Научная статья на тему 'Автоматизированная система контроля и оценки знаний студентов'

Автоматизированная система контроля и оценки знаний студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1217
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ТЕСТИРОВАНИЯ / ОДИНОЧНЫЙ ВЫБОР / МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР / УСТАНОВЛЕНИЕ ПОРЯДКА СЛЕДОВАНИЯ / УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ / УКАЗАНИЕ ИСТИННОСТИ ИЛИ ЛОЖНОСТИ УТВЕРЖДЕНИЙ / ШКАЛА ОЦЕНОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лящук С. А.

В работе рассмотрены функции тестирования, особенности применения программы MyTest для контроля и оценки знаний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лящук С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная система контроля и оценки знаний студентов»

ности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание учащихся почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.

Третий год подряд учащиеся нашей школы участвуют в дистанционной олимпиаде по музыке, которую организовывают Рахманколовы Елена и Рашид, Советский район. Спасибо им огромное и не только за это, но и за те конкурсы, в которых мы охотно принимаем участие и занимаем призовые места. Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не находится места для оценки оригинальности замысла и для творческого подхода, то процесс учения теряет в глазах учащихся свою привлекательность; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом. Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое учебное пособие, «шпаргалку» по трудной теме, музыкальный клип, фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль и т.п.).

Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть.

Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству супервизора - кого-либо из педагогов школы, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие. Мы намеренно не употребляем термин «руководитель проекта», подчеркивая тем самым, что инициатором сотрудничества и активной стороной взаимодействия в данном случае является школьник. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным.

Метод проектов по своей дидактической сути нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменениям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

В настоящее время проектная деятельность в школе может рассматриваться как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций - функциональной грамотности.

УДК 378.147

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

С.А. Лящук

В работе рассмотрены функции тестирования, особенности применения программы MyTest для контроля и оценки знаний студентов.

Ключевые слова: функции тестирования, одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, шкала оценок.

Значительную роль в достижении требо- Главная функция проверки - это контрований к результатам обучения студентов, в лирующая функция, заключающаяся в кон-

совершенствовании учебно-воспитательного троле знаний и умений студентов, определе-

процесса играет проверка знаний и умений. нии достижения учащимися базового уровня

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012

подготовки, овладения обязательным минимумом содержания дисциплины.

Различают текущую, рубежную и итоговую проверки знаний студентов. Все виды проверки проводятся с помощью разных форм и методов. Одним из таких методов проверки является тестирование. Тестирование выполняет три функции: диагностическую, обучающую и воспитательную [1].

В своей работе я использую программу МуТе81 для подготовки, проведения и анализа компьютерного тестирования студентов. Меня привлекла в этой программе возможность работы с изображениями, так как при обучении студентов 1-го курса бывали случаи, когда во время изучения темы «Графический интерфейс Windows» у многих возникала проблема с правильными определениями нужного объекта.

Поэтому в тест были включены вопросы такого типа: «Укажите на изображении

объект».

Например, укажите на изображении:

- кнопку «Свернуть» (рис. 1);

- строку главного меню;

- панель инструментов и т.д.

Такого рода тестовые задания в режиме обучения очень помогают студентам в освоении этой темы (рис. 1).

Рис. 1. Тестовые задания

Использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно-обучающих программах позволяет испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале

тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля. При включении обучающего режима студент получает информацию об своих ошибках и верных ответах.

При контроле знаний студентов по теме «Файловая система» использую вопросы на установление соответствия (рис. 2).

Программа МуТе81 работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление (рис. 2) соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв.

Укажите соответствие для вс ех 4 вариантов ответа;

га ехе, сот ' Текстовые файлы

га м. с!ос 2 Видеофайлы

га ам, тред 3 Г рафические файлы

га bmp.jpg * Исполняемые файлы

Рис. 2. Задание на установление соответствия

MyTest (система программ) - программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов, применяемый для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа удобна в использовании. Все учащиеся быстро и легко осваивают ее. Для создания тестов имеется очень простой редактор тестов с понятным интерфейсом. Любой преподаватель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может составить свои тесты для программы МуТе81 и использовать их на уроках. Я, имея в наличии компьютерную сеть, организовала централизированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала МуТе81. Результаты выполнения заданий выводятся студенту и отправляются преподавателю. Преподаватель может оценить или проанализи-

ровать их в любое удобное для него время. Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому в настройках теста предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время). Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям - все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов, один тест - один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат. С помощью программ MyTest можно организовать как локальное, так и сетевое тестирование. Все права на программу MyTest принадлежат ее автору. Автор программы: А.С. Башлаков, г. Унеча Брянской области. Программа MyTest распространяется бесплатно (Freeware). К программе довольно грамотно составлена справка, в которой можно найти все информацию о возможностях создания, редактирования и использования данной программы.

Также хочу отметить, что в последней версии программы появилось много нового.

Текст вопросов и вариантов поддерживает форматирование. Вы можете изменять шрифт, его размеры, цвет, начертание, использовать надстрочные и подстрочные индексы, менять выравнивание и создавать списки. Для этого в редакторе тестов имеется встроенный редактор текста, похожий на WordPad. Также вы можете редактировать и

форматировать текст в текстовом редакторе (например, Word) и вставлять в программу.

Если произведены соответствующие настройки, то результаты теста будут также отправлены на сервер преподавателю по компьютерной сети. Результаты содержат подробные данные о проведенном тесте. По каждому студенту можно посмотреть время, затраченное на выполнение заданий, количество ошибок, оценку в баллах и процентах. Также при включенной настройке «Сохранять результаты в файл», подробные результаты сохраняются в файл результатов. По умолчанию файл находится в каталоге с программой, но вы можете указать другое место в настройках программы.

Система оценки задается при создании теста без необходимости менять какие-либо настройки программы. Шкала оценок может быть не только пятибалльная, но и любая другая (десятибалльная, двенадцатибалльная, стобалльная, зачет/незачет - любая!). Если для ответа на задание требуется калькулятор, то его можно быстро вызвать, нажав на клавиатуре клавишу «=» (равно).

В заключение могу отметить, что такая система контроля и оценки знаний студентов очень удобна для проведения не только на разных этапах аудиторных занятий, но и на внеклассных мероприятиях.

Литература

1. Информационно-образовательный портал Клякс@.пеі URL: http://mytest.klyaksa.net

УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЕМЫХ

А.М. Межуев, С.А. Дмитриев, О.Н. Роговенко

В работе рассматриваются вопросы создания и использования автоматизированной системы диагностики знаний и компетенций обучаемых по дисциплине «Устройства приема и обработки сигналов». Разработанная программа может быть эффективно использована для проведения различных форм контроля знаний и самооценки обучаемых на основе многоуровневого тестирования.

Ключевые слова: электронное тестирование, диагностика знаний, самооценка знаний.

Диагностика обучения - обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика образовательной деятельности курсантов включает в

себя: контроль, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений обучаемых, предопределение целей, уточнение об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.