Научная статья на тему 'Мемориальный пейзаж в произведениях алтайских художников'

Мемориальный пейзаж в произведениях алтайских художников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
308
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖНИК / ПЕЙЗАЖ / МЕМОРИАЛЬНЫЙ / АЛТАЙСКИЙ / PAINTER / LANDSCAPE / MEMORIAL / ALTAI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Брагина Л. А.

Данное исследование посвящено проблеме становления и развития мемориального пейзажа в изобразительном искусстве Алтая. Актуальность изучения этой проблемы возрастает в связи с уникальной ценностью -ценностью человеческой искренности пластического образного суждения. Это также требует изучения и некоторого обобщения в одном из перспективных направлений научного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORIAL LANDSCAPE IN WORKS OF ALTAI PAINTERS

The given study is devoted to the problem of the establishing and development of memorial landscape in pictorial art of Altai. The problem is now becoming even more relevant because of unique value of sincerity of plastic imaginative perception. That requires some generalization in one of the advanced aspects of scientific research.

Текст научной работы на тему «Мемориальный пейзаж в произведениях алтайских художников»

7. Analiz i interpretaciya proizvedeniya iskusstva: ucheb. posobie / N.A. Yakovleva, E.B. Mozgovaya, T.P Chagovec i dr. - M., 2005.

8. Zorin, L.N. Ehstamp: rukovodstvo po graficheskim i pechatnihm tekhnikam. - M., 2004.

9. Nemirovskiyj, E.L. Izobretenie loganna Gutenberga. Iz istorii knigopechataniya. Tekhnicheskie aspektih. - M., 2000.

Статья поступила в редакцию 05.03.12

УДК 371.03

Bragina L.A. MEMORIAL LANDSCAPE IN WORKS OF ALTAI PAINTERS. The given study is devoted to the problem of the establishing and development of memorial landscape in pictorial art of Altai. The problem is now becoming even more relevant because of unique value of sincerity of plastic imaginative perception. That requires some generalization in one of the advanced aspects of scientific research.

Key words: painter, landscape, memorial, Altai.

Л.А. Брагина, ст. преп. каф. теории искусства и культурологии ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. университет», г. Барнаул, E-mail: bragina8@list.ru

МЕМОРИАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АЛТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Данное исследование посвящено проблеме становления и развития мемориального пейзажа в изобразительном искусстве Алтая. Актуальность изучения этой проблемы возрастает в связи с уникальной ценностью -ценностью человеческой искренности пластического образного суждения. Это также требует изучения и некоторого обобщения в одном из перспективных направлений научного исследования.

Ключевые слова: художник, пейзаж, мемориальный, алтайский.

Пейзаж - русское национальное достояние, имеющее непреходящее значение для воспитания, подрастающего поколения. Отличительной особенностью алтайской живописи является преимущественное развитие пейзажного жанра. Вопросами изучения пейзажа в произведениях алтайских художников занимаются многие известные отечественные исследователи. Обобщающие труды, аналитические статьи Т.М. Степанской посвящены истории становления изобразительного искусства и архитектуры Алтая, пейзаж как целостное, динамичное, развивающееся явление в обобщающей работе о пейзажной живописи Алтая 1960-1970-х годов рассматривает Л.И. Нехвядович, отражает самобытность пейзажной живописи XX века Е.И. Дариус и т.д. [1, с. 8-12].

Цель настоящей статьи - рассмотреть в очень сжатом виде процесс развития мемориального пейзажа в творчестве алтайских художников, как важной составляющей связанной с образом человека. Основными источниками при обращении к мемориальному пейзажу являются произведения искусства алтайских художников.

Талантливый самородок, самобытный и глубоко национальный мастер, живописец и рисовальщик Григорий Иванович Гуркин (1870-1937) - основоположник алтайского изобразительного искусства. Его живописное и графическое наследие составляет гордость художественных коллекций России, Сибири, Алтая. Он стал продолжателем реалистического русского пейзажного искусства второй половины Х1Х века. Творчество Г.И. Гур-кин посвятил Горному Алтаю. Первую известность получил как мастер рисунка, многие работы в технике графики выдающегося художника выполнена в его окрестностях. Краеведческий музей им. А.В. Анохина (Республика Алтай) обладает самой большой коллекцией живописных и графических работ Г.И. Чорос-Гуркина, среди которых дом-мастерская художника («Усадьба с домом»). Усадьба в Аносе является знаменитой музеем-усадьбой республики Алтай одного из первых профессиональных художников Сибири, сохранившей его образ. Расположение, планировка, комплекс строений, история усадьбы - достояние отдельного человека. В формообразовании усадьбы учтены особенности местности, рельефа и растительности [2].Тема мемориальной картины прошла через живопись Гуркина в работе «Уголок гостиной И.И.Шишкина» (1897), «Алтайцы. Юрта» (ГХМАК) и др. Непреходящая жизненная сила творчества Гурки-на в авторской мировоззренческой концепции целостного восприятия мира, и сегодня остается органичной школой художественности. Важной составляющей мировоззрения Гуркина как художника является поклонение природе, глубокое переживание ее красоты и любви к ней, ее символизация [3].

Первый сибирский импрессионист А.О. Никулин (18781945) более тесно связан с городским пейзажем, чем основатель-реалист национального искусства Г.И. Гуркин. Живописным окраинам родного Барнаула посвящены работы «Последние лучи. Барнаул»,«Барнаул. Вечер» (ГХМАК). Кроме программных произведений «Голубой Алтай» (Алтайские белки) художник пишет пейзажные этюды «Великие останки Великой

Италии», (Рим. Вход в Колизей», «Палермо», «Равенна. Церковный дворик» и др. [4].

В 1920-е годы складывается вид мемориального пейзажа. Тематика ее раскрыта и в творчестве алтайских художников (М.Я. Будкеев, А.А. Югаткин, Л.Р. Цесюлевич, В.И. Еврасов, Ю.Б. Кабанов, В.В.Коньков, А.В.Арестов и др.).

Архитектурные пейзажи алтайских художников в 70-е гг. были посвящены старинным русским городам Союза Советских Социалистических Республик: Рига, Таллин, Переславль-Залес-ский, Загорск и Углич, Ростов Великий и Новгород, Псков и Печора, Волхов и Трубеж, Торжок, Тверь, Кострома, Ярославль, древняя азиатская культура и старые сибирские города (Тобольск, Барнаул). Выставка 1976 года «По старым русским городам» запечатлела живые, непосредственные путевые впечатления, этюды, наброски, привезенные из поездок по стране. Художники показали ощущение сопричастности к этим ожившим в красках памятникам - творениям рук человеческих [5]. Городской пейзаж г. Барнаула любимая тема ведущих алтайских художников М.Я. Будкеева, Ю.Б.Кабанова, А.А. Югаткина,

В.В. Конькова и др.

Михаил Яковлевич Будкеев (р.1922) - первый и единственный Народный художник России на Алтае. Горы, озера, улицы и дома провинциального города, снова долины, белая лошадь на белом снегу, просторная монгольская степь, цветущий бадан и всадник в степи - так характеризует часть сюжетов творчества М.Я. Будкеева известный отечественный ученый, чл. СХ России, доктор искусствоведения Т.М. Степанская, чья сфера научных интересов представлена в трудах посвященных изучению и сохранению культурного наследия России. Характерной чертой времени остается поэтика его пейзажа, органично включающего городской мотив, не ставшего эпизодом в творчестве живописца. Художник обратился к барнаульской теме в конце 60-х годов, создавая серию «Старый Барнаул». Мастер создал живописную серию архитектурных образов Барнаула(1999), «Мой Барнаул» (2002). Создание натурного этюда - основа творческого метода художника, основа его творческого мировосприятия, художник продолжает традиции русского пейзажа. Выбор мотива в его творчестве, часто незаметного, непритязательного, совпадает с личностными качествами мастера, удивительной скромностью, простотой, любовью к жизни. Его удивительно-гармоничные по цвету архитектурные композиции: «Большая вода. Улица Анатолия» (1960-е гг.), где изображен уголок старого города с двух этажными деревянными купеческими особняками, дощатыми заборами, горбатым узким мостиком через разлившуюся речку Барнаулку. Этот пейзаж великолепный штрих исторической среды сибирского города; «Дом И.Ф. Носовича» (1970-е гг.), «Крестовоздвиженская церковь. Планетарий» (1970е гг.) [6]. М. Я. Будкеев не просто любуется узорочьем деревянной резьбы наличников, карнизов, передавая документально точно архитектурные детали барнаульских особнячков, он вносит в изображение свою душевную теплоту и мягкость, тем самым, одухотворяя и возвеличивая предмет изображения.

Культурное наследие России разрушается или превращается в новодел. Нет уже дома архитектора И.Ф.Носовича, написанного художником в 60-70-е годы прекрасного, с лепкой кружевной вязью дома на ул. Чехова, превращенного в новодел, Дома литераторов на ул. Анатолия, исчезла первозданная красота дома А.А. Лесневского и других архитектурных памятников.

Народный художник России Будкеев принадлежит к поколению мастеров, для которых достоверность натуры и традиционное профессиональное мастерство всегда являлись приоритетными. Суть живописи Будкеева в естественности, в открытии натуры, в развитии видения. Теперь только в ранних работах М.Я. Будкеева можно увидеть многие архитектурные памятники Барнаула, их былую красоту, иногда сопоставить, сравнить с поздними композициями автора. И мы представляем «будке-евский» мир барнаульских образов, живую натуру города, переданный автором тонкими живописными средствами.

В историю изобразительного искусства Алтая заслуженный художник России, член Союза художников России (1980) Алексей Югаткин (1926-2001) вошел, в первую очередь, как художник-график, мастер тонкой, филигранной техники акварели, отдающий предпочтение жанру пейзажа. В наследии мастера пейзаж-картина стала способом выражения природного настроения города: Проспект Ленина после дождя. 1978. (ГХМАК); «После дождя». 1978. (ГХМАК); Старый Барнаул. 1979.(ГхМАК); Октябрьская площадь. 1980. (ГХмАк) [1].

Юрий Борисович Кабанов (р. 1938). Заслуженный художник России. Член Союза художников России (1964), председатель Алтайского краевого общества Всероссийской творческой общественной организации Союза художников России (19921996 г.), лауреат премии Ленинского комсомола (1982г), Демидовского фонда Алтайского края (1998), муниципальной премии г. Барнаула (2000). Кабанов - художник-график. Серия офортов посвящена барнаульской теме, вершина которой - «Панорама Барнаула. Начало ХХ века». Более четырех лет художник работал в музеях, архивах, изучал и осмысливал материал. Обобщенный эпический образ родного города был создан в духе зубовских гравюр XVIII века во всей торжественности и красоте. Композиция с низкой линией горизонта, которая позволила показать огромное пространство, силуэты и вертикали большого количества церковных сооружений, украшающих и уравновешивающих композицию, придавая значение духовной опоры города. Черно-белая гравюра передает колористическое богатство и гармонию, создающих ощущение времени. Близок образ родного Барнаула в архитектурных композициях памятников: «Дом Полякова (магазин «Красный»), «Покровский собор» и др.

Ю.Б. Кабанов - многогранная личность. Обращение к теме революционного прошлого Алтая, приводит к рождению романтической серии «Партизаны Алтая», изучение жизни и творчества ученого, изобретателя Ю. Кондратюка рождает серию офортов «Хлеб и звезды». Государственный архив Алтайского края хранит эскизные наброски к графической серии «По страницам мира» [7]. Таким образом, живописные и графические панорамы Барнаула - это город, которого уже никогда не будет, но который есть только, благодаря полотнам художника.

Владимир Владимирович Коньков (р. 1954). Член Союза художников (1995). Действительный член Петровской академии наук и искусств. Особое место в творчестве художника занимает городской пейзаж, представляя в живописном творчестве свое видение Барнаула. Изучая историю Барнаула, прикоснулся к интереснейшей теме, уходящей в истоки возникновения города, его строительства и развития. В его композиционной серии «Старый Барнаул» любимые горожанами архитектурные памятники: «Магазин «Красный» зимой», «Дом Аверина», «Демидовская площадь» и др. Художник не просто документально точно передает знакомый силуэт, он фантазирует, представляя жизнь старого города XIX века, где из далекого прошлого врываются конные пролетки, лихие извозчики и видятся за этим романтичные дамы в шляпках, элегантные кавалеры. Художник-библиофил профессионально отбирает материал, находит правильное решение в построении композиции, цветом передает задуманное состояние. В картинах Конькова словно оживает романтический образ старых сибирских улочек, наполненных рублеными теремами, купеческими особняками красного кирпича, храмами и часовнями. Художник не ставит цели точного воспроизведения архитектурного облика эпохи. Его задача наполнить старый город живым дыханием, позволить зрителю мысленно войти в городскую жизнь конца Х1Х-начала ХХ века, почувствовать рядом с его жителями купцами и извозчика-

ми, дамами и гимназистами, дворниками и работными людьми, рядом с красивейшими домами эпохи русского модерна (Конюшенный переулок. 1995.; Соборная площадь, 1994.). Живописца беспокоит проблема архитектурного Барнаула, возможность гармоничного сочетания старой городской архитектуры с современными решениями. Об этом работы: «Башенки на Красноармейском», «Дом под шпилем» и др.

Тобольск единственный город в Сибири имеющий Кремль. А.В. Арестов в своих произведениях постоянно обращается к образам старинного города («Тобольский кремль». 1991. (ГХМАК) и др. [2].

Леопольд Романович Цесюлевич (р. 1937). Заслуженный художник России. Член Союза художников (1968). Художник с академическим образованием (Латвийская Академия Художеств) в творчестве отдает предпочтение мемориальному пейзажу двух Отечеств: России и Латвии. «Коридор. Музей истории Риги». (1971), Рижские башни (1973), «Дом на Никитина. Барнаул», «Октябрьская площадь» (1978), «Терема» (1978). Это изящные, тонкие по цвету картины настроения, ощущения художника, попытка передать зрителю свои раздумья. Особое чувство вызывает картина «Студенческий проспект», где заснеженный зимний город не просто фон для идущей по проспекту веселой нарядной молодежи, а добрый хранитель памяти [8].

Таким образом, художники через любовь к родному городу вносят свой вклад, в художественную летопись Барнаула навсегда увековечив память ушедшего культурного наследия.

А.С.Пушкин близок всем поколениям. Он вдохновляет, побуждает к творчеству. Пушкинская тема всегда волновала живописцев, графиков, скульпторов Алтайского краевого отделения Союза художников России. Литературные места России в серии графических работ А. Вагина, образ юного поэта заинтересовал

С.Дедова. Пушкин в пору творческой зрелости нашел воплощение в больших полотнах И.С. Хайрулинова и Г.Ф. Борунова. И сегодня, работая со студентами, И.С. Хайрулинов продолжает выбирать тематику произведений, связанных с различными периодами жизни великого соотечественника. Об этом говорит работа выпускника Новоалтайского государственного художественного училища М. Руднева «А.С.Пушкин» (1996). Вершиной празднования стало открытие памятника (1999), великому русскому пииту, созданного по инициативе творческой интеллигенции на народные деньги известным алтайским скульптором России М.А. Кульгачевым [7].

Михайловское, Тригорское, Болдино... Старинные села на Псковщине и Нижегородской земле изображают художники в своих полотнах эти исторические уголки России, где присутствует дыхание пережитого волнения авторов от «встречи» с великим поэтом. Решение «мемориального пейзажа» Пушкинских мест мы находим у В.И. Еврасова, чья первая персональная выставка (1999), приуроченная к двухсотлетию со дня рождения А.С.Пушкина, проходила в картинной галерее Алтайского государственного университета. Валерий Иванович Еврасов художник (специальность палехская миниатюра), график, оформитель книжных изданий, член Союза художников России (1990) посвящает свои работы любимому времени года поэта, а также сибирским видам [9]. Галерея «Универсум» факультета искусств АлтГУ в 2011 году экспонировала произведения живописца, члена Союза художников России В.С.Шубина (1996). Среди работ выставки «Милые сердцу сюжеты» — многофигурная композиция «А.С.Пушкин и его окружение».

Итак, пушкинская тема - развивающаяся линия в творчестве алтайских художников. Изображения любимой пушкинской поры, любимых мест - стало объединяющей для большинства алтайских художников.

Более четверти века художники края продолжают разрабатывать алтайскую шукшиниану. Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина в селе Сростки Бийского района Алтайского края ежегодно собирает поклонников творчества на Шукшинских чтениях. 2009 год был объявлен Годом В.М.Шук-шина на Алтае. Шукшинская тематика в творчестве алтайских художников многогранна. Воспоминания о нем воплощены в графических и живописных пейзажах разных времен года, исторических местах родного села (И.Попов «Шукшин в Сростках» (2003), «Изба, где родился В.М.Шукшин» (1986, 1991), «Домик у озера Раменское», (1986), Л.Р Цесюлевич «Белая родина Шукшина» (1999), В.И. Еврасов «Не просто говорить о Шукшине (1989)) и многие другие [2].

Таким образом, кисти алтайских художников устремлены к вдохновенным местам своего земляка, где создавал любимые народом произведения известный талантливый российский гражданин, писатель, драматург, режиссер и актер.

Библиографический список

1. Дариус, Е.И. Коллекция работ с видами Барнаула в Государственном художественном музее Алтайского края: комплектование и изучение I Е.И. Дариус, А.В. Федотов II Алтайский текст в русской культуре. — Барнаул, 2GG4.- Вып. 2.

2. Степанская, Т.М. Очерки истории искусства Алтая. - Барнаул, 2GG9.

3. ГААК. Ф.Р-1 .оп.1 .д.13

4. Государственный художественный музей Алтайского края. Иконопись. Живопись. Графика. - М., 2GG2.

5. 21-я краевая выставка «По старым русским городам». - Барнаул, 1976.

6. МИXАИЛ БУДКЕЕВ Заслуженный художник РСФСР Живопись I вступ. ст. В. Эдокова. - Барнаул, 1983.

7. Степанская, Т.М. Некоторые штрихи развития изобразительного искусства Алтая II Культурное наследие Сибири. - Барнаул, 2GG8.

8. Митина, Н.В. Образ г. Барнаула в произведении Л.Р Цесюлевича «Терема» II Молодежь - Барнаулу: материалы н!п конф.

- Барнаул, 2GG7.

9. Валерий Еврасов Кат. выст. I вступ. ст. Т.М. Степанской. - Барнаул, 1999.

1G. Нехвядович, Л.И. Виды Барнаула в произведениях алтайских художников 1960-1970-х гг. ИБарнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы. - Барнаул, 2GG5.

11. Нехвядович, Л.И. Типология тем и мотивов пейзажной живописи Алтая 1960-1970-х гг. //Вестник Алтайской науки. Культура. - Барнаул, 2005. - Вып. 1.

12. Степанская, Т.М. Первый видописец Барнаула В.П.Петров. - Барнаул, 2009.

Bibliography

1. Darius, E.I. Kollekciya rabot s vidami Barnaula v Gosudarstvennom khudozhestvennom muzee Altayjskogo kraya: komplektovanie i izuchenie I E.I. Darius, A.V. Fedotov II Altayjskiyj tekst v russkoyj kuljture. — Barnaul, 2004.- Vihp. 2.

2. Stepanskaya, T.M. Ocherki istorii iskusstva Altaya. - Barnaul, 2009.

3. GAAK. F.R-1 .op.1.d.13

4. Gosudarstvennihyj khudozhestvennihyj muzeyj Altayjskogo kraya. Ikonopisj. Zhivopisj. Grafika. - M., 2002.

5. 21-ya kraevaya vihstavka «Po starihm russkim gorodam». - Barnaul, 1976.

6. MIKhAIL BuDkEEV Zasluzhennihyj khudozhnik RSFSR. Zhivopisj I vstup. st. V. Ehdokova. - Barnaul, 1983.

7. Stepanskaya, T.M. Nekotorihe shtrikhi razvitiya izobraziteljnogo iskusstva Altaya II Kuljturnoe nasledie Sibiri. - Barnaul, 2008.

8. Mitina, N.V. Obraz g. Barnaula v proizvedenii L.R. Cesyulevicha «Terema» II Molodezhj - Barnaulu: materialih nIp konf. - Barnaul,

2GG7.

9. Valeriyj Evrasov Kat. vihst. I vstup. st. T.M. Stepanskoyj. - Barnaul, 1999.

10. Nekhvyadovich, L.I. Vidih Barnaula v proizvedeniyakh altayjskikh khudozhnikov 1960-1970-kh gg. IIBarnaul na rubezhe vekov: itogi, problemih, perspektivih. - Barnaul, 2005.

11. Nekhvyadovich, L.I. Tipologiya tem i motivov peyjzazhnoyj zhivopisi Altaya 1960-1970-kh gg. II Vestnik Altayjskoyj nauki. Kuljtura.

- Barnaul, 2005. - Vihp. 1.

12. Stepanskaya, T.M. Pervihyj vidopisec Barnaula V.P.Petrov. - Barnaul, 2009.

Статья поступила в редакцию 25.04.12

УДК 7. 034 + 726.6

Grechneva N. V.THE MODERN ORTHODOX CHURCHES OF THE NOVOALTAYSKTOWN.Inarticle the authoranalyses architectural and planning peculiarities of the modern Orthodox churchesof Novoaltaysk town. She also designates the main stylistic tendencies in temple building. At present a great interest for stylization on a theme of the Old Russian architecture is becoming apparent in Altai region. This tendency is also noticeable in the architectural appearance of the churches of Novoaltaysk. In this brief historical review there is a description of the first churches built in the town.

Key words.style, method, architecture, church, Russian style, neoeclectieism, tradition.

Н.В. Гречнева, ст. преп. каф. истории отечественного и зарубежного искусства факультета искусств

ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. университет», г. Барнаул, E-mail: grechneva-nata@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА

Встатье автор рассматривает архитектурно-планировочные особенности православных храмов города Но-воалтайска, обозначает основные стилистические тенденции в современном культовом строительстве. В настоящее время на Алтае более всего проявляется интерес к стилизации на темы древнерусского зодчества, эта тенденция прослеживается и в архитектурном облике современных храмов Новоалтайска. В краткой исторической справке дается описание первых церквей, возведенных с момента основания поселения.

Ключевые слова стиль, метод, архитектура, храм, «русский стиль», неоэклектика, традиции.

Современная культовая архитектура Алтая представляет собой интересную, малоизученную область искусствоведческого и культурологического знания.

Каждый город края имеет свою неповторимую историю, связанную с возведением культовых зданий. История города Новоалтайска начинается в XVIII веке с основания в 1717 году Бело-ярской крепости. Под защитой гарнизона крепости русские переселенцы стали обживать правый берег реки Оби. Поток переселенцев рос с каждым годом. Рядом с Белоярской крепостью были основаны деревни Фирсово, Чесноковка, Бажово и др. Для отправления православных религиозных обрядов в Белоярской

крепости возводится первая деревянная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, простояла она около 20 лет, потом « за ветхостью» была разобрана. Вторая деревянная церковь в селе Белоярск была возведена в 1898 году, церковь была большая, а престол освящен также во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, но в 1938 году в сильную грозуот удара молнии случился пожар, и церковь сгорела [1].Село Чес-ноковка постепенно разрасталось, в 1897-1900 годах здесь построили деревянную церковь Святителя и Чудотворца Николая, в приход входили жители Чесноковки, Фирсово, Санниково. Строительство железной дороги, которая прошла рядом с Чесноков-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.