Научная статья на тему 'Дагестан: перекресток цивилизаций'

Дагестан: перекресток цивилизаций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дагестан: перекресток цивилизаций»

НОВЫЕ КНИГИ

ДАГЕСТАН: ПЕРЕКРЕСТОК ЦИВИЛИЗАЦИЙ

© 2008 Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р.*

Дагестанский государственный университет *Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН

Так называется новая книга профессора М. Р. Гасанова, в которой освещаются актуальные темы истории народов Дагестана в связи с историей Кавказа, России, Передней Азии.

Историческая роль Дагестана на различных этапах истории в большей мере определялась его географическим положением. Территория Дагестана, по которой проходил значительный отрезок Прикаспийского пути, служила

сухопутным мостом из Европы в Переднюю Азию, в страны древнейших очагов мировой цивилизации. Это способствовало тому, что проблемы различных периодов дагестанской истории тесно переплетались с древней историей народов Закавказья, Передней Азии, Северного Кавказа, Юго-Восточной Европы.

Рецензируемый труд М. Р. Гасанова -результат поисков долгих лет, глубоких раздумий, преодолений, откровений.

В слове к читателю «От автора» емко сказано о месте Дагестана в истории, о целях и задачах труда. Особый смысл придает книге ее структура.

По широте круга проблем, глубине исследовательского поиска и научной обстоятельности книга носит

фундаментальный характер. В ней с редкой убедительностью и

концептуальной четкостью подняты непростые проблемы истории, экономики края, которые базируются на разнообразном и достоверном

историко-архивном, документальном,

этнографическом материале и

обширной литературе. Автор не

разделяет скороспелых взглядов, но не страшится высказывать смелые и рискованные суждения. Наука не стоит

на месте. Совершенствуется ее методология.

Плодотворны методологические

принципы и критерии труда М. Р. Гасанова. В частности, историко-типологические сопоставления в книге обретают закономерную универсальность благодаря их ориентированности на современность.

Прошлое дагестанских народов, различные проблемы в книге освещаются на базе как формационного, так и цивилизационного методов, что позволяет показать глубину и многомерность исторического процесса.

Цивилизационный подход, как считает автор, имеет все возможности преодолеть ущербность и однобокость,

обусловленные классово-формационным методом противопоставления светского теологическому, субъективного

объективному, и представить историкокультурное развитие человечества как целостный процесс.

При таком подходе дагестанская цивилизация - это органическое приобретение традиций доисламского периода, воспринятого опыта иранского, арабо-мусульманского, тюркского миров и влияния российской и европейской культур на Дагестан.

Изучая важнейшие пласты истории дагестанских народов, М. Р. Гасанов считает своим долгом рассматривать самые актуальные проблемы, которые он не обходил даже когда затрагивал саму суть истории воюющего и мирного Кавказа. Все это достойно, компетентно, взвешенно, правдиво представлено и в рецензируемой работе.

В книге М. Р. Гасанова исследованы весьма непростые и поныне

дискутируемые, но очень значительные темы.

В разделе «Дагестан в контексте международных связей» ученый отмечает, что древние дагестанские племена явились создателями неповторимых материальных и духовных ценностей, активными участниками мирового исторического процесса. Об этом свидетельствуют страницы, посвященные вопросам взаимосвязей Дагестана и Передней Азии в древности, связям Дагестана и иранского мира и др. Конечно, материалы о торговых путях и торговле, культуре и этнических контактах дагестанского населения были известны уже давно, но только теперь стало возможным выявление глубинных связей Дагестана с различными регионами, о чем обоснованно сказано в работе.

В истории народов Дагестана, Кавказа, многих других регионов значительную роль играл тюркский мир. История тюркских племен начинается в Азии, в районе Алтая. В VI в. эти племена образовали сильный племенной союз, известный как «тюркский каганат». Тема связей тюркского мира с дагестанскими горцами освещена на примере контактов дагестанских горцев с булгарами в разделе «Ранние булгары (болгары) и Дагестан». При освещении данной темы использованы труды археологов, лингвистические, топонимические, фольклорные материалы.

Важное значение для истории Дагестана всегда имели связи с ближайшими соседями - с народами Кавказа. Эта тема нашла отражение в разделах: «Некоторые вопросы взаимоотношений народов Дагестана с народами Кавказа в V - X вв.», «К вопросу об исторических связях Дагестана с Чечней» и др. Освещение данной темы интересно с точки зрения теории и истории международных связей не только для Дагестана и Кавказа, но и других полиэтнических регионов, поскольку ее структурные данные,

теоретические и методологические основы могут быть применены для исследования международных связей и в других сообществах.

Большой интерес для науки и практики представляют разделы книги,

посвященные многовековым связям

народов Кавказа с Россией на различных этапах их истории. Материал по этой теме изложен в параграфах: «Из истории

политических связей народов Кавказа и России (с древности до конца XVII в.)»,

«Кавказско-каспийский регион и

геополитические интересы России:

исторические аспекты», «Знаменательная дата в истории табасаранского народа (к 200-летию присоединения Табасарана к России)» и др.

В своем стратегическом выборе, отмечает автор, Дагестан самоопределился давно. Истекло целое полуторастолетие, как дагестанские народы приобщились к российской государственности, культуре. Ориентация на передовую, просвещенную и демократическую Россию оказалась исторически оправданной и

перспективной.

В книге на основе разнообразных данных говорится о задачах, роли и значении исторического краеведения на современном этапе.

Вторая глава книги посвящена вопросам экономического развития Дагестана. На основе разнообразных источников, археологического,

этнографического, фольклорного

материалов описан древний

земледельческий праздник дагестанских народов.

С древнейшими земледельческими традициями жителей края связано также появление в Дагестане водяной мельницы. Впервые в историко-этнографи-ческой литературе Дагестана исследована эта тема. Как показано в работе, такая мельница встречалась в закавказских государствах, куда проникла из Урарту или Причерноморья. Для раскрытия темы использована разнообразная литература: не только историческая, но и лингвистическая, фольклорная,

географическая и т.д.

Одна из актуальных тем, раскрытых в книге, - социально-экономическое

развитие края накануне борьбы горцев против царизма. Известно, что отдельные авторы, например, М. М. Блиев, В. В. Дегоев и другие, архаизируют уровень социально-экономического развития

дагестанских народов. По их мнению, в дагестанской историографии заметны субъективные подходы к данной теме и «завышение уровня общественного строя Дагестана, особенно в союзах сельских общин».

В рецензируемой книге на основе архивных и опубликованных источников наиболее полно раскрыты вопросы социально-экономического положения Да-

гестана как в феодальных владениях, так и в союзах сельских общин.

В работе подчеркивается редкостный для истории феномен равноправного сосуществования государственных

образований разных типов и форм, отмечается, что союзы сельских общин -это своеобразные феодально-

политические образования.

В книге впервые в исторической литературе освещается тема промыслов и ремесел дагестанского населения в XVIII -первой половине XIX вв. Наряду с земледелием и скотоводством,

дагестанские народы занимались различными видами промыслов и ремесел - обработкой металла, глины, дерева, шерсти и др. Вопросы изготовления предметов домашнего хозяйства, вооружения и украшения заняли в работе достойное место. Крупными и известными центрами промыслов и ремесел были Кубачи, Балхар, Испик, Джули, Анди, Микрах, Амузги, Сулевкент, Харбук, Шиназ и др. Впервые в работе говорится о формах организации промыслов и ремесел в дагестанском ауле. Об этом сказано в разделах «Промыслы и ремесла Дагестана в XVIII - первой половине XIX вв.», «Крестьянские промыслы Дагестана в период феодализма».

Важный интерес представляют

вопросы, связанные с возникновением и развитием городов в Дагестане в новых исторических условиях

Один из параграфов книги посвящен прошлому Порт-Петровска, для написания которого изучены архивные, музейные и другие материалы, характеризующие возникновение и развитие города.

В третьей главе книги говорится о роли и значении истории Дагестана в привитии любви к своему прошлому. Эта тема получила освещение в разделах «Фундаментальный труд по истории Дагестана», «Дружба народов Дагестана имеет родственную основу», «К вопросу о воспитании молодежи на традициях свободолюбия горцев» «Наука всегда одна», «Наука и образование -

приоритетные национальные проекты» и др.

Особенно важно то, что М. Р. Гасанов не просто декларирует те или иные установки, но и руководствуется ими в своих исследованиях сложных, противоречивых, нередко запутанных проблем.

«Личности науки и культуры» - так называется последний раздел книги, где освещается поэтическая деятельность

великого грузинского поэта Д. Гурамишвили, посвятившего творческие строки Дагестану. Как писал Р. Г. Гамзатов «он забрал нас в плен навсегда и угощает стихами».

Солидное место в разделе занимает очерк, посвященный видному лингвисту П. К. Услару, создавшему труды о языках народов Кавказа, в том числе и дагестанских.

Большой интерес представляют

страницы об известных ученых-кавказоведах - З. В. Анчабадзе, В. П. Крикунове, М. А. Абдуллаеве, М. Г. Гаджиеве, внесших значительный вклад в науку.

«Вопросы взаимоотношений народов Дагестана с Россией и с народами Кавказа в трудах профессора В. Г. Гаджиева» - так называется заключительный параграф книги.

Работа М. Р. Гасанова ценна тем, что она подпитывает память не только историков, ученых смежных

специальностей, но и всех граждан.

Научное творчество М. Р. Гасанова в целом, в частности рецензируемый труд, позволяют заключить, что как историк он всю ситуацию видит панорамно: в

региональной и мировой

взаимопереплетенности, взаимообусловленности.

Таковы наши первые впечатления от прочтения новой книги М. Р. Гасанова «Дагестан: перекресток цивилизаций»,

труда оригинального и по-своему новаторского. Думается, что

общественность республики - и не только республики, особенно интеллектуальная, встретит выход книги с большим удовлетворением.

Напоминаем: автор книги Магомед Раджабович Гасанов - заведующий кафедрой истории Дагестана

Даггоспедуниверситета, профессор, доктор исторических наук, академик

Международной академии наук высшей школы, лауреат гранта Президента РФ, заслуженный деятель науки РФ и РД. Он возглавляет научную школу № 2122.2003.6 в области истории (Еженедельная газета научного сообщества «Поиск» №16, 25 апреля 2003 г.)

Основные направления научных исследований - разработка проблем взаимоотношений народов Дагестана с

народами Кавказа, России, стран

Передней Азии, социально-экономическая и политическая история Дагестана и др. Эти и другие вопросы освещены в

монографических работах, а также в многочисленных научных статьях М. Р. Гасанова, опубликованных в различных периодических изданиях.

МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ НА ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Материалы II Международной тюркологической

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Межкультурный диалог на филологическом пространстве // Материалы II Международной тюркологической научно-

практической конференции / Под ред. д.ф.н., проф. И. А. Халипаевой, д.ф.н., доц. Э. Н. Гаджиева, к.ф.н., доц. Л. В. Мамедовой, к.и.н., доц. М. С. Муцалханова. Махачкала: ДГПУ, 2008. 232 с.

В материалах II Международной тюркологической научно-практиче-ской конференции «Межкультурный диалог на филологическом пространстве», посвященной 135-летию со дня рождения Абусуфьяна Акаева, представлены статьи ученых, преподавателей вузов, аспирантов,

КОРОТКО О КНИГАХ

практических работников по актуальным проблемам современной тюркологии. Абусуфьян Акаев (Арсланбеков) является одним из наиболее значительных деятелей

просветительского и просвещенческого движения в Дагестане 1-й четверти ХХ века, ярким представителем

джадидского движения на Северном Кавказе.

Он в значительной степени способствовал коренному подъему культурного уровня и национального самосознания дагестанских народов. А. Акаев оставил большое наследие, имеющее историческое и культурное значение.

Материалы конференции отражают актуальные проблемы лингвистики, литературоведения и истории. В языковедческих работах

рассматриваются вопросы лексики, морфологии тюркских языков, представлен анализ некоторых категорий тюркских языков в сопоставлении с английским, арабским, русским и другими языками. Статьи по литературе посвящены творчеству великих русских и дагестанских писателей и поэтов, фольклору разных народов и другим проблемам литературоведения. Материалы по истории отражают самые разные вопросы истории с древних времен до наших дней.

В сборнике представлены статьи ученых из Дагестана, Калмыкии, Чечни и других регионов России, а также Азербайджана и Турции.

Мусиева А.А.,

управление научных исследований ДГПУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.