Научная статья на тему 'Безнадзорность и беспризорность'

Безнадзорность и беспризорность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
970
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Камалдинова Элеонора Шайхутдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безнадзорность и беспризорность»

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

В этой рубрике журнал публикует статьи, подготовленные в качестве материалов к изданию энциклопедий и справочников по гуманитарным наукам.

В настоящее время в Институте социально-политических исследований Российской академии наук готовится к изданию энциклопедический справочник «Социология молодежи». Для этого проекта многие профессора, преподаватели, аспиранты МосГУ написали статьи по актуальным для теории и практического применения гуманитарного знания тема^м. Публикуем первоначальные материалы ряда таких статей.

Безнадзорность, беспризорность — термины, характеризующие определенные социальные особенности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 13.01. 2001 №1-ФЗ, от 07.07.2003 №111-ФЗ) дает следующие определения: «безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

Тот факт, что в современном российском обществе остро стоят проблемы качественного обеспечения жизнедеятельности, правовой защиты детей, преодоления безнадзорности и беспризорности как существен-

ного фактора социальной дезадаптации, наркомании в подростковой среде и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, делает актуальной задачу реализации государственными и общественными структурами комплекса мер по решению обозначенных проблем.

Приоритетными направлениями работы в этой сфере выступают:

\ создание необходимых условий для обеспечения прав несовершеннолетних на образование (в первую очередь основного общего образования);

\ формирование ответственности родителей (законных представителей) за исполнение обязанностей по содержанию, обучению, воспитанию и развитию детей;

\ выявление и устройство детей, лишенных родительского попечения, гарантированная реализация прав этой категории несовершеннолетних как в образовательных учреждениях, так и в приемных семьях, в детских домах семейного типа, усыновленных (удочеренных) детей;

Безнадзорность и беспризорность

I повышение эффективности воспитательной, психолого-педагогической, социально-педагогической работы в различных институтах образования и воспитания;

I создание условий для стимулирования социального становления, активизации творческого, созидательного потенциала несовершеннолетних, для многосторонней самореализации несовершеннолетних.

В этих целях разработана и реализуется Программа развития воспитания в системе образования России на период 2002-2004 гг. С 1995 г. в стране реализуются федеральные целевые программы «Дети России», «Молодежь России». Акцент в оказании помощи детям и молодежи делается в целях профилактики социальной дезадаптации, явлений, ей сопутствующих, в целях стимулирования и поддержки творческого потенциала молодых граждан. В субъектах Российской Федерации осуществляется аналогичный механизм.

Для обеспечения координации деятельности федеральных и региональных органов власти по обеспечению профилактики беспризорности и безнадзорности детей создана и действует Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации. На ней рассматриваются вопросы, требующие поддержки Правительства РФ. Среди них: вопросы организации трудовой занятости несовершеннолетних, развития института уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации, отчеты Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности, информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о работе по профилактике детской безнадзорности.

Развитие системы в данной области в 2004-2006 гг. будет осуществляться в рамках реализации подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России». В 2002-2003 гг. Минтруда России заключило ряд соглашений о совместной деятельности по профилакти-

ке беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних с Межрегиональным общественным фондом «Региональные инициативы», благотворительными фондами «Моя семья», «Страна живых», Российским Союзом Молодежи, Российской оборонной спортивно-технической организацией и др.).

Государственными органами поддерживается развитие волонтерского движения, деятельности студенческих, детских и молодежных общественных объединений в профилактической работе (уличная социальная работа, занятиях в секциях, кружках, клубах, работа в лагерях труда и отдыха, спортивно-оздоровительных лагерях и др.).

Актуальными остаются вопросы совершенствования нормативных и законодательных актов по профилактике беспризорности и безнадзорности, в том числе по организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблемы беспризорности и безнадзорности оказались неожиданными для российской социологии молодежи. Общепринятым представлением было то, что эти проблемы были решены еще в 1930-е годы, в частности в результате применения педагогической системы А. С. Макаренко, позволявшей решать задачи ресоциализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, через опору на детский коллектив. Для послевоенных лет также были характерны беспризорность и безнадзорность детей, но эти неизбежные в годы восстановления страны проблемы были успешно преодолены. Распад СССР и реформы в России одним из наиболее тяжелых своих последствий имели возврат в прошлое: вновь возникла беспризорность детей в масштабе, превысившем послевоенный уровень. Среди научных коллективов, ведущих разработку этой проблемы, выделяются Российская академия образования и Московский гуманитарный университет.

Э. Ш. Камалдинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.