Научная статья на тему 'Белорусские и постсоветские реалии в книге М. Хильбк «Дитя Чернобыля»'

Белорусские и постсоветские реалии в книге М. Хильбк «Дитя Чернобыля» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
196
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРНОБЫЛЬ / РЕАЛИЯ / АУТОИМИДЖ / ГЕТЕРОИМИДЖ / ИМАГОЛОГИЯ / CHERNOBYL / ACTUAL / AUTO-IMAGE / HETERO-IMAGE / IMAGOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рымарчук Н. А.

Анализируется документально-художественная книга М. Хильбк «Дитя Чернобыля». В рамках имагологии на примере отдельных реалий в контексте чернобыльской проблематики сопоставляется национальный образ немца с национальными образами представителей постсоветских республик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELARUS AND POST-SOVIET REALITY IN THE BOOK OF HILBK «CHILD OF CHERNOBYL»

In the article literary documentary «Chernobyl Baby» (2011) by von M. Hilbk is analyzed. According to imagology example of some actuals in the context of Chernobyl issue images of Germans are compared with the images of representatives of the former Soviet republics.

Текст научной работы на тему «Белорусские и постсоветские реалии в книге М. Хильбк «Дитя Чернобыля»»

Филология. Искусствознание Вестник Нижегородского университете! им. Н. И . Лоба чевского, 2014-, № 2 (3),с. 135-1 37

УДК 821.112.2.09 (092)

БЕЛОРУССКИЕ И ПОСТСОВЕТСКИЕ РЕАЛИИ В КНИГЕ М. ХИЛЬБК «ДИТЯ ЧЕРНОБЫЛЯ»

© 2014 г. Н.А. Рымарчук

Белорусский государственный университет kiewna@gmail.com

Поступила в редакцию 09.07.2014

Анализируется документально-художественная книга М. Хильбк «Дитя Чернобыля». В рамках имагологии на примере отдельных реалий в контексте чернобыльской проблематики сопоставляется национальный образ немца с национальными образами представителей постсоветских республик.

Ключевые слова: Чернобыль, реалия, аутоимидж, гетероимидж, имагология.

Современная немецкая журналистка Мерле Хильбк (р. 1969), в сфере интересов которой находится изучение национальных особенностей населения постсоветских республик и России, на протяжении 2008-2010 гг. совершает несколько поездок в самый таинственный регион бывшего СССР - зону ЧАЭС. В результате в 2011 году в свет выходит документально-художественная книга «Дитя Чернобыля» («Tschernobyl Baby»). Основной целью написания данного произведения было, в первую очередь, желание писательницы пролить свет на одну из самых страшных атомных трагедий современности. В ходе поездок М. Хильбк посещает белорусские и украинские земли, знакомится с мировоззрением и жизненным укладом населения. Очень часто журналистку сопровождает белорусская девушка Маша, родившаяся в 1986 году неподалеку от самого загрязненного региона. Некоторые главы книги написаны от лица самой Маши. В произведении встречается очень много размышлений как этой девушки, так и самой журналистки М. Хильбк над особенностями образа жизни и культуры немецкого народа и жителей постсоветских республик. Анализируя те или иные реалии («предметы, вещи, а также факты, социальные процессы, явления, существующие в реальной жизни» [1]), героини рисуют ауто- и гетероимиджи разных народов (аутоимидж -образ какой-либо нации глазами их представителя; гетероимидж - образ какой-либо нации, составленный представителем другой нации). В этом смысле особенно интересна глава «Положи свое ухо на рельсы истории», где Маша высказывает свое мнение о белорусах и немцах, подчеркивая, что и для тех, и для других любовь к природе находится далеко не на последнем месте. При этом героиня ссылается на

чистоту и порядок в белорусских деревнях, упоминает такие реалии окружающей действительности, как многочисленные биллборды с лозунгами социальной рекламы типа Наш лес -наш храм! [2, с. 33]. Однако при этом девушка все-таки делает акцент на более серьезном и внимательном отношении немцев к экологии и собственному здоровью: Прежде всего они переживают больше, чем наши люди. В семье, где я гостила, постоянно говорили о Чернобыле, не ели грибов, дичи и при этом были постоянно преследуемы чувством, что у них будет рак [2, с. 36]. Излагая подобные наблюдения на протяжении всей книги, М. Хильбк не возвеличивает немцев как более сознательную нацию, а находит объяснение несколько более спокойному отношению многих белорусов к случившемуся в Чернобыле определенными особенностями их жизненных обстоятельств: Люди из Машиной деревни, где я сейчас стою возле водяного насоса и мою голову холодной водой, так как другой возможности больше нет, заняты выживанием. Борьба за выживание, возможно, именно она та причина, по которой Маша до сих пор не интересовалась Чернобылем. Серые будни очень изнурительны на юго-востоке Беларуси. Они, исполненные бедности, болезней и безысходности практически не оставляют места для внимательного отношения к прошлому [2, с. 97]. Однако если уж кто-то им и интересуется, то это происходит с особым проявлением внимания к духовной, интимной, глубоко индивидуальной стороне вопроса, нежели к строго фактическому и историческому материалу, как это свойственно немцам, предпочитающим логику, здравый смысл и предельную аккуратность во всем. При посещении музея «Чернобыль» журналистка описывает свои впечатления следующим

136

Н.А. Рымарчук

образом: Возможно, немецкие эксперты покачали бы головой, увидев диким образом разбросанные, пожелтевшие выставочные экспонаты. Однако на этом этаже музея было кое-что, что редко встретишь на профессиональной выставке: Близость. Нечто прямое. Личное - выставка как семейный альбом. Здесь не было абстрактного

документирования истории, здесь скорбели о друзьях и знакомых [2, с. 58].

Согласно концепции известного ученого Манфреда Беллера, в вышеуказанных примерах мы имеем дело с таким сравнительным модусом, при котором «позитивное мнение о нации А обнаруживает критику собственной нации В, и наоборот, негативное мнение о нации А соответствует позитивной самооценке нации В» [3, с. 43]. Так, образ немца как человека щепетильно относящегося к здоровью и окружающей среде, но при этом несколько прагматичного и холодного, принимается автором, при этом ей же выводится образ белоруса как менее внимательного по отношению к вопросам экологии, но при этом более чуткого, тонкого, несколько иррационального по сравнению с немцем человека.

Отметим, что в книге «Дитя Чернобыля» очень часто говорится о социальной ангажированности немцев, которую они проявляют не только в своей стране, но и за ее пределами. Их отзывчивость и гостеприимство подчеркиваются при упоминании такой реалии как оздоровительные поездки в Германию белорусских детей, пострадавших от Чернобыля. Немецкое государство заботится о людях, которым плохо. Помимо этого многие немцы смотрят, где за границей нужна их помощь. Мы также могли пользоваться их поддержкой, так как с тех пор как отец не живет с нами, наши будни очень тяжелы. Если бы не было немцев, у нас не было бы мебели [2, с. 35], - отмечает Маша. В свою очередь белорусы, украинцы, а также представители других постсоветских республик (например, Таджикистана) представлены в книге весьма хлебосольными и гостеприимными с помощью таких реалий как водка, шашлык и прочая сытная пища, которые всякий раз в изобилии и несколько настойчиво предлагаются журналистке во время встреч: Руслан строго следил за тем, чтобы я выпивала из рюмок все до последней капли, чтобы я достаточно плотно ела: фрикадельки, шницель, заливное,

салат из капусты, картошка, блины с творогом - все это за один прием пищи [2, с. 52-53]. Главную героиню потчуют даже в том случае, когда она не планирует засиживаться в гостях: Назыр, но мы, собственно, пришли лишь поговорить! Но это было бесполезно. Он бегал по кухне как заводная мышь [2, с. 90]. При этом подобное желание угодить характерно не только для принимающей стороны, но и для самих гостей: На следующий день мы делали покупки в Наровле, так как в гости здесь не приходят с пустыми руками: овощи, картошка, хлеб, кола, водка [2, с. 90].

В данных эпизодах, ссылаясь на концепцию М. Беллера, можно говорить о нейтральном модусе, в целом характерном для литературы о путешествиях, при котором «реалии и образ жизни людей в стране A соответствуют подобным фактам в стране B. При этом автор не дает оценки; он пишет нейтрально в модусе аналогичных оценок» [3, с. 41].

В заключение отметим, что наше небольшое исследование проводилось в рамках имаголо-гии - «литературоведческого направления внутри сравнительного литературоведения, предметом которого является изучение образа «себя» и «другого» как в литературе, так и во всех сферах литературоведения и литературной критики» [4, с. 314]. Автор книги «Дитя Чернобыля» в контексте чернобыльской проблематики апеллирует к образам немцев и народов постсоветских республик, проливая свет на их национальные черты, тем самым само произведение превращается в диалог, а зачастую и полилог культур.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь. 2000 // Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc3p/252366 (дата обращения 29.09.2013).

2. Hilbk M. Tschernobyl Baby. Frankfurt am Main: Eichborn, 2011. 276 S.

3. Beller M. Die Technik des Vergleichs in der Im-agologie // Imagologie heute: achievments, challenges, perspectives; Ergebnisse, Herausforderungen, Perspektiven / hrsg. von Davor Dukic. Bonn: Bouvier, 2012. S. 39-51.

4. Metzler Lexikon. Literatur und Kulturtheorie / hrsg. Ansgar Nünning. 4 Auflage. Stuttgart Weimar: J.B. Metzler, 2008. 808 S.

Белорусские и постсоветские реалии в книге М. Хильбк «Дитя Чернобыля»

137

BELARUS AND POST-SOVIET REALITY IN THE BOOK OF HILBK «CHILD OF CHERNOBYL»

N.A. Rymarchuk

In the article literary documentary «Chernobyl Baby» (2011) by von M. Hilbk is analyzed. According to imagology example of some actuals in the context of Chernobyl issue images of Germans are compared with the images of representatives of the former Soviet republics.

Keywords: Chernobyl, actual, auto-image, hetero-image, imagology.

References

1. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar'. 2000 // Slovan i jenciklopedii na Akademike. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc3p/252366 (data obrashhenija 29.09.2013).

2. Hilbk M. Tschernobyl Baby. Frankfurt am Main: Eichborn, 2011. 276 S.

3. Beller M. Die Technik des Vergleichs in der Im-agologie // Imagologie heute: achievments, challenges, perspectives; Ergebnisse, Herausforderungen, Perspektiven / hrsg. von Davor Dukic. Bonn: Bouvier, 2012. S. 39-51.

4. Metzler Lexikon. Literatur und Kulturtheorie / hrsg. Ansgar Nünning. 4 Auflage. Stuttgart Weimar: J.B. Metzler, 2008. 808 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.