Научная статья на тему 'Библиотека в системе ценностей культуры'

Библиотека в системе ценностей культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
535
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / РЕГИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ / CULTURE / REGIONAL LIBRARY / CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Путинцева Елена Юрьевна

В данной статье рассматривается роль библиотеки (на примере Забайкальской краевой им. А.С. Пушкина) как информационно-образовательного центра, осуществляющего хранение, изучение и трансляцию ценностей культуры. Проанализировано понимание ценностей культуры в философско-культурологических исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIBRARY IN THE SYSTEM OF CULTURAL VALUES

This article examines the role of libraries (for example, the Trans-Baikal library to A.S. Pushkin), as awareness and education center which carries out storage, study and translation of cultural values, analyzed the understanding of cultural values in the philosophical and cultural studies.

Текст научной работы на тему «Библиотека в системе ценностей культуры»

Мир китайской живописи - это мир природы, тесно связанной с жизнью человека. Не случайно именно пейзаж всегда являлся в Китае выразителем самых лирических и возвышенных чувств. Символика китайского пейзажа явилась результатом постоянного обращения к образам природы для передачи человеческих чувств, мерилом которых она является. Человеческие качества издревле соизмерялись с природой. Так, пион служил символом знатности и богатства, бамбук ассоциировался с мудростью ученого. Пышный лотос, вырастающий нежным и светлым из ила и тины, не просто красивый цветок: китайский художник вкладывал в изображение лотоса особые чувства, так как этот цветок - знак чистого человека с незапятнанной жизнью, стойко проходящего через грязь и соблазны. А сочетание бамбука, вечнозеленой сосны и цветущей зимой дикой сливы мэйхуа, встречающиеся во всех сферах китайского искусства (по-китайски - «три друга холодной зимы»), означает стойкость и верную дружбу.

Такое своеобразное мировосприятие, связанное с постоянным общением с природой, зародилось в Китае еще в глубокой древности и с тех пор на протяжении многих веков превратилось в сложную и детально разработанную эстетическую систему.

Если в целом говорить о китайской живописи, то необходимо отметить, что на протяжении многих столетий китайские художники используют одни и те же материалы

и технику, одни и те же сюжеты и образы, одни и те же приемы и методы. На этом основано мнение о традиционности китайской живописи. Но это утверждение полностью касается лишь материалов и техники, за внешней традиционностью необходимо видеть глубинные процессы, постоянное

совершенствование приемов, смещение эмоциональных акцентов, появление новых жанров - то есть те процессы, без которых китайская живопись не смогла бы так долго существовать.

Литература

1. Китайская народная картина: альбом (на англ. яз.). -Л.: Аврора. 1998.

2. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М. Дизайн. Информация. Картография, Астрель. АСТ, 2001. -627 с.

3. Мастера искусства об искусстве. Т.2. -М., 1995.

4. Мировая художественная культура: учеб. пособ. / Б.А. Эренгросс, В.Р. Арсеньев, Н.Н. Воробьев и др. - М.: Высш. шк, 2001 -767 с.

5. Прокофьев О.С. Современное искусство социалистических стран Востока. - М., 1961. - 70 с.

6. Янь Го дун. Китайская культура. - Т.: 2007, № 4.

Яковлева Наталья Федоровна, ассистент кафедры китайского языка Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета имени Н.Г. Чернышевского, Чита, e-mail: NNNyakovleva@gmail.com.

Yakovleva Natalia Fedorovna, assistant, department of Chine se language, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernishevsky, Chita, e-mail: NNNyakovleva@gmail.com.

УДК 025. 54 © Е.Ю. Путинцева

БИБЛИОТЕКА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ

В данной статье рассматривается роль библиотеки (на примере Забайкальской краевой им. А. С. Пушкина) как информационно-образовательного центра, осуществляющего хранение, изучение и трансляцию ценностей культуры. Проанализировано понимание ценностей культуры в философско-культурологических исследованиях.

Ключевые слова: культура, региональная библиотека, ценности культуры.

E.Yu. Putintseva

THE LIBRARY IN THE SYSTEM OF CULTURAL VALUES

This article examines the role of libraries (for example, the Trans-Baikal libraiy to A.S. Pushkin), as awareness and education center which carries out storage, study and translation of cultural values, analyzed the understanding of cultural values in the philosophical and cultural studies.

Key words: culture, regional library, cultural values.

В настоящее время решение любых социальных, научно-технических и других) долгосрочных задач (экономических, невозможно без преемственности культуры,

наследования традиций, норм, ценностей, т.е. трансляции социального опыта. Культурные и нравственные ценности составляют

концепту альное ядро культурной политики. И от того, какова будет иерархия ценностей, составляющая это ядро, зависит целостность и будущее российского общества. «Формирование иерархической системы ценностей личности, отвечающее и требованиям общества, и достигнутому человечеством уровню культуры, и индивидуальным особенностям входящего в жизнь человека» [8, с. 155] выступает одной из приоритетных задач культурной политики.

Соотношение понятий культуры и ценности имеет фундаментальный смысл, так как одна из качественных характеристик культуры заключается в том, что она представляет собой исторически сложившуюся систему ценностей, формирующую у человека вполне определенные ориентиры, цели, взгляды и потребности. В философии одним из общепринятых является ценностно-деятельностный подход к культуре как к производству ценностей, которые, в свою очередь, регулируют отношения человека к природе и окружающему миру.

Со времен античности и до наших дней в философии ведутся споры между представителями различных философских школ и направлений о различных видах ценности - о благе, добре, красоте, святости.

Видный представитель Баденской школы неокантианства Г.Риккерт трактовал ценности как принципы бытия, познания и деятельности. Понятие ценности Г.Риккерт выводил из рассуждений о природе и культуре. «Природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура как то, что непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности» [16, с. 52-53].

Во всех явлениях культуры всегда есть воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы, или, если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком. Следовательно, в объектах культуры заложены ценности. Г.Риккерт называет их благами, чтобы отличить в качестве ценных частей действительности от самих ценностей как таковых, не представляющих собой реальности.

Западноевропейская философия сделала ценность одной из центральных философских

проблем, претендующих на то, чтобы дать ключ к решению всех проблем и, прежде всего, к выяснению смысла жизни. Согласно концепции В.Франкла, индивидуальность смысла жизни отнюдь не означает отрицания неких общих черт и характеристик, присущих различным ситуациям, в которые попадают разные люди. Эта общность связана с эпохальными, национальными, государственными и иными социальными детерминантами ситуаций, а также с общеродовой дифференциацией людей. Есть общие черты и сугубо индивидуальные смыслы, т.е. смыслы, которые присущи многим людям определенного общества, смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории человечества. Общее содержание смыслов жизни различных людей и рассматривается как ценность. Будучи нормативно закрепленным обобщением смыслов, ценности затем выступают в качестве средств унификации поиска людьми своего индивидуального смысла в индивидуальной ситуации. Ценности стандартизируют, унифицируют, сокращают и облегчают поиск смысла жизни.

Суждения о том или ином виде ценностей и попытки их соотнесения появляются в России с тех пор, как русская философия осознала себя в качестве самостоятельной и не зависящей от теологии области знания, то есть с начала XVIII века. До этого времени русская мысль находилась под сильнейшим влиянием богословия, опиравшегося на Византийскую традицию. В то время русская философия не знала теории ценности, поскольку признавала только одну подлинную ценность -Божественнную.

В шестидесятых годах XX века появились труды В.Тугаринова, посвященные

доказательству необходимости разработки теории ценности. В классификацию ценностей В.Тугаринов, наряду с материальными и духовными, включает социально-политические, такие как общественный порядок, мир, безопасность, свободу, равенство,

справедливость, человечность. Ценности «нужны (необходимы, полезны, приятны) членам определенного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [17, с. 261]. В конце 80-х годов М.Туровский в ряде статей, посвященных методологии философского рассмотрения культуры, утверждал, что «изучение феномена

ценности в контексте культуры становится ключевым для ее философской интерпретации».

В отличие от Г.Риккерта, который искал своеобразие ценностей «по ту сторону субъекта и объекта» [16, с. 54], М.Каган находил ценностные отношения именно в системе объектно-субъектных отношений. По его мнению, «ценность представлена как специфическое отношение, она связывает объект не с другим объектом, а с субъектом, то есть носителем социальных и культурных качеств, которые определяют

сверхиндивидуальное содержание его духовной деятельности» [8, с. 67].

В последнее десятилетие в философской литературе происходит процесс расширения арсенала ценностей, которые сегодня стали охватывать более широкий круг явлений, чем ранее. Как отмечает Л.Микешина, под ценностями сегодня понимают не только «мир должного», нравственные и эстетические идеалы, но и «любые феномены сознания и даже объекты из мира сущего, имеющие ту или иную мировоззренчески-нормативную значимость для субъекта и общества в целом» [14, с. 78]. Вследствие этого произошло существенное расширение и углубление аксиологической проблематики и в частности трактовки «познавательное — ценностное». Касаясь понятия «ценность» в его применении к познавательному процессу, Л.Микешина показала, что оно стало многоаспектным, фиксирующим различное аксиологическое содержание.

За последние десятилетия современная цивилизация стремительно изменяет

окружающую среду, социальные институты, интеграционные процессы набирают все большую скорость и формируют совершенно иную структуру, ценности культуры, психологию развития людей. Культура в современном мире рассматривается как совокупность норм и ценностей, характеризующих то или иное сообщество людей и устанавливающих негласные правила взаимодействия между ними. Современная культура характеризуется двумя

взаимодополняющими тенденциями -глобализацией и интеграцией, с одной стороны, и диверсификацией, ростом разнообразия, поиском идентичности - с другой. Основной потребностью современного мира является гуманизация всех сторон жизни и деятельности человека, в процессе которой ценности культуры приобретают особую значимость. За

последние десятилетия социокультурные изменения связаны со становлением информационного общества,

сопровождающиеся обеспечением всеобщего доступа к информации, трансформации механизмов культурной коммуникации, модернизации традиционных и освоении новых направлений деятельности.

Изменения, происходящие в обществе, коснулись всех учреждений культуры и искусства. В настоящее время библиотекам принадлежит большая роль в хранении, изучении и трансляции ценностей культуры. Библиотека, являясь неотъемлемой и органической частью культуры, сама выступает в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры. Через познание культурного многообразия, приобщения к общечеловеческим ценностям, библиотека способствует формированию духовных потребностей человека, его ценностных ориентиров.

Библиотеки сегодня становятся важнейшими социальными институтами, информационными, образовательными, культурными центрами, решающими основные задачи по созданию единого информационного пространства, формированию, сохранению, изучению и распространению ценностей культуры. Не является исключением и Забайкальская краевая универсальная научная библиотека им. A.C. Пушкина - крупнейшее культурное, образовательное учреждение. Библиотека выступает в качестве навигатора информационных потоков, координатора информационной деятельности на территории региона. В краевой библиотеке формируются собственные аналитические базы данных по экономике, праву, искусству, краеведению, иностранным языкам; ведется электронный каталог книг, нот, аудиовизуальных и мультимедийных изданий, «оцифровываются» уникальные коллекции документов. В рамках информационной функции краевая библиотека участвует в создании информационного пространства региона. С помощью электронных средств связи и через Интернет, библиотека оперативно и качественно предоставляет пользователям, в том числе и удаленным, свободный доступ к информационным ресурсам (электронная доставка документов, выполнение виртуальных справок, предоставление доступа к собственным базам данных), и одновременно создает архив электронных копий документов. Дальнейшее использование материалов этого

ЕЮ. Путинцева. Библиотека в системе ценностей культуры

архива обеспечивает сохранность наиболее ценных изданий из фонда краевой библиотеки, значительно сокращает трудоёмкость обслуживания, позволяет более оперативно удовлетворять запросы пользователей.

Ценности культуры воплощаются в тех творческих достижениях, которые имеют общенациональное или общечеловеческое значение. Так, духовные ценности мировой культуры обрели свое художественное выражение в произведениях A.C. Пушкина, J1.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, Ч.Диккенса, Дж.Голсуорси, в операх П.И. Чайковского, H.A. Римского-Корсакова, Дж.Верди, Ш.Гуно и многих других великих произведениях, вошедших в сокровищницу общечеловеческих культурных достижений. И это подтверждается огромным интересом, проявленным к ним во всем мире.

Как региональный центр краевая библиотека имеет универсальный фонд, содержащий литературу по всем отраслям знаний более чем на шестидесяти языках мира, формирует и предоставляет пользователям краеведческие издания, выполняет функции региональной Книжной палаты.

В области библиотековедения и библиографии издаются материалы

методического, научно-информационного и рекомендательного характера. Составляются персональные краеведческие

биобиблиографические пособия в серии: «Краеведы Забайкалья», «Писатели

Забайкалья», «Ученые Забайкалья». С 1964 года краевая библиотека ежегодно выпускает региональные библиографические пособия -«Календари знаменательных и памятных дат Читинской области» (с 2008-го - Забайкальского края), включающие юбилейные даты, значимые события научной и культурной жизни Забайкалья с полными историческими справками и библиографическими списками литературы. Научно-исследовательской работе по краеведению способствует «Летопись Забайкалья» - хронология важнейших событий общественно-политической, экономической, научной и культурной жизни Забайкалья с 1635 года по настоящее время.

Краеведческие издания библиотеки используют в работе преподаватели, сотрудники музеев, архивов, административно-

хозяйственных органов, краеведы, журналисты и все те, кто интересуется историей и современной жизнью родного края. Научные издания краевой библиотеки были востребованы при подготовке к печати региональной

четырехтомной «Энциклопедии Забайкалья», серий «Малой энциклопедии Забайкалья» -«Физическая культура и спорт», «Культура: в 2-х ч.», «Наука и образование: в 2-х ч.».

Благодаря выполнению культурной функции, краевая библиотека способствует трансляции ценностей культуры, создает условия для межкультурных коммуникаций, творчества, диалога, сотрудничества, развития личности, обеспечивает процесс инкультурации человека.

В Забайкальской краевой библиотеке совместно с учеными, писателями, краеведами, преподавателями высших и средних учебных заведений ежегодно проводятся презентации научных трудов, премьеры книг, Дни славянской письменности и культуры, Пушкинские вечера, выставки-презентации «Забайкальская книга», конкурсы «Книга года», литературные праздники «Забайкальская осень», научные географические и экологические чтения («Алханай - святыня Забайкалья», «Результаты летних экспедиций по местам первопроходцев Забайкалья» и др.).

Признание ценностей компонентом мировой культуры означает обращение к человеку, так как одной из самых главных целей культуры является формирование личности как субъекта культурной деятельности, поскольку сам человек может быть признан высшей ценностью.

Краевая библиотека им. A.C. Пушкина, реализуя культурную и образовательную функции, способствует развитию накопленных человечеством знаний, содействует организации межличностного общения, межкультурного взаимодействия, выступает в качестве неотъемлемого составного звена системы образования и самообразования, способствует становлению и развитию культурной, образованной личности.

Социальная значимость культурных и нравственных ценностей, объединяющих народы России в единую российскую нацию, важна с точки зрения создания основ для ее духовного единства, которое проявляется в патриотическом отношении граждан к Родине, к ее многовековой истории и культуре, к природной среде обитания. Их богатство и многообразие способствует пониманию культуры, развитию диалога поколений.

Литература

1. Абушенко B.JI. Ценность. - Всемирная энциклопедия. Философия. — М, 2005. - 1312 с.

2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление - М 1988.- 253 с.

3. Берелехис A.A., Ильинская, С.Г. О конфликте различных систем ценностей // Философские науки. - 2007. -№ З.-С. 111-129.

4. Быховский Б. Аксиология - Философская энциклопедия. Т 1. - М, 1960. - 720 с.

5. Васильев В.В. Персональные ценности // Вопросы философии. - 2008. - №5. - С. 149-153.

6. Губман Б.Л. Ценности. - Культурология. Энциклопедия. Т 2. - М 2008. - 986 с.

7. Каган М.С. Философская теория ценности — СПб, 1997.-205 с.

8. Коршунов A.M. Диалектика субъекта и объекта в познании - М, 1982. - 126 с.

9. Кохановский В.II. Философия: учебное пособие. -Ростов-на-Дону, 2008. - 675 с.

Ю.Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. Философия: учебное пособие. - М, 2009. - 750 с.

11. Микешина JI.A. Эпистемология ценностей - М, 2007. -439 с.

12. Проблема ценности в философии / под ред. А.Г. Харчева. - М, 1966. - 260 с.

И.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. -СПб, 1911.-195 с.

14. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. -343 с.

15. Туровский М.Б. Философские основания культурологии - M 1997.

16.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М, 1990. -366 с.

Путинцева Елена Юрьевна, заведующий отделом маркетинга Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина, г. Чита, е-mail: Tash_50@mail.ru.

Putintseva Elena Yurievna, the head of department of marketing, Zabaikalsky regional universal scientific library named after A.S. Pushkin, Chita, e-mail: Tash 50@mail.ru.

УДК 294.3 © Д.В. Аюшеева

РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА В АМЕРИКЕ

*Работа выполнена при поддержке РГНФ по проекту № 11-13-03002аТ

В данной статье рассмотрена и проанализирована роль эмигрантов и миссионеров из азиатских стран в распространении и адаптации буддизма в Америке.

Ключевые слова: буддизм, западная и восточная культура, национальная идентичность.

D.V. Ayusheeva

THE DISSEMINATION OF BUDDHISM IN AMERICA

The paper deals with the analysis of the role of the emigrants and missioners from Asian countries in the dissemination and adaptation of Buddhism in America.

Key words: Buddhism, Western and Eastern cultures, national identity.

Значительную роль в истории распространения буддизма в Америке сыграли носители буддийской традиции - мигранты из Японии, Китая, Кореи, Индии и других стран, среди которых особого внимания заслуживают миссионеры.

Первые эмигранты из Японии и Китая появились на западном побережье США в середине XIX в. В 1848 г. в Калифорнии было найдено золото, и в надежде быстро разбогатеть здесь появились выходцы из Китая. К 80-м гг. XIX в. число китайцев в Калифорнии, штатах Монтана и Айдахо выросло до 100 тыс. человек. Уже в 1853 г. в Сан-Франциско появились первые буддийские храмы; в последующие пятьдесят лет так называемые «китайские храмы», где смешивались буддийские, даосистские и этнические традиции Китая, во множестве своем возникли на западном побережье США. При этом, необходимо

отметить, что появление представителей Азии и их культуры, так очевидно отличающейся от западной, было встречено настороженно, если не враждебно. Тогда как, на востоке страны, благодаря интеллигенции, воспринявшей буддийское учение, еще можно было обнаружить уважительное отношение к привнесенным с Востока традициям, то западные американцы были более категоричны и относились к восточно-азиатской кулыуре, в лучшем случае, как к экзотической, странной и непостижимой. Китайские рабочие, повара, шахтеры воспринимались нежелательными, вследствие, возникающей конкуренции, иммигрантами, и поэтому их жизнь и культура вызывали чаще негативную реакцию, чем простое любопытство. Более того, на волне ксенофобии множество китайцев было убито, а храмы сожжены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.