Научная статья на тему 'Биржевое ценообразование как основа для налогообложения нефтегазодобычи в России'

Биржевое ценообразование как основа для налогообложения нефтегазодобычи в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИРЖЕВОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / STOCK PRICING / НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / MINERAL PRODUCTION TAX / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ / THE DOMESTIC MARKET OF OIL AND OIL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горлов В.В., Панчева В.С.

Использование внутрироссийских биржевых цен на нефть и газ при определении налоговой ставки на добычу полезных ископаемых будет способствовать развитию биржевой торговли углеводородными ресурсами в Российской Федерации, что может дать мультипликативный эффект, решив глобальную задачу отрасли увеличение конкуренции на нефтяном и газовом рынках, а также позволит уйти от зависимости к мировым ценам на нефть и курсу доллара США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exchange pricing as the basis for taxation of oil and gas production in Russia

The use of domestic stock prices for oil and gas in determining the tax rates on mineral extraction will contribute to the development of exchange trading of hydrocarbon resources in the Russian Federation, which can have a multiplier effect, solving the global challenge of the industry that is increasing competition in the oil and gas markets, and also will allow to get away from dependence on world oil prices and the exchange rate of the US dollar.

Текст научной работы на тему «Биржевое ценообразование как основа для налогообложения нефтегазодобычи в России»

УДК 338.5

БИРЖЕВОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОДОБЫЧИ В РОССИИ

В.В. Горлов, В.С. Панчева

Использование внутрироссийских биржевых цен на нефть и газ при определении налоговой ставки на добычу полезных ископаемых будет способствовать развитию биржевой торговли углеводородными ресурсами в Российской Федерации, что может дать мультипликативный эффект, решив глобальную задачу отрасли - увеличение конкуренции на нефтяном и газовом рынках, а также позволит уйти от зависимости к мировым ценам на нефть и курсу доллара США.

Ключевые слова: биржевое ценообразование; налог на добычу полезных ископаемых; внутренний рынок нефти и нефтепродуктов.

V.V. Gorlov, V.S. Pancheva. EXCHANGE PRICING AS THE BASIS FOR TAXATION OF OIL AND GAS PRODUCTION IN RUSSIA

The use of domestic stock prices for oil and gas in determining the tax rates on mineral extraction will contribute to the development of exchange trading of hydrocarbon resources in the Russian Federation, which can have a multiplier effect, solving the global challenge of the industry that is increasing competition in the oil and gas markets, and also will allow to get away from dependence on world oil prices and the exchange rate of the US dollar.

Keywords: stock pricing; mineral production tax; the domestic market of oil and oil products.

Россия является страной с огромной территорией и индустриальным экономическим укладом, что требует поддержания ресурсоемкой транспортной инфраструктуры и обусловливает повышенный внутренний спрос на энергоносители. В совокупности российская экономика потребляет более 550 млн т углеводородов в год. В связи с этим первоочередной стратегической задачей является устойчивое удовлетворение спроса на энергетические ресурсы высокого качества по стабильным и приемлемым для российских потребителей ценам на основе создания и развития энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли [5].

Достижение энергобезопасности в стране должно быть реализовано путем реформирования всех основных направлений государственной энергетической политики и основываться на следующих важнейших принципах: стимулирование добычи нефти и газа, а также развитие перерабатывающих и нефтегазохи-мических производств, повышение качества производимых нефтепродуктов путем изменения стандартов качества моторного топлива, модернизации существующих транспортирующих и перерабатывающих мощностей, совершенствование контроля и учета на месторождениях, развитие биржевой торговли и реформирование государственной политики, направленной на оздоровление внутрироссий-

ского нефтегазового рынка, в частности снижения монополизма.

Создание и развитие высококонкурентных рынков со справедливыми принципами организации торговли будет способствовать не только эффективному удовлетворению спроса на углеводородное сырье, но и увеличению эффективности смежных экономик. Для решения данных вопросов необходимо создать качественную систему ценообразования на нефтяном и газовом рынках, которая решала бы проблему конкуренции и стимулировала бы добычу энергоресурсов, а также способствовала развитию независимых структур в сфере производства, хранения, а также оптовой и розничной реализации нефтепродуктов. Эффективно решить поставленную задачу поможет развитие и укрепление биржевой торговли энергоресурсами в России.

Рынок нефти и нефтепродуктов в России в настоящее имеет олигопольный характер. Основную долю всех сегментов рынка - добычи, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти и нефтепродуктов, занимают вертикально-интегрированные нефтяные компании.

Для развития прозрачной системы на внутреннем рынке нефтепродуктов необходимо формирование сбалансированных отношений по ценам и объемам по следующей цепочке: нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) - мелкий

опт - розница. Цены оптового сегмента НПЗ, которые устанавливают владельцы нефтеперерабатывающих мощностей, предопределяют ситуацию на мелкооптовом и розничном рынках: цена «первой продажи» с НПЗ составляет в розничной цене моторных топлив более 75%. В связи с этим формирование объективной конкурентной потребительской цены возможно при соблюдении недискриминационных условий поставки нефтепродуктов в оптовом звене, а также при наличии репрезентативных ценовых индикаторов на нефть и нефтепродукты.

На данном этапе развития рыночного ценообразования на нефтепродукты в Российской Федерации существует необходимость в законодательно закрепленной методике формирования объективных внутренних индикаторов оптовой цены нефтеперерабатывающих заводов на нефтепродукты в России, которая ориентируется на уровень цен ликвидного рынка.

Оптовая продажа нефти и нефтепродуктов происходит по трем направлениям: на экспорт, посредством биржевых торгов и посредством заключения прямых контрактов. Для формирования объективного рыночного индекса цен необходимо учитывать реализацию товара по всем трем направлениям.

Под ликвидными рынками, которые позволяют сформировать справедливый ценовой индикатор, понимаются: мировой рынок нефти и нефтепродуктов и конкурентные организованные торги.

Индексы цен сопоставимых зарубежных рынков основываются на принципе равно-эффективности поставок нефтепродуктов на внешний и внутренний рынок (текущая мировая котировка конкретного базиса, очищенная от пошлины, с учетом затрат на транспортную логистику поставки до нефтеперерабатывающего завода (netback).

Оптовые рынки нефтепродуктов (в том числе мазута, бензина, авиатоплива, дизельного топлива) являются мировыми - данная продукция относительно свободно перемещается с использованием различных видов транспорта: трубопроводного, железнодорожного, морского, речного и автомобильного.

Россия является крупным экспортером не только нефти, но и нефтепродуктов: экспортируется 80% произведенного мазута, 50-60% дизельного топлива, 20-25% авиатоплива, 15-20% автомобильного бензина, реализация которых осуществляется по мировым ценам [4].

С целью защиты внутреннего рынка применяются экспортные пошлины. Импортные пошлины делают внутренний российский ры-

нок непривлекательным для импортных поставок. В связи с этим мировые котировки, очищенные от внутренних налогов и транспорта, отражают реальную рыночную цену нефтепродуктов внутреннего рынка.

Индексы сопоставимых цен зарубежных рынков уже применяются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынках нефти и нефтепродуктов, при формировании контрактов поставок на внешний рынок, при формировании контрактов поставок на внутренний рынок, информационными агентствами, Правительством РФ, Минэнерго и ФАС России.

Эффективное применение биржевых механизмов предполагает формирование на товарных биржах, отвечающих критериям ликвидности, биржевого рынка нефти и нефтепродуктов по всем товарным группам.

К настоящему времени сформировалась нормативно-правовая база, направленная на развитие биржевой торговли. Были внесены поправки в Федеральный закон от 26.07.2006 г № 135-Ф3 «О защите конкуренции» («Третий антимонопольный пакет»), который вступил в силу 6 января 2012 г. и в рамках которого устанавливаются требования к формированию рыночной цены на биржевых торгах. Исполнение данных требований позволит сформировать объективный рыночный индикатор на нефтепродукты.

В развитие норм «Третьего антимонопольного пакета» был принят ряд подзаконных актов, которые регламентируют особенности реализации на бирже нефтепродуктов.

В частности:

- приказом ФАС России от 26 июня 2012 г. № 409 утвержден Порядок предоставления бирже списка аффилированных лиц хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, аккредитованным и (или) участвующим в торгах (в том числе путем подачи заявок на участие в торгах брокеру, брокерам);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 г. № 1035 утверждены Критерии регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты;

- 30 апреля 2013 г. принят совместный приказ ФАС России № 313/13 и Минэнерго России № 225 «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим до-

Таблица 1

Объем зарегистрированных внебиржевых сделок по годам [2]

Нефтепродукты 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Кол-во компаний 8 12 19 19

Тонн 20776848 44659660 83131645 9531250

Кол-во договоров 20746 125235 143935 104669

Нефть 2013 г. 2014 г.

Кол-во компаний 11 21

Тонн 31847230 86187434

Кол-во договоров 470 564

минирующее положение на соответствующих товарных рынках».

Торги, отвечающие антимонопольному законодательству, позволят создать репрезентативные ценовые индикаторы на рынке нефти и нефтепродуктов.

По итогам 2014 г. можно говорить о качественном улучшении рыночной инфраструктуры организации биржевой торговли и поведения участников биржевых торгов (табл. 1).

Развитие биржевого ценообразования ничуть не меньше касается рынка природного газа. За последние шесть лет доля независимых компаний в сфере газодобычи увеличилась с 17,4% до 25,4%. Применительно к поставкам на внутренний рынок природного газа доля независимых организаций составляет уже порядка 40%, а доля «Газпрома» - чуть больше 60%. Это говорит о том, что на рынке уже нет монопольного поставщика. Можно сказать о компании, занимающей доминирующее положение, доля которой, впрочем, снижается год от года. Это стало возможным в том числе, благодаря проведенным в отрасли структурным преобразованиям. Произошло организационное обособление по видам деятельности: добыча, транспортировка, распределение, оптовая и розничная реализация газа. Были приняты, причём впервые в практике законодательства России, правила недискриминационного доступа к магистральным газопроводам и правила недискриминационного доступа к распределительным газопроводам. Постоянный контроль со стороны Федеральной антимонопольной службы также гарантировал возможность доступа независимых организаций к «трубе».

В условиях отсутствия достаточной конкуренции на внутреннем рынке газа, влияния условий продаж на внешнем рынке на показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Газпром», заниженных цен внутреннего рынка по сравнению с зарубежными ценами на газ, а также в сравнении с ценами на другие виды топлива (уголь, мазут) на отечественном рынке, в 2006 г. Правительством РФ было принято решение о регулировании тарифов на газ исходя

из поэтапного приближения к уровню пеЛаск. Вместе с тем в действительности этот метод тарифного регулирования так и не стал применяться в полном объёме на практике. В качестве цен сопоставимых рынков стали использоваться цены контрактов, привязанных к стоимости корзины нефти и нефтепродуктов, а не реальных европейских хабов. А система применяемых поправочных коэффициентов нивелировала поэтапность динамики изменения тарифов. В результате регулирование свелось к методу индексации тарифов исходя из макроэкономических ограничений. При этом так и остался открытым вопрос относительно рыночности уровня тарифа, принимаемого за базу [7].

Кроме того, проблемной, создающей дискриминационные условия функционирования независимых участников рынка, остаётся система тарификации транспортировки газа. С независимых организаций взимается тариф на услуги по транспортировке по магистральным газопроводам, тогда как для ОАО «Газпром» стоимость транспортировки включается в оптовую цену на газ. Существенной статьей расходов газотранспортных организаций является стоимость аренды «Трансгаза» - основного имущества у материнской компании «Газпром». Для независимых организаций эта статья оказывает влияние на уровень и динамику тарифов, тогда как для группы лиц «Газпрома» это лишь влияет на бухгалтерскую отчётность. Президентская комиссия по ТЭК определила необходимость формирования единых принципов расчёта тарифов на транспортировку газа для независимых организаций и для «Газпрома». Это будет способствовать переходу от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на услуги по транспортировке.

Установление единого тарифа на транспортировку газа является необходимым, но не достаточным условием рыночного ценообразования. Необходимо также сформировать индексы биржевых спотовых цен на газ, отвечающих установленным законодательством о защите конкуренции и об организованных торгах

принципам рыночного ценообразования, также внебиржевые индексы цен нерегулируемого рынка прямых контрактов поставки газа и устойчивые индексы цен сопоставимых зарубежных рынков

С 2015 г. на биржевой площадке будет реа-лизовываться порядка 10% общего объема поставок природного газа на внутренний рынок - более 30 млрд м3 природного газа в год. Это будет способствовать формированию конкурентного рынка газа. По результатам введения биржевой торговли газом будут создаваться индикаторы спотовых цен на месяц, декаду (неделю) и на сутки (двое) вперед. Кроме того, на бирже будут регистрироваться и внебиржевые сделки - это поспособствует формированию индексов внебиржевых цен и позволит увидеть объективную ценовую картину рынка.

Таким образом, биржевая торговля нефтью, нефтепродуктами и природным газом кардинально улучшает ситуацию на топливном рынке и дает возможность для развития конкурентного и прозрачного рынка. Учитывая, что биржевая торговля уже функционирует, но пока еще не в максимально возможном масштабе, можно констатировать положительный шаг на пути к решению ряда проблем нефтегазовой отрасли.

Серьезным стимулом к увеличению объема биржевых внутрироссийских торгов станет привязка в формуле расчета налоговой ставки на добычу полезных ископаемых к внутрирос-сийским биржевым ценам.

Реализация данного сценария возможна уже сегодня, используя биржевые цены, сформированные на Санкт-Петербургской международной топливно-сырьевой бирже, где производятся торги сырой нефти, природного газа и нефтепродуктов.

В формуле расчета налоговой ставки на добычу полезных ископаемых для нефти, которая приведена в действующей редакции Налогового кодекса РФ, используется ценовой коэффициент Кц, который рассчитывается с использованием мировой цены на нефть, минимальной мировой цены на нефть, курса рубля к доллару и произведения минимальной мировой цены на нефть на курс рубля к доллару [1]. Следовательно, данный коэффициент делает налогообложение нефти напрямую зависимым от мировых цен на нефть и курса доллара. При этом это создает ценовые диспропорции с внутренним рынком как сырой нефти, так и по большей части нефтепродуктов. Такая зависимость в том числе создает целый ряд рисков, так как цены на нефть нестабильны, и этот фактор подтверждается резким падением цен в 2014 г.

Таким образом, предлагается применять при расчете ценового коэффициента Кц, входящего в состав формулы определения налоговой ставки на добычу полезных ископаемых, вну-трироссийские биржевые цены на нефть.

В текущей версии расчета ценового коэффициента используются два постоянных показателя - минимально установленная базовая цена нефти - в 15 долл. за баррель и произведение данной цены на установленный минимальный курс доллара к рублю (17,4 руб.), значение которого составляет 261. Переменными показателями - средняя за истекший налоговый период мировая цена на нефть марки Urals и средний за истекший налоговый период курс доллара США к рублю. Оставляя неизменными постоянные показатели, формула ценового коэффициента, привязанного к внутрироссий-ским биржевым ценам, будет выглядеть следующим образом:

Кц = (Ц - 261)/261, где Ц - средняя за истекший налоговый период цена на нефть, по итогам биржевых торгов за баррель нефти, руб.;

261 - постоянный показатель, представляющий минимальное значение цены на нефть за баррель.

При повышении порогового показателя цены на нефть нагрузка на нефтяную отрасль будет снижаться, что будет приводить к снижению нефтегазовых доходов в Федеральный бюджет РФ, поэтому он может регулироваться налоговыми органами и Минфином России в целях более объективного налогообложения нефтегазовой отрасли.

Для проведения оценки эффективности применения данной нормы на практике необходимо определить показатели для расчетов. Среднее арифметическое значение цены на сырую нефть, сформированное на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже за предшествующий налоговой период, составляет 13 тыс. руб. за 1 т, соответственно 1780,81 руб. за баррель нефти [6]. Средний курс доллара к рублю за предшествующий налоговый период по данным Центрального банка РФ - 64,7 руб. за 1 долл. США. Значение базовой ставки НДПИ в текущем 2015 г. - 766 руб. за 1 т сырой нефти, соответственно 104,93 руб. за баррель (данные приведены к единому значению для более наглядного сравнения показателей). Мировые цены на нефть сорта Urals колеблются в промежутке от 45 до 65 долл. за баррель. Если опустить вычет произведения понижающих коэффициентов, которые присутствуют в формуле определения размера налоговой ставки на добычу полезных ископаемых, то значения

Таблица 2

Расчет эффективности применения формулы НДПИ с изменённым ценовым коэффициентом, в зависимости от внутрироссийских биржевых цен на нефть

Мировая цена на нефть (долл.) за баррель нефти НДПИ с учетом мировых цен на нефть (руб.) за баррель нефти Минимальная базовая цена в формуле расчета коэффициента Кц (руб.) НДПИ с учетом внутрироссийских биржевых цен (руб.) за баррель нефти

45 783,96 261 611,01

50 914,62 300 517,94

55 1045,28 350 428,96

60 1175,94 400 362,22

65 1306,60 500 268,79

НДПИ будут соответствовать данным, приведенным в табл. 2.

По результатам расчетов, на текущий период, при смене показателя цены в расчете ценового коэффициента Кц, очевидно снижение налоговой ставки на добычу полезных ископаемых. При изменении постоянного показателя минимальной цены на нефть ставка может быть снижена еще больше. В текущей ситуации логичнее применять значение 261, которое может быть изменено по результатам мониторинга.

При расчете формулы налоговой ставки на добычу полезных ископаемых для газовой отрасли также используется значение мировой цены на нефть, в части расчета цены газового конденсата Цк. Абсолютный показатель определяется путем умножения средней за истекший налоговый период мировой цены на нефть сорта Urals на постоянный показатель 8, за вычетом экспортных пошлин на газовый конденсат, который также зависит от мировых цен на нефть, и затем полученная разность умножается на курс доллара США к

рублю. В данном случае цена на газовой конденсат также может полностью определяться на биржевых торгах и в формуле коэффициент Цк будет равен средней за истекший налоговый период арифметической биржевой цене на газовый конденсат. Биржевая торговля газовым конденсатом менее всего развита, но учитывая тот факт, что торги газом ведутся менее полугода, к концу 2015 г., согласно внесенным ФАС РФ документам, биржевые торги газовым конденсатом станут более распространены.

При переходе в налогообложении на вну-трироссийские биржевые цены нагрузка на отрасль снизится, но при этом доля нефтегазовых доходов в бюджете также снизится. В табл. 3 приведен анализ изменения бюджетных поступлений в 2015 г. и прогноз на 2016 и 2017 гг. Расчет производился при использовании средних биржевых цен нефть по данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржы, с учетом их прогнозного роста в соответствии с текущими темпами инфляции в 14% [6].

Таблица 3

Наименование 2015 г. 2016 г. 2017 г.

ВВП, млрд руб. 78689000 86208348 94063200

Изменение законодательства, млрд руб. -314057 -455835 -439273,3

% к ВВП 0,39% 0,52% 0,47%

Налог на добычу полезных ископаемых при сохранении действующей системы налогообложения, млрд руб. 1394189,6 1846025,9 2289876,9

% к ВВП 1,77% 2,14% 2,43%

Налог на добычу полезных ископаемых при использовании биржевых цен на нефть при расчете коэффициента Кц, млрд руб. 1080132,6 1390190,9 1850603,6

% к ВВП 1,37% 1,61% 1,97%

Эффект для ВВП от изменения налогового законодательства, в том числе предложенных изменений НДПИ [4]

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ. URL: http://base.ga-rant.ru.

2. О защите конкуренции: федер. закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.

3. О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов: федер. закон от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ.

4. Генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2020 г. URL: http://one_vision. jofo.ru/241969.btm.

5. Энергетическая стратегия на период до 2030 г. URL: http://www.minenergo.gov.ru/activity/ cnergostrategy.

6. URL: http://spimex.com.

7. URL: http://www.fas.gov.ru.

ГОРЛОВ Виктор Владимирович - доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента. Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина. Россия. Москва. E-mail: vgorlov@rucoop.ru

ПАНЧЕВА Валерия Сергеевна - помощник Первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Россия. Москва. E-mail: vgorlov@rucoop.ru

GORLOV, Viktor Vladimirovich - Doctor of Economics Sciences, Professor of the Department of Financial Management of the Russian State University of Oil and Gas. I.M. Gubkin. Russia. Moscow. E-mail: vgorlov@rucoop.ru

PANCHEVA, Valerya Sergeyevna - Assistant to the First Deputy Chairman of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on Natural Resources, Environment and Ecology. Russia. Moscow. E-mail: vgorlov@rucoop.ru

УДК 657.633.5

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И КОНТРОЛЛИНГ КАК ЕДИНАЯ СИСТЕМА ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

О.Ю. Куртаева

Посвящено исследованию вопроса степени идентичности понятий «внутренний контроль» и «контроллинг» путем сличения соответствующих категорий сущности, целей, задач, функций, а также объектов и субъектов систем внутреннего контроля и контроллинга.

Ключевые слова: внутренний контроль; контроллинг; система управления; информационное обеспечение; риски; эффективность; достижение целей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O.Y. Kurtaeva. INTERNAL CONTROL AND CONTROLLING AS SINGLE EFFECTIVE CHECKING SYSTEM

The article is devoted to the research of the question of degree of identity of concepts internal control and controlling by collation of corresponding categories of essence, aims, tasks, functions, and also objects and subjects of the internal control and controlling.

Keywords: internal control; controlling; control system; communication; risks; efficiency; achievement of aims.

В периоды падения потребительского спроса на фоне достаточно жесткой конкуренции и наличия широкого ассортимента замещающих товаров и услуг жизненно необходимо своевременно и гибко перейти от экстенсивного подхода к формированию доходов организации к более интенсивному использованию внутренних резервов и улучшению качества использования как внешних ресурсов, так и ресурсов самой организации. Другими словами, от политики увеличения объемов необходимо переходить к

поддержанию, а при благоприятном стечении обстоятельств - и к увеличению доходности каждой единицы продукции.

Общеизвестно, что увеличить доходность единицы продукции возможно двумя путями: за счет увеличения цены либо за счет сокращения себестоимости и (или) издержек. Прогнозируемое снижение покупательской способности россиян в 2015 г. не позволяет при планировании опираться в краткосрочной перспективе на фактор увеличения цены, так как в этом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.