Научная статья на тему 'Человек как «Образ Божии»: антропологический экскурс в «Триоди постной»'

Человек как «Образ Божии»: антропологический экскурс в «Триоди постной» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
171
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
«ОБРАЗ БОЖИЙ» / ЧЕЛОВЕК / ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ГРЕХОПАДЕНИЕ / «ТРИОДЬ ПОСТНАЯ» / «HE IMAGE OF GOD» / «THE LENTEN TRIODION» / HUMAN BEING / CHRISTIAN ANTHROPOLOGY / THE FALL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Думитраке К.

В статье исследуется содержание выражения «образ Божий», которое лежит в основе христианской антропологии. В связи с этим рассматриваются патристическая литература и современное религиозное мышление. В центре внимания находится изображение и толкование «Образа Божьего» в литургических гимнах, включенных в книгу «Триодь Постная». Автор статьи стремится следовать православной традиции понимания мира и человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human as «God’s image»: anthropological excursion in «Triod Postnaya»1

This article researches the essence of the expression «God’s image», which is considered to be a basis of Christian anthropology. Concerning that patristic literature and modern religious thinking are considered. As a focus of attention the picture and interpretation of «God’s image» in liturgical carols are considered which are included in the book «Triod Postnaya». The author strives to follow Orthodox tradition of world and human understanding.

Текст научной работы на тему «Человек как «Образ Божии»: антропологический экскурс в «Триоди постной»»

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

дискуссия

журнал научных публикаций

К. Думитраке, аспирант,

кафедра истории отечественной философии,

Российский государственный гуманитарный

университет,

г. Москва, Россия,

mdcostel@yaoo.com

ЧЕЛОВЕК КАК «ОБРАЗ БОЖИИ»: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В «ТРИОДИ ПОСТНОЙ»

Проблема создания человека по «образу Божию» является одной из важнейших проблем христианской антропологии. В данной статье показывается, как православие трактует «Образ Божий» в человеческом бытии. В отличие от обычных представлений православного учения, в центре внимания находится изображение и толкование «образа Божия» в литургических гимнах «Триоди Постной».

Тема «образа» играет особенную роль в христианской антропологии. Она имеет долгую историю. Термин и концепцию об «образе» можно найти в греческой философии — у Платона, стоиков, и позднее у неоплатоников1.

«В античной философии концепция образа в отношении богов и идей была выдвинута впервые Платоном. Его концепция образа как чувственного фактора является, в негативном смысле этого слова, неадекватной по отношению ко всякому выражению идей, а в позитивном смысле — помощью или средством в процессе восхождения к понятному миру. С од- :

ной стороны, концепция образа используется для того, «чтобы умалить мир чувственного опыта и категорически отделить его от мира идей». Мир идей является един-

Образ Божий есть Его Слово (а Слово Божие - истинный Сын Ума, Прообраз Света); образ же Слова - истинный человек, то есть ум в человеке, который поэтому называется сотворенным по образу и по подобию Бога.

ственным реальным миром, который стоит выше мира земных вещей, являющимся образом идей и, как таковой, имеющий «вторичную реальность и достоинство». С другой стороны, существует положительный взгляд на образы, в котором «весь естественный космос» задуман «как совершенный образ вечной парадигмы, как удивительное проявление божественного»2.

В Библии тема «образа» является центром антропологии Ветхого Завета, а в Новом Завете понятие «образа» обогащается христологическим содержанием. Итак, для ап. Павла «образом [е1коп] Бога невидимого» (Кол., 1, 15) является Христос, а человек есть «образ небесного, образ Христа» (I Кор., 15, 49). Значит, человек есть «образ (Перво)Образа» [е1коп Е1копоз\.

Первые отцы и учители Церкви развивали это направление мысли, объединяя учение о Христе как «образе невидимого Бога» из послания Св. Апостола Павла к Колосся-нам и творение человека «по образу Божию» из книги Бытия. Итак, уже у Тертуллиана, Ири-нея Лионского, Климента Александрийского, Оригена, Афанасия Великого, Григория Нисского и других ясно, что Христос — это «образ Божий», а человек — «образ Христа».

№ 4 (34) АПРЕЛЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

Итак, можно сказать, что для перых Отцов Церкви человек является «образом Образа». Например, так формулирует это Климент Александрийский: «Образ Божий есть Его Слово (а Слово

Божие - истинный Сын «Образ Божий» касается не только

Часто образ Божий касается души; какой-нибудь черты души, или способности души «участвовать» в Боге, жить в единении с Ним.

Некоторые отцы Церкви (например,

Ума, Прообраз Света); образ же Слова - истинный человек, то есть ум в человеке, который поэтому называется сотворенным по образу и по подобию Бога. Через сердечное разумение он уподобляется Божиему разумению и поэтому разумен»3.

В первой части статьи будем исследовать содержание выражения «по образу Бо-жию» в патристике и в современном православном мышлении, а во второй части - как оно является и понимается в литургических гимнах «Триоди постной».

Если посмотрим в патристической литературе, что именно значит «по образу Божию», увидим различные утверждения. Нельзя найти совершенного согласия у Отцов Церкви по поводу представления об образе. Богатство его содержания позволяет связать его с различными способностями человеческого духа.

Как верно замечает Вл. Н. Лосский, иногда выражение «по образу» относится к царственному достоинству человека, к его превосходству над чувственным космосом, иногда - к его духовной природе, к душе или же к главенствующей части, управляющей его существом, к уму, к высшим его способностям — к интеллекту, разуму, иногда - к наличию у человека свободной воли, к его способности внутреннего самоопределения, в силу которого человек сам является началом своих действий4.

души, но и тела человека.

св. Ириней Лионский, = св. Григорий Нисский, св. Григорий Палама) утверждают, что «образ Божий» касается не только души, но и тела человека. «Наименование "человек", — говорит св. Григорий Палама, — не прилагается отдельно к душе или к телу, но к обоим вместе, ибо они вместе были созданы по образу Божию»5. Итак, выражение «по образу Божию» относится ко всему человеку в целом, а не к какой-то одной части человека. Также надо отметить, что все Отцы Церкви обращают внимание на то, что «образ — это вовсе не регулирующая или инструментальная идея, но определяющий принцип человеческого существа»6.

Наконец, хочу показать и мнение одного современного христианского мыслителя об «образе Божий» в человеке. Павел Евдокимов пишет, что «образ» не вложен в нас как часть нашего существа, но вся совокупность человеческого существа сотворена, вылеплена «по образу». Основное выражение образа состоит в иерархической структуре «человека» с его духовной жизнью в центре7. Или сказать по-другому, образ отражается в каждом качестве человеческого существа, но фактически он является всей совокупностью человека, с духовной жизнью в его центре.

Далее рассмотрим появление «Образа Божия» в текстах «Триоди постной». Богослужебная книга «Триодь Постная» содер-

дискуссия

журнал научных публикаций

жит в себе литургические гимны, используемые в службах Православной Церкви во время Великого Поста, а также трех подготовительных недель к нему. Великопостный период через тексты «Триоди Постной» подготавливает человека к восприятию Воскресения Христа.

Необходимо также подчеркнуть, что «Триодь постная» — это поэтическое творение, молитвословие, а не поучение или экзегетическое сочинение, поэтому такой текст не претендует на полное изложение учения о человеке. Наверное, именно это является причиной того, что литургические гимны не очень часто упоминаются в православном учении. По моему мнению, это не совсем справедливо, потому что иногда божественные истины лучше понимаются через поэтические образы, а не точные определения.

Сам термин «образ» не очень часто встречается в текстах «Триоди постной»,

Иногда божественные истины лучше понимаются через поэтические образы, а не точные определения.

а его смысл содержится в разных выражениях, как например «первая одежда Твоего Царства», «прежняя красота», «одеяние, Богом сотканное», «одежда, Богом сотканная», «одеяние светозарное», «одежда божественная», «древнее благолепие», «одеяние мое первое», «первозданная красота и благолепие мое», «первая Богом сотканная одежда», «внутренняя богообразная скиния» и т. д.

В первую очередь понятно, что Бог «облекает» первого человека в какую-то «одежду», которая иногда называется просто «красота» или «благолепие». Об этой «одежде» узнаем, что она «Богом сотканная», «светозарная», «божественная», и, может быть, самая важная ее характеристика — она «богообраз-ная». Эта «одежда», в которую Бог облекал первого человека, очень часто называется «первая одежда». Слово «первая» относится к состоянию первого человека до момента грехопадения.

Тема «образа» возникает в «Триоди постной», когда говорится о творении человека и о его истории до грехопадения: «В древности из небытия создавший меня и образом Твоим Божественным почтивший, но за нарушение заповеди снова меня возвративший в землю, из которой я был взят! К тому, что по подобию Твоему возведи, чтобы в прежней красоте мне восстановиться» (утреня, Суббота мясопустная, Триодь постная).

Грехопадение прародителей Адама и Евы, согласно христианской антропологической концепции, является очень важным моментом истории становления человека, после которого человеческая природа очень сильно изменилась. Через грехопадение образ Божий в человеке помрачился, и человек испортил «эту первую одежду»: «Погубил я первозданную красоту и благолепие мое, и теперь лежу нагим

№ 4 (34) АПРЕЛЬ 2013

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Ц

и стыжусь» (Великий канон Андрея Критского, Четверг 5-й седмицы Великого поста, Триодь постная).

До грехопадения человек носил эту «одежду, Богом сотканную» или «первозданную красоту и благолепие мое». Душевно-телесное облачение человека было соткано из благодати, света и славы Божества. Прародители — как пишет Св. Иоанн Злато- : уст — «были облечены славою свыше ... небесная слава покрывала их лучше всего одея-ния»8. Здесь речь идет о человеческой природе до грехопадения, запечатленной дыханием Божиим и устроенной богоподобно. Грехопадением человек омрачал «образ Божий», испортил «эту первую одежду», и в результате связь человека с Богом нарушилась.

Благодаря «образу», или этой «одежде», до грехопадения первые люди могли непосредственно общаться с Богом, Который являлся им (Быт. 2, 25) и беседовал с ними. При этом человек имел возможность теснейшего единения с Создателем, исполнения своего предназначения — того, для чего его создал Бог.

После грехопадения мы находим человека уже в другой одежде: Бог «одел их (Адама и Еву) ... в одежды кожаные» (Быт. 3, 21). Или, как читаем в «Триоде постной»: «Кожаные ризы сшил мне грех, сняв с меня первую Богом сотканную одежду» (Великий канон Андрея Критского, Четверг 5-й седмицы Великого поста, Триодь постная). Человек должен осознать это состояние, чтобы усвоить спасение, которое прищло через Христа. В этом и заключается смысл данного литургического периода, которым занимается «Триодь постная»: осознание своей недостойности как приготовление для принятия Спасителя в днях Воскресения Христа.

Несмотря на то, что литургические тексты находятся в центре православного богослужения, теологическое мышление редко занимается их изучением. Хотя книга «Триодь постная» не имеет цели дать исчерпывающее представление богословского учения, она, как мы наблюдали по ходу статьи, демонстрирует последовательное

В древности из небытия создавший меня и образом Твоим Божественным почтивший, но за нарушение заповеди снова меня возвративший в землю, из которой я был взят!

и охватывающее понимание человека. Более того, поэтический язык соответствует природе христианской веры, которая преимущественно апофатична, то есть в её центре находится невыразимый опыт встречи с Богом. «Триодь постная» выражает глубокое понимание человека как в его первообразе, так и в его грешном состоянии, и по сравнению с обыденным языком поэтические образы дают больше возможностей для выражения всей глубины антропологического вопроса.

V

1. См. : Willms H. «Eikon». Eine begriffsgeschichtliche Untersuchung zum Platonismus. 1. Philo von Alexand-reia mit einer Einleitung über Platon und die Zwischenzeit, Münster, 1935; G. Kittel. Teologisches Wörterbuch zum Neuen Testament. P. 386-7; P. Aubin, „L'image de l'œuvre de Platon" // Recherches de Sciences Religieuses, 41 (1953). P. 348-379; H. Merki. „Ebenbildlichkeit"// Reallexikon fur Antike und Christentum, 4 (1959). P. 459-479.

2. Петренко В. «Богословие икон», [Электронный ресурс] // URL: http://www.reformed.org.ua/2/435/ Petrenko (дата обращения: 09.01.2013).

3. Климент Александрийский, Протрептик. Тверь, 2004. C. 39

4. См.: Лосский Вл. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви: догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. C. 128-129.

5. См.: Св. Григорий Палама. Диалоги в лицах (персонификации) // PG 150, 1361 C.

6. См.: Архим. Киприан Керн, Антропология святого Григория Паламы. М., 1996.

7. Евдокимов Павел. Православие. М., 2012. C. 116.

8. Цит. по: Панайотис Неллас. Обожение. С. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.