Научная статья на тему 'Библиотека: сфера образования, науки, культуры, интеллектуального и культурно-досугового обслуживания'

Библиотека: сфера образования, науки, культуры, интеллектуального и культурно-досугового обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1326
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТИЖ БИБЛИОТЕКИ / ЗАРПЛАТА БИБЛИОТЕКАРЯ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ УСЛУГИ / ВОЗМОЖНОСТИ БИБЛИОТЕКИ / LIBRARY PRESTIGE / LIBRARIAN SALARY / LIBRARY SERVICES / LIBRARY POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворкина Маргарита Яковлевна

Рассматриваются причины низкого престижа библиотек и возможности его повышения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Library: the sphere of education, science, culture, intellectual and cultural and leisure services

The causes of libraries law prestige and the possibilities of its rise are considered.

Текст научной работы на тему «Библиотека: сфера образования, науки, культуры, интеллектуального и культурно-досугового обслуживания»

БИБЛИОСФЕРА, 2013, № 1, с. 81-82

Дискуссии ,

УДК 021.2+021.4 ББК 78.349.6

БИБЛИОТЕКА: СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

© М. Я. Дворкина, 2013

Российская государственная библиотека 119019, г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5

Рассматриваются причины низкого престижа библиотек и возможности его повышения.

Ключевые слова: престиж библиотеки, зарплата библиотекаря, библиотечные услуги, возможности библиотеки.

The causes of libraries law prestige and the possibilities of its rise are considered. Key words: library prestige, librarian salary, library services, library potential.

Озабоченность Д. М. Цукерблата [1] низким престижем1 библиотек вполне понятна, и я ее разделяю. Однако это совсем не новая ситуация. Когда я начинала работать в середине 1950-х гг., престиж библиотек тоже был низок, что не удивительно, так как ставка в массовых библиотеках колебалась от 420 до 600 руб., а оплата библиотекаря в крупнейших библиотеках страны, академических библиотеках, библиотеках научно-исследовательских учреждений, вузовских, научно-технических библиотеках предприятий была выше (в отличие от сегодняшней ситуации), чем у библиотекаря массовых библиотек - от 600 до 790 руб. (при этом инженерная зарплата составляла около 1000-1200 руб.). Конечно, библиотекари стремились в учреждения с более высокой ставкой, что содействовало сосредоточению квалифицированных кадров в указанных учреждениях. Этому способствовало также и то, что в те годы было мало рабочих мест для гуманитарных профессий, и люди с университетским образованием шли в названные библиотеки.

Сегодня даже выпускники, заканчивающие профессиональные учебные заведения, не торопятся в библиотеки из-за низкой зарплаты и достаточно широких возможностей (особенно в крупных городах) устроиться на работу с более высоким окладом в другие учреждения. На их место приходят неспециалисты. Считается, что любой человек с высшим образованием справится с работой в библиотеке: ведь все так или иначе имели дело с книгой, информацией, подбирали материал для докла-

1 Понятие «престиж» рассматривается как значимость объекта, явления в общественном сознании.

дов, сочинений. В конце концов, ошибки непрофессионала в библиотеке несмертельны. Поэтому не требуют в библиотеке получения профильного образования. Это тоже снижает престиж профессии и библиотеки.

Низкий престиж библиотечной профессии определяется и местом библиотеки в социально-экономической системе. Наша профессия - массовая, библиотек и библиотекарей необходимо много, но на их содержании государство обычно экономит. А без государственного или муниципального финансирования библиотека не может обеспечить хранение и сохранность историко-культурного документного наследия, предоставлять его как общественное благо для населения. Сейчас количество библиотек сокращается, особенно на селе, в связи с реформой местного самоуправления, снижением численности населения и недостаточным объемом финансовых средств в бюджетах муниципальных образований. По той же причине в ряде сельских библиотек сокращается рабочий день, библиотеки включают в состав социально-культурных комплексов и других подобных учреждений.

Имея возможность найти нужную информацию в Интернете, многие студенты, специалисты не чувствуют потребности в библиотеке. В свою очередь библиотека хотя и пытается измениться, используя информационно-коммуникационные технологии, все-таки не сумела показать, что она может предложить особый продукт, который определяется спецификой библиотеки. Во-первых, библиотека не только хранит документы, но и сохраняет аутентичность авторского текста, на что обратил внимание Е. А. Плешкевич [2], а этого не обеспечивает Интернет. Следовательно, для ученых

ДИСКУССИИ

и других лиц, которые заинтересованы в точности текста, альтернативы библиотеке нет. Во-вторых, библиотека, используя современные технологии, может одновременно с запрашиваемым документом предложить по желанию пользователя комплекс услуг, связанных с документом: список публикаций автора документа, сведения о цитируе-мости его работ, актуальности тематики публикации, месте этой тематики в системе наук, перечень других работ по данной тематике, наличии рецензий на работу.

Библиотека может представить дайджест по конкретной тематике, обзор, перечень фильмов, фотографий, назвать конференции, которые проходили по той или иной теме и др. Таким образом, библиотека по желанию пользователя должна оказывать комплексные услуги, и это следует отразить на ее сайте. Кроме того, необходимо дать возможность пользователям проводить поиск по сайту библиотеки с мобильного телефона, участвовать в создании ресурсов (технологии web-2). В настоящее время библиотека не использует весь свой потенциал, в том числе из-за снижения уровня профессионализма библиотекарей, слабой нацеленности на потребности тех, кто приходит в библиотеку или обращается к ее сайту.

Что касается термина «библиотечная услуга», с которым Д. М. Цукерблат связывает низкий престиж библиотек, то, как справедливо пишет автор, этот термин появился в словаре «Библиотечное дело» только в 1986 г. Конечно, чтобы попасть в словарь, термин должен был использоваться в профессиональной литературе несколько ранее. Отдельные его упоминания встречались в 1980-е гг. Однако актуальным он стал после выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 сентября 1985 г. № 915 «О комплексной программе развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986-2000 годы», в котором был раздел об услугах учреждений культуры. После этого начал разрабатываться вопрос о платных библиотечных услугах и библиотечных услугах вообще.

До этого вместо понятия «библиотечное обслуживание» применялся термин «работа с читателями» или «руководство чтением» (хотя термины «библиотечное обслуживание», «обслуживание читателей в библиотеке» существовали и изредка употреблялись в профессиональной литературе). Вместо термина «библиотечная услуга» использовались «формы и методы работы с читателями» или «руководства чтением» [3].

Несмотря на термины, фиксирующие значимость библиотек, их престиж оставался низким, а оплата библиотекарей, о чем уже было сказано, невысокой. Таким образом, термины на статус библиотеки не влияют, но каждый из них отражает одну из сторон такого многогранного явления как библиотека. Это относится и к термину «библиотечная услуга», который фиксирует экономическую грань библиотеки. С экономической точки зрения библиотека создает не товар, а услугу. Поэтому библиотеку можно отнести к сфере обслуживания. В этой сфере есть разные учреждения: одни производят интеллектуальные услуги, другие - досуговые, третьи - бытовые, четвертые - оздоровительные и т. п. Библиотека создает интеллектуальные и культурно-досуговые услуги. С учетом библиотечных услуг разрабатывается раздел библиотековедения - «библиотечная экономика».

Все вышесказанное о деятельности библиотек не исключает представления о них как о центрах «свободного доступа населения к информации и знаниям», как о «национальном научном и культурном достоянии» [1, с. 102]. Другое дело, что в библиотековедении следует этим сторонам деятельности библиотек уделять больше внимания.

Библиотеки, как справедливо пишет Д. М. Цу-керблат, это «институт общества, создающий питательную среду для развития науки, формирования оптимальных решений, новых идей и знаний, и, в конечном счете - прогресса в самом широком смысле слова <...> Библиотека не только учреждение культуры, но еще науки и образования» [1, с. 99]. Эта исключительно важная роль библиотек, к сожалению, часто упускается из виду. Как человек не думает ежедневно о ценности воздуха, которым дышит, так он не осознает ценности института библиотеки, пока она есть. Следует рекомендовать библиотекарям чаще информировать общество о значимости библиотеки, демонстрируя ее возможности.

Литература

1. Цукерблат Д. М. Библиотека: сфера обслуживания или развития науки, образования и культуры? // Библиосфера. - 2012. - № 2. - С. 99-102.

2. Плешкевич Е. А. Документальный подход в библиотековедении и библиографоведении: этапы формирования и направления развития. - М. : Пашков дом, 2012. - 307 с.

3. Работа с читателями : учебник / Б. В. Банк [и др.]. -3-е изд., перераб. и доп. / под. ред. В. Ф. Сахарова. -М. : Книга, 1981. - 296 с.

Материал поступил в редакцию 10.11.2012 г.

Сведения об авторе: Дворкина Маргарита Яковлевна - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, тел.: (495) 695-34-50, e-mail: dvorkina@rsl.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.