнослужителей всех конфессий в тюрьмах Норвегии, в отличие от пенитенциарных учреждений Дании, реализуется без официальной государственной поддержки и финансирования, то есть на добровольной основе.

Финляндия. Пенитенциарная система страны представлена Агентством уголовных санкций (Criminal Sanctions Agency), которое находится в подчинении Министерства юстиции и включает в себя 26 исправительных учреждений. Численность тюремного населения (включая задержанных и арестованных), по данным 2016 г., составляла 3102 чел.

Финские пенитенциарные учреждения встревожены растущим числом сторонников радикального ислама среди осужденных страны. В последние годы количество радикально настроенных исламистов среди заключенных, отбывающих наказание в финских тюрьмах, значительно увеличилось [18]. В нескольких учреждениях закрытого типа были

выявлены сторонники радикальных течений, придерживающиеся крайне правых и левых взглядов. Кроме того, увеличение в течение последних лет числа иностранных заключенных в исправительных учреждениях Финляндии способствовало росту религиозно мотивированного насилия в тюремной среде.

В связи с этим тюремной службой Финляндии инициируются соответствующие исследования, направленные на совершенствование мер по профилактике радикализации заключенных. Активизированы контакты с религиозными организациями в вопросах религиозной практики в тюрьмах, проводится активная разъяснительная работа среди верующих заключенных. Тюремные власти страны, учитывая рост численности заключенных, исповедующих ислам, наладили сотрудничество с местными имамами.

В августе 2016 года в финской тюрьме города Вантаа (фин. Vantaa), где содержится около 250 заключенных, был запущен пилотный проект Агентства Южной Финляндии по уголовным наказаниям по выявлению насильственного экстремизма и радикализации (Etelä-Suomen rikosseuraamusalueen projekti väkivaltaisen ekstremismin ja radikalisoitumisen tunnistamiseksi) [19]. Проект предполагает тесное сотрудничество правоохранительных ведомств (таможенных органов, полиции, пограничной и иммиграционной служб) в целях выявления среди заключенных лиц, подвергающихся риску радикализации, а также принятия мер по изоляции радикалов. Большое внимание уделяется изучению внешних контактов заключенных. Предполагается, что и после освобождения за бывшими осужденными будет продолжено наблюдение [20]. Также в финских тюрьмах внедряются обучающие программы для заключенных, рассчитанные на помощь с их адаптацией в обществе после окончания срока лишения свободы.

Исландия. Тюремная система страны находится в ведении Администрации тюрем и проба-ции (Prison and Probation Administration - PPA), представлена 5 исправительными учреждениями, которые осуществляют свою деятельность под контролем Министерства юстиции. По данным официальной статистики, в 2016 г. в тюрьмах страны содержалось менее 130 чел. (включая задержанных и арестованных). По официальным данным, правоохранительные органы не сталкивались с проблемой распространения радикальных идей в тюрьмах. Пенитенциарный опыт Исландии представляет определенный интерес лишь в части организации трудоустройства, образования и досуга заключенных, а также процесса исполнения

уголовных наказаний в отношении «сложных» и психически больных заключенных, доля которых в структуре тюремного населения страны существенно возросла в последние годы.

Обсуждение и заключения

Принимаемые меры по дерадикализации тюремного населения в странах Скандинавии преследуют две основные цели: сокращение числа активных членов радикальных групп среди осужденных и помощь в отказе от радикальной идеологии.

Эффективная организация трудовой занятости и профессиональной подготовки заключенных значительным образом способствует снижению риска радикализации пенитенциарных учреждений Скандинавских стран. Труд используется и как средство исправления осужденных, исповедующих радикальные взгляды. Уровень занятости заключенных в этих странах является одним из самых высоких в мире (в Швеции - 84,2 %, Дании - 96,8 %, Норвегии - 89,8 %, Финляндии - 97,5 %, Исландии - 87,9 %).

На высоком уровне организована консультативная, психиатрическая, социально-психологическая и реабилитационная помощь заключенным.

В настоящее время Скандинавские страны обладают определенным потенциалом в поддержке программ дерадикализации членов ультраправых экстремистских групп, реализуют проекты под общим названием Exit Projects, ориентированные на оказание помощи желающим вернуться к нормальной жизни в создании новых социальных связей. К работе с радикалами привлечены все государственные органы и социальные службы, психологи.

В связи с тем, что в странах Скандинавии, как и в целом в Европе, в последние годы наблюдается значительное увеличение количества заключенных-мусульман [21, 22], важная

роль в процессе дерадикализации отводится религиозным организациям.

Швеция, Финляндия, Норвегия и Дания состоят в созданной в 2008 г. при содействии Института стратегического диалога (Institute for Strategic Dialogue) межгосударственной сети по планированию политики противодействия радикализации и поляризации (Policy Planners' Network on Countering Radicalisation and Polarisation - PPN), членами которой также являются Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Испания и Канада. Сеть призвана содействовать сотрудничеству в целях обмена знаниями и опытом в области предупреждения насильственного экстремизма, в том числе и в пенитенциарных учреждениях государств-участников [23].

В 2015 г. правительства Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии образовали аналогичную сеть «северных стран», которая также призвана содействовать преду-преждению радикализации.

Анализ дерадикализационных стратегий стран Скандинавии показывает, что, принимаемые правительствами меры не имеют комплексного характера. Программы дерадикализации этих стран, по нашему мнению, можно условно отнести (по классификации И.В. Пащенко) к «целевым» и (или) «прагматическим», т.е. направленным на работу с некоторыми группами заключенных или отдельными лицами и призванным изменить их взгляды и поведение [24]. Это позволяет констатировать, что комплексные общегосударственные, национальные программы дерадикализации в Скандинавских странах отсутствуют, что вовсе не исключает возможности использования их положительного опыта в разработке и принятии дерадикализационных мер применительно к отечественной уголовно-исполнительной системе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Dean Ch. Addressing Violent Extremism in Prisons and Probation: Principles for Effective Programs and Interventions // Policy Brief. Global Center on Cooperative Security, 2016. September.

2. Preventing the radicalisation of children by fighting the root causes // Council of Europe: Parliamentary Assembly. 2016. April 1. Doc. 14010. URL: http://www.refworld.org/docid/ 58373dae4.html (дата обращения: 21.02.2017).

3. Handbook on the Management of Violent Extremist Prisoners and the Prevention of Radicalization to Violence in Prisons. 2016. October 23. URL: http://www.unodc.org/pdf/criminal_justice/Handbook _on _VEPs. pdf (дата обращения: 21.02.2017).

4. Neumann P.R. Prisons and terrorism radicalisation and de-radicalisation in 15 countries. London, England: ICSR, King's College London; Noricks, D. M. E, 2010.

5. Hannah G., Clutterbuck L., Rubin J. Radicalization or Rehabilitation: Understanding the challenge of extremist and radicalized prisoners. Santa Monica, CA: RAND, 2008.

6. Brandon J. Unlocking Al-Qaeda: Islamist Extremism in British Prisons. London: Quilliam Foundation, 2009.

7. Сысоев A.M. Подходы к пенитенциарной дерадикализации осужденных за проявления религиозного экстремизма в странах Ближнего Востока и Азии // Преступление. Наказание. Исправление. Вологда: Изд-во Волог. ин-та права и экон. ФСИН России, 2014. № 1 (25). С. 83 - 86.

8. Actions to Make Society More Resilient to Violent Extremism // Government Communication 2014/15:144. URL: http://actions-to-make-society-more-resilient-to-violent-extremism-2014-15-144.pdf (дата обращения: 01.03.2017).

9. The criminal justice response to radicalization // High-level ministerial conference. Executive summary. Brussels, 2015. October 19. URL: http://ec.europa.eu/justice/events/response-radicalisation-2015/files/ radicalisation_conference_ report.pdf (дата обращения: 01.03.2017).

10. Organisation for Security and Co-operation in Europe - OSCE (2014). Preventing Terrorism and Countering Violent Extremism and Radicalization that Lead to Terrorism: A Community-Policing Approach. Vienna: OSCE. URL: http://www.osce.org/atu/111438?download=true (дата обращения: 01.03.2017).

11. A common and safe future: proposal for an action plan to prevent extremist views and radicalization among young people. Lambert, R., & LastGithens-Mazer, J., 2010.

12. Furseth I, van der Aa Kühle Lene Maria. Prison Chaplaincy from a Scandinavian Perspective //Archives de sciences sociales des religions. 2011. En ligne 153. Janvier-mars, mis en ligne le 15 juin 2011. URL: http://assr. revues.org/22784; DOI: 10.4000/assr.22784 (дата обращения: 03.03.2017).

13. Back on track, preventing radicalization among prison immates. URL: http://www.cep-probation.org/back-on-track (дата обращения: 03.03.2017).

14. Ministry of Refugee, Immigration and Integration Affairs of Denmark: The challenge of extremism // Examples of deradicalisation and disengagement programmes in the EU. Copenhague, 2010. October. URL: www.youthpolicy.org/library/. wp-content/uploads/library/2010_Challenge_Extremisme_Deradicalisation_EU_ Eng. pdf. (дата обращения: 03.03.2017).

15. Brett Julian. Recent Danish Counter-radicalization Initiatives: A Case Study on the Danish Security and Intelligence Service's Dialogue Forum // Policy Brief. 2012. April. URL: http://www.globalcenter.org/wp-content/uploads/2012/06/brett_policybrief_121. pdf (дата обращения: 07.03.2017).

16. Denmark: Extremism & Counter-Extremism // Counter Extremist Project. URL: https://www. counterextremism.com/sites/default/files/country_pdf/DK-04222016.pdf (дата обращения: 11.03.2017).

17. Action plan against Radicalisation and Violent Extremism // Institute for Strategic Dialogue. URL: https:// www.counterextremism.org/resources/details/id/679.

18. Finland: Dozens of hardcore Muslim prisoners preaching jihad in Finnish prisons // Tundra Tabloids.com. URL:http://tundratabloids.com/2017/01/finland-dozens-of-hardcore-muslim-prisoners-preaching-jihad-in-finnish-prisons (дата обращения: 11.04.2017).

19. Suomen vankiloissa kymmeniä ääriajattelua kannattavia islamisteja: osa juhli Euroopan terrori-iskuja // Yle. fi. URL: http://yle.fi/uutiset/3-9420829 (дата обращения: 23.03.2017).

20. Riseof Radical Islamism Puzzles Prison Authorities in Finland // Edit Sputnik, 2017. Jan 27. URL: https:// sputniknews.com/europe/201701271050074729-finland-radical-islam-prison (дата обращения: 01.04.2017).

21. Rankin G., Cowen, K. Muslims in Europe: Integration and Counter-Extremism Efforts. 2012.

22. Bezunartea P., Lopez Jose M., Tedesco L. Muslims in Spain and Islamic Religious Radicalism // MICROCON Policy Working Pape, 2009. May 8.

23. The Policy Planners Network on Countering Radicalisation and Polarisation (PPN) // Institute for Strategic Dialogue. URL: https: // www.counterextremism.org/about-us/ppn (дата обращения: 28.03.2017).

24. Пащенко И.В.Современные практики дерадикализации осужденных за проявление религиозного экстремизма: мировой опыт // Отечественная юриспруденция. 2016. № 12 (14). С. 26 - 33.

REFERENCES

1. Dean Ch. Addressing Violent Extremism in Prisons and Probation: Principles for Effective Programs and Interventions, Policy Brief, Global Center on Cooperative Security, 2016. September.

2. Preventing the radicalization of children by fighting the root causes, Council of Europe: Parliamentary Assembly. 2016, April 1, Doc. 14010, URL: http://www.refworld.org/docid/ 58373dae4.html (accessed 21.02.2017).

3. Handbook on the Management of Violent Extremist Prisoners and the Prevention of Radicalization to Violence in Prisons, 2016, October 23, URL: http://www.unodc.org/pdf/criminal_justice/Handbook _on _VEPs. pdf (accessed: 21.02.2017).

4. Neumann P.R. Prisons and terrorism radicalisation and de-radicalisation in 15 countries, London, England: ICSR, King's College London; Noricks, D. M. E, 2010.

5. Hannah G., Clutterbuck L., Rubin J. Radicalization or Rehabilitation: Understanding the challenge of extremist

and radicalized prisoners, Santa Monica, CA: RAND, 2008.

6. Brandon J. Unlocking Al-Qaeda: Islamist Extremism in British Prisons. London: Quilliam Foundation, 2009.

7. Sysoev A.M. Podhody k penitenciarnoj deradikalizacii osuzhdennyh za proyavleniya religioznogo ehkstremizma v stranah Blizhnego Vostoka i Azii (Some approaches to the penitentiary de-radicalization of prisoners of extremism in the countries of the Near East and Asia), Prestuplenie. Nakazanie. Ispravlenie, Vologda: Izd-vo Volog. in-ta prava i ehkon. FSIN Rossii, 2014, No. 1 (25), pp. 83 - 86. (In Russian).

8. Actions to Make Society More Resilient to Violent Extremism, Government Communication 2014/15:144, URL: http://actions-to-make-society-more-resilient-to-violent-extremism-2014-15-144. pdf (accessed 01.03.2017).

9. The criminal justice response to radicalization, High-level ministerial conference. Executive summary, Brussels, 2015, October 19, URL: http://ec.europa.eu/justice/events/response-radicalisation-2015/files/radicalisation_ conference_ report.pdf (accessed 01.03.2017).

10. Organisation for Security and Co-operation in Europe - OSCE (2014). Preventing Terrorism and Countering Violent Extremism and Radicalization that Lead to Terrorism: A Community-Policing Approach, Vienna: OSCE, URL: http://www.osce.org/atu/111438?download=true (дата обращения: 01.03.2017).

11. A common and safe future: proposal for an action plan to prevent extremist views and radicalization among young people, Lambert, R., & LastGithens-Mazer, J., 2010.

12. Furseth I, van der Aa Kühle Lene Maria. Prison Chaplaincy from a Scandinavian Perspective, Archives de sciences sociales des religion, 2011, En ligne 153, Janvier-mars, mis en ligne le 15 juin 2011, URL: http://assr. revues.org/22784; DOI: 10.4000/assr.22784 (accessed 03.03.2017).

13. Back on track, preventing radicalization among prison immates, URL: http://www.cep-probation.org/back-on-track (дата обращения: 03.03.2017).

14. Ministry of Refugee, Immigration and Integration Affairs of Denmark: The challenge of extremism, Examples of deradicalisation and disengagement programmes in the EU, Copenhague, 2010, October, URL: www. youthpolicy.org/library/. wp-content/uploads/library/2010_Challenge_Extremisme_Deradicalisation_EU_Eng. pdf. (accessed 03.03.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Brett Julian. Recent Danish Counter-radicalization Initiatives: A Case Study on the Danish Security and Intelligence Service's Dialogue Forum, Policy Brief, 2012, April, URL: http://www.globalcenter.org/wp-content/ uploads/2012/06/brett_policybrief_121. pdf (accessed 07.03.2017).

16. Denmark: Extremism & Counter-Extremism, Counter Extremist Project, URL: https://www. counterextremism. com/sites/default/files/country_pdf/DK-04222016.pdf (accessed 11.03.2017).

17. Action plan against Radicalisation and Violent Extremism, Institute for Strategic Dialogue, URL: https:// www.counterextremism.org/resources/details/id/679.

18. Finland: Dozens of hardcore Muslim prisoners preaching jihad in Finnish prisons, Tundra Tabloids.com, URL:http://tundratabloids.com/2017/01/finland-dozens-of-hardcore-muslim-prisoners-preaching-jihad-in-finnish-prisons (accessed 11.04.2017).

19. Suomen vankiloissa kymmeniä ääriajattelua kannattavia islamisteja: osa juhli Euroopan terrori-iskuja // Yle. fi. URL: http://yle.fi/uutiset/3-9420829 (accessed: 23.03.2017).

20. Rise of Radical Islamism Puzzles Prison Authorities in Finland, Edit Sputnik, 2017, Jan 27, URL: https:// sputniknews.com/europe/201701271050074729-finland-radical-islam-prison (accessed 01.04.2017).

21. Rankin G., Cowen, K. Muslims in Europe: Integration and Counter-Extremism Efforts, 2012.

22. Bezunartea P., Lopez Jose M., Tedesco L. Muslims in Spain and Islamic Religious Radicalism, MICROCON Policy Working Pape, 2009. May 8.

23. The Policy Planners Network on Countering Radicalisation and Polarisation (PPN), Institute for Strategic Dialogue, URL: https: // www.counterextremism.org/about-us/ppn (accessed 28.03.2017).

24. Pashchenko I.V. Sovremennye praktiki deradikalizacii osuzhdennyh za proyavlenie religioznogo ehkstremizma: mirovoj opyt (The modern practices of the deradicalization of prisoners of extremism: world experience), Otechestvennaya yurisprudenciya, 2016, No. 12 (14), pp. 26 - 33. (In Russian).

Об авторе: Яворский Максим Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры

организации борьбы с экономическими преступлениями Самарского государственного экономического

университета.

e-mail: yavorm@mail.ru

©Яворский, М.А., 2017

About the author: PhD of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Organization of Combating Economic Crimes of Samara State University of Economics. e-mail: yavorm@mail.ru

Статья получена: 18.09.2017. Статья принята к публикации: 19.09.2017. Статья опубликована онлайн:20.09.2017.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author have read and approved the final manuscript.

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

По итогам VI Дальневосточного регионального конкурса изданий высших учебных заведений «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КНИГА - 2017», проходившего в Дальневосточном федеральном университете (г. Владивосток),

грамоты в номинации «Лучшее издание по юридическим наукам» удостоено учебное пособие «Информационные технологии в юридической деятельности» (Шевко Н.Р., Казанцев С.Я., Згадзай О.Э.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.