Научная статья на тему 'Davis R. Typing Politics: the Role of Blogs in American Politics. Oxford; new York: oxford University Press, 2009. 241 p. (Дэвис Р. Печатая политику: роль блогов в американской политике. Оксфорд: Нью-Йорк: Изд-во Оксфордского ун-та, 2009. 241 с. )'

Davis R. Typing Politics: the Role of Blogs in American Politics. Oxford; new York: oxford University Press, 2009. 241 p. (Дэвис Р. Печатая политику: роль блогов в американской политике. Оксфорд: Нью-Йорк: Изд-во Оксфордского ун-та, 2009. 241 с. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Быков Илья Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Davis R. Typing Politics: the Role of Blogs in American Politics. Oxford; new York: oxford University Press, 2009. 241 p. (Дэвис Р. Печатая политику: роль блогов в американской политике. Оксфорд: Нью-Йорк: Изд-во Оксфордского ун-та, 2009. 241 с. )»

ком США, Варшава поддержала интервенцию в Ирак в 2003 г. и планы Вашингтона по размещению элементов ПРО в Европе вообще и на своей территории в частности. Авторы книги подчеркивают, что и Москва, и Варшава платят очень высокую цену за неудовлетворительное состояние двусторонних отношений. Это особенно хорошо видно по издержкам в энергетической сфере.

Таким образом, представленные польскими исследователями в книге достижения и промахи российской дипломатии за весь период президентства В.Путина выглядят сбалансированно. Тем не менее, пристальное внимание следует обратить именно на указанные авторами поражения во внешней политике России. Можно долго спорить о степени их тяжести и последствиях. Но нельзя не согласиться с авторами в том, что многие недостатки внешней политики России тесно переплетены с проблемами внутреннего свойства, к которым можно отнести зависимость экономики страны от экспорта энергоресурсов, технологическую отсталость, инертность политической и экономической жизни общества. Только решение этих и других проблем даст России шанс на трансформацию внешнеполитического курса и повышение его эффективности.

И. В. Грецкий

Davis R. Typing Politics: the Role of Blogs in American Politics.

Oxford; New York: Oxford University Press, 2009. 241 p.

(Дэвис Р. Печатая политику: роль блогов в американской политике. Оксфорд: Нью-Йорк: Изд-во Оксфордского ун-та, 2009. 241 с.)

Рецензируемая работа Ричарда Дэвиса «Роль блогов в американской политике» посвящена подведению итогов исследований по этой теме за первое десятилетие существования блогов (от англ. Web Log — сетевой дневник). Блоги — это специальные сайты или разделы сайтов, которые ведутся определёнными людьми, а сообщения появляются в обратном хронологическом порядке. Ближайшими бумажными аналогами интернет-блогов выступают регулярные колонки журналистов в печатных СМИ или личные дневники. Очевидно, что появление и развитие блогов не могло не отразиться на политической коммуникации (см. подробнее о блогах и политике: Крестинина, Чернышов, 2008; МакКоннел, Хуба, 2008; Роменков, 2008; Скобл, Израэл, 2007).

Книга Дэвиса не только отличается тем, что вышла по «горячим следам» успешной избирательной кампании Барака Обамы, но и аккумулирует многочисленные исследования по этой теме. Р. Дэвис имеет большой предыдущий опыт исследований политической коммуникации в Интернете, и его, на наш взгляд, можно считать одним из самых авторитетных специалистов в этой области (Davis, 2005).

Книга Р. Дэвиса состоит из 7 глав, в которых последовательно рассматриваются вопросы влияния блогов на процессы установки повестки дня, анализ блогеров как социальной группы, инструменты блогинга, роль профессиональных журналистов и аудитория блогов. В связи с ограниченностью объёма рецензии остановимся на тех положениях, которые носят ключевой характер.

Прежде всего отметим, что, согласно данным исследовательского центра Pew Research Center, к началу 2008 г. около 22 млн американцев (12% интернет-пользователей) когда-либо вели свой блог. При этом более половины интернет-пользователей когда-либо читали чей-либо блог (см.: Davis, 2009, p. 4). Можно смело заявить, что термины «блог» и «блогосфера» стали неотъемлемыми элементами тезауруса рядового американского из-

ПОЛИТЭКС. 2011. Том 7. № 1

бирателя. Так, например, ещё в 2005 г. 44% избирателей отмечали, что хотя бы раз в жизни заходили на ведущий американский политический блог «Положение нации» (www.dailykos.com) (см.: Gronbeck, 2009, p. 233). Также огромную популярность получил блог профессиональных и полупрофессиональных журналистов, специализирующихся на политике, — Huffington Post (www.huffingtonpost.com). В штате этой «блог-газеты» состоят более 10 тыс. гражданских журналистов.

Анализ использования различных источников онлайн-информации во время предвыборной кампании Барака Обамы показал, что данный канал обладает выраженной возрастной спецификой (таблица). Аудитория блогов по сравнению, например, с аудиторией социальных сетей более зрелая и уступает в этом отношении только новостным сайтам (The Year of Obama, 2009, p. 183).

Возраст и источники политической онлайн-информации (%)

Возраст Новостные сайты Блоги Сайты кандидатов Онлайн-видео Социальные сети

18-29 59 42 38 65 28

30-49 42 30 26 41 6

50-64 33 24 21 34 3

65 лет и старше 12 9 7 17 1

Хотя аудитория блогов является достаточно внушительной, комплексный анализ роли блогов в политической жизни США позволил Р. Дэвису сделать вывод о том, что «они не стали революцией», как об этом ранее заявляли некоторые исследователи (см.: Trippi, 2004). Это связано как с ограниченной аудиторией блогосферы, так и с характером распространения информации в ней. Вопреки гипотезе о том, что блоги станут новым механизмом установки повестки дня, они скорее следуют повестке, которую устанавливают традиционные СМИ и особенно телевидение. Чаще всего блогеры комментируют уже существующую повестку дня, которую выдвигают политические деятели через телевидение. Редкие случаи, когда блогеры действительно формируют повестку дня, чаще всего ограничиваются темами сетевой политики, специфики Интернета или пролонгированным обсуждением текущих новостей. Блогеры иногда «находят» неожиданные аспекты «старой новости» или дают «вторую жизнь» малоизвестной новости.

Так, например, именно благодаря блогосфере во время избирательной кампании 2008 г. широкой общественности стали известны многочисленные «ляпы» и «проколы» Сары Палин. Особенно большую известность получила история с постройкой моста на Аляске, когда она заявила, что не имела отношения к его проектированию и постройке, а блогеры «раскопали», что её слова не соответствуют истине (см.: Miller, 2008). Р. Дэвис называет это явление «эффектом эха». Блогосфера становится дополнительным местом в медиа-пространстве, где новости и события обсуждаются более тщательно и с самых разных идейно-политических позиций.

Заняв определённую нишу в медийном пространстве, блоги вместе с тем находятся в неустойчивой позиции, поскольку традиционные СМИ перехватывают стиль и методы бло-геров, а иногда просто-напросто покупают наиболее популярные из них. По мнению Р. Дэ-виса, основная причина слабости блогосферы связана с её финансовой неустойчивостью и

ЛОЯИШЭКС. 2011. Том Г. № 1

зависимостью от основных политических игроков. Он сравнивает блогосферу с печатными СМИ XVII столетия, «когда владельцам газет приходилось брать деньги от политиков и политических организаций, становясь их глашатаями. Только позднее издатели газет достигли финансовой независимости от политиков и политических партий... Зависимость бло-геров от политиков происходит от их финансовой неустойчивости... поскольку блогеры редко зарабатывают на жизнь своими блогами» (Davis, 2009, p. 192). Дэвис, отмечая фундаментальную проблему политического блоггинга, оставляет открытым вопрос о будущем блогосферы.

Рецензируемая книга, несомненно, является новым шагом на пути исследований в этой области, содержит новейшие статистические данные и научные выводы, которые, на наш взгляд, можно использовать при анализе российской блогосферы и её влиянии на современную политическую ситуацию в нашей стране.

И. А. Быков

Литература

1. Крестинина Е. С., Чернышов Ю. Г. Использование интернет-блогов и «социальных сетей» в российской публичной политике // Вестник АГУ. 2008. № 3-4 (60). С. 288-296.

2. МакКоннел Б., Хуба Д. Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере. М., СПб.: Вершина, 2008.

3. Роменков А. Интернет-блог как инструмент политической борьбы // Власть. 2008. № 7. С. 79-82.

4. Скобл Р., Израэл Ш. Разговор дороже денег. Как блоггинг меняет общение бизнеса и потребителей. М.: ИД «Коммерсантъ»; СПб.: ИД «Питер», 2007.

5. Davis R. Politics Online: Blogs, Chatrooms, and Discussion Groups in American Democracy. London: Routledge, 2005.

6. Davis R. Typing Politics: the Role of Blogs in American Politics. Oxford; New York: Oxford University Press, 2009.

7. Gronbeck B. E. The Web, Campaign 07-08, and Engaged Citizens: Political, Social, and Moral Consequences // The 2008 Presidential Campaign: A Communication Perspective / Ed. by R. Denton. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2009.

8. Miller C. C. How Obama's Internet Campaign Changed Politics // The New York Times. 2008. November 7.

9. The Year of Obama: How Barack Obama Won the White House / Ed. by L. Sabato. New York: Longman, 2009.

10. Trippi J. The Revolution Will Not Be Televised: Democracy, the Internet and the Overthrow of Everything. New York: Regan Books, 2004.

ПОЯИШЭКС. 2011. Том 7. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.