Научная статья на тему 'Авторы публикаций о художественной жизни Алтая во второй половине ХХ века [на примере местной периодической печати)'

Авторы публикаций о художественной жизни Алтая во второй половине ХХ века [на примере местной периодической печати) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
153
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ СРЕДА / ИНТЕРВЬЮ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА / ARTISTIC LIFE / MEDIA / JOURNALISTIC ACTIVITIES / ART CRITICISM ENVIRONMENT / INTERVIEWS / CREATIVE PORTRAIT / ART CRITICISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Артемова А. Н.

В статье дается обзор тематики публикаций местной периодической печати второй половины ХХ века. Выявляются профессии их авторов, среди которых журналисты, музейные работники и художники. Особое внимание уделяется формированию на Алтае во второй половине ХХ века искусствоведческой среды, которая оказала большое влияние на качественное изменение публикаций о художественной жизни региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AUTHORS OF PUBLICATIONS ABOUT THE ARTISTIC LIFE OF THE ALTAI IN THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY (FOR EXAMPLE LOCAL PERIODICALS)

The article provides an overview of the subject of publications of local periodicals second half of the twentieth century. Identified profession of their authors, among them journalists, museum workers and artists. Particular attention is given to the Altai in the second half of the twentieth century art-medium, which had a great influence on the qualitative change of publications about the artistic life of the region.

Текст научной работы на тему «Авторы публикаций о художественной жизни Алтая во второй половине ХХ века [на примере местной периодической печати)»

Раздел 4 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Редактор раздела:

ТАМАРА МИХАЙЛОВНА СТЕПАНСКАЯ - доктор искусствоведения, профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

УДК 7(571.15)

Artemova A.N. THE AUTHORS OF PUBLICATIONS ABOUT THE ARTISTIC LIFE OF THE ALTAI IN THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY (FOR EXAMPLE LOCAL PERIODICALS). The article provides an overview of the subject of publications of local periodicals second half of the twentieth century Identified profession of their authors, among them - journalists, museum workers and artists. Particular attention is given to the Altai in the second half of the twentieth century art-medium, which had a great influence on the qualitative change of publications about the artistic life of the region.

Key words: artistic life, media, journalistic activities, art criticism environment, interviews, creative portrait, art criticism.

А.Н. Артемова, аспирант каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского

гос. университета, г. Барнаул, E-mail: a1897a@mail.ru

АВТОРЫ ПУБЛИКАЦИЙ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ АЛТАЯ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ МЕСТНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)

В статье дается обзор тематики публикаций местной периодической печати второй половины ХХ века. Выявляются профессии их авторов, среди которых - журналисты, музейные работники и художники. Особое внимание уделяется формированию на Алтае во второй половине ХХ века искусствоведческой среды, которая оказала большое влияние на качественное изменение публикаций о художественной жизни региона.

Ключевые слова: художественная жизнь, средства массовой информации, публицистическая деятельность, искусствоведческая среда, интервью, творческий портрет, художественная критика.

Актуальность статьи определяется тем, что средства массовой информации играют важную роль в отражении событий художественной жизни и формировании художественно-эстетического мировоззрения читателей.

Сущность понятия «художественная жизнь» достаточно глубоко раскрыта в отечественной искусствоведческой науке. Эта проблема рассмотрена художественным критиком и специалистом по истории русского изобразительного искусства Нового времени Г.Ю. Стерниным в трудах: «Русская художественная культура второй половины XIX - начала ХХ в.» (1984), «Художественная жизнь России 1900-1910 гг.» (1988), «Художественная жизнь России 30-40 гг. XIX в.» (2005). Вопросы анализа и обобщения художественной жизни начала ХХ в. подробно раскрывает доктор искусствоведения В.П. Лапшин в монографии «Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г.» (1983). Специфике искусства как формы общественного сознания посвящена работа философа, специалиста в области аксиологии, эстетики и истории философии Л.Н. Столо-вича «Жизнь - творчество - человек: функции художественной деятельности» (1985).

Одной из первых монографий, в которой обобщатся процесс становления и развития художественной жизни Сибири, является работа новосибирского исследователя П.Д. Муратова «Художественная жизнь Сибири 1920-х годов» (1974). Проблемы регионального искусства, вехи его становления и развития нашли отражение в сборнике очерков «Изобразительное искусство Алтая» (сост. Л.И. Снитко. 1977). Проявление русской художественной традиции в творчестве сибирских художников рассматривается авторами Т.М. Степанской и Л.И. Нехвядович в монографии «Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX - начало XXI в.)» (2009). Книга профессора

Т.М. Степанской «Очерки истории искусства Алтая» (2009) посвящена художникам Алтая. Особое внимание автором уделяется анализу художественной жизни Алтая в 1940-1980 гг. Художественной жизни Сибири и Алтая посвящены многоаспектные исследования таких авторов, как Е.А. Ветохин, Т.Д. Рысаева, О.А. Шелюгина, А.Б. Белецкий, Н.Е. Киселева, Н.С. Мамырина и других.

На Алтае первые публикации, содержащие сведения о местной художественной жизни, стали появляться в начале ХХ века. Написанные журналистами, они представляли собой объявления, краткие информации о предстоящих или действующих выставках. Говорить о попытках авторов проанализировать и дать оценку отдельному произведению, выставочной экспозиции или творческого пути местного художника в газетной статье можно лишь с середины ХХ века. В это время на Алтае наблюдалось активное развитие художественной жизни. В статье «Выставка на Алтае» исследователь профессионального изобразительного искусства конца XIX - начала XX веков Л.И. Снитко писала: «Для современной жизни Алтая характерен приток молодых сил из разных мест нашей страны. После окончания художественных институтов Москвы, Ленинграда, Харькова возвратились в родной край художники среднего поколения - Н. Иванов, Ф. Борунов, И. Хайрулинов. Привлеченные богатыми художественными традициями, решили приехать сюда выпускники Рижской Академии художеств - Л. Цесюлевич, И.Р. Рудзите-Цесю-левич, Г. Тарский, С. Двойнос; из Львовского художественного училища - Л. Рублева, В. Рублев» [1, с. 5-6].

В середине ХХ века на Алтае издавались две краевые газеты - «Алтайская правда» (основанная в 1937 году) и «Молодежь Алтая» (начавшая издаваться с 1920 года), а также литературно-художественный, общественно-политический журнал

«Алтай» (первый номер вышел в 1947 году). Литературно-художественный, краеведческий журнал «Барнаул» появился в 1993 году. С 1994 года ежегодно издается сборник научных трудов «Культурное наследие Сибири». С развитием художественной жизни, авторами публикаций все чаще стали выступать музейные работники и художники. Их образование и профессия позволяла уйти от написания информаций-объявлений и попытаться в статье проанализировать творчество одного из местных художников, отдельное произведение или дать обзор выставке. К примеру, И. Иевлев, член выставочного комитета, художник-педагог, в публикации «Искусство народа» делает обзор выставки работ самодеятельных художников, прошедшей в Барнауле в 1960 году.

Зачастую периодика середины ХХ века выступала проводником государственной политики в сфере искусства. Например, С. Савчук, председатель Союза Советских художников Алтайского края, в статье «Быстрее преодолеть отставание изобразительного искусства в крае» писал о недостатках в различных областях искусства, вскрытых Центральным Комитетом, и о путях их преодоления. Темой газетных публикаций художников и музейных работников часто выступало и историко-культурное наследие Алтая. К примеру, «Два портрета П.К. Фролова» - статья Н. Савельева, заведующего отделом краевого музея, о том, что найден портрет П.К. Фролова - разностороннего ученого, основателя в Сибири старейшего музея.

Публицистическая деятельность имела большое значение для современников. В 1952 году заместитель заведующего отделом культпросветработы Алтайского Крайисполкома П. Строганов писал: «Краевой отдел культпросвет работы сообщает, что помещенная в газете «Алтайская правда» заметка «О недостатках в работе краеведческого музея» правильно отмечает недостатки в работе музея. Совет обсудил ряд мероприятий, направленных на исправление отмеченных недостатков, предложил научным сотрудникам музея более энергично проводить научно-исследовательскую и собирательскую работу» [2, с. 94].

Несмотря на типологическое разнообразие, публикации на тему художественной жизни печатались нерегулярно, носили информативный характер, так как были написаны, прежде всего, журналистами. Эта ситуация как и качественное содержание статей изменилось в 1960-е годы, когда на Алтае началось формирование искусствоведческой среды. В.И. Эдоков, Т.М. Сте-

Библиографический список

панская, И.К. Галкина, Л.Н. Шамина, Л.Г. Красноцветова, В.В. Сазонова, Н.С. Царева получили фундаментальное образование в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств в Петербурге, Л.И. Снит-ко, Л.Н. Лихацкая окончили Уральский государственный университет им. М. Горького в Екатеринбурге. Появление искусствоведов на Алтае придало развитию местной культуры научную ценность, позволило систематизировать и обосновать основные этапы становления и развития алтайской художественной школы. Первой, а затем ставшей наиболее распространенной печатной формой, в которой искусствоведы содействовали популяризации алтайского искусства и повышению художественного вкуса среди читателей, стали публикации в местной периодической печати.

Подготовка статей искусствоведами для периодических изданий края носила принципиальный характер и входила в годовой план работы музеев. Например, в плане работы Алтайского краеведческого музея на первый квартал 1952 года среди прочих задач значится: «Подготовить статьи в «Алтайскую правду»: «Исторические памятники дореволюционного Алтая», «Новая модель в Алтайском краеведческом музее», «Водные пути в проектах Фролова», «Алтайские мастера-камнерезы» [3, с. 45].

С середины 1990-х годов ежегодно выходит сборник научных трудов «Культурное наследие Сибири», основателем и научным редактором которых является Тамара Михайловна Сте-панская, основатель искусствоведческой школы на Алтае, член Союза художников России с 1984 г., доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории отечественного и зарубежного искусства. Материалы и статьи, опубликованные в «Культурном наследии Сибири» под рубриками «Искусство Сибири», «Слово сибирского искусствоведа», «Публикации. Выставки. Рецензии», «Наши юбиляры», вводят в научный оборот новые факты и документы, раскрывающие историю формирования региональной культуры.

Благодаря публикациям, отразившим в периодических изданиях важные события художественной жизни Алтая, сегодня мы имеем летопись культуры и искусства Алтайского края второй половины ХХ века. Роль периодической печати в информировании читателя о событиях в художественной жизни региона, в воспитании художественного вкуса и формировании эстетических взглядов читателя, безусловно, постоянно возрастает.

1. Рукописи статей Л.И. Снитко // ГААК. Ф. Р-1585. Оп. 1. Д. 32.

2. Письмо заместителя заведующего отделом культпросветработы Алтайского Крайисполкома П. Строганова и директора Алтайского краеведческого музея Н. Денисова // ГААК. Ф. Р-1041. Оп. 1. Д. 11.

3. Материалы об организации и работе Алтайского краевого музея ИЗОиПИ // ГААК, Ф.Р-1041, оп. 1, № 351.

Bibliography

1. Rukopisi stateyj L.I. Snitko // GAAK. F. R-1585. Op. 1. D. 32.

2. Pisjmo zamestitelya zaveduyuthego otdelom kuljtprosvetrabotih Altayjskogo Krayjispolkoma P. Stroganova i direktora Altayjskogo kraevedcheskogo muzeya N. Denisova // GAAK. F. R-1041. Op. 1. D. 11.

3. Materialih ob organizacii i rabote Altayjskogo kraevogo muzeya IZOiPl // GAAK, F.R-1041, op. 1, № 351.

Статья поступила в редакцию 14.01.14

УДК 7.01

Stepanskaya T.M. TRADITIONS OF THE RUSSIAN SCIENCE. In article views of M.B. of Lomonosov of interaction of the Russian culture with western, on western «samples», on value of art in moral and patriotic education of citizens, on a worthy name in science, views of art criticism are considered. Relevance of activity of M.B. of Lomonosov turned to the future of Russia is emphasized.

Key words: sample, Russian, past, future, Academy of Arts, mosaic, historical plots.

Т.М. Степанская, д-р искусствоведения, проф., член Союза художников России,

зав. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского гос. университета,

г. Барнаул, Е-mail: stm@art.asu.ru

ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

В статье рассмотрены взгляды М.В. Ломоносова на взаимодействие русской культуры с западной, на западные «образцы», на значение искусства в нравственном и патриотическом воспитании граждан, на достойное имя в науке, взгляды на художественную критику Подчеркивается актуальность деятельности М.В. Ломоносова, обращенной к будущему России.

Ключевые слова: образец, русский язык, прошлое, будущее, Академия Художеств, мозаика, исторические сюжеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.