Научная статья на тему 'Применение тестовой системы компьютерного контроля MyTest при обучении студентов социально-экономического профиля'

Применение тестовой системы компьютерного контроля MyTest при обучении студентов социально-экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
448
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА / EDUCATION OF STUDENTS / COMPUTERIZED CONTROL / TESTING SYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Александрова И. В., Гирфанова Е. Ю.

На конкретном опыте преподавательской деятельности авторы показывают возможности применения тестовой системы компьютерного контроля MyTest при обучении студентов на факультете экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors consider the possibilities of using MyTest computerized monitoring test system for training students of the department of economics and management of Nizhnekamsk Institute for Chemical Technology.

Текст научной работы на тему «Применение тестовой системы компьютерного контроля MyTest при обучении студентов социально-экономического профиля»

И. В. Александрова, Е. Ю. Гирфанова ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОГО КОНТРОЛЯ MyTest ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: обучение студентов, компьютерный контроль, тестовая система.

На конкретном опыте преподавательской деятельности авторы показывают возможности применения тестовой системы компьютерного контроля MyTest при обучении студентов на факультете экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института.

Keywords: Education of students, computerized control, testing system.

The authors consider the possibilities of using MyTest computerized monitoring test system for training students of the department of economics and management of Nizhnekamsk Institute for Chemical Technology.

В последнее время при обучении студентов в вузах разрабатываются и активно используются тестовые системы компьютерного контроля [1,2, 3]. На факультете экономики и управления НХТИ с 2008 года ст. преп. М. А. Тухватуллиной внедрена и успешно используется в работе преподавателями, ведущими дисциплины социально-экономического профиля, программа компьютерного тестирования МуТеБ1

МуТеБг это - система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа легка и удобна в использовании. Она поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный. В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме за неверные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно. В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.

При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения, позволяя таким образом испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому в настройках теста предусмотрено ограничение времени выполнения, как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время).

Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям для каждого отдельного теста - все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов - один тест - один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат.

MyTest имеет хорошую степень защиты, как тестовых заданий, так и результатов. Благодаря тому, что для теста можно задать несколько различных паролей (для открытия, редактирования, тестирования), испортить (отредактировать) тест лицам, не имеющим на это право, становится практически невозможно, как невозможно и украсть ключи (правильные ответы) к тестовым заданиям. Так как результаты тестирования могут сохраняться в защищенный файл, который невозможно отредактировать, то оценки студентов всегда объективны и не зависят от лояльности тестолога. Ввиду того, что результаты тестирования могут сохраняться как на локальном ПК, так и параллельно на ПК тестолога, вероятность потери результатов сводится к нулю. Программа продемонстрировала высокую надежность работы в практике преподавателей факультета Экономики и управления. В ней предусмотрены различные варианты защиты тестов от несанкционированного получения ответов.

Программа постоянно развивается, грамотно учитывая нужды многих пользователей и при этом никого не ущемляя, то есть новые функции добавляют интересные возможности для тестирования и при этом не являются лишними для тех, кому нужны тесты попроще.

Ко многим полезным функциям, которые имеются в программе для проведения компьютерного тестирования, можно ещё присоединить то, что если студент по каким-либо причинам не может выполнять тест за ПК (например, по состоянию здоровья), то буквально за 1-2 минуты можно сформировать «бумажный» вариант теста.

Программа MyTest X распространяется бесплатно. Некоммерческое использование программы не требует денежных выплат. Любое образовательное учреждение, учитель и ученик могут бесплатно использовать программу на основе лицензионного соглашения без каких либо денежных отчислений. Программа работает под ОС Windows 2000, XP, Vista, 7. Для работы под Linux можно использовать Wine [4].

Программа MyTest работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу.

Одиночный выбор - тестируемому предлагается выбрать только один вариант ответа из нескольких предложенных. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, необходимо щелкнуть по соответствующему переключателю левой кнопкой мышки. Переключатели позволяют выбрать только один из двух и более параметров. Либо, во-вторых, нажать на клавиатуре цифру - номер варианта.

Множественный выбор - тестируемому предлагается выбрать один или несколько вариантов ответа из нескольких предложенных. Это можно сделать двумя способами. Первый способ - щелкнуть по переключателю левой кнопкой мышки. В отличие от переключателей, ограничивающих возможность выбора одним вариантом, флажки позволяют выбирать несколько вариантов одновременно. Второй способ -нажать на клавиатуре цифру - номер варианта. Если до нажатия переключатель не был выбран - он станет выбран, если же уже был выбран, то станет не выбран.

Установление порядка следования - тестируемому предлагается упорядочить список. Для этого нужно для каждого элемента (варианта ответа) выбрать из выпадающего списка его порядковый номер. Раскрывающиеся списки аналогичны меню. В свернутом состоянии раскрывающийся список отображает только текущий выбранный параметр. Другие доступные параметры скрыты до щелчка кнопки со стрелкой. Это можно сделать двумя способами: во-первых, щелкнуть по раскрывающемуся списку левой кнопкой мышки и выбрать нужный порядковый номер, или нажать на клавиатуре цифру - номер варианта ответа. Нажатие клавиши 1 позволяет перебрать номера в списке для первого варианта, клавиши 2 -для второго и т. д. При нажатии клавиш происходит переход к следующему значению списка по кругу, т. е. 1-2-3-4-5-1-2...

Вопрос на сопоставление (установление соответствия) предполагает выбор номера соответствующего варианта из всех предложенных. Т.е. даны два столбика - для каждого варианта из первого столбика необходимо указать соответствующий вариант из второго. Это можно сделать двумя способами. Первый способ - щелкнуть по раскрывающемуся списку левой кнопкой мышки и выбрать нужный порядковый номер. Способ второй: нажать на клавиатуре цифру - номер варианта ответа. Нажатие клавиши 1 позволяет перебрать номера в списке для первого варианта, клавиши 2 - для второго и т.д. При нажатии клавиш происходит переход к следующему значению списка по кругу, т.е. 1-2-3-4-5-1-2...

Указание истинности или ложности утверждений - вопрос предполагает выбор утверждения «да», «нет», из списка для всех предложенных вари-

антов. Для ответа на этот вопрос необходимо щелкнуть по раскрывающемуся списку левой кнопкой мышки и выбрать нужный ответ («да» или «нет»).

Вопрос на ручной ввод числа предполагает ввод числа в качестве ответа. Правильный ответ может быть задан в виде числа, или в виде числового диапазона. В последнем случае ответ тестируемого считается правильным, если он попадает в указанный диапазон. При вводе ответа тестируемый может ввести только число (буквы и др. знаки игнорируются).

Вопрос на ручной ввод текста предполагает введение текстовой строки в качестве ответа. Можно задать не один, а несколько вариантов ответа. Ответ засчитывается, если совпадает хотя бы с одним из вариантов.

Для ответа на вопрос типа часть изображения необходимо указать точку на изображении. Если она попадает в указанную область ответ верен.

Если тестируемый уверен в ответе для перехода к следующему вопросу следует нажать кнопку «Дальше» либо на клавиатуре ENTER или ПРОБЕЛ.

Индикатор под кнопкой «Дальше» отображает ход теста, т.е. количество заданных на данный момент вопросов.

К каждому заданию может быть прикреплен рисунок (в форматах *.png, *.gif, *.jpg, *.jpeg, *.bmp, *.ico, *.emf, *.wmf).

Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа.

При наличии компьютерной сети, используя модуль журнала MyTest, можно легко:

• Организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются преподавателю. Преподаватель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.

• Организовать раздачу тестов учащимся через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры. Раздавать можно сразу несколько разных тестов.

• Непосредственно следить за процессом тестирования.

При подготовке теста необходимо задать следующие параметры:

- Заголовок теста. Автор (составитель) теста. Описание теста.

- Инструкция тестируемому - сообщение, которое будет показано тестируемому в начале теста. Позже это сообщение можно посмотреть по команде Тест - Инструкция. Инструкция может содержать форматированный текст, рисунки и формулы.

- Заметки - это текст, который не виден тестируемому. Прочитать его или изменить можно только открыв тест в редакторе. В заметках можно хранить любую информацию. Например, что и в каком задании хочется изменить, какие-то замечания по тесту и т.д. Заметки могут содержать форматированный текст, рисунки и формулы.

- Оценивание. Каждый тест служит для про-

верки каких-то качеств и свойств личности. Оценка студента вычисляется по баллам. Уровень оценки в процентах (для того чтобы не менять при удалении/добавлении заданий) задается в редакторе. Уровень оценки любой - от двухбалльной (зачет/незачет) до 100-балльной. Для оценки можно указать название - тогда выводится не цифра, а название (полезно для зачет/незачет). В редакторе для удобства имеются часто применимые шаблоны оценивания, вы можете использовать их, а можете задать свои. В редакторе вы можете указать засчитывать только 100% верные ответы или учитывать не полные ответы (например, в множественном выборе отмечены не все или, наоборот, лишние варианты). Частичное засчитывание рекомендуется применять только в тестах с заданиями на указание истинности или ложности утверждений. Тогда получается классический МСр.

- Порядок вопросов: обычный или случайный. Задает в каком порядке тестируемому будет предложены задания. Для случайного порядка перемешивание заданий происходит при каждом запуске теста.

- Порядок вариантов: обычный или случайный. Задает в каком порядке тестируемому будет предложены варианты ответов. Если включен случайный порядок, то у разных учеников будет различные порядки вариантов ответа.

- Темы. Темы, или по-другому группы заданий, предназначены для удобного ограничения количества заданий для студента. Вы можете указать, сколько именно заданий из какой темы будет задано (меню параметры теста - ограничить кол-во заданий). При ограничении количества заданий они выбираются случайным образом. Количество тем в тесте не ограничено. Изменить тему задания можно в любой момент.

- Ограничение по времени. Вы можете ограничить не только время обдумывания каждого задания, но и время всего теста. Ограничение для задания указывается при редактировании заданий, ограничение для всего теста в меню Параметры тестирования.

- Пароли. Ваши тесты надежно защищены. Для удобства вы можете задать пароль на открытие теста для тестирования, открытие теста для редактирования, на запуск тестирования.

- Режимы. В программе предусмотрены несколько независимых друг от друга режимов тестирования. Обучающий - при ошибке тестируемый получает соответствующее сообщение и может посмотреть объяснение задания (если оно вами задано). Ошибочные и верные варианты так же подсвечиваются разными цветами. Штрафной - при ошибке у тестируемого будут отниматься баллы. Этот режим работает по разному в зависимости от настроек оценивания (засчитывать 100% верные ответы или нет). В этом режиме дополнительно появляется кнопка «Я не знаю...». Щелчок по ней присваивает за задание нуль баллов. В типе заданий «указание истинности или ложности» для каждого варианта кроме «да» и «нет» присутствует пустой вариант - нуль баллов за вариант. Свободный - позволяет перемещаться по заданиям в любом порядке. В любой момент можно вер-

нуться к заданию, если на него еще не дан ответ. Дополнительно появляется кнопка «Пропустить» - переход к следующему заданию без ответа (позже можно вернуться) и список заданий, позволяющий перейти к любому пропущенному заданию. В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.

Выбор правильного варианта ответа производится либо щелчком мыши, либо клавишами на клавиатуре в зависимости от типа задания.

По окончанию теста выводится окно с оценкой. Так же эта информация (но более подробная) выводится в поле информации (поле вопроса). В окне с оценкой показываются две диаграммы - одна статистика по вопросам, другая по баллам. Цвета на диаграмме №1 означают: белый - вопросов пропущено (тест был остановлен или закончилось время), зеленый - ответов правильно, красный - ошибок. Цвета на диаграмме №2 означают: зеленый - баллов набрано, красный - баллов не набрано из-за ошибок. Количество баллов за ответ для каждого задается в редакторе тестов.

Для работы Журнала не нужен выделенный сервер в классе или какой-то особенный компьютер. Журнал может работать на любом компьютере класса. Естественно, компьютеры должны быть соединены в компьютерную сеть. Так же вид адресации (динамическая или статическая) компьютеров в сети класса не имеет значения. Вы можете задать на какой компьютер будут отправляться результаты указав либо 1Р-адрес компьютера, либо сетевое имя компьютера. Например, 192.168.1.11 (- 1Р-адрес компьютера лаборанта в компьютерном классе) или РС10 (- имя компьютера преподавателя, ведущего дисциплину).

Если компьютер студента не может связаться с компьютером, указанным в настройках сети, то при отправке сообщений и результатов появится предупреждение об ошибке: «Сервер не найден». В этом случае проверьте настройки программы, работу вашей сети или запущен ли Журнал.

Обратите внимание: для того чтобы преподаватель смог получить результаты тестирования от тестируемых необходимо чтобы модуль Журнал был уже запущен и работал во время тестирования (и его окончания). Если же его запустить после тестирования никаких результатов там не окажется - откуда им взяться? Вроде бы все просто и логично, но это наиболее встречающаяся ошибка начинающих пользователей программы.

Таким образом, рассмотренные примеры компьютеризации высшего образования показывают, что компьютерные технологии, как и любые другие, имеют свои сильные и слабые стороны. Педагогический процесс это не только обучение, но и формирование личности, а компьютер, к сожалению, этого не обеспечивает. Однако он способствует релаксации студентов в процессе познавательной деятельности, что само по себе активизирует мышление, а, следовательно, и усвоение изучаемого материала.

Литература

1. Айтуганова Ж.И. Педагогический тестовый контроль учебных достижений студентов по иностранному языку (английскому) в КГЭУ /Ж.И.Айтуганова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011 - №4.- С.271-278.

2. Маркова О.А. Контроль графической подготовки студентов /О.А.Маркова, А. А. Сагдеев, А.Т. Галимов, А.Р. Целоусова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011 - Т. 14, №2. - С.305-308.

3. Фахертдинова Д.И. Компьютерное тестирование как

инновационная форма вступительных экзаменов по физике в Казанском государственном архитектурностроительном университете / Д.И. Фахертдинова,

А.И.Фахертдинова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010.

- №12. - С.327-330.

4. Электронный ресурс: ЦКЬ://

Мір://шу1:е8І.к1уак8а.пе1:/№Ікі/0/о/ (дата обращения

22.11.2011).

© И. В. Александрова - канд. соц. наук, доц. каф. государственного и муниципального управления, социологии и менеджмента Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, iva71@mail.ru; Е. Ю. Гирфанова - канд. пед. наук, доц. каф. экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, elena-girfanova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.