Научная статья на тему 'Да здравствует праздник!'

Да здравствует праздник! Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
156
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛС / МАРКЕТИНГ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лукьянова Марина

У любой компании будь то огромная корпорация или почти «семейная» фирма есть хотя бы два дня в году, когда имеется повод уcтроить настоящий праздник. Это Новый год и день рождения компании. Хочется, чтоб эти праздники запомнились надолго хотя бы на год. И Новый год особенно. Ведь последние дни декабря это подведение итогов, планирование будущего, новые мечты и новые надежды. И каждая компания стремится сделать этот праздник именно таким.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Да здравствует праздник!»

2004 декабрь РШШШМ

[ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ]

Я В РАЗДЕЛЕ

НОВЫЙ ГОД В ОФИСЕ ■ ЧАЩЕ ВС ЕГО К ГОМЕОПАТАМ ОБРАЩАЮТСЯ ПО ПОВОДУ БОЛЕЗНЕЙ ОРГАНОВ Д|>1 ХАНИЯ (19,2%) ■ НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙ-С§: ИХ ДОЧЕРНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Марина ЛУКЬЯНОВА, «Ремедиум»

Да здравствует праздник!

У любой компании — будь то огромная корпорация или почти «семейная» фирма — есть хотя бы два дня в году, когда имеется повод устроить настоящий праздник. Это Новый год и день рождения компании. Хочется, чтоб эти праздники запомнились надолго — хотя бы на год. И Новый год — особенно. Ведь последние дни декабря — это подведение итогов, планирование будущего, новые мечты и новые надежды. И каждая компания стремится сделать этот праздник именно таким.

Вообще, корпоративный праздник в его сегодняшнем виде, — рассказывает Максим Спиридонов, PR-директор компании «Арт-Студио» (С.-Петербург), — стал формироваться в интенсивно развивающихся странах Европы и Америки на рубеже Х1Х—ХХ вв. К этому времени собственники окончательно осознали смысл слова «мотивация» применительно к бизнесу. Постепенно начали складываться приемы работы с персоналом. И их частью стали корпоративные праздники — некие действа, направленные на коллективное празднование успехов и свершений. В наши дни, подчеркивает М.Спиридонов, корпо-

ративный праздник — краеугольный камень искусства построения команды. И без преувеличения можно сказать, что это одно из самых важных событий в жизни бизнес-структуры. В то же время давней традиции корпоративных праздников в России не существует. Не было спроса — не было предложения. Первое агентство, специализирующееся на предоставлении таких услуг, было образовано около 10 лет тому назад. Сейчас ситуация изменилась, и отечественные компании, уже продуктивно поработавшие на рынке, готовы к качественному досугу.

ФИЛОСОФИЯ ПРАЗДНИКА

Но как бы то ни было, в разные времена у всех народов есть нечто, объединяющее все праздники. Говоря языком философии, праздник устанавливает баланс между требованиями рацио-нально-ограни-чивающей реаль-

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ

63

РШШ1ШМ 2004 декабрь

ности и иррационально-свободолюбивым подсознанием. Праздник заканчивается, и постепенно нарастает рассогласованность, а с ней — и потребность в следующем празднике. И если не принять вовремя меры, то могут накапливаться негативные тенденции.

Вообще, жизнь «от праздника до праздника» свойственна и людям, и организациям. Праздник, являющийся неким связующим звеном между пройденным и тем, что только предстоит пройти, — момент признания самому себе в успехах и неудачах, точка подведения итогов и начало нового отсчета. Интересно, что современный праздник, особенно такой, как Новый год или день рождения (неважно, человека или организации), тесно связан с магическими ритуалами. Идея преображения, перехода в новое качество — глубинная идея праздника. Любой корпоративный праздник в умелых руках может стать замечательным инструментом управления и развития корпоративной культуры, способом донесения до коллектива принципов корпорации, ее идей и ценностей. Праздник продолжается всего несколько часов, но благодаря эмоциональной насыщенности, особой энергии, специфическому переживанию времени и пространства за это короткое время можно решить задачи, на которые в обычных условиях уходят месяцы.

ПУСТЬ БУДЕТ ПРАЗДНИК!

Обычно менеджер по персоналу представляет себе праздник в виде банкета или фуршета, дополненного несколькими конкурсами, небольшой шоу-программой и дискотекой. Но одно и то же быстро надоедает. Почему редко возникают оригинальные идеи? Все-таки пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник. А не наоборот. Полноценный запоминающийся праздник не может получиться, если компания желает обойтись только своими силами. «Капустник» или обычные посиделки в кафе, конечно, дешевле, но сколько можно сидеть в кафе? К тому же подлинную атмосферу праздника может со-

здать только человек со стороны. Иначе может потеряться и эффект новизны, неожиданности. Хотя многие фирмы, по признанию профессиональных организаторов торжеств, просят предусмотреть в сценарии и самодеятельные номера своих сотрудников. «Наш народ очень творческий, очень креативный. В принципе, наш человек хочет во всем принимать самое активное участие — и писать сценарий, и участвовать — может быть, не всегда достаточно успешно, но всегда искренне. Это в крови. Это можно назвать национальной особенностью, частью образа жизни. На Западе такого нет. И мы в своей работе всегда приглашаем к соавторству, — говорит Наталия Рыбакина, исполнительный продюсер компании «Праздник жизни» (Москва), — но все-таки считаем, что этого участия не требуется слишком много». У компании «Эркафарм» есть богатый опыт организации праздников самостоятельно. «Но больше мы так делать не будем, — делится своими впечатлениями директор по персоналу «Эркафарм» Ирина Пу-

ИДЕИ ПРАЗДНОВАНИЯ НОВОГО ГОДА ОТ Н.РЫБАКИНОЙ («ПРАЗДНИК ЖИЗНИ», МОСКВА):

— Можно Новый год сделать в виде костюмированного бала-карнавала, или бала в костюмах определенной эпохи (и не страшно, если гости даже не представляют, как носить это великолепие), или в виде «мероприятия», которое ведут Остап Бендер с Эллочкой, вдруг превращающиеся в Деда Мороза и его внучку. Можно сделать Новый год по мотивам сказок Астрид Линдгрен, можно вообще построить все действие на шалостях и вредностях. Можно устроить праздник в бассейне с Дедом Морозом, похожим на Нептуна... А можно всех поставить на лыжи, потом, на финише, усадить в сани, с ветерком прокатить по зимнему лесу до волшебного места празднования, где встретят гостей сказочные обитатели царства Берендея.

нириди. — В настоящее время наша компания динамично и энергично развивается, постоянно растет штат сотрудников. Организовать корпоративную вечеринку силами только одного отдела по персоналу практически невозможно, следует прибегать к помощи профессионалов. Последний раз, т.к. все должно было сохраняться в строгом секрете, я сама писала песни, придумывала интересные повороты сценария. В результате все получилось так, как и было задумано, но стоило больших физических и эмоциональных затрат. Правда, радость сотрудников, прекрасный вечер стоили той усталости».

И.Пунириди пока не знает, как именно будет выглядеть празднование Нового года, но уверена, что это будет нечто домашнее, семейное, отражающее атмосферу, царящую в компании: «Наши сотрудники привыкли чувствовать заботу о себе. И мы постараемся следовать традициям». «Сделайте нам красиво и интересно» — нормальное желание любой компании, обращающейся в специализированное агентство. «К нам часто обращаются компании, никогда раньше не имевшие дело с агентствами, занимающимися организацией праздников, — говорит Наталия Рыбакина. — Они плохо представляют, как можно провести корпоративный праздник, даже имея довольно скромные «исходные данные». А ведь тот же день медика можно отпраздновать очень интересно — ведь это не «День бульдозериста»... Хотя... У нас же есть услуга «Танки на дачу»!.. «В тех случаях, когда корпоративный праздник должен представлять собой нечто экстраординарное, — продолжает Максим Спиридонов, — речь идет о «концептуальном» корпоративном мероприятии. Описать это понятие, даже в общих чертах, достаточно сложно, однако можно говорить об отличительных особенностях этого типа построения праздника: для корпоративного мероприятия такого рода разрабатывается подробная «легенда», основой которой

64

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПРАЗДНИК!

2004 декабрь РШШШМ

КАК ИСПОРТИТЬ ПРАЗДНИК, СОВЕТУЕТ М. СПИРИДОНОВ («АРТ-СТУДИО», С.-ПЕТЕРБУРГ)

♦ Если Вы — руководитель фирмы, помните: корпоративные праздники — пустая трата денег! Экономьте на всем: от еды до развлекательной программы! Все равно никто не оценит... А выработать мотивацию у сотрудников, сплотить коллектив можно системой штрафов в рабочем порядке. Если уж праздник пришлось устроить, не давайте своим подчиненным забыть, «кто тут главный и за все платит» в течение всего мероприятия.

♦ При заказе праздника ни в коем случае не объясняйте организаторам задач мероприятия. Ни слова о количестве, возрасте и социальном статусе гостей, ваших вкусовых предпочтениях и месте проведения праздника. Им-то какое дело?! Пусть фантазируют. На все вопросы и просьбы дать уточнения есть один волшебный ответ: «А вы предложите ЧТО-НИБУДЬ!»

♦ Если время начала или дата праздника переносятся, сообщите об этом организаторам не раньше, чем за день, а лучше—за несколько часов до начала мероприятия. Какое Вам дело до того, что артисты, выпускающие режиссеры, звуковые, световые, пиротехнические, оформительские службы уже вызваны и между ними проведены непростые координационные действия.

♦ Если вы заказываете корпоративный праздник или презентацию, позаботьтесь о том, чтобы количество контактных лиц со стороны вашей фирмы было не менее десяти. Пусть они постоянно звонят организаторам и дают противоречивые и взаимоисключающие поправки, просьбы, рекомендации.

♦ Ни в коем случае не устанавливайте звуковую аппаратуру! Музыкального центра на стойке бара вполне достаточно! А переключать радиостанции может и сам ведущий. Кстати, микрофон ведущему вовсе не нужен, пусть просто громко говорит.

♦ Хотите удивить гостей — пригласите в качестве ведущего какого-нибудь знаменитого человека: спортсмена, певца, политика. Не важно, что он не владеет профессией ведущего, зато это круто!

♦ Попросите ведущего подготовить тосты и поздравления в стихах, чем длиннее—тем лучше. Это очень красиво!

♦ Постоянно спорьте и пререкайтесь с ведущим в момент его нахождения на сценической площадке. Это придает празднику остроту и непосредственность.

♦ Если есть деньги — пригласите как можно больше артистов. Артистов много не бывает! Люди для того и приходят на праздник, чтобы часами смотреть развлекательную программу! У гостей не должно оставаться времени на то, чтобы есть, пить, курить и танцевать. Не забудьте украсить банкетное помещение самодельными гирляндами из цветной бумаги.

♦ Момент расчета с организаторами и артистами оттягивайте как можно дольше, ведь когда все закончится, можно сказать, что праздник вам не понравился — и не платить вовсе.

может стать любой сюжет. «Легенда» задаст жесткие «правила игры», согласно которым и будут развиваться события. Причем каждая составляющая часть праздника будет нести смысловую нагрузку и являться визуализацией «легенды» мероприятия. Например, если «легенда» имеет средневековый, рыцарский сюжет, то приглашения на праздник могут быть сделаны в виде «древнего манускрипта», а центральным событием может стать «рыцарский турнир», разыгранный профессиональными каскадерами. Такие корпоративные мероприятия, как правило, запоминаются надолго, однако важно понимать, что такие праздники требуют длительного процесса кропотливой подготовки и серьезных финансовых вложений». Часто заказчик даже не представляет, что ему хотелось бы видеть. Но в дальнейшем, в процессе подготовки оказывается, что потенциал и заказчика, и исполнителя намного больше, чем ожидалось. Вообще работа с клиентами во всех «праздничных» агентствах строится одинаково: клиент говорит: «вы сами предложите нам варианты, концепцию праздника, а мы выберем» либо «у нас есть идея, помогите нам ее воплотить». К тому же наполнение любого праздника в принципе одинаковое. Вся изюминка праздника, его оригинальность — в форме, в которую заключены и номера шоу-программы, и конкурсы...

Больше всего заказов на проведение празднования Нового года и дня рождения компании. Это и понятно. И то и другое — знаковые события. Чем руководствуются люди во время выбора того или иного способа празднования Нового года? Прежде всего — бюджетом. Масштабное празднование стоит денег. Но заказчик понял, что праздник нужен. Более того — он жизненно необходим. Вообще, любой праздник можно обратить на пользу коллективу. Если на праздник пригласить психолога, то руководитель сможет понять, каков климат в его команде.

В деле проведения праздника многое зависит от позиции руководителя. «Если руководитель — человек активный, — утверждает Н.Рыбакина, — то

он понимает, что провести корпоративный праздник — это не просто поставить галочку в определенной графе. При правильной организации и проведении праздника можно многое узнать о своей компании».

Многие ли приходят с этой целью — узнать о здоровье своей компании при помощи праздника? М.Спиридонов таких случаев не припоминает: «Это отдых и ничего больше». Н.Рыбакина подтверждает это: «Чаще все-таки приходят развлечься и отдохнуть, но мы и не предлагаем услуги по командообра-зованию. Это серьезное дело, требующее специального подхода. Но мы предлагаем спортивно-развлекательное мероприятие и предупреждаем клиента о том, что при более внимательном рассмотрении это может быть в определенной степени диагностическое действо. Клиент сам решает, нужно ему это или нет».

И Н.Рыбакина, и М.Спиридонов согласны с тем, что готовность компании к проведению праздника говорит и о «продвину-тости» компании, ее благополучии, здоровье ее коллектива.

Способствует ли праздник сплоченности команды? «Да, безусловно! — у И.Пу-нириди не возникает сомнений по этому поводу. — Коллектив становится дружнее. Людям еще приятнее работать друг с другом. Укрепляется корпоративный дух, воспитание которого складывается не только из выполнения профессиональных навыков, но и из соблюдения тех корпоративных законов и традиций, которые у нас есть». Есть надежда, что в России будет развиваться традиция корпоративных праздников. Все будет зависеть от стабильности экономики и желания людей встречаться не только в офисном коридоре. Потому что уже понятно, что хороший праздник делает компанию сильнее. Это инвестиции в будущее компании. А искусству и технологиям праздника можно и нужно учиться.

Ф

Автор выражает благодарность М.Спиридонову

(компания «Арт-Студио», С.-Петербург, www.artstudio.ru), НРыбакиной («Праздник жизни», Москва) и И.Пунириди («Эркафарм») за помощь в подготовке материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.