Научная статья на тему 'Библиотека: сфера обслуживания или развития науки, образования и культуры?'

Библиотека: сфера обслуживания или развития науки, образования и культуры? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3621
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ УСЛУГИ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ / LIBRARY / LIBRARY SERVICES / LIBRARY AND INFORMATION FUNCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цукерблат Дмитрий Миронович

Анализируются понятия «библиотечное обслуживание» и «библиотечная услуга». Поднимается вопрос об определении места и роли библиотеки в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Library: the sphere of services or the development of science, education and culture?

The notions «library servicing» and «library service» are analyzed. The question of determining the place and role of libraries in society is raised.

Текст научной работы на тему «Библиотека: сфера обслуживания или развития науки, образования и культуры?»

БИБЛИОСФЕРА, 2012, № 2, с. 99-102

Дискуссии =

УДК 021

ББК 78.001+78.04

БИБЛИОТЕКА: СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ ИЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ?

© Д. М. Цукерблат, 2012

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15

Анализируются понятия «библиотечное обслуживание» и «библиотечная услуга». Поднимается вопрос об определении места и роли библиотеки в обществе.

Ключевые слова: библиотека, библиотечное обслуживание, библиотечные услуги, библиотечно-инфор-мационная функция.

The notions «library servicing» and «library service» are analyzed. The question of determining the place and role of libraries in society is raised.

Key words: library, library services, library and information function.

Библиотеки - институт общества, создающий питательную среду для развития науки, формирования оптимальных решений, новых идей и знаний, и в конечном счете, - прогресса в самом широком смысле слова. Это можно рассматривать как основное направление библиотечного строительства на перспективу. Культурно-просветительская миссия библиотек на современном этапе развития общества дополняется актуальными направлениями - научно-техническим, экономическим и оборонным. Библиотека не только учреждение культуры, но еще и науки и образования.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (РФ) от 5 ноября 2008 г. Президент страны Д. А. Медведев отметил, что «действия в экономике будут базироваться на концепции четырех "И" - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации <...> Приоритет - это производство (а в перспективе - экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры <...> Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни» [1].

Благоприятным фактором инновационного развития страны является не в последнюю очередь деятельность научных библиотек. Их главная цель -создание достаточных информационных ресурсов и удовлетворение информационных потребностей общества по широкому спектру знаний.

Чем больше информационные ресурсы конкретной библиотеки, тем выше уровень ее возможностей в обслуживании пользователей. При этом следует иметь в виду, что просветительская

миссия библиотеки, будучи неотъемлемой частью любого направления ее деятельности, имеет свои, присущие ей формы, и служит важнейшей составляющей социокультурных коммуникаций. Современное состояние библиотечной отрасли требует однозначного определения ее места и роли в обществе. Поэтому нужно уточнить трактовку понятий «библиотечное обслуживание» и «библиотечная услуга».

Считается, что «библиотечное обслуживание» -понятие широкое, расплывчатое, трудноизмеримое, а «библиотечная услуга» - конкретное, четкое характеризуется стоимостью, библиотечные услуги легко классифицируются. Понятие «библиотечная услуга» пришло в библиотеки с информационного рынка для обозначения источника финансирования, появившегося дополнительно и вынужденно в связи с резкой секвестрацией бюджета в 1990-х гг.

В том случае, когда библиотечное обслуживание понимается как набор предоставляемых библиотечных услуг, библиотеки автоматически становятся в один ряд со сферами бытового и коммунального обслуживания, торговли, парикмахерскими, банно-прачечными комбинатами, химчистками, а библиотекари приравниваются к продавцам на рынках.

Что на наш взгляд не так в российском библиотечном деле. Прежде всего, отсутствует язык описания. Это приводит к ошибкам в терминологии. В «Логическом словаре-справочнике» Н. И. Кондакова дано следующее определение абстрактности - отрыв от конкретных условий,

расплывчатость, неопределенность терминов и определений [2].

Таких слов, как «услуга» или «обслуживание» нет в самой крупной дореволюционной универсальной энциклопедии, изданной в 1890-1907 гг. акционерным издательским обществом «Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон» [3]. В четырехтомном «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова «услуга» ассоциирована с прислугой - «готовый к услугам, предложить услуги» [4].

В словаре русского языка С. И. Ожегова (издания 1949, 1973, 1990, 1992, 1994 гг.) среди 57 тыс. слов и фразеологических выражений значится: оказать услугу, предложить услуги, бюро добрых услуг, бытовые услуги, к вашим услугам, все виды бытовых и коммунальных услуг [5]. Обслуга означает обслуживание кого-нибудь в быту - обслуживающий персонал, официанты. Обслуживать - это делать работу по удовлетворению чьих-либо бытовых нужд. И далее - обслуживающий персонал, обслуживание клиентов, покупателей, сфера обслуживания, круг бытовых услуг населению.

В «Краткой российской энциклопедии» «услуги» определяются как «форма непроизводственного труда, торговля, общественное питание, ремонт, сфера обслуживания, коммунальные услуги, бытовые услуги, услуги торговли». Понятия «библиотечная услуга» нет [6].

В 1986 г. вышел в свет терминологический словарь «Библиотечное дело» [7]. В нем появилось словосочетание «библиотечное обслуживание», которое определялось как «деятельность библиотек по пропаганде и выдаче произведений печати и других документов или копий, оказанию помощи в их выборе и использовании...». Таким образом, под термином «библиотечные услуги» понимается «выдача читателям во временное пользование книг, других произведений печати и иных материалов из библиотечного фонда, осуществление библиотекой библиографического и справочно-информационного обслуживания читателей» [7].

В «Терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным отраслям знания» 1995 г. определение термина «библиотечные услуги» было воспроизведено со следующим дополнением: «В связи с переходом различных предприятий (в том числе и библиотек) на рыночные отношения все большее число библиотечных услуг становится платным» [8].

Складывается впечатление, что рыночное восприятие «библиотечных услуг» появилось вследствие структурных изменений в государстве, которые повлекли необходимость реорганизации библиотечной системы РФ. Действительно, в новых экономических условиях большинство библиотек вынуждено перестраивали свою работу в соответствии с современными условиями хозяйствования

и финансирования с целью получить недостающие средства как на развитие библиотек, так и на социальные нужды своих сотрудников.

Законодательством РФ для этого были созданы благоприятные условия. Формирующаяся система финансирования российского библиотечного дела предполагает определенную финансово-хозяйственную самостоятельность библиотек и многообразие источников поступления финансовых средств. Библиотеки получили возможность использовать новые формы организации труда, в том числе применять прогрессивные методы экономического стимулирования труда библиотечных специалистов, создавать библиотечно-информационные коммерческие структуры, оказывать платные услуги (не обеспеченные бюджетным финансированием), сдавать помещения в аренду. Также разрешено использовать взносы спонсоров, поступления от штрафных санкций и др. Предусмотрено льготное налогообложение библиотек. Появились новые формы сотрудничества как между библиотеками внутри страны, так и за рубежом.

Все это привело к значительному обновлению библиотечной терминологии. Ее развитию способствовали также подготовка терминологических ГОСТов, принятие в 1994 г. Закона РФ «О библиотечном деле» и т. д. В результате библиотековедческая литература обогатилась новыми терминами, отражающими глубинные процессы, происходящие в библиотечном деле РФ. Однако толкование многих терминов варьируется, что видно по имеющимся публикациям.

В частности, при обсуждении модели политического рынка, вместо коммерческих факторов предлагается определять стоимость выгод от библиотечных и информационных услуг в виде оценки общественных благ. Однако, по признанию авторов, применение метода условной оценки для измерения стоимости информационной услуги является еще не до конца разработанной областью в экономическом библиотековедении [9].

В терминологическом словаре «Библиографическая наука и практика» понятия «библиотечное обслуживание» и «библиотечная услуга» определены в соответствии с ГОСТом 7.0-99.

Библиотечное обслуживание - «совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг».

Библиотечная услуга - «конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки консультации и т. д.)» [10].

Перенос рыночных принципов и характера взаимодействия «продавец услуг-покупатель ус-

Д. М. Цукерблат, 2012, № 2, с. 99-102

луг» на «библиотекарь-читатель» не только неправомерен, но и неэтичен. Экономические принципы рыночных отношений - это возможность выбора и конкуренция, а также торг, влияющий на цену товара. Поэтому представлять читателя в виде покупателя, а библиотекаря в виде торговца неправильно.

«Рыночники» постарались перевести достаточно ясные и устойчивые понятия библиотечной деятельности в рыночную терминологию. Так, библиотечное обслуживание превратилось в набор библиотечных услуг, потребность населения в различных видах библиотечной помощи стало спросом на библиотечные услуги, удовлетворение этой потребности - потреблением библиотечных услуг, библиотечное учреждение - производителем библиотечных услуг, читатель - потребителем библиотечных услуг, библиотекарь - поставщиком библиотечных услуг и т. д. Тем самым искажается суть отношений между читателями и библиотекарями, они переводятся на экономические рыночные рельсы, когда библиотечные услуги можно отнести к значимым экономическим благам. Видимо, такие блага нужно принимать с благодарностью, потому что в них заложена благотворительность государства в плане оказания библиотечных услуг населению.

На самом деле библиотечные услуги - не благотворительность, а прямая обязанность государства, бюджет которого в прямом или косвенном виде формируется за счет населения. Тонкость состоит в том, что сегодня это благо есть, а завтра его нет («сколько можно заниматься благотворительностью!»), и тогда распахнутся двери для полностью платных библиотек. Деньги из средства станут целью, защищать интересы читателей и библиотекарей уже будет трудно. Их права нужно защищать не по отдельности, а совместно.

Само словосочетание «библиотечная услуга» говорит о том, что место библиотек в сфере обслуживания. Соответственно, отсюда вытекают и престиж библиотечной профессии в нашем обществе, и оплата труда библиотекарей. Напомним, что практически во всех англоязычных и испано-говорящих странах библиотекари занимают достойное место и по престижности, и по оплате, а у нас - почти в самом конце списка профессий. Становится ясным, когда и почему библиотеки были сознательно отнесены к сфере обслуживания, а библиотекарь поставлен в положение обслуживающего персонала, поэтому библиотечное дело и стало финансироваться по остаточному принципу, что больно ударило по библиотечной профессии и уронило ее престиж.

В XXI в. библиотекам надлежит не оказывать услуги, им следует участвовать в развитии гражданского общества, вносить свой вклад в интел-

лектуальное и нравственное формирование человека. Это не может служить товаром и предметом торга в товарно-денежных отношениях, а должно расцениваться как высокая общественная миссия и соответствующим образом оплачиваться, о чем говорят и пишут на самом высоком уровне [11]. Так почему же у нас сейчас пропагандируется и усиленно навязывается понятие «библиотечная услуга»? По нашему мнению, причина в том, что библиотечное обслуживание, согласно Конституции РФ, утверждено бесплатным для читателя (так как оно заранее оплачено населением в виде налогов и страховых взносов), а о библиотечных услугах в главном законе страны ничего не говорится, поэтому их можно сделать полностью платными.

То есть внедрение библиотечных услуг не улучшает положение библиотек, а накладывает дополнительное финансовое бремя на плечи тех читателей, которые нуждаются в библиотечном обслуживании. Иначе говоря, введение в библиотечное дело понятия «библиотечная услуга» фактически дает «зеленый свет» платным библиотекам. А поскольку значительная часть населения в нашей стране вряд ли сможет выделить для этого дополнительные средства, это ухудшит библиотечно-информационное обслуживание, усилит противоречия в обществе. Нам этого не нужно, особенно в условиях кризиса, который еще не преодолен.

Все это вместе взятое нарушает права читателей, обозначенные в Конституции РФ. Но при защите прав читателей нельзя забывать и о праве библиотекарей, чему мешает сложившееся представление о библиотеках как сфере обслуживания, оказывающей библиотечные услуги.

Переключение части читательского контингента на цифровые библиотеки требует существенного изменения технологических процессов. У цифровых и традиционных видов библиотечной деятельности сохранится потребность во взаимодополнении. Кроме того, у определенной части населения всегда останется интерес к традиционному чтению.

Библиотечное обслуживание требует специальных библиотечных знаний и соответствующих ресурсов. Библиотечная деятельность представляет собой гуманистическое служение не отдельному читателю, а обществу в целом.

Социально-экономические перемены в обществе в ХХ-ХХ1 вв., демократизация и становление рыночной экономики повлияли на библиотечно-информационную сферу и, соответственно, получили отражение в «Библиотечной энциклопедии» через такие понятия, как «библиотечное обслуживание» и «библиотечная услуга» [12]. Здесь дается разъяснение многообразным потребностям и запросам пользователей в библиотечном обслуживании, а также о сложившихся разных видах и формах библиотечных услуг.

Что касается стоимостного выражения библиотечных и информационных услуг, то нам представляется целесообразным использование экономической модели их оценки в исключительных случаях. В течение длительного времени библиотековеды прикладывали усилия, чтобы создать такой метод, который подходил бы для оценки оказываемых услуг как общественных благ применительно к библиотечной деятельности. Причиной этому служат своеобразные сущностные характеристики информации, которые принципиально отличаются от стандартных характеристик товаров и услуг, обычно выступающих на рынке. В эпоху информационного общества знание служит сущностным компонентом создания ценности. На сформированные в библиотеках фонды литературы имеются коллективные права собственников. Библиотекам как общественным институтам государство делегировало полномочия по предоставлению потребителям возможности использовать общественные блага, которые не продаются на упорядоченном рынке.

Не случайно в разрабатываемый проект Федерального закона «О культуре» предлагается ввести понятие «социально-значимой услуги»; соответственно, дополнительно внести в Налоговый кодекс РФ понятие «социально-значимая услуга» с предоставлением налоговых льгот библиотекам как учреждениям сферы культуры, осуществляющим свою деятельность, принципиально отличающуюся от организаций шоу-бизнеса. Исходя из этого в понятийном аппарате Налогового и Бюджетного кодексов РФ следует уточнить категории «приносящая доход деятельность» и «прибыль некоммерческой организации» в отношении библиотек [13].

Воспринимая библиотеки как сферу обслуживания, недооценивая их значение как центров сво-

бодного доступа населения к информации и знаниям, мы способствуем дальнейшему ослаблению страны. Библиотеки были и должны оставаться нашим национальным научным и культурным достоянием.

Литература

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Рос. газ. - 2008. - 6 нояб. - С. 2-8.

2. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. -М. : Наука, 1975. - 720 с.

3. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь : в 86 т. - СПб., 1890.

4. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Терра-Кн. клуб, 2007.

5. Краткая российская энциклопедия : в 3 т. / сост.

B. М. Караев. - М. : Большая Рос. энцикл., 2003.

6. Библиотечное дело : терминол. слов. / сост. И. М. Суслова, П. Н. Уланова ; Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. - 2-е перераб. и значит. доп. изд. - М. : Книга, 1986. - 224 с.

7. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / сост. З. Г. Высоцкая [и др.] ; Рос. акад наук, Б-ка по естеств. наукам. - М., 1995. - 268 с.

8. Романов П. С. Концепции стоимости библиотечно-информационных услуг в зарубежном библиотековедении: анализ, тенденции, взаимосвязи // Библиотековедение. - 2009. - № 6. - С. 29-32.

9. Фокеев В. А. Библиографическая наука и практика : терминол. слов. - СПб. : Профессия, 2008. - 269 с.

10. Миронов С. М. Библиотекари в современной России -подвижники культуры // Библиотечное дело -XXI век. - 2010. - Вып. 1. - С. 6.

11. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. - М. : Пашков дом, 2007. - 1300 с.

12. Совет по государственной культурной политике рассмотрел вопросы правового регулирования библиотечного дела // Библиотековедение. - 2009. - № 2. -

C. 11-13.

Материал поступил в редакцию 24.10.2011 г.

Сведения об авторе: Цукерблат Дмитрий Миронович - кандидат педагогических наук, заместитель директора по библиотечной работе, тел.: (383) 266-93-09, e-mail: opki@spsl.nsc.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.