Научная статья на тему 'Предпосылки успешного развития мегаполисов'

Предпосылки успешного развития мегаполисов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
840
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕГАПОЛИС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / MEGACITY / COMPETITIVENESS / GLOBALIZATION / ECONOMIC DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гапоненко Александр Лукич, Савельева Марина Владиславовна, Валетов Анатолий Игоревич

В современном мире, характеризующемся нестабильностью, высокой скоростью перемен и глобализацией, роль мегаполисов в развитии мировой экономики становится преобладающей. В связи с этим целью данного исследования является выявление предпосылок успешного развития мегаполисов.Для достижения данной цели были решены следующие задачи: обозначены ключевые характеристики мегаполисов, выделены ключевые факторы их развития, разработаны основные направления усиления их конкурентоспособности.Теоретической и методологической базой исследования служат положения и выводы научных трудов отечественных и зарубежных ученых по развитию мегаполисов. В процессе исследования использовались международные статистические данные, а также материалы органов Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; применялись методы анализа и синтеза информации и экспертных оценок.Предпосылки успеха развития мегаполисов включают в себя диверсификацию их экономики, размещение инновационных центров, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, формирование научно-исследовательских структур по разработке новых технологий, проведение международных событий, поддержание прозрачности национальных границ национальными правительствами для талантливых специалистов из других стран, развитие внутренних и внешних коммуникаций, управление миграцией населения и обеспечение жителей доступным жильем. Результатом выделения ключевых предпосылок успеха развития мегаполисов является выработка направлений их развития и усиления их конкурентоспособности. Так, для улучшения имиджа России и Москвы необходимы информирование зарубежных деловых кругов о преимуществах нашей страны и ее столицы как площадок конструктивного делового диалога с эффективной высокотехнологичной финансовой инфраструктурой, обеспечение для Москвы участия в Форуме мировых финансовых центров, организация одного из таких форумов непосредственно в Москве.Результаты и выводы данной статьи могут быть использованы в дальнейших исследованиях развития и усиления конкурентоспособности мегаполисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECONDITIONS OF MEGACITIES’ SUCCESSFUL DEVELOPMENT

In the unstable, rapidly changing globalized world of today the role of megacities in the global economy has become predominant. In view of this the purpose of the study is to identify the preconditions of the successful development of megacities. To achieve the goal the following tasks have been solved: designation of the key characteristics of megacities, singling out the key factors of their development, development of the guidelines of their competitiveness strengthening.Theoretical and methodological basis of the study are the provisions and conclusions of domestic and foreign scientists’ research into the development of cities. International statistics as well as the materials of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation have been used. Information analysis and synthesis technique, as well as method of expert evaluations have been applied in the research.The preconditions of megacities’ successful development include diversification of their economies, deployment of innovation centers, carrying out research and development and experimental-design works, the formation of research institutions to develop new technologies, organization of international events, maintaining the transparency of national borders by national governments for talented professionals from other countries, the development of internal and external communications, management of migration and provision of citizens with affordable housing. The result of the selection of the key preconditions for megacities’ successful development is working out the guidelines for their development and for strengthening their competitiveness. Thus, to improve the image of Russia and Moscow there is a need to inform foreign business communities about the advantages of our country and its capital as business venues for theconstructive business dialogue having effective high-tech financial infrastructure, to provide for Moscow’sparticipation in the Forum of world financial centers, to organize one of these forums directly in Moscow.The results and conclusions of the article can be used in further research on the megacities’ development and strengthening their competitiveness.

Текст научной работы на тему «Предпосылки успешного развития мегаполисов»

УДК 332.12

Предпосылки успешного развития мегаполисов

ГАПОНЕНКО АЛЕКСАНДР ЛУКИЧ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой менеджмента Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: gapon@ibda.ranepa.ru

САВЕЛЬЕВА МАРИНА ВЛАДИСЛАВОВНА, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия E-mail: marina.savelyeva@gmail.com

ВАЛЕТОВ АНАТОЛИЙ ИГОРЕВИЧ, кандидат экономических наук, заместитель руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы, докторант программы DBA Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия E-mail: anatoly.valetov@gmail.com

Аннотация. В современном мире, характеризующемся нестабильностью, высокой скоростью перемен и глобализацией, роль мегаполисов в развитии мировой экономики становится преобладающей. В связи с этим целью данного исследования является выявление предпосылок успешного развития мегаполисов. Для достижения данной цели были решены следующие задачи: обозначены ключевые характеристики мегаполисов, выделены ключевые факторы их развития, разработаны основные направления усиления их конкурентоспособности. Теоретической и методологической базой исследования служат положения и выводы научных трудов отечественных и зарубежных ученых по развитию мегаполисов. В процессе исследования использовались международные статистические данные, а также материалы органов Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; применялись методы анализа и синтеза информации и экспертных оценок.

Предпосылки успеха развития мегаполисов включают в себя диверсификацию их экономики, размещение инновационных центров, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, формирование научно-исследовательских структур по разработке новых технологий, проведение международных событий, поддержание прозрачности национальных границ национальными правительствами для талантливых специалистов из других стран, развитие внутренних и внешних коммуникаций, управление миграцией населения и обеспечение жителей доступным жильем. Результатом выделения ключевых предпосылок успеха развития мегаполисов является выработка направлений их развития и усиления их конкурентоспособности. Так, для улучшения имиджа России и Москвы необходимы информирование зарубежных деловых кругов о преимуществах нашей страны и ее столицы как площадок конструктивного делового диалога с эффективной высокотехнологичной финансовой инфраструктурой, обеспечение для Москвы участия в Форуме мировых финансовых центров, организация одного из таких форумов непосредственно в Москве.

Результаты и выводы данной статьи могут быть использованы в дальнейших исследованиях развития и усиления конкурентоспособности мегаполисов.

Ключевые слова: мегаполис, конкурентоспособность, глобализация, диверсификация экономики.

Preconditions of Megacities' Successful Development

ALEXANDR L. GAPONENKO, Doctor of Economics, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Head of the Department "General and Strategic Management", Institute of Business and Business Administration, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia E-mail: gapon@ibda.ranepa.ru

MARINA V. SAVELYEVA, Doctor of Economics, Docent, Professor at the Department "General and Strategic Management", Institute of Business Studies, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia E-mail: marina.savelyeva@gmail.com

ANATOLY I. VALETOV, Candidate of Economics, Deputy Head of the Department for Foreign Economic Activity and International Relations of Moscow, doctoral student of Institute of Business Studies, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia E-mail: anatoly.valetov@gmail.com

Abstract. In the unstable, rapidly changing globalized world of today the role of megacities in the global economy has become predominant. In view of this the purpose of the study is to identify the preconditions of the successful development of megacities. To achieve the goal the following tasks have been solved: designation of the key characteristics of megacities, singling out the key factors of their development, development of the guidelines of their competitiveness strengthening.

Theoretical and methodological basis of the study are the provisions and conclusions of domestic and foreign scientists' research into the development of cities. International statistics as well as the materials of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation have been used. Information analysis and synthesis technique, as well as method of expert evaluations have been applied in the research. The preconditions of megacities' successful development include diversification of their economies, deployment of innovation centers, carrying out research and development and experimental-design works, the formation of research institutions to develop new technologies, organization of international events, maintaining the transparency of national borders by national governments for talented professionals from other countries, the development of internal and external communications, management of migration and provision of citizens with affordable housing. The result of the selection of the key preconditions for megacities' successful development is working out the guidelines for their development and for strengthening their competitiveness. Thus, to improve the image of Russia and Moscow there is a need to inform foreign business communities about the advantages of our country and its capital as business venues for the constructive business dialogue having effective high-tech financial infrastructure, to provide for Moscow's participation in the Forum of world financial centers, to organize one of these forums directly in Moscow. The results and conclusions of the article can be used in further research on the megacities' development and strengthening their competitiveness.

Keywords: megacity, competitiveness, globalization, economic diversification.

Усилившиеся в конце XX — начале XXI в. процессы глобализации и одновременно ускоряющиеся сдвиги в структуре занятости способствовали увеличению скорости притока трудовых, финансовых и информационных

ресурсов в крупнейшие города-мегаполисы. Эти города стали задавать основные направления политического и экономического развития как отдельных государств, так и всего мира. Сегодня они оказывают решающее влияние на

распределение ресурсов как на уровне стран, так и на мировом уровне. Мегаполисы все в большей степени включены в международные сети, значительный импульс к развитию в этих городах получают такие сферы, как предоставление финансовых и консалтинговых услуг, развитие информационно-коммуникационных технологий, туристические услуги и конгрес-сно-выставочная деятельность. В мегаполисах сосредоточен менеджмент большинства транснациональных корпораций. Возможность работать в престижных компаниях и зарабатывать значительные средства привлекает в города значительное количество квалифицированных специалистов. Многие современные мегаполисы привлекательны для туристов всего мира. Все это дополняется концентрацией исследовательских и образовательных организаций, а также развитием рекреационной активности.

В настоящее время мегаполис, являясь сосредоточием экономических, информационных, административных и культурных взаимодействий, становится источником роста для ближайших территорий. Конкурентоспособные отрасли экономики глобальных городов стимулируют развитие родственных и поддерживающих индустрий в них самих и на близлежащих территориях [1]. Глобальные города становятся «локомотивами роста» для других регионов, т.е. передают импульсы развития другим территориям. Последние выступают источником необходимых ресурсов для мегаполиса, а также реципиентом и транслятором инноваций.

Мегаполисы развиваются не только в больших государствах, таких как Соединенные Штаты Америки (мегаполисы: Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Чикаго), Китай (Гонконг, Пекин и Шанхай), но и в относительно небольших странах, например, в Швейцарии в глобальные процессы активно вовлечены Цюрих и Женева, в Испании — Барселона и Мадрид, в Южно-Африканской Республике — Кейптаун и Йоханнесбург [2, с. 11].

Среди глобальных мегаполисов особенно выделяются 12 крупнейших по объему производства городов мира: Гонконг, Лондон, Москва, Мумбаи, Нью-Йорк, Париж, Сан-Паулу,

Шанхай, Сингапур, Сеул, Токио, Торонто, общий валовый региональный продукт которых достигает 7 трлн долл. США, или 10% мирового ВВП (табл. 1) [2, с. 4].

Многие мегаполисы являются столицами государств, однако столичное положение не является обязательным условием образования мегаполиса. Среди мегаполисов оказываются самые различные по числу жителей и размеру территории города и их агломерации (см. табл. 1).

Основными чертами мегаполисов, по мнению специалистов, являются:

• концентрация интеллектуальных, информационных, финансовых и иных ресурсов, создающая благоприятные условия для инновационной активности;

• разработка и реализация программ ресурсосбережения, экологической защиты и рационального территориального планирования [3];

• доминирование в экономике городов сферы услуг;

• благоприятная среда для малого бизнеса благодаря значительному внутреннему спросу со стороны населения и возможностям сотрудничества с крупными фирмами, расположенными на территории города [4].

Среди мегаполисов выделяются те, которые с давних времен были самыми большими городами в своих государствах и задавали направления развития экономики и политики последних. В их числе Лондон, Москва, Париж и Сеул. Несмотря на изменения в урбанистических процессах, эти города всегда занимали лидирующую позицию в иерархии городов. Такое постоянство объясняется их столичным положением. Данное условие создает немалое превосходство, проявляющееся в агломерационном эффекте и возможности оказания политического воздействия. В то же время именно эти города оказываются в центре внимания в процессе дебатов об асимметрии в социально-экономическом развитии различных территорий соответствующих стран.

В отношении таких городов, как Мумбаи, Нью-Йорк, Шанхай, Сан-Паулу и Торонто, руководство стран не раз смещало свое внимание и приоритеты на другие города. Как результат — в государствах, где существуют данные

Таблица 1

Территории и количество жителей мегаполисов

Город Число жителей, млн чел. Площадь территории, км2 Регион Число жителей региона, млн чел. Площадь территории региона, км2

Гонконг 7 1100 Большая дельта Жемчужной реки 64 43 000

Лондон 8,5 1500 Большой Юго-Восток 24 39 500

Москва 12 2500 Москва и Московская область 19 47 000

Мумбаи 12 440 Агломерация Мумбаи 23 4350

Нью-Йорк 8,5 1100 Трехштатный регион 23 34 000

Париж 2,1 105 Иль-де-Франс 12 12 000

Сан-Паулу 12 1500 Агломерация Сан-Паулу 21 8000

Шанхай 24 6200 Дельта реки Янцзы 100 100 000

Сингапур 5,5 720 - - -

Сеул 10 605 Национальный столичный регион 26 12 000

Токио 13,2 2200 Агломерация Токио 36 14 000

Торонто 2,8 630 Большой Торонто 6,1 7100

Источник: [2, с. 15].

мегаполисы, развивается несколько больших агломераций.

Одним из ключевых направлений развития многих мировых городов является достижение и поддержание статуса мирового финансового центра. Среди городов, выбравших данное направление, Нью-Йорк, Лондон, Токио, Сингапур, Москва1 и др. Практически все мегаполисы отличаются доминирующей долей финансового сектора и сектора деловых услуг в общем объеме данных услуг в масштабах стран, в которых они расположены (табл. 2). Однако не у всех из них данное направление деятельности развивается активно.

Так, доля Гонконга в общем объеме предоставленных деловых и финансовых услуг страны в 12 раз выше его доли народонаселения Китайской Народной Республики. У российской столицы данный параметр достигает 4,8.

Минимальный уровень данного показателя отмечается у столиц Южной Кореи и Японии — 1,4 и 1,5 соответственно (см. табл. 2). Специалисты объясняют такой расклад большей степенью диверсификации экономики соответствующих мегаполисов [2, с. 21].

Практически все ведущие мегаполисы мира стараются стать в той или иной мере международными финансовыми центрами. Цель развития Москвы как площадки международной активности в финансовой сфере состоит в том, чтобы на системной основе оказывать содействие отечественным организациям в получении финансовых средств за рубежом, развивать альтернативные каналы финансирования, привлекать на московскую площадку иностранных эмитентов, при этом развивать имидж России и Москвы как надежного и устойчивого финансового партнера. Целесообразно содействовать

1 В Москве данное направление обозначено в стратегических документах и находится на начальных этапах реализации. Источник: Подпрограмма «Развитие Москвы как международного финансового центра на 2012-2018 гг.»

[Электронный ресурс]. URL: http://dvms.mos.ru/napravleniya_deyatelnosti/i-subprogram-development-of-moscow-as-an-international-financial-centre-in-2012-2018-.php (дата обращения: 05.04.2016).

Таблица 2

Доля мегаполисов в общем объеме финансовых и деловых услуг и производства стран

Город Доля города в общем объеме предоставленных деловых и финансовых услуг страны Доля населения города в общей численности народонаселения страны Соотношение доли города в общем объеме предоставленных деловых и финансовых услуг страны и доли народонаселения

Гонконг 6,3 0,5 11,99

Лондон 44,3 21,9 2,02

Москва 38 7,9 4,78

Мумбаи 5,7 1,7 3,4

Нью-Йорк 11,4 6,0 1,91

Париж 40,4 18,8 2,15

Сан-Паулу 27,1 9,8 2,76

Сеул 67 48,2 1,39

Шанхай 6,1 1,8 3,47

Сингапур 100 100 1

Токио 43,9 29,9 1,47

Торонто 27,6 16,7 1,65

Источник: [2, с. 21-22].

выходу отечественных предприятий на международные, прежде всего, восточные рынки капитала; очень важно обеспечить российским финансовым институтам выход на восточные рынки капитала с целью существенного повышения их ликвидности; при этом необходимо значительно оживить отечественный фондовый рынок за счет привлечения иностранных участников.

В настоящее время финансовые институты и учреждения Москвы уже имеют развитую торговую, расчетную, депозитарную и регистрационную инфраструктуру. Существует достаточно высокая концентрация кредитно-финансовых институтов, действуют либеральные валютные и налоговые режимы осуществления финансовых операций, имеются квалифицированные человеческие ресурсы. Намечается перспектива обретения рублем статуса региональной резервной валюты в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Особенно в настоящее время, во время санкций со стороны ведущих западных

держав, возникла острая необходимость развития валютно-финансового сотрудничества с теми партнерами России, которые не присоединись к санкциям, прежде всего со странами ЕАЭС, БРИКС, ШОС.

Финансирование проектов реального сектора испытывает большие сложности, в ряде случаев оно приостановлено. В то же время сегодня имеются готовые инструменты и возможности выхода отечественных предприятий на восточные рынки капитала при условии их интеллектуальной и институциональной поддержки. Реализация имеющихся возможностей позволяет получить не только финансовую поддержку, но и необходимый для реального сектора трансфер технологий.

Поддержка ликвидности банков нуждается во внешних источниках финансирования, а они в настоящее время практически недоступны. В то же время на восточных рынках (Китай, Япония, ОАЭ и проч.) источники внешнего финансирования банков имеются, они не используются потому, что в одиночку банк или

предприятие, как правило, не в состоянии преодолеть имеющиеся барьеры входа.

Отечественный фондовый рынок затухает. Новые размещения /Р02-займов не происходят. В то же время имеются реальные предпосылки для перехода отечественных предприятий с зарубежных фондовых площадок на отечественные, оживления работы фондового рынка, в том числе, путем привлечения новых российских и зарубежных участников.

Несмотря на принятые в последние годы решения Правительства Российской Федерации, Москва не ведет координированного продвижения проекта Международного финансового центра. Настал момент создания сетевой гибкой структуры, способной скоординировать действия многих участников финансовых процессов.

В последнее время международный имидж России и Москвы ухудшился. В частности, в финансовых и предпринимательских кругах ряда стран усилился разрыв между представлениями об уровне развития финансовой инфраструктуры и реальным положением дел. Сегодня сохраняется низкая информированность иностранных участников финансового рынка, включая эмитентов, о развитии инфраструктуры и законодательных условий российского рынка, что подчеркивается как проведенными исследованиями, так и непосредственно представителями иностранных финансовых и инвестиционных кругов. В то же время имеется реальная возможность значительно улучшить имидж России и Москвы в среде иностранных деловых кругов путем точечного информирования и лоббирования российских финансовых интересов.

На основе точечного информирования зарубежных деловых кругов уже сегодня можно улучшить имидж России и Москвы как площадок конструктивного делового диалога с эффективной высокотехнологичной финансовой инфраструктурой.

Целесообразно обеспечить Москве участие в Форуме мировых финансовых центров, более того, провести этот форум непосредственно в Москве.

2 1Р0 — публичное размещение.

В последние годы отмечается широкая поддержка мегаполисов руководством стран. В таких странах, как Франция, Япония и Корея приняты и реализуются программы по усилению конкурентоспособности мегаполисов, предусматривающие создание благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в данные города. Особое внимание уделяется развитию предприятий, осуществляющих деятельность в сфере информационно-коммуникационных технологий, прорабатываются вопросы повышения эффективности деятельности государственных органов власти, ее прозрачности, обеспечения законодательных гарантий.

В рамках национальной программы по активизации городского планирования в Китайской Народной Республике в начале 2000-х годов были выделены десять групп городов, в отношении которых разработаны и реализуются индивидуальные региональные плановые документы, предусматривающие особые меры по поддержке их развития. Целями данных мер являются активизация старых индустриальных регионов, их развития, сокращение разрыва в экономическом положении преуспевающих и отставших в экономическом плане регионов и модернизация экономики. Особенно среди данных территорий выделяются регионы дельты Жемчужной реки, дельты реки Янцзы и Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, ставшие в авангарде экономического роста страны и имеющие потенциал источников устойчивой конкурентоспособности для государства в целом.

Решение руководства многих государств о размещении инновационных центров в мегаполисах придает дополнительный импульс развитию данных городов. Одним из примеров является проект «Кампус плато Сакле», заключающийся в развитии научно-исследовательского и бизнес-кластера на юге Парижа. Впервые французское правительство проявило интерес к развитию данного кластера в 2004 г. Летом 2008 г. организациями, работающими в плато Сакле, был заключен договор о создании инновационно-технологического «Кампуса

плато Сакле». В начале 2009 г. правительству был представлен проект «Кампус плато Сакле». Рассмотрев данный проект, руководство страны приняло решение об инвестициях в его реализацию в размере 850 млн евро. Организации, участвующие в проекте, взяли на себя обязательство инвестировать в этот проект еще столько же. В настоящее время в Кампусе плато Сакле осуществляется около 15% всех исследований Франции. Также он включает в себя более 300 научно-исследовательских лабораторий, в которых работает 9 тыс. сотрудников, в том числе 6 тыс. с учеными степенями, и обучается 65 тыс. студентов [5]. Придание проекту статуса национального значения значительно ускорило развитие кластера на территории южного Парижа, а также способствовало осуществлению инфраструктурного проекта «Большой Париж». Последний заключается в строительстве окружной линии быстрого метро вокруг города с целью разгрузки транспортного потока пригородного сообщения и обеспечения для пассажиров быстрого доступа всех парижских аэропортов и Кампуса плато Сакле [6].

Значительный импульс развития получают мегаполисы за счет государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Одним из таких городов является Торонто. С конца 1980-х годов стартовал национальный проект центров передового опыта, направленный на формирование в кластерах городов научно-исследовательских ассоциаций по разработке новых энергосберегающих и экологически чистых технологий, инфокоммуникационных технологий, а также в области медицины и биологии. Одновременно проекты научных исследований повлекли в страну ведущих зарубежных ученых и специалистов. С середины 2000-х годов канадское правительство вложило более 11 млрд канадских долл. в реализацию данных научно-исследовательских проектов [7]. Государственная поддержка способствовала усилению международной конкурентоспособности передовых университетов и исследовательских учреждений города Торонто.

Также важнейшим фактором продвижения мегаполиса являются международные события,

такие как Олимпийские игры, международные выставки, конгрессы и др., которые привлекают путешественников из различных стран, позволяют найти новых партнеров и потребителей. В достижении максимального положительного эффекта от данных мероприятий немалую роль играет помощь со стороны руководства страны, которое обеспечивает строительство необходимой инфраструктуры в срок, соответствие ее технических характеристик международным стандартам, создание благоприятного впечатления у гостей и местных жителей.

Сеул (Олимпийские игры в 1988 г., Чемпионат мира по футболу в 2002 г.), Париж (Чемпионат мира в 1998 г. и кубок Европы в 2016 г. по футболу), Шанхай (выставка EXPO в Шанхае в 2009 г.), Лондон (Олимпийские игры в 2012 г.) в результате проведения таких мероприятий получили хорошую возможность модернизировать городскую инфраструктуру, возродить к жизни старопромышленные зоны при поддержке органов государственного управления.

Решающим фактором развития мегаполисов также является привлечение талантливых специалистов, в том числе из других стран. Межнациональные компании, имеющие свои подразделения в мировых городах, поставляют свою продукцию на рынки многих государств. Возникает необходимость в притоке талантливых иностранных сотрудников. В связи с этим без государственной политики в области привлечения таких специалистов в страну, учебных заведений, привлекающих талантливую молодежь, не обойтись.

С этой точки зрения большой интерес представляет опыт Сингапура, правительство которого в сотрудничестве с основными образовательными и научно-исследовательскими организациями создало и реализует программу формирования благоприятного делового климата для компаний и специалистов, в том числе иностранных. Возможность государственного контроля над уровнем оплаты труда способствовала установлению конкурентоспособных зарплат. Наряду с активным привлечением транснациональных корпораций были предприняты меры по развитию государственных предприятий. Одним из приоритетов

деятельности правительства является формирование «креативного класса», включающего ученых, инновационных предпринимателей, менеджеров, которые могли бы выстраивать и развивать новую экономику Сингапура. В этой небольшой стране выделяются значительные средства на целенаправленное взращивание собственных научных и инженерных кадров, а также привлечение талантливых специалистов со всего мира. С 2001 г. реализуется специальная программа по подготовке молодых ученых, в каждого из которых вкладывается примерно 1 млн долл. США. Половина этой суммы направляется на оплату образования в других странах. Возвращаясь, они работают в лабораториях, ключевых компаниях страны или создают собственные. При этом вкладывается немало средств и усилий в обеспечение низкого уровня преступности. Благоприятный деловой климат и развитие новых сфер (наукоемких услуг и производства, инновационных технологий и творческих индустрий) позволяют Сингапуру по праву называться финансовой и интеллектуальной столицей мира.

Ключевым направлением усиления конкурентоспособности мегаполисов является также развитие внутренних и внешних коммуникаций. Морские порты, железнодорожные узлы, аэропорты, интернет-коммуникации представляют собой необходимые компоненты успешного развития любого города, особенного мегаполиса в условиях глобализации. С другой стороны, решение проблем перенаселения, транспортных затруднений, развитие обширных территорий требует эффективной организации внутренних коммуникаций, в том числе общественного транспорта, обеспечение его необходимыми ресурсами и согласование его различных элементов. Разгрузке транспортных городских потоков особенно способствуют такие виды транспорта, как метро и скоростной автобус. Кроме того, они позволяют соединить самые дальние районы между собой и с центром.

Реализация инфраструктурных проектов часто в форме государственно-частного партнерства зависит от своевременного выполнения государственными органами власти своих

обязательств, в том числе финансовых. Немалую роль в развитии транспорта мегаполиса играет политическая поддержка руководства страны таких проектов. Благодаря этому был разработан и реализуется в настоящее время проект «Большой Париж», о котором упоминалось ранее, в Лондоне и Сингапуре государственное участие способствовало рационализации управления транспортными потоками.

Значительный вклад в развитие мегаполисов государство привносит за счет управления миграцией населения. Такие города привлекают невероятное количество приезжих в поисках возможности заработать и различных экономических и культурных благ, что делает спрос на недвижимость чрезвычайно большим, так же, как и цены на нее. В табл. 3 показано изменение численности жителей и приезжих в мегаполисах в периоды с 2000 и 2010 гг. к 2014 г. Кроме того, осложняется ситуация в сфере территориального управления, здравоохранения, предоставления образовательных услуг и т.д. Возникает необходимость

Таблица 3

Изменение численности жителей и приезжих в мегаполисах к 2014 г.

Город (префектура, агломерация) Изменение численности, млн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жителей с 2000 г. приезжих с 2010 г.

Шанхай +7,5 -0,6

Москва +2,1 +1,9

Сан-Паулу +1,5 +0,2

Лондон +1,4 +4,0

Сингапур +1,4 +3,7

Большой Торонто +1,4 +0,5

Токио (префектура) +1,2 +0,9

Париж (агломерация) +1,0 +2,3

Мумбаи +0,9 +2,5

Гонконг +0,5 +0,7

Нью-Йорк +0,4 +2,4

Сеул -0,4 +2,6

Источник: [2, с. 28].

в строительстве новой инфраструктуры и замене старой.

Проблема с обеспечением жильем особенно актуальна для мегаполисов с ограниченными территориями, таких как Гонконг, Мумбаи и Сингапур. Аналогичные трудности характерны и для других глобальных городов, например, Лондона и Нью-Йорка. Для решения данной проблемы городу Сан-Паулу выделяется государственная помощь в рамках федеральной программы по предоставлению социального жилья населению «Мой дом — моя жизнь» (Minha Casa Minha Vida) [2, с. 29].

В Торонто и Нью-Йорке большой приток приезжих усиливает социальную напряженность и увеличивает безработицу. В мегаполисах отмечается большое число иностранцев, часто работающих нелегально.

Наиболее успешное решение жилищной проблемы было найдено и реализовано в Сингапуре. В середине XX в. квартиры государственного жилищного фонда занимало менее 10% граждан этой страны. В настоящее время такое жилье охватывает более 80% населения, несмотря на то, что мегаполис имеет жесткие территориальные ограничения. Предоставление доступного жилья гражданам — это задача Совета жилищного строительства и развития при правительстве Сингапура. Данная структура имеет значительные права в сфере покупки земельных участков и строительстве на них. Деятельность данного Совета скоординирована с действиями других министерств, занимающихся вопросами миграции, общественного транспорта и благоустройства города. При этом у Совета есть возможность покупки земельных участков по относительно низкой стоимости для обеспечения рентабельности строительства. Существуют также и другие преимущества. Строительство доступного жилья в Сингапуре сопровождается эффектом масштаба, что создает дополнительную выгоду. Также Совет контролирует процессы приобретения

земельных участков, выдает лицензии и разрешения на строительство. Приобретается жилье гражданами на основе долгосрочной аренды и благодаря накоплениям, которые хранятся в Центральном страховом фонде [8]. Интересно, что наряду с уменьшением числа владельцев жилья во многих мегаполисах в Сингапуре наблюдается обратная тенденция — за последние 35 лет их количество увеличилось с 60 до 90% [2, с. 29]. Успешная реализация данной программы укрепила доверие граждан к государству и создала основу для осуществления новых проектов.

Таким образом, предпосылками успеха развития мегаполисов являются диверсификация их экономики, размещение инновационных центров, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, формирование научно-исследовательских структур по разработке новых технологий, проведение международных мероприятий, поддержание прозрачности национальных границ национальными правительствами для талантливых специалистов из других стран, развитие внутренних и внешних коммуникаций, управление миграцией населения и обеспечение жителей доступным жильем.

Немалую роль при этом играет государственная поддержка в решении проблем, связанных с глобализацией. В связи с этим в государственной политике необходимым является учет потребностей и перспектив развития глобальных городов.

Для улучшения имиджа России и Москвы необходимы точечное информирование зарубежных деловых кругов о преимуществах нашей страны и ее столицы как площадок конструктивного делового диалога с эффективной высокотехнологичной финансовой инфраструктурой, обеспечение возможности участия Москвы в Форуме мировых финансовых центров, организация одного из таких форумов непосредственно в Москве.

Литература

1. Ласуэн Х.Р. Урбанизация и экономическое развитие: временное взаимодействие между географическими и отраслевыми кластерами // Пространственная экономика. 2010. № 1. С.68-104.

2. Кларк Г., Мунен Т. Глобальные города и национальные государства: новый курс на партнерство в 21 веке. М.: АНО «Московский урбанистический форум», 2014. 106 с. [Электронный ресурс]. URL: http://mosurbanforum.ru/books/mezhdunarodnoe_issledovanie_global_nye_goroda_i_ nacional_nye_gosudarstva_novyj_kurs_na_partnerstvo_v_21_veke/ (дата обращения: 05.04.2016).

3. Федякин И.В. Мегаполис как объект политологического исследования (к постановке проблемы) // Тренды и управление. 2013. № 3. С. 116-127.

4. Сассен С. Глобальный город: введение понятия // Глобальный город: теория и реальность / под ред. Н.А. Слуки. М.: Аванглион, 2007. С. 14-16.

5. Universite Paris-Saclay [Электронный ресурс]. URL: http://www.universite-paris-saclay.fr/en/ accueil-out-en (дата обращения: 05.04.2016).

6. Теряева Н. Сколково и Сакле — близнецы-братья? [Электронный ресурс]. URL: http://www. kreml.org/opinions/256683365 (дата обращения: 05.04.2016).

7. Zeng Xuyun. Federal funding cuts to science felt in university research labs // Toronto Observer. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://torontoobserver.ca/2014/03/19/federal-funding-cuts-to-science-felt-in-university-research-labs/ (дата обращения: 05.04.2016).

8. Woetzel J., Ram S., Mischke J., Garemo N., Sankhe Sh. Tackling the world's affordable housing challenge // McKinsey & Company. 2014 [Электронный ресурс]. URL: www.mckinsey.com/ insights/urbanization/tackling_the_worlds_affordable_housing_challenge (дата обращения: 05.04.2016).

References

1. Lasuen H.R. Urbanizacija i ekonomicheskoe razvitie: vremennoe vzaimodejstvie mezhdu geograficheskimi i otraslevymi klasterami [Urbanization and economic development: temporary interaction between geographical and sectoral clusters]. Prostranstvennaja jekonomika — Spatial Economics, 2010, no. 1, pp. 68-104 (in Russian).

2. Klark G., Munen T. Global'nye goroda i nacional'nye gosudarstva: novyj kurs na partnerstvo v 21 veke [Global cities and the nation-states: a new cooperation policy in the 21st century]. Moscow, ANO "Moskovskij urbanisticheskij forum" — ANO Moscow urban forum, 2014, 106 p. URL: http:// mosurbanforum.ru/books/mezhdunarodnoe_issledovanie_global_nye_goroda_i_nacional_nye_ gosudarstva_novyj_kurs_na_partnerstvo_v_21_veke (accessed 05.04.2016) (in Russian).

3. Fedjakin I.V. Megapolis kak ob'ekt politologicheskogo issledovanija (k postanovke problemy) [Megapolis as an object of political studies (on the problem presentation)]. Trendy i upravlenie — Trends and Management, 2013, no. 3, pp. 116-127.

4. Sassen S. Global'nyj gorod: vvedenie ponjatija [The global city: the introduction of the concept] // Global'nyj gorod: teorija i real'nost' — The Global City: Theory and Reality / еd. N.A. Sluka. Moscow, Avanglion — Avanglion, 2007, pp. 14-16 (in Russian).

5. Universite Paris-Saclay. URL: http://www.universite-paris-saclay.fr/en/accueil-out-en (accessed: 05.04.2016).

6. Terjaeva N. Skolkovo i Sakle — bliznecy-brat'ja? [Skolkovo and Saclay — are they twins?]. URL: http://www.kreml.org/opinions/256683365 (accessed 05.04.2016) (in Russian).

7. Zeng Xuyun. Federal funding cuts to science felt in university research labs. Toronto Observer. URL: http://torontoobserver.ca/2014/03/19/federal-funding-cuts-to-science-felt-in-university-research-labs/ (accessed: 05.04.2016).

8. Woetzel J., Ram S., Mischke J., Garemo N., Sankhe Sh. Tackling the world's affordable housing challenge // McKinsey & Company. URL: www.mckinsey.com/insights/urbanization/tackling_the_ worlds_affordable_housing_challenge (accessed: 05.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.