Научная статья на тему 'Большой Париж и большая москва: планы модернизации и инновация'

Большой Париж и большая москва: планы модернизации и инновация Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
833
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION POLICY / ПЛАТО ДО САКЛЭ / PLATEAU DE SACLAY / СКОЛКОВО / SKOLKOVO / УМНЫЙ ГОРОД / SMART CITY / КЛАСТЕРНЫЕ ПРОЕКТЫ / CLUSTER PROJECTS / ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ / INTEREST GROUPS / ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА / CITY POLICY / МЭРИЯ / CITY HALL / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воделэн Х.

В статье исследуется политика внедрения инноваций, реализуемых руководством глобальных городских проектов «Большого Парижа» и «Большой Москвы». Париж и Москва изначально два больших европейских столичных мегаполиса, которые в рамках усиления конкуренции между мегаполисами мира примерно в одно и то же время начали внедрять глобальные планы по модернизации и реструктуризации городского пространства, в особенности тесно связанные активным внедрением цифровых технологий в повседневную жизнь горожан и функционирование городского пространства. При этом политическое и административное руководство внедрения этих проектов в Москве и в Париже развивали эти проекты согласно совершенно разной логике, несмотря на то, что первоначально московский проект пытался в какой-то степени копировать французский. Статья описывает решения, внедренные в практике развития обоих мегаполисов, их сходства и различия. Также проводиться сравнение концептуальных моделей развития, используемых на практике в обеих городах (полицентричная либо моноцентричная модели), а также описывает процесс реализации и внедрения кластерных проектов, таких как «семь кластеров развития» в Париже и «Сколково» в Москве. В статье делается сравнение политики внедрения информационных технологий в городских проектах расширения Парижа и Москвы. Таким образом, можно констатировать, что несмотря на изначально сходные экономические стартовые условия, проекты расширения, развития и модернизации Парижа и Москвы на данный момент реализуются в принципиально разных административно-управленческих концепциях, что объясняется в первую очередь различными механизмами принятия политических решений во Франции и России, а также различными группами интересов, кооптированных в процесс обсуждения и реализации проектов развития городов. Автор приходит к выводу, что на данный момент (середина 2018 г.) проект модернизации «Большой Москвы» по ряду причин является более эффективным по сравнению с проектом «Большого Парижа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREAT PARIS AND GREAT MOSCOW: MODERNIZATION PLANS AND INNOVATION

The article examines the innovation policy, implemented by the leadership of global urban projects “Greater Paris” and “Greater Moscow”. Paris and Moscow, originally two large European metropolitan areas, simultaneously began to implement global plans for the modernization and restructuring of the city space that are closely tied to the active implementation of digital technologies in the everyday life of citizens and the functioning of urban space. At the same time, the political and administrative leadership, implementing these projects, both in Moscow and Paris developed their projects according to completely different logic, in spite of the fact that initially the Moscow project tried to copy the French one to some extent. The article describes the solutions introduced for the development of both megacities, their similarities and differences. The author also compares conceptual development models used in practice in both cities (polycentric or monocentric models), and describes the process of the implementation of cluster projects, such as the “seven development clusters” in Paris and the Skolkovo project in Moscow. The third object of the study is the comparison of the policy of introducing information technologies in urban expansion projects in Paris and Moscow. Thus, it can be stated that despite the initially similar economic starting conditions, the projects of expansion, development and modernization of Paris and Moscow are currently being implemented in fundamentally different administrative and managerial concepts, which is primarily due to different mechanisms for political decision-making in France and Russia, as well as various interest groups, co-opted in the process of discussion and implementation of urban development projects. The author comes to the conclusion that at the moment (mid-2018) the modernization project of “Greater Moscow” is more effective than the “Greater Paris” project for several reasons.

Текст научной работы на тему «Большой Париж и большая москва: планы модернизации и инновация»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. 2018. Т. 19. № 2. С. 38-49 I ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

БОЛЬШОЙ ПАРИЖ И БОЛЬШАЯ МОСКВА: ПЛАНЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИЯ

Х. Воделэн

Воделэн Хлоэ, Институт политических исследований (Сьянс По), 33607, Франция, Бордо, Аллея Осон, 11. Российский университет дружбы народов, 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая,10/2. Эл. почта: chloe.vaudelin@hotmail.fr.

Аннотация. В статье исследуется политика внедрения инноваций, реализуемых руководством глобальных городских проектов — «Большого Парижа» и «Большой Москвы». Париж и Москва — изначально два больших европейских столичных мегаполиса, которые в рамках усиления конкуренции между мегаполисами мира примерно в одно и то же время начали внедрять глобальные планы по модернизации и реструктуризации городского пространства, в особенности тесно связанные активным внедрением цифровых технологий в повседневную жизнь горожан и функционирование городского пространства. При этом политическое и административное руководство внедрения этих проектов в Москве и в Париже развивали эти проекты согласно совершенно разной логике, несмотря на то, что первоначально московский проект пытался в какой-то степени копировать французский. Статья описывает решения, внедренные в практике развития обоих мегаполисов, их сходства и различия. Также проводиться сравнение концептуальных моделей развития, используемых на практике в обеих городах (по-лицентричная либо моноцентричная модели), а также описывает процесс реализации и внедрения кластерных проектов, таких как «семь кластеров развития» в Париже и «Сколково» в Москве. В статье делается сравнение политики внедрения информационных технологий в городских проектах расширения Парижа и Москвы. Таким образом, можно констатировать, что несмотря на изначально сходные экономические стартовые условия, проекты расширения, развития и модернизации Парижа и Москвы на данный момент реализуются в принципиально разных административно-управленческих концепциях, что объясняется в первую очередь различными механизмами принятия политических решений во Франции и России, а также различными группами интересов, кооптированных в процесс обсуждения и реализации проектов развития городов. Автор приходит к выводу, что на данный момент (середина 2018 г.) проект модернизации «Большой Москвы» по ряду причин является более эффективным по сравнению с проектом «Большого Парижа».

Ключевые слова: инновационная политика, Плато до Саклэ, Сколково, умный город, smart city, кластерные проекты, группы интересов, городская политика, мэрия, местное самоуправление.

Глобальные города в современном мире

Новые тенденции мирового развития и углубление процесса глобализации привели к появлению новых акторов на международной арене как в экономической сфере, так и в сфере политики и культуры. Город перестал быть лишь субъектом, подчиняющимся государству. В 1950 г. с ускорением процесса урбанизации начали появляться первые крупные города, получившие название мегаполис. Статус мегаполиса опирается исключительно на количественный критерий, однако подлинным экономическим, политическим и культурным влиянием мегаполис начинает обладать, только когда он концентрирует большое количество различных элементов глобальной сетевой общественной структуры, таких как представительства транснациональных корпораций, международных общественных и политических организаций, общеизвестные мировые культурные ценности и т.д. Как отмечают специалисты, мегаполисы ставят перед собой цель

реализовать проекты реформирования и превращения в современные глобальные города. Особый интерес представляют вопросы о новой роли мегаполисов в политических и экономических процессах и о приспособлении мегаполисов к новым условиям. Яркими примерами мегаполисов, подверженных этим трансформациям, являются Париж и Москва, которые стремятся достичь нового статуса глобального города.

Для достижения цели руководители Москвы и Парижа провели работу по теоретическому развитию и планированию будущей модернизации. Становление глобального города предполагает соответствие определенным критериям (безопасность, экология, комфорт для жителей) и способность города соответствовать современности. На сегодняшний день города, с одной стороны, конкурируют между собой, а с другой — выступают партнерами. Если города хотят укрепить свою роль на международной арене, им необходимо модернизироваться: планы по реструктуризации и модернизации города являются ключевыми на сегодняшний день. Интеграция новых технологий (особенно с развитием концепта умного города) в жизни города, применение жёстких экологических норм и развитие инфраструктуры становятся также инструментами рекламы. Столица — зеркало страны, поэтому ее имидж очень важен сегодня. При этом в центре урбанистической политики всегда должны быть горожане, а главная цель процесса — улучшение условий их жизни в городе. Город снова стал играть приоритетную роль в фазе концептуализации планов, как и в их реализации с применением идеи локальной демократии (Транин, 1979).

Власти и Москвы, и Парижа решили работать над своим международным имиджем и подготовили планы развития города. Однако их приоритеты различаются. Города хотят показать, как они готовы к будущему, идет работа над разработкой и применением новых технологий для того, чтобы получить статус умного города. На сегодняшний день ключевой является способность городов доказать их открытость инновациям. Поэтому в статье мы рассмотрим роль кластеров в планах модернизации, исследуя примеры Сколково в Москве и кластеры Парижа. При этом необходимо понимать, что структура кластеров указывает на основную особенность каждого проекта. Итак, Москва до сих пор является мо-ноцентричным городом. Присоединение новых территорий должно было изменить структуру столицы, но в реальности она все еще остается моноцентричной. Создание одного центра инновации поддерживает желание концентрировать инновационную деятельность вокруг одного центра. В Париже, напротив, было принято решение создать 7 центров инноваций, что характеризует полицентрич-ность французской столицы.

Проект «Большой Париж»: основные направления развития инноваций

Модернизация Парижа тесно связана с проектом «Большого Парижа». Цель проекта — собрать Париж и его периферию в единое целое, чтобы оживить экономическую и социальную деятельность на всей территории региона, создав совместную цифровую и экологически чистую экономику. У Парижа есть стремление стать территорией европейских инноваций (иностранные инвестиции увеличились на 26% за период с 2014 по 2015 (Paqшer, 2016) и снизить уровень безработицы, сделав свою территорию более доступной и конкурентоспособной. Это требует изменения вектора социальной и жилищной политики, которая должна

быть направлена на то, чтобы положить конец политике зонирования, созданной в 1970-х гг. Необходимо перейти к политике социального разнообразия и отделить сферу инноваций от производственной зоны.

Большой Париж предположительно будет опираться на 7 различных полюсов экономических инноваций. Специализация территорий направлена на повышение удобства для финансовых инвесторов, а также повышение конкурентоспособности.

Первый центр инноваций относится к Плато де Сакле, который является полюсом инноваций и исследований с 11 научными лабораториями, концентрирующим 20% всех французских научных исследований, 10500 исследователей и 50000 студентов, а также штаб-квартирами и лабораториями многих национальных и международных компаний. В августе 2013 г. Плато де Сакле занял 8-е место в категории «кластер конкурентоспособности» согласно исследованию Массачусетского технологического института (Le Plateau de Saclay...).

Второй полюс — это международные обмены и конференции вокруг аэропорта Шарль де Голль и Треугольник де Гонес (Cluster Roissy...). Это место, которое не только объединяет существующие конгресс-центры (Центр международной торговли) или планирующиеся (ZAC AeroliansParis, которая уже строится на данный момент), но и является центром франко-азиатского бизнеса (особенно франко-китайского) в масштабах всей Франции.

Третий полюс относится к созданию креативного пространства в Сен-Дени-Плейн, которое специализируется на цифровой и творческой деятельности, где сторится «Город кино» под руководством Люка Бессона, а также это место расположения Академии Фрателини (всемирно известная цирковая академия), Парижского Дома наук о жителях Парижа и множества университетов. Предполагается, что здесь в 2018 г. закончится строительство новых корпусов университета Кондорсе, которые будут специализироваться на социальных и гуманитарных науках.

Четвертый полюс относится к области здравоохранения — это медицинский центр Вильжюиф-Эври (Le pôle de la santé Villejuif-Evry...). Это самый большой кластер в области медицины и здравоохранения и один из самых известных на сегодняшний день. В этот кластер входят 4 медицинских колледжа, 17 исследовательских лабораторий и 4 больницы, в том числе Институт Гюстава Русси. Кроме того, на этой территории находится также медицинский центр, специализирующийся на биотерапии и генетических исследованиях. В дополнение к медицинскому аспекту этого пространства Вильжюиф также стремится к привлечению бизнеса путем создания нового делового района (Сердца Орли) и включения в этот регион некоторых существующих пространств (здесь находится Ринжис — самый большой открытый рынок продуктов в Европе), который планируется сделать настоящим отдельным мини-городом французской гастрономии, кулинарии, поварского и кондитерского искусства.

Следующие полюса более специализированные — это Парижский финансовый кластер Ла Дефанс (Le pôle de la finance de la Défense.), аэронавигационный кластер Ле Бурже (Le pole de l'aéronautique du Bourget...) с Музеем воздухоплавания и космоса, выставочным центром и производственной группой Аэробус.

И последний, седьмой полюс инноваций, вероятно, один из самых амбициозных в том смысле, что он посвящен выработке решения современных проблем, связанных с озеленением экономики и общества. Этот кластер, созданный вокруг

городка Декарт (Le pôle de la vie durable autour de la Cité Descartes...), фокусируется на исследовании экологических проблем, что сегодня, при поддержке мэра Парижа, является приоритетом столицы. Париж хочет стать моделью экологического мегаполиса для всего мира, и поэтому этот кластер привлекает особое внимание. Таким образом, в его состав войдут многочисленные исследовательские лаборатории и 18 исследовательских институтов (в основном специализирующихся на градостроительстве и машиностроении: Национальная школа мостов и дорог, Парижский технологический институт, Институт градостроительства и т.д.), а также технологический институт ФБА (специализируется на лесотехнических решениях) или Efficacity (партнер Общества Большого Парижа, отвечающий за исследования по энергоэффективности города). Даже парижский Диснейленд начинает уделять особое внимание экологии на своей территории, в рамках чего было принято инвестиционное решение о создании парка экотуризма при парке развлечений (комплекс Деревенская Природа (Сайт презентации парка отдыха...).

Эти полюса-кластеры создадут новые сферы занятости, которые должны сопровождаться политикой жилищного строительства и социальной интеграции, направленной на сокращение социального неравенства. Отсюда высокий интерес к публичным конкурсам, созданным Обществом Большого Парижа, «Переосмысление Парижа» и «Изобретая Большой Париж», целями которых является предоставление второй жизни старым, порой заброшенным пространствам, которые продвигают инновационные проекты. Такие проекты привлекают к участию горожан и поддерживают концепт локальной демократии.

Исследование планов Парижа позволяет подтвердить тенденцию к полицен-тричности французской столицы и ее амбиции. Париж находится вне «голубого банана», т.е. он не является частью европейского мегаполиса, но при этом Париж — один из самых влиятельных городов Европы. Создание полюсов инноваций для Парижа — это увеличение конкурентоспособности, привлечение инвестиций и укрепление имиджа амбициозного и инновационного города. Планы по инновации столицы также отражают цели Парижа, связанные с озеленением экономики. Париж представляется как город, защищающий окружающую среду, и создание центра Декарт подтверждает данную концепцию.

Инновационные проекты Москвы

В Москве наблюдаются два типа инициатив, связанных с развитием новых технологий. Во-первых, Москва приняла во внимание необходимость создания центра инноваций и поддержки стартапов. В рамках данного проекта был создан центр Сколково. Однако проект Москвы сильно отличается от аналогичного проекта в Париже, поскольку последний носит моноцентричный характер, а также потому, что Париж старался интегрировать инновации и новые технологии на каждом этапе и в различных сферах, а не рассматривать новые технологии сами по себе, как отдельный проект. В проекте Парижа инновации являются компонентами экологии, безопасности и т.д., но не существуют автономно. В Москве, наоборот, муниципальные власти уделили специальное внимание применению новых технологий. Таким образом, на наш взгляд, сегодня Москва более развита в области цифровых технологий, чем Париж.

Для изучения опыта Москвы в развитии новых технологий и стартапов необходимо рассмотреть два проекта, которые активно развиваются в столице: Сколково и План создания умного города.

Если проанализировать первые общие результаты, можно с уверенность говорить, что проект Сколково имеет важное значение и определенные успехи. Первая в мире сеть виртуальных магазинов была создана в Сколково в рамках всемирно известного на сегодняшний день стартапа Fibrum (Михайлиди, 2017), который был разработан в IT-кластере мобильных платформ. Сколково — это современный технопарк, позиционирующий себя как центр притяжения науки и инноваций. Это инновационный центр, созданный по принципу Силиконовой долины в США и основанный по указу Президента Дмитрия Медведева. 28 сентября 2010 г. им был подписан Закон об «инновационном центре Сколково» (Кривобок, 2013). Он был расположен на территории поселения Новоивановское, которая стала частью Москвы в 2012 г. Сколково может инициировать инновационный импульс для всей Москвы. Этот проект на сегодняшний день не только самый большой полигон новой экономической политики в России, но и самый большой подобный центр в Европе, так как общая площадь технопарка 96228 м2 (Сайт презентации инновационного кластера Скольково...). Он располагается на территории 400 га. Сколково находится в 3 км от МКАДа, т.е. достаточно близко от центра Москвы. Сколково и центр Москвы также соединяет электричка, отходящая от Белорусского вокзала. Время в пути составляет всего 20 минут.

Первая очередь проекта была введена в эксплуатацию в 2014 г., строительство полностью завершится до 2020 г. Планируется, что до 2020 г. на территории Сколково будут проживать и работать 15000 чел., еще 7000 будут каждый день приезжать на работу (Сайт презентации инновационного кластера Сколково.). Ожидается появление более 600 компаний на территории центра. Чтобы их привлечь, муниципальные и федеральные власти решили создать специальный налоговые льготы для резидентов Сколково. И уже сегодня можно отметить ключевых партнеров проекта: Сбербанк, Cisco, Intel, Siemens, IBM.

Сколково разделяется на четыре зоны. Первая — это стартапы, их офисы и лаборатории RD (пространство в 23437 м2), вторая зона — инвесторы, третья зона — корпорации, четвёртая зона — образование, так как на территории были созданы образовательные программы, здесь находится конференц-центр, где каждый год проходит более 200 конференций. Сколково является особенно инновационным, поскольку он предлагает самые современные методы и организацию работы.

Необходимо обратить внимание на строительство центра коллективного использования. Этот центр также разделен на четыре части: прототипирование, метрологические исследования, медицинские исследования, а также лабораторные испытания и сертификация. Это пространство позволяет компаниям экономить бюджет, поскольку они могут здесь работать, что освобождает их от аренды или покупки рабочего пространства. В центре коллективного пользования на сегодняшний день работает больше 40 компаний. Были также созданы зоны коворкин-га, чтобы маленькие предприятия могли арендовать место, а не полностью офис.

В Сколково были выделены пять кластеров: информационный кластер, биомедицинский, энергоэффективный, ядерный и космический. Цель этих кластеров — создать новые технологии в этих сферах. Главная цель Сколково как проекта — разработка новых современных идей, а также их коммерциализация,

поскольку в России достаточно проблематично коммерциализировать идею из-за отсутствия заказа и недостатка информации. Работать в Сколково будет комфортно, поскольку там строятся дома и вся необходимая инфраструктура (школы, больницы, магазины). Таким образом, без потерь времени на дорогу будут иметь всю инфраструктуру поблизости. Также интересно отметить, что на территории центра строятся исключительно «умные» дома (Шаталина, 2017) с использованием таких технологий, как пульт управления светом, домофоном и климатом, что означает превращение Сколково не только в инновационный квартал для старта-пов и экономики, но также и для жителей.

В Сколково также создается опытная зона покрытия мобильной сети стандарта 5G (Ситдиков, 2017). Данный проект является следствием соглашения, подписанного президентом Ростелекома, Михаилом Осеевским, президентом фонда Сколково Виктором Вексельбергом и вице-президентом Nokia в Восточной Европе, Деметрио Руссо в рамках конференции 16-18 октября 2017 г. в технопарке.

Москва — один из передовых городов в области использования новых технологий во всех сферах, ее можно считать примером для всего мира. В 2012 г. город запустил программу компьютеризации, которая полностью трансформировала российскую столицу.

Надо также обратить внимание на то, что создание умного города служит экономическим инструментом для бюджета города. Новые технологии позволяют экономить, что доказывает пример Барселоны, которая сэкономила 58 млн. долларов на водоснабжении и 38 млн. долларов на освещении после внедрения умных технологий (Кодачигов, 2017).

Любой, кто знает Москву начала 2000-х гг., видел бесконечные очереди, нескончаемые административные процедуры, десятки заявлений, заполняемых вручную, что сегодня уже невозможно себе представить. Москва стала лидером в области компьютеризации и попала в топ-7 «Intellligent communities». Она стоит на пятом месте в плане прогресса и подготовки к будущем в разделе «Умные города» (PWC), является третьим «самым цифровым городом (EY)».

Во время презентации «Будущее близко. Индекс готовности городов» в рамках Московского урбанистического форума были рассмотрены достижения Москвы по данным Price Waterhouse Coopers (PwC). Компания провела исследование, чтобы определить готовность города к технологическому будущему. В исследовании были рассмотрены транспорт, строительство, цифровая экономика, медицина, образование, виртуальные сервисы, культура, безопасность и ЖКХ. Москва заняла первое место по виртуальным сервисам, по созданию порталов и мобильных приложений для решения городских проблем, а также третье место по доступности общественного транспорта. Действительно, в Москве общественный транспорт является одним из самых доступных в мире. Москва также заняла третье место по распространению сети WIFI в пределах города и второе место по количеству и качеству зелёных зон. Наконец, она заняла второе место по строительству новых дорог.

Это исследование также определило, насколько население готово к переходу на новые технологии. Оказалось, что 47% москвичей хотят видеть и использовать технологические новинки в повседневной жизни. Москву сегодня смело можно назвать «умным городом». В июне 2017 г., она получила премию всемирной орга-

низации электронного правительства городов мира в номинации «предоставления государственных услуг в электронной форме» (Самарин, 2017).

Благодаря онлайн-сервисам город экономит деньги и значительно улучшает жизнь и комфорт своих жителей: Москва — первый российский город и один из самых продвинутых в мире по онлайн-сервисам. Например, сегодня можно оплатить услуги и пошлины через сайты, а также штрафы ГИБДД или купить транспортные карты. Сегодня сайт mos.ru предлагает горожанам для решения разных вопросов более 200 онлайн-сервисов: регистрировать своих детей в школу, записаться на прием для получения регистрации машин, зарегистрироваться в гражданском реестре для процедуры заключения брака. Больше не нужно искать врача, если ваш врач находится в отпуске, поможет уникальная медицинская информационная система.

В области медицины в Москве осуществляется программа ЕМИАС. После его создания очереди в поликлиниках стали в 2,5 раза меньше. Она объединяет 21500 врачей, 9,5 млн. пациентов и каждый день обеспечивает около 50000 транзакций. В 2017 г. программа получила первую премию Mobile Gov World Summit в категории мобильной государственной услуги и электронных сервисов.

С сентября 2016 г. осуществляется проект «Электронная школа». включающий создание электронного журнала, дневника учеников и библиотеки. Каждый преподаватель выставляет онлайн- сценарий уроков, чтобы была возможность следить за уроками и знать, как они готовятся. В школах уже есть интерактивные доски, так как современным детям нужны современные технологии для обучения. Этот проект также включает программу «Посещение и питание». Благодаря ей родители знают, когда ребёнок приехал и уехал из школы, а также ел ли он обед.

Уже отмечалось, что Москва страдает от загруженных дорог и интенсивного трафика. В скором времени количество пробок будет уменьшено благодаря новым технологиям. На сегодняшний день в Москве установлено более 2000 светофорных объектов, 3500 детекторов мониторинга движения и 2000 камер наблюдения. Все эти данные отправляются в ситуационный центр ЦОДД, который анализирует всю полученную информацию, чтобы управлять ситуацией и прогнозировать степень загруженности той или иной дороги. Московские дороги оборудованы 160 электронными табло, которые позволяют водителям узнать о прогнозе погоды, загруженности дорог и расчёте времени в пути. Благодаря этим технологиям, средняя скорость в Москве увеличился на 13% (Самарин, 2017), при этом количество машин не сократилось.

После окончания программы по модернизации Москвы 2012 г. будет запущена новая программа, старт которой назначен на 2019 г. Она продолжит проект превращения столицы в «умный город». Москва станет еще более автоматизированной, увеличится количество умных светофоров, датчиков, способных определять присутствие жителей для запуска освещения. Проект касаются не только транспорта, но и безопасности, медицины и образования. Создание умного города станет возможным благодаря использованию технологии «интернета вещей». Эта технология может быть использована в целях автоматизации многих функций города. Сейчас уже идет тестирование в рамках сотрудничества между компании МТС и «Эртелекомхолдинг».

Таким образом, Москва является лучшим примером европейского города будущего, города, имеющего самую первую в мире сеть wi-fi в метро, которая распространяется также на общественные места (наземный транспорт, парки) и должна быть распространена на весь город. Москва очень быстро и практически сразу распространила wi-fi по своей территории. Сегодня в Москве существуют более 2000 точек доступа к бесплатному wi-fi. Что касается мобильного интернета, в Москве он также очень дешевый относительно среднемировых цен, например, в среднем в семь раз дешевле, чем в Нью-Йорке. Таким образом, российская столица демонстрирует инновации и ноу-хау для всей страны и продолжает развиваться и совершенствоваться (Трущенко, 2017).

Новые технологии позволили создать городские платформы для обсуждения путей дальнейшей модернизации страны, инструментов для предложения новых проектов, а также для выявления нарушений. Каждый москвич стал в некотором смысле инспектором, который может сообщить о состоянии инфраструктуры (отправить картину состояния дороги), чистоте территории и т.д. Таким образом, в Москве появились две платформы, которые позволяют создать связь между правительством и жителями города. Можно сказать, что умный город поддерживает локальную демократию.

Первая платформа называется «Наш город», через которую власти могут отправлять сообщения горожанам, а горожане могут связаться с правительством, чтобы осветить свои проблемы, таким образом, действует обратная связь. На платформе можно пожаловаться на различные проблемы: состояние парков, состояние дорог, нехватка инфраструктуры во дворах. На платформе «Наш город» зарегистрировано более 1 млн. пользователей и решено около 1,8 млн. проблем. Вторая платформа называется «Активный гражданин». Она позволяет собрать мнение жителей по различным аспектам работы и развития города. Например, о названии новой линии метро или по поводу сбора осенних листьев (нужно ли их собрать или оставить). Город создал систему поощрения горожан. Самые активные граждане могут получить призы (сувениры или билеты в театр, музей и др.). В системе сегодня зарегистрировалось 1,9 млн. чел. и проведено более 2600 опросов, эти опросы собрали 81 млн. откликов.

Россия, долгое время отстающая в сфере высоких технологий, уже давно обогнала Париж в этой области и гордится своими активными жителями, которые могут быть уверены, что живут в «умном и технологичном городе». Однако этот результат также содержит в себе некоторые сложности. Участие жителей города в основном поверхностное. Нельзя утверждать, что внедрение функции отправки фотографий, является истинным признаком динамичности и бурного развития местной демократии. При этом, цифровые инвестиции частично позволяют закрыть глаза на другие проблемы, которые могут быть более приоритетными, но требуют больших инвестиций или более сложных и непопулярных решений.

Результаты и выводы исследования

Таким образом, проект «Большой Москвы» в сфере внедрения инноваций представляется намного более эффективным на данный момент, по сравнению с проектом «Большого Парижа». Причинами более эффективного городского развития Москвы назовем следующие факторы:

1. Моноцентричность самого проекта и процесса его внедрения, поскольку государственные власти решили создать один центр новых технологий.

2. Процесс управления проектом на всех уровнях и на всей городской территории развивался и расширялся в рамках жестко выстроенной административно-управленческой системы, функционирующей строго иерархично.

3. Политическая организация Москвы как административно-территориальной единицы государства принципиально отличается от таковой в Париже: парламент города (городская дума), равно как и органы местного самоуправления (советы муниципальных депутатов и их председатели), фактически выступают в роли исполнителей тех или иных частей уже разработанного проекта. При такой постановке вопроса, как можно предположить, практически полностью отсутствует фактор естественного сопротивления масштабным реформам, а также то, от чего серьёзным образом страдает парижский проект — излишне дробная система распределения взаимно пересекающихся полномочий внутри сложной структуры мегаполиса, регионов и департаментов Франции. Однако подобная система внедрения проектов обладает и существенной обратной стороной, которая, как представляется, наиболее проявилась в процессе внедрения проекта расширения территории Москвы в рамках соглашения с Московской и Калужской областями, поскольку разработанный высшими властями города проект полностью проигнорировал любые мнения, поправки и комментарии местных представителей этих территорий, что сделало районы «Новой Москвы» наиболее слаборазвитой частью всего глобального проекта модернизации в целом.

4. Система групп интересов, задействованная в реализации проектов развития Москвы и Парижа, изначально оказалась организованной по различным принципам. Так можно говорить о двух наиболее важных группах, заинтересованных в развитии московского проекта: во-первых, группа властей, как городских, так и федеральных, а во-вторых — представители крупного частично, и среднего бизнеса, заинтересованные в производственном, технологическом и другом подобном обслуживании глобального проекта с огромным финансированием. Традиционно оппозиционными группами являются городские активисты, профсоюзы и ассоциации, а также экологические и прочие подобные движения (Силкин, 2005). В случае Москвы эти группы практически полностью уступили в противостоянии с первыми в борьбе за влияние на реализацию и возможность внесения в проект каких-либо существенных изменений. В случае Парижа общественные ассоциации граждан и экологические организации оказывают намного более серьёзное влияние на процесс принятия решений по всем аспектам развития проекта городской модернизации (Щедровицкий, 1989).

Однако в заключение представляется крайне важным отметить, что подобная жесткая центричность во всех применяемых руководством Москвы и проекта её модернизации в целом методов содержит ряд рисков развития потенциально опасных для улучшения качества жизни горожан ситуаций. На данный момент можно наблюдать подобные риски на примере экологической ситуации в Москве, которая не улучшается в том числе и потому, что в проекте модернизации города экологической мерой является только высадка небольших аллей деревьев, что не оказывает серьёзного положительного влияния на всю ситуацию в городе. Этот же пример показывает и вторую слабость подобного метода управления

городским развитием — среди достаточно небольшой группы ключевых политических акторов, принимающих решения, проблема экологии на данный момент является приоритетом второго или третьего порядка, что серьёзно отличает этот подход, от того, который принят в процессе модернизации Парижа и других европейских мегаполисов (Harris, 2017).

Библиографический список

1. Кодачигов, В. (2017, 23 июля). Москва начнет превращаться в умный город в 2019 году. Ведомости, Режим доступа https://www.vedomosti.ru/amp/681e083711/technology/articles /2017/07/24/725446-moskva-umnii-gorod

2. Кривобок, Р. (2013, 30 октября). Инновационный центр «Сколково». Риа Новости. Режим доступа https://ria.ru/sprav ka/20131030/973690210.html

3. Михайлиди, К. (2017, 11 ноября). Первая в мире сеть виртуальных магазинов появилась в России. Федеральное агентство новостей. Режим доступа https://riafan.ru/995385-pervaya-v-mire-set-virtualnykh-magazinov-poyavilas-v-rossii

4. Сайт презентации инновационного кластера Сколково. Режим доступа https://sk.ru/ technopark/about/

5. Сайт презентации парка отдыха. Режим доступа http://www.centerparcs.fr/fr-fr/france/ fp_VN_vacances-domaine-villag es-nature-paris?utm_source=google&utm_medium=Maps&utm_ campai gn=Maps_FR_Villages_Nature_Paris

6. Самарин, Е. (2017, 13 сентября). Слияние реального и виртуального: как работает умный город. Официальный сайт мэра Москвы. Режим доступа https://www.mos.ru/news/item/29296073/

7. Силкин, В. П. (2005). Теоретико-методологические подходы к анализу эволюции и современного состояния городской политики в России (Докторская диссертация).

8. Ситдиков, Р. В. (2017, 17 октября). «Сколково» создадут опытную зону сети 5G. Риа Новости. Режим доступа https://ria.ru/economy/20171017/1507034826.html

9. Транин, A. A. (1979). Государственное регулирование урбанизации в развитых капиталистических странах (на материалах Франции). Москва: Наука.

10. Трущенко, О. Е. (2017). Престиж центра. Городская социальная сегрегация в Москве. Москва: Socio-Logos.

11. Шаталина М. (2017, 20 июля). Где ты живешь: Я живу в квартале ученых в Сколкове. The Village, Режим доступа http://www.the-village.ru/village/city/where/275340-skolkovo

12. Щедровицкий, П. Г. (2005). Философия развития и проблемы города. В Формула развития. Сборник статей: 1987-2005. М.: Архитектура-С, сс. 167-179.

13. Cluster Roissy — Charles de Gaule. Сайт презентации проекта Большого Парижа, Режим доступа www.grand-paris.jll.fr/fr/projet-grand-paris/clusters/cluster-roissy-charles-de-gaule/

14. Harris N. & Fabricius I. (1996). Cities and structural Adjustment. London: UCL Press.

15. Le Plateau de Saclay, pôle de l'Innovation et de la Recherche. Сайт презентации проекта Большого Парижа. Режим доступа www.grand-paris.jll.fr/fr/projet-grand-paris/clusters/ cluster-plateau-de-saclay/

16. Le pole de l'aéronautique du Bourget. Сайт презентации проекта Большого Парижа. Режим доступа www.grand-paris.jll.fr/fr/projet-grand-paris/clusters/cluster-le-bourget/

17. Le pôle de la finance de la Défense. Сайт презентации проекта Большого Парижа. Режим доступа www.grand-paris.jll.fr/fr/projet-grand-paris/clusters/cluster-la-defense/

18. Le pôle de la santé Villejuif-Evry. Сайт презентации проекта Большого Парижа. Режим доступа www.grand-paris.jll.fr/fr/projet-grand-paris/clusters/cluster-villejuif-evry/

19. Le pôle de la vie durable autour de la Cité Descartes. Сайт презентации проекта Большого Парижа. Режим доступа www.grand-paris.jll.fr/fr/projet-grand-paris/clusters/cluster-descartes/

20. Paquier, J. La chance de la France: la métropolisation du Grand Paris, par Jean-François Carenco. (2016, 19 Novembre). Le journal du Grand Paris. Режим доступа www.lejournaldugrandparis. fr/chance-de-france-metropolisation-grand-paris-jean-francois-carenco/

Статья поступила в редакцию 28.01.2018 Статья принята к публикации 02.03.2018

Для цитирования: Воделэн Х. Большой Париж и Большая Москва: планы модернизации и

инновация. - Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19. № 2. С. 38-49.

GREAT PARIS AND GREAT MOSCOW: MODERNIZATION PLANS AND INNOVATION Ch. Vaudelin

Chloe Vaudelin, IEP Sciences Po Bordeaux, 33607, France, Bordeaux, Allée Ausone, 11. Peoples' Friendship University of Russia, 117198, Russia, Moscow, Miklukho-Maclaya Str., 10/2. E-mail: chloe.vaudelin@hotmail.fr

Abstract. The article examines the innovation policy, implemented by the leadership of global urban projects — "Greater Paris" and "Greater Moscow". Paris and Moscow, originally two large European metropolitan areas, simultaneously began to implement global plans for the modernization and restructuring of the city space that are closely tied to the active implementation of digital technologies in the everyday life of citizens and the functioning of urban space. At the same time, the political and administrative leadership, implementing these projects, both in Moscow and Paris developed their projects according to completely different logic, in spite of the fact that initially the Moscow project tried to copy the French one to some extent. The article describes the solutions introduced for the development of both meg-acities, their similarities and differences. The author also compares conceptual development models used in practice in both cities (polycentric or monocentric models), and describes the process of the implementation of cluster projects, such as the "seven development clusters" in Paris and the Skolkovo project in Moscow. The third object of the study is the comparison of the policy of introducing information technologies in urban expansion projects in Paris and Moscow. Thus, it can be stated that despite the initially similar economic starting conditions, the projects of expansion, development and modernization of Paris and Moscow are currently being implemented in fundamentally different administrative and managerial concepts, which is primarily due to different mechanisms for political decision-making in France and Russia, as well as various interest groups, co-opted in the process of discussion and implementation of urban development projects. The author comes to the conclusion that at the moment (mid-2018) the modernization project of "Greater Moscow" is more effective than the "Greater Paris" project for several reasons.

Key words: innovation policy, Plateau de Saclay, Skolkovo, smart city, cluster projects, interest groups, city policy, city hall, local government.

References

1. Kodachigov, V. (2017, 23 July). Moskva nachnet prevraschatsya v umnii gorod v 2019 godu. Vedomosti. Retrieved from https://www.vedomosti.ru/amp/681e083711/technology/arti-cles/2017/07/24/725446-moskva-umnii-gorod

2. Krivobok, R. (2013, 30 October). Innovacionnii centr "Skolkovo". Ria Novosti. Retrieved from https://ria.ru/spravka/ 20131030/973690210.html

3. Mihailidi, K. (2017, 11 November). Pervaya v mire set virtualnih magazinov poyavilas v Rossii. Federalnoe agentstvo novostei. Retrieved from https://riafan.ru/995385-pervaya-v-mire-set-vir-tualnykh-magazinov-poyavilas-v-rossii

4. The website of the presentation of the innovative cluster Skolkovo. Retrieved from https:// sk.ru/technopark/about/

5. The website of the park's presentation. Retrieved from http://www.centerparcs.fr/fr-fr/france/ fp_VN_vacances-domaine-villages-nature-paris?utm_source=google&utm_medium=Maps&utm_ campaign=Maps_FR_Villages_Nature_Paris

6. Samarin, E. (2017, 13 September). Sliyanie realnogo i virtualnogo: kak rabotaet umnii gorod. Official website of the Mayor of Moscow. Retrieved from https://www.mos.ru/news/item/29296073/

7. Silkin, V. P. (2005). Teoretiko-metodologicheskie podhodi k analizu evolyucii i sovremennogo sostoyaniya gorodskoi politiki vRossii (doctoral dissertation).

8. Sitdikov, R. (2017, 17 October). V "Skolkovo" sozdadut opitnuyu zonu seti 5G. Ria Novosti. Retrieved from https://ria.ru/economy/20171017/1507034826.html

9. Tranin, A. A. (1979). Gosudarstvennoe regulirovanie urbanizacii v razvitih kapitalisticheskih stra-nanh (na materialah Francii). Moscow: Nauka.

10. Truschenko, O. E. (2017). Prestij centra. Gorodskaya socialnaya segregaciya vMoskve. Moscow: Socio-Logos.

11. Shatalina, M. (2017, 20 July). Gde ti jivesh: Ya jivu v kvartale uchenih v Skolkove. The Village. Retrieved from http://www.the-village.ru/village/city/where/275340-skolkovo

12. Shchedrovitskiy, P. G. Filosofiya razvitiya i problemy goroda [The Philosophy of Development and the Problem of the City]. InFormula razvitiya. Sbornik statey: 1987-2005 [The Formula of Development. A Collection of Articles: 1987-2005]. M: Arhitektura-S, pp. 167-179.

13. Cluster Roissy — Charles de Gaule. The site of the presentation of the project of Greater Paris. Retrieved from www.grand-paris.jll.fr/fr/projet-grand-paris/clusters/cluster-roissy-charles-de-gaule/

14. Harris N. & Fabricius I. (1996). Cities and structural Adjustment. London: UCL Press.

15. Le Plateau de Saclay, pôle de l'Innovation et de la Recherche. The site of the presentation of the project of Greater Paris. Retrieved from www.grand-paris.jll.fr/fr/projet-grand-paris/clusters/ cluster-plateau-de-saclay/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Le pole de l'aéronautique du Bourget. The site of the presentation of the project of Greater Paris. Retrieved from www.grand-paris.jll.fr/fr/projet-grand-paris/clusters/cluster-le-bourget/

17. Le pôle de la finance de la Défense. The site of the presentation of the project of Greater Paris. Retrieved from www.grand-paris.jll.fr/fr/projet-grand-paris/clusters/cluster-la-defense/

18. Le pôle de la santé Villejuif-Evry. The site of the presentation of the project of Greater Paris. Retrieved from www.grand-paris.jll.fr/fr/projet-grand-paris/clusters/cluster-villejuif-evry/

19. Le pôle de la vie durable autour de la Cité Descartes. The site of the presentation of the project of Greater Paris. Retrieved from www.grand-paris.jll.fr/fr/projet-grand-paris/clusters/clus-ter-descartes/

20. Paquier, J. (2016, 19 November). La chance de la France: la métropolisation du Grand Paris, par Jean-François Carenco. Le journal du Grand Paris. Retrieved from www.lejournaldugrandparis. fr/chance-de-france-metropolisation-grand-paris-jean-francois-carenco/

For citation: Vaudelin Ch. Great Paris and great Moscow: modernization plans and innovation. -

South-Russian Journal of Social Sciences. 2018. Vol. 19. No. 2. P. 38-49.

© 2018 by the author(s). This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution (CC BY) license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.