Научная статья на тему 'Болонская система высшего образования в России: мифы и реальность'

Болонская система высшего образования в России: мифы и реальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3410
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / BOLOGNA DECLARATION / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION REFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эзрох Ю.С.

В статье анализируется справедливость устойчивых утверждений о последствиях ратификации Болонской декларации в России, которые на поверку оказались мифами, показаны реальное положение в данной области и пути реформирования отечественной системы высшего образования в рамках следования Болонскому процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bologna System of Higher Education in Russia: Myths and Reality

HE ARTICLE ANALYZES THE VALIDITY OF THE BASIC ASSERTIONS ABOUT THE CONSEQUENCES OF THE RATIFICATION OF THE BOLOGNA DECLARATION IN RUSSIA, WHICH PROVE TO BE MYTHS, SHOWING THE REAL SITUATION IN THE FIELD, SETTLE THE MAIN WAYS OF REFORMING THE NATIONAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION WITHIN THE BOLOGNA PROCESS FOLLOW.

Текст научной работы на тему «Болонская система высшего образования в России: мифы и реальность»

ЭКО. - 2016. - №2 ЭЗРОХ Ю.С.

Болонская система высшего образования в России:

мифы и реальность

Ю.С. ЭЗРОХ, кандидат экономических наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления. Е-таИ: ezroh@rambler.ru

В статье анализируется справедливость устойчивых утверждений о последствиях ратификации Болонской декларации в России, которые на поверку оказались мифами, показаны реальное положение в данной области и пути реформирования отечественной системы высшего образования в рамках следования Болонскому процессу.

Ключевые слова: Болонская декларация, Болонский процесс, реформы высшего образования

Россия присоединилась к широко известной в университетской среде Болонской системе в ноябре 2003 г. Это вызвало жаркие споры, непонимание и внутреннее сопротивление ряда преподавателей [1, 2]; другие, напротив, последовательно поддерживали принятое решение [3, 4]. Более 12 лет, прошедших с этого момента, позволяют менее эмоционально подойти к оценке этой новации, до сих пор окруженной мифами и полуправдой.

Миф 1: Болонская декларация подписана в период расцвета европейских университетов в средние века.

Реальность: возникшая в конце XX в. Болонская система - закономерный результат экономико-политической интеграции европейских стран.

Болонская декларация была подписана относительно недавно - 19 июня 1999 г. Это было связано отнюдь не с возрастающим научным влиянием европейских университетов, а с технической необходимостью унификации систем образования стран в связи с существенным прогрессом в организации Европейского союза. Название декларации - «Зона европейского высшего образования», взятое из Сорбонской декларации (подписана 25 мая 1998 г.), полностью отражает её суть: создание указанной зоны является «ключевым путем развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента» [5].

Без сомнения, тесная экономико-политическая интеграция в Европе невозможна без «принятия системы легко понимаемых и сопоставимых степеней» [5]. В связи с этим активизация дипломатических усилий в данном направлении произошла на завершающем этапе создания Евросоюза.

Миф 2: реформирование системы отечественного высшего образования невозможно без присоединения к Болонскому процессу.

Реальность: аналогичные новации могли осуществляться и без ратификации Болонской декларации.

В коротком тексте Болонской декларации указаны лишь общие принципы «продвижения европейской системы высшего образования по всему миру» [5]:

1) формирование двухступенчатой системы высшего образования; длительность освоения первой части - не менее трех лет;

2) упорядочивание названий присваиваемых степеней (например, во Франции вместо степени бакалавра присуждали степень лиценциата), введение международного приложения к диплому (Diploma Supplement);

3) введение системы кредитов (зачетных единиц1) для учета трудоемкости освоения отдельных дисциплин; цель - облегчение перевода студентов в другие университеты при определении уровня их подготовки;

4) содействие академической мобильности студентов и преподавателей, а также ряд других мер.

Все указанное, за исключением первого пункта, способствует повышению качества высшего образования в любой стране. Внедрение этих принципов в России возможно было и без ратификации Болонской декларации, так как последнее повлекло болезненный отказ от «советской» пятилетней схемы высшего образования2. Происшедшая ратификация имела и некоторый положительный имиджевый эффект. Однако он быстро угас, поскольку, помимо формального «разъединения» специалитета на две части (бакалавриат и магистратуру), по сути, ничего

1 В России это 36 академических часов (27 астрономических часов), отводимых на лекции, семинары, самоподготовку и т. д.

2 В отдельных случаях, например в медицине, - более длительного (6 лет и ординатура / интернатура).

больше не произошло; ни о каком легком переводе российских студентов в другие вузы мечтать не приходилось.

Миф 3: «доставшаяся в наследство» советская система высшего образования фундаментальна, и болонские новации ей не нужны.

Реальность: современная российская система высшего образования нуждается в серьезных преобразованиях, в том числе на основе Болонской системы.

Необходимость реформирования современной отечественной системы высшего образования не вызывает сомнений [6, 7]. Об этом свидетельствуют и устойчивое субъективное, т. е. никем не доказанное3, убеждение о тотально низком уровне знаний у современных выпускников российских университетов, и куда более весомые результаты государственного мониторинга эффективности вузов (табл. 1).

Таблица 1. Некоторые сведения о результатах

мониторинга эффективности вузов России в 2014 г.

Результат мониторинга Всего Головной Филиал

Выполнено <4 показателей 162* 27 135

40** 32 8

Выполнено >4 показателей 843* 487 356

208** 137 71

Прочие (реорганизация, дополн. проверки и т.д.) 311* 18 293

568** 199 369

Справочно:

Доля проблемных учреждений, % 35,94* 8,46 54,59

74,51** 62,77 84,15

Источник: Минобрнауки [9], расчеты автора. Примечание: * - государственный; ** - негосударственный.

Как видно из таблицы 1, более трети государственных вузов и их филиалов - проблемные; аналогичный показатель среди частных заведений катастрофичен - три четверти. Конечно, вопрос объективности критериев, применяемых Минобрнауки

3 Яркие видеосюжеты о малограмотных выпускниках, не знающих о том, что Эрих Мария Ремарк - мужчина, что Лермонтов стрелялся с Мартыновым, а Волга впадает в Каспийское море и т. д., отнюдь ничего не доказывают. Их назначение - создать нужный эмоциональный фон. С таким же успехом на основании программы «Умники и умницы» можно сделать противоположные выводы. Причины неверных умозаключений - нерепрезентативные выборки испытуемых [8].

дискуссионен, впрочем, как и любая рейтинговая методика. Однако и в международных рейтингах российские вузы не занимают лидирующих позиций4. Это не катастрофично, важнее другое -явно значительный масштаб проблем, требующих немедленных и, вероятнее всего, болезненных решений.

Миф 4: студенты и преподаватели отечественных вузов обладают академической мобильностью.

Реальность: отсутствие академической мобильности определено объективными условиями.

В Европе вопрос потенциальной академической мобильности решается легче: как правило, обычным является знание не менее трех языков (английского, французского, немецкого). Несмотря на устойчивое убеждение о том, что отечественное образование - одно из лучших в мире, знания российских школьников в области иностранных языков обычно скромны: английский или немецкий, реже - французский, и то без должной практики. Причины - отнюдь не в превосходстве зарубежных тинейджеров над нашими - указанные языки входят в одну германскую группу, что значительно облегчает их усвоение5. Кроме того, получение практических языковых навыков зарубежными школьниками максимально упрощено, так как страны - близкие соседи, стоимость проживания в них примерно одинакова. Исходя из этого, большинству отечественных студентов академическая мобильность и возможность обучения в европейских университетах объективно не нужны - отсутствуют и высокий уровень владения языком для понимания зарубежных профессоров, и средства для осуществления дальних вояжей, особенно в условиях резкой девальвации рубля.

К сожалению, то же можно сказать и в отношении существенной части (если не большинства) преподавателей вузов. Свободное владение ими английским (не говоря уже о других языках) не было востребовано, особенно в недавнем прошлом, когда заработная плата была на совсем низком уровне.

4 Этот вопрос не менее дискуссионен, однако факт есть факт: лучший результат у МГУ - 108-е место.

5 Аналогично, белорусский или украинский языки, входящие в славянскую группу, россиянам выучить проще, чем английский или французский. Это хорошо видно в приграничных районах.

Внутрироссийская академическая мобильность (в ведущие национальные исследовательские университеты) ограничена отсутствием общежитий (табл. 2).

Таблица 2. Некоторые сведения об обеспеченности студентов вузов общежитиями в 2009-2011 гг.

Показатель 2009 2010 2011

Общее число студентов (на 1 сентября), тыс. чел. 3 457 3 280 3 073

Студенты, нуждающиеся в общежитии (на конец года), тыс. чел. 947,8 932,8 1 040,3

тыс. чел. 813,2 808,7 829,1

Из них проживают в общежитии % 85,8 86,7 79,7

Жилая площадь на 1 студента, м2 7,7 7,8 7,7

Справочно:

Жилая площадь на 1 студента (негосударственные вузы), м2 8,1 9,4 11,6

тыс. чел. 134,6 124,1 211,2

млн м2 1,04 0,97 1,63

Нуждающиеся и не обеспеченные общежитием % от

общего 3,89 3,78 6,87

числа

Источник: [10, табл. 4.32, 6.52], расчеты автора. Примечание: сведения за более поздние периоды отсутствуют.

Как видно из таблицы 2, более 210 тыс. студентов (7%) не имеют возможности получить недорогие места для проживания; величина недостающего фонда сопоставима с годовым объемом нового жилищного строительства в г. Новосибирске (1,46 млн м2 в 2014 г [11]). Даже не принимая во внимание очень малую площадь, приходящуюся на одного студента (>8 м2, на которых нужно уместить кровать, стол и шкаф!), стоит подчеркнуть, что качество ремонта, санитарное состояние университетских общежитий не всегда соответствуют нормам [12].

Все это существенно ограничивает потенциальные возможности внутрироссийской академической мобильности как студентов, так и преподавателей. Основные причины: для первых - отсутствие законодательной базы по перезачету дисциплин, изученных в других вузах, несмотря на введение зачетных единиц; для вторых - материальные факторы.

Миф 5: присоединение к Болонской системе приведет к признанию российских дипломов за рубежом.

Реальность: никакие «международные приложения» к отечественным документам о высшем образовании не заменят

необходимость процедуры их признания в конкретных зарубежных странах.

В Болонской декларации нет ни слова о признании зарубежных дипломов. Этот вопрос регулируется Лиссабонской конвенцией «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» от 11 апреля 1997 г Нередко ее включают в Болонский процесс, но число стран, ратифицировавших Болонскую декларацию, меньше, чем Лиссабонскую конвенцию.

Согласно ст. VI.1 Лиссабонской конвенции, «каждая Сторона признает квалификации высшего образования, выданные в другой Стороне, кроме тех случаев, когда могут быть обоснованно представлены существенные различия между квалификациями».

Казалось бы, все предельно просто! Однако на практике документы об образовании необходимо предоставлять в специально созданные национальные информационные центры, которые обеспечивают консультационную поддержку и/или через уполномоченные организации осуществляют процедуру признания дипломов. В России это — ФГБУ «Главэкспертцентр [13], в Индии - Ассоциация индийских университетов, во Франции - Международный центр по образованию. Стоит отметить, что, например в Великобритании, решение Национального информационного центра «носит рекомендательный характер; образовательные учреждения, профессиональные ассоциации и работодатели самостоятельно принимают решение о приеме обладателей иностранных документов об образовании и квалификации на работу или обучение» [14]. В США процедура законодательно не урегулирована; признание осуществляется образовательными учреждениями, профессиональными ассоциациями и др. [14].

Таким образом, никакие Diploma Supplement (приложения к диплому) по форме ЮНЕСКО в рамках Болонской системы не являются основанием для признания отечественных дипломов за рубежом.

Миф 6: Болонская декларация устанавливает большую длительность обучения, чем было принято в России.

Реальность: Болонская декларация устанавливает минимальную продолжительность обучения в бакалавриате, в магистратуре - не регулирует.

В России традиционно было принято пятилетнее обучение в вузах. Болонская декларация устанавливает минимальный период обучения для получения степени бакалавра в три года. Так, например, в Оксфордском университете длительность обучения действительно составляет всего три года [15]; для получения магистерской степени требуется лишь один год. Фактически общий срок получения «полного» высшего образования соответствует «бакалаврскому уровню» в России. В других университетах, например в Кембриджском, для получения бакалаврской степени требуется 3-4 года, а магистратура по отдельным направлениям длится до двух лет. Традиционно по ряду медицинских направлений срок обучения больше - 5-6 лет.

Миф 7: введение Болонской системы повлечет выпуск недоученных специалистов в России.

Реальность: советский опыт говорит о достаточности четырехлетнего периода получения высшего образования для ряда направлений.

Устойчивое мнение о том, что с переходом на четырехлетнее обучение студенты-бакалавры не имеют возможности прослушать полный курс лекций для специалистов, не совсем верно.

Во-первых, временная разница не столь существенна и составляет всего один семестр, а не два, как это кажется на первый взгляд. Бакалавры на 4-м курсе, так же как и специалисты, занимаются два семестра (второй - укороченный на два месяца, требуемые для написания выпускной работы). Специалисты учились еще один полноценный семестр на 5-м курсе, а оставшиеся полгода неспешно проходили практику и писали дипломные работы.

Во-вторых, в советском прошлом подготовка по всем экономическим специальностям в институтах народного хозяйства (в том числе и новосибирском) осуществлялась за четыре (!) года за счет сбалансированной программы подготовки, исключавшей дублирование дисциплин, «лишние» предметы и т. д. Хотя и в ней были и «История КПСС», и «Марксистско-ленинская этика и эстетика», и «Научный коммунизм» и др. Возможно, для ряда направлений подготовки (в первую очередь, медицинского) четырех лет недостаточно, однако, напомним, в Оксфорде это успевают сделать за три года (правда, будущие медики учатся

дольше - шесть лет). Есть ли сомнения в квалификации выпускников-бакалавров этого заведения?

Миф 8: вновь введенный институт магистратуры повышает степень подготовки студентов по отношению к «советскому» специалитету.

Реальность: в ряде случаев по объективным причинам уровень подготовки магистров ниже, чем специалистов и даже бакалавров.

Первый срез проблемы. Институт магистратуры как элемент системы высшего образования в рамках Болонского процесса позволяет получить разнообразную квалификацию. Например, после получения диплома бакалавра в области авиастроения можно поступить в магистратуру по экономике или юриспруденции (или наоборот)6. Теоретически у всех бакалавров должны сохраниться знания по общеобразовательным предметам - истории, высшей математике и др. Но узкоспециализированной базы, теоретического фундамента у «непрофильных» магистрантов, к сожалению, обычно нет7.

Согласно п. 6 ст. 69 закона «Об образовании в РФ», «прием на обучение по программам магистратуры <.. .> осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно». Легкость поступления на коммерческий набор в магистратуру многих вузов де-факто искажает смысл Болонской декларации. Это позволяет использовать «непрофильным» бакалаврам магистратуру как простой способ получения «нужного» высшего образования за короткий срок (два года).

Второй срез проблемы (здесь и далее - на примере высшего экономического образования). Объем учебных занятий в магистратуре существенно ниже, чем в бакалавриате; занятия обычно проводятся по вечерам и интенсивно в субботу (чтобы магистранты могли совмещать работу с учебой). Стоит напомнить, что с введением 11-летнего школьного образования

6 Согласно п. 3 ст. 69 закона № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» от 29 дек. 2012 г., «к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня».

7 Например, автор с трудом представляет свое обучение в магистратуре НГУ по направлению «Механика и математическое моделирование» или «Физика».

магистранты - далеко не дети, им уже по 22-25 лет. Рабочий день заканчивается в 18-00, поэтому на первую пару (в 16-50) они обычно не успевают (можно, конечно, начинать обучение с 18-30, но тогда занятия будут заканчиваться слишком поздно -в 21-30). Кроме того, общая усталость студентов и отсутствие свободного времени объективно затрудняют усвоение предметов и самоподготовку.

Третий срез проблемы. Несмотря на то, что формально магистрантов готовят в том числе к научно-педагогической деятельности, большинство выпускников этим заниматься не будет. В таком случае зачем изучать большое число философских и «околофилософских» дисциплин?

Миф 9: в рамках Болонской декларации невозможно реформировать систему высшего образования; необходим возврат к «советской» системе.

Реальность: Болонская система определяет «большое разнообразие систем образования в европейском регионе <...>, которое требует всемерного уважения»8, т. е. ничто не мешает модернизации системы высшего образования в России.

Проблема не в присоединении России к Болонской системе, а в том, как правильно «настроить» учебный процесс в новых условиях. Современное положение многие справедливо критикуют, однако оно отнюдь не беспросветно, в связи с чем автор видит несколько основных шагов для его улучшения.

Шаг 1: активное внедрение сокращенного прикладного бакалавриата как замены программам существенной части средних специальных учебных заведений. Насколько востребовано высшее образование в России? Из обучающихся в общеобразовательных школах 86% лиц в возрасте 15 лет и старше планируют продолжить обучение, из них 77,3% - в вузах [10, табл. 1.10 и 1.12]. Их намерения в большинстве случаев реализуются на практике: в 2005 г. таких было 45,6%, в 2006 г. - 51,2%, в 2011 г. - 61,7% [10, табл. 1.7].

Молодые люди очень хотят иметь высшее образование - это факт, который, как говорил булгаковский Воланд, самая упрямая в мире вещь. Почему не дать им такой возможности? Кроме

8 Цит. по Лиссабонской конвенции от 11 апр. 1997 г.

имиджевых соображений, такое желание молодежи продиктовано и объективными причинами - меньшей безработицей и более высокой оплатой труда специалистов с высшим образованием (рис. 1).

40

30

20

■ Все работники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Высшее профессиональное

- Среднее профессиональное

- -■ — - Начальное

профессиональное

- -□ — - Среднее (полное)

общее

—О-Основное общее

2005 2007 2009 2011 2013

Рис. 1. Средняя начисленная заработная плата работников по уровню образования, 2005-2013 гг., тыс. руб.

35

25

15

10

5

Источник: Росстат [16].

С учетом минимально возможного срока обучения в три года необходимо сократить изучение общеуниверситетских дисциплин (например, до 1-2 семестров), уделив максимум времени (2-2,5 года) практическим профессиям. С учетом обязательного усвоения полной 11-летней школьной программы, получения достаточно широкого спектра знаний, в том числе в «общекультурной» области, и профессиональных навыков, знакомства с предметами высшей школы в результате должен сформироваться квалифицированный мастер-специалист - бакалавр с прикладными знаниями.

Шаг 2: переработка и интенсификация программ «классического» бакалавриата («пятилетку - в четыре года»). Необходимо провести общественно-научную экспертизу действующих программ обучения, исключив из них те дисциплины,

без которых качество подготовки вряд ли пострадает9. Указанные действия нужно осуществлять вместе с профильными организациями. Например, рабочие программы подготовки экономистов в области банковского дела, рынка ценных бумаг, страхования необходимо согласовывать с Банком России, Росгосстрахом, Сбербанком или другими крупными работодателями.

Шаг 3: усиленное изучение студентами иностранных языков. Необходимо сделать языковые курсы «сквозными», т. е. подлежащими изучению в каждом семестре обучения в «классическом» бакалавриате, чтобы часть дисциплин старших курсов можно было осваивать на иностранном языке. Примером подобных новаций является Высшая школа экономики: в бакалавриате по направлению «Экономика» предлагается 22 (!) предмета на английском языке [17] - от «Международной торговли» до «Теории вероятностей и статистики». Положителен пример Новосибирского государственного университета - открытие англоязычной экономической магистратуры Quantitative Economics совместно с университетом «Париж I - Пантеон Сорбонна».

Шаг 4: иностранные языки - для преподавателей, обязательное чтение 20-30% курсов в «классическом» бакалавриате на иностранных языках. Большинство преподавателей вузов (особенно нестоличных) не владеют иностранными языками на уровне, достаточном для чтения лекций и ведения семинаров по своим предметам. Где взять других? Из ниоткуда - не получится; приглашение зарубежных специалистов - очень дорого. Нужно набирать наиболее целеустремленных, перспективных доцентов и профессоров в группы интенсивного изучения иностранных языков (на 1-2 года). Причем у людей должна быть ясная финансовая мотивация - грошовые прибавки в далеком будущем вряд ли кого-то заинтересуют.

Шаг 5: интенсификация обучения в магистратуре и повышение требовательности к научно-исследовательской компоненте. Необходимо сократить срок обучения в магистратуре

9 К их числу автор отнес бы дисциплины, преподаваемые в одном из ведущих столичных университетов - «Основы социального государства», «Модель человека в экономической науке» и ряд других. Кроме того, нередко схожая информация содержится в разных дисциплинах, например, «Стратегический финансовый менеджмент», «Финансовый менеджмент» и т. п. Нельзя допускать чтение одного и того же материала, которое искусственно «раздувает» программу.

до 1-1,5 лет за счет уточнения рабочих учебных планов для абитуриентов с профильным образованием (напомним, в магистратуре Оксфордского университета учатся всего один год). Для поступающих с непрофильным образованием стоит увеличить срок обучения дополнительно на 1-1,5 года, чтобы сформировать достаточную теоретическую базу в новой для них сфере. Иначе вместо углубления и расширения «бакалаврских» знаний преподавателям нужно успеть объяснить азы науки квалифицированным, но «непрофильным» магистрантам.

Также необходимо увеличить требовательность к магистерским диссертациям - помимо обязательного размещения авторефератов на сайтах вузов нужно ввести требование о наличии как минимум одной научной статьи в изданиях, включенных в специальный перечень ВАК. Последнее будет свидетельством достижения магистрантом определенного научного уровня. Важным видится увеличение доли читаемых на иностранном языке курсов - до 30-40%. Возможно, для повышения качества образования и престижа магистерской степени стоит отказаться от заочной формы обучения.

Шаг 6: организация реально функционирующей системы студенческой академической мобильности. Необходимо для лучших студентов старших курсов создать возможность обучения-стажировки на иностранном языке в одном из ведущих вузов России в течение одного семестра, что будет и существенным дополнительным стимулом для качественного изучения иностранных языков.

Что в результате? Усложнение программ обучения неизбежно вызовет отток абитуриентов, вероятнее всего, в пользу прикладного бакалавриата. Плохо ли это? Отнюдь, например, в советское время число студентов вузов было существенно меньше, чем в современной России (рис. 2).

Развитие института прикладного бакалавриата вполне соответствует Болонской конвенции, подчеркивающей «важность образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении устойчивых, мирных и демократических обществ». При активном внедрении прикладного бакалавриата большая часть людей будет иметь высшее массовое образование. При этом наиболее талантливые и одаренные в профессиональной области должны осваивать более сложные программы с обязательными зарубежными компонентами.

Рис. 2. Сведения о количестве студентов (левая шк.), числе вузов и количестве студентов на 10 тыс. чел. (правая шк.) в Российской империи, Советском Союзе и России в 1914-2014 гг.

Источник: Росстат.

Для формирования аналитико-исследовательских компетенций потребуется проводить дополнительное обучение по еще более усложненным магистерским программам. Именно объективная сложность и трудозатратность получения «новых дипломов» должны существенно поднять престиж современного российского высшего образования.

Дискуссионные выводы. Присоединение России к Болон-ской декларации не вызвало существенных негативных последствий; отрицать это нельзя. Однако и положительное влияние нельзя признать значительным. Причина в том, что исправить многие недостатки российской системы образования невозможно исключительно за счет присоединения к Болонскому процессу -он их просто не касается!

Вместе с тем введение многоступенчатой системы высшего образования позволяет осуществлять более «тонкую настройку», нежели механистическое разъединение учебных курсов на бакалавриат и магистратуру. Необходимо в значительной мере интенсифицировать учебные процессы в «классическом» бакалавриате и магистратуре, обогатить их чтением дисциплин на иностранных языках, повысить требовательность к студентам

и преподавателям (вместе с увеличением их денежного содержания!). Параллельно следует активно внедрять сокращенный (трехлетний) прикладной бакалавриат для подготовки квалифицированных специалистов среднего звена.

Предлагаемые меры, как и указано в Болонской декларации, будут способствовать «формированию и укреплению интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического потенциала» России. Только от слов пора переходить к делу !

Литература

1. URL: http://www.apn.ru/pubilcatlons/artjcie1473.htm

2. URL: http://www.phys.msu.rU/rus/about/sovphys/ISSUES-2005/3 (45) -2005/bologne

3. URL: http://www.vovr.ru/stat4.htmi

4. URL: http://www.samiawln.ru/lndex. php?id=77&Itemid=34&option=com_content&task=view

5. URL: http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/010920051

6. Ханин Г. И. Высшее образование и российское общество (окончание) // ЭКО. - 2008. - № 9. - С. 75-92.

7. ФоминД.А. Высшая школа: поиск растраченного смысла (окончание) // Свободная мысль. - 2009. - № 3. - С. 81-94; а также ряд других источников.

8. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=956877#, www.facebook.com/ photo.php?v=560311587321677

9. URL: http://miccedu.ru/monitoring/2014

10. Стат. сб. Индикаторы образования: 2013. - М.: ВШЭ.

11. URL: http://www.minstroy.nso.ru/sites/minstroy.nso.ru/wodby_fiies/ files/page_1195/16.03.2015_itogi_2014_utochnennye.pdf

12. URL: http://www.spietnik.ru/biogs/kruto/65264_studencheskie-obshcezhitiya-v-raznykh-stranakh

13. URL: http://nic.gov.ru/ru/nic/about

14. URL: http://nic.gov.ru/ru/inworid/confirm

15. URL: http://www.ox.ac.uk/admissions/undergraduate/fees-and-funding/fees-funding-and-schoiarships/search

16. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/wages/iabour_costs/#

17. URL: http://asav.hse.ru/pians.htmi?iogin=web&password=web

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.