Научная статья на тему 'Человек и конкуренция как форма социального взаимодействия'

Человек и конкуренция как форма социального взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2319
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНФЛИКТ / СОПЕРНИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шилов В. Н.

В статье анализируются различные интерпретации термина и понятия «конкуренция». Рассматривая конкуренцию и конфликт как особые формы социального взаимодействия, автор видит в конкуренции соперничество, когда соперники не находятся в состоянии контакта друг с другом, а результаты соперничества определяет некто третий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек и конкуренция как форма социального взаимодействия»

УДК 316.47/48

ЧЕЛОВЕК И КОНКУРЕНЦИЯ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье анализируются различные интерпретации термина и понятия «конкуренция». Рассматривая конкуренцию и конфликт как особые формы социального взаимодействия, автор видит в конкуренции соперничество, когда соперники не находятся в состоянии контакта друг с другом, а результаты соперничества определяет некто третий.

Ключевые слова: конкуренция, конфликт, соперничество, социальное взаимодействие.

В современной литературе имеется громадный массив исследований по экономической конкуренции. Но конкуренция существует и в других сферах социальной жизни. Так актуальным в теории и практике является вопрос о политической конкуренции. Понятие конкуренции используется и при описании реалий искусства, спорта, семейно-брачных отношений и т.д. Все это делает необходимым рассмотрение конкуренции как понятия социологической теории, которое охватывает, описывает явления присущие не только экономике, но и остальным сферам социальной реальности.

Вначале о термине «конкуренция». Термин «конкуренция», долгое время существовал в обыденной речи, и только с эпохи Просвещения» начинает использоваться в науке. Историческими предпосылками введения термина (понятия) «конкуренция» в научный оборот явилась ситуация ликвидации наследственных, сословных привилегий и утверждение в ряде стран принципов демократии и рыночной экономики1.

В настоящее время термин «конкуренция» широко используется при научном анализе многих сфер социальной и природной реальности. Кроме работ анализирующих экономическую конкуренцию2, имеются работы посвященные конкуренции в правовой сфере3, в области образования4, в системе здравоохранения5, пишется о конкуренции социальных институтов6, конкуренции идей7. Имеют место исследования, где выявляется специфика конкуренции в животном мире8, проводятся исследования конкуренции в неживой природе9.

Этимологический анализ термина «конкуренция» показывает, что он произошел от бытовавшего в средневековом латинском языке слова «сопсиггепйа», что буквально означало совместный бег, соревнование, столкновение10. В этот плане можно проследить этимологическую близость термину «конкуренция» термина «конкурс», происшедшего

1 Кашпур В.В. Понятие «конкуренция» в исследованиях системы образования: методологические основания применения // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 298. - С. 242.

2 Краткий обзор состояния анализа феномена экономической конкуренции см.: Данилов И. А., Волкова Е. В. Теоретические аспекты конкуренции: ретроспективный анализ и современное отечественное и зарубежное трактование //Вестник Челябинского государственного университета. 2010.№ 2 (183).

3 Дергачева И.В. К понятию конкуренции правовых норм // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2009. № 1.

4 Кашпур В.В. Указ. соч.

5 Лунёва Т. В., Белик Е. А. Анализ видов конкуренции в системе здравоохранения // Вестник Алтайского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2010.№ 1.

6 Либман А.М. Институциональная конкуренция и постсоветская трансформация// Общественные науки и современность. 2006. № 6.

7 Евдокимов В. А. Конкуренция идей в политической коммуникации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2009. № 4.

8 Мильн А. Определение понятия «конкуренция» у животных // Русский орнитологический журнал. 2005.Том 14.Экспресс-выпуск 276.

9 Глявин М.Ю., Запевалов В.Е., Куфтин А.Н. Конкуренция мод в нестанционарных режимах мощных гиротронов // Известия высших учебных заведений. Радиофизика.1998.№ 6.

10 Иорданский Н.Н. Конкуренция // Большая российская энциклопедия. Т.15. М., 2010. - С.51.

В. Н. ШИЛОВ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: Shilov@bsu.edu.ru

от латинского «сопсигеш», означавшего также совместный бег, соревнование, столкновение1.

Близкими по смысловому содержанию являются термины «конфликт», «соперничество», «состязание»2. Часто они используются через запятую, что подразумевает, что что они обозначают одни и те же или близкие понятия, соответственно, области реальности. Если говорить об этимологической основе термина «конфликт», то она схожа с подобной основой термина «конкуренция»: от латинского «сопШсШэ» - столкновение.

Подобная смысловая и этимологическая близость вышеприведенных терминов затрудняет определение специфики именно конкуренции как определенного вида соперничества, состязательности, агональной деятельности3. Принципиальное значение имеет ет определение соотношение между конкуренцией и конфликтом как формами соперничества, видами агональной деятельности.

Ряд авторов под конкуренцией понимают нечто более широкое, нежели конфликт. Так говоря о политическом конфликте, В.П. Пугачев и А.И. Соловьев определяют его как «разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия»4. Подобная точка зрения по отношению к политическому конфликту представлена и в Википедии5.

Более распространена противоположная позиция. Так Б.С.Волков и Н.В. Волкова рассматривают конкуренцию как «один из видов социального конфликта (особый вид борьбы), целью которого является получение прибыли, доступа к дефицитным благам и другой выгоды»6. А.В. Дмитриев пишет о конкуренции как виде конфликта «в котором противоборствующие стороны применяют только санкционированные морально-правовыми нормами и господствующими институтами власти формы борьбы»7.

Нам же более импонирует позиция тех авторов, которые рассматривают конкуренцию и конфликт как самостоятельные формы социального взаимодействия, которые могут лишь частично пересекаться. Эта позиция обоснована в первой половине прошлого века известным американским социологом Робертом Парком. Он писал, что «из четырех основных типов взаимодействия - конкуренции, конфликта, аккомодации и ассимиляции - конкуренция является элементарной, универсальной и фундаментальной формой. Социальный контакт, как мы видели, ведет к взаимодействию. А конкуренция, строго говоря, есть взаимодействие без социального контакта... Социальный контакт, который неизбежно ведет к конфликту, аккомодации или ассимиляции непременно создает также и симпатии, предрассудки, личные и моральные отношения, которые видоизменяют, усложняют и контролируют конкуренцию...8 конфликт - состязание, в котором контакт является необходимым условием. Конкуренция, явная и бесконтрольная, как у растений, и как великая жизнь-борьба человека со всем человеческим родом и живой природой в целом, бессознательна. Конфликт же всегда осознан... И конкуренция, и конфликт являются формами борьбы. Конкуренция при этом непрерывна и безлична, а конфликт - носит временный и личностный характер. Итак, в общем, можно сказать, что конкуренция становится осознанной и личностной в конфликте. По ходу дела конкуренты превращаются в соперников и врагов»9.

Разделяют вышеприведенную точку зрения на конкуренцию как самостоятельную форму социального взаимодействия и другие, уже современные авторы. В словаре тер-

1 Чуковская Е.Э. Конкурс // Большая российская энциклопедия. Т.15.- М.. 2010. - С.52.

2 Данилов Р.С. Состязательность как форма социального бытия. Автореф. дисс... канд. философ. наук. Саратов, 2007. - С.8.

3 Летунова О.В. Конкуренция как тип агональной деятельности (социально-философский анализ). Автореф. . канд. философ. наук. Красноярск, 2006.

4 Пугачев В.П., Соловьев. А. И. Введение в политологию. М., 1997. - С. 367.

5Конфликт /Википедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82

6 Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Ученое пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2005. - С. 361.

7 Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М., 2003. - С. 307.

8Парк Р. Конкуренция // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. /Пер. ... Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. Ч.1. М., 2002. - С. 392-394.

9 Парк Р. Конфликт // Теоретическая социология. - С. 400 - 402.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

минов хрестоматии по конфликтологии, составленной Н.И. Легионовым отмечается: «Конкуренция - это борьба между субъектами или группами, которые не обязательно находятся в коммуникации или контакте, но которые заинтересованы в достижении одной и той же цели»1.

В.В. Радаев, пишет о конкуренции следующее: «конкуренция может быть определена не столько как столкновение, чреватое конфликтами, сколько как постоянное соотнесение деловых стратегий. В ходе такого соотнесения конкурентная ситуация относительно редко приводит к лобовым ударам, последствия которых разрушительны для обеих сторон. Конкуренция уподобляется групповому забегу на длинную дистанцию, когда каждый участник избегает столкновения с другими, но постоянно с двух сторон чувствует локти соперников. А постоянное наблюдение за их скоростью помогает каждому из участников соревнования выработать свои собственные ритм и стратегию. Или еще один иллюстративный образ. Посмотрим, как «конкурируют» между собой грибники в лесу. Вновь подошедшие к грибному месту не пытаются согнать с него тех, кто пришел на это место раньше, хотя места в лесу формально ни за кем не закреплены. Существует также негласное правило не лезть, если «место занято». Поэтому вновь пришедшие пытаются обнаружить свою делянку, но при этом внимательно следят за направлениями, в которых двигаются конкуренты, пытаются распознать за этими передвижениями скрытую информацию и выстраивают свой путь в определенном отношении к траекториям других»2.

«Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта, - отмечает Г.В. Пушкарева. - При наличии конкуренции соперники пытаются просто опередить друг друга (предложить более качественный или более дешевый товар, убедить избирателей, что предлагаемая им политическая программа соответствует их интересам и т.д.). При наличии конфликта предпринимаются более жесткие агрессивные попытки заставить соперника отказаться от притязаний на неделимый объект, навязать свою волю, изменить поведение соперника, отстранить его от неделимого объекта, а может быть, и вообще социально-статусно или даже физически устранить его... Конкуренция - это соперничество двух социальных субъектов или более за что-то находящееся вне этих субъектов (чаще всего соперничество за признание кем-то третьим): конкуренция претендентов на определенную должность, политических партий на власть в государстве и т.д. Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, конкурс при приеме в вуз, участие в творческом соревновании пианистов и т.д.). Даже если соперник известен, то главное, на что направлены действия в условиях конкуренции - добиться признания третьим своих усилий, возможностей, т.е. добиться предпочтения. Иными словами конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба, спортивная игра и др.), а демонстрацию перед третьими своих возможностей»3.

Заслуживает внимания и позиция английских авторов Дэвида Джерри и Джулии Джерри, ярко характеризующая существующую в науке неопределенность в плане соотношения конфликта и конкуренции. Характеризуя конкуренцию, они пишут следующее: «Конкуренция - деятельность, в которой человек (группа) соперничает с одним или большим числом других людей (групп) в достижении цели, особенно когда искомые результаты дефицитны и не все могут ими воспользоваться...Понятие «конкуренция частично совпадает с конфликтом. Хотя последнее чаще используется в отношении ситуации с недостатком институционализации или нормативного регулирования либо ведущих к разрушительной социальной напряженности, никакого другого различия здесь не существует, что иллюстрируется наличием термина «институционализированный конфликт»4.

Обобщая все точки зрения относительно соотношения конкуренции и конфликта, можно сказать, что существует как предельно широкая трактовка конкуренции в качестве

1 Конфликтология: Хрестоматия / Составитель Н.И. Легионов. М.- Воронеж, 2003. - С.295.

2 Радаев В.В. Что такое конкуренция? //Экономическая социология. Электронный журнал. -Том 4. № 2. Март 2003. С.20. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.ecsoc.msses.ru

3 Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. М., 2005. - С. 197-198.

4 Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый социологический словарь. Пер. с англ. М., 1999. -

С. 319-320.

любой формы состязательной деятельности, включая конфликт, так и узкая, специфическая трактовка, когда конкуренция видится как особая форма состязательной, агональной деятельности, отличная от конфликта и даже в чем-то противостоящая ему. Есть и промежуточные точки зрения, где по-разному понимается степень взаимопроникновении конкуренции и конфликта.

На наш взгляд более перспективна именно узкая трактовка конкуренции как особой формы состязательного социального взаимодействия. В этом случае конкуренция понимается как борьба за один и тот же объект (ресурс), когда соперники не находятся в состоянии контакта друг с другом, когда некто третий определяет результаты их соперничества.

Но это идеальная теоретическая модель конкуренции, которая далеко не всегда имеет место в реальной социальной практике. Во взаимодействии одних и тех же субъектов мы можем обнаружить как конкуренцию, так и сотрудничество и конфликт. Даже для того чтобы поддержать свое соперничество, конкуренты порою вынуждены сотрудничать по поводу фундаментальных правил игры. «Не все действия людей, которые являются конкурентами ... суть акты конкуренции»... Так «люди способны соперничать в достижении одних целей (скажем, в продвижении по службе) и сотрудничать в достижении других (например, в поддержке близкой им политической партии)»1, отмечает В.В. Новиков. Нужно согласиться с Р.Парком, что «только в растительном сообществе мы можем наблюдать процесс конкуренции изолированным, не осложненным другими социальными процессами»2.

В советский период конкуренция понималась как некое отрицательное явление, присущее капиталистическому обществу, где господствует слепая игра рыночных сил. Капиталистической конкуренции противопоставлялось социалистическое соревнование. Реабилитация принципов рыночного хозяйства, предпочтение его плановому, централизованному управлению экономикой привели и к реабилитации конкуренции в сфере экономики. В настоящее время конкуренция в экономике видится как неотъемлемое условие экономического развития и общественного прогресса в целом.

Однако считать конкуренцию в экономике неким чудодейственным средством, вряд ли оправдано. Прежде всего, нужно отметить, что механизм экономической конкуренции основан на презумпции правоты потребителя, который выбирает на его взгляд лучшее, наиболее подходящее ему. Как отмечают исследователи, «проявляется суверенитет потребителя: решающее слово за ним, даже если он объективно не прав. В истории бизнеса немало примеров, когда товары, получавшие наивысшие оценки экспертов, не нравились потребителям. Например, фильмы-победители престижных фестивалей почти никогда не бывают кассовыми»3. Потребитель может предпочесть низкопробный детектив классической литературе, здоровую натуральную пищу избыточно калорийным и канцерогенным продуктам. Спросом пользуются и товары, обладающие разрушительным действием по отношению к организму человека, например, наркотики. В силу этого ряду товаров закрыт легальный доступ на потребительский рынок.

То же самое касается и политической конкуренции. Имеет место миф о компетентности населения как покупателя «политического продукта»4. Без этого мифа невозможен глобальный демократический миф о народе как верховном носителе власти. Однако история дает массу примеров некомпетентного выбора населением того или иного «политического товара». Это дает основания для ограничения свободы политического рынка: закрывается доступ на него ряду «политических товаров». Так в России запрещена деятельность партий, созданных по национальному или религиозному принципу,

1 Новиков В. В. Конкурент — не человек //Экономическая социология. - Т. 12. № 1. Январь 2011. - С. 145,147. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.ecsoc.hse.ru

2 Парк Р. Конкуренция // Теоретическая социология... - С. 393.

3 Соседов Г.А. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание категорий в условиях сме-

шанной экономики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т.82. №2.

4 Пшизова С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический кон-сьюмеризм в сравнительной перспективе // Полис. 2009. № 1. = С. 102.

- С.21.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

хотя они бы имели существенную поддержку у определенных групп населения, говоря рыночным языком, были бы «куплены».

Актуальной для экономической теории была и остается проблема соотношения позитивных и негативных (созидательных и деструктивных) последствий конкуренции. Наличие тех и других признаются всеми. Но оценка их соотношения различна. Так для науки советского периода было характерна абсолютизация отрицательных последствий: считалось, что в ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий, рост безработицы. Радикальные левые политические силы обвиняли и обвиняют конкуренцию также и в том, что она ведет к моральной деградации общества, к разобщенности людей, борьбе всех против всех, представляя собой модификацию прежних войн и грабежей1. И.В. Сталин о конкуренции писал так: «принцип конкуренции: поражение и смерть одних, победа и господство других... конкуренция говорит: добивай отставших, чтобы утвердить свое господство»2.

Негативные последствия конкуренции несомненны. Это не только банкротство предприятий, что, в конце концов, не всегда плохо (рынок очищается от неэффективных агентов), но и в ряде случаев повышение издержек производства, замедление обновления производства и др. Говоря о конкуренции, английские социологи Дэвид и Джулия Джерри отмечают следующее: «.конкуренция не может рассматриваться в качестве универсальной тенденции, но в то же время как полностью положительная или отрицательная. Скорее всего, она должна оцениваться в качестве аспекта социальных отношений, последствия которого требуют индивидуального анализа в каждом конкретном случае»3.

Нужно согласиться и с Г.В. Пушкаревой, когда отмечает, выступая против однозначно позитивной оценки сотрудничества и негативной соперничества, что «общепризнанна польза конкуренции для общества, если она ведется по определенным правилам. Чем шире область социальных взаимодействий, в которых установлены конкурентные связи, тем выше вероятность того, что наиболее подготовленные, конкурентоспособные люди, организации будут востребованы в этом обществе. Достаточное развитие конкурентных начал означает, что мы имеем дело с развитой в обществе достиженческой мотивацией...»4.

Исходя из главного критерия - общественного блага - в ряде случаев необходимо со стороны общества (государства) сдерживать экономическую конкуренцию5. Сами агенты рынка исходят из стремления к максимизации собственной выгоды и редко соотносят реализацию своих интересов с интересами социального целого.

Вышесказанное справедливо и по отношению к политической конкуренции. В современном «маркетинговом подходе .политические субъекты трактуются как целе-и/или ценностнорациональные индивиды/коалиции индивидов, склонные к оппортунизму и гедонизму, стремящиеся к максимизации своей индивидуально понимаемой выгоды и не ставящие во главу угла заботу об общественном благе»6. Исходя уже из этого, можно предположить, что политическая конкуренции имеет не только позитивную направленность. В ряде случаев ее деструктивные последствия явно превышают последствия созидательные: об этом свидетельствует опыт России конца 80-х - начала 90-х гг. прошлого века. Иногда ситуация в обществе делает необходимым сдерживание политической конкуренции или даже перехода к ее антиподу - политической монополии. Успешность применения политической конкуренции в сфере политики предполагает наличие таких предпосылок как компетентность населения в роли «покупателя политического товара» и ответственность политической элиты предлагающей те или иные «политические продукты». Необходима также развитая правовая культура, обязывающая политических соперников соблюдать правила честной конкуренции.

1 Соседов Г.А. Указ. соч. - С.16.

2 Рубин Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования //Высшее образование в России. 2007. № 1. - С . 37.

3 Указ. соч. - С.320.

4 Общая социология. - С.200.

5 Данилов И. А., Волкова Е. В. Указ. соч. - С. 126.

6 Недяк И.Л. Маркетинговый подход к исследованию политических процессов. Автореф. дис. ... д-ра пол. наук. М., 2011. - С.4.

Конкуренция в сфере экономики в целом воспринимается как нечто положительное и поэтому имеет место институционализация конкуренции, она введена в рамки закона, регулируется также устоявшимися традициями и обычаями. Законодательство многих стран содержит правовые нормы, охраняющие конкуренцию в сфере экономики1. Подобная институционализация имеет место и по отношению к политической конкуренции. При отсутствии специального закона о защите политической конкуренции законодательство в части партийного строительства, электорального процесса, функционирования СМИ и др., так или иначе, защищает политическую конкуренцию.

Развитие конкурентной экономической среды, нарастание и упорядочивание политической конкуренции, упрочение конкурентности в иных сферах общественной жизни, несомненно, будут повышать статус термина, и понятия «конкуренция», стимулировать исследование в науке, в том числе и в социологической теории, феномена конкуренции.

1. Кашпур В.В. Понятие «конкуренция» в исследованиях системы образования: методологиче-

ские основания применения // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 298.

2. Данилов И. А., Волкова Е. В. Теоретические аспекты конкуренции: ретроспективный анализ и современное отечественное и зарубежное трактование //Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 2 (183).

3. Дергачева И.В. К понятию конкуренции правовых норм // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2009. № 1.

4. Лунёва Т. В., Белик Е. А. Анализ видов конкуренции в системе здравоохранения // Вестник Алтайского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2010. № 1.

5. Либман А.М. Институциональная конкуренция и постсоветская трансформация// Общественные науки и современность. 2006. № 6.

6. Евдокимов В. А. Конкуренция идей в политической коммуникации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2009. № 4.

7. Мильн А. Определение понятия «конкуренция» у животных // Русский орнитологический журнал. 2005. Том 14. Экспресс-выпуск 276.

8. Глявин М.Ю., Запевалов В.Е., Куфтин А.Н. Конкуренция мод в нестанционарных режимах мощных гиротронов // Известия высших учебных заведений. Радиофизика. 1998. № 6.

9. Иорданский Н.Н. Конкуренция // Большая российская энциклопедия. Т.15.- М., 2010.

10.Чуковская Е.Э. Конкурс // Большая российская энциклопедия. Т.15.М.. 2010.

11. Данилов Р.С. Состязательность как форма социального бытия. Автореф. дисс... канд. философ. наук. Саратов, 2007.

12. Летунова О.В. Конкуренция как тип агональной деятельности (социально-философский анализ). Автореф. . канд. философ. наук. Красноярск, 2006.

13. Пугачев В.П., Соловьев. А. И. Введение в политологию. М., 1997.

14. Конфликт /Википедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82

15. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Ученое пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2005.

16. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М., 2003.

17. Парк Р. Конкуренция // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. /Пер. . Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. Ч.1. М., 2002.

18. Парк Р. Конфликт // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. /Пер. . Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. Ч.1. М., 2002.

19. Конфликтология: Хрестоматия / Составитель Н.И. Легионов. М.-Воронеж, 2003.

20. Радаев В.В. Что такое конкуренция? //Экономическая социология. Электронный журнал. - Том 4. № 2.- Март 2003. - С. 20. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.ecsoc.msses.ru

21. Общая социология: Учеб. Пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М., 2005.

22. Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый социологический словарь. Пер. с англ. М., 1999.

23. Новиков В.В. Конкурент — не человек //Экономическая социология. Т. 12. № 1. Январь 2011. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.ecsoc.hse.ru

Список литературы

1 В России также имеется Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29.11.2010). [Электронный ресурс] - Режим доступа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_9498.html7

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

24. Соседов Г.А. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание категорий в условиях смешанной экономики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т.82. №2.

25. Пшизова С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе // Полис. 2009. № 1.

26. Рубин Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования //Высшее образование в России. 2007. № 1.

27. Недяк И.Л. Маркетинговый подход к исследованию политических процессов. Авто-реф... докт. пол. наук. - М., 2011.

28. Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29.11.2010). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-

аСБ_9498.Мш!7

MAN AND COMPETITION AS THE FORM OF SOCIAL INTERACTION

V.N. SHILOV

Belgorod National Research University

The article discusses various interpretations of the term and concept «competition». Considering the competition and the conflict as special forms of social interaction, the author sees in competition rivalry when contenders are not in contact condition with each other, and results of rivalry defines somebody the third.

e-mail:

Shilov@bsu.edu.ru

Key words: competition, conflict, rivalry, social interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.