Научная статья на тему 'Бюджетная политика стала менее прозрачной, но более предсказуемой'

Бюджетная политика стала менее прозрачной, но более предсказуемой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гавриленков Е.Е., Струченевский А.А.

Правительство одобрило бюджетный план на 2009-2011 гг. В соответствии с документом расходы федерального бюджета формально увеличатся на 25,5%: с 7,0 трлн руб. (291 млрд долл. США) в текущем году до 8,8 трлн руб. (374 млрд долл. США) в 2009-м. Впрочем, фактический рост расходов может быть менее впечатляющим, поэтому вполне возможно, что в следующем году инфляция будет ниже 10%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гавриленков Е.Е., Струченевский А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетная политика стала менее прозрачной, но более предсказуемой»

Экономика России: тенденции и перспективы

9(9) - 2008

бюджетная политика стала менее прозрачной, но более предсказуемой*

е. е. гавриленков, а. а. струченевский,

экономисты Группы компаний «Тройка Диалог»

Выгода от великодушных поступков не всегда очевидна.

Франческо Гвиччардини

После того как в мае инфляция в годовом выражении достигла пикового значения в 15,1 % (помесячный показатель остался на уровне предыдущего месяца — 1,4 %), правительство наконец обратило внимание на ее фундаментальные причины — тон публичных заявлений на эту тему, который всего несколько месяцев был оптимистичен, стал более серьезным. Ранее власти отрицали признаки перегрева экономики и вместо того, чтобы принять соответствующие меры, сконцентрировались на поддержке темпов экономического роста путем вливания ликвидности. Даже в отчете Центрального банка РФ (ЦБ РФ) за 2007 г. утверждалось, что в минувшем году «регулирование денежного предложения со стороны Банка России было направлено на обеспечение его соответствия динамике спроса и сглаживание колебаний уровня ликвидности банковского сектора» (отчет писался в начале текущего года и, по-видимому, отражал доминировавшее тогда мнение, что инфляция не является приоритетной проблемой).

Ранее мы неоднократно обращали внимание на то, что инфляция — комплексное явление. В разные периоды времени характер инфляции определяется сочетанием множества факторов, отличающихся по степени важности, однако в конечном итоге это явление всегда было и будет обусловлено кредитно-денежной политикой. Например, ускорение инфляции в первые месяцы 2008 г. было вызвано, главным образом, большим объемом бюджетных расходов в преддверии выборов. В конце 2007 г. правительство выделило 1,1 трлн руб. на дополни-

* Информация действительна по состоянию на 08.07.2008.

тельные расходы, что привело к росту совокупных расходов федерального бюджета на 40 % к уровню 2006 г. А в апреле — июне 2007 г. ускорение инфляции объяснялось значительным притоком иностранного капитала, в том числе в виде привлеченных российскими банками и корпорациями займов, в результате чего темпы роста денежной массы составили 60 % в годовом выражении.

На сегодняшний день ситуация иная. В июне помесячная инфляция составила «всего» 1,0 %, не изменившись по сравнению с показателем годичной давности, — явный признак того, что рост цен в годовом исчислении стабилизировался. Это означает, что в июне инфляция в годовом исчислении осталась на майском уровне, и это дает нам основания полагать, что уровень в 15,1 % следует рассматривать как пиковое значение. Во втором полугодии мы ожидаем некоторого замедления темпов роста цен и полагаем, что к концу года показатель инфляции в годовом исчислении может составить около 13,5 %.

Каковы основные причины такой динамики? Во-первых, это значительное замедление роста денежной массы на протяжении последних месяцев: к 1 июня его темпы снизились приблизительно до 28 % к уровню годичной давности. Это замедление обусловлено нестабильностью глобальной финансовой системы, а также снижением темпов роста внешних заимствований и чистого притока капитала в первом полугодии 2008 г. Во втором полугодии мы не ожидаем радикального изменения этих тенденций и поэтому считаем, что прирост денежной массы в 2008 г., вероятно, составит около 30 % — вполне приемлемый уровень для российс-

9(9) - 2008

Экономика России: тенденции и перспективы

кои экономики, развитие которой сопровождается ростом монетизации (и, очевидно, менее опасный с точки зрения инфляции, чем прошлогодний, когда денежная масса выросла чуть менее чем на 50 % по итогам года).

Во-вторых, правительство, по-видимому, не собирается резко увеличивать бюджетные расходы, как это было в конце прошлого года. Проект бюджета на 2009 — 2011 гг. предполагает снижение темпов роста бюджетных расходов (рис. 1).

В соответствии с планами правительства в 2008 — 2009 гг. расходы федерального бюджета формально увеличатся на 25,5 %: с 7,0 трлн руб. (291 млрд долл. США) в текущем до 8,8 трлн руб. (374 млрд долл. США) в следующем году. В 2010—2011 гг. темпы роста в годовом исчислении должны снизиться приблизительно до 10 %. Впрочем, в номинальном выражении бюджетные расходы в 2010 г. должны превысить уровень 2007 г. более чем на 80 %.

Отметим, что в 2009 г. увеличение бюджетных расходов может оказаться меньшим, чем формально заложено в бюджете. В этом случае уже в следующем году темпы инфляции могут снизиться и составить менее 10 %, а в 2010—2011 гг. возможно дальнейшее замедление роста цен. Министерство финансов РФ объявило, что в 2009 г. ему потребуется лишь 7,8 трлн руб. (332 млрд долл. США) на исполнение текущих бюджетных обязательств. Эта сумма предполагает рост расходов всего на 11,4 %. Почти 1 трлн руб. приходится на «условно утвержденные расходы» (средства будут выделены в случае необходимости) и «расходы будущих периодов». Подобные статьи расходов появились недавно, когда доходы правительства стали значительно превышать запланированные (в связи с ростом цен на нефть) и возникло искушение потратить их сверх утвержденного закона о бюджете. К примеру, государство уже аккумулировало около 400 млрд руб. на «расходы будущих периодов», которые, судя

Темпы роста расходов бюджета снизятся

9 000 30

■ ^

6 000 20

3 000 10

0 0

2007г. 2008 г. 2009г. 2010г. 2011 г.

Расходе, млрд руб. Расходе,г / (правая шкала) -

Источник-. Минфин России.

Рис. 1. Темпы роста расходов бюджета

по всему, были учтены в параметрах исполнения бюджета на текущий год и будут перенесены на 2009 г. Таким образом, уже в текущем году расходы федерального бюджета фактически достигнут 7,4 трлн руб., однако за вычетом суммы «плавающих» расходов (которые могут быть перенесены на следующий год) они составят около 7,0 трлн руб. на кассовой основе. Как уже упоминалось, мы не исключаем возможности того, что эта сумма (400 млрд руб., а возможно, и больше) будет перенесена в бюджет 2010 г. и фактический рост денежных расходов по итогам будущего года составит около 17,0 %. Это также дает нам основания рассчитывать, что инфляция будет ниже 10 %.

Похоже, бюджетная политика стала менее прозрачной: до сих пор не ясно, сколько правительство намерено потратить в текущем, следующем и последующем годах в денежном выражении на кассовой основе. Впрочем, парадоксальным образом непрозрачность бюджетной политики может быть компенсирована ростом ее предсказуемости. Уже упоминавшаяся концепция «условно утвержденных расходов», ставшая неотъемлемой частью бюджетного планирования на ближайшие 3 года, теоретически делает более прозрачными планы будущих расходов в том смысле, что она определяет их предельный уровень (с учетом резервов). Если сумма нераспределенных средств на «расходы будущих периодов» или «условно утвержденные расходы» составляет 1 трлн руб., нет необходимости для выделения дополнительных средств, как это было сделано в минувшем году. Тогда правительство ассигновало на дополнительные расходы 1, 1 трлн руб., которые были частично распределены между госкорпорациями, а также другими бюджетополучателями, что способствовало росту ц ен в начале 2008 г.

Если в ближайши е годы количество новых госкорпораций продолжит увеличиваться (что весьма вероятно) или правительство будет выделять значительные средства уже существующим (вероятность этого также высока), в распоряжении государства будет около 1 трлн руб. на эти цели. Отличие от прошлогодней ситуации заключается в том, что эта сумма уже заложена в бюджет и, следовательно, дополнительные расходы не приведут к значительному росту инфляции — они уже учтены в бюджетах будущих лет — как уже отмечалось, предусматривающих замедление роста расходов в целом.

У правительства нет намерений в ближайшие годы увеличивать долю расходов в ВВП и оно еще раз подтвердило намерение сохранить профицит бюджета (допуская, что средняя цена Юралз упадет

12 000

40

Экономика России: тенденции и перспективы

9(9) - 2008

Профицит бюджета относительно ВВП уменьшится

2007 г 2008 г' 2009г 2010 г 2011

Доходы Расходы - Баланс

ИсточникнМинфин России.

Рис. 2. Профицит бюджета относительно ввП

с 92 долл. США за баррель в 2008 до 72 долл.США за баррель а 2011 г.).Однако средняя цена еарреля нефти по итогам 2008 г. почти наверняка превысит прогнозы правительства, т. е. номинальный объем бюджетных доходов будет выше, чем ожидается. Приэтом очевидно,что инфляцияпревы сит официальный прогноз в 10,5 %, а номинальный объем ВВП также вырастет, следовательно, соотношение доходов бюджета и ВВП едва ли будет заметно отличаться от прогнозируемого правительством. Не исключено, впрочем, что соотношение расходов и ВВП будет даже немного ниже (рис. 2).

% оотношение «расходы / ВВП» не будет раст и

-

15

10

5

0

Источник: Минфин России.

Рис. 3. Ооотношение «расходы/ввП»

Замедления рэспе М2 пэрмэзып инфляцию

6

Годы

■ Динамика агрегата М2, г / г

ИПЦ, г / г (правая шкала)

Источник: ЦБ РФ, Росстат.

Рис. 4. Динамика агрегата М2

В прошлом мы видели, что каждый раз, когда правительство планировало значительное увеличение расходов относительно ВВП, сделать этого не удавалось — ускорение инфляции и рост ВВП в номинальном выражении всегда приводили к обесцениванию реальной стоимости дополнительных ассигнований (рис. 3).

Поэтому неудивительно, что несмотря на запланированное на 2002—2011 гг. почти пятикратное увеличение расходов, их объем относительно ВВП остается почти неизменным. Эта закономерность еще раз подтверждает, что рост расходов (зачастую слишком быстрый) всегда способствует ускорению инфляции. Поэтому вполне логично предположить, что более умеренный рост расходов в предстоящие годы должен способствовать снижению темпов инфляции до уровня менее 10 % (рис. 4).

Рост цен по-прежнему будет одной из фундаментальных проблем для российских властей. Ввиду того, что в дальнейшем численность населения трудоспособного возраста в стране начнет сокращаться, дефицит рабочей силы будет все более ощутим. Эта тенденция будет способствовать быстрому росту номинальных зарплат (и цен), как уже случалось и в частном, и в государственном секторах экономики. В прошлом это приводило к тому, что реальная заработная плата увеличивалась быстрее, чем производительность труда, тем самым стимулируя рост цен (рис. 5).

Таким образом, наш вывод достаточно очевиден: чтобы уменьшить влияние ограничений на рынке труда как фактора инфляции, правительство должно сократить расходы и повысить эффективность государственного сектора, который отличается самыми низкими темпами роста произ-водительнмсти труда (в отдельные годы здесь даже наблюдалось ее снижение) .

Реальная заработная плата растет быстрее производительности труда

20 1 6

ы

к 12

ф ........

о

ит 8...

4 0

20 16 1 2 8 4 0

Годы

3 - Производительностьтруда,г/г

1 - Реальная заработная/лата, г / г

■ ИПЦ, с / г (привия шкили)

Источник: ЦБ РФ, Росстат.

Рис. 5. Динамика реальной заработной платы и производительности труда

20

20

200;

2004

2005

2006

200/

2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.