Научная статья на тему 'Cаморазвитие студентов как условие укрепления психологического здоровья'

Cаморазвитие студентов как условие укрепления психологического здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
378
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОХРАНЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / PRESERVATION AND MAINTENANCE OF MENTAL HEALTH / УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / MENTAL HEALTH LEVELS / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / CRITERIA FOR MENTAL HEALTH ASSESSMENT / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / БАРЬЕРЫ САМОРАЗВИТИЯ / SELF-DEVELOPMENT BARRIERS / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL DEVELOPING SPACE / PERSONAL SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Швалева Нина Михайловна, Пимонова Светлана Владимировна

В статье обозначена проблема сохранения и поддержания психологического здоровья студентов; рассматривается саморазвитие личности как непрерывный процесс и условие психологического здоровья; выделяются критерии оценки психологического здоровья и группа барьеров саморазвития; формирование эффективных способов самоизменения и самореализации; проведение занятий по поддержанию и развитию психологического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selfdevelopment of students as a condition of mental health strengthening

The article outlines the problem of preserving and maintaining students’ mental health. Self-development of the individual is viewed as a continuous process and the condition of mental health. The paper describes the criteria of psychological health assessment, the group of psychological barriers to self-development the formation of effective methods of self-transformation and self-realization as well as lessons on mental health maintenance and development.

Текст научной работы на тему «Cаморазвитие студентов как условие укрепления психологического здоровья»

УДК 151.8 ББК 88.37

Н.М. Швалева, С.В. Пимонова

CАМОРАЗВИТИЕ СТУДЕнТОВ КАК УСлОВиЕ

укрепления психологического здоровья

В статье обозначена проблема сохранения и поддержания психологического здоровья студентов; рассматривается саморазвитие личности как непрерывный процесс и условие психологического здоровья; выделяются критерии оценки психологического здоровья и группа барьеров саморазвития; формирование эффективных способов самоизменения и самореализации; проведение занятий по поддержанию и развитию психологического здоровья.

Ключевые слова: сохранение и поддержание психологического здоровья; уровни психологического здоровья; критерии оценки психологического здоровья; саморазвитие личности; барьеры саморазвития; развивающее образовательное пространство.

N.M. Shvaleva, S.V. Pimonova

SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS AS A CONDITION OF MENTAL HEALTH STRENGTHENING

The article outlines the problem of preserving and maintaining students' mental health. Self-development of the individual is viewed as a continuous process and the condition of mental health. The paper describes the criteria of psychological health assessment, the group of psychological barriers to self-development the formation of effective methods of self-transformation and self-realization as well as lessons on mental health maintenance and development.

Key words: preservation and maintenance of mental health; mental health levels; criteria for mental health assessment; personal self-development; self-development barriers; educational developing space.

Сохранение и поддержание психологического здоровья человека является одной из основных проблем высшей школы. Задачей современных вузов является не только организация образовательного процесса, но также и обеспечение условий для более эффективной реализации студентами заложенных в них личностных потенциалов, развития качеств, значимых для дальнейшей профессиональной деятельности. Другими словами, формирование психологически здоровой личности в процессе обучения в вузе также важно, как и овладение профессиональными компетенциями.

Для нашего исследования способов укрепления психологического здоровья студентов важен анализ основных идей личностно-развивающей парадигмы в образовании А.Г Асмолова, В.В. Давыдова, Е.И. Исаева, И.Б. Кото-вой, В.А.Петровского, В.А. Сластенина,

Е.Н. Шиянова и др. Кроме того, разработке технологий формирования психологического здоровья студентов может способствовать анализ исследований, описывающих влияние развивающей образовательной среды и психологической службы на развитие личности (А.Г. Ас-молов, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Д.И. Фельдштейн, Н.М. Швалева и др.).

Теоретический анализ работ позволил выявить, что зачастую проблемы, связанные с психологическим здоровьем, обостряются в периоды переживания кризисов в различных сферах жизни человека - личной, социальной, профессиональной, творческой. Психологическое здоровье также подвергается опасности в периоды возрастных кризисов, поэтому необходимо знать основные составляющие своего психологического здоровья и уметь поддержи-

вать его в хорошем состоянии [7, с. 56].

К структурным компонентам психологического здоровья студентов относят их психоэмоциональный статус и ценностное самоотношение [8, с. 85].

О.В. Хухлаева выделяет выделяет три уровня психологического здоровья: креативный, адаптивный и дезадаптив-ный [12, с. 29].

К высшему, креативному уровню психологического здоровья, относят людей с хорошо выраженной способностью адаптироваться к среде в сочетании с наличием широкого спектра личностных ресурсов для преодоления стрессовых ситуаций и выстраивания своей жизни. Кроме того, признаком высшего уровня психологического здоровья считают активное, творческое отношение человека к действительности.

К среднему уровню психологического здоровья относятся люди, в целом адаптированные к социуму, но имеющие повышенную тревожность. Такие люди не обладают запасом прочности психологического здоровья, поэтому могут быть отнесены к группе риска.

Низкий уровень психологического здоровья О.В. Хухлаева называет дезадап-тивным. К нему относятся люди, использующие ассимилятивные, либо аккомо-дативные стратегию. Такие люди характеризуются негибкостью поведенческих стереотипов, недостаточной критичностью, преобладанием экстернального ло-куса контроля. Люди с низким уровнем психологического здоровья нуждаются в индивидуальной психологической помощи [12; с.112].

Психологическое здоровье, по мнению О.В. Хухлаевой, можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты. Эта система была принята нами за основу определения основных направлений работы по улучшению психологического здоровья студентов. Аксиологический компонент содержит ценность «Я» самого человека и других людей; принятие самого себя и других. Аксиологический компонент включает также и отношение к жизни в целом, которое реализуется в сформи-

рованности целей и планов на будущее в сочетании с пониманием ценности настоящего [12, с. 41].

Инструментальный компонент, по мнению О.В. Хухлаевой, предполагает владение рефлексией, которая определяет способность познавать себя, концентрировать свое сознание на себе и на своем месте во взаимоотношениях с другими [12, с. 49].

Потребностно-мотивационный компонент психологического здоровья определяет наличие у человека потребности в саморазвитии как источнике активности. Саморазвитие, по мнению гуманистических психологов, является основополагающим свойством психологически здоровой, зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала. В такой трактовке саморазвитие выступает в качестве внутренней потребности и активности личности, целью которой является выявление потенциальных возможностей, ценностных ориентаций и личностно значимых смыслов.

В контексте субъектно-деятельно-стного подхода саморазвитие рассматривается как осознанное самоизменение [1, с. 44]. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев рассматривали саморазвитие как фундаментальную способность человека быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [11, с. 113]. Если в подростковом возрасте саморазвитие касается формирования отдельных свойств и качеств, то, начиная с юношеского возраста, изменения становятся более глобальными и затрагивают личность в целом. Проявляющаяся в этом возрасте свобода определяет способность не только осуществлять выбор среди ряда альтернатив, но и инициировать их появление [5, с. 18].

Посколькупсихологическоездоровье изменяется на протяжении жизни, необходимо выделить критерии его оценки. По мнению О.С. Васильевой, основным критерием психологического здоровья является эмоциональное благополучие, внутреннее доверие и позитивное восприятие себя и других людей, а также

X

ф

с; с

ф ^

ф ^

ш о с;

о

а к .0 ей ей о о I- О. X О Ф Ч Я со

ЬР

о ¡£

о ф

т со 5 ГО О

О О X

го § О с

т

о

го

ш

ф

^

га ш

3

жизни в целом. Следующим важнейшим критерием является творческое отношение к своей жизни, понимание своего предназначения, осознание целей жизни. В качестве критериев выделяют также оптимистичный взгляд в будущее, наличие временной перспективы, гармоничность отношений с собой и окружающим миром, отсутствие страхов [2, с. 410]. Критериями здоровья личности К. Роджерс считает уровень самоактуализации, ответственность за свою жизнь, позитивное отношение к «Я», целостность личности, адекватность восприятия реальности [10, с. 218]. По мнению А. Эллиса, критерии психологического здоровья включают интерес к самому себе, общественный интерес, самоконтроль, принятие самого себя, ответственность за свои эмоциональные нарушения. Кроме того, показателем психологического здоровья считают высокую степень совпадения реального и идеального «Я» [14, с. 108].

Наиболее серьезными и труднопреодолимыми барьерами саморазвития являются: низкая субъектность и внешний локус контроля, которые определяют плохо сформированную ответственность за собственную жизнь [6, с. 213].

Таким образом, необходимым условием саморазвития является четкое, дифференцированное видение себя в настоящем и будущем, а также реалистичная перспектива, позволяющая работать над собой в настоящем для того, чтобы достичь индивидуально выработанных целей.

Особая группа барьеров саморазвития, связана с отсутствием навыков саморазвития и самовоспитания. Часто они сочетаются с неумением организовывать свою деятельность и противостоять отвлекающим факторам, которых в современном, перегруженном информацией мире, становится все больше.

Таким образом, проведенный теоретический анализ проблемы поддержания психологического здоровья студентов выявил, что одним из основных условий этого является помощь в преодолении барьеров саморазвития, формирование эффективных способов самоизменения и самореализации. В проведенном нами

исследовании для диагностики способности к саморазвитию и самообразованию была использована методика В.И. Андреева. Также был проанализирован уровень самоактуализации личности студентов с помощью теста САТ Э. Шострома, адаптированного коллективом авторов (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз), который позволил определить количественные и качественные параметры уровня самоактуализации личности, являющиеся, согласно проведенному теоретическому анализу литературы, основными признаками психологического здоровья. В проведенном нами в 2014 году экспериментальном исследовании приняли участие 70 респондентов -студентов Ставропольского филиала Московского гуманитарно-экономического института.

Исследование показало, что 47% студентов характеризуются низким уровнем саморазвития. У таких студентов отмечается ситуативная мотивация обучения, отсутствие выраженного стремления к профессиональному совершенствованию вместе с незаинтересованностью и пассивностью в получении новой информации. Основной движущей силой деятельности студентов с низким уровнем саморазвития выступают внешние стимулы. Поиск способов решения трудностей для них проблематичен, что также связано с отсутствием эффективной корректировки действий. У них слабо выражено стремление к осмыслению и анализу явлений собственного сознания и деятельности. Была проанализирована корреляция уровня саморазвития с качествами, присущими самореализующейся личности. Исследование показало значимую корреляцию низкого уровня саморазвития и недостаточной гибкости поведения (г=0,3735, р<0,01), которая выражается в неспособности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Низкий уровень саморазвития связан с низким уровнем самопринятия и самоуважения (г=0,3678, р<0,01). Такие студенты не могут полностью принять свои слабые стороны и ценить себя за сильные черты. Низкий уровень саморазвития также связан с низким

уровнем познавательных потребностей, отражающих стремление получать новые знания (г=0,3632, р<0,01). Перечисленные выше качества, как было сказано выше, являются важными компонентами психологического здоровья, а их низкое развитие свидетельствует о серьезном риске нарушения психологического здоровья студента. Особенно остро негативные тенденции могут проявляться в продолжительных стрессовых ситуациях, например, в период сессий.

Согласно полученным данным студентов с высоким уровнем саморазвития в исследуемой группе всего 16%. Они характеризуются интересом к поиску недостающей информации, высокой внутренней мотивацией к получению знаний и практических навыков. Студенты с высоким уровнем саморазвития не игнорируют трудности в процессе собственной деятельности и стремятся корректировать полученные результаты, что определяет их способность искать наиболее оптимальные решения трудных ситуаций. Была выявлена корреляция высокого уровня саморазвития со способностью жить настоящим, то есть насыщенно, во всей полноте переживать каждый момент своей жизни (шкала компетентности во времени, г=0,3983, р<0,001). Студенты с высокими показателями по данной шкале оптимистично воспринимают будущее, при этом ощущают непрерывность всего происходящего, видят свою жизнь единым целым. Высокий уровень саморазвития связан с гибкостью поведения (г=0,4008, р<0,01), что указывает на способность студентов реализовывать свои ценности в поведении, адекватно и быстро реагировать на меняющуюся ситуацию и активно взаимодействовать с окружающими людьми. При этом они отличаются сензитивностью к себе (г=0,3428, р<0,01), что указывает на их способность осознавать свои потребности и чувства, рефлексировать их. При этом такие студенты ценят свои положительные качества и уважают себя за свои достоинства (шкала «самоуважение», г=0,3735, р<0,01). Высокий уровень саморазвития логично связан с высокими баллами по шкале «синергия» (г=0,3391,

р<0,01). Это указывает на способность к целостному восприятию окружающих и мира в целом, пониманию связи противоположностей. А. Маслоу, описывая самореализующегося человека, отмечал среди важных особенностей таких людей отсутствие дихотомий, то есть разделения всего на «белое» и «черное» [7, с. 203].

Теоретический анализ научной литературы и проведенное исследование показали, что саморазвитие является условием психологического здоровья личности, поэтому студенты должны получать информацию об этом процессе, о том, какие барьеры саморазвития могут встретиться и как их преодолевать.

В результате освоения практикоори-ентированного психологического знания о психологическом здоровье студенты усваивают основные понятия о способах саморазвития и самореализации, необходимых для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности. На занятиях студенты изучают показатели и критерии психологического здоровья, его влияние на профессиональную деятельность. Студентам нужно знать особенности функционирования своей психики и уметь использовать особенности психических процессов для сохранения психологического здоровья. Саморазвитие предполагает в первую очередь самопознание, развитие рефлексии, вместе с тем студенты должны уметь использовать психодиагностические методы. В процессе прохождения занятий по профилактике и улучшению психологического здоровья студенты должны осваивать стратегии поведения в конфликтных ситуациях и технологии регуляции эмоционального состояния.

Для решения личностных проблем, вызывающих снижение психологического здоровья студентов, необходимо выстроить развивающее образовательное пространство вуза, в котором созданы возможности для коррекции и развития различных личностных качеств. Вместе с тем, необходимо актуализировать знания студентов о стрессе и депрессии, роли эмоций в регуляции поведения; о волевых качествах человека и их развитии, особенностях волевой регуляции,

x

ф

с; с

ф ^

ф ^

ш о с;

о

ГС к .0 ш ш о о I- О. X О Ф Ч Я со

ЬР

о

о ф

т со :=

ГО О

о о

X

го § О с

самоконтроле. Занятия по улучшению психологического здоровья должны также включать изучение самооценки, направленности личности и мотивации поведения. Необходимо также рассмотреть влияние конфликтов на психологическое здоровье человека и способы его сохранения в стрессовых ситуациях, выработать способы эффективного взаимодействия человека с другими людьми.

Кроме того, в результате занятий по поддержанию и развитию психологического здоровья должны быть сформированы цели саморазвития, а также способность видеть проблему и ана-

лизировать противоречия, принимать решения. Проведенное исследование раскрывает лишь определенную часть организации образовательной среды вуза, способствующей овладению навыками саморазвития в условиях учебной деятельности. Перспективным представляется исследование возможностей активизации процесса саморазвития студентов через проектирование развивающей учебной деятельности и организацию самостоятельной работы студентов. Кроме того, тренинги личностного роста повысят способность студентов к саморазвитию.

m

о

СО ф

^

га ш

3

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология индивидуального и группового субъекта. - М.: ИП РАН, ПЕР СЭ, 2002. - С. 43-52.

2. Васильева, О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии / О.С. Васильева // Психологический вестник РГУ. - Ростов-н/Д., 1997. - № 3. - С. 406-411.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 672 с.

4. Гадаборшева, Н.В. Компетентностный подход к формированию психологической устойчивости личности / Н.В. Гадаборшева, Н.М. Швалева // Вестник Академии права и управления. - 2014. -№ 37. - С. 171-178.

5. Дубровина, И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. - 2009. -№ 20. - С. 17-21.

6. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособ. для студ. ср. пед. уч. заведений. 2- е изд. [Текст] / В.Г. Маралов. - М.: Академия, 2004 - 256 с.

7. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб: Питер, 2011. - 352 с.

8. Оксанич, С.И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов. Монография [Текст] / С.И. Оксанич. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - 152 с.

9. Пимонова, С.В. Психологические ресурсы обеспечения безопасности креативных проявлений личности студентов [Текст] / С.В. Пимонова, Н.М. Швалева. - Saarbr cken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. - 144 с.

10. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. - М.: Мысль, 1994. - 480 с.

11. Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: ПСТГУ, 2013. - 400 с.

12. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева. - М: Академия. 2003. - 184 с.

13. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст] / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Ин-терпракс, 1995. - 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Щукина, М.А. Об онтологическом статусе саморазвития личности [Текст] / М.А. Щукина // Вопросы психологии. - М., 2007. - № 4. - С. 107-116.

15. Швалёва, Н.М. Социально-психологические детерминанты креативных проявлений личности студентов / Вестник ПГЛУ. - 2011. № 1. - С. 305-310.

References

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Rubinshtain's category of the subject and its various methodological values. Psikhologija individual'nogo i gruppovogo snb"ekta. M.: IP RAN, PER SE, 2002. - P. 43-52. [in Russian].

2. Vasil'jeva O.S. Valeology - actual direction of modern psychology. Psikhologicheskijj vestnik RGU. Rostov-on-Don. 1997. № 3. P. 406-411. [in Russian].

3. Vygotsky, L.S. Educational Psychology. M.: AST, 2008. P. 672 [in Russian].

4. Gadaborsheva N.V., Shvaleva N.M. Competence approach to the formation of the person's psychological stability. Vestnik Akademii prava i upravlenija. 2014. № 37. P. 171-178.

5. Dubrovina I.V. Mental and psychological health in the context of psychological culture of personality. Vestnik prakticheskojjpsikhologii obrazovanija. 2009. № 20. P. 17-21. [in Russian].

6. Maralov V.G. Fundamentals of self-knowledge and self-development. M.: The Academy, 2004. 256 p. [in Russian].

7. Maslou A. Motivation and personality. St. Petersburg: Piter, 2011. 352 p. [in Russian].

8. Oksanych S.I. Psycho-pedagogical conditions of preserving and maintaining of the psychological health of students. Pjatigorsk: PSLU, 2008. 152 p. [in Russian].

9. Pimonova S.V. Psychological resources of security provision of creative manifestations of the students'personality. SaarbrBcken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 144 p. [in Russian].

10. Rogers K. A look at psychotherapy. Becoming Human. M.: Mysl', 1994. 480 p. [in Russian].

11. Slobodchikov V.I. Psychology of Human Development. The development of subjective reality in ontogeny. M.: PSTGU, 2013. P. 400. [in Russian].

12. Huhlaeva O.V. Correction of psychological health of preschool and primary school children. M: Akademija. 2003. P. 184 [in Russian].

13. Zuckerman G.A. The psychology ofself-development. M.: Interpraks, 1995. 288 p. [in Russian].

14. Shchukin M.A. The ontological status of self-development. Voprosy Psychologii. M., 2007. № 4. P. 107116. [in Russian].

Shvaljova N.M. Socially-psychological determinants of creative manifestations of the students' personality. Vestnik PSLU. 2011. № 1. P. 305-310. [in Russian].

Сведения об авторах: Швалева Нина Михайловна,

кандидат психологических наук, профессор, кафедра психологии личности и профессиональной деятельности Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск.

&mail: shvaleva@rambler.ru

Пимонова Светлана Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра общегуманитарных, социально-экономических

и естественно-научных дисциплин, Московский гуманитарно-экономический институт (Ставропольский филиал), г. Ставрополь.

&mail^: pimonov2014@mail.ru

Information about the authors: Shvaleva Nina Mikhajlovna,

Candidate of Sciences (Psychology), Professor,

The Department of Psychology of Personality and Professional Activities Pyatigorsk State Linguistic University Pyatigorsk

E-mail: shvaleva@rambler.ru

Pimonova Svetlana Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor,

The Department of Humanities, Social,

Economic, and Science education

Moscow Humanitarian and Economic Institute

(Stavropol branch office)

Stavropol.

E-mail: pimonov2014@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.