Научная статья на тему 'Борьба с незаконным оборотом наркотических средств на международном уровне'

Борьба с незаконным оборотом наркотических средств на международном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
796
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / НОРМАТИВНАЯ БАЗА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / COMBATING ILLICIT TRAFFICKING IN NARCOTIC DRUGS / THE REGULATORY FRAMEWORK FOR INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волощук Анатолий Николаевич

Статья посвящена вопросам взаимодействия государств участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Сформулированы предложения по совершенствованию нормативной базы международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGHTING AGAINST ILLICIT TRAFFIC IN NARCOTIC DRUGS AT THE INTERNATIONAL LEVEL

The article is devoted to the interaction of participant states of the CIS in combating illicit trafficking in narcotic drugs. The motions for improving the regulatory framework for international cooperation are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Борьба с незаконным оборотом наркотических средств на международном уровне»

УДК 343.9

Анатолий Николаевич ВОЛОЩУК,

ректор Одесского государственного университета внутренних дел (Украина), доктор юридических наук, доцент, заслуженный юрист Украины

БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

FIGHTING AGAINST ILLICIT TRAFFIC IN NARCOTIC DRUGS AT THE INTERNATIONAL LEVEL

Статья посвящена вопросам взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Сформулированы предложения по совершенствованию нормативной базы международного сотрудничества.

The article is devoted to the interaction of participant states of the CIS in combating illicit trafficking in narcotic drugs. The motions for improving the regulatory framework for international cooperation are presented in the article.

Ключевые слова: борьба с незаконным оборотом наркотических средств, нормативная база международного сотрудничества.

Keywords: combating illicit trafficking in narcotic drugs, the regulatory framework for

international cooperation.

В современном глобализированном мире создание организационноправовой основы борьбы с незаконным оборотом наркотических веществ является одним из основных направлений международного сотрудничества государств.

Проблема незаконного оборота наркотиков сегодня приобрела беспрецедентный масштаб: государства уже не в состоянии эффективно ее решить самостоятельно. Это, в свою очередь, приводит к необходимости создания универсальных и региональных специализированных международных организаций, основной целью которых является координация международных усилий по противодействию незаконному обороту наркотиков и контролю за выполнением международно-правовых обязательств государств в этой сфере.

Основную роль в борьбе против незаконного оборота наркотиков играет международная институциональная система, которая определяет специфику и дальнейшее развитие международно-правового регулирования сотрудничества мирового сообщества в противодействии этому международному преступлению. В контексте регионализации и всеобъемлющих интеграционных процессов наблюдается тенденция к усилению международной составляющей противодействия незаконному обороту наркотиков, важное место в этом процессе играет международное сотрудничество в рамках европейских структур.

Сотрудничество в данной сфере происходит на региональном уровне в рамках форумов и таких международных организаций, как Европейский Союз, Совет Ев-

ропы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также других структур, среди которых особое место отводится взаимодействию в рамках СНГ. Именно от эффективности деятельности этих основных участников институциональной системы зависит успех международного сотрудничества по борьбе с наркоманией на территории бывшего Советского Союза. Поэтому исследование вопроса институционального механизма противодействия незаконному обороту наркотиков приобретает чрезвычайную актуальность.

Преступность, связанная с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств, активно проявилась особенно в последнее десятилетие и несет на себе наиболее характерные черты этого периода и преступности в целом.

Особенностями данного вида преступности являются, во-первых, высокая латентность и, во-вторых, прямая связь ее масштабов с формированием среды потребителей наркотических средств. В силу того что потребители наркотиков -это в основном люди молодого возраста, данный вид преступности представляет непосредственную угрозу здоровью нации, а также жизни многих людей. Кроме того, неконтролируемое распространение наркомании влечет так называемую вторичную угрозу здоровью и жизни людей - заражение наиболее опасными видами болезней. На фоне Чернобыльской трагедии и связанных с ней последствий эти обстоятельства повышают общественную опасность рассматриваемого вида преступности в условиях Украины.

Высокая латентность наркомании и связанной с ней преступности объясняется, в частности, тем, что эта проблема пока не рассматривается в качестве общенациональной. Во всяком случае выявление наркоманов и лиц, злоупотребляющих наркотиками, не стало пока задачей национального масштаба. Ее решение возложено на ограниченное число работников специальных служб МВД Украины и Минздрава Украины.

Исправить ситуацию поможет созданная Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 г. Государственная служба Украины по контролю за наркотиками. Но руководители предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, общественных объединений, отдельные граждане в решении этой проблемы не принимают должного участия. В силу такого положения проблема наркомании периодически обсуждается, в том числе в средствах массовой информации, но ее решение не переведено пока в плоскость практических согласованных решений на всех уровнях государственной и общественной жизни. Как представляется, названная причина является одной из основных, влияющих на развитие процесса наркотизации населения республики, в первую очередь молодежи. Актуальной задачей остается совершенствование работы органов внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, ориентирование ее на выявление и привлечение к ответственности лиц, занимающихся распространением наркотиков.

Взаимодействие государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств в рамках определенного региона, а также на двусторонней основе является важной составляющей частью противодействия наркобизнесу во всем мире. Учет особенностей конкретного региона позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы государств, что положительно сказывается на ситуации, складывающейся в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков в мире.

С учетом данного обстоятельства в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (далее

- Конвенция) были закреплены положения, в соответствии с которыми государ-ствам-участникам рекомендуется использовать возможности двустороннего и многостороннего сотрудничества. Так, в соответствии с п. 1 1 ст. 6 Конвенции «Стороны стремятся заключать двусторонние и многосторонние соглашения с целью осуществления или повышения эффектив-

ности выдачи». На основании п. 3 ст. 10 Конвенции государства «могут заключать двусторонние или многосторонние соглашения или договоренности в целях повышения эффективности международного сотрудничества во исполнение настоящей статьи и могут в этой связи принимать во внимание финансовые договоренности».

Основу взаимодействия государств -участников СНГ в различных областях, в том числе в вопросах борьбы с наркобизнесом, составляют нормативные акты, на основании которых было создано данное образование. В соответствии со ст. 4 Устава Содружества Независимых Государств 1993 г. к сферам совместной деятельности государств-членов относятся, наряду с иными, вопросы борьбы с организованной преступностью.

В качестве основной правовой базы межгосударственных отношений в рамках СНГ Устав определяет многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-членов (ст. 5).

Вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств нашли отражение в различных соглашениях, принятых в рамках СНГ.

В первую очередь необходимо упомянуть соглашения, регулирующие такие сферы межгосударственных отношений, без организации четкого взаимодействия в рамках которых нельзя говорить об эффективном противодействии наркобизнесу. Речь идет о сотрудничестве в пограничных и таможенных вопросах.

Так, в соответствии со ст. 4 Соглашения о сотрудничестве государств -участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1 992 г. Стороны в целях поддержания стабильного положения на внешних границах договорились о взаимодействии погранвойск, служб государственной (национальной) безопасности, внутренних дел, таможенных органов, служб фитосанитарного контроля и консульских служб.

Государства-участники договорились об организации совместного контроля за перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, что непременно повысит эффективность противодействия незаконному обороту наркотических средств.

Особую роль в правовой регламентации взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с наркобизнесом играют соглашения по вопросам борьбы с преступностью.

Так, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г. Стороны обязались сотрудничать в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании целого ряда преступных деяний, в том числе незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

В этом же соглашении имеется указание на особую роль специальных органов, осуществляющих борьбу с преступностью. В соответствии со ст. 1 названного нормативного акта государства «через свои компетентные органы осуществляют сотрудничество в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, в соответствии с положениями настоящего Соглашения и при соблюдении своего законодательства и международных обязательств». Тем самым поощряется заключение международных соглашений межведомственного характера.

В рамках СНГ уже заключены ряд международно-правовых актов: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью 1992 г., Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г. и др.

Отдельные явления, с которыми сталкивается мировое сообщество на современном этапе, создают предпосылки для осложнения криминогенной ситуации. Одним из таких явлений можно назвать незаконную миграцию, которая способствует активиза-

ции деятельности преступных групп, в том числе и занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

Вопросы оказания правовой помощи в процессе борьбы с преступностью регламентированы в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам

1993 г. и в Протоколе 1997 г. к названной конвенции.

Борьба с преступностью на территории государств СНГ осуществляется в различных формах. В целях ее координации было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств -участников СНГ, а также были учреждены Совет Министров внутренних дел государств - участников СНГ, Координационный совет Генеральных прокуроров государств - участников СНГ.

В соглашениях, специально посвященных вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, формы сотрудничества конкретизируются применительно к данному направлению деятельности. Так, в Соглашении о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

1994 г. достаточно детализированы вопросы информационного обмена. Информация разделена на две группы:

- направляемая постоянно депозитарию Соглашения, который по запросу рассылает такую информацию любой стороне;

- направляемая по собственной инициативе или по запросу заинтересованной стороне.

К первой группе относится информация:

- о методах борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- об использовании технических средств и специально тренированных собак;

- о специалистах, имеющих опыт обучения методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- о новых видах наркотиков, технологиях и местах их производства, маршрутах их незаконной перевозки и способах их сокрытия;

- об изменениях цен на наркотики в различных странах и регионах;

- о принципах организации таможенного контроля за наркотиками, новых способах и методах их обнаружения;

- а также нормативные акты, публикации, научные, профессиональные и учебные работы по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Во второй группе представлена информация:

- о конкретных фактах и событиях, связанных с обнаружением незаконного перемещения наркотиков с территории одного государства - участника Соглашения на территорию другого;

- о подозреваемых или известных лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков;

- о транспортных средствах, грузах и почтовых отправлениях, используемых в незаконном обороте наркотиков, следующих транзитом через территорию любого государства-участника или нелегально ввозящихся на такую территорию;

- о методах сокрытия и маскировки, применяемых при транспортировке наркотиков.

В отношении передаваемой и получаемой информации введено требование о ее конфиденциальности, а также ограничение на передачу сведений (без согласия одного из государств-участников, если распространение сведений может нанести ущерб его интересам или интересам совместных действий) средствам массовой информации.

Кроме того, в названном Соглашении предусматриваются и иные формы сотрудничества:

- осуществление наблюдения за въездом и выездом лиц, подозреваемых в участии в незаконном обороте наркотических средств, а также за грузами, транспортными средствами и почтовыми отправлениями, в отношении которых имеются подо-

зрения, что они используются в незаконном обороте наркотиков;

- осуществление согласованных мероприятий и операций по перекрытию каналов незаконного перемещения наркотических средств, включая проведение контролируемых поставок;

- обеспечение выступления официальных лиц одного государства-участника в качестве свидетелей или экспертов перед судом или властями другого государства на основании официального запроса последнего в связи с нарушением законов, касающихся оборота наркотиков и др.

Названные формы сотрудничества в обобщенном виде нашли закрепление в Соглашении о сотрудничестве государств

- участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г.

Таким образом, правовая основа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств представлена различными категориями международноправовых актов:

- уставными документами Содружества;

- нормативными актами, регламентирующими отдельные сферы сотрудничества (пограничные, таможенные и др. );

- международно-правовыми документами, специально посвященными данной проблеме.

Вместе с тем нормативная база сотрудничества нуждается в дальнейшем развитии.

Необходимо заключение государствами - участниками СНГ специального международно-правового акта, подробно регламентирующего вопросы борьбы именно с наркобизнесом. Имеющиеся договоры регламентируют вопросы борьбы с организованной преступностью, где наряду с иными рассматриваются вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, однако каждая преступная деятельность имеет особенности. В связи с этим и меры по противодействию такой деятельности также будут специфическими. Они и должны оговариваться в специаль-

ном соглашении. Имеющаяся правовая база регламентирует вопросы борьбы с наркобизнесом в комплексе с мерами по противодействию другим преступным деяниям. Поэтому в данных нормативно-правовых актах отсутствует конкретика и не в полной мере учитываются вопросы противодействия именно незаконному обороту наркотических средств.

В международных соглашениях межведомственного характера необходимо развивать и конкретизировать с учетом особенностей региона положения универсальных международных договоров. Однако это правило не всегда учитывается. Так, в соответствии со ст. 7 Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г., по мнению автора, недостаточно четко регламентированы вопросы осуществления контролируемых поставок. Основа для их осуществления, заложенная в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., на практике не всегда трактуется, а следовательно, и применяется государствами однозначно. В региональных нормативных актах должно закрепляться положение, не вызывающее различий в правоприменительной практике.

Важным является вопрос о совершенствовании взаимодействия правоохранительных органов государств Содружества в вопросах оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим хотелось бы обратиться к опыту европейских государств, где на основе международных договоренностей существуют такие специфические формы взаимодействия, как транснациональное наблюдение и транснациональное преследование, в соответствии с которыми специально выделенным сотрудникам правоохранительных органов разрешается проведение наблюдения за незаконными действиями подозреваемого в совершении таких тяжких преступлений, как убийство, фальшивомонетничество,

перевозка наркотиков и т. д. , а также в исключительных случаях - его преследование на территории другого государства

- участника специального соглашения.

Неоднократно отмечалось, что на территории СНГ многие криминальные сообщества теперь уже самостоятельных государств активно налаживают межгосударственные и транснациональные связи. Особенно это характерно для таких видов преступности, как торговля оружием и радиоактивными материалами, наркобизнес, фальшивомонетничество, разбои и грабежи, преступления в кредитно-банковской сфере. В совершении этих преступлений нередко участвуют лица, являющиеся гражданами разных стран. Поэтому преступные группировки уже давно вышли за рамки одного государства и являются, по существу, межгосударственными и межнациональными.

Однако в большинстве соглашений по вопросам борьбы с организованной преступностью речь идет преимущественно о преследовании и наказании отдельных лиц, причастных к преступной деятельности. Необходимо конкретизировать положения соответствующих международно-правовых актов, акцентировав внимание на вопросах борьбы именно с организованными сообществами наркодельцов, что, безусловно, имеет специфические черты по сравнению с противодействием отдельным преступникам.

Кроме того, в специальных соглашениях по вопросам борьбы с наркобизнесом необходимо особо регламентировать вопросы, связанные с уголовным преследованием руководителей организованных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков. На этот аспект обращает особое внимание Международный комитет по контролю над наркотиками.

Следует обратить внимание на создание реабилитационных центров для лиц, совершивших преступления, но освобожденных от наказания для прохождения принудительного лечения; для лиц, принудительное лечение которых осуществ-

ляется в соответствии с решением суда; для лиц, лечение которых осуществляется в добровольном порядке. Система таких учреждений должна функционировать в каждой области и быть тесно скоординирована с деятельностью органов, исполняющих уголовные наказания (в правовом, организационном и финансово-экономическом отношении). Только в таком комплексном подходе и создании системы органов, занимающихся вопросами лечения и реабилитации лиц, подверженных наркотической, алкогольной и иной зависимости, которые работают в тесном взаимодействии с органами, исполняющими наказания, и органами здравоохранения, лежит залог успеха в борьбе с наркотизацией населения.

Представляется также целесообразным введение административной ответственности за нарушение правил производства, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, совершенное лицом, обязанным соблюдать указанные правила, не повлекшее утрату или расхищение названных средств, веществ или предметов. Необходимо ужесточить и уголовное законодательство, в частности установить ответственность за выращивание растений, которые содержат не только наркотики, но и психотропные вещества. В Украине были зафиксированы случаи, когда преступники из азиатского региона ввозили на территорию страны грибы, выращенные в тепличных условиях и содержащие психотропные вещества. Однако по действующему закону привлечь их к уголовной ответственности нельзя.

Анализ оперативной обстановки в сфере легального оборота наркотиков свидетельствует о значительном транзите через территорию Украины прекурсоров, в про-

цессе переработки которых образуются наркотические средства или психотропные вещества. В соседних странах - Польше, Литве, Латвии, России - на широкую ногу поставлено производство синтетических наркотиков в «домашних условиях». Доступность прекурсоров и ослабленный контроль за их легальным оборотом позволяют криминальным кругам вовлекать все большее их количество в нелегальный оборот, поэтому представляется необходимым ужесточать ответственность за незаконный оборот прекурсоров. В качестве обстоя-

тельств, отягчающих правонарушения, связанные с наркотиками, необходимо учитывать их сбыт в учреждениях образования, здравоохранения, воинских частях, исправительных учреждениях, в местах проведения спортивных и культурно-массовых мероприятий.

Учет вышеназванных положений мог бы положительным образом сказаться на деятельности государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.