Научная статья на тему 'Будущее Европы и мира глазами французских экспертов'

Будущее Европы и мира глазами французских экспертов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
343
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Будущее Европы и мира / демографические процессы в мире / иммиграция / Китай и США / многонациональные фирмы

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Григорий В. Томский

Проанализированы точки зрения Ив-Мари Лолан и Жан-Поль Гишар на будущее Европы и мира, изложенные ими в фундаментальных монографиях. Мы обильно цитируем малодоступные для нефранкоязычного читателя источники, чтобы лучше передать их мысли и дать представление о личности этих неординарных экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее Европы и мира глазами французских экспертов»

CONCORDE, 2015, N 3

БУДУЩЕЕ ЕВРОПЫ И МИРА ГЛАЗАМИ ФРАНЦУЗСКИХ ЭКСПЕРТОВ

Профессор Григорий В. Томский Международная академия КОНКОРД

g.tomski @gmai l.com

Проанализированы точки зрения Ив-Мари Лолан и Жан-Поль Гишар на будущее Европы и мира, изложенные ими в фундаментальных монографиях. Мы обильно цитируем малодоступные для нефранкоязычного читателя источники, чтобы лучше передать их мысли и дать представление о личности этих неординарных экспертов.

Ключевые слова: Будущее Европы и мира, демографические процессы в мире, иммиграция, Китай и США, многонациональные фирмы.

Мнение Ив-Мари Лолан о будущем Европейской цивилизации

Доктор Ив-Мари Лолан является экономистом, демографом, геополитиком, руководил банками, преподавал во многих университетах Франции: Национальном институте

администрации (ENA), Парижском институте политических наук (Institut d'études politiques de Paris), Парижском университете Дофин (Université Paris-Dauphine), Высшей военной школе (École supérieure de guerre), Политехническом институте (École polytechnique) и др. Работал в Международном валютном фонде и Мировом банке, был президентом экономического Комитета НАТО, занимал должность национального секретаря по экономическим вопросам партии «Объединение в поддержку Республики» (RPR), является главой Института демографической геополитики (Institut de géopolitique des populations). Лолан выступает за открытое обсуждение сложных проблем современности без оглядки на политическую корректность. Он излагает свою точку зрения в авторском блоге [1] и сайте Института демографической геополитики [2]. Оживленное обсуждение вызывают его книги ([3] и др.).

Лолан последовательно придерживается своего девиза: «Свобода выражения своих мыслей чего-бы это не стоило» («Liberté d'expression, quoi qu'il en coûte») и поэтому он часто высказывает мысли, которые другие эксперты воздерживаются формулировать по разным соображениям.

Мы будем использовать категорию качества жизни в качестве базовой категории [4] для интерпретации анализируемых нами точек зрения.

Неизбежность снижения качества жизни

Каждая личность стремится улучшить качество своей жизни. Качество жизни человека оценивается множеством критериев, среди которых можно перечислить:

- духовное богатство человека;

- уровень материального благосостояния;

- качество окружающей среды;

- состояние здоровья;

14

CONCORDE, 2015, N 3

- уровень безопасности;

- удовлетворенность жизнью и т. д.

Европейская цивилизация накопила огромное духовное богатство и достигло высокого уровня материального благосостояния, большое внимание уделяется качеству окружающей среды, состоянию здоровья и уровню безопасности населения:

«Запад живет теперь с глубоким убеждением или иллюзией, что после многих веков конфликтов на Земле наконец наступила эпоха вечного мира ...

Он слепо верит в прогресс медицины, которая постепенно заставит замолчать страдания и смерть

Удовлетворено большинство материальных потребностей, тогда как тяжесть и продолжитель-ностьность ежедневного труда облегчается с каждым годом.» ([3] с. 144)

Что касается удовлетворенностью жизнью, то Ив-Мари Лолан пишет:

«Человеческую историю можно интерпретировать как долгий путь в поисках счастья. Впрочем, право не на счастье, но на поиск счастья вписано в американскую конституцию ...

Западная цивилизация незаметно перешла от поиска счастья к преследованию удовольствия ...

Человеческое общество не может выжить, основывая свое поведение только на поиске удовольствия, как это происходит инстинктивно в животном мире. Весь духовный процесс основывается на отказе от материального потребления в пользу преследования более возвышенных целей...

Но даже, если не говорить об этом, то учеба, обучение, поиск знания или исследование для получения дополнительного знания представляют также форму отказа от досуга, то есть свободного времени...

В экономической жизни мы тоже находим ту же необходимость отказа от немедленных удовольствий для того, чтобы идти дальше или получить потом более значимый результат.» ([3] с. 141143)

Лолан считает, что Запад скоро лишится своей идентичности и высокого уровня качества жизни по многим причинам.

Прежде всего, снижение качества жизни европейцев произойдет очевидно из-за старения населения по причине уменьшения рождаемости:

«Впервые в истории Франции численность жителей старше 60 лет будет больше численности тех, кому меньше 20 лет. В 2040 году тех, кому больше 65 лет, будет в 1,7 раза больше молодых.» ([3] с. 258)

А это означает ухудшение для многих состояния здоровья, являющегося важнейшей компонентой качества жизни. Снижение доли активного населения ударит по уровню материального благосостояния для всех:

«Снижение рождаемости объясняется тем, что доходы населения, в частности, молодого взрослого населения снижаются по отношению к доходам предшествующих поколений ... Это снижение происходит в силу увеличения финансовых и социальных отчислений, которыми в основном пользуются пожилые люди ... Молодые семьи реагируют на это снижением рождаемости, чтобы сохранить уровень жизни и место в обществе.

На этой стадии начинает раскручиваться спираль, которая ведет наши общества к катастрофе.» ([3] с. 138-139)

Уменьшение доли молодых ведет к увеличению доли пожилых и старых среди электората, а это - к усиления их политической силы. Поэтому будет продолжаться самоубийственная (по мнению Лолан) политика сохранения качества жизни неактивной части населения.

Рождаемость вступает также в противоречие с желанием современной женщины улучшить качество своей жизни:

«Почему все-таки женщина на Западе не хочет больше иметь детей, несмотря на семейные пособия, на отсутствие войн, эпидемий и голода, несмотря на невиданное в истории человечества благосостояние? Ответ прост и очевиден. Она думает о других вещах, которые ее интересуют больше ... Прежде всего о своем теле, потом о своей профессии, своих занятиях, досуге, ребенок находится в конце списка ...» ([3] с. 101)

«Драма нашего времени состоит в том, что не найдено подходящего равновесия между двумя императивами — определенной свободой женщины и ее долгом перед обществом ...

Короче говоря, на фоне огромного эгоцентризма и фатальной несознательности западная женщина просто-напросто тихо хоронит тысячелетнюю цивилизацию.» ([3] с. 113)

15

CONCORDE, 2015, N 3

Лолан не верит, что проблемы, связанные со снижением доли активного работающего населения и сопутствующим этому снижением качества жизни на Западе, могут быть решены путем будущей широкой роботизации ([3] с. 151-154).

Духовная деградация

При поверхностном взгляде, отмечает Лолан, кажется, что Запад постиг вершины славы и могущества:

«Кажется больше нет никакого повода для беспокойства. Нет больше никакой преграды. Дракон коммунизма наконец повержен, рыночная экономика процветает вокруг Кремля и Летнего дворца в Пекине ...

Непобедимые вооруженные силы Америки поддерживают мировой порядок, о котором до недавнего времени никто не смел мечтать. Везде ритуально повторяются слова о всеобщих ценностях, о праве человека, о демократических принципах .

Никогда в истории человечества факел статуи Свободы не горел таким ярким пламенем.» ([3] с. 74).

Но на самом деле, пишет Лолан, Запад близок к своему краху, что видно на примере потери культурного превосходства:

«Творческий дух Запада исчерпан. Современная музыка стала эзотерической. Это мертворожденный язык, на котором говорит кучка посвященных и игнорируемый обычными людьми. Он предпочитает насвистывать отрывки Бетховена или Лиллю, используемые в телефонах для ожидания разговора, или громыхать звуками рока, рага, рапа, хип-хопа .

В архитектуре современные создатели не могут придумать лучше, чем палаточное полотно в Арке Дефанса, имитировать в Центре Помпиду формы нефтеперегонного завода или форму пластмассовой пирамиды для украшения строгого и благородного двора Лувра .

Нефигуративное искусство современной живописи производит странное впечатление на медленно проходящие толпы, более озабоченные своими уставшими ногами, чем желанием следовать команде с требованиям любования принятыми восхищаться картинами ... Короче говоря, западное искусство утеряла свою силу и энергию. Из-за отсутствия новых собственных источников вдохновения, она постепенно поддается чужим влияниям, пришедшим из Африки или из других мест и начинает терять свои традиции.» ([3] с. 76)

Лолан с нескрываемым отвращением описывает распространение гомосексуализма:

«Надо быть полностью слепым или обладать огромным цинизмом, чтобы не признавать открыто, что гомосексуализм неизбежно способствует уничтожению модели традиционной семьи, основанной на женитьбе, на которой базируется плодородие хорошо сбалансированного общества, способного жить и воспроизводить себя .

Концепция женитьбы между гомосексуалистами является ужасной карикатурой традиционной модели как чудовищные гаргулии на крышах средневековых храмов. Впрочем, почему останавливаться на полпути? Почему бы не разрешить женитьбу не только двух мужчин или двух женщин, а многих? Или открыто признать полигамию, разрешенную для африканцев постановлением Государственного совета Франции 1980 года? Почему лишать коренных французов этого права? А что делать с многомужеством, распространенным в Тибете — высокогорном центре духовности? ...» ([3] с. 124)

Не будем цитировать красноречивые описания наркомании, других признаков и культурной деградации, многочисленных проявлений духовного обеднения.

Экономическая маргинализация

Лолан отмечает, что длительное военное доминирование Запада было основано на его экономическом превосходстве, что скоро это будет в прошлом:

«Усложняющим фактором является потеря демографического веса в мире. Некоторое время еще останется утешающее самолюбие культурное богатство и воспоминания о былой славе.» ([3] с. 238)

«Европа объединяет все недостатки зрелой экономики и стареющего общества, полулиберального или полу-государственного . Слишком тяжелые социальные отчисления отражаются на

16

CONCORDE, 2015, N 3

стоимости труда, слишком жестка и ограничительна регламентация рынка труда, что вызывает хроническую безработицу, несмотря на все терапевтические меры.

Надо также учитывать нагрузку на социальный бюджет иммиграции населения, которая добавляет неквалифицированную и, следовательно, непродуктивную рабочую силу, а также агонию трудовой этики.» ([3] с. 244)

Тема экономической маргинализации Запада в современном мире будет продолжена при изложении точки зрения профессора Жан-Поль Гишар.

Снижение качества окружающей человека среды

Экономическая маргинализация Запада повлечет не только снижение уровня материального благосостояния населения, но и скажется на социальном климате, являющимся одной из компонент окружающей человека среды:

«Экономическое отставание Запада от темпа мирового развития окажет разрушительное воздействие на внутренние процессы. Только сильный экономический рост способен обеспечить социальное единство неоднородных обществ, число которых на Западе увеличивается из-за коммунитаризма. Ибо гораздо проще осуществить распределение общих доходов, чем разделить нагрузки.» ([3] с. 246)

На коренное европейское население оказывает гнетущее впечатление увеличение количества мигрантов с чужими культурными корнями и поведенческими моделями, неподдающимися ассимиляции и интеграции.

Лолан пишет:

«Проблема состоит в том, что Африка показала неспособность к самоуправлению. Население растет в среднем на 2,4 % в год при среднем экономическом росте в 2 %. Из этого вытекает растущая пауперизация. В 2050 году Африка будет в три раза более населенной, чем Европа. На самом деле Африка является человеческим тонущим Титаником, несчастные пассажиры которого видят свое спасение только в Европе, новой обетованной земле ... Никто не должен сомневаться, что отношения между Африкой и Европой станут большой геополитической драмой XXI века.» ([3] с. 246)

Что касается экологического движения, то Лолан считает, что от него больше вреда, чем пользы для качества жизни:

«Экологическое движения явно или неявно осуждает технический прогресс, экономический рост, короче говоря, все технологическое развитие, которое сделал в течении многих веков Запад доминирующей силой на земном шаре.» ([3] с. 172)

Экологическое и гуманитарное движения причислены к вялым ценностям:

«Сильные ценности объединяют сообщество людей или целую цивилизацию вокруг нескольких простых понятных для всех принципов. Вялые ценности нашего времени, напротив, отвлекают. Они порождают путаницу в головах. Они способствуют ослаблению социальной ткани общества ... » ([3] с. 167)

Угрозы безопасности

По данным 2001 года Франция превзошла США по уровню преступности, в частности, из-за разрешения свободы передвижения внутри Шенгенской зоны и за счет роста иммиграционных процессов:

«Быстрое распространение ислама сопровождается во всем мире насилием, трениями и конфронтацией. Дело в том, что ислам очень далек от принципов толерантности, которых придерживается большинство больших религий .

Центральная проблема состоит в том, что ислам сегодня основывается почти исключительно на неприятии современности, которым, напротив, питается Запад. Ислам наталкивается на три камня преткновения: структурный дефицит общественных и частных свобод, душащих частную инициативу; бесправное положение женщины, которое мешает ей выполнить свою роль вектора передачи детям культурных ценностей; почти полное отсутствие качественного образования. Честно говоря, трудно представить, как с таким багажом ислам мог бы стать современным в близком или дальнем будущем.» ([3] с. 265-266)

17

CONCORDE, 2015, N 3

Господство вялых ценностей делает трудным защиту Запада:

«который отказывается сопротивляться большим вызовам нашего века, в частности, с растущим от года в год потоком массовой иммиграции. Права человека и гедонизм действуют в одном направлении: поиска легкости, отказа видеть неприятные реальности, согласиться с болезненными выборами и жертвами, cпрятав все под успокаивающим прикрытием доброй воли. Дезориентированные жители Запада трясут правами человека по каждому случаю, чтобы лучше скрыть свою слабость, как священники раньше трясли крестом, чтобы изгнать демона. Это - новая губительная религия европейского упадка.» ([3] с. 266-267)

Большое беспокойство Лолана вызывает снижение обороноспособности:

«Будет наблюдаться тенденция к снижению расходов на оборону, чья доля в бюджете или в ВВП не переставала снижаться даже в периоды экономического роста. Напротив, социальные расходы не переставали расти и поглощать растущую долю экономическтх ресурсов.» ([3] с. 230)

«На самом деле, с фактическим развитием коммунитаризма, с ослаблением национального государства, с упадком традиционных ценностей, с демографическим кризисом и ускорением старения населения, Западу будет очень трудно мобилизовать духовные и материальные ресурсы, необходимые для своей защиты от внутренних и внешних угроз и, следовательно, выживания. Вопрос в том, какое время и в какой степени технология может заменить отсутствие политической воли. История несомненно даст окончательный ответ на этот вопрос, как она недвусмысленно давала в прошлом для других исчезнувших цивилизаций.» ([3] с. 235)

Жан-Поль Гишар о будущем мира

Профессор Жан-Поль Гишар (Гишард) является экономистом и геополитиком, работает на Факультета права и политических наук Университета Ниццы - София Антиполис, является директором Центра по Сотрудничеству с Восточными странами (CPE), читает лекции во многих университетах, в том числе в ведущих российских университетах.

В захватывающих книгах [5, 6] обосновывается точка зрения, что Китай движется к мировой гегемонии. После данной статьи опубликован подробный обзор книги [6], сделанный профессором А.Г.Дружининым. Заметим, что изначальное выразительное название этой книги «Гегемонистские амбиции Китая. Экономический империализм» было почему-то изменено при переводе на русский язык [7].

Союз между руководством Китая и мультинациональными фирмами

Благодаря тоталитарной системе:

«зарплаты оставались очень низкими и трудящиеся были лишены социальных прав; благодаря этой системе строгий контроль над обменным курсом позволял китайскому юаню сохранить значительно пониженный курс, что давало стране огромную конкурентоспособность, большое стратегическое преимущество в мировой конкурентной борьбе.

В этом состоит секрет крепкого союза, с одной стороны, Китайским государством-партией и руководителями китайских фирм, являющихся коммунистами, с другой стороны, с менеджерами мультинациональных фирм, очень заинтересованных в получаемой прибыли. Чем более эксплуатируема китайская рабочая сила, тем выше прибыль, получаемая китайскими или иностранными фирмами, действующими в Китае; чем ниже курс юаня, тем больше прибыль западных фирм, например, Apple, которые производят часть продукции в Китае, тем больше конкурентоспособны китайские экспортные предприятия.

Этот союз очень хорошо функционирует до настоящего времени и позволил Китаю получить рекордное увеличение своего ВВП ...» ([5] с. 31-32)

Делокализация производства дает также возможности многонациональным фирмам уменьшить для себя налоговую нагрузку.

18

CONCORDE, 2015, N 3

Цели китайской элиты

Коммунистическая партия (КПК) имеет примерно 85 миллионов членов из 1 400 миллионного населения. С их семьями это составляет средний класс Китая в примерно 300 миллионов человек с качеством жизни, сравнимым со стандартами развитых стран. Властвующая верхушка составляет менее 1 % членов партии и насчитывает более 500 долларовых миллиардеров. ([5] с. 52)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегия Китая отражает интересы этой элиты:

«КПК имеет дальновидную стратегию, ибо руководители не имеют предвыборных забот как в демократических странах ... Тем не менее, чтобы Партия могла увековечить свое господство над китайским обществом важно дискредитировать даже саму идею демократии; что может быть лучше для этого, чем в том или ином смысле разгромить демократические страны? После того, как эти страны потерпят крах, пропаганда может заявить: «смотрите, куда ведут индивидуализм и западные идеи о демократии и праве человека: к безответственности и к разорению!» И что может быть лучше для этого разрушения/деструктуризации, чем экономические средства, гораздо более эффективные и менее затратные, чем военные? Желание могущества в мировом масштабе китайских руководителей прежде всего связано с желанием увековечения своей власти в самом Китае. Но не только власти: верхушка элиты хочет также богатства, одно дополняет другое.» ([5] с. 60-61)

Для достижения своих гегемонистских целей Китай быстро снижает свою технологическую зависимость от передовых в настоящее время стран. Достаточно заметить, что Китай ежегодно готовит больше инженеров, чем США и Европа вместе взятые.

«Освоение технологии позволяет развивать гигантские китайские фирмы, опирающиеся на исследованиях. В это же время многонациональные фирмы меняются по собственной динамике: растущая часть их производства и исследований располагается теперь в Китае, обеспечивается китайским персоналом не только производственным, но и исследовательским и руководящим.

Неизбежно придет время, когда ключевые посты в иностранном предприятии займут китайские руководящие кадры, которые в интересах своей карьеры будут подчиняться КПК. На этой стадии фирма будет оставаться «многонациональной», но это будет только внешне; она будет прежде всего китайской фирмой, следующей «технико-национализму», характеризующей индустриальную политику этой страны. Развитые сегодня страны, в которых родились эти фирмы, потеряют таким образом свою одновременно промышленную структуру и контроль над этими фирмами, ставшими для них иностранными: логическим последствие этого станет политическая вассализация.» ([5] с. 108-109)

Из прогнозов Гишара

В эпилоге своей книги [5] Гишар приводит свой прогноз ситуации в мире в 2025 году, если не будут приняты протекционистские и другие маловероятные в настоящее время меры.

Приведем в качестве примера несколько отрывков из прогнозов Гишара.

Про США :

«США продолжили (до 2025 года) свою нынешнюю политику отказа от твердой конфронтации с Китаем и расплачиваются за это: доллар не является мировой монетой с тех пор, как в 2018 году юань заменил его .

Произошла заметная потеря престижа США: сильно уменьшилось количество иностранных студентов, желающих учиться в американских университетах; многие теперь едут в очень престижные китайские университеты, которые смогли притянуть впечатляющее количество Нобелевских лауреатов разных национальностей ... » (с. 222)

Латинские страны (Франция Италия, Испания):

«Между 2017 и 2019 годом в трех больших латинских странах Европы установился «новый порядок»; новые режимы поддерживают порядок, власть, работу, подчинение, уважение к иерархии; происходит борьба против расточительства, которое привело к уменьшению расходов на здравоохранение и образование ... Миллионы иностранцев вынуждены вернуться в свои страны. В 2018/19 годах снижены зарплаты от 10 % до 20 % ...

19

CONCORDE, 2015, N 3

Отношения с Китаем превосходны. Пекин очень ценит эти новые строгие режимы, руководители являются серьезными и вызывающими доверие.»

Поэтому для Франции Гишар прогнозирует большой рост китайских инвестиций, увеличение доли китайских студентов до половины от общего количества иностранных студентов в университетах, невиданный наплыв богатых азиатских туристов ...» (сю 223-224)

Китай

Гишар предсказывает Китаю продолжение сильного экономического роста и последовательной политики, которая принесет большие успехи: рост влияния на международные организации, включая Международный валютный фонд, присоединения Тайваня с предоставлением широкой автономии по примеру Гонконга, улучшения отношений с Индией и создание гигантских китайско-индийских предприятий с доминированием китайского капитала, усиления влияния в России, в частности, создание территорий с особым статусом на Дальнем Востоке, улучшения качества жизни китайского населения. При этом возможно обострение социальных отношений. (с. 227-230)

Гишар не сомневается, что Китай будет в 2025 году доминировать в мире, но при этом США останутся сверхдержавой, как видно из его описания перспектив Латинской Америки:

« Ослабление американского влияния почти во всем мире привело парадоксально к увеличению влияния в Латинской Америке. Два американских континента, сильные наличием природных богатств и взаимопроникновением их экономик, развивают новое сотрудничество на всех уровнях.» (с. 227)

Сверхдержавы и супернации

По этим прогнозам доминировать в мире будет Китай и США. Европа по мнению Лолана идет к краху, тогда как Гишар надеется на относительно благополучный исход при потере достигнутого качества жизни. Поэтому нельзя отбросить полностью возможность постепенной трансформации Европейского союза в новую сверхдержаву.

Александр Кононов в рамках своей Общей теории неуничтожимости человечества (ОТН) вводит понятие супернации:

«Необходимость создания Теории супернаций в рамках ОТН связана с тем, что супернации -большие полиэтнические нации, проживающие на обширных территориях (Россия, США, Китай, Индия), с одной стороны, обречены играть особую роль в судьбе человечества, а с другой стороны, имеют специфические угрозы их существованию, существованию всех людей, которых они объединяют, и существованию цивилизации на планете.

Именно супернации имеют те ресурсы, которые позволяют им стать авангардом человечества в его научно-техническом прогрессе и в решении задач повышения шансов человечества на спасение, в частности, в освоении Космоса. Решение этих задач - ключ к обеспечению безопасности супернаций, ключ к пониманию их жизненно важных ролей в спасении человечества. Чем больше супернация добивается на этих поприщах, тем очевиднее для все большего числа людей на Земле значимость и роль такой супернации. И тем легче ей парировать те специфические угрозы, которые свойственны именно супернациям. Речь идет об угрозах дестабилизации и распада супернаций. Собственно дестабилизация для супернаций страшна именно тем, что она может инициировать процессы их распада - а это смертельная угроза для каждого, кто принадлежит к этой супернации ...

Поэтому важнейшей задачей Теории супернаций ОТН является разработка систем смыслов и стимулов развития супернаций по путям спасения человечества, прежде всего по путям расширения их вклада в науку и космическую экспансию, в мировое лидерство в социальных вопросах, в развитии медицины, пенсионного обеспечения, в победу над голодом, нищетой, преступностью и мировыми кризисами, в решение всех сверхзадач человечества.» ([8], с. 37-38)

Отличие супернации от супердержавы состоит в том, что супердержава действует в собственных интересах. Гишар пишет:

«Экономические и политические отношения в современном мире выглядят, как своего рода холодная война, главными протагонистами которой являются США, гегемонистская держава в упадке, и Китай, усиливающаяся держава, стремящаяся к гегемонии. Нет прямой военной конфронтации. Но идет

20

CONCORDE, 2015, N 3

многогранная борьба, происходящая по всему миру на очень разнообразных площадках (экономической, денежно-кредитной, финансовой, политической и т.д.) с наступлениями и контрнаступлениями, отступлениями, победами и поражениями.» ([6], p. 191).

Таким образом, супердержавы находятся в постоянной борьбе, а супернации будущего должны быть в творческом соревновании. Теория супернаций должна искать пути трансформации конфликтующих супердержав в сотрудничающие супернации ([8-10], [9], с. 7).

В связи с этим процитируем начало Манифеста стратегического общественного движения «Россия 2045» [11], подчеркнув близкие к теории супернаций идеи:

«Человечество превратилось в общество потребления и находится на грани тотальной утраты смысловых ориентиров развития. Интересы большинства людей сводятся в основном к поддержанию собственного комфортного существования.

Современная цивилизация с ее космическими станциями, атомными подводными лодками, айфонами и сегвеями не способна избавить человека от ограничений физических возможностей тела, болезней и смерти.

Нас не устраивают сегодняшние достижения научно-технического прогресса. Наука, работающая на удовлетворение потребительских нужд общества, не сможет обеспечить технологический прорыв.

Мы считаем, что мир нуждается в иной идеологической парадигме. В ее рамках необходимо сформулировать сверхзадачу, способную указать новый вектор развития для всего человечества и обеспечить проведение научно-технической революции.

Новая идеология должна утвердить в качестве одного из приоритетов необходимость использовать прорывные технологии для совершенствования самого человека, а не только его среды обитания.»

Литература

1. http://www.laulan.fr/

2. http://www.institut-geopolitique-populations.net/

3. Laulan Y-M. Les nations suicisaires. - François-Xavier de Guibert, 2003. - 287 p.

4. Томский Г.В. Категория качества жизни // CONCORDE, 2015, N 1, p. 3-15.

5. Gichard J.-P. L'Etat-parti chinois et les multinationales. L'inquiétante alliance. - L'Harmattan, 2014. -

233 p.

6. Brunet A., Gichard J.-P. La visése hégémonique de la Chine. L'impérialisme économique. -L'Harmattan, 2012. - 208 p.

7. Гишар Ж.-П., Брюне А. Геополитика меркантилизма: новый взгляд на мировую экономику и международные отношения. - М.: Новый хронограф, 2012. -232 с.

8. Кононов А.А. Общая теория неуничтожимости человечества // CONCORDE, 2015, N 1, p. 3067.

9. Kononov A., Tomski G. Théorie générale de l'indestructibilité de l'Humanité // CONCORDE, 2015, N 3, p. 3-13.

10. Томский Г.В. Научные и творческие темы, интересующие Международную академию КОНКОРД (Tomski G. Travaux scientifiques et créatifs qui intéressent l'Académie Internationale CONCORDE) // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2014, N 2, p. 3-38.

11. Манифест стратегического общественного движения «Россия 2045» // http://2045.ru

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.