Научная статья на тему '«Дедушка русской индустриализации»'

«Дедушка русской индустриализации» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1241
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Дедушка русской индустриализации»»

ОЦчКл Юм*1м

Сергей Юльевич Витте (1849- 1915) -один из самых выдающихся государственных деятелей России. Вклад реформатора в блестящий подъем экономики Российской империи в конце XIX века бесспорен и содержит немало поучительных уроков для решения задач новой индустриализации России в начале XXI века. В его судьбе переплелось все, что составляло славу и драму великой державы, вступившей в начале прошлого столетия в революцию и пережившей тяжелейшую катастрофу распада.

Блестящая наука и система образования, экономический подъем и бесспорное влияние на мировой арене, рождение бизнес-элиты с ее предпринимательским азартом, служением делу и корыстью, непреодоленные социальные противоречия и раскол в обществе, монархизм и увлеченность новомодными политическими теориями, карьеризм и профессиональное служение делу, долг и зависть, перипетии межконфессиональных отношений в личной жизни - это и многое другое отразилось в биографии С.Ю. Витте. Он родился в Тифлисе в семье небогатого чиновника, предки которого были выходцами из Голландии; по матери его родословная связана с семьей князей Долгоруких. Окончив в 1870 г. физико-

«Дедушка русской индустриализации»

Аманжолова Д.А.

математический факультет Новороссийского университета в Одессе, Витте быстро отказался от мечты о научной деятельности, которую семья считала недостойной дворянского звания, и встал на чиновничью стезю в канцелярии одесского губернатора.

Через два года он вырос до столоначальника, но в обычной поначалу карьере бюрократа вскоре произошел знаковый поворот. Быстрый рост капитализма в стране, привлекавший захватывающими перспективами, породил качественно новую плеяду не только предпринимателей, но и организаторов экономики. По совету министра путей сообщения графа А.П. Бобринского, знавшего его отца, он занялся коммерческой областью в бурно развивавшемся строительстве железных дорог - их эксплуатацией. Сюда вовлекались большие средства, и если в 1881 г. в России было около 23 тыс. км железных дорог, то в 1904 - уже около 60 тыс. км. С 1891 г. началось сооружение великого сибирского пути от Челябинска до Владивостока.

В Управлении Одесской железной дороги он стремился досконально изучить все нюансы работы: станционных касс, помощника и начальника станции, контролера и ревизора движения, конторщика грузовой службы и

помощника машиниста. Через полгода Витте вырос до начальника конторы движения дороги, которая стала собственностью частного общества. Попав в конце 1875 г. под следствие из-за крушения поезда, он сумел отличиться при организации военных перевозок, чем привлек внимание великого князя Николая Николаевича и получил наказание в виде гауптвахты на 2 недели вместо 4 месяцев тюремного заключения. Уже в 1877 г. Витте стал начальником движения дороги, а после окончания в 1878 г. русско-турецкой войны - начальником эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог и переехал в столицу. Тут его подключили к работе в комиссии по исследованию железнодорожного дела. В Петербурге будущему министру и главе правительства удалось быстро проявить свои аналитические способности, накопленный административный опыт, деловую хватку и экономическую культуру, а также познакомиться со многими крупными предпринимателями и чиновниками.

В 1883 г. С.Ю. Витте опубликовал один из наиболее известных трудов - «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», создавший ему авторитет ведущего специалиста в тарифной политике, а в 1886 г. стал главным управляющим Сообщества Юго-Западных дорог в Киеве, получая жалование в 50 тыс. руб. - больше министра. Здесь благодаря грамотному менеджменту он добился роста доходов предприятия в несколько раз. Вскоре Витте познакомился лично с императором Александром III.

В марте 1889 года Сергей Юльевич сделал новый шаг в карьере экономиста-управленца, став руководителем департамента железнодорожных дел, созданного при министерстве финансов (этому помог случай - его предупреждение в присутствии императора о возможной катастрофе сбылось в 1888 г., когда царский поезд потерпел крушение из-за нарушения правил движения). И здесь ярко проявились его профессионализм, опыт и организаторские способности - он привлекал

лучших специалистов, добился образцовой для всех других подобных структур империи работы своего учреждения. Став действительным статским советником, Витте оказался также одним из ближайших сотрудников министра финансов И.А. Вышнеградского, а в 1892 г. сменил его на этом посту. Решающую роль в столь быстрой и блестящей карьере сыграло расположение Александра III к прямодушному, мало подобострастному, но преданному идеалам монархии патриоту. В 1899 г. он получил чин действительного тайного советника.

Получив большие полномочия, Витте сумел обратить этот ресурс на пользу Отечеству, нуждавшемуся в быстрой индустриализации так же остро, как нуждается в ней современная Россия. В 1899- 1900 гг. он представил два всеподданнейших доклада, весь пафос которых был нацелен на убеждение монарха в необходимости последовательно создавать собственную национальную промышленность. Чтобы примерно за 10 лет догнать более развитые страны, он считал необходимым обеспечить рост рентабельности народного хозяйства, накопление ресурсов, в т. ч. через усиление налогов и активное привлечение иностранного капитала в виде займов и инвестиций, укрепить таможенную защиту промышленности от конкуренции извне и поощрять русский экспорт. Витте справедливо видел в железнодорожном строительстве действенный стимул к развитию всей экономики, поддерживая сооружение транссибирской магистрали и затем - знаменитой КВЖД, что впоследствии, правда, обернулось политическими проблемами в конкурентной борьбе великих держав. Политика протекционизма, проводившаяся им до 1899 г., винная монополия, выгодные торговые соглашения с европейскими странами и прочие меры повысили доходы государственной казны. В 1898 г. Витте провел также реформу торгово-промышленного налогообложения.

Государству, которое в нашей стране всегда призвано выступать консолидирую-

щей силой, основой экономической мощи и безопасности страны, отводилась в его программе главная роль инициатора, регулятора, координатора и контролера. Именно это позволило добиться стабилизации рубля, а в 1897 г. провести денежную реформу - благодаря золотому стандарту рубля вплоть до Первой мировой войны Россия имела твердую национальную валюту и устойчивый приток иностранных капиталов. В 1899 г. количество золота в обороте составило 451,40 млн руб. В целом за четыре года количество золота в обороте увеличилось почти в 18 раз. Количество же бумажной наличности уменьшилось в 2,175 раз. Однако современники в целом негативно оценивали отказ от биметаллического обращения. Долг государства вырос на 1,5 млн пудов серебра. Уменьшение бумажной наличности привело к дефициту денежной массы в обращении. В 1899 г. количество денежных знаков на одного жителя России составляло 10 руб. (25 франков), в Австрии - 50 франков, в Германии - 112, в США - 115, в Англии - 136, во Франции - 218. В 1857 г., когда в России еще не произошел переход от натурального к денежному хозяйству, соотношение составляло 25 руб. (62,5 франка) [2].

Между тем за 1890-е гг. промышленное производство России фактически увеличилось вдвое. К 1900 г. Россия вышла на 1-е место в мире по добыче нефти. 40% действовавших тогда предприятий вступило в строй именно в годы активной деятельности Витте. Если в 1887 г. в стране было 1318 тыс. фабрично-заводских рабочих, то в 1900 г. их стало свыше 2 млн. Россия заняла 5-е место в мировом промышленном производстве наравне с Францией, хотя по абсолютным показателям и потреблению на душу населения отставание было еще значительным. Внешняя торговля также приобрела новое качество: в 1881 г. вывоз составлял 506 млн руб., а ввоз - 518 млн; в 1903 г. вывоз достиг 1.0001 млн руб., а ввоз - 682 млн. В то же время чрезмерное вмешательство власти в дела

бизнеса подчас тормозило рост деловой инициативы «снизу» [1, с. 19-20].

Для организации торгового судоходства по Северному Морскому пути при его поддержке был построен ледокол «Ермак». Именно Витте пригласил Д.И. Менделеева заведовать Палатой мер и весов, и за короткий срок великий ученый навел в ведомстве должный порядок.

Одной из заслуг С.Ю. Витте в экономическом развитии России было и содействие подготовке кадров для промышленности и торговли, что в современных условиях также представляется весьма поучительным. К 1900 г. в стране были открыты и получили необходимую учебную базу 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, 35 училищ торгового мореплавания; учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений.

Не менее актуальны уроки социального партнерства, организатором которого выступил министр финансов: при его активном участии была создана фабричная инспекция, приняты законы об ограничении рабочего времени на предприятиях, о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате травмы на производстве, о введении института фабричных старост. Несмотря на меньшую успешность в руководстве аграрным сектором, и здесь Витте добился определенной модернизации: содействовал росту ссуд землевладельцам и сельским хозяевам, предлагал Николаю II «завершить освобождение крестьян», сделав их на деле равноправными с другими сословиями. Но борьба за разработку нового курса в рамках возглавляемого им Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности окончилась поражением - Витте в 1903 г. оставил пост министра, а его «Записка по крестьянскому делу» 1904 г. отразила всю сложность и противоречивость взглядов автора на ключевую для судьбы большинства населения и всей России отрасль, а также и всей аграрной политики власти в начале прошлого столетия.

Властолюбивый, честолюбивый и довольно часто беспринципный С.Ю. Витте, как подметил К.П. Победоносоцев, был «весь составлен из кусочков» [1, с. 28]. Он оказался в сложных отношениях со многими влиятельными представителями высшей знати и не пользовался расположением со стороны Николая II, как это было при отце последнего российского императора, болезненно переживая опалу в качестве маловлиятельного председателя Комитета министров.

Но в условиях провальной русско-японской войны и революции именно активная, хотя и далеко не всегда безупречная позиция Витте обеспечила ему новый взлет.

Не имея дипломатической подготовки, но обладая огромным опытом и влиянием во внешнеполитической сфере, он оказался наилучшим переговорщиком во главе русской делегации в Портсмуте и смог увязать проблемы заключения мира с Японией с перспективами внешней политики России в целом. Витте считал долговременный мир залогом восстановления мощи страны. Можно сказать, что он стал блестящим пиар-менеджером, еще до начала переговоров склонив международное общественное мнение в пользу своей страны, заключил 23 августа 1905 г. мир на сравнительно благоприятных для России условиях. Это дало правительству возможность сосредоточиться на внутренних проблемах в весьма сложный для империи период, а самому Витте - графское достоинство. Правда, за уступку Японии южной части Сахалина политизированное революционными событиями общество наградило его прозвищем «граф Полусахалинский».

Но Витте не отказался от борьбы за карьеру, и его усилия были вознаграждены: после предложения царю своей программы преобразований для спасения страны 17 октября 1905 г. Николай II подписал составленный под руководством С.Ю. Витте знаменитый манифест и назначил его главой правительства. Пробыл на этом посту он лишь полгода и несмотря на все попытки лавировать и за-

игрывать с общественностью, пытаясь переустроить крестьянское землевладение, был вынужден уйти в отставку. Все это было сделано после успешного завершения им сложных переговоров о заключении очень нужного стране крупного заграничного займа в 8,4 млрд руб. В разные годы Витте публикует труды, содержавшие основные идеи экономического и социально-политического переустройства монархии: «Самодержавие и земство» (СПб., 1908), «Вынужденные разъяснения по поводу отчета ген.-ад. Куропаткина о войне с Японией» (М., 1911), «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900- 1902 гг.» (СПб., 1912), «По поводу национализма. Национальная экономия и Фридрих Лист» (СПб., 1912) и др.

Как член Государственного совета и Комитета финансов Сергей Юльевич продолжал попытки укрепить свои позиции и вернуться к активной политической деятельности. Но все ограничилось высшим орденом Святого Александра Невского с бриллиантами и крупным денежным вознаграждением. «Устраненный в 1906 г. от активной государственной деятельности, он до самой смерти вел напряженную политическую борьбу за власть, за непогрешимость собственной репутации и дискредитацию своих противников» [3, с. 307].

Враждебное и ревнивое отношение к П.А. Столыпину (стоит заметить, что Витте по сути разработал программу реформ, воплощенную Столыпиным), доходившее до демонстративного пренебрежения правилами этикета; «информационные вбросы» и «утечки» в печать о заслугах первого премьера и особо секретных материалах в его распоряжении; несправедливые нападки на бывшего сослуживца В.Н. Коковцева - председателя Совета министров и министра финансов в 1914 г., вынужденного в итоге подать в отставку; попытки приобрести расположение получившего влияние на царскую семью Г Распутина -все это не помогло...

Памятник «Создателям российских железных дорог», г. Москва. Автор С. Щербаков. 2013 г.

В феврале 1915 г. Витте простудился, воспаление уха перешло на мозг, и он скончался. Похоронен С.Ю. Витте в Александро-Невской лавре. Кабинет реформатора после его смерти был сразу опечатан, бумаги изъяты в Министерство внутренних дел, но рукописи мемуаров, начатых в 1907 г. на вилле в Биаррице, весьма интересовавшие императора, обнаружены не были. Рукопись хранилась в одном из парижских банков на имя его жены и незадолго до его смерти была пе-

Литература

1. Корелин А.П. Сергей Юльевич Витте // Россия на рубеже веков: исторические портреты. М.: Политиздат, 1991. С. 8-48.

2. См.: Нечволодов А. От разорения к достатку. СПб., 1907. С. 17-18. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 2.05.2014).

реправлена на имя другого лица, затем попала в книгоиздательство «Слово». Член правления «Слова» и редактор эмигрантской газеты «Руль» И.В. Гессен первым начал в ней публикацию отрывков; а в 1921 г. издательство «Слово» выпустило первый том «Воспоминаний», и появилось однотомное издание мемуаров на английском языке. В 1923 г. русский текст «Воспоминаний» с предисловием академика М.Н. Покровского и вступительным замечанием И.В. Гессена опубликован в РСФСР (точная перепечатка текста берлинского издания), причем издание было выполнено как научное и снабжено подробным алфавитным указателем [3].

Среди наград С.Ю. Витте — ордена Св. Владимира и Св. Анны, французский орден Почетного легиона, прусские — Черного орла и Прусской короны. Он являлся почетным гражданином Екатеринбурга, Алексан-дровска, Череповца, Тихвина и Саранска, при жизни его именем были названы коммерческие училища в Александровске и Николаеве, улица в Одессе. Имя реформатора носят аллея в Москве и сквер в Одессе, в 2011 г. Московский институт экономики, менеджмента и права стал Московским университетом имени С.Ю. Витте. В Нижнем Новгороде в здании железнодорожного вокзала установлен его бюст, а 1 августа 2013 г. у Царской башни Казанского вокзала в Москве открыт памятник «Создателям российских железных дорог» со статуей графа Витте в числе других знаменитых персонажей железнодорожной отрасли России XIX века, автор — народный художник России Салават Щербаков.

3. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Опыт критики мемуаров С.Ю. Витте (в связи с его публицистической деятельностью в 1907-1915 гг.) // Вопросы историографии и источниковедения истории СССР. М.;

Л.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 298-374.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.