Научная статья на тему 'Банковские информационные технологии в рыночных условиях хозяйствования'

Банковские информационные технологии в рыночных условиях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
694
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ТЕХНОЛОГИЯ / БИЗНЕС / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / БАНКОВСКИЕ ПЕРЕВОДЫ / INFORMATION SOCIETY / BANKING SYSTEM / TECHNOLOGY / BUSINESS / COMMERCIAL BANKS / BANK TRANSFERS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Чхутиашвили Лела Васильевна

Статья посвящена банковским технологиям в современных рыночных условиях хозяйствования. Банки могут разрабатывать и внедрять новые виды услуг, основанные на информационных технологиях, с применением новейших методик кодировки данных, «умных» сетей и других средств безопасности. Внедрение таких услуг потребует создания партнерских отношений между банками, предоставляющими услуги, телекоммуникационными организациями и самими предпринимателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Banking information technology under market economic conditions

This paper is devoted to banking technologies in modern market economic conditions. Banks may develop and introduce new kinds of services based on information technologies, using the latest data encoding methods, “smart” networks and other means of security. The introduction of such services will require creating partner relationships between banks that provide the services, telecommunication organisations and entrepreneurs themselves.

Текст научной работы на тему «Банковские информационные технологии в рыночных условиях хозяйствования»

Чхутиашвили Лела Васильевна

кандидат экономических наук, доцент

Банковские информационные технологии в рыночных условиях хозяйствования

Аннотация: Статья посвящена банковским технологиям в современных рыночных условиях хозяйствования. Банки могут разрабатывать и внедрять новые виды услуг, основанные на информационных технологиях, с применением новейших методик кодировки данных, «умных» сетей и других средств безопасности. Внедрение таких услуг потребует создания партнерских отношений между банками, предоставляющими услуги, телекоммуникационными организациями и самими предпринимателями.

Ключевые слова: информационное общество, банковская система, технология, бизнес, коммерческие банки, банковские переводы.

Переход человечества к информационному обществу характеризуется сменой индустриального технологического базиса на информационный, на смену сырью и энергии приходят информационные технологии - технологическая основа информационной индустрии, важнейшим ресурсом которой являются информация и знания.

Одним из направлений информационной экономики является сетевая экономика или Интернет-экономика (виртуальная экономика). Развитие информационных и телекоммуникационных технологий сформировали среду для экономической деятельности в Интернет, а коммерциализация Интернета привела к изменениям способов ведения бизнеса и появлению электронного рынка, основанного на принципах сетевой экономики.

Благодаря развитию информационных технологий, электронной и компьютерной техники коммерческие банки проникают на удаленные территории, завоевывают новых клиентов.

Предпосылкой внедрения технологий дистанционного обслуживания клиентов является, например, широкое распространение мобильных телефонов - индивидуальных средств связи, благодаря которым по желанию клиентов может осуществляться контроль и маркетинг счета.

Обеспечение доступа к платежному сервису через Интернет - обязательный элемент для качественного обслуживания наиболее привлекательных для банка клиентов - физических лиц, являющихся представителями среднего класса.

Мобильный банк - это новый сегмент банковского бизнеса, который быстро развива-

ется и становится сферой использования передовых схем и технологий оказания и продвижения услуг. В России эксперименты в этой области уже перешли в практическую плоскость, мобильные расчеты стали элементами продуктового ряда банков. Так, Банк Проектного Финансирования принял участие в масштабном проекте, благодаря которому клиентам могут поступать БМБ-сообщения об операциях по карточному счету, оплате услуг операторов мобильной связи со счета, есть возможность и блокировать в случае необходимости свою карту. Ключевым компонентом в этой технологии является приложение, которое располагается на 81М-карте, оно позволяет использовать мобильный телефон не только как средство осуществления платежей, но и как устройство для генерации динамических паролей. Это значит, что пароли могут меняться и создавать полную защиту от несанкционированного доступа, оставаясь известными только владельцу мобильного телефона.

Разработчики информационных технологий пошли дальше - сегодня платежная система «Рапида» предлагает продукт «БМБ-платежи», который не требует подобной замены. Расчетные услуги банков переходят в цифровой формат. Все больше и больше клиентов начинают пользоваться банковскими онлайн-услугами и системами электронных платежей, так как они имеют ряд привлекательных качеств: скорость, эффективность и удобство в использовании. Ожидается, что подавляющее большинство безналичных платежей будет осуществляться в электронном виде.

Среди многих видов электронных расчетов одним из самых перспективных для банков

является электронная оплата счетов. Активный онлайн-клиент значительно прибыльнее оффлайн-клиента, а активный клиент системы электронной оплаты счетов - прибыльнее онлайн-клиента. Крупные банки могут сэкономить, если их клиенты будут активно оплачивать счета в режиме реального времени. Быстрые и простые в использовании услуги оплаты счетов онлайн весьма выгодны банкам, так как у клиентов повышается уровень удовлетворенности обслуживанием и увеличивается степень лояльности к обслуживающим их банкам.

Необходим перевод этой операции на штрих-кодовую основу, когда на выставляемые счета будет в современном виде заноситься информация, что удобно и для организации, которая оказала гражданину услугу, и для банка. Штрих-кодовая технология обработки счетов позволяет достичь важных результатов в работе с клиентами:

> сократить время обслуживания клиентов за счет автоматизации ввода всей необходимой информации с платежных документов;

> радикально сократить количество ошибок при вводе информации о платеже;

> ускорить процесс перечисления денег на счета организации-получателя;

> использовать электронные каналы связи для взаимодействия с получателями платежей;

> увеличить рост производительности сотрудников отделений и филиалов;

> в целом улучшить качество обслуживания клиентов.

Другое направление, также показавшее хорошие результаты в обработке коммунальных платежей - создание расчетных (биллинговых) центров для учета и контроля оплаты платежей, которые представляют собой организации, консолидирующие информацию, поступающую от организаций-поставщиков услуг по счетам, выставленным абонентам, для оплаты предоставленных услуг. В создании таких организаций, участвующих в приеме платежей, заинтересованы и органы государственной власти, поскольку таким образом формируется база данных о плательщиках.

Банки могут разрабатывать и внедрять новые виды услуг, основанные на информационных технологиях, с применением новейших методик кодировки данных, «умных» сетей и других средств безопасности. Внедрение таких услуг потребует создания партнерских отношений между предоставляющими услуги банками, телекоммуникационными организациями и са-

мими предпринимателями. К таким услугам относятся, в частности, следующие:

круглосуточные системы перевода денег, которые устанавливают в точках продаж. Такие системы могут уменьшить время совершения сделок до примерно 10-15 секунд даже в часы пик. Результатом их использования должны стать уменьшение очередей, увеличение удовлетворенности клиентов торговых предприятий и соответственно повышение их лояльности;

услуги, характеризующиеся большим объемом передаваемых данных, такие, как возможности электронной подписи, создание электронных графических изображений, чеков, создание резервных копий данных и т. д.

Спрос на услуги, предоставляемые с помощью беспроводной связи, огромен. Банки могут использовать преимущества такого высокого спроса, расширив существующую сетевую инфраструктуру, необходимую для обеспечения беспроводных услуг, чтобы позволить своим клиентам:

> заказывать товары в режиме онлайн и оплачивать их с помощью беспроводных устройств;

> заказывать, оплачивать и получать информацию и другие нематериальные ценности с помощью беспроводных устройств;

> использовать автоматизированные кассовые аппараты для самостоятельной оплаты товаров в магазинах;

> оплачивать покупки на автоматизированных кассовых аппаратах с помощью беспроводных устройств;

> использовать беспроводные устройства для автоматической оплаты транспортного налога (без остановки автомобиля).

Используются обычные каналы передачи сообщений в процессинговый центр платежной системы, при этом используется общий для ведущих операторов БМБ-номер. Персональный платежный сервис сохраняет историю платежей. Клиент банка может в любое время найти полную информацию по всем платежам, которые когда-либо были им выполнены, а также использовать уже выполненные платежи в качестве образцов для формирования новых. Клиент способен наиболее часто производимые им платежи выделить в специальный раздел и для удобства пользования ими пронумеровать их, указать расписание их исполнения.

Успешно применяется банками еще одна технология - «Персона-банк». Разработчик этой технологии, компания «РФК», предоставляет с ее помощью возможность обслуживания банка-

ми физических лиц через Интернет. При этом от клиента требуется минимум навыков общения с компьютером. Система содержит все необходимые клиенту функции: рублевые и валютные переводы, информацию по проводкам (выписки, остатки по счетам), вклады, кредиты, периодические платежи, работу с карт-счетами и т.д.

Среди достоинств системы выделяются следующие:

> простой интерфейс, который доступен пользователю-неспециалисту;

> наличие шлюзов для интеграции со скоринго-выми системами, что позволяет автоматизировать процесс принятия решений о выдаче кредита;

> возможность просмотреть хронику погашения кредита;

> возможность авторизации платежей с помощью SMS-сообщений;

> возможность автоматического информирования клиента о произведенных платежах с помощью SMS, а также предварительного информирования о следующих платежах, просроченных сроках погашения кредита и платежах по процентам;

> возможность входить в систему с любого компьютера.

В России переводы физических лиц относятся к одной из наиболее массовых услуг, этот рынок очень динамично развивается. Собственная расчетная система, позволяющая переводить средства в самые отдаленные города и поселки страны, позволяет коммерческим банкам осуществлять все виды денежных переводов в рублях и иностранной валюте: перевод средств со вкладов или наличными в пределах самой системы банка, в том числе срочные переводы в течение суток, переводы сумм со вклада в другую кредитную организацию на территории или за пределы территории России, переводы наличной иностранной валюты без открытия счета за пределы Российской Федерации.

Упорядочение денежного обращения через Интернет имело в виду деятельность нескольких объектов потенциального риска, которые обрели в схеме защиты особый контур:

> клиент банка, который вступает с кредитно-финансовой организацией в отношения дистанционного обслуживания и совершает действия со своим счетом;

> компания-провайдер, услугами которой пользуется клиент и через аппаратно-программные средства которой проходят потоки данных от клиента к банку и обратно, из-

за чего есть вероятность утраты, искажения, разглашения, подмены данных;

> аппаратно-программные средства собственно банка, в число которых входят маршрутизаторы, брандмауэры, серверы и т.д., на основе которых построена автоматизированная банковская система;

> компании-провайдеры процессинговых услуг для банка, которые оказывают банку помощь в работе с данными, например в обслуживании серверных кластеров, в хранении данных и т. д.

При внедрении технологии интернет-банкинга необходимо обеспечить:

> полную функциональность, предполагавшуюся при проектировании и предлагавшуюся клиентам;

> непрерывность работы системы дистанционного банковского обслуживания;

> соблюдение всех требований для выполнения банковских операций;

> защиту банковской и клиентской информации от несанкционированного доступа;

> контроль над функционированием системы.

Будущее платежной системы в долгосрочной перспективе будет во многом зависеть от технологий, которые в данное время находятся в стадии разработки. Применение компьютерных систем, управляемых человеческим голосом, существенно упростит операции, совершаемые по Интернету и по телефону. Биометрические технологии повысят уровень безопасности операций, совершаемых как физическими, так и юридическими лицами. Новые технологии дадут пользователям возможность отслеживать товары в режиме реального времени на всем протяжении цепи поставок.

Появление технологий интернет-банкинга, WAP-телефонии, GSM- и SMS-банкинга для владельцев мобильных телефонов, теле-банкин-га и т. д. ставит вопрос о необходимости новой оценки не просто компьютеризации банка, а его новой роли, которая предопределяет перевод значительных объемов финансовых операций в реальную сферу.

Таким образом, в последней четверти XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения информационного общества. Известно, что в основе его построения лежат свои специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения. Для информационного общества эту роль, прежде всего, играют информационные технологии, инноваци-

онные системы и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности. Ее конечным результатом должно стать создание новой формы организации экономики - инновационной экономики.

Инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных.

Инновационность в качестве важнейшей черты новой экономики проявляется, прежде всего, в способности трансформировать знания в создание новых продуктов и услуг. Также нововведения включают в себя выявление и удовлетворение нужд потребителей, улучшение в маркетинге, распределении и услугах. В ближайшие годы главным двигателем экономического роста будут отрасли хозяйства и сферы деятельности, основанные на нововведениях.

Процесс информатизации общества помимо положительных последствий имеет и ряд отрицательных сторон. Так, объединение компьютеров в глобальные сети дало возможность большому количеству людей приобщиться к огромному массиву накопленной в мире информации и тут же породило проблемы с охраной интеллектуальной собственности, помещаемой и хранящейся в ней [1].

Преступные группы и сообщества начали активно использовать в своей деятельности информационные технологии. Для достижения целей прежде всего корыстных преступники стали активно применять компьютеры и специальную технику, создавать системы конспирации и скрытой связи в рамках системного подхода при планировании своих действий [2].

Негативным последствием информатизации общества является появление компьютерной преступности. Под компьютерным преступлением стали понимать предусмотренные общественно-опасные деяния, совершаемые с использованием средств компьютерной техники.

Экономические компьютерные преступления совершаются по корыстным мотивам и включают компьютерное мошенничество, кражу программ (компьютерное пиратство), кражу услуг и машинного времени, экономический шпионаж.

Информация превратилась в мощное средство конкурентной борьбы. Чем больше информации собрано, выверено, просеяно, тем бо-

лее плодотворными будут принимаемые решения по сравнению с конкурентами.

К сожалению, незаконный съем информации остановить практически невозможно, поскольку в ответ на защитные меры разрабатываются все новые программные и аппаратные средства электронного шпионажа.

Организации-жертвы компьютерных преступлений неохотно сообщают об этом в правоохранительные органы. Принимая решения, жертва компьютерного преступления руководствуется одним из факторов: компьютерный преступник не рассматривается как типичный уголовный преступник; расследование компьютерных преступлений является делом весьма дорогостоящим; будучи разоблаченными, компьютерные преступники в большинстве случаев отделываются легкими наказаниями; законодательство не всегда применимо к компьютерным преступлениям, что приводит к серьезным затруднениям при правильной их квалификации; правоохранительные органы не склонны относить многие из компьютерных правонарушений к категории преступлений и, соответственно, отказывают в возбуждении уголовного дела; раскрытие компьютерных преступлений сопряжено, как правило, с открытием финансовых, коммерческих и других служебных тайн, которые могут стать достоянием гласности во время судебного рассмотрения дел [3].

Электронная охота за информацией стала повседневным явлением и приобрела глобальный характер. Мировое сообщество до сих пор в должной мере не осознало ее масштабы и негативные последствия для государств, организаций, людей. Поэтому основная задача заключается в том, чтобы всесторонне оценить их, глубоко понять и вывести на уровень проблемы с последующей разработкой системы комплексных мер по предотвращению и нейтрализации. Одновременно следует предусмотреть специальные меры по организации личной информационной безопасности людей.

Законодательство при всей его динамике не успевает за темпом жизни, в связи с чем всегда образуются области отношений, которые не урегулированы правом или урегулированы на недостаточно должном уровне.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Интернет является информационно-телекоммуникационной сетью. Законодатель воспринимает Интернет просто как некое устрой-

ство, при помощи которого осуществляется обмен данными между респондентами. Однако правовой статус Интернет-пространства видится гораздо более сложным и значимым. Соответственно и легальное отражение Интернета представляется недостаточным, способствующим развитию порочных деструктивных практик со стороны недобросовестных пользователей и способствует злоупотреблениям правом. Определенность в этом вопросе сегодня крайне необходима и должна способствовать противодействию данным негативным явлениям.

Для правового регулирования виртуального пространства целесообразно не ограничиваться изданием отдельного закона, а эффективно внести соответствующие изменения в уже существующие нормативные акты, признав тем самым наличие нового важного сегмента обще-

ственной жизни, требующего внимания и регламентации. Только комплексный подход позволит эффективно бороться с неконституционным правопользованием в сети.

Литература

1. Батурин Ю. М. Информация общества, право и человек // Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь. - М.: Юридическая литература, 1988. - 356 с.

2. Крылов В. В. Информационные компьютерные преступления. - М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. - 276 с.

3. Информатика для юристов: Учебник / О. Э. Згадай, С. Я. Казанцев, Л. А. Казанцева; Под ред. С. Я. Казанцева. - М.: Мастерство, 2001. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.